Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темекова З.М., Ищанова А.Б.

Данная статья представляет Национальные счета здравоохранения - механизм проведения регулярного всестороннего и последовательного мониторинга финансовых потоков в системе здравоохранения страны. Национальные счета здравоохранения играют значительную роль в разработке и реализации политики в сфере здравоохранения, поскольку позволяют определить приоритеты государственной политики. На международном уровне национальные счета здравоохранения являются основным инструментом измерения и сопоставления расходов на здравоохранение среди стран со схожими уровнями социально-экономического развития, демографическими и эпидемиологическими параметрами.Осы мақалада еліміздің денсаулық сақтау жүйесінде қаржы ағындарының ұдайы жан-жақты және жүйелі мониторингін жүргізу тетігі - Ұлттық денсаулық сақтаудың шоттары ұсынылады.Ұлттық денсаулық сақтау шоттары денсаулық сақтау саласындағы саясатты жасауда және іске асыруда маңызды рөл атқарады, өйткені мемлекеттік саясаттың басымдықтарын анықтауға мүмкіндік береді. Халықаралық деңгейде ұлттық денсаулық сақтау шоттары әлеуметтік-экономикалық даму деңгейлері, демографиялық және эпидемиологиялық параметрлері ұқсас елдер арасында денсаулық сақтау шығыстарын өлшеудің және салыстырудың негізгі құралы болып табылады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Темекова З.М., Ищанова А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

УДК 614; 614.2; 614:33

ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

■ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Темекова З.М.

Руководитель Центра экономики здравоохранения

РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗСР РК

Ищанова А.Б.

Главный менеджер отдела экономики системы здравоохранения

Центра экономики здравоохранения

РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗСР РК

Тушндеме: Осы макалада елiмiздщ денсаулык сактау жуйесшде каржы агындарыныц ^дайы жан-жакты жэне жYЙелi мониторинпн журпзу тетш - ¥лттъщ денсаулык сактаудыц шоттары ^сынылады.Улттык денсаулык сактау шоттары денсаулык сактау саласындагы саясатты жасауда жэне iске асыруда мацызды рел аткарады, вйткенi мемлекеттiк саясаттын басымдыктарын аныктауга мYмкiндiк бередi. Халыкаралык децгейде ^лттык денсаулык сактау шоттары элеуметпк-экономикалык даму денгейлерi, демографиялык жэне эпидемиологиялык параметрлерi ^ксас елдер арасында денсаулык сактау шыгыстарын елшеудiн жэне салыстырудыц негiзгi к^ралы болып табылады.

Резюме: Данная статья представляет Национальные счета здравоохранения - механизм проведения регулярного всестороннего и последовательного мониторинга финансовых потоков в системе здравоохранения страны. Национальные счета здравоохранения играют значительную роль в разработке и реализации политики в сфере здравоохранения, поскольку позволяют определить приоритеты государственной политики. На международном уровне национальные счета здравоохранения являются основным инструментом измерения и сопоставления расходов на здравоохранение среди стран со схожими уровнями социально-экономического развития, демографическими и эпидемиологическими параметрами.

Национальные счета здравоохранения

Денежные потоки являются одним из самых важных объектов менеджмента в системе финансирования здравоохранения.

В целях реализации поставленных целей государства, касающихся эффективности системы здравоохранения Республики Казахстан проводятся реформы по развитию здравоохранения в стране. Для реализации таких целей необходим инструмент, интерпретирующий достоверную информацию об источниках и использовании денежных средств системы здравоохранения в стране, по возможности сравнимую с другими странами.

Национальные счета здравоохранения (НСЗ) являются широко признанным в мировой практике методом суммирования, описания и анализа финансирования систем здраво-

охранения, что важно для более эффективного использования информации для улучшения деятельности системы здравоохранения.

Поскольку мировое сообщество изыскивает более эффективные способы достижения более высокого уровня здоровья в странах с низким и средним уровнем доходов, НСЗ служат основой для отслеживания внешних источников ресурсов, направляемых на здравоохранение.

В настоящее время на международном уровне НСЗ становятся единственным инструментом оценки затрат на здравоохранение среди стран со схожими моделями экономического развития, эпидемиологическими и демографическими параметрами, позволяет с единых методологических позиций определить уровень развития системы здравоохранения.

НСЗ основаны на принципах Системы счетов здравоохранения, составленной совместными усилиями ОЭСР, ВОЗ и Евростат в 2011 году. Национальные счета здравоохранения включают в себя информацию о расходах по всей Республике по 4 главным показателям: услугам здравоохранения, поставщикам медицинских услуг, схемам финансирования здраво-

охранения и доходам схем финансирования. Иными словами, они отражают, сколько было израсходовано, где, на что и для кого, каким образом расходы меняются на протяжении времени, и позволяют сопоставить их с расходами в странах, находящихся в аналогичных условиях.

Рисунок 1. Основные показатели НСЗ

В основе НСЗ лежит трехмерная взаимосвязь анализа расходов на здравоохранение - то есть, все, что было потреблено, было предоставлено и профинансировано:

фвцрк

Рисунок 2. Структура учета ССЗ 2011

№1, 2017 Ив™И

Базовая структура учета согласно ССЗ 2011 образована вокруг трехмерной системы для учета расходов на здравоохранение, а именно вокруг классификаций функций здравоохранения предоставления медицинских услуг и схем финансирования здравоохранения, как показано на рисунке 1. Эти три базовые классификации отвечают на три основных вопроса:

• Какие виды товаров и услуг здравоохранения потребляются?

• Какие поставщики медицинских услуг предоставляют эти товары и услуги?

• Какая схема финансирования оплачивает эти товары и услуги?

Конечная цель анализа НСЗ заключа-

ется в том, чтобы ответить на эти три вопроса относительно каждой операции, которая подразумевает расходы на здравоохранение - иными словами, использовать эти три измерения ССЗ, а именно, функция, поставщик и финансирование, для описания каждого финансового потока в секторе здравоохранения.

Движение финансовых средств в секторе здравоохранения Казахстана в 2011-2015 годы.

В 2016 году в Казахстане были сформированы счета здравоохранения за 2015 г., представляющие собой анализ всех денежный потоков в системе здравоохранения в указанный период и содержащий анализ динамики расходов в 2011-2015 гг.

г№г1[и*ь. пйгчга/ш ня ядпйзвдчпйнрныа я 7Г-15 г. гпгтапилн 1Д т;:пн. тт., или

¿ад оЬп.

¡-"ГСМОЙэ! Н!" ч'- Ш-1' МТКЧГТН Л

¿7(1

& ЧРГМЙА С?<1Р >1Иг= 94] игэ. Ту^-ы

Рисунок 3. Расходы на здравоохранения в разрезе стран мира, 2015 г.

По итогам 2015 года общие расходы на здравоохранения со всех источников финансирования составили 1 трлн. 484,8 млрд. тенге. Казахстан направил 3,6% от ВВП на здравоохранение - это около одной трети от среднего показателя по ОЭСР (8,9%). Расходы на душу населения на здравоохранение в 2015 году в Казахстане составили 84 600 тенге или 381 долл. США. Значение этого показателя приближается к уровню подушевых расходов

в группе стран со средним уровнем дохода, однако ниже чем в странах-членах ОЭСР в 9 раз (там расходы на душу составляют три с половиной тысяч долл. США).

Несмотря на преобладание доли государственных расходов над частными, отмечается ежегодный рост частных расходов как в абсолютном выражении с 297 млрд. в 2011 году до 580 млрд. тенге в 2015, то есть почти в два раза, так и в относительном (с

31 до 39%). Соотношение частных расходов к государственным в динамике также растет. В странах ОЭСР удельный вес частных расходов на получение медицинских услуг составляет 19,6%; в ЕС - 16,3, в Казахстане этот показатель составил 39%. По оценкам ВОЗ, устойчивой считается такая система здравоохранения, в которой на долю частных расходов приходится не более 20%.

Стоит отметить, что высокие частные расходы создают угрозу доступности услуг

здравоохранения, усиливают неравенство и возлагают дополнительное бремя на беднейшие слои общества со всеми вытекающими последствиями для экономического роста.

Также высокие частные расходы именно в социальных отраслях создают неофициальную регрессивную систему налогообложения, и в долгосрочной перспективе отставание домохозяйств нижних квантилей доходов будет усиливаться и приведет их к попаданию в ловушку бедности.

Рисунок 4. Удельный вес частных расходов в Казахстане, странах ОЭСР и странах ЕС, 2015г.

Рисунок 5. Динамика долей государственных и частных расходов от общих расходов на здравоохранение в 2011-2015гг.

Обзор структуры частных расходов населения показал, что в расходах на ГОБМП преобладают расходы на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Их доля в общих частных расходах равна в среднем 50%. Однако, наблюдается тенденция к снижению этих расходов. Также крупной статьей являются расходы на амбулаторно-поли-клиническую помощь, где большая доля приходится на стоматологические услуги. Однако, несмотря на преобладание доли расходов на лекарственные средства и амбулаторную помощь, их темп роста меньше, чем темп роста расходов на стационарную медицинскую помощь. Так, частные расходы на стационарную помощь за рассматриваемый период возросли в 6 раз.

Рисунок 6. Структура частных расходов на здравоохранение в 2011-2015гг.

Касательно государственных расходов, по состоянию на сегодняшний день государственный бюджет продолжает составлять около 10% от общего объёма государственных расходов (это порядка 899 млрд. тенге). Хотя данный показатель и ниже среднего по ОЭСР, который составляет около 15%, он корреспондируется с показателями таких стран как Венгрия, Греция, Словения и Турция. Однако в отношении доли ВВП следует отметить, что государственные расходы на здравоохранение в Казахстане очень низкие - эти расходы составляют около 2,2% от ВВП.

В 2011-2015 годы прирост расходов

на стационарную помощь в денежном выражении составил 32%, тогда как на амбула-торно-поликлиническую помощь почти 90%. Несмотря на увеличение расходов на АПП почти в 2 раза и стремления государством повысить приоритет АПП, финансирование стационарной помощи продолжает оставаться на высоком уровне, и как видно на рисунке 7, максимальный объем расходов в абсолютном выражении приходится именно на стационарную медицинскую помощь (331 млрд. тенге или 44% от расходов на ГОБМП).

ШШШ1

№1, 2017

Источник Отчет НСЗ, 2011-2015г.

Рисунок 7. Структура расходов на здравоохранение в 2011-2015гг. в разрезе услуг здравоохранения

В странах ОЭСР приблизительно две трети всех расходов направляются на стационарное и амбулаторное лечение, среди которых преобладает амбулаторное. Доля расходов на стационар в Казахстане является самой высокой среди стран, представленных на рисунке. Расходы на товары медицинского назначения идут на третьем месте. Если страны ОЭСР потратили одну пятую от всех

расходов на здравоохранение на ЛС и ИМН, то Казахстан потратил одну четвертую часть от текущих расходов на здравоохранение, что превышает аналогичные показатели в большинстве стран ОЭСР. Расходы на долгосрочную медицинскую помощь практически отсутствовали, в то время как в ОЭСР на эту категорию приходится 12% от всех расходов на здравоохранение.

■ Стационарная помощь вАмбулатО^жйя Иомснць '-Долгосрочный уход Меднцтские Товары Коллективные услуги

М)

1 №

5

1 70

1 60

X

т 60

о 3 а

1 30

1

& 20

ге

10

о

г 6 „ 5 5 а в 5 1 В -1 6 1 5 ■ 1 >2 Ш

Ю »5 в

и и й и и ? 0 зг га В| го

15 1«

го -и га

5 6 5 3

6

» 3«

А « И в к 19 Д 30

за &

' а «

% Г1Г1Т11 » «I. .. -м-»,ш *

■ « м» .

-П НтГгп

/

Рисунок 8. Структура расходов на здравоохранение в странах ОЭСР в разрезе услуг здравоохранения, 2015 г.

Лекарственные средства составляют в Казахстане и странах ОЭСР третью крупнейшую категорию расходов. Расходы на душу населения на продаваемые в розницу лекарственные средства в 2015 году составили 166 долларов США. Это всего лишь около одной трети от среднего показателя по ОЭСР (515 долларов США).

Расходы на лекарственные средства составили около 0,7% от ВВП, в то время как в странах ОЭСР в среднем государственные расходы на лекарственные средства составили 0,8% ВВП, это означает, что около 60% от всего объёма расходов были профинансированы государством. В 2015 году в Казахстане лишь около 17% расходов на лекарственные средства были покрыты за счёт государственных средств, а оставшиеся 83% - это были наличные расходы.

Счета здравоохранения могут быть представлены не только на республиканском, но и на региональном уровне.

На региональном уровне в 2015 году наибольший объем расходов на здравоохранение показал г. Алматы, где затраты на здравоохранение составили 262,4 млрд. тенге, наименьший показатель отмечается в Ман-гыстауской области, где затраты на здравоохранение составили 27,8 млрд. тенге. Самый высокий показатель расходов на здравоохранение на душу населения отмечен в г. Астана самый низкий в Южно-Казахстанской области, хотя общие расходы на здравоохранение там составили 140 млрд. тенге и были высокими относительно других регионов.

Заключение

Проведенный обзор расходов на здравоохранение за 2011-2015 годы позволили

сделать следующие выводы:

В течение последних 5 лет отмечается рост благосостояния государства, так, размер ВВП в номинальном выражении увеличился на 87%, общие затраты из государственного бюджета возросли на 85%. Рост номинальных расходов на здравоохранение в 2015 году по сравнению с 2010 годом составил 59%. Инфляционные процессы оказывают существенное влияние на финансирование системы здравоохранения. Рост реальных расходов на здравоохранение в период с 2011 по 2015 годы составил всего 23 % или 1,2 раза, а размер накопленной инфляции составил 25,6%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем, Казахстан расходует на здравоохранение значительно меньше средств (3,6% к ВВП), чем в группе стран с аналогичным уровнем социально-экономического развития (6,3% к ВВП) и в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (9,3% к ВВП).

Государственный сектор является доминирующим источником финансирования отрасли. По итогам 2015 года на долю средств государственного бюджета приходится 61% от общего финансирования здравоохранения или 2,2% к ВВП.

Расходы частного сектора в 2015 году составили 39% от общих расходов на здравоохранение или 1,4% к ВВП.

Большую часть частных расходов на здравоохранение в 2015 году составили расходы на лекарственные средства и амбулатор-но-поликлиническую помощь. В 2015 году в Казахстане лишь около 17% расходов на лекарственные средства были покрыты за счёт государственных средств, а оставшиеся 83% - за счет частных расходов населения.

Источники:

1. Система счетов здравоохранения. ОЭСР, Евростат, ВОЗ, 2011 г.;

2. Руководство по составлению национальных счетов здравоохранения, Кристофер Дж. Л. Муррей, Роберт Холцман, Анн Питерсен. http://www.who.int/health-accounts/documentation/RussianGuide.pdf;

3. Аналитический отчет по Национальным счетам здравоохранения Республики Казахстан за 2015 год. Министерство здравоохранения РК, Республиканский центр развития здравоохранения. Астана, Казахстан, 2016 г;

4. Guide to producing regional health accounts within the national health accounts framework, World Health Organization, 2008.

5. Государственная программа развития здравоохранения «Денсаульщ» на 2016-2020 годы;

6. Повышение потенциала по разработке Национальных Счетов Здравоохранения и проведению анализа в Казахстане: Рекомендации по совершенствованию аналитических аспектов и дезагрегированию данных по областям. Георгий Г. Астана, 1 июня 2014.

МбЩжёи №1, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.