Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ СКАЗКАМИ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ СКАЗКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ / ОБРАЗНАЯ РЕЧЬ / ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ / РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина В.С.

Исследование состояния актуального вопроса развития образной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными сказками. Модифицированные методы на основе методики, предложенной О.А. Соломенниковой и Т.С. Комаровой, а также авторские методики. Чтение и разбор русских народных сказок с детьми старшего дошкольного возраста для выработки у них образной и выразительной речи дало положительные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N EXPERIMENTAL STUDY ON THE FORMATION OF THE IMAGERY OF SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF FAMILIARIZATION WITH FAIRY TALES

The study of the current state of the development of figurative speech of older preschoolers in the process of familiarization with Russian folk tales. Modified methods based on the methodology proposed by O.A. Solomennikova and T.S. Komarova, as well as the author's methods. Reading and analyzing Russian folk tales with older preschool children to develop their imaginative and expressive speech gave positive results.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ СКАЗКАМИ»

УДК 373

Кузьмина В. С. студент Елабужский институт Казанский федеральный университет Научный руководитель: Моисеева. Л.В., канд. психол. наук

доцент

Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет

Россия, г.Елабуга

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ СКАЗКАМИ

Аннотация. Исследование состояния актуального вопроса развития образной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными сказками.

Модифицированные методы на основе методики, предложенной О.А. Соломенниковой и Т.С. Комаровой, а также авторские методики.

Чтение и разбор русских народных сказок с детьми старшего дошкольного возраста для выработки у них образной и выразительной речи дало положительные результаты.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, правильная речь, образная речь, выразительная речь, русские народные сказки.

Kuzmina V.S. student Elabuga Institute Kazan Federal University Russia, Elabuga

Scientific supervisor: Moiseeva. L. V., PhD. psycho. sciences

associate professor Elabuga Institute Kazan Federal University

N EXPERIMENTAL STUDY ON THE FORMATION OF THE IMAGERY OF SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF FAMILIARIZATION WITH FAIRY TALES

Annotation. The study of the current state of the development offigurative speech of older preschoolers in the process of familiarization with Russian folk tales.

Modified methods based on the methodology proposed by O.A. Solomennikova and T.S. Komarova, as well as the author's methods.

Reading and analyzing Russian folk tales with older preschool children to develop their imaginative and expressive speech gave positive results.

Key words: senior preschool children, correct speech, figurative speech, expressive speech, Russian folk tales.

Для детей 5 - 6 лет правильность речи всегда считалась главным критерием развития их речи. Поэтому педагог ставил перед собой задачу научить детей правильно пользоваться родным русским языком в разных ситуациях, например, общаясь друг с другом или с взрослыми. Чтобы соответствовать этим требованиям, ребенок должен был научиться правильно произносить звуки и слова; употреблять слова согласно их смыслу, а также усвоить правильное изменение слов в соответствии с грамматикой русского языка. Но при этом не брались в расчет скудность словарного запаса детей и примитивность синтаксических конструкций.

Часто при формально правильной речи художественная выразительность и содержание литературного произведения хорошо воспринимаются детьми, - то есть они воспринимают образную речь; но когда доходит до пересказа прочитанного, то оказывается, что они не умеют образно выразить свои переживания и мысли. [1, с. 142]

У детей старшего дошкольного возраста между уровнем владения литературным языком и уровнем их умственного, эстетического и эмоционального развития педагогами давно отмечена зависимость. Владение литературным языком - необходимое условие для превращения их в образованных и интеллигентных людей. Если ребенок в возрасте 5 - 6 лет способен живо и образно рассказывать и сочинять, значит и его когнитивные способности находятся на уровне, при котором он успешно будет учиться в школе, а в дальнейшем - вольется в социум. [3, с. 1]

Дети старших групп детского сада имеют уже достаточно сформированную речь, и развитие ее прогрессирует особенно быстрыми темпами (происходит накопление новых слов; простые предложения становятся распространенными и даже сложными; уже автоматически контролируется речь на предмет грамматических ошибок). Дети этой возрастной группы эмоционально отзываются на образную речь, и этим надо пользоваться при обучении детей применять образные средства родного языка в своей речи. Для этого очень полезно читать волшебные сказки и потом обсуждать их с детьми. Это в детской группе проходит очень органично: ведь дети любят сказки и охотно вовлекаются в такой процесс обучения. [3, с. 2]

То, что дети 5 - 7 лет могут с успехом научиться говорить образно и даже вдохновенно показывает опыт педагогов-психологов. В помощь им приходит художественная литература, особенно русские народные сказки, -это настоящий кладезь для развития образности детской речи. [1, с. 145]

Исследование 1. Поскольку вопрос обучения детей образной речи с помощью волшебных сказок еще недостаточно изучен, методисты по дошкольному воспитанию Н.Н. Щемерова и С.С. Филипанова (Мордовский государственный университет им. М.Е. Евсевьева) провели опытно -экспериментальную работу «Развитие образной речи детей 5-6 лет в процессе ознакомления с волшебной сказкой». [3, с. 1 - 3] Они использовали методику, предложенную О.А. Соломенниковой и Т.С. Комаровой, при этом конкретизируя ее к поставленной цели исследования. Для проведения опыта авторами была разработана специальная методика, в которую входили: обучение в процессе образовательной деятельности; обучение и закрепление полученных детьми знаний в повседневной жизни; привлечение родителей к занятиям с детьми. Развитие образной речи осуществлялось в процессе чтения детям художественной литературы в соответствии с разработанным проектом мероприятий.

Перед проведением эксперимента контрольная группа состояла из 10 детей. Уровень развития образной речи в ней был следующий: 20 % детей имели высокий уровень и 80 % - средний. Низкий уровень не обнаружил никто из детей.

В экспериментальной группе, которая также состояла из десяти человек, 30% детей имели средний уровень, 70 % - низкий, высокого уровня не было ни у кого.

Воспитатель выразительно читал детям русские народные сказки, потом обсуждал с детьми прочитанное, задавал вопросы, показывал картинки.

Анализ результатов исследования показал: в экспериментальной группе не было больше детей, которые совсем не могли бы образно выражать свои мысли и живо пересказывать сказки. Зато 70 % ребят имели средний уровень, а 30 % - высокий уровень образности и выразительности речи. Таким образом, реализация разработанной авторами методики обучения оказала положительное влияние на образную речь детей. Их речь стала более связной: отдельные части объединялись в единое целое. Детскую речь теперь украшали образные, красочные выражения; стала заметнее интонационная выразительность речи; количество пауз и повторов сократилось.

Педагоги Н.Н. Щемерова и С.С. Филипанова сделали следущие выводы: если волшебные сказки отобраны в соответствии с возрастом детей, используются в разных видах деятельности, а также, если в сказках много образных средств: эпитетов, метафор, сравнений, синонимов, антонимов и многозначных слов, то воздействие на речь детей от их

использования в педагогической практике тоже будет просто волшебным. [3, с. 3]

Исследование 2. Т.Ю. Мезенцева (Белгородский государственный национальный исследовательский университет - НИУ БелГУ) в детском саду № 21 в поселке Северный Белгородской области проводила эксперимент, с целью выявления влияния народных сказок на развитие образности речи 5 - 7-летних детей. Для этого она разработала свою авторскую методику. [2, с. 7] Применялась также комплексная методика Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой: 1-я методика - «Подбери слово», 2-я методика - «Перескажи сказку».

В исследовании были задействованы 20 детей 5 - 7 лет.

С целью определения уровня развития образной речи детей, использовалась комплексная методика Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой: 1-я методика - «Подбери слово», 2-я методика -«Перескажи сказку».

Анализ проведенного исследования по методике «Подбери слово» показал, что большинство детей не справились с заданием. Задание по методике «Перескажи сказку» выполнили 15 % детей; 35 % детей частично справились с заданием, 50 % детей с заданием не справились.

Тогда детям читали вслух с необходимой интонацией русские народные сказки. После выразительного чтения каждой сказки с детьми проводилась соответствующая работа по обсуждению сказки, по зарисовке ее героев. Вместе с детьми из текста убирались все средства образности: эпитеты, метафоры, сравнения, синонимы, антонимы, - и дети при этом понимали, какой неинтересной становилась сказка. Проводились и другие мероприятия по пробуждению чувства прекрасного от прочтения волшебных сказок (это зависело от творческой фантазии воспитателя).

Анализ результатов проведенной педагогами работы показал, что владение образной речью на высоком уровне продемонстрировали 35 % детей, средний уровень - 60 %, низкий уровень - 5 % детей (1 ребенок).

Автор исследования С.Ю. Мезенцева сделала вывод, что чтение русских народных сказок и последующая работа с детьми после каждой прочитанной сказки обогатили речь детей образными словами и выражениями, значительно увеличили понимание этих слов. [2, с. 60]

Результаты исследований, проведенных педагогами Г.А. Жирновой, Т.Ю. Мезенцевой, Н.Н. Щемеровой и С.С. Филипановой по чтению и последующему разбору русских народных сказок с детьми старшего дошкольного возраста с целью выработки у детей образной выразительной речи показали свою целесообразность: волшебные сказки, при отборе их в соответствии с возрастом детей, при условии наличия в сказках большого количества образных средств: эпитетов, метафор, сравнений, синонимов антонимов и многозначных слов, способствуют развитию образной выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. С каждой

прочитанной сказкой речь детей обогащалась образными словами и выражениями. Разработанные методики могут быть с успехом применены воспитателями старших групп детских садов при воспитании у детей образной выразительной речи.

Использованные источники:

1. Жирнова Г.А. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе ознакомления с волшебной сказкой. // Материалы Х Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики». Чебоксары: «Интерактив плюс», вып. 1 (10), 2017, С. 142 - 145.

2. Мезенцева Т.Ю. Развитие образной речи у старших дошкольников. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ), 2016, 85 с.

3. Щемерова Н.Н., Филипанова С.С. Развитие образной речи детей 5 - 6 лет в процессе ознакомления с волшебной сказкой. Инфоурок: Дошкольное образование. 2021. Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 от 02.04.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.