Научная статья на тему 'Концепция формирования социально профессиональной культуры студентов технического вуза'

Концепция формирования социально профессиональной культуры студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования социально профессиональной культуры студентов технического вуза»

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Р.Н. ГАЛИАХМЕТОВА

Социально-профессиональная культура - результат конверсии компонентов технологической культуры (технической, инженерной, научной, социальной инженерии). Социально-профессиональная культура - совокупность социальных и профессиональных требований к выполнению инженерной деятельности. Особенность социально-профессиональной культуры обусловлена особенностью инженерной профессии -приоритетом и разнообразием технических специальностей. Для социально-профессиональной культуры характерны: профессиональная компетентность, проявляющаяся в сочетании теоретических знаний и практических навыков, что регламентируется установленными нормами и стандартами; профессиональная мобильность, способность быстро переучиваться и приобретать новые знания; развитая способность к поиску новых подходов к решению профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях; социокультурная компетентность, понимание существа и закономерностей коэволюционного развития.

Механизм формирования социально-профессиональной культуры обусловлен возрастными особенностями студенчества. Средний возраст студентов 17-25 лет -фаза перехода юности в фазу взрослости. Социальная ситуация формирования будущего инженера определяется прежде всего особенностями студенчества как особой категории молодежи, которая организационно объединена институтом высшего образования и получает профессиональную подготовку под руководством специалистов. Факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в свои силы и способности, порождает надежду на полноценную, интересную в профессионально-творческом отношении жизнь и деятельность. Общение студентов идет главным образом в среде своих сверстников.

Для студента ведущими видами деятельности становятся профессионально-учебная и научно-исследовательская при резком росте самостоятельной (учебной, хозяйственной и т.п.). Приобретаемые знания, умения, навыки выступают для студента, как правило, в качестве средств будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем развитие организма и личности студента характеризуются рядом противоречий: наступление физической, гражданской, умственной, трудовой зрелости не совпадает во времени. отдельные виды зрелости, особенно умственной, трудовой, еще далеки от завершения. Это относится и к гражданской зрелости.

Важной характерной особенностью студенческого возраста является потребность в достижениях. Если она не находит своего удовлетворения в основных для студентов видах деятельности, то смещается на другие сферы жизни (спорт, бизнес и т.п.). Человек должен найти для себя область успешного самоутверждения. В противном случае возможны невротизация, уход в болезнь, криминальные структуры. особенность юношеского возраста - это открытие своего внутреннего мира, сознание своей индивидуальности, неповторимости, становление самосознания и формирование «образа Я». Самооценка осуществляется молодыми людьми путем сравнения идеального «Я» с реальным «Я». Но идеальное «Я» еще не выявлено, может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не осознано. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать неуверенность в себе, сопровождаться агрессивностью, развязанностью, комплексом неполноценности.

Главное в студенческом возрасте - это профессиональная направленность на подготовку к выбранной профессии, которая очень индивидуальна и вариативна. Именно в этот период - перехода от юности к зрелости - идет становление личности человека. «Студенчество - центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов», - пишет Н.А. Зимняя. Студенческий возраст - пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной

и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала. [1, С. 240] Знание особенностей студенческого возраста позволяет перейти к анализу существующих концепций обучения и воспитания и выбору приоритетных концепций в целях совершенствования социально-профессиональной культуры студента.

Материальной основой программированного обучения является обучающая программа, созданная на основе пяти принципов, пособия, в котором программируется не только учебный материал, но и способы усвоения этого материала. Программированное обучение имеет свои плюсы и минусы. Положительным является индивидуализация обучения, активизация самостоятельной работы студентов, развития их внимания, наблюдательности; обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала; работа по жесткому алгоритму способствует их логическому мышлению, но частая работа по заданному алгоритму приучает студентов к исполнительной деятельности, отрицательно сказывается на развитии творческого мышления, что необходимо будущему инженеру.

Преимущества проблемного обучения - это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т. п. Кроме того, что очень важно проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии интересный «эффект неоконченного действия», открытый Б.В. Зейгарник. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше: «между началом действия и ожидаемым результатом сохраняется актуальная связь, и нас мучит недоделанное, вспоминается не доведенное до конца. Оно всегда живо в нас всегда в настоящем».

Модульное обучение - это четкая технология обучения, базирующаяся на научно обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно в традиционном обучении, а рейтинговая оценка обученности студента позволяет с большей степенью доверительности характеризовать качество его инженерной подготовки.

По нашему убеждению, элементы педагогики сотрудничества и творчества должны составлять основное ядро любой методики обучения. К сожалению, наблюдается тенденция увлечения педагогами - практиками той или иной методикой обучения, игнорируя предшествующие. Такой односторонний подход к отбору метод не допустим, ибо это противоречит естественным законам эволюции. Закон эволюции предполагает многообразие закономерностей явления. Подобно природе, в педагогике нужны разные подходы, разные методы. однообразие притупляет чувственное восприятие, снижает интерес к учебе. Чередование, комбинирование технологий обучения создает условия новизны, благоприятно воздействует на функциональное состояние участников учебно-воспитательного процесса. Конъюнктурное обучение строится на принципах: модульности, проблемности, опоры на символико-знаковую и графическую визуализацию, свертываемости и переноса информации, интенсификации, самоконтроля, опоры на безущербность здоровью. Конъюнктурное обучение призвано научить специалиста отстаивать свое мнение, логически развертывать свои доводы, готовить его к разрешению реальных проблемных ситуаций производственного и социологического характера, помогает выработать у человека психологическую устойчивость и уверенность в себе. В психических процессах человека при данном типе обучения доминирует произвольное и послепроизвольное внимание.[2, С. 14]

Анализ лекционных, практических, лабораторных и других видов занятий различных форм учебной деятельности в учебных заведениях технического профиля (ПТУ, гимназия, вуз) показывает, что преподаватели технических предметов большее предпочтение отдают конъюнктурному типу обучения, в котором логически соединены элементы двух и более технологий обучения. Сущность конъюнктурного обучения

заключается в ликвидации однообразия методов обучения. Условием организации конъюнктурной технологии обучения является усиление психологического аспекта учебно-воспитательного процесса средствами интенсификации. Как показали наши исследования, в условиях непрерывного образования к таким средствам можно отнести: вариантность учебных планов и программ, позволяющая дифференциацию деятельности; интегрирование дидактических концепций, позволяющее объединять технологии обучения и тем самым устранить однообразие в учении; целостное представление содержания образования; использование оздоровительных приемов.

В основе компьютерного обучения лежит программированное обучение с использованием технического устройства высокого уровня, компьютера. Программное обеспечение компьютерного обучения включает в себя системную и обучающую программу (ОП). Роль программного обеспечения чрезвычайно велика, да и стоимость тоже. Оно имеет и свои недостатки (о которых сказано выше), но главное следует помнить, что педагогический процесс - не только обучение, но и формирование личности. Компьютер, к сожалению, этого не обеспечивает. Однако он способствует релаксации студентов в процессе познавательной деятельности, что само по себе активизирует мышление, а, следовательно, и усвоение изучаемого материала. В современной теории и воспитательно-образовательной практике высшей школы в качестве приоритетных получили развитие идеи акмеологии и педагогики сотрудничества. Акмеологическая концепция воспитания ориентирована на целостные развитие человека, духовно-нравственного потенциала его личности и индивидуальности в системе образования. Теоретической основой данной концепции воспитания является акмеология. Акмеологичекая концепция воспитания использовалась в качестве базовой, в модели формирования НПК студентов технического вуза, т.к. именно она ориентирует на целостное развитие личности будущего инженера, достижения вершин в этом развитии.

Разработка модели формирования социально-профессиональной культуры студента технического вуза мы опирались на труды, посвященные нравственному воспитанию. Исследования показали, что для условий технического вуза приоритетными являются институционный и интроперсональный уровни формирования социально-профессиональной культуры студентов. Институционный уровень - организация жизнедеятельности участников воспитательного процесса высшей технической школы. Здесь педагогический коллектив берет на себя роль субъекта воспитания и несет ответственность за организацию воспитательного процесса в аудиторной и в неаудиторной деятельности студентов. Интраперсональный уровень характеризуется активизацией само процессов. Как подчеркивал К.Д. Ушинский, подлинное воспитание должно дополняться самовоспитанием. Этот уровень является результирующим для всех предшествующих, т. к. воспитание как нормативное явление имеет смысл только на основе потребности к самосовершенствованию (самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию) [3,С. 64].

Приоритетные принципы, которые необходимо реализовать для достижения перечисленных уровней саморазвития социально-профессиональной культуры: активизации профессионального самосознания социальным самосознанием; синергизма; создания собственного образовательного продукта по дисциплинам гуманитарного и общепрофессионального профиля; интеграции гуманитарного и профессионального образования; дисбаланса; эвристичности. К основным формам деятельности, в которых возможно полноценное развитие социально-профессиональной культуры студента следует отнести: индивидуальная самостоятельная работа; разворачивание эвристик; разработка собственных эвристик в ходе которого достигается «вершина» развития личности; участие в разработке учебно-методического обеспечения, нацеленного на развитие НПК обучающихся; активное участие в студенческих и научно-методических конференциях. Опора на известное методологическое положение - развитие человека необходимо начинать из достигнутого уровня - позволял определить исходный уровень сознания

студентов в проектируемой модели: потребности, нормы, способности. Специфическая особенность студенческого возраста - преобладание учебной, научно-исследовательской деятельности при резком росте самостоятельности позволили выделить основные методы воздействия на обучающихся: исследовательский, эвристический, диалоговый, проблемный.

Инструментарий реализации выбранных методов составили эвристические средства, нацеленные на формирование эвристических умений студентов в процессе познания дисциплин правовой направленности (специально разработанные учебные пособи, схемы, предписания). Цель выбранных методов и эвристических средств -сформировать у студентов потребности в самопрессах - самообучение, самоопределение, самореализация, саморазвитие, профессиональная самоактуализация. Результат сформированности потребности в самопроцессах выражается в интегральном качестве личности: социальная и профессиональная зрелость выпускника, его готовность к самостоятельной деятельности как гражданина, семьянина, профессионала в сложных условиях социума.

При построении модели саморазвития социально-профессиональной культуры студента необходимо учитывать уровни обучения, воспитания, развития, связанные с основными аспектами анализа учебно-воспитательного процесса. Загрекова Л. рекомендует учитывать пять уровней воспитания: социальный, институциональный макросоциальный, предметно-личностный, внутриличностный.[4] В нашей модели саморазвития НПК акцент делается в сторону самопроцессов, обусловленных усилением вариативной составляющей содержания образования эвристическими средствами. В проектируемой технологии саморазвития нравственно-правовой зрелости начинается на этапе обучения в учебной деятельности, так как только посредством деятельности возможна радикальная деперсонализация. Индивидуальность может проявляться только в актах явного или скрытого дистанцирования от коллектива. Дистанцирование достигается за счет эвристических средств (специальный учебник, пособие и т.д.). На этапе обучения благодаря взаимодействию личности и предметной информации создается познавательная среда, благоприятная для персонализации личности. Среда, обеспечивающая целостное развитие человека, духовно-нравственного потенциала в личности и его индивидуальности. Благоприятная познавательная среда достигается за счет использования педагогом конъюнктурных методов обучения и эвристических средств.

Полноценное развитие личности должно подкрепляться саморазвитием. Одним из важнейших способов саморазвития личности является диалог. Личность развивается и проявляется в диалогическом пространстве «Я - Ты», определяющем характер и содержание процессов самоорганизации и самоидентификации. «Я -Ты» становятся необходимым компонентом «Я», без «Ты» нет «Я». В связи с этим в проектируемой модели предусмотрен этап воспитания, который нацелен на саморазвитие профессиональной зрелости на уровни микросоциума. На данном этапе структурной единицей персоналистского социума является «Я - Ты - связь», реализующаяся в коммуникативных актах. Субъектом воспитания становится референтная группа общения: семья, студенческая группа, студенческие конференции, коллективная защита курсовых проектов, коллективная предзащита дипломных проектов, творческие исследовательские группы.

Для самореализации целостного измерения личности необходима еще одна дискурсивная практика - дискурс творчества, - подчеркивает справедливо Л.Логунова. [5. С. 60] что нацелило нас на проектирование третьего этапа формирования нравственно-правовой зрелости студента - этап развития. Результативность реализации этого этапа выражается в достижении индивидуалом интраперсонального уровня и нравственно-правовой зрелости. Компонентом персонализации личности выступает творчество. В творчестве личностные способности мыслить и любить возрастают. Через личностный выбор и творчество бытие обретает свою целостность и смысл. Творчество -это свершение, которое открывает, высвечивает бытие.

Учет особенностей вузовской среды (студенческий возраст, приоритетность учебно-исследовательской деятельности и эвристических методов познания) позволил сформировать концептуальные положения для формирования социально-профессиональной культуры в высшей технической школе. 1. Результат воспитания и обучения в высшей технической школе - это социальная и профессиональная зрелость выпускника, его готовность к самостоятельной деятельности гражданина, семьянина, профессионала в сложных условиях социума. 2. «Ростки» социального сознания заложенные в условиях технического колледжа дадут устойчивые всходы, если и в условиях высшего технического заведения использовать эвристический комплекс: эвристический метод, учебные пособия с элементами эвристики, интеллект - карты. Эвристический метод, используемый педагогом на первых и вторых курсах по дисциплинам гуманитарной направленности «Правоведение», «Психология и педагогика» помогает студентам высшего технического заведения эффективно доусвоить азы социальной культуры и «нарастить» последнюю эвристическим потенциалом (совокупность креативных, когнетивных, методологических умений). 3. Учебно-методическое обеспечение обновленной структуры с элементами эвристик «Нравственно-правовая культура инженера», «Организация эвристической деятельности в техническом вузе», позволило педагогу переместить фокус внимания в обучении из области предметных знаний в область освоения обучающимися методов самостоятельного накопления социальной компетенции. 4. Учебно-методическое обеспечение обновленной структуры с элементами эвристик по общепрофессиональным дисциплинам «Общая электротехника», «Электротехника биологических процессов» позволило педагогу создать научно-познавательную среду применения студентами эвристического потенциала в усвоении ими общепрофессионального содержания образования. В этом и заключается психолого-педагогическая суть формирования социальной культуры и её воздействие на совершенствование профессиональной культуры выпускника высшего технического заведения. Социальная культура обучающегося «наращенная» эвристическим потенциалом на младших курсах и составила импульс для самосовершенствования профессиональной культуры на старших курсах. Результат совершенствования профессиональной культуры проявляется в активном участии студентов на студенческих конференциях. 5. Научно-познавательная среда созданная педагогом на старших курсах с применением комплекса эвристических средств - ориентир к осмыслению и преодолению собственных социальных и профессиональных ошибок. Этим и объясняется переход обучающихся на более высокий уровень СПК - уровень убеждений. 6. К основополагающим принципам саморазвития социально-профессиональной культуры студента следует отнести: принцип активизации профессионального самосознания нравственно-правовым самосознанием; принцип единства свободы действий, поступков и ответственности; принцип дисбаланса; принцип сворачивания и разворачивания информации; принцип создания собственного образовательного продукта по дисциплинам гуманитарного и общепрофессионального профиля; принцип интеграции гуманитарного и профессионального образования.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 1997.

2. Амирова С.С. Совершенствование самоорганизации участников учебно-воспитательного процесса в условиях непрерывного образования : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Казань, 1996. -28 с.

3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - Т. 2. - С. 430.

4. Загренкова Л.В. Основы педагогических технологий // Высшее образование в России. - 1997. - № 4.

5. Логунова Л. Исток и тайна персональности // Высшее образование в России. -2001. - № 6. - С. 6066.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.