Научная статья на тему 'Игра-путешествие по сказкам Ханса Кристиана Андерсена как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о выразительных средствах языка'

Игра-путешествие по сказкам Ханса Кристиана Андерсена как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о выразительных средствах языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выразительные средства языка / литературная сказка Х.К. Андерсена / игра–путешествие / старший дошкольный возраст / expressive means of language / H.C. Andersen's literary fairy tale / game–journey / senior preschool age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Валерьевна Скорина, Татьяна Васильевна Малова

В статье рассматривается эффективность использования игры-путешествия по сказкам Х.К. Андерсена в процессе формирования представлений о выразительных средствах языка. Цель статьи – выявление педагогических условий, эффективно влияющих на использования игры-путешествия по сказкам Х.К. Андерсена в формировании у детей 6-7 лет представлений о выразительных средствах языка. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы и педагогический эксперимент. Основные результаты статьи: определены представления о выразительных средствах языка сказок Х.К. Андерсена у детей 6-7 лет; охарактеризованы особенности использования игры–путешествия по сказкам с детьми старшего дошкольного возраста; представлено содержание игры–путешествия по формированию представлений о выразительных средствах языка. По данному исследованию можно сформулировать следующие выводы: к старшему дошкольному возрасту дети могут выделять выразительные средства сказок Х.К. Андерсена, а также лаконично и точно использовать их в общении. В результате целенаправленного педагогического воздействия, благодаря интересной игровой форме проведения, дети освоят характеристику средств языковой выразительности. Материалы проведенного исследования задают вектор к практическому использованию разработанных нами методических рекомендаций в практике педагогов дошкольных образовательных организаций и молодых специалистов для успешной реализации задач дошкольного образования, направленных на развитие образной речи, а также на приобщение детей к художественной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The game-journey in tales of Hans Christian Andersen as a means of forming in 6-7 years aged children ideas about the expressive means of language

The article examines the effectiveness of using the game-journey through the fairy tales of H.C. Andersen in the process of forming ideas about the expressive means of language. The purpose of the article is to identify pedagogical conditions that effectively influence the use of H.C. Andersen's fairy tale travel game in the formation of ideas about the expressive means of language in 6-7 years aged children. The leading methods of studying the problem are theoretical analysis of psychological and pedagogical literature and pedagogical experiment. The main results of the article: the ideas about the expressive means of the language of H.C. Andersen's fairy tales in 6-7 years aged children are determined; the features of using the fairy tale travel game with older preschool children are characterized; the content of the travel game on the formation of ideas about the expressive means of language is presented. According to this study, the following conclusions can be formulated: by the older preschool age, children can allocate expressive means of H.C. Andersen's fairy tales as well as use them concisely and accurately in communication. As a result of purposeful pedagogical influence, thanks to an interesting form of play, children wil l master the characteristics of the means of linguistic expressiveness. The materials of the study set a vector for the practical use of the methodological recommendations developed by the authors in the practice of teachers of preschool educational organizations and young professionals for the successful implementation of the tasks of preschool education aimed at the development of figurative speech as well as at introducing children to fiction.

Текст научной работы на тему «Игра-путешествие по сказкам Ханса Кристиана Андерсена как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о выразительных средствах языка»

5. Яковенко, Т.В. «Точка кипения»: смешанное обучение — технология XXI века / Т.В. Яковенко, Е.Г. Скобельцына ; под ред. Л.Н. Нугумановой. - Казань : ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2019. - 72 с. - Текст : непосредственный.

6. PISA 2015 Mathematics framework. - URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2015-assessment-and-analyti-cal-framework/pisa-2015-mathematics-framework_9789264281820-5-en#page5 (accessed: 05.05.2022). - Text : electronic.

REFERENCES

1. Batchaeva P.A.-Ju. Ustnye uprazhnenija kak odno iz sredstv formirovanija matematicheskoj kul'tury uchashhihsja 5-9 klassov [Oral exercises as one of the means of forming the mathematical culture of students in grades 5-9]. Sibirskij pedagog-icheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2009, no 2, pp. 240-250.

2. Dautova O.B., Ignat'eva E.Ju., Shilova O.N. Massovyj format smeshannogo obuchenija kak dvizhenie k cifrovoj trans-formacii obrazovanija [The mass format of mixed education as a movement towards the digital transformation of education]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXIvek [Lifelong education: the 21st century], 2020, Vyp. 3 (31). URL: https://lll21.petrsu.ru/jour-nal/article.php?id=6045 (Accessed 02.05.2022).

3. Derbush M.V., Skarbich S.N. Innovacionnye podhody k ispol'zovaniju informacionnyh tehnologij v processe obuchenija matematike [Innovative approaches to the use of information technology in the process of teaching mathematics]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Lifelong education: the 21st century], 2020, no. 2(30), pp. 66-80.

4. Permjakova M.Ju. Harakteristika ponjatija "funkcional'no-graficheskaja gramotnost' obuchajushhihsja" [Characteristics of the concept of "functional-graphic literacy of students"]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [The world of science, culture, education], 2012, no. 6(37), pp. 251-253.

5. Jakovenko T.V., Skobel'cyna E.G. "Tochka kipenija": smeshannoe obuchenie — tehnologija XXI veka ["Boiling point": mixed education - technology of the XXI century]. Nugumanova L.N. (eds.). Kazan': GAOU DPO IRO RT, 2019. 72 p.

6. PISA 2015 Mathematics framework. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2015-assessment-and-analyti-cal-framework/pisa-2015-mathematics-framework_9789264281820-5-en#page5 (Accessed 05.05.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

С.Н. Скарбич, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, Россия, е-mail: snejana1979@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1795-1473.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

S.N. Skarbich, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia, e-mail: snejana1979@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1795-1473.

УДК 378 Б01: 10.52772/25420291_2022_2_148

Юлия Валерьевна Скорина, Татьяна Васильевна Малова

г. Киров

Игра-путешествие по сказкам Ханса Кристиана Андерсена как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о выразительных средствах языка

В статье рассматривается эффективность использования игры-путешествия по сказкам Х.К. Андерсена в процессе формирования представлений о выразительных средствах языка. Цель статьи - выявление педагогических условий, эффективно влияющих на использования игры-путешествия по сказкам Х.К. Андерсена в формировании у детей 6-7 лет представлений о выразительных средствах языка. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы и педагогический эксперимент. Основные результаты статьи: определены представления о выразительных средствах языка сказок Х.К. Андерсена у детей 6-7 лет; охарактеризованы особенности использования игры-путешествия по сказкам с детьми старшего дошкольного возраста; представлено содержание игры-путешествия по формированию представлений о выразительных средствах языка. По данному исследованию можно сформулировать следующие выводы: к старшему дошкольному возрасту дети могут выделять выразительные средства сказок Х.К. Андерсена, а также лаконично и точно использовать их в общении. В результате целенаправленного педагогического воздействия, благодаря интересной игровой форме проведения, дети освоят характеристику средств языковой выразительности. Материалы проведенного исследования задают вектор к практическому использованию разработанных нами методических рекомендаций в практике педагогов дошкольных образовательных организаций и молодых специалистов для успешной реализации задач дошкольного образования, направленных на развитие образной речи, а также на приобщение детей к художественной литературе.

Ключевые слова: выразительные средства языка, литературная сказка Х.К. Андерсена, игра-путешествие, старший дошкольный возраст.

Yulia Valeryevna Skorina, Tatiana Vasilyevna Malova

Kirov

The game-journey in tales of Hans Christian Andersen as a means of forming in 6-7 years aged children ideas about the expressive means of language

The article examines the effectiveness of using the game-journey through the fairy tales of H.C. Andersen in the process of forming ideas about the expressive means of language. The purpose of the article is to identify pedagogical conditions that effectively influence the use of H.C. Andersen's fairy tale travel game in the formation of ideas about the expressive means of language in 6-7 years aged children. The leading methods of studying the problem are theoretical analysis of psychological and pedagogical literature and pedagogical experiment. The main results of the article: the ideas about the expressive means of the language of H.C. Andersen's fairy tales in 6-7 years aged children are determined; the features of using the fairy tale travel game with older preschool children are characterized; the content of the travel game on the formation of ideas about the expressive means of language is presented. According to this study, the following conclusions can be formulated: by the older preschool age, children can allocate expressive means of H.C. Andersen's fairy tales as well as use them concisely and accurately in communication. As a result of purposeful pedagogical influence, thanks to an interesting form of play, children will master the characteristics of the means of linguistic expressiveness. The materials of the study set a vector for the practical use of the methodological recommendations developed by the authors in the practice of teachers of preschool educational organizations and young professionals for the successful implementation of the tasks of preschool education aimed at the development of figurative speech as well as at introducing children to fiction.

Keywords: expressive means of language, H.C. Andersen's literary fairy tale, game-journey, senior preschool age.

Введение

В содержании Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее -ФГОС ДО) на сегодняшний день вопросы развития образной речи рассматриваются в образовательной области «Речевое развитие» [1]. Многие лингвисты говорят о том, что образность речи придают выразительные средства. Одним из главных источников формирования выразительности речи детей являются произведения художественной литературы, в особенности сказки. Сказки Х.К. Андерсена богаты средствами художественной выразительности, дают готовые языковые образцы, которыми ребенок может оперировать. Однако, сложная и непонятная форма художественного слова может насторожить и даже напугать ребенка. Поэтому важно донести до старших дошкольников характеристику средств выразительности в интересной и доступной форме - игре-путешествии.

Даже исходя из реализации образовательных программ, опирающихся на ФГОС ДО, мы пришли к выводу о том, что работа по формированию у детей представлений о выразительных средствах языка не выделяется в самостоятельный раздел, а методической и теоретической литературы по данному вопросу мало. Следовательно, возникает противоречие между требованиями современного общества, государства к формированию представлений о выразительных средствах и недостаточной разработанности данного вопроса применительно к сказкам Х.К. Андерсена, а также возможностям использования игры-путешествия по сказкам писателя в формировании представлений о выразительных средствах языка.

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о выразительных средствах языка в процессе игры-путешествия по сказкам Х.К. Андерсена.

Цель исследования: определение педагогических условий использования игры-путешествия в формировании у детей 6-7 лет представлений о выразительных средствах языка.

Задачи исследования:

1. Определить содержание представлений у детей 6-7 лет о выразительных средствах языка сказок Х.К. Андерсена.

2. Охарактеризовать этапы руководства игры-путешествием по сказкам Х.К. Андерсена, направленной на формирование у детей 6-7 лет представлений о выразительных средствах языка.

3. Представить содержание игры-путешествия по сказкам Х.К. Андерсена» для детей 6-7 лет.

Методология и результаты исследования

Теоретическую основу исследования составляют труды ученых в области психологии, педагогики и методики работы с детьми старшего дошкольного возраста:

- по проблеме формирования представлений о средствах выразительности художественных произведений: Л.Б. Берегова, Л.М. Гурович, В.И. Логинова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова;

- проблема использования дидактической игры в обучении дошкольников: А.К. Бондаренко, А.И. Сорокина, А.И. А.А. Смоленцева.

По решению первой задачи нами охарактеризованы представления о выразительных средствах сказок Х.К. Андерсена, которые необходимо закладывать в 6-7 лет, обеспечивая развитие образной речи детей.

Оксана Семеносна Ушакова определяет образную речь как умение ребенка правильно использовать выразительные средства (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, фразеологизм и др.) и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства [14].

Л.М. Гурович, Л.Б. Берегова, В.И. Логинова указывают на то, что «у старших дошкольников возникает умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте» [3, С. 7].

Выразительные средства - это специальные художественно-риторические приемы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию. Они используются для придания речи экспрессии, эмоциональности, наглядности, делают ее более интересной и убедительной [6, С. 41].

Формирования представлений о выразительных средствах входит в содержание многих образовательных программ. В программе «От рождения до школы» рекомендуется помогать детям осваивать выразительные средства языка такие как образные слова и выражения, эпитеты, сравнения [7]. В программе «Радуга» предлагают знакомить детей с антонимами, синонимами и многозначностью слов, а также учить детей осмысливать образные выражения и фразеологические обороты [9]. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» также содержит задачи, направленные на поддержку использования в речи средств языковой выразительности, например, таких как олицетворение и метафора [4].

Для выявления первоначального уровня сфор-мированности у детей 6-7 лет представлений о выразительных средствах языка нами была разработана и проведена комплексная диагностика «Дворец сказок», целью которой является выявление представлений о выразительных средствах сказок. Данные задания были заимствованы и адаптированы из работ: «Диагностика литературного разви-

тия старших дошкольников» [8] и «Диагностическая методика изучения образности речи детей дошкольного возраста» В.Н. Макаровой, Е.А Ставце-вой, М.Н. Едаковой [5] Экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ «Детский сад №196» города Кирова. В исследовании приняли участие 40 дошкольников контрольной и экспериментальной групп в возрасте 6-7 лет

Данная методика проводилась в виде индивидуальных бесед и включала в себя 6 заданий, предполагающих определенные цели:

- Выявить представления детей о сказках Х.К. Андерсена;

- Определить своеобразие представлений об особенностях сказочного жанра;

- Выявить особенности понимания средств лексической выразительности сказочного текста;

- Выявить особенности понимания фразеологизмов сказок

- Выявить умение выделять сравнения в тексте и придумывать собственные;

- Изучить умение придумывать сказки с использованием образных средств языка;

- Выявить умение находить олицетворение из текста сказки;

- Определить умение выделять эпитеты из текста сказки;

- Определить умение называть метафоры в предложенном тексте сказки.

На основе полученных данных была составлена диаграмма и выявлен общий уровень сформи-рованности представлений о выразительных средствах (Рис. 1).

Первоначальный уровень представлений о выразительных средствах сказок

65%

низкий средний высокий

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 1/ Уровень сформированности представлений о выразительных средствах у детей контрольной и экспериментальной групп

В результате диагностики высокий уровень сформированности представлений о выразительных средствах сказок не был выявлен ни у одного из дошкольников. Больше половины детей, а

именно 65% экспериментальной группы и 60% контрольной группы, имеют низкий уровень сформированности представлений о выразительных средствах языка сказок Сложности вызывали

задания, связанные с выделением метафор, эпитетов и сравнений. Больших трудностей не возникало в объяснении фразеологизмов, если они предложены в тексте. Дети справлялись с сочинением сказок, однако выразительные средства при этом употреблялись редко.

Таким образом, данные диагностического исследования показывают, что у детей седьмого года жизни недостаточно сформированы представления о выразительных средствах языка.

Мы выяснили, что одним из наиболее эффективных путей развития образной речи дошкольников ученые, такие как Л.Б. Берегова, Л.М. Гурович, В.И. Логинова, Е.И. Тихеева, признают использование разных жанров литературы, в особенности -сказки [3, 13].

Например, Е.И. Тихеева утверждает, что, читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство языка, но

Характеристика выразительных средств

Однако многие средства выразительности сложны для понимания дошкольниками без целенаправленного педагогического воздействия. Поэтому на педагогов ложится задача передать содержание языковых средств в доступной и понятной форме. Для этого нами были разработаны условные обозначения и адаптированная под возраст характеристика выразительных средств, представленные в таблице 1.

постепенно обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств [13].

Одним из великих зарубежных сказочников является датский писатель Ханс Кристиан Андерсен. Его сказка, с богатым, выразительным языком, является доступной восприятию старших дошкольников и выступает могущественным средством развития образной речи детей. Благодаря сказкам Х.К. Андерсена в русский язык вошли такие фразеологизмы как: «принцесса на горошине», «дюймовочка», «гадкий утенок», «а король-то голый!». Сказка «Дюймовочка» богата эпитетами, а сравнения, в сказке «Русалочка» сопоставляют два мира: морской и земной. «Снежная королева» насыщена метафорами, а олицетворения ярко присутствуют в сказке «Стойкий оловянный солдатик». Все это придает образность художественному произведению (таблица 1)

Таблица 1

сказок Х.К. Андерсена для детей 6-7 лет

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры -это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей [12]. Так А.К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно - печатные; словесные игры [2].

Выразительное средство Условное обозначение Характеристика для ребенка Примеры из сказок Х.К. Андерсена

Эпитет А Красочное определение предмета, героя сказки или явления, которое чаще всего стоит рядом с обозначаемым словом и отвечает на вопрос: Какая? Какое? Какой? Сказка «Дюймовочка»: «крошечная девочка», «безобразная жаба», «гадкий сын»

Сравнение = Когда героя сказки, предмет явление сравнивают с другим предметом или явлением по схожему свойству. Там присутствуют слова «как», «словно», «будто» Сказка «Русалочка»: «вода такая синяя, как васильки и прозрачная, как чистое стекло»

Метафора О Когда героя сказки, предмет или явление сравнивают с какими-то воображаемыми элементами Сказка «Снежная королева»: «белые пчёлки», «черные котлы»

Олицетворение * Неживой предмет или явление автор оживляет с помощью действий, которые могут делать люди, например говорить, приходить, кивать Сказка «Стойкий оловянный солдатик»: «щелкунчик кувыркался», «грифель писал по доске»

Фразеологизм V Это крылатое выражение, которое люди используют в повседневном общении. Эти слова не нужно представлять буквально, а нужно понимать их скрытый смысл. Сказка «Гадкий утёнок»: «скатертью дорога», «держи язык на привязи»

А.И. Сорокина выделяет другие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы, подвижно-дидактические игры. Среди них особое внимание следует обратить на игры-путешествия, целью которых является усиление впечатлений, придание познавательному содержанию сказочной необычности. Игры-путешествия вызывают интерес и активное участие в развитии сюжета игры, способствуют овладению правилами игры и получению результата. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно [10].

Этапы руководства игрой-путеш

Именно это явилось основанием для разработки игры-путешествия как одной из эффективных средств. Использование игры-путешествия в литературном образовании имеет свою специфику, т.к. путешествие осуществляется по сказкам. Здесь следует не только знать их содержание, но и выделять выразительные средства языка. Очень важно правильно организовать игру дошкольников. Опираясь на исследования А.А. Смоленцевой [11], руководство игрой-путешествием по сказкам Х.К. Андерсена рассмотрим поэтапно (таблица 2)

Таблица 2

вием по сказкам Х.К. Андерсена

Этапы Мероприятия Дидактический материал

Подготовительный 1.Чтение сказок Х.К. Андерсена («Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Русалочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик»). 2.Беседы по сказкам Х.К. Андерсена Отрывки мультфильмов «Снежная королева», «Русалочка»

З.Организованная образовательная деятельность (далее ООД) по прочитанным сказкам Х.К Андерсену и средствам выразительности, использующимся в сказке: -ООД «В гости к сказке "Гадкий утенок"» -ООД «Приключение девочки с дюйм ростом» -ООД «А король-то, голый!» -ООД «Неудобная горошина» -ООД «Подводный мир сказки "Русалочка"» -ООД «Тайны сказки "Снежная королева"» -ООД «По страницам сказки "Стойкий оловянный солдатик"». Интеллект - карта по сказке «Гадкий утёнок» Игра в SMART Notebook «Крестики-нолики сказки "Дюймовочка"» Листы А4 разделенные на 5 столбцов с условными обозначениями выразительных средств и фразы из сказок

Основной Игра-путешествие «Путешествие по сказкам Х.К. Андерсена», состоящая из двух частей: 1.«По следам Снежной королевы» 2. «Возращение сказок в сказочную страну» Интеллект - карта по сказке «Гадкий утёнок» Игры в SMART Notebook Лото «Образные слова сказки "Снежная королева"» Фразеологизмы на карточках с крыльями

Заключительный Создание словарика «Красочные слова и выражения сказок Х.К. Андерсена» Папка «Словарик красочных слов сказок Х.К. Андерсена», иллюстрации обложек книг, лист а4, разделенный на 5 столбиков по условным обозначениям, фразы из сказок

Мы рекомендуем в процессе игры-путешествия использовать разнообразный дидактический материал (маршрутные листы, интеллект-карты, интерактивные игры в SMART Notebook и др.). Они усилят впечатления от игры и помогут закрепить полученные представления.

Маршрутный лист является традиционным оборудованием для игры-путешествия. По нему происходит целенаправленное движение групп участников в заданной схеме (Рис.2).

Интеллектуальная карта благодаря конкретным образным единицам помогает в воспроизведении информации. Так, например, для того чтобы «спасти» яйцо, из которого должен вылупиться Гадкий утёнок, детям было необходимо вспомнить «красочные» слова, встречающиеся в одноименной сказке. «Умная» карта помогла ребятам с легкостью справится с поставленной задачей (Рис. 3.).

Рис.2/ Маршрутный лист к игре-путешествию «По следам Снежной королевы»

Рис.3/ Интеллект-карта по сказке Х.К. Андерсена «Гадкий утенок»

На контрольном этапе эксперимента для определения эффективности использования игры-путешествия была проведена повторная диагностика уровня сформированное™ у детей 6-7 лет представлений о выразительных средствах языка.

В ходе диагностики нами было выявлено, что у детей экспериментальной группы, в отличие от

результатов констатирующего этапа, теперь преобладает высокий и средний уровень сформирован-ности представлений о выразительных средствах языка. В контрольной группе значительных изменений не выявлено.

Рис.4/ Динамика уровней сформированное™ представлений у детей 6-7 лет о выразительных средствах языка сказок в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что использование игры-путешествия эффективно в процессе формирования представлений о выразительных средствах языка. К 6-7 годам детям доступны к пониманию эпитеты, фразеологизмы, сравнения, метафоры, олицетворения. Они могут применять выразительные средства в обыденной речи и в играх. могут выделять выразительные средства сказок Х.К. Андерсена, а также лаконично и точно использовать их в речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из наиболее эффективных средств работы по формированию представлений о выразительных средствах является игра-путешествие. Она вызывает интерес и активное участие в получении результата, раскрывает познавательное содержание в игровой форме.

Использовать игру-путешествие в формировании представлений о выразительных средствах сказок необходимо поэтапно, с использованием разнообразного дидактического материала.

1. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ от 17 октября 2013 г. № 1155. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 20.09.2021). - Текст : электронный.

2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду : кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - Москва : Просвещение, 1991. - 160 с. - Текст : непосредственный.

3. Гурович, Л.М. Ребенок и книга : кн. для воспитателя дет. сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова ; под ред. В.И. Логиновой. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Акцидент, 1996. - 127 с. - Текст : непосредственный.

4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева [и др.]. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2019. - URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detstvo.pdf (дата обращения: 19.09.2021). - Текст : электронный.

5. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников : метод. пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова. - Москва : Педагогическое общество России, 2007. - 80 с. - Текст : непосредственный.

6. Николаев, А.И. Искусство убеждения: основы риторики / А.И. Николаев, Т.А. Ушакова. - Иваново : ЛИСТОС, 2013. - 95 с. - Текст : непосредственный.

7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - Изд. 5е (инновац.), исп. и доп. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_ (дата обращения: 19.09.2021). - Текст : электронный.

8. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. - Текст : непосредственный // Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. В 3 ч. Ч. 2 : науч.-метод. пособие. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2008. - С. 82- 91.

9. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова [и др.] ; науч. рук. Е.В. Соловьёва. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016. - 232 с. - Текст : непосредственный.

10. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: (старшие группы) : пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина. - Москва : Просвещение, 1982. - 96 с. - Текст : непосредственный.

11. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. - Москва : Просвещение, 1987. - 97 с. - Текст : непосредственный.

12. Степкина, И.А. Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников / И.А. Степкина. - Текст : непосредственный // Начальная школа Казахстана. - 2007. - № 6. - С. 8-12.

13. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - Москва : Просвещение, 1972. - 280 с. - Текст : непосредственный.

14. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - Москва : ТЦ Сфера, 2001. - 256 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija: prikaz ot 17 oktjabrja 2013 g. № 1155 [On approval of the federal state educational standard for preschool education]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Accessed 20.09.2021).

2. Bondarenko A.K. Didakticheskie igry v detskom sadu: kn. dlja vospitatelja det. sada [Didactic games in kindergarten]. Moscow: Prosveshhenie, 1991. 160 p.

3. Gurovich L.M., Beregovaja L.B., Loginova V.I. Rebenok i kniga: kn. dlja vospitatelja det. sada [Child and book]. In V.I. Loginovoj (ed.). Sankt-Peterburg: Akcident, 1996. 127 p.

4. Babaeva T.I., Gogoberidze A.G., Solnceva O.V., et al. Kompleksnaja obrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija «Detstvo» [Comprehensive educational program of preschool education "Childhood"]. Sankt-Peterburg: Detstvo-Press, 2019. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detstvo.pdf (Accessed 19.09.2021).

5. Makarova V.N., Stavceva E.A., Edakova M.N. Diagnostika razvitija rechi doshkol'nikov: metod. posobie [Diagnostics of speech development of preschool children]. Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2007. 80 pp.

6. Nikolaev A.I., Ushakova T.A. Iskusstvo ubezhdenija: osnovy ritoriki [The Art of Persuasion: Fundamentals of Rhetoric]. Ivanovo: LISTOS, 2013. 95 p.

7. In Veraksy N.E. (eds.) Ot rozhdenija do shkoly. Innovacionnaja programma doshkol'nogo obrazovanija [From birth to school. Innovative program of preschool education]. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ, 2019. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_ (Accessed 19.09.2021).

8. Pedagogicheskaja diagnostika kak instrument poznanija i ponimanija rebenka doshkol'nogo vozrasta [Pedagogical diagnostics as a tool for cognition and understanding of a preschool child]. Pedagogicheskaja diagnostika sociokul'turnogo opyta rebenka doshkol'nogo vozrasta. V 3 ch. Ch. 2: nauch.-metod. posobie [Pedagogical diagnostics of the socio-cultural experience of a preschool child. In 3 parts. Part 2]. Sankt-Peterburg: SOJuZ, 2008, pp. 82-91.

9. Jakobson C.G., Grizik T.I., Doronova T.N., et al. Raduga. Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija [Exemplary basic educational program for preschool education]. Solov'jova E.V. (ed.). Moscow: Prosveshhenie, 2016. 232 p.

10. Sorokina A.I. Didakticheskie igry v detskom sadu: (starshie gruppy): posobie dlja vospitatelja det. sada [Didactic games in kindergarten (senior groups)]. Moscow: Prosveshhenie, 1982. 96 pp.

11. Smolenceva A.A. Sjuzhetno-didakticheskie igry s matematicheskim soderzhaniem [Didactic games in kindergarten: (senior groups)]. [Story-didactic games with mathematical content]. Moscow: Prosveshhenie, 1987. 97 pp.

12. Stepkina I.A. Didakticheskaja igra kak sredstvo razvitija tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov [Didactic game as a means of developing the creative abilities of younger students]. Nachal'naja shkola Kazahstana [Kazakhstan primary school], 2007, no. 6, pp. 8-12.

13. Tiheeva E.I. Razvitie rechi detej [Development of children's speech]. Moscow: Prosveshhenie, 1972. 280 p.

14. Ushakova O.S. Razvitie rechi doshkol'nikov [Preschoolers speech development]. Moscow: TC Sfera, 2001. 256 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ю.В. Скорина, студент 5 курса, факультета педагогики и психологии, направления подготовки: педагогическое образование с двумя профилями, профили: Дошкольное образование, Дополнительное образование, ФГБОУ ВО «Вятский Государственный Университет», г. Киров, Россия e-mail: stud097449@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0001-6047-1662.

Т.В. Малова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский Государственный Университет», г. Киров, Россия, e-mail: tv_malova@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-0689-3754.

INFORMATION ABOUT THE AUTORS:

Yu.V. Skorina, 5 th year Undergraduate Student, School of Pedagogy and Psychology, Vyatka State University, Kirov, Russia e-mail: stud097449@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0001-6047-1662.

T.V. Malova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogics, Pre-School and Primary Education Methodology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: tv_malova@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-0689-3754.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.