Научная статья на тему 'Использование эвристических методов в процессе формирования социально-профессиональной культуры студентов'

Использование эвристических методов в процессе формирования социально-профессиональной культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование эвристических методов в процессе формирования социально-профессиональной культуры студентов»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Р.Н. ГАЛИАХМЕТОВА

КАНД. ПЕД. НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ НИЖНЕКАМСКОГО ХИМИКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Само определение эвристики в наиболее коротком и четком виде звучит как «наука о том, как делать открытия». Это определение принадлежит выедающемуся математику и педагогу Джорджу Пойа, автору известной книги «Математическое открыггие».

Эвристика изначально зарождалась на основе интеграции научного знания, и прежде всего философии, психологии, педагогики. В древнегреческой философии тогда быьл сформулирован вопрос: «Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?».

В современном представлении эвристика - наука о продуктивном мышлении, т. е. это наука о том, как должна быпь организована творческая деятельность, какие методы, приёмы, правила лежат в основе творческого процесса. [1] Такое понимание возникло, во-первыгх, в связи с интеграцией гуманитарного и технического образования, во - вторых, с наметившейся тенденцией выгхода творческой деятельности обучающихся на уровень творческого саморазвития личности. Эта тенденция очевидна в условиях технического вуза, что обусловлено смещением акцента учебновоспитательного процесса на совершенствование самости личности (самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая реализация, самосовершенствование). Уровень совершенствование самости выпускника учебных заведений технического профиля отражает степень социально-профессиональной культуры1 последнего.

Анализ документации в системе среднего звена непрерытного образования (лицей, колледж) г. Нижнекамска показал, что дисциплина «Основы1 правоведения» включены в учебные планы лицеев, колледжей на факультативном уровне (хочешь, изучай, хочешь, нет). Это говорит о том, что в условиях среднего профессионального образования у обучающихся не закладывается должная ориентировочная основа знаний по социальной культуре.

Анализ документации технических колледжей показал, что такие дисциплины как «Педагогика», «Правоведение» введены в учебные планы, однако учебно-методическая реализация их не на должном уровне. Анализ учебныгх планов в технических вузах (НХТИ, КГТУ, КАИ) по специальностям 180400, 190600, 100400 показал, что таким дисциплинам как «Правоведение», «Психология и педагогика» отводится незначительное количество часов (15-18 часов лекций) по сравнению с дисциплинами естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов.

Из проведенного анализа видно, что в системе профессиональнотехнической подготовки сохраняется технократический подход: и в лицее,

и в колледже, и в вузе акцент делается на формирование содержания образования по техническим дисциплинам, формирование социальной культуры, прямо скажем, находится в состоянии «дрейфа». А ведь, в понятие инженерной культуры входит не только профессионализм в области техники и технологии, который базируется на частных, специальных научно-технических дисциплинах, но и способность инкорпорировать в профессиональную деятельность знания из экономической науки, истории техники, социально-научной и гуманитарной области. [2]

Равноправная технико-гуманитарная подготовка требует пересмотра соотношения объема часов по специальны™ и гуманитарные дисциплинам. И тогда инженер-правовед, инженер-экономист будет востребован больше, чем просто инженер. Результаты наших исследований, проведенных в учебных заведениях технического и гуманитарного профиля подтверждает, что за последние пять лет из 560 вышускников гуманитарного вуза востребованныти оказались лишь 26%, а из 483 вышускников технического вуза востребованныти оказались 58,8%.

Гуманитаризация сама по себе не решает проблему повышения социальной культуры, без повышения качества научной и учебнометодической работы и без реализации идеи -обучение творчеству.[3]

Система профессионально-технической подготовки должна найти ключ к личности через систему её ценностей. Единство истины, добра, справедливости, нравственности, творчества - символ, к которому должно стремиться образование. Вот тогда система профессионально-технической подготовки будет подниматься на более высокий уровень - уровень сформированности социальной культуры и профессиональной самоактуализации личности.

Нынешняя система образования пока что не учитывает этого единства. Социализация и гуманитаризация технических дисциплин не на должном уровне. В государственные стандарты образования ни в один из блоков не включены дисциплины для изучения методов творчества. Существует проблема учебных пособий по методам и технологиям творчества. В структуре профессиональной подготовки доля учебного времени на творчество по прежнему ничтожна мала - от 0,2% в ПТУ - и до 5% в вузах.[4] Результат обучения налицо - низкая социальная и профессиональная зрелость. Приходя на производство, выпускники технических учебных заведений традиционно пользуются методом проб и ошибок.

В связи с этим, будущая система образования требует пересмотра взглядов (О. Долженко и др.). Нужна социо-профессиональная модель учебного процесса, позволяющая массово раскрыть творческий потенциал и развить социокультурные и профессиональные возможности личности. Проблема совершенствования социально-профессиональной культуры студента в системе профессионально-технической подготовки средствами эвристики становится актуальной.

Исследования проведенные в условиях технических учебных заведений показывают, наибольший эффект в совершенствовании социально-профессиональной культуры (С-ПК) выпускника возможен при использовании эвристических средств. Под эвристическими средствами нами понимается учебно-методическое обеспечение с элементами эвристики, которое позволит реализовать эвристический метод при изучении дисциплин гуманитарного и общепрофессионального профиля. Эвристический метод, как известно, не дает точных рекомендаций по выполнению учебной деятельности, а лишь направляет самостоятельную творческую деятельность обучающихся и тем самым активизирует творческое саморазвитие личности. Направляющая функция эвристических средств, разработанных и внедренных в НХТИ КГТУ («Нравственно-правовая культура инженера», «Организация эвристической деятельности студентов технического вуза», «Общая электротехника») [8, 9] в целях эксперимента по совершенствованию социальнопрофессиональной культуры выпускника технического вуза, реализуется за счет эвристик. Под эвристикой нами понимается уплотненная и сведенная к единому логическому основанию дидактическая единица, которая ориентирует студента на творческое вхождение в подсознательную деятельность.

Цель перечисленных эвристических средств - организовать поисковосмысловую деятельность студента, в результате которой у последнего формируются эвристические умения, т.е. совокупность когнитивных, креативных и организационно-деятельностных умений. Эвристические умения обеспечивают готовность обучающихся к самоактуализации.

Эксперимент по определению влияния эвристических средств на совершенствование социально-профессиональной культуры студентов технических вузов реализовался в два этапа. Цель первого этапа определить исходный уровень социальной культуры, который был сформирован и развит в условиях средней технической школы. Цель второго этапа - выявить влияние разработанного учебно-методического обеспечения с элементами эвристики на динамику социальнопрофессиональной культуры обучающихся высших технических заведений. Первый этап эксперимента был реализован в 2001/02 году на большой выборке (Нижнекамский политехнический колледж). Второй этап был реализован в 2004/05 учебном году (Нижнекамский химикотехнологический институт).

Результаты эксперимента показали положительное влияние эвристических средств на психологическое состояние обучающихся и подтвердили нашу гипотезу о том, что учебно-методическое обеспечение с элементами эвристики выполняет роль ориентира в совершенствовании социально-профессиональной культуры выпускника технического вуза. Механизм воздействия эвристических средств заключается в следующем. Знания и навыки, приобретенные на этапе социальной ориентации составляют устойчивую базу для формирования умений по социальнопрофессиональной культуре. Умение - это экстериоризация, т. е. воплощение знаний и навыков в реальные действия. Попадая в новые

условия или взаимодействуя с новыми объектами, человек использует имеющиеся у него знания и умения. Умения шире навыков, они предполагают разные варианты действий, это значит, что умения формируются на уровне продуктивного мышления, так как взаимодействие имеющихся знаний и умений в человеческой ткани с новой информацией ведет к антогинезу, т. е. самовозрастанию знаний. База для самовозрастания знаний (накопление знаний) создавалась на этапе социальной ориентации. Второе условие (наличие прогрессивной формы развития) создает сам мозг. [5]

Интеллектуальная составляющая мышления в процессе формирования умений по СПК управляется эмоциональной составляющей, т.к. в мышлении принимает участие целостный человек. Интеллектуальная составляющая мышления создает средства гармонического развития совокупности черт характера, вторая осуществляет управление ими.[6]

На этапе социально - профессиональной самоактуализации речь идет о формировании убеждений. «Убеждения - это твердо установленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже -в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами». [7]

Убеждения, таким образом, не только сознательны, но и подсознательны, не только интеллектуальны, но и эмоциональны. На уровне формирования убеждений происходит, во-первых, упрочнение акта осознания значимости нравственно-правовой культуры в становлении социальной и профессиональной зрелой личности, во-вторых, упрочнение акта экстеоризации знаний навыков и умений по социальнопрофессиональной культуре в реальные ситуации.

Осознание необходимости нравственно-правовой культуры формирует мотивацию, которая побуждает устойчивые навыки и умения по последней. Осознание студентом значимости нравственно-правовой культуры, устойчивые навыки и умения по социально-профессиональной культуре перерастает в устойчивое убеждение на этапе самоактуализации, в которой реализуются следующие условия:

• готовность педагога к решению задач по активизации процесса социальной ориентации;

• готовность педагога к решению задач по совершенствованию социально - профессиональной культуры;

• готовность студентов к восприятию педагогических воздействий;

• социальная среда, в контексте которой осуществляется совершенствование социально - профессиональной культуры.

Выбор такой классификации основан на том, что педагог, студент и социальная среда - существенные элементы системы совершенствования социально-профессиональной культуры инженера. Выбор эвристических средств, для реализации этапа социально-профессиональной самоактуализации обоснован возрастной особенностью студенческого мышления.

Второй этап реализуется с использованием семи приоритетных принципов, которые были выявлены на базе синергетического анализа (личностная позиция, синергизм, выбор индивидуальной траектории, эвристичности, дисбаланса, выбор эвристического ориентира, понимание свободы синергично с ответственностью).

Механизм реализации второго этапа заключается в активизации профессионального самосознания социальным, что составляет эвристический ориентир самопорождения обучающимся своего смыслового социально - профессионального содержания. Инструментарий управления механизмом реализации второго этапа включает:

• направляющие, обобщающие, прогнозирующие эвристики по дисциплинам социально-научного блока (педагогика, юриспруденция) и технического профиля (электротехника);

• учебные пособия и методические указания для организации эвристической деятельности студентов, интеллект - карты.

• приобщение студентов к вытолнению образовательного проекта.

Результатом реализации этапа социально-профессиональной самоактуализации выступает:

• прирост знаний по социальной и профессиональной культуре;

• нравственно-правовая и профессиональная компетентность будущего инженера к самоактуализации.

С позиций синергетики этап социально-профессиональной самоактуализации представляет собой метамодель междисциплинарной коммуникативно-созидающей деятельности, которая нацелена на совершенствование социально и профессионально компетентного специалиста готового в любых условиях к самоактуализации.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: успешное

совершенствование социально-профессиональной культуры в условиях высшей технической школы предполагает:

1. Активизацию формирования и развития социальной культуры в средней технической школе с применением специально разработанных эвристических средств:

• эвристические предписания;

• напоминающие, ориентирующие эвристики;

• словарь терминов;

• система форм деятельности: час знаний и убеждений,

конъюнктурное занятие, имитационная игра, образовательный проект.

2. Активизацию преподавания дисциплины «Основы права» и в средней технической школе введение факультативного курса «Основы социальной психологии и педагогики».

Список литературы

1. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. - М. : Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.

2. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы

освоения. - М. : МВТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.

3. Лихолетов В. Инвариантные компоненты деятельностных знаний в профессиональном образовании / / Alma mater. - М., 2002. - № 2. - С. 10-16.

4. Андреев В.И. Тесты для самооценки творческого потенциала, интеллектуальности, конкурентоспособности и саморазвития личности. -Казань : Центр инновационных технологий, 2004. - 44 с.

5. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности (Динамические временные связи) М. : Педагогика, 1976.

6. Амирова С. С. Совершенствование самоорганизации участников учебновоспитательного процесса в условиях непрерывного образования : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Казань, 1996. - 28 с.

7. Сироткин Л.Ю. Формирование личности : проблемы устойчивости. - Казань :

КГПУ, 1992.

8. Галиахметова Р.Н. Нравственно-правовая культура инженера. - Казань, КГТУ, 2004. - 108 с.

9. Галиахметова Р.Н. Организация эвристической деятельности студентов технического вуза (методические укказания). - Казань, КГТУ, 2004.- 32.с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.