Необходимо отметить, что с внедрением принципов безопасного ведения родов значительно снизился уровень перинатальной смертности: с 22,7% в 2009 г. до 15,00% в 2010 г., причем, что особенно важно, преимущественно за счет снижения ранней неонатальной смертности: в 2009 г. - 10,3%, в 2010 г. - 5,4%, т.е. почти в 2 раза.
Причинами столь существенного снижения перинатальной смертности являются использование в работе таких важных инструментов обеспечения безопасной беременности, как сохранение теплового режима, исключительно грудное вскармливание, мониторинг родов по партограм-ме, совместное пребывание и ранний контакт матери и ребенка [2].
Таким образом, внедрение в практику родильного дома эффективных перинатальных технологий в рамках международной программы ЕРБ ВОЗ «Обеспечение безопасной беременности» позволило достичь определенных положительных результатов: перинатальная смертность снизилась с 22,7 %0 до 15,0%0, т.е. на 7,7%0; процент партнерских родов повысился на 11,5%; свободное положение в родах увеличилось на 13,7%, что свидетельствует об информированности рожениц о преимуществах свободного поло-
□ перинатальная смертность
Рис. 2. Статистика перинатальной смертности жения в родах; соблюдение тепловой цепочки; наложение шва по Б-Линчу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пути снижения материнской смертности, обусловленные акушерскими кровотечениями /В. И. Кулаков, В. Н. Серов, А. М. Абубакирова и др. //Акушерство и гинекология. - 2001. - №1. -С. 3 - 4.
2. Робертон Н. Р. К. Практическое руководство по неонатологии /Под ред. П. М. Шабалова. - М.: Медпресс, 2000. - 79 с.
3. Руководство по безопасному материнству /В. И. Кулаков, В. Н. Серов, Ф. И. Барашнев и др. -М.: «Триада-Х», 1998. - С. 532.
Поступила 06.12.10
I. V. Pak
EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL PROGRAM OF WHO «THE PROVIDING OF SAFETY PREGNANCY» IN KARAGANDA MATERNITY HOSPITAL FOR 2010 YEAR
The purpose of strategicc approach is the rising of awareness, level of obligations and the strengthening of actions in the improvement of maternal and perinatal health by the equal in rights and effective providing, access and use of high qualified medical help to every woman and newborn.
И. В. Пак
БУК1Л6ЛЕМД1К ДЕНСАУЛЫК САЦТАУ ¥ЙЫМЫНЬЩ «КАУ1ПС1З ЖУКТ1Л1КТ1 КАМТАМАСЫЗ ЕТУ» ХАЛЬЩАРАЛЬЩ БАРДАРЛАМАСЫН 2010 ЖЫЛЫ КАРАГАНДЫ КАЛАСЫНЬЩ ПЕРЗЕНТХАНАСЫНА ЕНГ1ЗУ ТЭЖ1РИБЕС1
Стратегиялык кезкарастык максаты ана жэне перинаталдык денсаулыктык жардайынан хабардар болу, оны жаксарту бойынша талаптар мен мiндеттемелердi арттыру болып табылады. Буран барлык босанран жэне босанатын эйелдерге, жака туран нэрестелерге керсетте™ жорары сапалы медициналык кемект колдану, оран колжетiмдiлiк жэне тиiмдi усыну аркылы кол жеткiзуге болады.
А. М. Жумагалиев СОСТОЯНИЕ
ВЫСОКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ РЕСПУБЛИКАНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Министерство здравоохранения Республики Казахстан
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения высокоспециализированной медицинской помощью (ВСМП) является медицинская по-
мощь, оказываемая профильными специалистами при заболеваниях, требующих использования новейших технологий диагностики, лечения и медицинской реабилитации в медицинских организациях, определяемых уполномоченным органом (Кодекс РК, ст. 42). Вместе с тем в Российском законодательстве встречается понятие высокотехнологичной помощи (ВМП) как вида специализированной, что является медицинской помощью, оказываемой гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий (Закон об охране здоровья граждан РФ, ст. 37.1).
Всемирная организация здравоохранения выделяет три уровня оказания помощи:
1) первичная медико-санитарная помощь: первый уровень контакта человека, семьи и общества с национальной системой здравоохранения, обеспечивающий наибольшее приближение здравоохранения к местам проживания и работы;
2) вторичная медицинская помощь: медицинские услуги, предоставляемые узкими специалистами, как правило, в условиях стационара или амбула-торно, которые не входят в объем первичной помощи;
3) третичная медицинская помощь: высокоспециализированная медицинская помощь, предоставляемая в условиях стационара с применением современных технологий.
Цель работы - анализ опыта зарубежных стран по оказанию ВСМП и обзор текущего состояния оказания ВСМП республиканскими научными организациями здравоохранения в Республике Казахстан с представлением соответствующих рекомендаций.
Российский и западный опыт. Впервые в российской нормативной практике термин «дорогостоящая (высокотехнологичная) медицинская помощь» появился в начале 90-х гг. XX века. В настоящее время деятельность по обеспечению населения ВМП является одним из основных направлений приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения «Здоровье» и осуществляется путем установления медицинским организациям государственного задания.
Государственное задание устанавливает гарантированный объем ВМП, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета; перечни медицинских организаций, участвующих в выполнении государственного задания; профили и виды ВМП, оказываемой в рамках задания; распределение плановых объемов ВМП в виде показателей по числу пролеченных больных; нормативы финансовых затрат на оказание ВМП, а также порядок направления граждан Российской Федерации для оказания ВМП.
В государственном задании определяется перечень видов ВМП по каждому ее профилю, всего 20 профилей. Подобный подход вызывает определенные вопросы, так как до сих пор отсутствуют утвержденные в установленном порядке критерии отнесения той или иной медицинской технологии к категории высокотехнологичной, что затрудняет планирование объемов и ресурсное обеспечение ВМП. При этом «перечневый» подход, основанный на экспертном мнении, длительное время остается единственным механиз-
мом решения важнейшей проблемы выбора высоких медицинских технологий для их последующего финансирования из государственных источников.
В западных странах включение новых технологий и исключение старых из пакета медицинских услуг, финансируемых из государственного (страхового) источника, осуществляется на основе оценки медицинских технологий (ОМТ).
ОМТ - процесс оценки клинической и экономической эффективности технологии в целях облегчения процесса принятия управленческих решений в здравоохранении. Своего рода мост между наукой и политикой.
Оценка и рекомендации осуществляются специализированными организациями: NICE -Великобритания; HAS - Франция; CADTH - Канада; SBU - Швеция; DAHTA@DIMDI - Германия.
Следует отметить, что в развитых странах различия между вторичной и третичной медицинской помощью (или ВСМП) стираются.
Опыт Казахстана. В настоящее время в Республике Казахстан более 90% объема ВСМП, оказываемого в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, поставляется республиканскими научными организациями.
Основными задачами республиканских научно-исследовательских институтов и научных центров клинического профиля является:
1) оказание ВСМП (трансферт технологий в страну);
2) научная деятельность (разработка собственных технологий диагностики, лечения и реабилитации);
3) координация профильной службы (организационно-методическое обеспечение);
4) образовательная деятельность (трансферт технологий в регионы).
Нормативно-правовым обеспечением ВСМП в Казахстане являются правила оказания ВСМП и перечень ВСМП, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Республики Казахстан (от 17 ноября 2009 г. №725 (поставлен на утрату) и от 1 сентября 2010 г. №685).
Результаты. Перечень ВСМП состоит из трех категорий: перечень медико-экономических протоколов/стандартов, перечень медицинских услуг и перечень оперативных вмешательств (табл. 1). В результате анализа перечней ВСМП, утвержденных приказами Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 17 ноября 2009 г. №725 (поставлен на утрату) и от 1 сентября 2010 г. №685, выявлено, что услуги и опе-
Таблица 1.
Структура перечня ВСМП
Приказы МЭС/МЭП Медицинские услуги Оперативные вмешательства
Приказ МЗ РК №685 2009 57 36 174
Приказ МЗ РК №725 2010 97 40 380
организациях, в т.ч. с оказанием ВСМП за 10 мес. 2010 г. (табл. 2), согласно перечню ВСМП.
14 из 23 республиканских организаций оказывают ВСМП. При этом доля ВСМП от общего объема пролеченных пациентов (%) по Казахстану составила 11,06%.
Выводы и рекомендации. Республиканские научные организации не в полном объеме выполняют задачу по оказанию ВСМП населению страны, что, вероятно, связано с хирургической направленностью перечня ВСМП, а также со слабой активностью организаций по привлечению
Таблица 2.
Выполненные объемы медицинской помощи в республиканских организациях, в т. ч. с оказанием ВСМП за 10 мес. 2010 г.
Название НИИ, НЦ Всего пролечено (количество случаев) Пролечено с оказанием ВСМП (количество случаев) Доля ВСМП от общего объема пролеченных (%)
Казахстан 70497 7799 11,06%
Национальный научный медицинский центр 6048 1849 30.6
Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии 2035 615 30.2
Научный Центр хирургии им. А. Н. Сызганова 2049 1153 56.3
Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии 5570 81 1.4
Научный центр урологии им. Б. У. Джарбусынова 2500 970 38.8
Научный центр педиатрии и детской хирургии 2367 218 9
Казахский ордена Знак почета научно-исследовательский институт глазных болезней 4260 0 0
Научно-исследовательский институт кардиологии и внутренних болезней 2787 604 21.6
Научный центр материнства и детства 6616 363 5.5
Научный центр нейрохирургии 1759 654 37.18
Республиканский научный центр неотложной медицинской помощи 7,377 550 7.5
Республиканский диагностический центр 227 963 16 видов услуг отнесены к ВСМП в настоящее время ВСМП не выполняется
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова 11,187 508 4.5
Государственный медицинский университет г. Семей 13,614 234 1.7
Научно-исследовательский кожно-венерологический ВСМП не выполняется
Республиканский детский реабилитационный центр ВСМП не выполняется
Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии ВСМП не выполняется
Научно-исследовательский институт радиационной медицины и экологии ВСМП не выполняется
Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний ВСМП не выполняется
Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркомании ВСМП не выполняется
Национальный центр проблем туберкулеза ВСМП не выполняется
рации в МЭП/МЭС дублируются отдельным перечнем услуг и оперативных вмешательств, нет рационального объяснения этого дублирования, а также перечень представлен только хирургическим и терапевтическим профилями (94% МЭП хирургического профиля). Ряд медицинских услуг и оперативных вмешательств применяются при состояниях, не требующих использования новейших технологий и применяемых при оказании специализированной медицинской помощи.
Проведен анализ выполненного объема медицинской помощи в республиканских
новых технологий в страну и трансферта их в регионы. Отдельно можно выделить слабую маркетинговую деятельностью организаций по привлечению пациентов в условиях Единой национальной системы здравоохранения.
С целью совершенствования оказания ВСМП в Казахстане необходимо разработать концепцию развития ВСМП и структуру перечня ВСМП, а также четкие критерии включения новых (старых) технологий диагностики, лечения и реабилитации в этот перечень с учетом международного опыта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белостоцкий А. В. Правовые основы оказания высокотехнологической помощи //Менеджер здравоохранения. - 2007. - №10. - С. 18 - 23.
2. Как добиться большей практической значимости оценок технологий здравоохранения? // Краткий аналитический обзор ВОЗ, 2008.
3. Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранении от 18 ноября 2009 года.
4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1.
5. Основы политики. Планирование оказания медицинской помощи //Обзор международного опыта ВОЗ, 2009.
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 декабря 2009 г. №1047 н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
7. Приказ МЗ РК от 17 ноября 2009 года №725 «Об утверждении перечня высокоспециализированной медицинской помощи в Республике Казахстан» (поставлен на утрату).
8. Приказ МЗ РК от 1 сентября 2010 года №685 «Об утверждении видов высокоспециализированной медицинской помощи по профилям в Республике Казахстан».
9. Comparative effectiveness research and evidence -based health policy: experience from four countries //The Milbank Quarterly. - 2009. - V. 87. -№2. - Р. 339 - 367.
Поступила 15.12.10
A. M. Zhumagaliyev
CONDITION OF HIGH-SPECIFIED MEDICAL SERVICE, RENDERING BY REPUBLIC ORGANIZATIONS OF HEALTHCARE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
For the perfecting of the high-specified medical service in Kazakhstan it is necessary to create the conception of development of high-specified medical service, to create the list structure, and also to create the clear criteria of inclusion of new (old) technologies of diagnostic, treatment and rehabilitation in this list with the accounting of international experience.
А. М. ЖyмаFалиев
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАРЫ РЕСПУБЛИКАЛЬЩ ДЕНСАУЛЫК САЦТАУ ¥ЙЫМДАРЫ К0РСЕТЕТ1Н ЖОРАРЫ МАМАНДАНДЫРЫЛРАН МЕДИЦИНАЛЫК К6МЕКТЩ ЖАРДАЙЫ
Казакстанда жорары медициналык кемек кeрсетудi жет^ру максатында жорары медициналык кемек кeрсетудi жаксартуды дамытудьщ тужырымдамасын дайындау, диагностикалаудьщ жача технология-ларыньщ тсбесшщ курылымын, сол сиякты халыкаралык тэжiрибенi ескере отырып, осы тобеге жача технология енпзудщ, емдеу мен очалтудыч eлшемдерiн дайындау кажет.