УДК 614; 614.2; 614:33
TOOLS FOR EVIDENCE-INFORMED HEALTH POLICY: EVIDENCE BRIEFS FOR POLICY
Vitaliy Koikov
Abstract
Evidence briefs for policy (EBP) is one of the effective tools for Evidence-Informed Health Policy. The format for presenting information in the EBP - a comprehensive substantiation of the priority problem and the identification of cause-effect relationships, the choice and critical evaluation of policy options and mechanisms for their implementation - allows to offer for policy-makers concrete solutions to the current state (industry, region) problem, to help them better understand pragmatic aspects of a particular policy option, including on the basis of an assessment of the obstacles faced by other countries in implementing a particular policy option.
Keywords: Evidence briefs for policy (EBP), Evidence-Informed Health Policy, Kazakhstan
Денсаулык сактау саласындагы Evidence-Informed Policy куралдары: Саясатты калыптастыруга арналган талдамалык шолу
ТYйiндеме
Талдамалык; шолулар денсаулык, сактау саласындагы саясатты (Evidence briefs for policy - EBP) накты дерек-терге (Evidence-Informed Policy - EIP) сYйене отырып калыптастырудын нэтижелi куралы болып табылады. EBP-де акпаратты усыну форматы, ягни, басым мэселенi жан-жакты нег/'здеп, себеп-салдар байланысын та-уып, саясаттын нускаларын сыни багалап тандау жэне оны жYзеге асыру механизмын усыну - полисимейкер-лерге мемлекет (сала, аймак;) Yшiн мацызы бар мэселен шешудiн накты жолдарын усынуга мYмкiндiк бередi. Сонымен катар, саясаттын белг/'лi бiр нускасын жузеге асыру жолында баска елдерд/'н тап болган кедергiлерiн саралай отырып, саясаттын белгт!' 6/р нускасыныц прагматикалык аспектiсiн тYсiне блуге жол ашады. ТYйiн свздер: Evidence briefs for policy (EBP), денсаулык саласындагы акпаратка нег1'зделген саясат, Казакстан
Инструменты Evidence-Informed Policy в здравоохранении: Аналитический обзор для формирования политики
Резюме
Одним из эффективных инструментов политики с учетом фактических данных (Evidence-Informed Policy -EIP) в здравоохранении являются аналитические обзоры для формирования политики (Evidence briefs for policy - EBP). Формат представления информации в EBP - в виде всестороннего обоснования приоритетной проблемы и выявления причинно-следственных связей, выбора и критической оценки вариантов политики и механизмов их реализации - позволяет предложить полисимейкерам конкретные пути решения актуальной для государства (отрасли, региона) проблемы, помочь им лучше понять прагматические аспекты того или иного варианта политики, в том числе на основе оценки препятствий, с которыми сталкивались другие страны при реализации определенного варианта политики.
Ключевые слова: Evidence briefs for policy (EBP), информационно-обоснованная политика в области здравоохранения, Казахстан
Head of the Center for Human Resources & Science Development,
Republican Center for Health Development, Astana, Kazakhstan
Recieved: 10-09-2017 Accepted: 25-09-2017
Corresponding author: Vitaliy Koikov, Head of the Center for Human Resources & Science Development, Republican Center for Health Development, Astana, Kazakhstan Postal code: 010000
Address: Mangilik El 8 Ave., Entrance 18B, Astana, Kazakhstan
Phone: +7 701 186 60 02 E-mail: [email protected]
Evidence-Informed Health Policy
Vitaliy Koikov ®
Модернизация национальной системы здравоохранения, ориентированной на эффективность, финансовую устойчивость и поддержку социально-экономического роста является одной из ключевых программных целей Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаульщ» на 2016-2019 годы. Достижение указанной цели планируется обеспечить, прежде всего, через повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения.
Анализ опыта стран ОЭСР указывает на то, что эффективность управления в системе здравоохранения должна обеспечиваться не только внедрением современного менеджмента в медицинских организациях, но и трансформацией подходов к формированию политики в отрасли. Европейская обсерватория системам и политике здравоохранения указывает на необходимость использования при формировании политики в области здравоохранения фактических данных, информационной основой которых должны быть высококачественные научные исследования [1].
В основе политики с учетом фактических данных (Evidence-Informed Policy - EIP) лежит системное и прозрачное распространение знаний. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет распространение знаний (РЗ) как «обобщение, обмен и применение знаний соответствующими заинтересованными сторонами с целью ускорения внедрения инноваций на глобальном и местном уровне при укреплении систем здравоохранения и повышении уровня здоровья людей» [2].
Для обеспечения условий по внедрению EIP в 2005 году ВОЗ выступила с инициативой создания сети по вопросам использования данных научных исследований при формировании политики (Evidence-Informed Policy Network - EVIPNet). Целью EVIPNet является «создание или усиление механизмов передачи знаний в поддержку общественного здравоохранения и
систем предоставления услуг здравоохранения, а также политики здравоохранения на основе данных научных исследований» [3]. В настоящее время региональные сети EVIPNet созданы в Африканском, Американском, Азиатском и Восточно-Средиземноморском регионах ВОЗ. С 2012 года пилотный проект по формированию сети EV^PNet осуществляется на уровне Европейского региона ВОЗ, в том числе с 2015 года во вторую фазу пилотного проекта включился и Казахстан.
Началом деятельности EVIPNet в стране послужило проведение ситуационного анализа (20162017 гг.) с целью оценки текущей ситуации по применению фактических данных в формировании политики в области здравоохранения.
Проведенный анализ показал, что несмотря на безусловно имеющиеся факты использования результатов научных исследований в формировании политики, в масштабах всей системы здравоохранения роль доказательств в принятии управленческих решений все еще является вторичной и системный подход к этому процессу отсутствует [4].
Все это указывает на необходимость принятия действенных мер по внедрению Е1Р в системе здравоохранения Казахстана. Согласно рекомендациям Европейского регионального бюро ВОЗ [5], необходимо обеспечить:
1. Наращивание потенциала ключевых стейк-холдеров - генераторов знаний» (исследователей) и полисимейкеров - в вопросах распространения и использования результатов научных исследований в формировании политики;
2. Создание эффективной Платформы практического применения знаний (ПППЗ), позволяющей сократить имеющийся разрыв между результатами научных исследований и сферой принятия политических решений;
3. Внедрение в РК инструментов Е1Р, обеспечивающих предоставление для лиц, формирующих политику, необходимые высококачественные фактические данные (рисунок 1).
«Генераторы» знаний
Полисимейкеры
Инструменты для EIP:
• Центры сбора и распространения информации и знаний («Clearing house»)
• Аналитические обзоры для формирования политики («Evidence-based policy briefs»)
• Политические диалоги (« Policy dialogue»)
• Службы оперативного pearnpoBaHHn(«Rapid response sen/ice»)_
Рисунок 1 - Видение модели развития EIP в системе здравоохранения РК
Основные инструменты EIP
Важным условием формирования ПППЗ и основой для мероприятий по укреплению потенциала ключевых стейкхолдеров должно стать внедрение инструментов EIP Центров сбора и распространения информации и знаний (Clearing house), служб оперативного реагирования (Rapid response service), политических диалогов (Policy dialogue), аналитических обзоров для формирования политики (Evidence briefs for policy) (Таблица 1).
Указанные инструменты EIP облегчают доступность данных научных исследований для полисимейкеров и готовность этих лиц использовать
Таблица 1 - Инструменты EIP [6-8]
Инструмент Е1Р Что это такое? Для чего предназначен?
Центр сбора и Постоянно обновляемое хранилище документов, Дает полисимейкерам и заинтересованным
распространения которое работает по принципу "одного окна" для сторонам возможность легко получать
информации и знаний пользователей, которым нужны данные научных исследований высокого
высококачественные и актуальные данные качества в легкой для использования форме
научных исследований по той или иной теме
Служба оперативного Группа аналитиков- Дает полисимейкерам возможность
реагирования исследователей, предоставляющих оперативно получить доступ к данным
полисиейкерам удобный для использования научных исследований для использования в
синтез данных научных исследований наивысшего своей работе по формированию политики.
качества в сроки, которые устанавливаются
лицами, формирующими политику (в течение
нескольких дней или недель)
Политический диалог Встреча полисимейкеров и заинтересованных Позволяет полисимейкерам принимать во
сторон обычно в формате совещания или внимание данные научных исследований
семинара, на котором проводятся организованные наряду с мнениями, опытом и
дискуссии по какому-либо вопросу, имеющему подразумеваемыми знаниями людей,
приоритетное значение которых затрагивают решения по данному
вопросу
Аналитический обзор Краткий отчет, в котором данные научных Позволяет рассмотреть проблему в области
для формирования исследований подаются таким образом, чтобы они политики с обобщением наилучших
политики были доступны, актуальны, легки в использовании фактических данных, обосновать все
и применимы на местном уровне. факторы, важные для формирования
политики, предложить варианты решения и
описать их наиболее вероятное воздействие
и способы реализации
их в процессе формирования политического решения. Какой из инструментов наилучшим образом подойдет к ситуации, в которой находится полисимейкер - это, среди прочих факторов, зависит от имеющегося у него времени на выработку политического решения и от требуемого уровня полноты данных.
Для Казахстана актуально внедрение всех инструментов Е1Р. Причем если практика проведения политических диалогов уже знакома для лиц, формирующих политику в области здравоохранения РК на центральном и региональном уровнях, то остальные инструменты практически не используются.
Аналитический обзор для формирования политики: роль в EIP
Наиболее актуальным из всех инструментов EIP является внедрение практики подготовки аналитических отчетов для формирования политики (Evidence briefs for policy - EBP). Именно EBP должны ложится в основу проведения политических диалогов - позволяя выносить на обсуждение заинтересованных сторон всесторонне изученную проблему и варианты возможных политических решений. При этом EBP могут готовиться как по инициативе самих полисимейкеров, так и по инициативе исследователей. Именно через формат EBP исследователи могут донести до полисимейкеров результаты собственных исследований.
EBP, в отличие от представляемых исследователями в уполномоченный орган отчетов по проведенным научным исследованиям, ориентированы именно на полисимейкеров, у которых нет времени читать многостраничные отчеты с детальными расчетами и рассуждениями. Полисимейкерам нужны доступные и понятные фактические данные, которые содержат информацию по широкому спектру факторов, имеющих значение для принятия управленческих решений [8]. Обеспечить соответствие фактических данных запросам полисимейкеров позволяют EBP, в которых синтезируются самые высококачественные данные глобальных научных исследований (как правило, в виде систематических обзоров), фактических данных местного значения и результаты исследований самих исследователей, в которых рассматривается весь спектр факторов, важных для процесса выработки и осуществления политики, и это делается в такой форме, чтобы обеспечить максимальное удобство их восприятия и максимально высокое качество.
Основные требования к структуре и содержанию EBP
В EBP материал предоставляется ступенчато и последовательно - в виде ключевых тезисов, краткого резюме и полного текста документа (в формате 1:3:25 по соотношению количества страниц в данных разделах EBP) (рисунок 2). Такой формат представления EBP позволяет читателю уже с первой страницы - ключевых тезисов - оценить важность документа и решить, заслуживает ли он прочтения до конца [8]. Краткое резюме должно давать описание проблемы и объяснять, почему существующие подходы к решению проблемы должны быть изменены, какие варианты политических решений в основном документе предлагаются и возможность их внедрения.
Полный текст документа должен последовательно раскрывать:
1. Описание проблемы и ее значимости, причин проблемы и тех последствий, которые она вызывает, т.е. показывать актуальность проблемы для выработки политики в данной области;
2. Критическое описание возможных вариантов политики для решения проблемы, включая подробное изложение недостатков существующих подходов для ее решения и вариантов политики, позволяющих исключить данные недостатки
3. Критическое описание «плюсов» и «минусов» предлагаемых новых подходов (вариантов политики) для решения проблемы.
Кроме того, EBP может содержать Приложения, куда выносятся в виде справочной информации таблицы, диаграммы, схемы, дополняющие разделы основной части документа. В обязательном порядке в конце EBP должен приводиться список источников, на которые в тексте документа даются ссылки [9].
Основные разделы б ЕВР (Формат 1:3:25)
Ключевые тезисы (1 стр.)
Краткое резюме (3 стр.)
Содержание Наиболее важные идеи и итоги
Краткое описание: 1. Проблемы,
2.Вариантов политики
3. Соображений по их внедрению
1. Проблема
1.1. Почему проблема вызывает внимание
1.2. Как проблема была выявлена
1.3. Размер проблемы
1.4, Факторы, лежащие в основе проблемы
2. Варианты политики
Полный текст обзора 2.1. Вероятные последствия
(25 стр.) 2,2. Необходимые затраты и оценка
эффективности затрат
2.3. Необходимость мониторинга и оценки
3. Вопросы, связанные с реализацией вариантов
политики
3.1. Препятствия для реализации вариантов
политики
3.2. Стратегии реализации вариантов политики
Рисунок 2 - Структура EBP
Вышеуказанный формат 1:3:25 касается, прежде всего, соотношения объема разделов EBP между собой, нежели чем общего размера документа. Иногда EBP может иметь формат 1:12 - одна страница с ключевыми тезисами и непосредственно 12-страничный текст обзора [8]. В каждом конкретном случае размер и формат EBP будет индивидуален. При этом команда разработчиков EBP должна обеспечить соответствие документа следующим характеристикам:
• сфокусированность на одной из приоритетных проблем;
• основанность на доказательствах наивысшего качества;
• краткость и лаконичность изложения материала;
• понятность для читателей (использование научного языка должно быть сведено к минимуму, документ должен быть понятен для широкой аудитории);
• доступность и легкость использования документа целевой аудиторией;
• возможность привлечения внимания потенциальной аудитории, чтобы создать благоприятное впечатление;
• выполнимость предлагаемых вариантов политических решений на практике [9].
Этапы подготовки EBP Процесс подготовки EBP имеет тоже определенную
последовательность (рисунок 3). Прежде всего необходимо идентифицировать проблему и определить ее приоритетность для политики в сфере здравоохранения.
Для понимания политического контекста проблемы необходимо оценить эффективность ранее предпринимаемых шагов по решению проблемы, место проблемы в текущей повестке дня политики в сфере здравоохранения, основные заинтересованные стороны, силу их влияния.
Для эффективной реализации проекта по разработке EBP необходимо создание координационного комитета, включающего 5-7 ключевых лиц из числа полисимейкеров, исследователей и представителей ключевых заинтересованных сторон. Основными критериями для включения в состав координационного комитета должно быть хорошее знание темы и готовность способствовать процессу разработки EBP и организации дальнейшего диалога. Встречи команды разработчиков EBP должны происходить с периодичностью как минимум 1 раз в месяц.
Роль координационного комитета сводится к уточнению проблемы, определению ключевых заинтересованных сторон для подготовки EBP, содействию в установлении сроков и плана работ по проекту, проведению обзора проекта EBP и всех других результатов [8].
Рисунок 3 - Этапы подготовки EBP
Рисунок 4 - Структура дерева проблем
В соответствии с выявленными причинно-следственными связями разрабатывается план работ. План работ отрабатывается с координационным комитетом и всеми членами команды EBP.
Определение заинтересованных сторон необходимо для получения информации по вопросам, имеющим отношение к разработке EBP (около 1015 заинтересованных лиц в качестве ключевых информантов) и обсуждения проекта EBP (около 18-24 участников в качестве участников диалога).
Непосредственно сам процесс разработки EBP, согласно вышеуказанной структуре и характеристикам, осуществляется на основе поиска доказательств (результатов научных исследований глобального уровня и местного значения) и их оценки (с помощью инструмента AMSTAR и контрольного списка SURE), получения информации от ключевых информаторов, при регулярном (в ходе подготовки EBP) и итоговом (на выходе) обзоре качества EBP на основе согласования проекта с координационным комитетом.
Завершающим этапом в разработке EBP является проведение политического диалога, который позволяет объединить вместе полисимейкеров и все заинтересованные стороны для организованного обсуждения проекта EBP [10].
После доработки EBP с учетом результатов политического диалога разрабатывается
План распространения, предусматривающий информирование заинтересованных сторон (распространение печатной и электронной версии EBP, в т.ч. через СМИ, проведение индивидуальных презентаций), консультирование с заинтересованными сторонами (интервью, фокус-группы, общественные
слушания), вовлечение заинтересованных сторон (политические диалоги, целевые брифинги или диалоги, предназначенные для охвата определенных аудиторий, двусторонние встречи, рабочие или консультативные группы).
Заключение
ЕВР представляет собой один из инструментов, входящих в базовый набор инструментов Е1Р. ЕВР пишется в расчете не только на лиц, формирующих политику, но и на все заинтересованные стороны, что ставит перед разработчиками ЕВР задачу обеспечить его доступность, актуальность, легкость в использовании и применимость на местном уровне. Формат представления информации в ЕВР - в виде всестороннего обоснования приоритетной проблемы и выявления причинно-следственных связей, выбора и критической оценки вариантов политики и механизмов их реализации - позволяет предложить полисимейкерам конкретные пути решения актуальной для государства (отрасли, региона) проблемы, помочь им лучше понять прагматические аспекты того или иного варианта политики, в том числе на основе оценки препятствий, с которыми сталкивались другие страны при реализации определенного варианта политики.
Бесузловно каждый ЕВР готовится под конкретный страновой (региональный) контекст, но использование уже опубликованных ранее ЕВР по актуальной проблеме может оказать существенную помощь в понимании причин и последствий проблемы и выработке путей ее решения. Так, опубликованные ЕВР доступны на сайтах Европейского бюро ВОЗ [11], ОЭСР [12], Азиатского банка развития [13] и др.
Литература
1. Irene Papanicolas, Peter C. Smith. Health system performance comparison: An agenda for policy, information and research. World Health Organization 2013.
2. Bridging the «know-d» gap. Meeting on knowledge translation in global health. Geneva: World Health Organization; 2005.
3. Resolution WHA 58.34: Ministerial Meeting on Health Research. Geneva: World Health Organization; 2005.
4. Ramazanova A., Kjuhenmjuller T, Vujnovich M., Kojkov
V. Sinergija «Zdorov'e - 2020», «Densaulyk» i EVIPNet: novye vozmozhnosti dlja reshenija problem sistemy zdravoohranenija Kazahstana (Synergy "Health - 2020", "DensaulyK" and EVIPNet: New opportunities for solving the problems of the Healthcare system in Kazakhstan) [in Russian]. Medicina; 2017; 2(176): 2-5.
5. The strategic plan of the EVIPNet-Europe Network for 20132017. World Health Organization 2015
6. Oxman AD, Lavis JN, Lewin S, Fretheim A: SUPPORT Tools for evidence-informed health Policymaking (STP). 1. What is evidence-informed policymaking? Health Research Policy and Systems. 2009; 7(Suppl 1):1
7. Lavis JN, Boyko JA, Oxman AD, Lewin S, Fretheim A. Health research policy and systems SUPPORT tools for evidence-informed health policy-making (STP) 14: Organizing and using policy dialogues to support evidence-informed policy-making. 2009; 8(1):S14.
8. Lavis JN, Permanand G, Oxman AD, Lewin S, Fretheim A.
SUPPORT tools for evidence-informed health Policy-making (STP) 13: preparing and using policy briefs to support evidence-informed policy-making. Health Research Policy and Systems/BioMed Central [website]. 2009; 7(1):S13.
9. Policy Briefs. Presentation at the GDNet AERC Policy Briefs Workshop - June 2013.
10. Lavis JN, Boyko JA, Oxman AD, Lewin S, Fretheim A. Health research policy and systems SUPPORT tools for evidence-informed health policy-making (STP) 14: Organizing and using policy dialogues to support evidence-informed policymaking. 2009; 8(1):S14.
11. Full list of published briefs and summaries. Health Evidence Network (HEN), 2017.
12. Policy briefs. Organisation for Economic Co-operation and Development, 2017.
13. ADBI Policy Briefs. The Asian Development Bank Institute, 2017.