Научная статья на тему 'Новый взгляд на ГЧП в здравоохранении Республики Казахстан: перспективы взаимодействия государства и фармацевтических компаний'

Новый взгляд на ГЧП в здравоохранении Республики Казахстан: перспективы взаимодействия государства и фармацевтических компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здравоохранение / лекарственное обеспечение / государственно-частное партнерство / фармацевтические компании / информационные технологии / разделение рисков / healthcare / provision of medicines / public-private partnership / pharmaceutical companies / information technology / risk sharing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р М. Блатов, Р Е. Ботабаева, А Р. Шопабаева

В статье представлен опыт сотрудничества государства и фармацевтических компаний в развитых странах в области обеспечения доступа пациентов к инновационным лекарственным препаратам. Проведенный анализ подтверждает необходимость внедрения нового для Республики Казахстан формата взаимодействия государства и фармацевтической индустрии на основе принципов ГЧП. Взаимовыгодное сотрудничество позволит привлечь инвестиции фармацевтических компаний, обеспечит рациональное использование бюджетных средств и доступ пациентов к новым дорогостоящим лекарственным средствам, что приведет к укреплению здоровья населения и улучшению показателей здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Р М. Блатов, Р Е. Ботабаева, А Р. Шопабаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SIGHT ON PPP IN THE HEALTHCARE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: PERSPECTIVES OF INTERACTION STATE AND PHARMACEUTICAL COMPANIES

This article presents experience of cooperation between state and pharmaceutical companies in developed countries in the field of patients' access to innovative medicines. The analysis confirms necessity of introduction new format interaction for Republic of Kazakhstan between government and the pharmaceutical industry, based on PPP principles. Mutually beneficial cooperation will attract investments of pharmaceutical companies, provide the rational use of budget funds and patients' access to new expensive drugs that will lead to strengthening of health population and improvement of healthcare KPIs.

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на ГЧП в здравоохранении Республики Казахстан: перспективы взаимодействия государства и фармацевтических компаний»

Р.М. БЛАТОВ 1, А.Р. ШОПАБАЕВА 2, Р.Е. БОТАБАЕВА 1

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Республика Казахстан

PhD-докторанты по специальности «Фармация»1 кфарм.н, профессор, руководитель модуля «Фармацевт-Менеджер»2

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЧП В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

УДК 614.39:347.133:351.72:614.27

В статье представлен опыт сотрудничества государства и фармацевтических компаний в развитых странах в области обеспечения доступа пациентов к инновационным лекарственным препаратам. Проведенный анализ подтверждает необходимость внедрения нового для Республики Казахстан формата взаимодействия государства и фармацевтической индустрии на основе принципов ГЧП. Взаимовыгодное сотрудничество позволит привлечь инвестиции фармацевтических компаний, обеспечит рациональное использование бюджетных средств и доступ пациентов к новым дорогостоящим лекарственным средствам, что приведет к укреплению здоровья населения и улучшению показателей здравоохранения.

Ключевые слова: здравоохранение, лекарственное обеспечение, государственно-частное партнерство, фармацевтические компании, информационные технологии, разделение рисков

Введение.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в последние десятилетия получило широкое распространение во всех сферах экономики и зарекомендовало себя как эффективный механизм привлечения частных инвестиций к решению общественно значимых задач. Безусловно, участие в ГЧП имеет ряд преимуществ, для государства, бизнеса и населения. Для частного сектора это новые инвестиционные возможности и, соответственно, новые источники доходов, возможность участия в крупных проектах, т.е. долгосрочный, стабильный и рентабельный бизнес [1]. Для государства -возможность использования ресурсного и интеллектуального потенциала частных компаний, экономия бюджетных средств, обеспечение развития инфраструктуры более ускоренными темпами, разделение рисков с бизнесом, привлечение инвестиций и экономический рост [1]. Внедрение ГЧП особенно актуально для Республики Казахстан (РК) в настоящее время, т.к. наблюдается стагнация в мировой экономики, снижена стоимость основных экспортных минеральных ресурсов (нефти, металлов) и как следствие значительно снижены поступления бюджетных средств в казну государства. В этой связи одним из альтернативных и актуальных инструментов обеспечения необходимой финансовой базы для создания и модернизации объектов социальной инфраструктуры (медицинские организации, дороги, образовательные учреждения и др.) является механизм ГЧП. Синергия государства и частного бизнеса позволяет повысить качество предоставляемых услуг населению по оптимальному соотношению «цена - качество», обеспечить развитие инфраструктуры, создать дополнительные рабочие места, что в совокупности оказывает положительный мультипликативный эффект [1,2]. В настоящее время имеются десятки определений ГЧП, суть которых сводится к тому, что - это взаимовыгодное сотрудничество государства и частного сектора в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности государства на условиях сбалансированного распределения рисков, выгод и затрат, прав и обязанностей [3].

Вместе с тем остается еще ряд недостаточно регулируемых вопросов. Принятие закона РК «О государственно-частном партнерстве» и других нормативно-правовых актов (НПА) способствует расширению применения новых форм ГЧП и привлечению частных инвестиций в здравоохранение, однако по большей части - это крупные, инфраструктурные инвестиционные проекты - строительство, доверительное управление и/или долгосрочная аренда организаций здравоохранения. Система здравоохранения в РК -одна из важнейших социальных сфер, где применение элементов ГЧП крайне необходимо для государства, т.к. текущее государственное финансирование недостаточно и не покрывает все медицинские потребности [4]. Следует обратить внимание на возможность привлечения инвестиций и использования ресурсов фармацевтических компаний в области лекарственного обеспечения (ЛО) дорогостоящими препаратами, диагностики, оснащения и эффективное функционирование медицинской техники, лабораторной службы и современных информационно-коммуникационных технологий (н-р, регистры пациентов), сервисное обслуживание. Анализ финансирования системы здравоохранения и ЛО, в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), доказывает отставание размеров бюджетных инвестиций в здравоохранение в РК от уровня развитых стран [4,5,6]. В сфере ЛО РК последствием недофинансирования является невозможность обеспечить всех нуждающихся пациентов ЛС, включенными в льготные списки. Нехватка средств приводит и к недоступности пациентов к новым дорогостоящим инновационным препаратам и снижению показателей здоровья населения. Увеличение средней продолжительности жизни и числа граждан, в том числе пенсионного возраста приводит к росту хронических заболеваний и увеличивает спрос на медицинские услуги [4]. С учетом появления новых технологий и лекарственных средств (ЛС) для лечения социально-значимых заболеваний современная медицина становится все более ресурсоемкой [4]. Ввиду этого для расширения ЛО необходимо не только

КазНМУ

№2-2016

увеличивать финансирование из государственного бюджета, внедрять страховую медицину, но и максимально эффективно и рационально использовать бюджетные средства и привлекать частные инвестиции. Это и определяет актуальность исследования и необходимость взаимодействия с фармацевтической индустрией для совместного решения социально-значимых задач на взаимовыгодных условиях. Такое взаимодействие не является классическим привычным примером ГЧП, и характеризуется как новое направление, однако оно может быть построено на основе принципов и механизмов ГЧП и подходит под определение понятия ГЧП. Для того, чтобы дифференцировать крупные инфраструктурные строительные проекты ГЧП в здравоохранении (доверительное управление, строительство или реконструкции объектов по модели концессии), предлагаемый формат взаимодействия в системе здравоохранения можно назвать государственно-частным взаимодействием (ГЧВ).

Цель исследования - обосновать необходимость внесения изменений в законодательство РК с целью внедрения ГЧВ системы здравоохранения и фармацевтической индустрии в области ЛО пациентов инновационными препаратами, улучшения инфраструктуры, диагностики. Для этого поставлены следующие задачи - обзор опыта взаимодействия государства и фармацевтических компаний в области обеспечения пациентов ЛС в странах ОЭСР и РК, разработать предложения по улучшению эффективности ЛО в рамках ГОБМП в РК с учетом укрепления сотрудничества государства и фармацевтических компаний. Материалы и методы исследования. В качестве объектов исследования определены:

1) Информационно-правовая система (ИС) «Эдшет» Республиканского центра правовой информации Министерства юстиции РК http://adilet.zan.kz. ИС включает перечень официально утвержденных нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих в том числе сферу здравоохранения в РК, вопросы ЛО в рамках ГОБМП

2) Интернет-ресурс уполномоченного органа в сфере здравоохранения - МЗСР http://mzsr.gov.kz и ресурсы подведомственных организаций.

В рамках исследования проведен обзор международных данных, регламентирующих ГЧВ фармацевтических компаний и государства, использованы структурно-логический и

сравнительный анализ Результаты и обсуждение.

Взаимодействие государства и фармацевтических компаний в странах ОЭСР в области обеспечения доступа пациентов к новым ЛС

Во многих странах мира существуют формулярные списки ЛС на стационарном и амбулаторном уровне, которые подлежат бесплатному отпуску пациентам с хроническими заболеваниями или возмещению в

рамках страховой медицины и/или ГОБМП. Каждое государство на национальном уровне определяет политику ЛО, перечни заболеваний и возмещаемых лекарственных препаратов (ЛП), требования к стоимости и доказательной базе ЛС. Однако общая проблема для всех стран, включая Казахстан - это растущие затраты на здравоохранение, которые вынужденно приводят к росту ассигнований на эти цели в национальных бюджетах. Даже самые экономически развитые страны мира в течение последнего десятилетия признают нехватку средств для обеспечения пациентов инновационным ЛС. Фармацевтические компании достигли большого прорыва в области R&D и выпуска новых препаратов для лечения ВИЧ-инфекции, гепатита, онкологических, гематологических и других социально-значимых заболеваний, которые превосходят по эффективности и безопасности существующие аналоги. Невозможно переоценить существенный вклад новых разработок в улучшение показателей здоровья населения. Вместе с тем стоимость этих препаратов в несколько раз, а иногда и в десятки раз превышает стоимость лечения существующими ЛП или базисной терапией. В период экономических трудностей возникает гораздо больше оснований для анализа эффективности и справедливости затрат на ЛС и медицинские технологии. В настоящее время большая часть ЛС не может обеспечить 100% эффективности, а в некоторых нозологиях (онкология, гематология) увеличение продолжительности жизни от нескольких месяцев до нескольких лет или увеличение общей выживаемости на 15 и более % в сравнении с существующей терапией является прорывом. Жесткое регулирование цен на ЛС -важный фактор, сдерживающий повышение стоимости ЛС, но не является достаточным для повышения эффективности использования бюджетных средств. По результатам проведенного анализа финансовых затрат на 20 наиболее часто применяемых дорогостоящих таргетных препаратов в онкологии и гематологии, имеющих высокий уровень доказательной базы, исследователи пришли к выводу, что их эмпирическое использование по утвержденным показаниям приводит к значительным финансовым потерям (миллиарды долларов), ввиду отсутствия у пациентов клинического ответа [7]. По многим ЛП финансовые потери могут составлять до 70-80% от общих затрат на их приобретение ЛС, ввиду отсутствия эффективности, не считая расходов на коррекцию возможных побочных действий. Чем больше среди пациентов «не ответчиков» на терапию дорогостоящими препаратами, тем более очевидно нерациональное и неэффективное использование денежных средств системы здравоохранения и плательщиков в фонд страхования [7].

Avastin

... S3.059В

Taxotere

I

$ 1.042В Erbitux

Rituxan

Herceptiri

Revlimid

Gleevec

S2.466B

I #

Alimta

S1.526B

Gemzar

S1.373B

Tarceva

S1.285B

Femara

О

$646M

S59SM

$661M Arimidex

. S650M Leuprolin

vvwvvvfcwvvvvvwvv

$508M

о 4

S494M

$483 M

Ответчик □ Не ответчик $ Продажи

Диаграмма 1 - Объем продаж ЛС и финансовые и потери [7]

В странах Европейского союза (ЕС), США, Национальные службы или Министерства здравоохранения обсуждают с фармацевтической индустрией возможность установление

минимальных (выгодных для общественной системы здравоохранения) цен на препараты, со-инвестирования со стороны фармацевтических производителей в здравоохранение на основе принципов ГЧП. Внедрение новых моделей финансирования дорогостоящих препаратов можно отнести к одной из альтернативных форм ГЧП - ГЧВ. Для доступа пациентов к дорогостоящим препаратам, ГЧВ может включать различные формы соглашений, среди которых, соглашение о разделении рисков (risk-sharing agreement), специальные схемы доступа пациентов (patient access schemes), оглашения, основанные на действии (performance-based agreement), установление цены в зависимости от ценности препарата (value-based pricing), оплата за результат (pay-for-outcome) и другие [8,9,10,11,12]. Как правило, терминология выбирается в соответствии с тем, что именно будет являться основным элементом оценки в соглашении. Независимо от многообразия специфических особенностей, соглашения обобщенно могут быть разделены на две категории - основанные на финансовых показателях, или финансово-зависимые (finance-based) и основанные на показателях действия, или исход-зависимые (performance-based) [12]. Дальнейшая классификация строится в зависимости от того, заключается ли соглашение в отношении конкретных пациентов (индивидуальные схемы) или в отношении некоторой совокупности больных (популяционные схемы) [12]. Национальная служба общественного

здравоохранения, после проведения комплексного анализа, включая оценку доказательной базы, фармакоэкономических показателей (ICER, QALY и

др.), принимает решение о включении ЛП в систему возмещения. Фармацевтическая компания инвестирует средства в улучшение диагностики, определение маркеров эффективности перед применением нового препарата, в информационные системы, модернизирую регистры пациентов для отслеживания эффективности и безопасности. В некоторых договорах, меморандумах Министерство и компания достигают соглашения о том, что производитель будет покрывать частично расходы на лечение пациентов или возвращать ЛП в полном объеме на курс лечения новым пациентам, в случаях отсутствия клинического ответа (оплата за результат). Такое сотрудничество является взаимовыгодным для всех, пациенты получат доступ к новым препаратам, система здравоохранения будет оплачивать только те случаи, в которых достигнута высокая эффективность или ремиссия, тем самым обеспечив, практически 100% эффективное использование денежных средств и снизит расходы системы здравоохранения за счет инвестиций компании. В тоже время фармацевтическая компания, снижая прибыльность, проявляет социальную ответственность и получает быстрый доступ ЛС на рынок и стабильный доход. В США, странах ЕС, Великобритании в последние несколько лет стали распространенными такие формы ГЧВ с фармацевтическими компаниями (см. диаграмму № 2) [13]. Одни из самых простых в реализации являются контракты с предоставлением скидок на ЛС при включении препаратов в льготные списки возмещения, скидки при закупе определенного объема. При лечении некоторых заболеваний применяются комбинации ЛС и некоторые компании при закупе государством препарата Х предоставляют бесплатно препарат Y необходимый для комплексного лечения.

Более сложные с точки зрения подготовительных работ, юридического оформления и административного сопровождения при реализации являются исход-зависимые соглашения (performance-based agreement), предусматривающие [12]:

1) возврат денежных средств или упаковок при отсутствии эффекта

2) пересмотр цены на основании эффективности по результатам реальной клинической практики

3) проведение дорогостоящих диагностических мероприятий за счет средств компании и определение предикторов эффективности с последующим назначением ЛС за счет государства только определенному кругу пациентов с наибольшей вероятной эффективностью

4) обеспечение пациентов препаратом за счет компании после Х месяцев успешного лечения за счет государства

для компании

Схема 1 - Формы соглашений с фармацевтическими компаниями [13]

Наиболее известным примером такого рода сотрудничества может служить соглашение с корпорацией Джонсон & Джонсон в отношении препарата Велкейд (бортезомиб) для лечения множественной миеломы в Великобритании. Это был первый пример новой схемы доступа пациентов к дорогостоящему препарату в истории здравоохранения Великобритании, одобренный в 2006 году и действующий по сегодняшний день. В 2006 году NICE (Национальный институт по оценке медицинских технологий) признавая доказательную базу эффективности Велкейда, сделал заключение, о том, что лечение данным ЛС не является затратно-эффективным при цене 3,000 фунтов стерлингов за цикл. Компания Джонсон & Джонсон предложила заключить соглашение, согласно которому при достижении полного или частичного ответа на терапию препаратом (оцениваемого по уровню М-протеинов в сыворотке после 4 циклов применения) пациентам будут продолжать терапию, оплачиваемую за счет национальной службы здравоохранения Великобритании (NHS). При неудовлетворительном ответе или отсутствии ответа на терапию пациенты исключаются из лечения этим

препаратом и затраты здравоохранения на 4 цикла полностью покрываются производителем [12,14]. После этого случая, многие производители начали разрабатывать, обсуждать с уполномоченными государственными органами и внедрять аналогичные схемы возмещения дорогостоящих ЛС в Великобритании и других европейских странах. Компания Новартис (Novartis) заключила соглашение с NHS Великобритании оплачивать за собственный счет лечение препаратом Люцентис пациентов, страдающих макулярной дистрофией, если для лечения требуется более 14 инъекций, компания Джонсон & Джонсон будет оплачивать за собственный счет лечение препаратом Зитига всех пациентов с раком предстательной железы, начиная с 11 месяца терапии, а лечение до 10 месяцев включительно в случае эффективности полученной терапии оплачивает NHS, при неэффективности терапия прекращается [12,14]. В течение последних 3-5 лет фармацевтические компании получили одобрение нескольких десятков схем доступа пациентов к новым ЛС в Европе, один из примеров представлен на схеме № 2 [15].

Схема 2 - Схема модели «оплата за результат» на примере лечения гепатита С и возмещения препарата Олисио (Симепревир, Джонсон & Джонсон) в Великобритании [15]

Данная модель предусматривает лечение пациентов с вирусным гепатитом С препаратом Олисио за счет средств системы здравоохранения. В процессе лечения проводится диагностика и определение лабораторных показателей перед началом терапии, на 4ой и на 12ой неделе после завершения курса лечения. В случае, если вирусная нагрузка не определяется и достигнут ответ на терапию это приводит к выздоровлению пациентов и ремиссии. Если вирусная нагрузка определяется, то компания возмещает расходы службе здравоохранения в виде дополнительных упаковок на новых пациентов ввиду отсутствия эффективности лечения [15]. Внедрение новых форм сотрудничества на основе распределения рисков позволяет пациентам получать новые ЛС и способствует широкому распространению данных практик ГЧВ в других странах Европы. Например, во Франции применительно к инновационным дорогостоящим препаратам в соглашениях между государством и производителем устанавливается цена препарата на основе прогноза объема продаж. Если реальный объем продаж превышает

установленный порог, производитель должен будет заплатить штраф, что означает в финансовом плане скидку с цены или возврат части платежа [12]. Данный формат относится к финансово-зависимым схемам сотрудничества. Модели распределения рисков при ЛО, внедренные и в Италии, и представлена на схеме № 3 [9]. В качестве примеров в Италии может служить возмещение следующих ЛП [12,9]:

1) Сорафениб (Нексавар, Байер) - 100% оплачивается государством на 2 месяца, затем прекращается оплата в случае неэффективности лечения

2) Нилотиниб (Тасигна, Новартис) - 100% оплачивается государством на 1 месяц, затем прекращается оплата в случае неэффективности лечения

3) Бевацизумаб (Авастин, Рош) - 50% оплачивается государством на 6 недель затем 100% после 15 курса (10 мг/кг каждые 2 недели) или 16 курса (15мг/кг каждые 3 недели)

Схема 3 - Схема модели «распределение рисков» в Италии [9]

Доступности новых ЛП в странах ЕС и США во многом способствует внедрение новых эффективных моделей предусматривающей разделения рисков финансирования дорогостоящих инновационных ЛС (risk sharing) между государством и

фармацевтическими компаниями [12].

Международный опыт и увеличение количество подобных соглашений доказывают, что данное ГЧВ позволяет улучшить показатели системы

здравоохранения и эффективно использовать бюджет, выделенные на лекарственное обеспечение. Взаимодействие государства и фармацевтических компаний в РК в области обеспечения доступа пациентов к новым ЛС.

Анализ НПА подтверждает высокую степень государственного регулирования ЛО в рамках ГОБМП [16]. В сегменте государственных закупок для обеспечения пациентов ЛС в рамках ГОБМП ценообразование регулирует Министерство Здравоохранения и социального развития (МЗСР) на основе анализа внутренних и внешних референтных цен [17]. Министерство в процессе переговоров с производителями устанавливает предельные цены, выше которых закуп за счет средств государственного бюджета не разрешен. Финальное решение об установлении предельных цен, даже в случае отсутствия согласия производителя принимается государственным органом [16,18]. Следует отметить, что в целом, как и во многих странах ОЭСР в РК внедрена формулярная система и пациенты с социально-значимыми заболеваниями получают бесплатно, за счет средств государственного бюджета ЛП. Законодательство РК в области фармацевтической политики гармонизируется с европейским и в частности внедряет лучший опыт зарубежных стран. Так, внедрение в РК Казахстанского национального формуляра происходило при поддержке и участии коллег из Великобритании на основе передового опыта и золотого стандарта - Британского национального формуляра. В настоящее время ситуация с ЛО в РК сравнении со странами ОЭСР менее стабильная, особенно в части расширения ЛО и доступа пациентов к новым инновационным ЛС. К сожалению, на протяжении последних 5 лет в систему бесплатного ЛО на амбулаторном уровне не были включены многие препараты с доказательной базой [16]. В тоже время, в РК пока не разработаны методы и подходы к обеспечению доступа населения к инновационным ЛС. Число инновационных препаратов, доступных пациентам в РК значительно уступает многим развитым странам и это связано, прежде всего, с ограниченным финансированием и нехваткой бюджетных средств.

Предложения по улучшению эффективности обеспечения новыми ЛС в рамках ГОБМП с учетом укрепления сотрудничества государства и фармацевтических компаний.

Основным мотивом для ГЧВ и разработки схем разделения рисков (risk-sharing schemes) с фармацевтическими компаниями является понимание того, что дополнительная ценность, приносимая новыми препаратами, не всегда соответствует дополнительной цене, которую обществу приходится за них платить [12]. Именно поэтому так важны регуляторные механизмы, с одной стороны защищающие бюджеты государственных систем здравоохранения от необоснованных расходов, с другой стороны, позволяющие пациентам получать терапию на наиболее выгодных условиях для общественного здравоохранения.

Для внедрения нового формата взаимодействия необходимы следующие меры:

1) Внесение изменений в Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения и Постановление

Правительства № 1729 «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи»

2) Развитие службы оценки медицинских технологий и фармакоэкономического анализа в РК с целью определения наиболее выгодных ЛП с точки зрения подхода «затраты-эффективность» и оценки эффективности и безопасности лечения

3) Внедрение регистров пациентов и улучшение информатизации здравоохранения с целью отслеживания в электронном виде результатов анализов, лечения и наблюдения за контрольными точками оценивая эффективность и безопасность лечения. Такие информационные системы позволят получить достоверные данные о лечении в реальной клинической практике большой группы пациентов и принимать решения о дальнейшем возмещении препарата в рамках ГОБМП или его исключении Безусловно, это не исчерпывающий перечень мер для внедрения ГЧВ с фармацевтическими компаниями и необходимы серьезные реформы в законодательстве. На первом этапе предлагается внести изменения, которые позволят сэкономить бюджетные средства за счет закупа безаналоговых дорогостоящих препаратов по контракту на 3-5 летний период. В случае отсутствия аналогов на рынке, проводить аукцион или тендер не целесообразно, т.к. лишь 1 производитель может осуществить продажи данного зарегистрированного препарата. В случае гарантированного закупа на несколько лет, производитель или официальный дистрибьютор в свою очередь будет готов предоставить скидки за объем, что уже сэкономит бюджетные средства. В последующем изменения могут быть более масштабными и государство сможет заключать новые формы контрактов на закуп дорогостоящих ЛС в тех случаях, когда компания разделяет риски и покрывает за собственный счет лечение определенной группы пациентов или оплачивает расходы за диагностику и определение предикторов эффективности на данную терапию для каждого пациента.

Заключение.

МЗСР проводит значительные реформы системы здравоохранения, внедряет страховую медицину, ужесточает ценообразование на ЛС в рамках ГОБМП, совершенствует формулярную систему,

разрабатывает правила этического продвижения ЛС. Перспективным направлением является ГЧВ с фармацевтическими производителями, направленное на улучшения показателей системы здравоохранения. Изменение законодательства РК с последующим внедрением нового формата сотрудничества с фармацевтическими компаниями позволит заключать соглашения и меморандумы для реализации проектов по обеспечению доступа пациентов к инновационным препаратам, улучшению диагностики и развитию информационных технологий за счет привлечения инвестиций на взаимовыгодных условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 «Программа по развитию ГЧП в РК на 2011 - 2015 годы». Утверждена Постановлением Правительства РК от «29» июня 2011 года № 731

2 РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» http://rcrz.kz/index.php/ru/

3 Митрофанова И.В. «Концессия как форма частно-государственного партнерства по привлечению инвестиций в производственную инфраструктуру макрорегиона» // Инновации. - 2007. - №6. - С. 88-91.

4 «Государственная программа развития здравоохранения РК "Денсаулык" на 2016 - 2019 годы». Указ Президента РК от 15 января 2016 года № 176

5 Blatov R. M., The legislative aspects of the state-private partnership in the healthcare system of the Republic of Kazakhstan: problems and perspectives of development // International Scientific and Practical Conference "WORLD SCIENCE". - 2016. - №4(8). - Vol.2. - Р. 24-28.

6 Танирбергенов С.Т., Национальные счета здравоохранения Республики Казахстан. Обзор расходов на здравоохранение за 2010-2014. - Астана: 2014. - 58 с.

7 Sources: Individual Drug Labels. US Food and Drug Administration. . Market and Product Forecasts: Top 20 Oncology Therapy Brands. DataMonitor, 2011.

8 Adamski Jakub, Godman Brian, Ofierska-Sujkowska Gabriella et al. (2010) Risk sharing arrangements for pharmaceuticals: potential considerations and recommendations for European payers. BMC Health Services Research 2010, 10:153. http://www.biomedcentral.com/1472- 6963/10/153; Espin J., Rovira J., Garcia L. Experiences and Impact of European Risk-Sharing Schemes Focusing on Oncology Medicines. EMINet, 2011 http://ec.europa.eu/enterprise/ sectors/healthcare/files/docs/risksharing_oncology_012011_ en.pdf;

9 Омельяновский В.В., Концепция разделения рисков: первые результаты и возможности. Доклад. http://www. hta-rus.ru/files/omeliyanovski_1301480027.pdf; (дата обращения: 12.05.2016).

10 Schoonveld Ed., Kloss S. Market access: Risk sharing and alternative pricing schemes. Posted on Aug 10, 2010; http:// social.eyeforpharma.com;

11 Clement F., Harris A., Li JJ., Yong K., Lee K., Manns BJ.: Using effectiveness and cost-effectiveness to make drug coverage decisions - a comparison of Britain, Australia and Canada. JAMA 2009, 302:1437-43;

12 Л.Д. Попович, Анализ мирового опыта внедрения моделей разделения рисков (Risk-sharing schemes) для повышения доступности инновационной лекарственной терапии // Журнал Кремлевская медицина. Клинический вестник. - 2013. - №2. - С. 8 -14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Simon-Kucher and Partners, http://www.simon-kucher.com/en-us

14 Официальный сайт NICE (Национальный институт по оценке медицинских технологий) http://www.evidence.nhs.uk/

15 http://www.pmlive.com/pharma_news/janssen_will_cover_cost_of_unsuccessful_hep_c_treatment_631903 (дата обращения: 12.05.2016)

16 Информационно-правовая система «Эдшет» Министерства юстиции Республики Казахстан http://adilet.zan.kz (дата обращения: 12.05.2016).

17 Приказ и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 июля 2015 года № 639 «Об утверждении Правил формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 августа 2015 года № 11887)

18 Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 декабря 2013 года № 723 «Об утверждении Положения о Формулярной комиссии Министерства здравоохранения Республики Казахстан» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 января 2014 года № 9090)

Р.М. БЛАТОВ 1, А.Р. ШОПАБАЕВА 2, Р.Е. БОТАБАЕВА 1

С.Ж. Асфендияров атындагы Цазац ¥лттыцмедицинауниверситетi Алматы ц, Республика Казахстан РИО-докторанттар "Фармация"мамандыгы бойынша1 к. фарм.н жетекшiсi профессор "Фармацевт-Менеджер модулР

ЖАЦА КбЗЦАРАС ДЕНСАУЛЫК САЦТАУДА МЖЭ КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ: 6ЗАРА1С-ЦИМЫЛ ПЕРСПЕКТИВАЛАРЫН МЕМЛЕКЕТ ЖЭНЕ ФАРМАЦЕВТИКАЛЫК КОМПАНИЯЛАРДЬЩ

Тушн: Макалада ынтымактастык тэжiрибесi мемлекет жэне фармацевтикалык компаниялардын, дамыган елдерде саласындагы ;ол жеткiзудi камтамасыз ету пациенттердщ инновациялы; дэршж препараттарга. Журпзшген талдау кажеттшпн растайды енпзу ушш жан,а "Казакстан Республикасынын, форматтагы езара ю-кимыл мемлекет жэне фармацевтикалык индустрия непзшде МЖЭ-нщ негiзi кагидаттарынын,. бзара тиiмдi ынтымактастык инвестициялар тартуга мумкшдж бередi фармацевтикалык компаниялардын,, камтамасыз етед^ бюджеттж каражатты тиiмдi пайдалану жэне пациенттердщ жан,а кымбат туратын дэршж заттарга экеледi тургындардыц денсаулыгын ныгайту жэне керсеткiштерiн жаксарту Yшiн денсаулык сактау.

ТYЙiндi сездер: денсаулык сактау, дэрьдэрмекпен камтамасыз ету, государственно-частное партнерство, фармацевтикалык компаниялар, акпараттык технологиялар, тэуекелдердi белу

R. BLATOV1, A. SHOPABAEVA2, R. BOTABAEVA1

Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov, Almaty, Republic of Kazakhstan PhD-student, specialty "Pharmacy"1 candidate of pharmaceutical science, professor, head of the module "Pharmacist Manager"2,

NEW SIGHT ON PPP IN THE HEALTHCARE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: PERSPECTIVES OF INTERACTION

STATE AND PHARMACEUTICAL COMPANIES

Resume: This article presents experience of cooperation between state and pharmaceutical companies in developed countries in the field of patients' access to innovative medicines. The analysis confirms necessity of introduction new format interaction for Republic of Kazakhstan between government and the pharmaceutical industry, based on PPP principles. Mutually beneficial cooperation will attract investments of pharmaceutical companies, provide the rational use of budget funds and patients' access to new expensive drugs that will lead to strengthening of health population and improvement of healthcare KPIs.

Keywords: healthcare, provision of medicines, public-private partnership, pharmaceutical companies, information technology, risk sharing

В.В. СТРУЛЕВ1, А.Р. ШАМБУЛОВА1,

А.Н. ГОДУНИНА1, А.Р. ШОПАБАЕВА2, Р.М. БЛАТОВ2

1 - Филиал Общества с ограниченной ответственностью «Джонсон & Джонсон» в Республике Казахстан

2 - Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Республика Казахстан

УДК 616.36-002.1:004.4:004.6(574):334:614.39:615.1

СОЗДАНИЕ РЕГИСТРА ПАЦИЕНТОВ С ВИРУСНЫМИ ГЕПАТИТАМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ

Информационные технологии являются неотъемлемой частью современного общества и нашли широкое применение во всех сферах деятельности человека.

Внедрение информационных систем в здравоохранение связано с необходимостью хранения большого объема информации, мониторинга результатов терапии, эффективности, безопасности и преследует конечную цель -повышения качества оказания медицинской помощи. Создание регистров пациентов помогает решать указанные задачи. В Республике Казахстан практика ведения регистров пациентов будет способствовать рациональному использованию бюджетных средств и совершенствованию лекарственного обеспечения. В условиях ограниченного финансирования развитию информатизации сферы здравоохранения будет способствовать привлечение инвестиций частного сектора, включая фармацевтические компании и развитие государственно-частного взаимодействия. В статье представлены первые результаты сотрудничества системы здравоохранения и фармацевтической компании Джонсон & Джонсон в области создания регистра пациентов с вирусными гепатитами, описаны задачи, структура, функциональные возможности и преимущества внедрения регистра.

Ключевые слова: здравоохранение, регистр пациентов, информационные технологии, вирусные гепатиты, государственно-частное взаимодействие, фармацевтические компании, Джонсон & Джонсон, меморандум

Введение

Охрана здоровья населения - одна из самых главных задач государства, обеспечивающих фундамент для устойчивого социально-экономического развития страны и роста благосостояния населения. Стратегическое планирование системы

здравоохранения Республики Казахстан (РК) осуществляется на уровне Министерства Здравоохранения и Социального Развития (МЗСР) и утверждается Правительством РК [1]. Реализация конституционного права граждан на охрану здоровья обеспечивается основным законодательным документом - Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», регулирующим общественные отношения в области

здравоохранения, компетенции государственных органов, финансирование, получение медицинских услуг, обращение лекарственных средств (ЛС) и т.д. Здравоохранение представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского характера, направленных на предупреждение и лечение болезней, поддержание общественной гигиены и санитарии, сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья [1].

В течение многих лет в Казахстане совершенствовалась нормативно-правовая база

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.