Научная статья на тему 'Анализ реализации государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за 2010 год'

Анализ реализации государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за 2010 год Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
418
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РЕФОРМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Садыков Туртубек Умутканович, Мырзахмет Марат Кумисбекулы

В статье рассматриваются количественные и качественные данные о результатах реформирования системы здравоохранения в Казахстане. Определяются направления ее дальнейшего развития. Одним из направлений дальнейшего развития является активизация государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Садыков Туртубек Умутканович, Мырзахмет Марат Кумисбекулы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ реализации государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за 2010 год»

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2005-2010 ГОДЫ ЗА 2010 ГОД

Садыков Туртубек Умутканович

доктор экономических наук, профессор. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва, заведующий кафедрой экономической теории г. Астана, Казахстан. E-mail: sadykov-turtubek@mail.ru

Мырзахмет Марат Кумисбекулы

кандидат физико-математических наук, доцент. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва, кафедра радиоэлектроники и технической физики г. Астана, Казахстан. E-mail: enu@enu.kz

Аннотация. В статье рассматриваются количественные и качественные данные о результатах реформирования системы здравоохранения в Казахстане. Определяются направления ее дальнейшего развития. Одним из направлений дальнейшего развития является активизация государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: здравоохранение; реформа; модернизация; обучение; фармацевтическая отрасль; качество

Код УДК: 614.2

Annotation. The article studies the quantitative and qualitative data on the outcome of health care reform in Kazakhstan. The author determines the directions of its further development. One of them is to increase public-private partnership.

Keywords: public health; reform; modernization; training; pharmaceutical branch; quality

Одной из задач Государственной программы (Госпрограммы) было ресурсное наполнение отрасли. Так, финансирование здравоохранения увеличилось в 4,3 раза до 566,9 млрд. тенге, что позволило улучшить материально-техническую базу организаций здравоохранения. За период реализации Госпрограммы построено 537 объектов здравоохранения, капитально отремонтировано 5029 медицинских организаций на общую сумму 414,9 млрд. тенге, за счет средств республиканского бюджета закуплено медицинское оборудование на сумму 100,8 млрд. тенге, в том числе для республиканских организаций здравоохранения на сумму 24,5 млрд. тенге, для

медицинских организаций местного уровня на сумму 76,3 млрд. тенге [1].

Увеличение финансирования здравоохранения также позволило расширить спектр оказываемых услуг на уровне первичного звена. С 2005 года проводятся осмотры женщин и детей, с 2008 года внедрены скрининговые осмотры населения, нацеленные на раннее выявление болезней системы кровообращения (далее - БСК) среди взрослого населения и онкопатологии у женщин (рак шейки матки и рак молочной железы). Ежегодно осматриваются около 2 млн. человек.

В целях обеспечения реализации конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь утвержден перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее -ГОБМП). В рамках ГОБМП предоставляются необходимые медицинские услуги по минимальным стандартам (услуги врачей и медперсонала, необходимые исследования, основные жизненно важные лекарственные средства, лечебное питание). Кроме того, в перечень ГОБМП включены услуги и высокоспециализированной медицинской помощи (далее - ВСМП). Так, с 2010 года впервые в рамках ГОБМП проводятся услуги по экстракорпоральному оплодотворению.

В 2009 году подписан Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», что позволило поднять на более высокий уровень вопросы законодательного регулирования охраны здоровья населения.

Одним из приоритетов здравоохранения является первичная медико-санитарная помощь (далее - ПМСП). За 6 лет для организаций ПМСП, станций и отделений скорой медицинской помощи закуплено медицинское оборудование согласно утвержденному нормативу оснащения на сумму 19,0 млрд. тенге. Уровень оснащенности медицинским оборудованием составил 36%, против 10% в 2004 году.

Осуществлен переход на общеврачебную практику. Доля врачей общей практики в общем количестве врачей ПМСП составила 35%.

На сегодня все сельские населенные пункты обеспечены медицинской структурой в соответствии с утвержденным государственным нормативом сети организаций здравоохранения, что позволило обеспечить доступность ПМСП всем сельским жителям.

Уровень телефонизации сельских объектов составил: ЦРБ - 100%, РБ - 100%, СБ - 89,6%, ФАП - 79,7 %, ФП - 73,8 %, ВА - 90,4 %, МП - 58,7%. Уровень компьютеризации сельских объектов здравоохранения в целом имеет положительную динамику и составляет: ЦРБ - 100%, СБ -71,2%, ВА - 49,7%.

В целях обеспечения доступности медицинской помощи впервые в рамках Госпрограммы начато внедрение телемедицины. На начало 2011 года к Национальной телемедицинской сети подключено: на базе центральных районных больниц 134 телемедицинских центра, на базе больниц областного уровня 14 телемедицинских центров, 19 республиканских организаций здравоохранения, Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Центр развития телемедицины и 14 областных управления здравоохранения. Созданная телемедицинская сеть позволяет ежегодно проводить до 10 тысяч телемедицинских консультаций.

Кроме того, для повышения доступности медицинской помощи сельскому населению, проживающему в отдаленных и труднодоступных регионах, в 2010 году начата закупка передвижных медицинских комплексов (далее - ПМК), оснащенных современным медицинским оборудованием и укомплектованных бригадами врачей. Наличие в составе ПМК аптечного пункта позволило приблизить населению и лекарственную помощь.

Одним из приоритетных направлений является охрана здоровья матери и ребенка. За период реализации Госпрограммы для организаций родовспоможения и детства закуплено около 5 тыс. единиц медицинского оборудования на общую сумму 7,5 млрд. тенге, местный бюджет - 1,8 млрд.

тенге, республиканский бюджет - 5,7 млрд. тенге.

В рамках Госпрограммы внедрено бесплатное и льготное обеспечение больных на амбулаторном уровне. Так, ежегодно 350 тысяч беременных женщин (99,1% от запланированных) обеспечены железо- и йодосодержащими лекарственными препаратами на сумму около 700 млн. тенге в год. Более 570 тысяч детей до 5 лет (99,2% от запланированных) получили бесплатные и льготные лекарственные средства согласно утвержденному перечню на сумму более 500 млн. тенге в год.

В 2010 году профилактическими осмотрами охвачено 96,2% детей, выявлена патология у 26,8% детей, из них 68,3% больных оздоровлено.

Скрининговые осмотры женщин на выявление рака шейки матки прошли 98,8% женщин от запланированного объема, выявлено 7,3% больных, из них 67,6% оздоровлено; на выявление рака молочной железы осмотрено 98,5% женщин, выявлено 12,2% больных, из них 64,2% оздоровлено.

С 2010 года в Национальный календарь прививок введена трехкратная вакцинация против пневмококковой инфекции, с декабря 2010 года вакцинация проводится в Мангистауской и Восточно-Казахстанской областях, где отмечены высокие уровни заболеваемости и смертности от пневмонии у детей до 5 лет. К 2015 году данной вакцинацией будут охвачены все регионы страны.

В целях повышения качества медицинской помощи женщинам и детям в рамках Госпрограммы внедрены эффективные технологии: проведены регионализация перинатальной помощи, внедрены программы, рекомендованные ВОЗ. Усовершенствован регистр беременных, позволяющий осуществлять ежедневный мониторинг за состоянием здоровья беременных, в том числе экстрагенитальной патологии и улучшить взаимосвязь и преемственность между акушерами-гинекологами и профильными специалистами.

Проводится скрининг дородовой диагностики и профилактики врожденных и наследственных заболеваний у детей, аудит критических состояний беременных, рожениц, родильниц, отработана схема оповещения и курирования при неотложных состояниях беременных и новорожденных.

Большое внимание уделено повышению квалификации медицинских работников службы охраны здоровья матери и ребенка. На базе научных центров и республиканских клиник проведена подготовка региональных тренеров для внедрения системы непрерывного обучения на местах. За отчетный период каскадным методом обучены оказанию неотложной помощи при критических состояниях в акушерстве свыше 1,6 тыс. врачей акушеров-гинекологов и около 3,4 тыс. акушерок, а также более 3 000 терапевтов, врачей общей практики по особенностям ведения беременных женщин с экстрагенитальной патологией. Предпринимаемые меры отразились на снижении материнской и младенческой смертности.

В рамках Госпрограммы усовершенствованы методы диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний: сердечно-сосудистые заболевания, онкопатологии, туберкулез, ВИЧ.

Мероприятия по снижению заболеваемости и смертности среди населения осуществлялись в рамках Программы развития кардиологической и кардиохирургической помощи в Республике Казахстан на 2007-2009 годы. На сегодняшний день в стране создана сеть кардиологических и кардиохирургических организаций. Если в 2006 году кардиохирургическую помощь оказывали только 3 медицинские организации, то к концу 2010 года такие медицинские услуги населению предоставляются в 8 специализированных центрах, 24 кардиохирургических и 48 кардиологических отделениях. Только в 2010 году проведено 19 718 коронарографических исследований и 3 722 стентирований коронарных артерий.

Профилактика БСК проводилась в регионах за счет средств местного бюджета. В 2010 году Журнал «Теоретическая экономика» №2, 2012 www.theoreticaleconomy.info

подлежало осмотру на выявление болезней системы кровообращения 1 610 014 человек (осмотрено 100%), из них выявлено свыше 10% больных. Ведется работа по организации и оказанию своевременной реабилитационной помощи больным с сердечно-сосудистой патологией, перенесших острый инфаркт миокарда и операции на сердце в соответствии с международными стандартами.

В результате предпринятых мер смертность снизилась с 535,5 в 2005 году до 406,4 на 100 тыс. населения в 2010 году.

Второе место по причинам смерти населения занимают онкологические заболевания.

Для снижения смертности от онкопатологии внедрены протокола диагностики и лечения, соответствующие международным требованиям, обновлен парк лучевых аппаратов, проводится бесплатное обеспечение больных химиопрепаратами.

В рамках совершенствования оказания ВСМП больным с онкогематологической патологией в 2010 году в г. Астане на базе Республиканского центра неотложной медицинской помощи впервые в республике проведена операция по аутологичной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток пациенту с гемабластозом. В Научном центре педиатрии и детской хирургии ведется работа по созданию лаборатории ИЬЛ-типирования и подготовки к трансплантации костного мозга детям с онкогематологической патологией.

В Республиканском диагностическом центре установлен первый в Казахстане позитронно-эмиссионный томограф, позволяющий выявлять тяжелые заболевания на ранней стадии, еще до появления клинических симптомов. Позитронно-эмиссионный томограф пока единственный во всей Центральной Азии.

Предпринятые меры позволили снизить заболеваемость злокачественными новообразованиями на 10% (2004 г. - 194,2; 2010 г. - 174,2 на 100 тыс. населения), смертность от онкопатологии снизилась на 18% (2004 г. - 120,5; 2010 г. - 98,4 на 100 тыс. населения).

Для снижения заболеваемости туберкулезом в республике:

• построено более 40 новых противотуберкулезных учреждений;

• усилены вопросы раннего выявления туберкулеза в сети ПМСП, ведомственных учреждениях, вопросы профилактики и своевременной диагностики заболевания;

• продолжены мероприятия по реструктуризации противотуберкулезных учреждений с целью предупреждения распространения нозокомиального туберкулеза;

• внедрены новые технологии, позволяющие проводить ускоренную диагностику туберкулеза и туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (далее - МЛУ ТБ);

• увеличена мощность специализированных отделений для лечения МЛУ ТБ, которых в республике 31 с коечной мощностью 2100, что позволит снизить уровень развития и распространения лекарственной устойчивости;

• повышена хирургическая активность в лечении больных туберкулезом с деструктивными изменениями в легких, особенно среди больных МЛУ ТБ и суперрезистентными формами;

• увеличен объем оказания социальной помощи социально-уязвимым группам населения на поддерживающей фазе лечения.

В результате предпринятых мер заболеваемость туберкулезом снизилась в 1,6 раза (2004 г. -154,3; 2010 г. - 95,5 на 100 тыс. населения), смертность от туберкулеза снизилась в 2 раза (2004 г. -20,6; 2010 г. - 10,3). Мероприятия по противодействию эпидемии СПИДа проводились в рамках

одноименной отраслевой программы. Так, осуществляется постоянный контроль за инфекционной безопасностью заготавливаемой крови и ее компонентов, среди уязвимых групп населения проводится дозорный эпидемиологический надзор, увеличено количество пунктов доверия до 168, которые обеспечивают всех желающих потребителей инъекционных наркотиков программами обмена шприцев, игл и средствами для дезинфекции инъекционного оборудования.

В результате в 2010 году новых случаев ВИЧ-инфекции зарегистрировано на 4,5% меньше, чем в 2010 году. Уровень распространенности ВИЧ-инфекции составляет 0,18% при прогнозируемом 0,5%.

Вакцинация продолжает оставаться одним из самых эффективных и экономически выгодных профилактических мероприятий по снижению инфекционной заболеваемости населения. Всего в Казахстане ежегодно осуществляется вакцинация населения за счет средств государственного бюджета против 19 инфекционных заболеваний, ежегодно вакцинируется порядка 5,0 млн. человек.

В настоящее время благодаря иммунизации достигнуто снижение краснухой в 208,9 раз, эпидемическим паротитом - на 36,8%, коклюшем - на 6 случаев, гепатитом «В» - на 19,5%. Показатели охвата профилактическими прививками детей целевых групп в пределах оптимальных величин (не менее 95,0%). В последние годы продолжена тенденция улучшения обеспеченности населения централизованным питьевым водоснабжением, охват которым в республике увеличился с 76,4% в 2004 году до 82,5 % в 2010 году.

В целях совершенствования здравоохранения по поручению Главы государства разработана новая модель финансирования здравоохранения, нацеленная на конечный результат. Единая национальная система здравоохранения (далее - ЕНСЗ) внедряется с 1 января 2010 года. Основными ее принципами явились:

• обеспечение свободного выбора пациентом врача и медицинской организации;

• формирование конкурентной среды оказания медицинских услуг;

• работа медицинских организаций, направленная на достижение конечных результатов и оплату медицинских услуг по фактическим затратам.

По итогам 2010 года правом свободного выбора стационара воспользовались более 500 тысяч человек, получившие лечение в стационарах в плановом порядке, при этом 38% составляли сельские жители. В своем регионе пролечились 94% граждан, из них сельских 37%, выехали в другие регионы 1,2%, из них сельских жителей 67%, в республиканских клиниках специализированную помощь получили 4,8 % жителей, из них сельские жители составляли 28%.

С внедрением ЕНСЗ для пациента приближена и обеспечена доступность современных достижений в области медицины высоких технологий. Новые международные технологии, апробированные в головных НИИ и республиканских клиниках, применяются в регионах: из 43 современных медицинских разработок - 37 реализуются в областях.

Предоставление равных прав на размещение государственного заказа на предоставление стационарных услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее -ГОБМП) способствует развитию конкуренции в здравоохранении: на 1 декабря 2010 года 108 частных медицинских организаций участвуют в системе единого плательщика, что составляет 12,7%.

Оплата за пролеченные случаи в стационарах ориентированная на конечный результат, позволила повысить эффективность использования коечного фонда. По итогам года сокращены 2 874 коек, 3 790 перепрофилированы, невостребованные койки составили 5,4%. При этом на 94,6% койках выполнено 104% объема стационарной медицинской помощи.

По поручению Президента Республики Казахстан с 1 июля 2009 года внедрена система Единой дистрибуции лекарственных средств. Единым дистрибьютором в 2010 году осуществлен закуп лекарственных средств и изделий медицинского назначения на сумму 37,5 млрд. тенге. Подписано 9 долгосрочных контрактов с отечественными производителями. Из 842 позиций лекарственных средств, 168 позиций закуплено у отечественных производителей. Экономия бюджетных средств составила около 4,5 млрд. тенге. Для бесперебойного обеспечения медицинских организаций лекарственными средствами в 2011 году закуп лекарственных средств, изделий медицинского назначения Единым дистрибьютором осуществлен в сентябре 2010 года.

Министерством здравоохранения проведена системная работа по внедрению формулярной системы, утверждены положения и состав Формулярной комиссии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Республиканский лекарственный формуляр. Ключевой целью реформирования фармацевтического сектора является внедрение в фармацевтическую отрасль международных стандартов качества, нацеленных на переход от контроля готовой продукции к контролю их разработки, производства и соблюдения условий хранения на всех этапах доставки лекарств.

В целях подготовки инспектората и создания системы управления качеством проведена работа по подготовке менеджеров международного класса в области фармации, для чего специалисты государственного и экспертного органа прошли обучение в ведущих обучающих центрах США, Дании, Великобритании, Болгарии, Украины.

В ноябре 2010 г. завершен заключительный этап обучения экспертов -аудиторов в области фармации. Восемь экспертов Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности проводили аудит отечественных заводов, наблюдателями были европейские аудиторы и эксперты ВОЗ. Дана положительная оценка деятельности отечественных экспертов-аудиторов. Конечной целью проводимых мероприятий является создание устойчивой национальной фармацевтической индустрии с высоким экспортным потенциалом, способной обеспечить население Казахстана доступными, эффективными и безопасными лекарствами в необходимых количествах.

В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» во всех государственных медицинских организациях республики организованы службы внутреннего аудита [2]. Целью службы внутреннего аудита качества медицинских услуг является обеспечение прав пациентов на получение своевременной, качественной и безопасной медицинской помощи в необходимом объеме. С целью оперативного реагирования и эффективной организации по рассмотрению жалоб граждан на некачественную медицинскую помощь во всех медицинских организациях создана служба «горячей линии», по телефонам которой граждане могут обратиться для получения необходимой информации и решения вопросов, связанных с качеством медицинских услуг. По каждому обоснованному обращению (кроме анонимных) принимаются соответствующие меры.

В настоящее время в 2547 медицинских организациях функционирует служба внутреннего контроля. В 2010 году службой внутреннего контроля было рассмотрено 2206 обращений на качество оказанной медицинской помощи, что в сравнении с аналогичным периодом 2009 года меньше на 525 обращения.

В рамках повышения прозрачности деятельности медицинских услуг Министерством развивается система независимой экспертизы. В настоящее время в банке данных независимых экспертов насчитывается более 300 аккредитованных экспертов по различным медицинским профилям и 16 общественных объединений.

В рамках реализации мероприятий по созданию Единой информационной системы здравоохранения Республики Казахстан (далее - ЕИСЗ) проведено пилотное внедрение ЕИСЗ в

г. Астане и Акмолинской области. В г. Астана в 2010 году:

1) сформирована ИТ-инфраструктура на 50 объектах здравоохранения города Астаны;

2) обучено 4685 специалистов из числа медицинского персонала города Астаны;

3) реализованы электронные услуги для населения, которые предоставляются через информационно-познавательный веб-портал здравоохранения. За период опытной эксплуатации ЕИСЗ зарегистрировано 1449 обращений за получением электронных услуг здравоохранения;

4) реализован портал Бюро госпитализации. За период функционирования портала Бюро госпитализации с использованием его функционала госпитализировано 345 950 пациентов;

5) на 1 января 2011 года в базе данных ЕИСЗ сформированы 406 435 электронных паспортов здоровья населения города Астаны.

В ближайшее время запускается в опытную эксплуатацию информационное взаимодействие между ЕИСЗ и информационной системой ЗАГС Министерства юстиции Республики Казахстан по городу Астане. В рамках данного взаимодействия информация о медицинских свидетельствах о рождении, врачебных свидетельствах о смерти/перинатальной смерти будет автоматически передаваться в информационную систему ЗАГС для оформления и выдачи органами юстиции свидетельств о рождении и смерти.

В Акмолинской области:

1) сформирована ИТ-инфраструктура на 94 объектах здравоохранения Акмолинской области;

2) завершаются мероприятия по внедрению на них ЕИСЗ с обучением пользователей (в настоящее время обучено 1442 пользователя ЕИСЗ).

В течение 1 квартала 2011 года в Акмолинской области завершены мероприятия по внедрению ЕИСЗ в опытной эксплуатации. В рамках развития функциональности программного обеспечения осуществлено развитие следующих компонентов ЕИСЗ:

1) медико-статистическая система;

2) система управления лекарственным обеспечением;

3) система мониторинга санитарно-эпидемиологического обеспечения;

4) система управления качеством медицинских услуг;

5) система управления ресурсами;

6) система управления финансами.

Центральное место в системе здравоохранения занимают кадровые ресурсы. В этой связи важное значение имеют качество подготовки кадров, уровень квалификации работающих специалистов и обеспеченность медицинскими кадрами. Для регулирования вопросов подготовки медицинских кадров за период реализации госпрограммы создана соответствующая нормативная правовая база, в том числе предусмотрены меры по закреплению медицинских кадров на селе.

За последние 6 лет размер стипендии интернов увеличился в три раза и составил 16 983 тенге (2004 г. - 5340 тенге). Предприняты меры по совершенствованию клинической подготовки студентов в интернатуре: сформирован перечень клинических баз организаций медицинского образования, в которые вошли более 400 лечебно-диагностических организаций.

Мероприятия по повышению качества медицинского и фармацевтического образования проводились в рамках Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2006-2010 годы [3]. По итогам 5 лет была проведена

определенная работа по достижению качества подготовки кадров здравоохранения в соответствии с основными направлениями и механизмами реализации Концепции.

В рамках реализации Концепции сформирована нормативная правовая база медицинского образования с учетом медицинской специфики. Внесены изменения в систему подготовки медицинских кадров, лицензирования и государственной аттестации. С целью приближения к международным стандартам образования внедрена система государственной аккредитации организаций медицинского и фармацевтического образования. Законодательно закреплены вопросы управления и координации медицинского и фармацевтического образования. Законодательно определены обязательства организаций практического здравоохранения по предоставлению клинических баз медицинским организациям образования.

С 2005 года повышен пороговый уровень баллов для зачисления на платное отделение по медицинским специальностям до 60 баллов (из 120), что на 20 выше, чем на немедицинские специальности. С 2008 года повышен минимальный пороговый балл для зачисления в медицинские колледжи до 30 баллов для лиц, имеющих основное общее образование и до 40 баллов для лиц, имеющих среднее общее образование. С 2010 года увеличен минимальный пороговый балл присуждения образовательного гранта на специальность «Общая медицина» до 55 баллов (из 100), что на 5 выше, чем на другие специальности.

С целью улучшения практической подготовки студентов во всех государственных медицинских организациях образования созданы учебно-клинические центры (далее - УКЦ), оснащенные современным учебным оборудованием: учебные симуляторы, тренажеры, лабораторное и медицинское оборудование. Общая сумма средств, выделенных на эти цели, составила в 2007 году 556,1 млн. тенге, в 2008 году - 499,9 млн. тенге. В 2010 году произведено доукомплектование УКЦ на общую сумму 116,2 млн. тенге, по 19,4 млн. на вуз.

С целью гармонизации системы обеспечения качества медицинского и фармацевтического образования с международными требованиями внедрена система аккредитации. Совместно с Национальным аккредитационным центром Министерства образования и науки Республики Казахстан разработаны и утверждены Стандарты институциональной аккредитации медицинских организаций образования. Стандарты основаны на международных Стандартах улучшения качества медицинского образования Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО). В 2010 году аккредитованы 4 государственных вуза, в 2011 году запланирована аккредитация 1 вуза.

Утверждены и внедрены с 1 сентября 2007 года государственные общеобязательные стандарты (далее - ГОСО) высшего медицинского и фармацевтического образования, основанные на международных принципах подготовки медицинских работников с учетом приоритетов отечественного здравоохранения. С 1 сентября 2010 года во всех медицинских колледжах страны внедрены ГОСО технического и профессионального образования по медицинским и фармацевтическим специальностям.

В рамках Госпрограммы проводилось ежегодное увеличение образовательных грантов для подготовки специалистов с высшим (2004 г. - 2245 чел., 2010 г. - 5000 чел.) и средним (2004 г. -350 чел., 2010 г. - 500 чел.) медицинским и фармацевтическим образованием. В настоящее время подготовку кадров здравоохранения с высшим профессиональным образованием осуществляют 6 государственных, 1 негосударственный и 3 факультета при многопрофильных высших учебных заведениях. Контингент студентов составляет 31 950 человек, в том числе 24 551 - обучающиеся по государственному гранту. За последние годы наблюдается положительная тенденция снижения контингента студентов медицинских вузов, обучающихся на платной основе. Так, прием в медицинские вузы по договору в соотношении с приемом по государственному образовательному гранту в динамике с 2004 по 2010 год снизился с 66 % до 28%. Летом 2010 года медицинскими

ВУЗами было выпущено 3 568 человек, в том числе 1 476 человек, обучавшихся за счет республиканского бюджета.

Государством принимаются меры по стимулированию преподавательской деятельности, поддержке новаторства. Министерством здравоохранения выделяются гранты для повышения квалификации лучших педагогов в ведущих университетах мира (Израиль, Англия, США, Дания, Сингапур, Австрия, Австралия). Обучено новым образовательным технологиям за рубежом 177 представителей профессорско-преподавательского состава. Обучено внутри страны с приглашением международных экспертов более 500 преподавателей медицинских вузов.

Кроме того, ежегодно более 14 тысяч медицинских работников проходят обучение и повышение квалификации. Мероприятия по развитию медицинской науки проведены в рамках Концепции реформирования медицинской науки на 2008-2012 годы [4]. С 2007 года проводится рейтинг организаций медицинской науки, начат процесс перевода организаций медицинской науки в статус акционерных обществ (далее - АО). В 2010 году переведено в АО 4 научных центра. Для повышения качества научных исследований в 16 организациях созданы центры доказательной медицины.

В целом, положительная динамика показателей здоровья населения свидетельствует об успешной реализации Госпрограммы. Все направления Госпрограммы полностью отражены и будут продолжены в рамках Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 годы «Салауатты Казакстан», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113 [5].

Основной целью новой Госпрограммы является улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны. Реализация Госпрограммы «Саламатты Казакстан» будет осуществляться по следующим направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) повышение эффективности межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны общественного здоровья;

2) усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм;

3) совершенствование санитарно-эпидемиологической службы;

4) совершенствование организации, управления и финансирования медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения;

5) совершенствование медицинского, фармацевтического образования; развитие и внедрение инновационных технологий в медицине;

6) повышение доступности и качества лекарственных средств для населения, улучшение оснащения организаций здравоохранения медицинской техникой.

Современный уровень развития экономики, как за рубежом, так и в Казахстане характеризуется сложностью и масштабностью задач управления, где одной из важнейших задач выступает реализация государством своих функций в формировании эффективной политики в области управления государственными средствами. В последние годы в этой области произошли значительные изменения. В частности, были созданы новые институты - социально-предпринимательские корпорации, национальные холдинги, национальные управляющие холдинги образующие в виде партнерства смешанный государственно-частный сектор экономики, функционирование которых предназначено обеспечить высокий уровень социально -экономического развития государства [6].

Вложение государственных средств в деятельность субъектов смешанного государственно-частного партнерства было направлено на завершение процессов формирования системы управления государственными активами, то есть осуществления процесса диверсификации активов и формирования новых стратегических секторов экономики, результативность которых определяется посредством проведения анализа эффективности их деятельности. В связи с этим, возникает необходимость определения эффективности осуществления процессов управления государственными средствами, вложенными в деятельность субъектов смешанного государственно-частного партнерства на основе контроля и оценки их деятельности, а также проведения анализа отечественного и зарубежного опыта.

Таким образом, в целях успешной реализации новой Госпрограммы осуществляется координация усилий центральных и местных исполнительных органов, потенциала государственно-частного партнерства, а также эффективный мониторинг ее реализации на всех уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kazembassy.by/ econom/zdravoohranenie.html.

2. О здоровье народа и системе здравоохранения: Кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakon.kz/zdorov_kodex.html.

3. Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2006-2010 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mz.gov.kz/files/ koncepcija_reformirovanija_obrazovanija.pdf.

4. Концепции реформирования медицинской науки на 2008-2012 годы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.amu.kz/science%20and%20researches/0tdMenedNIss/zakon2.php.

5. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Салауатты ^азакстан» на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ru.ontustik.gov.kz/gw/zozh.

6. Программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minplan.kz/upload/ iblock/1bb/PR0GRAMMA.doc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.