Научная статья на тему 'Особенности формирования образных средств языка у старших дошкольников с ТНР средствами фольклорных произведений'

Особенности формирования образных средств языка у старших дошкольников с ТНР средствами фольклорных произведений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
298
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / КОРРЕКЦИЯ / FIGURATIVE MEANS OF LANGUAGE / OLDER PRESCHOOLERS / SPEECH DISORDER / FOLKLORE / CORRECTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бородина У.И.,

В статье рассматриваются научно-исследовательские подходы, обосновывающие процесс освоения образных средств языка старшими дошкольниками с нормальным речевым развитием и тяжёлыми нарушениями речи. В ходе проведенной автором диагностики у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи обнаруживаются трудности как понимания, так и употребления образных средств языка. В связи с этим, предпринята попытка их формирования посредством фольклорных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бородина У.И.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of figurative means of language at senior preschool children with TNR means of folklore works

The article deals with research approaches that substantiate the process of development of figurative means of language by senior preschoolers with normal speech development and severe speech disorders. In the course of the author's diagnosis in children of preschool age with severe speech disorders are found difficulties as understanding and use of figurative means of language. In this regard, an attempt is made to form them through folklore works.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования образных средств языка у старших дошкольников с ТНР средствами фольклорных произведений»

Особенности формирования образных средств языка у старших дошкольников с ТНР

средствами фольклорных произведений

Features of formation of figurative means of language at senior preschool children with TNR

means of folklore works

Бородина У.И.

Магистрант II курса

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина»

Россия, г.Елец e-mail:borodina. ulyana2016@yandex. ru

Borodin U. I.

Master's student of II course YELETS state University named after I. A. Bunin»

Russia, Yelets e-mail: borodina.ulyana2016@yandex.ru

Научный руководитель: Емельянова Ирина Дмитриевна,

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина»

Россия, г.Елец

Scientific advisor: Emelyanova Irina. Dmitriewna.,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor YELETS state University named after I. A. Bunin»

Russia, Yelets

Аннотация.

В статье рассматриваются научно-исследовательские подходы, обосновывающие процесс освоения образных средств языка старшими дошкольниками с нормальным речевым развитием и тяжёлыми нарушениями речи. В ходе проведенной автором диагностики у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи обнаруживаются трудности как понимания, так и употребления образных средств языка. В связи с этим, предпринята попытка их формирования посредством фольклорных произведений.

Annotation.

The article deals with research approaches that substantiate the process of development of figurative means of language by senior preschoolers with normal speech development and severe speech disorders. In the course of the author's diagnosis in children of preschool age with severe speech disorders are found difficulties as understanding and use of figurative means of language. In this regard, an attempt is made to form them through folklore works.

Ключевые слова: образные средства языка, старшие дошкольники, тяжёлые нарушения речи, фольклорные произведения, коррекция.

Key words: figurative means of language, older preschoolers, speech disorder, folklore, correction.

Одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе является развитая речь. Важным этапом активного усвоения детьми разговорной речи, становления и развития всех её сторон: фонетической, лексической и грамматической, выступает дошкольный возраст. Освоение родного языка - важное условие решения задач умственного и нравственного воспитания в сензитивные периоды развития.

В современном мире приоритетное значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Однако, к особенностям становления речевой культуры у старших дошкольников относится не только способность грамматически правильного построения связных высказываний, но и владение навыком использования образных средств родного языка.

Вопросы формирования образных средств языка относятся к числу актуальных проблем речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Различные аспекты этой

проблемыразрабатывались и обсуждались в исследованиях Е.В. Белобородовой [2], Н.В. Гавриш [4], Т.Б. Филичевой [6], Г.В. Чиркиной [6] и др. Авторами обнаружены трудности понимания и продуцирования образных средств языка детьми с ТНР.

Наряду с полнотой освещения в литературе вопросов воспроизведения образных средств языка дошкольниками с речевой патологией, недостаточно целостно представлены возможности их формирования средствами фольклорных произведений. Значимость решения проблемы в данном аспекте определяет актуальность исследования, а способы ее решения отражены в статье.

По мнению В.В. Виноградова, образность является неотъемлемым признаком любого вида искусства. Это форма осознания действительности с позиций эстетического идеала, а образность речи - частное ее проявление. Образность характеризуется живостью, наглядностью, красочностью изображения. Ученый выделяет следующие образные средства языка: метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, аллюзия, эпитет, гипербола, синекдоха, параллелизм, оксюморон, эллипсис и др. [3].

Н.М. Шанский относит образные средства языка к приёмам речевой культуры, которые позволяют более наглядно представить какой-либо предмет или явление [7].

Описание процесса формирования образных средств языка у детей дошкольного возраста обнаруживается в исследованиях Л.И. Айдаровой [1], Н.В. Гавриш [4], К.Т.Шахнарович [8], Н.М. Юрьевой [8].

У старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи употребление образных словесных средств языка значительно ограничено или отсутствует, активный словарь состоит из небольшого количества повседневных слов, звукоподражаний, не сформированы морфологические элементы для передачи грамматических отношений, необоснованно использование фразеологических оборотов [6].

С целью выявления возможностей овладения образными средствами языка старшими дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи было проведено экспериментальное исследование.В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет. Базами исследования явились: МБДОУ «Детский сад №36 г.Ельца» (экспериментальная группа) иМБДОУ «Детский сад № 32 г. Ельца» (контрольная группа). В основу констатирующего эксперимента была положена методика Т.С. Комаровой,О.А. Соломенниковой [5].

Констатирующий эксперимент включал три направления исследований.

Первое направление исследований предполагало выявление особенностей понимания и употребления сравнений. Следующее направление былоориентировано на диагностику осознания и употребления в речи олицетворений. Последнее направление исследований имело целью выявление особенностей овладения фразеологическимоборотом.

Согласно направлениям исследований для старших дошкольников с ТНР предлагались три блока заданий, содержание которых позволяло определить возможности овладения сравнением, олицетворением, фразеологическим оборотом. Например, задания первого блока: «Подбери изображение», «Верный путь», «Такие дружные слова»; задания второго блока: «Такой как...», «Главный герой»; задания третьего блока: «Найди предложение»,«Как сказать?» и др.

Полученные результаты оценивались по следующим критериям:

- понимание смысла и употребление сравнений и сравнительных оборотов;

- восприятие и использование в речи олицетворений;

- семантизация фразеологических оборотов.

В соответствии с критериями оценки полученных результатов нами были выделены уровни владения образными средствами языка исследуемым контингентом дошкольников.

Высокий уровень отличается точностью понимания смысла конкретных сравнений и сравнительных оборотов, восприятием и безошибочным выделением олицетворений, адекватностью семантизации фразеологических оборотов; максимальной степенью использования в речи сравнений и сравнительных оборотов, олицетворений, фразеологизмов и фразеологических оборотов.

Средний уровень характеризуется в отдельных случаях искажением смысловой структуры сравнений и сравнительных оборотов, снижением частоты восприятия и выделения олицетворений, точности семантизации фразеологических оборотов; сужением сферы применения определенных сравнений, олицетворений, фразеологизмов, сравнительных и фразеологических оборотов.

Низкому уровню соответствует полное искажение смысловой структуры сравнений или замена образа сравнения ассоциацией на номинативную единицу слова, отсутствие восприятия олицетворений, безразличие к фразеологическим оборотам; с вербальной точки зрения отмечается бессмысленный подбор или отсутствие в речи сравнений и олицетворений, сравнительных и фразеологических оборотов.

Следует отметить, что наиболее часто употребляемыми образными средствами языка у старших дошкольников с ТНР явились сравнения. Олицетворения и фразеологические обороты дети данной категории используют редко.

Согласно проведённому диагностическому исследованию (констатирующий эксперимент) были получены следующие результаты владения образными средствами языка старшимидошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи: высокий уровень - у 15 % детей; средний уровень - у 20% дошкольников; низкий - у 65 % испытуемых. Дети контрольной группы показали следующие результаты: 30 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень владения образными средствами языка, 40 % детей диагностировано на среднем уровне, 30 % - на низком (диаграмма 1).

■ Экспериментальная группа

■ Контрольная группа

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.

Полученные данные подтверждаются средним коэффициентом сформированное™ образных средств языка в экспериментальной и контрольной группах, высчитанным по формуле: k = Р + K + О / NN - общее количество ^ -положительная динамика, K - качество полученных знаний,0 - обучаемость) (Б.П.Смирнов). Таким образом, средний коэффициент сформированости образных средств языка у старших дошкольников с ТНР экспериментальной группы составляет 1,4; средний коэффициент контрольной группы - 2,7. Наибольший средний коэффициент - в контрольной группе, он подтверждает и более высокую степень овладения образными средствами языка детьми этой группы по сравнению с экспериментальной.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию образных средств языка у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи включала в себя несколько этапов. На подготовительном этапе основной задачей являлось развитие понимания образных выражений и употребление их в речи. На основном этапе работа была направлена на понимание образных средств языка в определённых ситуациях, овладение семантическими особенностями образных слов и выражений. Использовались следующие приемы работы: чтение фольклорных произведений, а именно русских народных сказок и загадок, драматизация различных

285

ситуаций в играх-драматизациях. На заключительном этапе осуществлялся процесс закрепления полученных умений и навыков [2].

Коррекционно-логопедическая работа базировалась на положениях, лежащих в основе становления образных средств языка посредством фольклорных произведений:

1. Определение общих закономерностей овладения образными средствами языка как средством общения в рамках чтения сказок, загадок и игр-драматизаций;

2. Возможность учёта специфики словарного запаса старшими дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи;

3. Принцип ситуативности (создание естественных или условно- речевых ситуаций для усвоения образных средств языка);

4. Овладение системными связями лексических единиц и их понимание.

В процессе работы по формированию образных средств языка у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи использовались следующие задания: «Отгадай загадку», «Найди похожие и непохожие слова», «Исправь ошибки», «Обыграй сказку», «Определи главного героя», «Найди добрые слова».

В результате контрольного эксперимента были получены следующие данные, касающиеся сформированности образных средств языка у детей экспериментальной группы: высокий уровень - у 40%; средний уровень - у 50 %; на низком уровне оказались 15 % испытуемых. Таким образом, приведенные количественные показатели свидетельствуют о положительной динамикеразвития образных средств языка у старших дошкольников с ТНР средствами фольклорных произведений (диаграмма 2).

Рисунок 2. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента.

После проделанной коррекционно-логопедической работы в экспериментальной группе старших дошкольников с ТНР коэффициент сформированности образных средств языка увеличился до 3,5, в связи с чем положительная динамика составила около 40 %, а способность восприятия к образным средствам языка - 58,8 % (диаграмма 3).

Рисунок 3. Сравнительный анализ коэффициентов до и после проведения коррекционно-логопедической

работы.

Таким образом, проведённая нами коррекционно - логопедическая работа способствовала формированию образных средств языка у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи средствами фольклорных произведений.

Список используемой литературы:

1. Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык. - М.:Педагогика, 1983. - 153 с.

2. Белобородова Е.В. Методика обследования образных средств языка / Логопедия. - 2007. - № 1. с. 9-16.

3. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М.,2001. -318с.

4. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Дис. канд. пед. наук. - М., 1991. -160 с.

5. Комарова Т.С., Соломенникова О. А Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 143с.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. -М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.

7. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка/ Учебное пособие. - 4-е изд., доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.- 312 с. - (Лингвистическое наследие XX века.).

8. Шахнарович A.M., Юрьева Н.М. К проблеме пониманияметафоры // Метафора в языке и тексте. - М., 1998. - С. 108 -118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.