ЭДЕБИЕТТЕР Т1З1М1
1 Байзолданов Т. Суппозиторий на основе стероидного алкалоида-соланидина - М.: Медицина, 2012. - С. 343-344.
2 Байзолданов Т. Стероидные алкалоиды картофельного растения Solanum L. // Вестник КазНМУ. - 2008. - №4 - С. 33-134.
3 Т.Байзолданов, А. Жолдыбаева, А.Жанедилов Проблемы выделения фармакологически активных соединений из ростков картофеля // Вестник КазНМУ. - 2011. - № 4. - С. 114-115
4 Т. Байзолданов К возможности безотходного использования местного сырья // Вестник КазНМУ. - 2013. -№5(3). - С. 43-44.
5 Б.К.Махатов Фармакогнозия. Окулык;. - Алматы: 2012. - 324 с.
6 Д.А. Муравьева Фармакогнозия. Учебное пособие. - М.: Медицина, 1978. - 508 с.
7 А. Жанедилов, Т. Байзолданов Картоп ескшшен фармакологиялык; белсендi к;осылыстарды белшушщ мэселелерi // Каз¥ТУ Моледежь и инновации в области химии. - 2012. - С. 222-224.
Т. БАЙЗОЛДАНОВ, К.К.КОЖАНОВА, А.У. ЖАНЕДИЛОВ
Казахский национальный медицинский университет им. С.ДАсфендиярова Модуль «Фармацевт-технолог»
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЕ ГЛИКОАЛКОЛОИД СОЛАНИДИНА ИЗ РОСТКОВ КАРТОФЕЛЯ
Резюме: В данной статье метод перколяции выбрали как оптимальную технологию для получения соланидина. В получении соланидина с методом перколяции выбрано серная кислота как экстрагента и разработано технологическая схема.
Ключевые слова: соланидин, гликоалколоид, а-соланин, а-чоконин
T. BAIZOLDANOV, K.K. KOZHANOVA, A.U. ZHANEDILOV
S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University Module «Pharmacist-technologist»
THE TECHNOLOGY OBTAINING OF GERMS GLYCOALKALOIDS SOLOMANIDINA POTATOES
Resume:This article percolation method chosen as the optimal technology for solanidina.Getting solanidina with percolation method selected sulfuric acid as the extractant and developed technological scheme. Keywords: solanidin, glycoalkaloid, a-solanine, a-chaconine
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК «ДЕНСАУЛБЩ» НА 2016-2019
У.М. ДАТХАЕВ, К.С. ЖАКИПБЕКОВ, А.Ж. КАСЫМБАЕВА
Институт фармации Казахского Национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Республика Казахстан
УДК 61:614.2:615.1:380.13(574)
Фармацевтический рынок представляет собой важный сектор экономики любой страны и является критерием её экономического и социального развития, уровня благосостояния населения.В данной статье рассмотрены основные перспективы развития фармацевтического рынка в рамках реализации Государственной программы развития здравоохранения РК «Денсаулык» на 2016-2019 годы. При проведении исследования использован обзорный анализ литературных источников. В результате исследования нами выявлено, что в сложившейся ситуации для страны очень важно предпринять решительные меры в направлении диверсификации экономики. При этом хорошие перспективы открывается при реализации масштабного плана приватизации государственных компаний, объявленной правительством 3 ноября 2015 года.
Ключевые слова: Государственная программа, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, фармацевтический рынок, здравоохранения, Республика Казахстан.
Актуальность. Для достижения стратегической цели, поставленной Главой государства Назарбаевым Н.А. вПослании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый
политический курс состоявшегося государства», по дальнейшему развитию страны и вхождению в число 30-ти наиболее развитых стран мира к 2050 году следует преодолеть разрыв в развитии между
странами Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) и Казахстаном. В этой связи государство должно обеспечить поэтапное внедрение стандартов стран ОЭСР, направленных на улучшение качества и доступности предоставляемых медицинских услуг, повышение эффективности системы управления и финансирования системы здравоохранения, а также рациональное использование имеющихся ресурсов. В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий [1]. Целью нашего исследования явилось рассмотрение основных перспектив развития фармацевтического рынка в рамках реализации Государственной программы развития здравоохранения РК «Денсаулык» на 2016-2019 годы. При проведении исследования использован обзорный анализ литературных источников. Материалы и методы исследования. В соответствии с Национальным Планом Президента
ЯР
«100 пяти проект развития 2016-2019
Республики Казахстан Н. Назарбаева конкретных шагов по реализации институциональных реформ» разработан Государственной программы
здравоохранения РК «Денсаулык» годы[2].
Данная Программа будет направлена на закрепление и развитие достигнутых результатов и решение проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми вызовами, а также станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года. Реализация Программы будет способствовать устойчивости и динамичному развитию социально-ориентированной национальной системы здравоохранения с соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости, обеспечения качественной медицинской помощью и солидарной ответственности за здоровье в соответствии с ключевыми принципами политики Всемирной организации здравоохранения (рисунок 1).
Обеспечение доступности ЛС
Обеспечение качества и безопасности ЛС
Обеспечение рационвльного применения ЛС
Совершенствование системы ценообразования
Обеспечение перехода на международные стандарты вХР с 2018
Совершентсвование системы отбора ЛС для оказания ГОБМП
Совершенствование системы закупа ЛС
Вступление в систему ВОЗ
фармацевтических продуктов
Внедрение казахстанского национального лекарственного формуляра
Совершенствование системы государственной регистрации ЛС произведенных по
Развитие системы государственного
контроля фармацевтического инспектората и фармаконадзора
Повышение рационального использования ЛС и внедрение этических норм ЛС
Рисунок 1 - Реализация Государственной программы развития здравоохранения РК «Денсаулык» на 2016-2019 годы
Одной из составляющей реализации конституционного права пациента на получение медицинской помощи является развитие государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств (ЛС).
Главными направлениями остаются, следующие отрасли:
- обеспечение качества, безопасности и эффективности ЛС;
- обеспечение доступности и совершенствование системы лекарственного обеспечения в рамках
Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП);
- рациональное применение ЛС;
- совершенствование системы регистрации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- совершенствование формулярной системы (использование наиболее клинически и экономически эффективных и безопасных ЛС);
- совершенствование системы единой дистрибьюции ЛС и создания передвижных аптечных пунктов для отдаленных сельских регионов;
- развитие отечественной фармацевтической промышленности.
Основополагающим документом в сфере здравоохранения является Государственная программа развития здравоохранения РК «Денсаулык;» на 2016-2019 гг. Ее главная цель -укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Она имеет две программные цели:
- внедрение новой политики по охране здоровья общества на основе интегрированного подхода к профилактике и управлению болезнями,
- модернизация системы здравоохранения, ориентированной на эффективность, финансовую устойчивость и поддержку социально-экономического роста.
Эти цели реализуются посредством 7 направлений:
- развитие общественного здравоохранения;
- интеграция служб здравоохранения вокруг нужд населения на основе модернизации и приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи (ПМСП)
- обеспечение качества медицинских услуг;
- реализация Национальной политики лекарственного обеспечения;
- совершенствование системы здравоохранения на основе внедрения солидарности и повышения ее финансовой устойчивости;
- повышение эффективности управления человеческими ресурсами в отрасли здравоохранения;
- развитие инфраструктуры здравоохранения на основе государственно-частного партнерства, инноваций и современных информационно-коммуникационных технологий [2].
Казахстану благодаря реализации государственных программ, направленных на поддержку отечественного фармацевтического производства удалось достичь огромных успехов. Еще не так давно, в 2001 году, в республике работало всего 3-4 фармацевтических производителя, а в 2006 году
объем фармацевтического производства составлял лишь 5 млрд. тенге. С 2009 года правительство страны направило все усилия для стимулирования создания новых и модернизации действующих производственных мощностей (ПФИИР). И в период с 2009 по 2014 год в отрасль были привлечены инвестиции объемом 37 млрд. тенге (200 млн. долл. США). Это позволило создать фундамент, который может послужить для дальнейшего развития фармацевтической индустрии, в период переживаемого нами экономического кризиса. Результаты исследования и обсуждения. Крупные отечественные производители лекарств - это предприятия полного цикла, включая разработку и внедрение технологических процессов, производство готовых лекарственных форм, их реализацию лечебным учреждениям и потребителям через дистрибьюторскую и аптечную сети. За годы реализации программы поддержки отечественной фармацевтической промышленности казахстанские компании существенно расширили и модернизировали ассортимент выпускаемой продукции. Так, если 10 лет назад в РК выпускались преимущественно настойки, то сегодня 41% в объеме производимой продукции составляют твердые лекарственных формы, 23% - жидкие и 15% инъекционные [3].
В 2015 году доля антибиотиков и лекарственных препаратов отечественного производства на казахстанском рынке составила 19,4% и 32,6% соответственно, в то время как остальные медикаменты были закуплены за рубежом, передает
со ссылкой на комитет по статистике. Объем импорта лекарственных средств в прошлом году был равен $932,6 млн. (22,1 млн кг). Наибольшая доля препаратов приходится на Россию. В данной стране было закуплено 8,1 млн. кг на $65,5 млн. Из Индии в Казахстан поступило 2,2 млн. кг (на $86,8 млн.), а из Германии - 2 млн кг медикаментов ($144,7 млн.).
Украина поставила в Казахстан 1,3 млн. кг лекарственных средств (на $22 млн.), а Беларусь -1,1 млн. кг ($12 млн.). В указанном периоде в Китае было куплено 1,2 млн. кг медикаментов на $4 млн. Франция и Польша продали стране 834 тыс. кг (на $114,7 млн.) и 871,8 тыс. кг медикаментов (на $27,2 млн.).Кроме того, значительные поставки лекарств были из Словении (539,4 тыс. кг), Турции (296,6 тыс. кг), Испании (256 тыс. кг), Нидерландов (255 тыс. кг), Болгарии (241 тыс. кг), Пакистана (236 тыс. кг), Великобритании (227,5 тыс. кг) и Египта (223 тыс. кг)( таблица 1).
Таблица 1 - Объем импорта лекарственных средств за 2015 год
РОССИЯ $65,5 млн.
ГЕРМАНИЯ $144,7 млн.
БЕЛАРУСИЯ $12 млн.
ФРАНЦИЯ $114,7 млн.
СЛОВЕНИЯ $40,5 млн.
ИСПАНИЯ $25,1 млн.
БОЛГАРИЯ $5,5 млн.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ $22,2 млн.
ИНДИЯ $86,8 млн.
УКРАИНА $22 млн.
КИТАИ $4 млн.
ПОЛЬША $27,2 млн.
ТУРЦИЯ $9,4 млн.
НИДЕРЛАНДЫ $18,6 млн.
ПАКИСТАН $3,7 млн.
ЕГИПЕТ $22,5млн.
Казахстан занимает 14 место в рейтинге по привлекательности фармацевтических рынков среди стран Центральной и Восточной Европы. Хотя казахстанский рынок характеризуется относительно небольшим числом рыночных барьеров и быстрыми темпами роста, потенциальные выгоды для производителей нивелируются низким уровнем расходов на душу населения. Кроме того, неблагоприятно сказывается разница в уровне жизни между жителями городов и сел. Так, численность населения Казахстана на 1 января 2016 года составила 17,6 млн. человек. ВВП страны до 2014 года ежегодно увеличивался в среднем на 7-8%, однако в связи с экономическим кризисов темпы роста этого показателя в 2015 году снизились, и он составил лишь 1,2%. В качестве положительных факторов он отметил рост расходов государства на финансирование здравоохранение и лекарственное обеспечение, реализацию бюджетной модели всеобщего доступа к медицинской помощи, положительную динамику медико-демографических показателей, внедрение высокоспециализированных медицинских технологий, развитие первичной медико-санитарной помощи и другие. По итогам 2015 года объем фармацевтического рынка РК сократился как в стоимостном, так и в натуральном выражении. По данным Агентства консалтинговых услуг ORTIS», он составил примерно $2,1 млрд. и 497 млн. упаковок (-4,8 и -6%, соответственно). По прогнозам аналитиков, в 2016 году также будет иметь место отрицательная динамика.
Несмотря на девальвацию национальной валюты, все фармацевтические компании, присутствующие на казахстанском рынке, пошли навстречу государству и зафиксировали предельные закупочные цены на додевальвационном уровне. Благодаря этому, тендеры на поставку медикаментов для обеспечения ГОБМП состоялись практически на 90%. Между тем, коммерческий сегмент рынка продолжает демонстрировать отрицательную динамику. Это связано с повышением цен, со снижением
покупательной способности населения и смещением спроса в пользу дешевых генериков. Так, средний чек в среднем сократился до $2, на 30-40% уменьшились продажи таких мировых гигантов, как Sanofi, Zentiva, Merck, Bionorica, BoehringerIngelheim и др. Соответственно, увеличиваются продажи отечественных производителей и производителей из стран СНГ. Лидерами среди дистрибьюторов являются такие компании, как «КФК «Медсервис Плюс» и «Аманат», среди аптечных сетей первенство принадлежит «Аманат», «Еврофарма» и «Фармаком». Основными особенностями фармацевтического рынка является значительные преференции для отечественных производителей, соответствующих стандартам GMP, при закупках ЛС для нужд ГОБМП, осуществление закупа ЛС в рамках ГОБМП через Единого дистрибьютора - ТОО «СК Фармация» [4]. Ключевую роль в росте потребления лекарственных средств продолжают играть государственные расходы на здравоохранение. К ним можно отнести с следующие расходы:
- лекарственные средства: в 2014 году 310,05 млрд. тенге (US $1,73 млрд.); в 2015 году 349,57 млрд. тенге (US $1,61 млрд.) с годовым приростом в 12,7% в местной валюте и сокращением объема на -6,6% в долларовом выражении;
- здравоохранение: в 2014 году 1,76 трлн. тенге (US $9,78 млрд.), в 2015 году 2,05 трлн. (US $9,45 млрд.) с приростом в 16,6% в местной валюте и уменьшением объема на -3,4% в долларовом выражении.
С начала текущего года Министерство здравоохранения и социального развития РК приступило к реализации новой Государственной программы развития здравоохранения РК «Денсаулык;» на 2016-2019 годы. В ее рамках в республике запланировано внедрение обязательного социального медицинского страхования. Это будет способствовать развитию рынка медицинских услуг, улучшению их качества и росту потребления лекарственных средств (рисунок 2)[5].
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
18.9
9,55
808
17.7
17.1
9.78
16.6
9,45
ш
16.2
15.9
15.7
9,08
10,04
ши
ш
ш
11,31
12,66
20.85
2013
2014
2015
2016f
2017f
2018f
2019f
□ Расходы на здравоохранение
□ объем фармацевтического рынка 0 Доля затрат на ЛС от ВВП, %
□ Доля затрат на ЛС от расходов на здравоохранение, %
Объем фармацевтического _рынка, $ млрд_
Доля затрат на ЛС от ВВП, %
Доля затрат на ЛС от расходов на здравоохранение, %
Расходы на здравоохранение^ _млрд_
2013
1,8
0,8
18,9
9,546
2014
1,728
0,84
17,7
9,78
2015
1,613
0,86
17,1
9,445
2016f
1,505
0,84
16,6
9,083
2017f
1,623
0,84
16,2
10,037
2018f
1,796
0,84
15,9
11,312
Рисунок 2 - Фармацевтический рынок и сектор здравоохранения РК (2013-2019f гг)
2019f
1,986
0,85
15,7
12,658
Выводы.
Таким образом, в сложившейся ситуации для страны, как уже говорилось выше, очень важно предпринять решительные меры в направлении диверсификации экономики. При этом хорошие перспективы
открывается при реализации масштабного плана приватизации государственных компаний, объявленной правительством 3 ноября 2015 года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Указ ПрезидентаРеспублики Казахстанот 15 января 2016 года № 176 «Государственная программаразвития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык;» на 2016-2019 годы.
Важнейшие события и решения в деятельности МЗСР РК в 2015 году в медицинской сфере // Фармацевтическое обозрение Казахстана. - 2016. - № 1. -С.17-21.
РаисоваГ. Лариса Пак о Государственной программе развития здравоохранения РК «Денсаулык»// Фармацевтическое обозрение Казахстана. - 2016. - №3. - С. 20-22.
РаисоваГ. Как развивается Фарминдустрия? // Фармацевтическое обозрение Казахстана. - 2016. - №3. - С.15-18. Раисова Г. Фармрынок Казахстана: итоги 2015 года // Фармацевтическое обозрение Казахстана. - 2016. - №3. -С.10-15.
БаимбетоваО. Фармрынок Казахстана. Краткая аналитическая справка от BMI // Фармацевтическое обозрение Казахстана. - 2016. - №3. - С. 18-24.
1
2
3
6