Y. A. Birtanov
THE INNOVATIVE-INVESTMENT STRATEGY OF HEALTH DEVELOPMENT IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
According to data of Literary analysis the main parameter of health system activity (expected duration of life) practically does not depend on level of financing of health branch that suggests an idea about role of optimum innovative and investment policy of branch for achievement of the health system purposes.
Е. А. Бiртанов
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ДЕНСАУЛЬЩ САЦТАУ ЖУЙЕС1Н ДАМЫТУДЬЩ ИННОВАЦИЯЛЫЦ-ИНВЕСТИЦИЯЛЬЩ СТРАТЕГИЯСЫ
бдебиет талдауы керсеткендей, Денсаулык сактау жYЙеdнiч непзп кызмет тэжiрибелiк денсаулык сактау салаларыныч дечгешне барынбайды, бул денсаулык сактау жуйеанщ максатына жету осы салалардыч инновациялык жэне инвестициялык колайлы ролi туралы ойра калдырады.
Е. А. Биртанов
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТНЫХ ЗАЯВОК В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Министерство здравоохранения Республики Казахстан
За последние годы в системе здравоохранения Республики Казахстан происходят позитивные изменения, все больше и больше бюджетных инвестиций направляется на укрепление здоровья народа. Так, за последние 3 г. расход на здравоохранение из республиканского бюджета увеличился в два раза (с 56 282,8 млн. тенге до 115 581,2 млн. тенге). Все активнее формируются бюджетные проекты, утверждаемые администраторами бюджетных программ, которые, несомненно, будут улучшать ресурсы здравоохранения [3, 4].
Цель исследования: оптимизировать и разработать методические аспекты планирования на основе бюджетных заявок в системе здравоохранения Республики Казахстан.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Материалом для исследования послужили нормативно-правовая база документов, регулирующих бюджетную политику в системе здравоохранения Республики Казахстан (Бюджетный Кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» и др.) [1, 4, 5].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Бюджетные инвестиции финансируются из республиканского или местного бюджета и направляются на увеличение стоимости активов государства за счет формирования и увеличения уставных капиталов организаций здравоохранения путем реализации бюджетных инвестиционных проектов [1].
В свою очередь, бюджетные инвестиционные проекты представляют собой совокупность мероприятий, направленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер.
Процесс разработки, рассмотрения и отбора инвестиционных предложений состоит из комплексов мероприятий, содержащих следующие основные этапы:
- предоставление Министерством здравоохранения Республики Казахстан инвестиционных предложений и проведение их экономической оценки, содержащей оценки инвестиционного предложения на предмет определения целесообразности и реализуемости бюджетного инвестиционного проекта;
- формирование и утверждение перечня бюджетных инвестиционных проектов (далее - Проект), разработка и экспертиза технико-экономических обоснований (далее - ТЭО), которые осуществляются за счет средств соответствующей распределяемой бюджетной программы уполномоченного органа по государственному планированию. ТЭО является документом, содержащим результаты маркетинговых, технико-технологических и социально-экономических и экологических исследований, а также институциональных решений, обосновывающих целесообразность и возможность реализации бюджетного инвестиционного проекта, выбор наиболее эффективных организационных, технических и экономических решений с учетом потенциальных рисков и мероприятий по их снижению.
Инвестиционные предложения должны включать в себя следующие документы:
1. Информационный лист Проекта, содержащий информацию о соответствии целей проекта приоритетам развития системы здравоохранения, установленным стратегическими и программными документами Республики Казахстан, в том числе о возможных путях решений существующих проблем в системе здравоохранения, общую информацию по Проекту, включая его основные показатели;
2. Пояснительную записку, содержащую следующие сведения:
• описание и историю проблемы, решаемой Проектом;
• краткое изложение концепции Проекта ;
• альтернативные варианты, рассмотренные при выборе варианта решения проблемы с обоснованием выбора Проекта в качестве оптимального пути ее решения;
• возможные варианты ситуации в системе здравоохранения в случае реализации Проекта и без таковой;
• описание институциональной схемы управления Проектом (основные участники, схема их взаимодействия, распределение выгод и затрат, балансодержатели, схема управления Проектом в инвестиционном и постинвестиционном периодах);
• предполагаемые риски по Проекту и мероприятия по их минимизации;
3. Информацию, обосновывающую стоимость разработки и проведения экспертиз ТЭО Проекта, содержащую:
• расчет-обоснование стоимости разработки и проведения экспертиз ТЭО Проекта в разрезе компонентов и сроков их разработки;
• информацию о потенциальных разработчиках ТЭО Проекта;
• перечень необходимых экспертиз с указанием стоимости и организации, проводящей соответствующую экспертизу.
4. техническое задание на разработку и проведение экспертиз ТЭО Проекта, соответствующие требованиям к разработке и экспертизе ТЭО Проекта, определяемым центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
Техническое задание по республиканским проектам, а также местным проектам, планируемым к финансированию за счет целевых трансфертов на развитие и кредитование из республиканского бюджета, согласовывается с Министерством здравоохранения Республики Казахстан и уполномоченным органом по государственному планированию.
5. Отраслевую экспертизу инвестиционного предложения, представляющую оценку инвестиционного предложения и (или) технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта на предмет соответствия приоритетам развития системы здравоохранения, а также выбора оптимального варианта реализации бюджетного инвестиционного проекта.
В случае, если реализация Проекта предлагается за счет средств республиканского бюджета, а также местных бюджетов, планируемых к финансированию за счет целевых трансфертов на развитие и кредитов из республиканского бюджета, отраслевая экспертиза инвестиционного предложения проводится отраслевым центральным государственным органом. Если же реализация
Проекта предлагается за счет средств местного бюджета, отраслевая экспертиза инвестиционного предложения проводится отраслевым местным исполнительным органом, финансируемым из местного бюджета.
6. Согласно заключению, внесенному уполномоченным органом по государственному планированию не позднее 15 апреля соответствующего года, инвестиционные предложения системы здравоохранения представляются на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии в составе бюджетной заявки при формировании соответствующего бюджета Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
7. Заключение по инвестиционным предложениям, выносимое на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии.
8. На основании проектов, содержащихся в инвестиционных предложениях, подобранных бюджетными комиссиями, уполномоченный орган по государственному планированию формирует перечень проектов, разработка и проведение экспертиз ТЭО по которым осуществляется за счет средств соответствующей распределяемой бюджетной программы уполномоченного органа по государственному планированию.
9. Плановые объемы выполнения работ и финансирования по всему проекту, по его компонентам и по мероприятиям (видам работ) для каждого компонента содержатся в Плане-графике, утвержденном в установленном порядке. При этом объемы выполнения и финансирования на планируемый год согласуются с соответствующей бюджетной программой и имеют поквартальную разбивку.
В Плане-графике отражаются также фактические объемы на период до начала планируемого года, прогноз на объемы второго года после планируемого и на последующие годы.
10. Эффект от производимой продукции, предоставленных услуг для их получателей определяется степью достижения конечного результата реализуемых проектов, а также формирования рекомендаций по системным мерам в целях дальнейшего эффективного управления Проектом.
ВЫВОДЫ
Положительные моменты планирования бюджетных инвестиций:
1. Сформирована единая система планирования бюджетных инвестиций, основанная на программных документах.
2. Повышается качество планирования проектов с учетом требований Бюджетного кодекса.
3. Ежегодно увеличивается объем финансирования программ развития.
Отрицательные моменты:
Администраторами бюджетных программ не выработана система максимального охвата проблем отрасли с учетом региональных особенностей, что влечет возникновение дополнительных вопросов при обсуждении проекта республи-
Медицина и экология, 2010, 1
95
канского бюджета в Парламенте Республики Казахстан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный Кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года. - Ведомости Парламента РК. - 2004. - №8 - 9. - С. 53.
2. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы. - САПП РК. - 2004. - №34. - С. 45.
3. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье
народа и системе здравоохранения». - «Каз. Правда». - 2008. - 4 октября. - С. 9 - 12.
4. Ким Э.В. Разработка предложений по расширению применения лизинга для приобретения дорогостоящего оборудования организациями здравоохранения /Э. В. Ким, Д. Ж. Кенесбаева. -г. Алматы, октябрь 2005. - 192 с.
5. Кораблев В. Н. Инновационный подход к управлению ресурсами здравоохранения (на примере Хабаровского края). - Хабаровск. - 1999. -111 с.
Y. A. Birtanov
THE ORGANIZATION-METHODICAL ASPECTS OF PLANNING ON BASIS OF BUDGETARY APPLICATIONS IN HEALTH SYSTEM OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
The stages and uninterrupted mechanisms of formation and realization of budgetary projects in health system of the RK on the basis of the legislation of the RK, regulating budgetary sphere are defined.
Е. А. Бiртанов
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ДЕНСАУЛЫК САЦТАУ ЖУЙЕС1НДЕ БЮДЖЕТТ1К 0Т1Н1МДЕР НЕГ1З1НДЕ ЖОСПАРЛАУДЬЩ ¥ЙЫМДАСТЫРУ-6Д1СТЕМЕЛ1К АСПЕКТ1ЛЕР1
Казакстан Республикасыныч, бюджетпк сфераны тэрттке кел^ру, непзп зачдарына сэйкес, Казакстан Республикасы денсаулык сактау жуйеандеп бюджеттiк жобаларды iске асыру мен оны калпына келтiру механизмдершщ кезечдерi аныкталды