Научная статья на тему 'Основы подготовки энергетиков в педагогической системе колледж - вуз'

Основы подготовки энергетиков в педагогической системе колледж - вуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / СИНЕРГЕТИКА / ЭВРИСТИКА / THE COMPETENCE / SYNERGETRICS / HEURISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амирова С. С., Булатова В. М., Галиахметова Р. Н., Мухитдинова Э. А.

В работе предложены пути формирования компетентного специалиста в рамках педагогической системы колледж вуз. Разработана модель культурного пространства выпускника технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амирова С. С., Булатова В. М., Галиахметова Р. Н., Мухитдинова Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some methods for forming a competent specialist within the framework of collegе -higher school have been developed. The model of cultural domain for a technical higher school has been worked out.

Текст научной работы на тему «Основы подготовки энергетиков в педагогической системе колледж - вуз»

УДК 371(07)

С. С. Амирова, В. М. Булатова, Р. Н. Галиахметова,

Э. А. Мухитдинова

ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ЭНЕРГЕТИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ КОЛЛЕДЖ - ВУЗ

Ключевые слова: компетенция, синергетика, эвристика.

В работе предложены пути формирования компетентного специалиста в рамках педагогической системы колледж - вуз. Разработана модель культурного пространства выпускника технического вуза.

Keywords: The competence, synergetrics, heuristics.

Some methods for forming a competent specialist within the framework of collegе -higher school have been developed. The model of cultural domain for a technical higher school has been worked out.

Повышение качества образования и эффективности воспитания как неотъемлемой его стороны является одной из актуальных проблем мировой и отечественной педагогической науки и практики [1].

Существующая система образования, деятельность которой осуществляется в рамках ограничений социально-экономического характера, снижения уровня ее приоритетности в обществе, не выполняет в полной мере функции университетского инженерного образования, зачастую подменяя образование обучением, систему добывания и овладения знаниями натаскиванием. В стенах технического университета не формируется целостный образ компетент-ностно-профессиональной инженерной деятельности:

- ключевым в современной культуре становится понятие социо-профессиональная культура и компетенции: именно они определяют качество инженерной подготовки. Все более очевидным фактом становится то, что социо-профессиональная культура и компетенции являются необходимым условием любого вида инженерной деятельности - от этапа зарождения и конструирования проекта до его технологического исполнения;

- университетское техническое образование является важнейшим институциональным механизмом освоения социо-профессиональной культуры и компетенций. Чтобы социокультурный аспект инженерной деятельности не оставался лишь внешним условием профессионального опыта, а превратился бы в его важнейший структурообразующий элемент, необходимо решение двойной задачи в образовательном процессе: актуализации социокультурных смыслов техники и инженерной деятельности в учебных курсах блока социально-научных и гуманитарных дисциплина (что выходит пока за пределы образовательных стандартов) и преодоление узкотехнических подходов и стереотипов обучения в общенаучных и специальных инженерных.

Пути компетентного становления специалиста в педагогической системе «колледж-

вуз»:

1. гуманизация и демократизация непрерывного образования (3);

2. снятие ситуации вторичности культуры в нашем обществе и социокультурное обогащение системы непрерывного профессионального образования.

Солидаризуясь с мнением ведущих ученых мы предпочли интегрированный подход к решению данной проблемы, глубокий анализ. Этапы становления социо-профессии культуры в обществе позволило спроектировать модель культурного пространства выпускника технического вуза (рис.1).

Рис. 1 - Модель культурного пространства выпускника технического учебного заведения

Из модели видно, что компетентностно-профессиональное становление человека по уровням и ступеням образования - это процесс системно-ориентированного человековедения, в котором приоритетными являются не технократические, а человековедческие цели и задачи [2].

Приоритетным должно быть рассмотрение НПО как системы образовательных процессов, а затем уже обеспечение этих процессов необходимыми организационными структурами [3]. Поэтому процесс профессионального становления личности в НО должен рассматриваться, во-первых, с содержательной, во-вторых, со структурной стороны.

Отсюда, целесообразно применение к проектированию К-ПС в НПО содержательноструктурного подхода. Содержательную основу составляет государственный образовательный стандарт, структурную - методологические подходы.

Анализ и обобщение трудов по исследуемой проблеме показал, что успех человека в компетентностно-профессиональном становлении находится в прямой зависимости от:

- уровня его культуры;

- когнитивного качества самоорганизованности;

- уровня эвристических умений.

Отсюда целесообразно использование в целях нашего эксперимента социального, синергетического и эвристического подхода договора на концепции социализации (Г.В.Мухаметзянова, В.Ш.Масленикова, З.А.Малькова, Л.И.Новикова), согласно которым становление личности происходит на основе усвоения социальной культуры позволила применить к проектированию искомой модели. В качестве базовой концепции в условиях технического вуза была принята акмеологическая концепция, ориентированная на целостное развитие человека, духовно-нравственного и профессионального потенциала личности (Ю.А.Гагин,

Н.В .Кузьмина, В.Н.Максимова и другие) [6]..

Синергетический подход (Г. Хакен, Н. Пригожий, А.О. Прохоров, В.И. Аршинов, Н.М. Таланчук, Н.Г. Багдасарьян) позволяет рассматривать модель компетентностно-профессионального становления личности как метамодель междисциплинарных коммуникаций, в которой интегрируются социогуманитарные, общепрофессиональные знания и умения. Синергетический подход дает возможность более объемно и целостно взглянуть на процесс познания как коммуникативной деятельности (В. А. Аршинов 1999г.) [5].

Эвристический подход (А.В, Хуторской, С. А. Александров, Г.Я. Буш, В.И. Андреев и другие) ориентирует педагогов на использование личностно-ориентированных эвристических средств в учебном процессе в целях формирования у обучающихся эвристических умений -базы формирования культуры и компетенций.

Эвристические способности можно обнаружить и развивать в соответствии с возрас-

тными особенностями обучающихся любого возраста (B.C. Мухина, В.А. Левин). Этим и обосновывает докторант перенос эвристического обучения в условия высшего технического учебного заведения.

Реализация идеи личностной ориентации в образовании, прежде всего, означает предоставление обучающимся конструировать личностное содержание образования. Это обеспечивается максимальной индивидуализацией и дифференциацией содержания образования (М.Н. Берулова, Н.Д. Чечель и др.). Отсюда, при проектировании искомой модели необходимо ориентация на реализацию модульно коньюктурной технологии в средней технической школе, модульно - эвристической в высшей школе.

Выявленные в ходе исследования теоретические основы обеспечили концептуальное единство в определении структурных компонентов модели. Обязательными компонентами становления будущего энергетика являются:

1. содержание социо-профессионального образования базовый компонент - стандарт образования;

2. образовательный компонент - учебный план на компетентностной основе, учебные пособия обновленной структуры;

3. индивидуальный компонент - продукт, созданный обучающимся;

4. методический компонент - методы творческого познания и способы деятельности;

5. межпредметный - общенаучный компонент, включающий знания по социологии, психологии, экономике, экологии, по общеинженерным и специальным дисциплинам;

6. самооценочный - приемы и методы самооценки.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психолого-педагогическая конструкты качества профессионального образования./ Э.Ф. Зеер/ Образование и наука. -2002. - №2

2. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения: - МВТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.

3. Новиков А.М, Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: научно-практическое пособие. - М.: РГАТИЗ, 2000.

4. Новиков A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. - М.: НЦ ПИНО РАО, 1997.

5. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М.: 1999.

6. Булатова, В.М. Условия проектирования системы профессиональной подготовки специалистов по направлению «Электроэнергетика и электротехника» в техническом вузе/В. М. Булатова//Вестник Казан. технол. ун-та.- 2010. - №9. С. 676-680.

© С. С. Амирова - канд. пед. наук, доц. каф. ЭТЭОП НХТИ КНИТУ, 8АУ311944 @ yandex.ru; В. М. Булатова - канд. пед. наук, доцент той же кафедры, Ьи1а1оуауепега@ mail.ru; Р.Н. Галиахметова

- канд. пед. наук, доцент той же кафедры; Э.А. Мухитдинова - студ. НХТИ КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.