С. С. Амирова, Р. Н. Галиахметова, В. М. Булатова,
Н. И. Чекунов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Ключевые слова: компетентностный подход, культура инженерного мышления, образовательно-производственная среда.
На базе обобщения теоретического и практического опыта выявлены педагогические условия реализации компетентностного подхода в техническом вузе.
Key words: skillfully directed vocational training, culture of engineering thinking, educational
and industrial environment.
In this article the conditions of professional competences realization in technical institute of higher education were displayed based on summarizing practical and theoretical experience.
Очевидно, что профессиональная подготовка в высшей технической школе нуждается в новой ориентации педагогического процесса, направленного на подготовку профессионально - компетентностного специалиста, способного самостоятельно решать сложные научно-технические и инженерно-конструкторские задачи в производственном процессе.
Известно, что профессиональная компетентность инженера складывается путем последовательной интерпретации основных пересечений трех родовых понятий «культура инженерного мышления», «научно-производственная деятельность» и «личность» [1].
Анализ практики профессионального образования в ряде технических вузов региона позволил выявить противоречие между необходимостью внедрения новых технологий, повышающих эффективность профессионального образования и слабой материальной базой многих учебных заведений ВПО.
Многолетний опыт работы ППС НХТИ позволяет определить педагогические условия разрешения данного противоречия:
-формирование ключевых компетенций на основе использования современной информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе;
- формирование базовых компетенций, отражающих специфику определений профессиональной деятельности на основе использования методов сворачивания и разворачивания информации при изучении общепрофессиональных дисциплин (электротехника, электрические измерения, электрические машины);
- формирование специальных компетенций в реальной производственной среде.
В организационно-содержательном плане логика подготовки специалиста включает три взаимосвязанных этапа образовательно-производственной среды: теоретическую под-
готовку в вузе, практическую работу в условиях экспериментальной площадки и НИРС под руководством компетентных производственников.
Этап теоретической подготовки нацелен на развитие у будущих энергообеспечен-цев социоличностных и общекультурных ценностей, без которых невозможно полноценное формирование профессиональной компетентности у будущего выпускника технического вуза. Это подтверждается многолетним опытом подготовки специалистов в условиях технического вуза. Результаты наших исследований показывают, что уровень социо-личностной и общекультурной компетентностей формируются на младших курсах и оказывают существенное влияние на формирование профессиональной компетентности [2].
Наличие социоличностной и общекультурной компетентностей - основа гибкого вхождения человека в социум. Специалист, обладающей развитой социоличностной и общекультурной компетентностью, мобилен и компетентен в социопрофессиональных отношениях, что помогает ему в профессиональном становлении и тем самым быть конкурентоспособным на рынке труда [3].
Реализация этапов образовательно-производственной среды обеспечивает формирование культуры инженерного мышления, которая выражается в совокупности устойчивых мотивов и потребностей в техническом творчестве, стремлении к изобретательству, в системном мировоззрении, мышлении, в адекватной самооценке знаний. Как показал наш опыт, формированию адекватной самооценки знаний способствует тестовый подход к обучению [5].
К сегодняшнему дню сложилось негативное отношение к педагогическому тестированию. Это, в частности, связано с тем, что применяемые ныне тесты контролируют, как правило, результат обучения, но не позволяют адекватно оценить сам учебный процесс. Кроме того, существующая «жесткая» система тестирования не способна сформировать у обучающихся ориентировочную основу необходимых знаний.
С целью формирования последней необходима опора на тестовый подход в обучении, причем на всех этапах учебного процесса (начиная с вводного занятия и заканчивая экзаменом). Тестовый подход заключается в том, что каждая форма занятий (лекция, практика, лабораторная) организуется с ориентацией на базу знаний, заложенных в тестовых заданиях.
Конечная цель любой познавательной деятельности завершается самооценкой педагога, которая осуществляется с помощью тестовых заданий. Поэтому наличие у обучающегося ориентировочной основы знаний, (т.е. содержание знаний, заложенных в тестах) на первоначальном этапе деятельности обеспечит интенсификацию процесса усвоения на последующем этапе.
В результате поэтапного формирования ориентировочной основы действий на всех формах занятий (лекция, лабораторная, практика, консультация, экзамен) у обучающегося наращивается готовность к самооценке знаний.
На втором этапе культура инженерного мышления, соединившись с реальной производственной деятельностью, образует опыт инженерной деятельности, который на уровне личности составляет основу компетентности.
Этап практической работы реализуется в условия федеральной экспериментальной площадки (ФЭП) [4].
Компетентностная основа формирования на втором этапе получает свое развитие в НИРС. Результативность развития компетентностной основы на третьем этапе подтверждается творческим подходом студентов к написанию докладов к научно-практической студенческой конференции активным участием их в работе конференций других вузов.
УМК.
Об эффективности педагогических условий свидетельствуют проекты, выполненные студентами экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Дипломные проекты экспериментальной группы заметно отличаются повышенными оценками по таким параметрам как конструктивность, технологичность, экономичность, оригинальность.
Литература
1. Иголкона, М.И. Педагогические условия обеспечения компетентностного подхода в подготовке инженеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук /М.И. Иголкина. - М., 2008.
2. Елизаров, Д.В. профессиональная компетентность специалиста технического вуза/ Д.В. Елиза-ров//Вестник Казанского технол. ун-та.- 2009.- №3.ч.1.-С.109.
3. Галиахметова, Р.Н. Концепция формирования социально-профессиональной культуры студентов технического вуза / Р.Н. Галиахметова// профессиональное образование. - 2007.-№2. - С.22-23.
4. Инновации и высокие технологии ХХ1 века: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. В.И. Елизарова, М.А. Закирова. - Нижнекамск. - 2009.- 172 с.
5. Тестовый подход к изучению Электротехники и электроники: учебное пособие / С.С. Амирова [и др.].- Казань: Изд-во Казан.гос. технол. ун-та, 2008. - 128 с.
© С. С. Амирова - д-р пед. наук, поф., зав. каф. электротехники и энергообеспечения предприятий НХТИ КГТУ; Р. Н. Галиахметова - канд. пед. наук, доц. каф. государственного и муниципального управления НХТИ КГТУ; В. М. Булатова - канд. пед. наук, доц. каф. электротехники и энергообеспечения предприятий НХТИ КГТУ, [email protected]; Н. И. Чекунов - ст. препод. каф. электротехники и энергообеспечения предприятий НХТИ КГТУ.