Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Койков В. В.

Ғаламдық экономикалық дағдарыс ықпалының үдеуі және ұлттық денсаулық сақтау жүйелеріне деген сыртқы және ішкі қарсылықтардың күшеюі жағдайында халықтың денсаулығын қорғау саласындағы тиімді басқаруды халықаралық деңгейдегідей, ұлттық және жергілікті деңгейде де арттырудың маңызы ерекше. Денсаулық сақтау саласындағы басқарудың тиімділігін арттырудың негізінде, ДДҰ-ның ұсынымдарына сәйкес, басқарушылық шешімдерді қабылдаған кезде нақты деректерді пайдалану практикасына көшу және білімдерді практикада қолдану тұғырнамасын ұлттық деңгейде құру жатуы тиісIn the context of the growing impact of the global economic crisis and strengthening the internal and external challenges to national health systems the particularly urgent problem is an improvement of the efficiency of policy in health care, both at the international and at the national and local levels. The increase of the efficiency of policy in health care, in line with WHO recommendations, should be based on the transition to the Evidence-informed policy and the establishment of the national Knowledge translation platform

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Койков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVIDENCE-INFORMED POLICY IN HEALTH CARE

In the context of the growing impact of the global economic crisis and strengthening the internal and external challenges to national health systems the particularly urgent problem is an improvement of the efficiency of policy in health care, both at the international and at the national and local levels. The increase of the efficiency of policy in health care, in line with WHO recommendations, should be based on the transition to the Evidence-informed policy and the establishment of the national Knowledge translation platform

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

ДЕНСАУЛЫК САКТАУ МЭЛ1МЕТ1Н БАСКАРУ / УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ И СТАТИСТИКОЙ

ЗДРАВООХАРНЕНИЯ

УДК 61:002; 614.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Койков В.В.

Директор Департамента развития медицинской науки образования

РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗСР РК

Аталуы: Денсаульщ сактау саласында баскарушылык шешiмдердi кабылдау кезвде накты мэлiметгердi пайдалану

Авторлары: Койков В.В. КР ДСЭДМ «Денсаулык сактауды дамыту республикалык орталыгы» РМК

ТYЙiндеме: Fаламдык экономикалык дагдарыс ыкпалынын YДеуi жэне ^лттык денсаулык сактау жYЙелерiне деген сырткы жэне iшкi карсылыктардын кYшеюi жагдайында халыктын денсаулыгын коргау саласындагы тиiмдi баскаруды халыкаралык денгейдегiдей, ^лттык жэне жергiлiктi денгейде де арттырудын манызы ерекше. Денсаулык сактау саласындагы баскарудын тиiмдiлiгiн арттырудын негiзiнде, ДД¥-нын ^сынымдарына сэйкес, баскарушылык шешiмдердi кабылдаган кезде накты деректердi пайдалану практика-сына кэшу жэне бiлiмдердi практикада колдану трырнамасын ^лттык денгейде к¥ру жатуы тиiс.

Title: Evidence-informed policy in health care

Authors: Koikov V.V. RSE on REM "Republican Center for Health Development" MHSD RK

Summary: In the context of the growing impact of the global economic crisis and strengthening the internal and external challenges to national health systems the particularly urgent problem is an improvement of the efficiency of policy in health care, both at the international and at the national and local levels. The increase of the efficiency of policy in health care, in line with WHO recommendations, should be based on the transition to the Evidence-informed policy and the establishment of the national Knowledge translation platform.

Создание современной и эффективной системы здравоохранения относится к числу первостепенных целей в политическом курсе Казахстана, озвученном главой государства Н. Назарбаевым в стратегии «Казахстан 2050» [1]. При этом в условиях нарастающего влияния глобального экономического кризиса и усиления внешних и внутренних вызовов национальной системе здравоохранения особую актуальность приобретает повышение эффективности управленческих решений, принимаемых по вопросам охраны здоровья населения, как на международном, так и на национальном и местном уровне.

Принятый в 2012 году на 62-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ

программный документ «Здоровье-2020: Основы европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия», в качестве основы для достижения стратегических целей и задач по улучшению здоровья жителей стран Европейского Региона определил необходимость «использования фактических данных (доказательств) при формировании политики», т.е. при разработке управленческих решений на всех уровнях здравоохранения. [2].

о

о

QJ

со о а. о сС

ГО

S §

с

Стратегические приоритеты охраны здоровья

Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан

Решение наиболее актуальных проблем Региона, касающихся неинфекционных и инфекционных заболеваний

Укрепление систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей, наращивание потенциала общественного здоровья и обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям

Создание благоприятных условий окружающей среды и обеспечение устойчивости сообществ к негативным внешним воздействиям

Установка приоритетов

Мониторинг и оценка

Поиск фактических данных

Механизм реализации

Повдержка формирования

варианта политики и его реализации

Обобщение фактических данных

Созыв диалога

Достижение конечной цели:

Значительное улучшение здоровья и повышение уровня благополучия населения, сокращение ^неравенства в отношении здоровья, укрепление ) охраны общественного здоровья и обеспечение ' наличияуниверсальных, I социально справедливых, устойчивых и высококачественных систем здравоохранения, ориентированных на человека

Рисунок 1 - Роль фактических данных при реализации политики Здоровье-2020

Подходы, связанные с использованием доказательств, в последние годы получили развитие во многих сферах деятельности, включая уже прочно вошедшую практику здравоохранения концепцию «доказательной медицины» (Evidence-based medicine), активно развивающиеся подходы к доказательной практике в менеджменте (Evidence-based management). В том числе концепция доказательной практики в последние годы нашла активное применение и в сфере политики, прежде всего в сфере политики здравоохранения. Так, с 2005 года при непосредственной поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) формируется глобальная Сеть по вопросам использования фактических данных при формировании политики (Evidence-Informed Policy Network - EVIPNet) в области здравоохранения. В основе инициативы EVIPNet лежит создание на национальном уровне (с последующим объединением в региональные и глобальную сети) партнерства между лицами, принимающими управленческие решения в сфере здравоохранения, и всеми другими заинтересованными сторонами (такими, как гражданское общество, медицинские работники, организаторы здравоохранения, исследователи и финансирующие учреждения), с целью укрепления системы здравоохранения и улучшения итоговых показателей здоровья населения посредством обеспечения систематической доступности,

оценки, адаптации и использования данных научных исследований, актуальных для конкретных условий [3]. В настоящее время региональные сети EVIPNet созданы в Африканском, Американском, Азиатском и Восточно-Средиземноморском регионах ВОЗ. С 2012 года пилотный проект по формированию сети EVIPNet осуществляется на уровне Европейского региона ВОЗ, в том числе с 2015 года во вторую фазу пилотного проекта включается и Казахстан.

С учетом вышесказанного нами был подготовлен обзор существующих подходов к использованию доказательной практики при разработке управленческих решений в сфере здравоохранения, дана оценка текущей ситуации по вопросам практического применения знаний в сфере здравоохранения РК и предложены меры по внедрению данной практики в национальную систему здравоохранения. При подготовке обзора были использованы в том числе материалы межстрановых семинаров, проведенных Европейским региональным бюро ВОЗ в Измире, Турция (2013), Бле-де, Словения (2014), Вильнюсе, Литва (2015) [4].

Развитие концепции доказательной практики принятия управленческих решений в сфере политики здравоохранения

Необходимость применения принципов доказательности при разработке управленческих решений на уровне органов, фор-

№ 2 (15) 2015 менеджер.

мирующих политику, впервые была озвучена президентом Королевского статистического общества Великобритании Адрианом Смитом в 1996 году. В своем выступлении он поставил под сомнение существовавшую ранее практику разработки управленческих решений на основе эмпирического опыта и мнения («Opinion-Based Policy-Making») и призвал осуществлять разработку управленческих решений на основе подхода, связанного с «использованием фактических данных» («evidence-based approach») [5]. В дальнейшем в результате расширения идеи доказательной медицины (Evidence-based medicine) подход, связанный с использованием строго установленных объективных доказательств, при разработке управленческих решений, получил название Evidence-based policy [6]. Доказательный подход к разработке управленческих решений получил широкое признание в Великобритании, США и других ведущих странах мира. И уже в 2005 году на 58-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в Мехико (16-25 мая 2005 г.), была принята резолюция, призывающая все государства «создавать или укреплять механизмы распространения знаний для поддержки научно обоснованных систем здравоохранения, медицинского ухода и формирования политики здравоохранения»

[7].

Именно данное решение послужило отправной точкой для развития глобального движения (сети) по вопросам использования фактических данных при формировании политики (EVIPNet) в области здравоохранения. При этом ключевой в концепции доказательной практики принятия управленческих решений в сфере здравоохранения была определена не «политика, основанная на фактических данных» (Evidence-based Policy - EBP), а «политика с учетом фактических данных» (Evidence-informed Policy - EIP). Поскольку наряду с фактическими данными при разработке управленческих решений могут и должны учитываться также существующее законодательство, культура и традиции, имеющиеся ресурсы (финансовые, человеческие и т.д.), влиятельные группы, политический контекст и другие факторы и условия [8].

ВОЗ рекомендует рассматривать EIP, как подход к принятию управленческих решений в сфере здравоохранения, при котором в процессе принятия решения используются наилучшие из существующих данных и результатов научных исследований - систематически и прозрачно - как на этапе определения повестки дня (выявления проблемы), так и на этапах разработки и последующей реализации управленческого решения (рисунок 2) [8].

Тщательно обоснованные решения в политике здравоохранения

Рисунок 2 - Роль фактических данных при принятии управленческих решений в сфере здравоохранении

Ключевое место в концепции доказательной практики занимают фактические данные («Evidence»), которые представляют собой факты (как реальные, так и утверждаемые) предназначенные для использования в поддержку определенного вывода [9]. Источником фактических данных могут выступать различные источники - как результаты целенаправленных исследований (наблюдений, опытов), так и экспертные мнения заинтересованных сторон. При этом наивысшую ценность среди данных, которые могут использоваться при разработке управленческих решений, имеют данные, для которых существует высокая доказательная база, т.е. результаты научных исследований. Но само по себе использование в качестве фактических данных результатов научных исследований ещё не гарантирует высокий уровень доказательности, и требует от лиц использующих научные данные оценивать критически дизайн

исследований, качество их проведения, достоверность полученных результатов и выводов.

Необходимые условия для формирования EIP

В основе EIP лежит уменьшение разрыва между результатами научных исследований и сферой принятия управленческих решений, на основе создания платформы практического применения знаний (Knowledge Translation Platform - КТР). Концепция KTP связана с внедрением механизмов эффективного взаимодействия и обмена информацией между всеми участниками процесса практического применения знаний, включая передачу надежных и важных результатов исследований от генераторов новых знаний (исследователей) к конечным пользователям (политикам, менеджерам, специалистам практического здравоохранения), адресацию пользователями знаний своих практических запросов исследователям (рисунок 3) [10].

Рисунок 3 - Основные участники КТР и взаимодействие между ними

При этом КТР следует рассматривать комплексно - это не только устойчивая сеть контактов между всеми заинтересованными сторонами, но и сам процесс непрерывного обмена информацией между ними. Деятельность КТР должна обеспечиваться посредством:

• регулярных контактов между заинтересованными сторонами - путем организации конференций, диалоговых площадок, форумов, дебатов и т.д.;

• создания баз данных по проводимым в стране исследованиям, исследовательским организациям, финансирующим исследования организациям;

• определения лицами, принимающими управленческие решения в сфере здравоохранения, приоритетных направлений исследований и адресации их исследователям и финансирующим исследования организациям;

• проведения исследований исследовательскими организациями в соответствии с запросами лиц, принимающих управленческие решения в сфере здравоохранения;

• укрепление потенциала исследователей (в вопросах надлежащей исследователь-

ской практики и практической передачи знаний) и лиц, принимающих управленческие решения (в вопросах использования фактических данных, включая научные данные);

• создания при уполномоченных органах подразделений быстрого реагирования (осуществляющих поиск фактических данных и проведение исследований для предоставления лицам, принимающим управленческие решения, ответа на интересующие вопросы в кратчайшие сроки) и др. [11].

Для обеспечения эффективного функционирования КТР необходимо создание и укрепление потенциала страновой команды лидеров из числа лиц, принимающих управленческие решения в сфере здравоохранения, организаторов системы здравоохранения, исследователей, представителей гражданского общества. Также важное значение играет институализация КТР - наделение одного из ключевых стейкхолдеров (Министерство здравоохранения, отраслевой институт развития, исследовательский центр или университет) функцией органа, координирующего работу КТР. Работа лиц, участвующих развитии КТР может принимать самые разнообразные формы, включая:

Рисунок 4 - Основные ресурсы для формирования Е1Р Шнеджеи № 2 ^ 2015

• подготовку кратких сводок научных данных для выработки управленческих решений, в которых рассматриваются первоочередные потребности сферы управления;

• организацию политических диалогов в формате совещаний с ключевыми действующими субъектами в стране для выяснения знаний, мнений и опыта, выработки вариантов политических решений [3].

Наряду с развитием КТР, в обеспечении условий для формирования Е1Р важное значение имеет развитие единой информационной системы здравоохранения, аккумулирующей данные по различным показателям деятельности отрасли (медицинским и финансовым показателям, показателям кадровой и материально-технической обеспеченности и т.д.) в разрезе регионов и всей страны, а также развитие и (или) обеспечение доступа к ресурсам по исследованиям в области здравоох-ранениям (базы данных научных публикаций и научной продукции) (рисунок 4).

Роль сети EVIPNet в укреплении систем здравоохранения

Сеть EVIPNet формируется на основе партнерства отдельных лиц и организаций, вовлеченных в процесс создания и использования фактических данных. Сеть действует

на страновом, региональном и глобальном уровнях, связанных между собой множеством нитей (рисунок 5). На первом, страновом, уровне сеть формируется из числа лиц, принимающих управленческие решения, организаторов здравоохранения, исследователей, представителей гражданского общества, которые становятся непосредственными участниками формируемой КТР в национальной системе здравоохранения. На втором, региональном, уровне страновые группы сотрудничают между собой, обмениваются опытом и существующими у них процессами, сообщают о новых фактических данных, разрабатывают инновационные методики и подходы и делятся ими друг с другом. На третьем, глобальном, уровне Секретариатом EVIPNet, находящимся при штаб-квартире ВОЗ в Женеве, ведется работа по гармонизации и поддержке деятельности на страновом и региональном уровнях. Основным звеном в EVIPNet выступает страновой уровень, а региональный и глобальный уровни обеспечивают получение каждой страной динамичной поддержки и создают возможность для каждой страны и каждого региона в своем развитии использовать успехи, знания и опыт других [3].

Рисунок 5 - Уровни, на которых действует сеть Сеть EVIPNet

Анализ ситуации в Казахстане для внедрения Е1Р и создания КТР

Переход к доказательной практике принятия управленческих, в том числе политических, решений в сфере здравоохранения является одной из важнейших задач развития современного менеджмента здравоохранения в РК. При этом особую роль приобретает создание эффективной КТР, обеспечивающей обмен информацией между всеми заинтересованными сторонами, включая донесение лицами, принимающими управленческие решения, своих ожиданий до исследователей и предоставление последними необходимых данных специалистам органов управления здравоохранением.

Для создания КТР в РК имеется необходимая инфраструктура - генераторы новых научных знаний (медицинские ВУЗы и научные организации, ВУЗы, НИИ, НЦ иной ведомственной принадлежности (рисунок 6)), отраслевой провайдер информационных ресурсов (Республиканский центр электронного здравоохранения), отраслевой институт развития, осуществляющий экспертно-анали-тические функции (Республиканский центр

развития здравоохранения), развитая сеть неправительственных организаций в области здравоохранения. Все перечисленные организации получают ежегодное финансирование со стороны государства, в том числе финансирование научных исследований осуществляется по установленным национальным и отраслевым приоритетным направлениям. В РК внедрена Единая информационная система здравоохранения (ЕИСЗ), в рамках которой формируются и регулярно актуализируются базы данных по фактическим данным в области здравоохранения. В системе национальной науки функционирует провайдер научно-технической информации (Национальный центр научно-технической информации (НЦНТИ)), осуществляющий учет выполняемых в РК научных исследований, Институт интеллектуальной собственности, регистрирующий и формирующий базу данных охранных документов на результаты научной деятельности. Принципы доказательной практики в последние годы активно внедряются в практическом здравоохранении Казахстана, в том числе при разработке клинических протоколов, оценке медицинских технологий.

Рисунок 6 - Потенциал Казахстана по вопросам генерации знаний, применимых в области здравоохранения

Почему же при наличии всех вышеуказанных условий как таковая система практической передачи знаний в РК функционирует неэффективно и соответственно не внедрены принципы доказательной практики принятия управленческих решений в сфере здравоохранения? Прежде всего, существенно страдает сама система генерации новых знаний в системе здравоохранения - отмечается низкая конкурентоспособность и недостаточная востребованность выполняемых научных исследований, что связано с недостаточной материально технической базой медицинских научных организаций и ВУЗов, недостаточным объемом финансирования научных исследований в области здравоохранения (0,005% ВВП, в то время как в странах ОЭСР данный показатель составляет 0,3% ВВП), недостаточным качеством подготовки исследовательских кадров.

Следующим слабым звеном является применение результатов научных исследований, полученных казахстанскими учеными. Так, несмотря на достаточно значительные объемы проводимых исследований (см. рисунок 6), весь перечень внедряемых в систему здравоохранения РК новых медицинских технологий (включаемых в перечень ГОБМП) в течение 5 последних лет представлен заимствованными из-за рубежа разработками, более 99% патентов, полученных казахстанскими учеными в последние 20 лет не поддерживаются патентообладателями, т.е. на практике запатентованные разработки никак не работают. Несмотря на наличие в стране провайдера научно-технической информации (НЦНТИ) свободный доступ исследователей к информации о проводимых в РК исследованиях отсутствует, что приводит зачастую к дублированию научных работ, выполняемых одновременно в различных организациях и, соответственно, к нерациональному расходованию средств на проведение НИР. При этом самым слабым звеном является доведение результатов научных исследований до конечных пользователей - врачей, организаторов здравоохранения, лиц, принимающих управленческие решения в сфере здравоохранения.

Во многом это связано с тем, что в стране недостаточно эффективно работают механизмы обмена результатами научных исследований между различными ведомствами и организациями, финансирующими научные исследования. Так, Министерство здравоохранения и социального развития РК получает отчеты лишь по НТП, финансируемым самим министерством, но эти исследования составляют лишь 15-20% реализуемых в отечественных организациях медицинской науки научных программ и проектов - по остальным 80-85% научных программ (грантовые, инициативные, диссертационные исследования) информация до уполномоченного органа в сфере здравоохранения практически не доходит. Та же информация по проводимым НИР, которая попадает в уполномоченный орган в виде промежуточных и заключительных научных отчетов, зачастую просто не получает практического применения, поскольку лица, принимающие управленческие решения не имеют времени на изучение этих отчетов.

Не менее важным и, в условиях неконкурентоспособности отечественной медицинской науки, ключевым источником новых знаний, значимых для развития здравоохранения и разработки политики, являются результаты научных исследований, выполняемых за рубежом. Вместе с тем большинство казахстанских исследователей, специалистов практического здравоохранения и лиц, принимающих управленческие решения, зачастую не имеют доступа к мировым ресурсам научной информации или этот доступ существенно ограничен. Связано это, прежде всего, с недостаточным владением английским языком, неумением отечественных специалистов эффективно использовать существующий арсенал ресурсов научно-технической информации, либо же отсутствием доступа к этим ресурсам.

Кроме научных исследований, источником фактических данных, значимых для принятия управленческих решений, является ведомственная статистика и базы данных информации по различным показателям деятельности системы здравоохранения. Вместе с тем, несмотря на развитие ЕИСЗ в РК, до

№ 2 (15) 2015 менеджер.

сих пор отмечается недостаточный уровень интеграции существующих в отрасли информационных ресурсов, некорректное их наполнение, что снижает достоверность получаемых фактических данных.

Таким образом, система практического применения знаний в здравоохранении РК в настоящее время имеет целый ряд недостат-

ков и барьеров (рисунок 7), что приводит к снижению практического выхода от инвестиций в сферу генерации новых знаний и потере эффективности тех видов деятельности (клинической практики, сферы управления здравоохранением и т.д.), которые связаны с использованием фактических данных.

Генераторы новых знаний

Б х з 2 01 3

и I У та И ^ о. с; ^ х со ^о £ гп £ «

^ га = 3: о. >■

¡а- о

О

2 а. Го*

и н -

И и -О

с; о т £ =

Е -ОС0 га _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о; щ , £ 1

щ

■О СО

£ I

га о.

Р

О пз

=г8

си

и й <->

Барьер для междисциплинарных исследований

Сь I-

си

2 ^ Е О- £□ О) I- ^ 2

>- О

<-> -г I Щ Ь со

га

- га га

X 3 СП 0_1

X

ад л ш

£ I

га А

х

О) .а х т

¡1 О пз х ш

га сг <->

и 1

г Ш<

ч

ч

ш4

Барьер для ^—л фименения

знаний ^^а

т

2 щ -..ТА

г 1 1 м

Потребители новых знаний в области здравоохранения

Президент и Правительство

Парламент

МЗиСР РК

Организации практического здравоохранения

Медицинские работники

Гражданское общество

Рисунок 7 - Несовершенство механизмов обмена результатами научных исследований между

генераторами новых знаний и их потребителями

С учетом тех, амбициозных задач, которые стоят перед Казахстаном в целом и непосредственно перед национальной системой здравоохранения особую актуальность приобретает создание в РК эффективной платформы практического применения знаний и переход к доказательной практике на всех уровнях здравоохранения - от клинической практики до принятия управленческих решений (рисунок 8).

При этом комплекс мероприятий по созданию КТР и внедрению Е1Р в националь-

ной системе здравоохранения должен включать:

- повышение понимания всеми стейк-холдерами (и исследователями и лицами, принимающими управленческие решения) значимости и необходимости использования данных научных исследований наилучшего качества - на основе проведения регулярных тренингов по вопросам доказательной практики, создания эффективной мотивации и формирования культуры использования в профессиональной деятельности фактиче-

ских данных наилучшего качества;

- улучшение практики формирования, адаптации и применения данных научных исследований - на основе повышения компетенции исследователей, улучшения материально-технической базы научных организаций и совершенствования методологии проводимых исследований, усиления координации выполняемых исследований на межведомственном и междисциплинарном уровнях;

- внедрение эффективных механизмов коммуникации между всеми стейкхолдерами - на основе развития диалоговых площадок

по актуальным вопросам в сфере организации и управления здравоохранением с привлечением ведущих отечественных и зарубежных ученых;

- обеспечение доступа всех стейкхол-дров к фактическим данным в сфере здравоохранения - на основе разработки национального научного медицинского портала, интеграции информационных ресурсов в ЕИСЗ и обеспечения качества их наполнения, предоставления доступа к международным базам данных научно-технической информации.

Рисунок 8 - Стратегия перехода к доказательной практике в сфере управления и практики

Для реализации всех указанных мероприятий необходимо формирование страно-вой команды лидеров из числа лиц, принимающих управленческие решения, организаторов системы здравоохранения, исследователей, представителей гражданского общества, которые будут обеспечивать поддержку и продвижение всех вышеуказанных мероприятий и инициатив, активное включение Казахстана в глобальную сеть EVIPNet, создаваемую в Европейском регионе ВОЗ. Кроме того, необходима институализация платформы практического применения знаний на базе отраслевого института развития - Республиканского центра развития здравоохранения (РЦРЗ), на основе развития РЦРЗ, как провайдера фактических данных по вопросам здравоохранения и подразделения быстрого реагирования для уполномоченного органа.

Конечная цель всех этих мероприятий - создание такого порядка, при котором лица, принимающие управленческие решения в сфере здравоохранения, и другие заинтересованные стороны для определения направлений развития здравоохранения будут пользоваться данными научных исследований наивысшего качества. Именно данный подход позволит обеспечить достижение той амбициозной цели по созданию «современной и эффективной системы здравоохранения», которая озвучена в Стратегии «Казахстан 2050».

Источники:

1. Послание Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казах-стан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Астана, Акорда, 14 декабря 2012 г.

2. Здоровье-2020: Основы европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия. Всемирная организация здравоохранения, Копенгаген, 2013 г., 28 с.

3. EVIPNet Strategic Plan 2012-15 / edited by U.Panisset, S.Campbell, J.Lavis // World Health Organization, 2012, 32 р.

4. Meeting report - Multi-country workshop on using research evidence for policy-making, 9-11 October 2013, Izmir, Turkey, World Health Organization 2014, 70 p.

5. Annette Boaz, Deborah Ashby and Ken Young. Systematic Reviews: What have they got to offer evidence based policy and practice? // ESRC UK Centre for Evidence Based Policy and Practice: Working Paper 2, 2002, 28 р. Available at URL: http://emilkirkegaard.dk/en/wp-content/uploads/Should-I-do-a-systematic-review.pdf

6. Solesbury, W (2001) Evidence based policy: whence it came and where it's going ESRC UK Centre for Evidence Based Policy and Practice: London. 10pp. (Working Paper 1). Available at URL: http://www.evidencenetwork. org/Documents/wp1.pdf

7. Fifty-eighth World Health Assembly: Resolution on health research. World Health Organization, 16-25 May 2005. Available at URL: http://www.who.int/rpc/meetings/58th_WHA_resolution.pdf

8. Andrew D. Oxman, John N. Lavis, Simon Lewin, Atle Fretheim. SUPPORT Tools for evidence-informed health Policymaking (STP) 1: What is evidence-informed policymaking? // Health Research Policy and Systems 2009, 7(Suppl 1):S1. Available at URL: http://www.health-policy-systems.com/content/pdf/1478-4505-7-S1-s1.pdf

9. Lomas J., Culyer T., McCutcheon C., McAuley L., Law S. Conceptualizing and Combining Evidence for Health System Guidance . Ottawa: Canadian Health Services Research Foundation; 2005.

10. World Health Organization. World Report on Knowledge for Better Health. Geneva: Author; 2004a. pp.

97-130.

11. Joseph M. Kasonde and Sandy Campbell. Creating a Knowledge Translation Platform: nine lessons from the Zambia Forum for Health Research // Kasonde and Campbell Health Research Policy and Systems 2012, 10:31

12. (Источник: Andrew D. Oxman and etc., 2009 [8])

УДК 61:331.108; 614.253

СОСТОЯНИЕ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Мусина Г.А.

И.о. руководителя Обсерватории кадровых ресурсов здравоохранения Департамента развития медицинской науки образования РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗСР РК, врач 1 категории по организации здравоохранения

Турумбетова Т.Б.

Главный менеджер Обсерватории кадровых ресурсов здравоохранения Департамента развития медицинской науки образования РГП на ПХВ «Республиканский центр развития

здравоохранения» МЗСР РК

Калжанова Ж.Х.

Специалист Обсерватории кадровых ресурсов здравоохранения Департамента развития медицинской науки образования РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗСР РК, магистр медицинских наук

Кабдуллина М.М.

Менеджер Обсерватории кадровых ресурсов здравоохранения Департамента развития медицинской науки образования РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗСР РК, магистр медицинских наук,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.