Научная статья на тему 'Анализ расходов на здравоохранение в Казахстане для эффективного планирования'

Анализ расходов на здравоохранение в Казахстане для эффективного планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4229
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTH CARE / FINANCING / HEALTH CARE EXPENSES / MEDICAL CARE / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омирбаева Б., Загидуллина Г., Гаитова К.

Цель данного аналитического обзора состоит в изучении расходования средств в системе здравоохранения Казахстана, оценке использования ресурсов и выработке рекомендаций в целях нивелирования существующих рисков в системе финансирования здравоохранения Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF HEALTHCARE COSTS IN KAZAKHSTAN FOR EFFECTIVE PLANNING

The purpose of this analytical review is to study the expenditure of funds in the health care system of Kazakhstan, assess the use of resources and develop recommendations for leveling existing risks in the health care financing system of the Republic of Kazakhstan

Текст научной работы на тему «Анализ расходов на здравоохранение в Казахстане для эффективного планирования»

УДК 338.27

ANALYSIS OF HEALTHCARE COSTS IN KAZAKHSTAN FOR EFFECTIVE PLANNING

Omirbayeva B.,

PhD

Zagidullina G.,

Master Gaitova K.

PhD

Republican center for health development, Nur-Sultan, Kazakhstan

АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

Омирбаева Бибигуль Сериковна,

PhD

Загидуллина Галина Наильевна,

магистр

Гаитова Камила Кахармановна,

PhD

Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК,

г.Нур-Султан, Казахстан

Abstract

The purpose of this analytical review is to study the expenditure of funds in the health care system of Kazakhstan, assess the use of resources and develop recommendations for leveling existing risks in the health care financing system of the Republic of Kazakhstan.

Аннотация

Цель данного аналитического обзора состоит в изучении расходования средств в системе здравоохранения Казахстана, оценке использования ресурсов и выработке рекомендаций в целях нивелирования существующих рисков в системе финансирования здравоохранения Республики Казахстан.

Keywords: health care, financing, health care expenses, medical care.

Ключевые слова: здравоохранение, финансирование, расходы на здравоохранение, медицинская помощь.

Общие расходы на здравоохранение (далее -

Во всем мире идет развитие систем здраво- ОРЗ) в 2018 году составили 1 885,4 млрд. тенге и охранения, направленное на улучшение здоровья показывают рост на 1% по сравнению с предыду-населения, которое сопряжено с ощутимыми до- щим годом (1 759 млрд. тенге). полнительными затратами. Именно по этой при- Текущие расходы на здравоохранение (далее -

чине получение более точной информации о фи- ТРЗ) (без учета капитальных расходов) составили 1 нансировании системы здравоохранения стано- 765 млрд. тенге. ТРЗ составили 2,9% от ВВП, что вится важным элементом разработки политики почти в 3 раза меньше среднего показателя среди здравоохранения. стран ОЭСР в 2018 году (8,8%)

Так, по итогам 2018 года размер валового внут- В 2018 году расходы на здравоохранение от

реннего продукта в Республике Казахстан [1] соста- всех источников финансирования достигли вил 61 трлн. 819 млрд. тенге (114% к 2017 году) или 1 885 384 819,1 тыс. тенге (5 469 481 068,3 долл. 3,3 млн. тенге на 1 жителя (9 749 долл. США). США) [2], что составило 2,9% к ВВП.

<N

Рис. 1. Текущие расходы на здравоохранение в Казахстане и в странах ОЭСР в 2018г. (в % к ВВП)

Казахстан расходует на здравоохранение гораздо меньше средств (2,9% к ВВП), чем в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (8,8% к ВВП) (Рисунок 1) [3].

Подушевые расходы на здравоохранение в 2018 году Казахстане составили 95 986 тенге или 278,5 долл. США [2]. Для корректной сопоставимости значений показателей расходов на здравоохранение с остальным миром необходимо перевести их

Второе ранговое место в структуре текущих расходов на здравоохранение - средства частного сектора.

Добровольные медицинские взносы и Карманные расходы населения в совокупности дают объем частных расходов на здравоохранение. Таким образом, частные расходы на здравоохранение в 2018 году составили 679,5 млрд. тенге, или 38,5%. Данный показатель выше среднего значения показателя стран-членов ОЭСР, где уровень частных расходов составляет 26,1%.

в долл.по III 1С. Уровень подушевых текущих расходов в Казахстане составил 861,9 долл. по ППС. Значение этого показателя ниже уровня подушевых расходов в странах-членах ОЭСР более чем в 4 раза (3992,3 долл. США по ППС).

Структура расходов показывает, что основным источником финансирования системы здравоохранения являются государственные средства - 61,5% (1,8% к ВВП). Данный показатель ниже среднего

Поставщики медицинских услуг охватывают организации и субъекты деятельности, которые предоставляют товары и услуги здравоохранения в качестве основного вида деятельности, а также тех, для которых предоставление медицинских услуг является лишь одним из видов деятельности. По итогам 2018 года можно выделить три основные группы поставщиков услуг всех форм собственности:

значения стран-членов ОЭСР на 12,3% (Рис. 2).

Рис. 2. Удельный вес государственных расходов на здравоохранение в ТРЗ в Казахстане и странах

ОЭСР в 2018 году, %

- больничные организации - 41,16%;

- поставщики и розничные продавцы фармацевтических препаратов и медицинских товаров -25,6%.

Услуги лечения по видам предоставления помощи разделяются на стационарный уход, дневной уход (дневной стационар) и амбулаторный уход.

Так, по итогам 2018 года 28,82% от текущих расходов на здравоохранение было направлено на стационарные услуги, в то время как доля финансирования амбулаторного лечения составила 32,56% ТРЗ, что говорит о преобладании амбулаторных услуг в структуре финансирования здравоохранения. В странах ОЭСР в среднем 33% средств текущих расходов расходуется на амбулаторную помощь и 28% на стационарные услуги.

В структуре расходов на услуги лечения (HC.1) у государственных схем финансирования преобладают услуги стационарной помощи: в 2018 году было направлено 40% этих средств. Расходы на основные медицинские услуги на амбулаторном уровне, т.е. первичную медико-санитарную помощь у государственных схем финансирования составили 22,37% средств, на специализированное амбулаторное лечение было направлено 7,46% средств, прочие виды амбулаторных услуг - 1,99%. На лечение в дневном стационаре государство потратило 2% средств.

У частных схем финансирования преобладают расходы на оказание амбулаторно-поликлиниче-ской помощи - 33,76%.

Реабилитация представляет собой комплексную стратегию, направленную на то, чтобы дать возможность людям с определенными состояниями, у которых имеется или может проявиться инвалидность, достигать и поддерживать оптималь-

на здравоохранение было использовано для финансирования медицинской помощи, т.е. предоставления услуг лечения (стационарная помощь, амбула-торно-поликлиническая помощь и услуги дневного

ный уровень физического функционирования, достойного качества жизни и участия в жизни сообщества и общества в целом. В то время как лечебная помощь в основном фокусируется на состоянии здоровья, услуги реабилитации фокусируются на функционировании, связанном с состоянием здоровья.

Реабилитационные услуги, как и превентивные услуги, предотвращают ухудшение состояния человека, тем самым предотвращая повторные обращения и лечения осложнений.

Долгосрочная медицинская помощь состоит из ряда медицинских услуг и услуг индивидуального ухода, основной целью потребления которых является облегчение боли и страданий и ограничение или контроль над ухудшением состояния здоровья пациентов с долгосрочной несамостоятельностью. С точки зрения конечного потребления, долгосрочный уход, как правило, представляет собой интегрированный пакет услуг и помощи пациентам с повышенным уровнем зависимости от посторонней помощи (под которым также понимается ухудшение физического состояния, ограничение деятельности и/или ограничение участия) на непрерывной или периодической основе и в течение длительного периода времени.

Основными поставщиками долгосрочного медицинского ухода являются дома или пансионаты для выздоравливающих, дома престарелых с сестринским уходом, хосписы со стационарным уходом, и другие.

В 2018 году в Казахстане потребление услуг долгосрочного медицинского ухода составило

- поставщики амбулаторных услуг - 22,6%. стационара). (Рис.3) Что касается классификации услуг здравоохранения, то по итогам 2018 года 62,58% всех средств

Рис. 3 - Структура текущих расходов на здравоохранение в разрезе функций здравоохранения (все формы собственности, % от текущих расходов на здравоохранение)

0,11%. В среднем по странам-членам ОЭСР данный показатель в 2018 году составил 18,8% от ТРЗ. Учитывая важность данных услуг, для достижения уровня показателя стран ОЭСР необходимо увеличить количество организаций в РК, оказывающих услуги долгосрочного ухода. Учитывая тот факт, что ожидаемая продолжительность жизни в РК увеличивается ежегодно, стареющему населению необходим длительный уход.

Вспомогательные услуги зачастую являются неотъемлемой частью пакета услуг, основной целью которых является диагностика и наблюдение. Стало быть, вспомогательные услуги не имеют цели быть сами по себе: цель заключается в излечении, профилактике болезней и т.п.

В 2018 году среди вспомогательных услуг использовались услуги по транспортировке пациентов. К услугам по транспортировке пациентов относится санитарная авиация, предназначенная для оказания экстренной медицинской помощи в условиях плохой транспортной доступности или большой удалённости от медицинских учреждений,

Анализ структуры расходов на ЛС и ИМН показывает, что в 2018 году из государственных средств расходовалось в 3,6 раз меньше, чем из частных средств населения и предприятий. При этом из частных расходов около 30% население расходовало на терапевтические приборы и другие товары длительного пользования.

Профилактика подразумевает любые меры, направленные на избежание или сокращение числа или тяжести травм и заболеваний, их остаточных явлений и осложнений. К профилактическим услугам относятся пропаганда здорового образа жизни, программы иммунизации в целях проведения иммунопрофилактики населения (вакцинация), программы по обнаружению заболеваний на ранних стадиях (скрининги, диагностические тесты, медосмотры, направленные на конкретные заболевания), программы мониторинга состояния здоровья (беременность, наблюдения за развитием детей и

услуги скорой медицинской помощи, а также обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение за счет средств государственного бюджета.

На финансирование данного вида услуг в 2018 году было направлено 2,51% от всех средств, расходованных на здравоохранение. Для сравнения, в странах ОЭСР данный показатель в 2018 году составлял 4,2%.

Расходы на предоставление лекарственных средств и изделий медицинского назначения в 2018 году на душу населения составили 24 568 тенге, 71 долл. США или 212,6 долл. по ППС. В сравнении со странами ОЭСР на приобретение медицинских товаров в Казахстане, в целом, расходуется намного меньше. Для сравнения, в США данный показатель составляет 1387,5 долл. по ППС, что почти в 6,5 раз больше, чем в нашей стране, а в Мексике, который имеет самый низкий показатель по данному индикатору среди стран-членов ОЭСР, данный показатель составляет 300 долл. по ППС, что 1,5 раза больше чем в РК (Рис.4).

стареющего населения), профилактика ВИЧ/СПИД и другие.

В 2018 году на данный вид услуг было направлено 91 млрд. тенге, что составило 5,15% от всех расходов. Данный показатель является довольно высоким, учитывая тот факт, что в 2018 году на профилактические услуги в среднем по странам-членам ОЭСР было расходовано 2,9% от ТРЗ, среди которых самый высокий показатель в Канаде -6,2% и самый низкий в Словакии - 1 %.

Прочие услуги включают в себя следующие мероприятия: прикладные научные исследования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, реализация мероприятий технической помощи в рамках содействия устойчивому развитию и росту Республики Казахстан, погашение кредиторской задолженности по обязательствам организаций здравоохранения, консультатив-

Рис. 4. Расходы на ЛС и ИМН на душу населения в странах ОЭСР и Казахстане в 2018 г. (в долл. ППС)

ное сопровождение проектов государственно-частного партнерства и концессионных проектов. Следует отметить, что расходы на вышеперечисленные мероприятия финансировались за счет средств государственного бюджета. Так, в данную статью было направлено 0,24 % от всех расходов.

В целом, анализ показывает положительную динамику расходов на здравоохранение в стране. Однако, несмотря на постоянный рост номинальных расходов, который составил 163% за рассматриваемый период, инфляционные процессы оказали существенное влияние и рост реальных расходов на здравоохранение на 1 жителя в период с 2010 по 2018 годы составил всего 48%.

Также одним из предметов внимания являются наблюдаемые в Казахстане высокие частные расходы, которые создают угрозу доступности услуг здравоохранения, усиливают неравенство в уровне получения медицинских услуг и возлагают дополнительное бремя на беднейшие слои общества, связанное с необходимостью приобретения дорогостоящего лечения, с вытекающими последствиями для экономического роста. По оценкам ВОЗ, устойчивой считается такая система здравоохранения, в которой на долю частных расходов приходится не более 20%.

Значительное ограничение бесплатного медицинского обеспечения или недостаточность его государственного финансирования приводит к росту доли частных расходов в результате вынужденного приобретения населением необходимой помощи за счет личных средств. С другой стороны, при увеличении государственного финансирования размер расходов из личных средств населения может увеличиваться за счет связанных трат, не покрываемых в рамках общественного здравоохранения (например, приобретение лекарственных препаратов), что может объяснить ситуацию по высокому уровню частных затрат в здравоохранении РК.

Повышенный уровень частных расходов принято объяснять недостаточностью государственного финансирования и вызванной ею невозможностью получить необходимую помощь бесплатно в рамках общественной системы здравоохранения, но в действительности круг факторов, определяющих структуру расходов, может быть значительно шире.

Расходы на реабилитационные услуги составили всего 1,13% от всех средств направленных на здравоохранение. Данный факт может стать одной из причин дефицита финансирования здравоохранения, так как реабилитационные услуги, как и превентивные услуги, предотвращают ухудшение состояния человека, тем самым предотвращая повторные обращения и лечения осложнении.

Учитывая все вышеперечисленные ключевые проблемы финансирования здравоохранения, настоящая аналитическая справка предлагает следующие меры по их решению:

1. Увеличение количества участков ПМСП и снижение нагрузки на ВОП с целью обеспечения доступности и качества медицинской помощи;

2. Покрытие растущей потребности населения в некоторых специализированных медицинских услугах (реабилитация, онкология, высокотехнологичные медицинские услуги, паллиативная помощь);

3. Поэтапное увеличение государственных расходов на медицинские услуги в рамках ГОБМП и ОСМС до 2025 года, в том числе увеличение расходов на услуги общественного здравоохранения с 4% от гос. расходов до 10%, доведения тарифов на медицинские услуги до уровня их безубыточности через увеличение среднемесячной заработной платы медицинских работников, а также через возмещение обновления основных средств (мед. оборудования) медицинским организациям;

В результате конкретизации перечня медицинских услуг, путем указания условий и лимитов потребления, дефицит ГОБМП будет сокращен на 34%, а с внедрением ОСМС постепенно будет нивелирован, что в свою очередь приведет к снижению частных расходов населения на услуги, входящие в ГОБМП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК.

2. Средневзвешенный официальный курс по данным Национального Банка РК в 2018 г. - 344,7 тенге

3. Статистика базы данных ОЭСР http://stats.oecd.org/

4. Руководство по составлению национальных счетов здравоохранения: для стран со средним и низким уровнем доходов / WHO, 2003. Режим доступа: http://www.who.int/health-accounts/documentation/RussianGuide.pdf.

5. Guide to producing regional health accounts within the national health accounts framework, World Health Organization, 2008.

6. A system of health accounts / 2011 Edition. Режим доступа: http://www.oecd-ilibrary.org/social-issues-migration-health/a-system-of-health-accounts_9789264116016-en.

7. Руководство по составлению национальных счетов здравоохранения, Кристофер Дж. Л. Муррей, Роберт Холцман, Анн Питерсен.

8. OECD, ICHA-HF Classification of health care financing, 2000.

9. OECD, Eurostat, WHO, A system of Health Accounts, 2011

10. Сайт международных экономических показателей https://tradingeconomics.com/

11. Статистика базы данных ВОЗ http://apps.who. int/nha/database/Home/Index/en;

12. Таблицы НСЗ РК 2010-2018 годы;

13. Measuring efficiency in primary care: Where are we? And where should we go?.Berchet C. ,Lafor-tune G., OECD, 2016.

14. OECD Health Statistics 2014 Definitions, Sources and Methods

15. Health 2020: targets and indicators, WHO, 2016. http://www.euro.who.int/_data/as-sets/pdf_file/0003/317937/Targets-indicators-Health-2020-version3 -ru.pdf?ua=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.