Научная статья на тему 'Основы совершенствования социально-профессиональной культуры обучающихся в условиях технического вуза'

Основы совершенствования социально-профессиональной культуры обучающихся в условиях технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиахметова Р. Н.

Статья посвящена вопросам совершенствования социальной и профессиональной культуры в условиях технического вуза. Приведены конкретные примеры совершенствования развития социальной и профессиональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic aspects of promoting social and professional culture of future engineers

This paper describes the methods promoting professional and social culture as applied to electrical engineers. Given herewith are specific patterns illustrating the development of the aforementioned culture.

Текст научной работы на тему «Основы совершенствования социально-профессиональной культуры обучающихся в условиях технического вуза»

ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Р.Н. ГАЛИАХМЕТОВА

Нижнекамский химико-технологический институт

Статья посвящена вопросам совершенствования социальной и профессиональной культуры в условиях технического вуза. Приведены конкретные примеры совершенствования развития социальной и профессиональной культуры.

Социально - экономические преобразования в системе технического образования ориентируют педагогов на переход от идеи «образованный

человек» к концепции «человек культуры», что согласуется с мнением В.С. Библера. Поэтому воспитание у выпускников интегрального качества -социально-профессиональной культуры - является первостепенной задачей средней и высшей технической школы.

Только при наличии достаточного уровня социально-профессиональной культуры обучающийся сможет грамотно подойти к преобразованию и применению содержания образования. Социально - профессиональное

становление выпускника технического учебного заведения - это планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию обучающихся всей совокупностью

многообразных форм, средств и методов с целью формирования в их сознании глубоких и устойчивых нравственных, правовых, профессиональных знаний, убеждений, ценностей, привычек правопослушного поведения.

Полноценный выпускник технического учебного заведения - это социально и профессионально грамотный специалист. Причем социальная зрелость - залог успеха в овладении профессиональной культурой.

В понимание профессиональной культуры входит не только

профессионализм в области техники и технологии, который базируется на частных, специальных научно-технических дисциплинах, но и способность инкорпорировать в профессиональную деятельность знания из экономической науки, истории техники, социально-научной и гуманитарной областей (Н.Г. Багдасарьян, 1998 г.).

Социально-профессиональное становление нами понимается как восхождение человека по уровням и ступеням образования, при котором ответственность за наращивание социо-профессионального потенциала возлагается на самого себя.

Исследования, проведенные нами в 1998-2000 гг., показывают, что лишь 37,7 % выпускников средней школы осознают значимость социальной культуры в профессиональном становлении личности, затрудняются объяснить, в чем проявляется социальная культура. Лишь 31,1 % опрошенных, к сожалению, имеют представление о нравственно-правовой культуре, которая составляет ядро социальной культуры. Это говорит о том, что в средней школе не уделяется должного внимания социализации личности, что обусловлено низким уровнем интеграции гуманитарного и технического образования, вторичностью культуры в нашем обществе.

© Р.Н. Галиахметова

Проблемы энергетики, 2007 № 1-2

Вопросам социализации молодежи посвящены труды известных ученых (Г.В. Мухаметзянова, Н.М. Таланчук, В.Ш. Масленикова, Л.А. Волович, Г.И. Ибрагимов и др.). С опорой на эти труды и собственный многолетний опыт работы нами разработаны подходы к совершенствованию социальнопрофессиональной культуры студентов, обучающихся в условиях технического вуза:

1. При проектировании процесса социально-профессионального становления обучающихся технических вузов, в целях активизации профессионального самосознания социальным, исходить из необходимости:

а) замены в ГОС ВПО (ГСЭ.Ф.07 «Психология и педагогика») содержания «методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом» на содержание «методы, приемы творческой деятельности и самооценки»;

б) реализовать в учебном процессе принципы эвристического обучения (первичности образовательного продукта; интеграции гуманитарного и общепрофессионального образования, сворачивания и разворачивания информации, дисбаланса, синергизма).

2. При проектировании технологий обучения исходить из целесообразности:

а) использования на занятиях гуманитарного профиля наглядных плакатов по социальной культуре;

б) введения факультативного курса «Социальная психология и педагогика»;

в) приобщения студентов к разработке индивидуального образовательного продукта - социально-профессионального кодекса инженера;

г) организации учебно-познавательной среды;

д) применения на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам учебно-методического обеспечения обновленной структуры, обеспечивающего интенсивное накопление знаний и сокращение времени перехода репродукции в продукцию.

Приведем конкретный срез эвристических ориентиров, с опорой на которые студенты разрабатывают собственный социально-профессиональный кодекс инженера-электрика.

«Уважаемый (ая) выпускник (ца) технического вуза!

Помните, что:

- уважение к родителям - основа любой традиционной мировой культуры;

- убивая и мучая животных, Вы неизбежно воспитываете в себе жестокость, грубость, мелочность души, которые позволяют Вам издеваться только над беззащитными, теми, кто не может ответить;

- человек, живущий осмысленной и интересной жизнью, не способен выпивать алкогольные напитки в любое свободное время. Безделье - основа пьянства. В наши дни пьянство зачастую вызвано стремлением «не отстать», «не потерять уважения»;

- наркомания ни в какой форме не совместима с нормальной учебой, работой, отдыхом, с хорошим кругом общения, со стабильным будущим;

- чтобы стать лучше, нужно очень немного - попробуйте отказаться от мата и очень скоро Вы поймете, что он совершенно не нужен;

- не существует плохих наций - существуют плохие люди, существуют пороки, общие для всех людей. Ваш нравственный долг - уважать человека любой национальности, взглядов, цвета кожи. Если Вам и Вашим близким причинили вред, обидели (обокрали, обманули, оскорбили), боритесь с хамом, вором, обманщиком, но не с «черным», армянином, грузином, евреем. Боритесь с пороками, а не с человеком;

- без серьезных усилий, вдумчивости, усидчивости невозможно сделать в жизни никакой мелочи, не говоря уже о чем-то серьезном. Необходимо даже в малом все время стремиться приподняться над тем уровнем жизни, в котором Вы находитесь, поскольку пределов для совершенства нет;

- если Вы патриот страны, если Вам не безразлична ее судьба, прошлое, настоящее, то мы должны стать первыми, кто твердо пойдет вперед, кто верит не в нищее, безысходное и неустойчивое настоящее, а в стабильное, богатое, мирное будущее для нас, наших родителей и наших детей;

- необходимо проявлять уважение на всех уровнях общения;

- относиться с уважением только к своему начальнику или к равным по положению людям недостаточно, того же вправе требовать и подчиненные;

- Вы ответственны за гармоничное сочетание задач, которые ставит перед Вами организация (график работы, деловые поездки), с интересами своей семьи. Стремитесь рационально использовать свое время, средства, талант;

- необходимо отклонять нечестные предложения. Бережно относитесь к доброму имени компании и своему собственному. Поступайте правильно - и хорошая репутация обеспечена;

- как завышенная, так и заниженная оценка ведет к конфликту.

Социально-профессиональная культура - это, прежде всего, культура

непрерывного самосовершенствования и саморазвития. Вершины нравственноправового совершенства достигаются только путем собственного опыта и собственных усилий каждого человека.

Приведем конкретный пример организации учебно-познавательной среды при изучении курса «Электротехника и электроника».

1. Первое вводное занятие посвящается ознакомлению студентов со структурой изучаемой дисциплины, с рекомендациями по построению интеллект-карт; выдается задание на проектирование и монтаж учебнонаглядного устройства по желанию студентов.

2. Студенты используют демонстрационный стенд, изготовленный ими, информируют о преобразовании переменного тока в постоянный.

3. Информация студентов обобщается и подкрепляется преподавателем с использованием эвристик.

4. Используя учебное пособие «Общая электротехника» 2003 г., обучающиеся чертят принципиальную схему демонстрационного устройства и отмечают разницу между принципиальной и монтажной схемами.

Психолого-педагогическая ценность предлагаемых приемов: осуществляется перенос фокуса внимания из области предметных знаний в область освоения студентом методов самостоятельной работы, активизируются компоненты социального и профессионального научения, стимулирующие развитие социально-профессиональной культуры обучающихся.

Summary

This paper describes the methods promoting professional and social culture as applied to electrical engineers. Given herewith are specific patterns illustrating the development of the aforementioned culture.

Литература

1. Волович Л. А. Образовательная логика государственной научнотехнической политики: Монография. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2001. - 82 с.

2. Волынский Б.А. Электротехника. - М., 1987.

3. Хъел Л., Зиглер Д. Теория личности. - Спб., 2002.

Поступила 02.10.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.