Научная статья на тему 'Краткая характеристика и эффективность реализации инвестиционных проектов в здравоохранении Казахстана'

Краткая характеристика и эффективность реализации инвестиционных проектов в здравоохранении Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Единая информационная система здравоохранения / Единая национальная система здравоохранения / Инвестиции / Инвестиционный проект / Риски в реализации инвестиционного проекта / Эффективность инвестиционного проекта. / United Healthcare Information System / United National Healthcare System / Investing / Investment project / Risks in the implementation of the investment project / Efficiency of the investment project.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д Бисмильдина

Целью данного исследования является совершенствование механизмов управления инвестиционными проектами в системе здравоохранения Республики Казахстан. В работе использовались библиографический метод, контент-анализ, ретроспективный анализ, социологический метод, информационно-аналитический метод, статистический. В данной работе разработаны и теоретически обоснованы предложения по повышению эффективности управления инвестиционными проектами в системе здравоохранения Республики Казахстан на основе анализа имеющегося опыта их реализации в Республике Казахстан. Результаты исследования указывают на необходимость совершенствования управления инвестиционными проектами в системе здравоохранения Республики Казахстан. Разработаны предложения по повышению эффективности управления инвестиционными проектами в системе здравоохранения Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Д Бисмильдина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRIEF CHARACTERISTICS AND EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF INVESTMENT PROJECTS IN HEALTHCARE OF REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The purpose of this research is to improve the mechanisms for management of investment projects in the healthcare system of the Republic of Kazakhstan.In this work we developed and theoretically grounded investment projects in the healthcare system of the Republic of Kazakhstan.There bibliographical, content analysis, a retrospective analysis, sociological, information-analytical and statistical methods were used in the present work. In general, despite the rapidly increasing volume of investment in the national economy, including healthcare, the effectiveness of their use remains low. One of the main reasons for this phenomenon is the lack of effective management of investment projects; there are risks of ineffective use of these funds.In this study proposals for improving management of investment projects in the healthcare system of the Republic of Kazakhstan, on the basis of an analysis of the experience of their implementation in the Republic of Kazakhstan were developed and theoretically substantiated.Results of the study indicate the need to improve the management of investment projects in the healthcare system of the Republic of Kazakhstan. Proposals for improving management of investment projects in the healthcare system of the Republic of Kazakhstan were developed.

Текст научной работы на тему «Краткая характеристика и эффективность реализации инвестиционных проектов в здравоохранении Казахстана»

13 Ching-Sheng Chang,Su-Yueh Chen, Yi-Ting Lan. Service quality, trust, and patient satisfaction in interpersonal-based medical service encounters. BMC Health Serv Res. 2013; 13: 22. Published online 2013 January 16. doi: 10.1186/1472-6963-13-22

14 Teutsch C.Patient-doctor communication. Med Clin North Am. 2003 Sep;87(5):1115-45.

15 Ming Ying L Chu-Weininger, Rajesh Balkrishnan.Consumer satisfaction with primary care provider choice and associated trust. BMC Health Services Research 2006, 6:139

16 N0rgaard B. Communication with patients and colleagues.DanMedBull. 2011 Dec;58(12):B4359.

17 Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18.09.2009г. №193-IV

18 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты ^аза^стан» на 2011 - 2015 годы, от 29.11.2010г. №1113

B.Ю. БАЙСУГУРОВА, Г.Т. КАШАФУТДИНОВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, М.А. РАМАЗАНОВА,

М.К. КОШИМБЕКОВ, С.Б. КАЛМАХАНОВ

C.ЖАфсендияров атындагы ¥лттын; медицина университетi, Алматы

ХАЛЫКТЫН МЕДИЦИНАЛЫК К0МЕККЕ КАНАГАТТАНУЫ ОНЫЙ САПАСЫНЫН К0РСЕТК1Ш1 РЕТ1НДЕ

TYйiн: Статьяда Алматы ^аласыныц ^арт адамдарыныц медицинальщ кемекке ^анагаттанушылыгын зерттеу нэтижелерi суреттелген, сонымен ^атар олардыц медико-элеуметтiк кемекке ^ажетплИ керсетшген. Медицинальщ кемек сапасына ^анагаттанушылы^ жайлы пiкiрдi элеуметтiк зерттеу нэтижелерi сапаны тура^ты жетiлдiру Yдерiснiц индикаторы ретшде ^олданылуы мYмкiн. TYйiндi свздер: халы^гыц медицинальи^ кемекпен ^анагаттанушылыгы, медицинальи^ кемек керсету сапасы.

V. BAISUGUROVA, G. KASHAFUTDINOVA, G. AIMBETOVA, M.RAMAZANOVA, M. KOSHIMBEKOV, S. KALMAKHANOV

Kazakh State Medical University named after Asfendiyarov S.D., Almaty

SATISFACTION OF HEALTH CARE AS AN INDICATOR OF HEALTH QUALITY

Resume: This article describes the results of a study of health care satisfaction of elderly people in Almaty city, as well as their needs of health and social care. The results of such studies can be used as an indicator in the process of continuous improvement of health quality. Keywords: satisfaction of health care, health quality.

УДК 658.012.45 (075.8)

Д. БИСМИЛЬДИНА

РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Казахстан», Центр Менеджмента Здравоохранения

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ КАЗАХСТАНА

Целью данного исследования является совершенствование механизмов управления инвестиционными проектами в системе здравоохранения Республики Казахстан. В работе использовались библиографический метод, контент-анализ, ретроспективный анализ, социологический метод, информационно-аналитический метод, статистический.

В данной работе разработаны и теоретически обоснованы предложения по повышению эффективности управления инвестиционными проектами в системе здравоохранения Республики Казахстан на основе анализа имеющегося опыта их реализации в Республике Казахстан. Результаты исследования указывают на необходимость совершенствования управления инвестиционными проектами в системе здравоохранения Республики Казахстан. Разработаны предложения по повышению эффективности управления инвестиционными проектами в системе здравоохранения Республики Казахстан.

Ключевые слова: Единая информационная система здравоохранения, Единая национальная система здравоохранения, Инвестиции, Инвестиционный проект, Риски в реализации инвестиционного проекта, Эффективность инвестиционного проекта.

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны и в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и одним из основ экономического развития общества. Наличие достаточных объемов инвестиций и эффективное их использование является непременным условием развития любой отрасли и любого предприятия.

Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, - это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций. Выработка такой политики должна стать одной из наших основных задач, поскольку трудно представить себе, как Казахстан сможет добиться быстрого экономического роста и

модернизации без иностранного капитала, технологии и опыта [1]. Глава государства практически в каждом своем Послании уделяет внимание привлечению инвестиций в экономику страны и в том числе в здравоохранение, и считает их одним из главных условий развития нашего государства. Вопросы привлечения инвестиций в экономику нашей страны также отражаются во всех стратегических документах. В советский период под понятием «инвестиции» подразумевались «капитальные вложения» государственных средств при реализации народнохозяйственного проекта. При переходе к рыночным отношениям данное понятие толкуется более широко - инвесторами могут быть кроме государства различные юридические и физические лица, в том числе зарубежные, а инвестиции могут быть представлены не только в

виде финансовых средств, но и в виде ценных бумаг, имущества и интеллектуальных ценностей. В настоящее время все большее распространение получает реализация инвестиционных проектов в виде государственно-частного партнерства (ГЧП) [2].

Одним из приоритетных отраслей для инвестирования средств является также и здравоохранение. За последнее десятилетие инвестиции в здравоохранение носили программно-целевой характер и направлялись благодаря реализации государственных программ развития и реформирования здравоохранения на 2005 - 2010гг и 2011 - 2015гг., а также отраслевых программ.

Наглядным примером является реализация Программы развития кардиологической и кардиохирургической помощи на 2007 - 2009 годы, в соответствии с которой в это направление медицины было инвестировано порядка 25,5 млрд. тенге, а результатом стала создание в стране эффективной кардиологической и кардиохирургической службы и, было достигнуто поступательное снижение смертности от болезней кровообращения (с показателя 535,5 на 100 тыс. населения в 2005 году до 217,9 в 2013 году). Во всех регионах станы созданы кардиохирургические центры и отделения, подготовлены специалисты, что позволило значительно увеличить количество кардиохирургических операций. Так, если до 2007 года в стране потребность населения в кардиохирургических операциях и интервенционных вмешательствах удовлетворялась не более чем на 3%, а их число не превышало 1 тыс. и выполнялись они лишь только в гг Алматы и Астана, то в 2013 году такие операции были проведены во всех областных центрах и их число в целом по республике составило 60070 (2012 г. - 49091). Проведено 10689 операций на открытом сердце, из них в республиканских медицинских организациях - 5460 (51,1%), в регионах - 5229 (48,9%). По сравнению с 2012 годом проведено на 1747 операций больше, рост на 19,5%. потребность населения удовлетворена на 73,3%. [3]

Следующим крупным инвестиционным проектом в здравоохранении является реализация с 2005 года Единой информационной системы здравоохранения, результатом которой стало создание электронного здравоохранения, концепция проекта заключается в том, что будет обеспечена возможность автоматизированного получения информации, обеспечивающей безопасную, справедливую, качественную и устойчивую систему здравоохранения, ориентированную на потребности пациента и медицинского работника. Ключевым элементом электронного здравоохранения станет электронный паспорт здоровья, обеспечивающий логическую структуру для хранения и обмена основными данными о здоровье человека, его внедрение будет способствовать повышению доступности и качества медицинских услуг. Особенностью данного проекта является частичное финансирование его за счет средств проекта «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан» с участием Всемирного банка. Для реализации данного проекта только в 2013 - 2014гг инвестировано более 3-х млрд. тенге. В 2013 году осуществлена поставка 4700 компьютеров и локальных принтеров в организации здравоохранения, в 2014 году будет поставлено в регионы вдвое больше единиц данного оборудования. [4]

Проектом «Развитие телемедицины в сельском здравоохранении» в 14-ти областях и в городах Астана и Алматы, проводится внедрение национальной телемедицинской сети, которой охвачено 190 объектов, включая районный, областной и республиканский уровень. Сеть телемедицинских центров продолжает расширяться. Установленное телемедицинское оборудование и программное обеспечение «ИС-Телемедицина» позволяет обеспечить проведение телемедицинских консультаций между районными, областными и республиканскими телемедицинскими центрами. Только за 2013 год проведено 17 752 телемедицинских консультации и 4 258 видеоконсультаций, в том числе для пациентов в труднодоступных населенных пунктах [4]. В последнее время в здравоохранении расширяется привлечение инвестиций в рамках ГЧП. Благоприятные

финансовые условия, созданные в рамках единой национальной системы здравоохранения, открыли новые перспективы и перед негосударственным сектором здравоохранения и способствовали появлению элементов ГЧП при оказании медицинских услуг. Удельный вес негосударственных поставщиков медицинских услуг сегодня достиг 18,4% (в 2009 году - 0%, в 2010 году - 12%, в 2011 году -14%, 2012 году - 16%). Наиболее характерным примером реализации принципа ГЧП в здравоохранение является положение, при котором государство предоставляет помещения и финансирование по государственному заказу, а частный инвестор предоставляет оборудование и обеспечивает его техническую эксплуатацию и наличие расходных материалов. Данное решение вопроса выгодно и государству и частнику. Одним из реально осуществляемых проектов является оказание диализной помощи хроническим почечным больным с применением механизма ГЧП.

В рамках ГЧП в лечебных организациях страны функционирует 60 диализных центров (2012г. - 40, 2011 г. - 35, 2010 г. - 25), в которых внедряются высокотехнологичные методы лечения в соответствии с международными стандартами диагностики и лечения.

В 2013 году в Казахстане диализную терапию получили около 2500 человек, ежегодный прирост числа этих больных в среднем составляет 10,5%. При этом на лечение одного диализного больного в течение года в нашей стране расходуется не менее 3,5 миллионов тенге, т.е. за счет ГЧП было инвестировано в лечение населения более 8 млрд. тенге. В настоящее время много внимания уделяется иностранным инвестициям, которые финансируются за счет внешних источников. Сейчас на иностранный капитал в виде кредитов и займов возлагаются большие надежды, что связано с притоком иностранной валюты, которое в допустимых объемах всегда оказывает оздоровляющее действие на национальную экономику.

В здравоохранении показательным является проект с участием Всемирного банка «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан».

Проект является одной из совместных инициатив Правительства РК и Всемирного Банка в рамках стратегического партнерства, его основными задачами являются модернизация здравоохранения на основе внедрения международных стандартов и формирование долгосрочного институционального потенциала для обеспечения высокого качества медицинских услуг и создания конкурентоспособного здравоохранения. Общая стоимость Проекта 296,1 млн. долларов США, в том числе из средств займа - 117,7 млн. долларов США, средств софинансирования - 178,4 млн. долларов США. За период реализации Проекта освоено 108,83 млн. долл. США или 36,75% от стоимости Проекта.

Первоначально Проект был рассчитан на 5 лет, начиная с середины 2008 года с завершением 30 июня 2013 года. В 2011 году, принято решение, продлить срок действия Проекта до 31 декабря 2015 года для поддержки реформ и гармонизации в рамках Госпрограммы развития здравоохранения на 2011 -2015гг.. Так, в рамках Проекта активно также предусмотрено межсекторальные мероприятия по вопросам безопасности пищевой продукции с Министерством сельского хозяйства, вопросам ГЧП - с Казахстанским центром ГЧП, по вопросам образования - с Министерством образования и науки. Проект состоит из 7 основных компонентов, которые направлены на усовершенствование системы финансирования и управления здравоохранением, развитие в Казахстане системы аккредитации медицинских организаций, реформирование додипломного и непрерывного профессионального медицинского образования, научных исследований в области медицины и общественного здравоохранения, ориентированных на конечный результат, развитие и функционирование Единой информационной системы здравоохранения, разработку и принятие Национальной лекарственной политики, усовершенствованию системы контроля безопасности пищевых продуктов. [5]

Инвестирование на строительство объектов здравоохранения. В рамках Посланий Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 года и «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года реализуются проекты «Строительство 100 школ, 100 больниц» и «Строительство 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник». По Проекту «Строительство 100 школ, 100 больниц», из 99 объектов, запланированных проектом на 1 января 2014 года завершено строительство 71 объекта на общую сумму 218,9 млрд. тенге

Реализацию оставшихся 28 объектов здравоохранения планируется осуществить до конца 2016 года, в том числе 6 объектов с применением механизма ГЧП.

По проекту «Строительство 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник» предусмотрено строительство 45 поликлиник и Центров ПМСП, 305 врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов. На 1 января 2014 года завершено строительство 103 объектов на общую сумму 22,6 млрд. тенге. Реализацию оставшихся 247 объектов здравоохранения планируется завершить до конца 2016 года, в том числе: - 230 объектов за счет средств государственного бюджета, 17 поликлиник в рамках ГЧП.

В настоящее время в системе здравоохранения, планируется реализовать 39 (тридцать девять) проектов с применением механизма ГЧП в том числе 35 по строительству объектов здравоохранения и 4 передача в доверительное управление по схеме ГЧП.

Внедрение лизинга, как одного из видов инвестиций в здравоохранение, в настоящее время получил достаточно широкое распространение и имеет целый ряд преимуществ перед другими методами финансирования капитальных инвестиций и приобретения основного капитала. Лизинг обеспечивает возможность приобретения современного дорогостоящего оборудования при минимальных единовременных затратах. Кроме того, лизинговые платежи включаются в состав себестоимости производимой продукции, а значит, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В случае если лизингополучатель выкупил лизинговое оборудование, то по истечении срока действия лизингового договора лизинговое оборудование отражается на балансе лизингополучателя по минимальной или нулевой остаточной стоимости.

Еще одним преимуществом лизинга перед кредитованием является то, что требования, предъявляемые к заемщику по договору лизинга, более мягкие, чем при оформлении банковского кредитования.

В системе здравоохранения Казахстана основным проектом для реализации лизинга в здравоохранении является создание в ноябре 2010 года государственной лизинговой компании АО «КазМедТех» (со 100% участием государства), основная цель -обеспечение эффективного использования государственных средств, выделенных на покупку медицинской техники и мониторинг за использованием этого оборудования в медицинских организациях. Преимущества лизинга в этом случае заключается в том, том, что гарантийные обязательства со стороны поставщика, то есть - доставка медицинского оборудования, монтаж, гарантийное и постгарантийное сервисное обслуживание, обучение персонала медицинских учреждений работе с новой техникой, осуществляется под контролем лизинговой компании.

По состоянию на 1 января 2014 года одобрено 368 проектов на сумму 6,4 млрд. тенге, из них 238 единиц медицинской техники на 3,88 млрд. тенге поставлены в медицинские организации и введены в эксплуатацию, продолжается работа по поставке в 2014 году 130 единиц медицинской техники на сумму 2,5 млрд. тенге.

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Поэтому

проблема, связанная с эффективностью использования и оценкой инвестиций, заслуживает серьезного внимания. Значение экономической оценки для планирования и осуществления инвестиций трудно переоценить. Эффективность инвестиционного проекта - показатель, отражающий соответствие проекта целям и интересам его участников. С точки зрения законодательства, оценка эффективности инвестиций не является обязательной, однако каждый инвестор заинтересован в том, чтобы обезопасить себя от потери вложенных средств и получить достаточную для компенсации рисков прибыль [6].

Оценка инвестиций, как правило, ставит во главу угла следующие ключевые вопросы: рентабельность вложения средств в данный проект;сроки окупаемости инвестиций; степень и факторы риска, оказывающие определяющее влияние на результат.

Жизненный цикл проекта (на примере проекта строительства объекта здравоохранения) может быть разделен на три основные стадии: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.

Начальная (прединвестиционная) стадия обычно подразделяется на прединвестиционные исследования и разработку проектно-сметной документации, планирование проекта и подготовку к строительству. При проведении прединвестиционной стадии, как правило, выделяют следующие три фазы:

- изучение инвестиционных возможностей проекта;

- предпроектные исследования;

- оценка осуществимости инвестиционного проекта. Инвестиционная (строительная) стадия заключается в:

- проведении торгов и заключении контрактов, организации закупок и поставок, подготовительных работах;

- строительно-монтажных работах, завершении строительной фазы проекта;

- эксплуатационная стадия включает в себя эксплуатацию, ремонт и обслуживание.

Жизненный цикл любого инвестиционного проекта, даже реализуемого за счет государственных бюджетных средств характеризуется наличием значительного количества рисков на любой стадии реализации.

Первым трем стадиям реализации проекта присущи как общие, так и специфические типы, и виды рисков, являющиеся составными частями общего инвестиционного риска. При этом на всех стадиях осуществления проекта присутствуют риски и факторы общеэкономического, социально-политического, технического, коммерческого характера и др. На четвертой стадии возникают, как правило, инвестиционные риски, связанные с предпринимательской деятельностью. При этом, для обоснования жизнеспособности проекта, необходимо учитывать и стараться избегать возможных рисков. При этом риски, как ставящие под сомнение успешную реализацию всего проекта, а также сроков и качества его реализации могут возникать в следующих случаях. Первое. Особую важность имеет предварительная оценка, которая проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений. Главным направлением предварительной оценки инвестиций является определение показателей возможной экономической эффективности инвестиций, т.е. отдачи от капитальных вложений, которые предусмотрены по проекту. Как правило, в расчетах принимается во внимание временной аспект стоимости денег. Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов, в этом случае, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям. Второе. Важным, имеющим значительные риски, элементом реализации проекта является проведение конкурса по выбору подрядчика по реализации проекта, связанную с его репутацией, опытом работы, наличием необходимой материально-технической базы и квалифицированными кадрами, а также наличием недобросовестных субподрядчиков.

Третье. Третьим по значимости риском по реализации проекта является отсутствие адекватного финансирования проекта, отставание в связи с этим темпов реализации проекта. Четвертое. Следующим фактором, негативно влияющим на ход реализации проекта является его возможное удорожание. Пятое. Несомненную важность представляет стабильность законодательства страны, качество составленного договора по реализации проекта и его соответствие нормативным правовым актам страны.

Шестое. И наконец, немаловажным фактором является, говоря словами Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, пристрастность администратора программы. Как видно из вышеизложенного, реализация и успешное завершение инвестиционного проекта зависит от многих перечисленных выше и других рисков.

При реализации инвестиционных проектов в сфере здравоохранения, перечисленных выше имели место все вышеизложенные проблемы и риски, в разумных пределах. Наглядным примером успешной реализации инвестиционных проектов в здравоохранении в последние годы является реализация проектов строительства клиник АО «Национальный медицинский холдинг», отраслевой программы развития кардиологической и кардиохирургической помощи в Республике Казахстан на 2007 - 2009 годы, «Строительство 100 школ, 100 больниц» и «Строительство 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник» «Развитие телемедицины в сельском здравоохранении» и ряда других.

Исключение составляет реализация проекта строительства объекта «Павлодарский региональный кардиохирургический центр на 50 коек» в соответствие с отраслевой программой развития кардиологической и кардиохирургической помощи в Республике Казахстан на 2007 - 2009 годы при реализации которого были допущены серьезные нарушения, которые в конечном итоги ставили под сомнение успешное завершение проекта. В данном случае имело место регистрация высокой степени всех вышеперечисленных рисков. Это и ценовая политика, и выбор недобросовестного подрядчика, не имеющего необходимых материальных и людских ресурсов и огрехи в составлении договора и удорожание проекта. Выводы:

1. В системе здравоохранения Казахстана имеет место реализация всех видов инвестиционных проектов, финансируемых, как из средств государственного бюджета, так и частных инвестиций, в том числе зарубежных, имеют место инвестирование средств, посредством механизмов ГЧП и лизинга [6].

2. Несмотря на имеющиеся риски в реализации инвестиционных проектов, некоторых из них в высокой степени проявления, они в целом успешно реализуются, во многом благодаря политической воле и жесткости контроля со стороны государства.

3. Указанные реализуемые, а также планируемые инвестиционные проекты здравоохранении могут быть более успешными при наличии разработанного Регламента и Методики их осуществления, исключающих проявления рисков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана «Казахстан - 2030. Безопасность, процветание и улучшение благосостояния всех казахстанцев» (1997).

2 Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» (2007).

3 Постановление Правительства Республики Казахстан от 13.02.2007г. № 102 «Об утверждении Программы развития кардиологической и кардиохирургической помощи в Республике Казахстан на 2007 - 2009 годы».

4 Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 сентября 2013 года № 498 «Об утверждении Концепции развития электронного здравоохранения Республики Казахстан на 2013 - 2020 годы»

5 Закон Республики Казахстан от 6 ноября 2008 года № 77-^ ЗРК «О ратификации Соглашения о займе между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития».

6 Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 года №373 «Об инвестициях».

КАЗАКСТАНДА денсаулыК САКТАУ ЖУЙЕСШДЕП инвестициялыК жобалардыН КЫСКАША

СИПАТТАМАСЫ ЖЭНЕ ОЛАРДЫ 1СКЕ АСЫРУ ТИ1МД1Л1Г1

Туйш: Бул зерттеудш манаты: ^азакстан Республикасы денсаулык сактау жуйеандеп инвестициялык жобаларды баскару механизмдерЫ жетiлдiру, Зерттеу такырыбы: ^азакстан Республикасы денсаулык сактау жуйесшдеп инвестициялык жобалар. Пайдалангац зерттеу эд^ерк Библиографиялык эдк, контент-талдау, ретроспективт талдау, социологиялык эдк, акпараттык-талдамалы эдк, статистикалык эдс Осы жумыста ^азакстан Республикасында бар инвестициялык жобалардыц кке асырылуына жасалган талдау непзшде ^азакстан Республикасы денсаулык сактау жуйесшдеп инвестициялык жобаларды баскару тшмдЫпн арттыру бойынша усыныстар эзiрленген жэне теориялык жагынан непзделген. Зерттеу нэтижелерi ^азакстан Республикасы денсаулык сактау жуйеандеп инвестициялык жобаларды баскару жетiлдiрудi Кажет ететЫдтн керсетп. ^азакстан Республикасы денсаулык сактау жуйесшдеп инвестициялык жобаларды баскару тшмдЫпн арттыру бойынша усыныстар эзiрлендi.

ТYйiндi свздер: Денсаулык сактаудыц бiрыцfай акпараттык жYйесi, Денсаулык са^таудыц бiрыцfай улттык жYйесi, Инвестициялар, ИнвестициялыК жоба, ИнвестициялыК жобаны кке асырудагы Каут-Катерлер, ИнвестициялыК жобаныц тшмдЫп.

BRIEF CHARACTERISTICS AND EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF INVESTMENT PROJECTS IN HEALTHCARE OF REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Resume: The purpose of this research is to improve the mechanisms for management of investment projects in the healthcare system of the Republic of Kazakhstan.In this work we developed and theoretically grounded investment projects in the healthcare system of the Republic of Kazakhstan.There bibliographical, content analysis, a retrospective analysis, sociological, information-analytical and statistical methods were used in the present work. In general, despite the rapidly increasing volume of investment in the national economy, including healthcare, the effectiveness of their use remains low. One of the main reasons for this phenomenon is the lack of effective management of investment projects; there are risks of ineffective use of these funds.In this study proposals for improving management of investment projects in the healthcare system of the Republic of Kazakhstan, on the basis of an analysis of the experience of their implementation in the Republic of Kazakhstan were developed and theoretically substantiated.Results of the study indicate the need to improve the management of investment projects in the healthcare system of the Republic of Kazakhstan. Proposals for improving management of investment projects in the healthcare system of the Republic of Kazakhstan were developed. Keywords: United Healthcare Information System, United National Healthcare System, Investing, Investment project, Risks in the implementation of the investment project, Efficiency of the investment project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.