Научная статья на тему 'Основные принципы формирования социальной культуры обучающихся в средней технической школе (лицей и колледж)'

Основные принципы формирования социальной культуры обучающихся в средней технической школе (лицей и колледж) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы формирования социальной культуры обучающихся в средней технической школе (лицей и колледж)»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ (ЛИЦЕЙ И КОЛЛЕДЖ)

Р.Н. ГАЛИАХМЕТОВА КАНД. ПЕД. НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ НИЖНЕКАМСКОГО ХТИ

В 90-е гг. были разработаны концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе (З.А. Мальков, Л.И. Новикова, А.А. Бодалев, В.И.Додонов, А.Ф. Иванов и др.); творческой самодеятельности личности школьника (В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев и др.); системно-социальная концепция школьного воспитания и др. Описание концепции воспитания включает характеристику основных его компонентов: цели, содержание, принципы, средства и формы. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения сущности воспитания, также возрастных особенностей молодежи студенческого возраста. Существенные признаки воспитания отражены в его определении, которое дается в «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999 -2001 гг.». В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как «целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности». Согласно исследованиям отечественных психологов, каждый возрастной период развития человека характеризуется следующими показателями: определенной социальной ситуацией развития человека в данный период; ведущим видом деятельности; основными психическими новообразованиями (от отдельных процессов до свойств личности). Период 15 - 20 лет -фаза юности. Социальная ситуация развития выпускников лицея и колледжа определяется необходимостью гражданского самоопределения.

Данному возрасту свойственны критичность, бескомпромиссность, обострение чувства собственного достоинства, стремление к самостоятельности и независимости, склонность к творческой деятельности, отвращение к опеке, специализация интересов и способностей, активный поиск объектов, диалектичность мышления подражания. Перечисленные свойства являются производными центрального новообразования в личности возникновение чувства взрослости. Взят курс равнения на взрослых, что стимулирует активную умственную работу. Его привлекают занятия, которые требуют настойчивости и самостоятельности, усиливается сознательное отношение к учению. Этот период благоприятен для развития содержательных познавательных интересов и идеалов. Основным новообразованием мыслительной деятельности обучающегося в этом возрасте является -умение оперировать гипотезами в решение интеллектуальных задач. В этом возрасте движущей силой в овладении обучающегося нравственно-правовым сознанием является мотивация, убеждения, которые питаются противоречиями между выдвигаемыми задачами обучения и наличным уровнем знаний обучающихся на НПК. Движущая сила поддерживается за счет психологических и педагогических основ обучения.

В целях выявления наиболее эффективных концепций обучения обратимся к анализу используемых в средней технической школе концепций. Концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов, Н.П. Волков, И.П. Иванов, И.С. Якиманская). Согласно этой концепции в центр всей образовательной системы ставится личность, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей. Анализ практики обучения показывает, что эта концепция в средних технических учебных заведениях не нашла широкого применения из-за отсутствия у педагогов достаточной ориентированной основы по данной концепции. В условиях средней технической школы отдается предпочтение концепции воспитания духовности и социальной концепции. Истоки концепции воспитания духовности лежат в русской философии конца XIX - начала XX вв. ( Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, В.В. Зеньковский, П.А. Флоренский, Н.В. Розанов, С.Н. Трубецкой и др.) Их труды проникнуты идеей антропоцентризма, всемерного возвышения человека. Конечно, не все, что ими создано и написано, можно сегодня принять и взять на теоретико-практическое вооружение, но заключенный в их концепциях гуманистический потенциал, несомненно важен. Социальная концепция (ЗА Малькова, Л.И. Новикова, Ю.В. Василькова) формирования ценностных

ориентаций учащейся молодежи предусматривает усвоение таких социальных качеств, которые позволяют выпускникам образовательных учреждений успешно адаптироваться в современном нестабильном мире и реализовывать свои творческие силы. Цель воспитания - проектирование и реализация индивидуальной «траектории» жизнедеятельности на основе усвоения социального опыта.

Исследования показали, что для обучающихся лицея и колледжа характерны социальный, микросоциальный и межличностный уровни развития НПК. Социальный уровень характеризуется влиянием макросоциума, когда субъектом воспитания студента становиться та социальная среда, которая окружает будущих выпускников вне образовательного учреждения, и условия, в которых осуществляется воспроизводство индивидов. Социальный уровень характеризуется в первую очередь общей нравственно-правовой основой, регулирующей воспитание. Образовательное учреждение (школа, институт) должно позитивно перестраивать эту социокультурную среду, привлекая к проблемам молодежи общественные органы, органы самоуправления округа. Микросоциальный уровень, где субъектом воспитания становиться референтная группа общения: семья, студенческая группа, клуб по интересам, неформальные социальные общности, творческие исследовательские группы и т.д. Межличностный уровень, характеризуется взаимодействием между участниками учебновоспитательного процесса. Содержательную его сторону составляют потоки воспитывающей информации: прямой, в котором заключен обобщенный опыт человечества, передаваемый воспитуемому (студенту), и обратный, благодаря которому воспитывающий может управлять развитием индивидуального опыта воспитуемого. Эти два информационных потока образуют воспитывающую среду, оптимальную для саморазвития.

Для совершенствования эвристических умений А.В.Хуторский рекомендует реализовать следующие принципы эвристического обучения: первичности образовательной продукции

обучающегося; сопровождающегося обучения; рефлексии и самооценки; выбора индивидуальной образовательной траектории; метапредметных основ содержания образования [1, С. 16]. Учитывая особенности синергетического подхода (плюрализм, многоликость, способность к переоткрытию), мы рекомендуем реализовать принципы синергетики. При этом присоединяемся к прагматическому пониманию синергетики как метамодели междисциплинарных коммуникаций (И Пригожин, А Аршинов Г.Шефер, К.Майнцер, Г.Бюржель. Ф.Вукетич, З.Санатани, В.Басиос, И.Антониу.) и учитываем, известную в определенной степени, аналогию учебной и научной деятельности (С. Амирова).

Известно, что эффективность обучения повышается при наличии идеала. Отсюда закономерно полагать, что социальная культура обучающихся повысится при наличии у последних эвристического ориентира в овладении СПК. Но на выбор эвристического ориентира необходимо нацелить обучающихся, и это первостепенная задача педагога. В коллективной памяти человечества накоплен огромный опыт подтверждающий эту закономерность. Тезис «лишь теория решает, что может наблюдаться», в котором суммарно выражалась суть позиции Эйнштейна, послужил эвристическим ориентиром для Гейзенберга на следующих этапах его работы над квантовой механикой, когда перед ним встала задача согласованным образом интерпретировать построенный им её матричный формализм. Значение этого тезиса для интерпретации квантовой механики было недавно специально подчеркнуто К. Вейцзеккером, назвавшим его «принципом Эйнштейна». По мнению К. Вейцзеккера, принцип Эйнштейна дает основу для уточнения тезиса Н. Бора о необходимости сохранения языка классической физики для описания результатов квантово-механических измерений.

Для ученого Амировой С.С., которая посвятила свою научную деятельность вопросам самоорганизации личности, эвристическим ориентиром явилась психология самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Для автора данного исследования эвристическим ориентиром послужила личностная позиция С.С. Амировой, которая не имея специальных педагогических знаний самостоятельно подготовила и защитила кандидатскую и докторскую диссертации по проблеме самоорганизации личности. При этом успешно заведует кафедрой электротехники и электропривода НХТИ КГТУ и готовит научные кадры по гуманитарным и техническим направлениям.

Этот перечень опыта эвристических ориентиров можно дополнить из множества областей науки. Переживание этого опыта радикально меняет личность человека, его взгляд на себя, на мир и на его место в мире [2, С. 52]. Выявленная закономерность позволяет сформировать следующий принцип: нацеливание обучающихся на выбор эвристического ориентира - важнейшее психолого-

педагогическое условие вхождения в мир социально - профессиональной культуры. Многолетний опыт реализации данного принципа в условиях учебных заведений технического и гуманитарного профиля позволил зафиксировать закономерность не навязывания эвристического ориентира, а дать обещающимся полную свободу в его выборе, что позволит самоусилить мыслительные процессы, анализ, синтез и в итоге выбрать индивидуальную траекторию в межличностной коммуникации по овладению социокультурным пространством. Это согласуется с принципом физической идеализации, который заключается в том, «что при исследовании любого явления необходимо выделить существенные черты, а остальные не принимать во внимание» [2, С. 69].

Реализация принципа идеализма на первых этапах формирования СПК позволит осознать обучающимся необходимость использования его на последующих этапах социокультурного пространства, которое в контексте синергетического подхода осуществляется в коэволюционной, междисциплинарной, коммуникативной деятельности (С.П. Курдюмов, ЮА Данилов, В.Г. Буданов, Я.И. Свирский). Для овладения культурным пространством реализация выше перечисленных принципов недостаточна. Необходимо взрастить у обучающихся веру в себя, веру в его возможности и способности овладения социокультурным пространством, т.е. реализовать принцип личностной позиции.

Личностная позиция - это позиция человека, взрастившего в себе веру (не обязательно религиозную), веру в себя, но не самоуверенность, а открытого миру и другим. Личностная позиция самоорганизована и динамична. А её существование в качестве таковой предполагает, помимо прочего, знание навыков саморазвития и умения пользоваться ими, навыков внутреннего мастерства, сопрягаемого с мастерством, профессионально проявляемым внешне в искусстве Мастера [3,С. 33]. Целенаправленное систематическое формирование личностной позиции, в определенной степени, обеспечит ростки «социального синергизма». Термин «синергизм» впервые был введен в социальную психологию и кросскультурные исследования Рут Бенедикт, одной из самых талантливых учениц самого Маслоу. Этот термин первоначально использовался Бенедикт для обозначения качества межличностного общения и сотрудничества в обществе. Общество с высоким синергизмом - это общество, члены которого открыты не только голосу разума и рассудка, но и голосу сердца, голосу чувства любви к ближнему. Но к сожалению, нам не хватает знаний даже для того, чтобы научить людей любить друг друга, по крайней мере, чтобы адекватно научить их этому [4, С. 165]. На получение такого рода знаний и должна переключиться гуманистическая психология. В центре её исследовательского интереса должны находится прежде всего здоровые, высокоразвитые, самореализующиеся, самоактуализированные, креативные личности. Такие личности характеризуются особым чувством доверия и любви к окружающему миру, открытостью, юмором, добротой. Эти качества внутренне сопряжены с характерным для самоактуализированных личностей субъективным опытом глубинного и всеохватывающего причащения к целостному мирозданию [5, С. 229]. Самореализующиеся люди могут столь многому научить нас, что иногда они кажутся какой-то другой породой человеческих существ. Но, ввиду того, что изучение высших взлётов человеческой природы и пределов человеческих возможностей и устремлений является совершенно новым делом, оно представляет собой сложную и трудоёмкую задачу[4, С.183].

В стремлении найти подходы к решению этой трудоёмкой задачи, в рамках нашего исследования вводится принцип дисбаланса. Принцип дисбаланса (нарушения относительного равновесия) систем: обучающийся - педагог, обучающийся - учебно-методическое обеспечение, обучающийся - обучающийся. Чем выше частота выхода систем из относительного равновесия, тем выше уровень самоорганизации участников учебно-воспитательного процесса. А чем выше деятельность по самоорганизации участников, тем эффективнее осуществляются деятельности: по созданию студентом личностного продукта и освоению базового содержания образования. Частота выхода обучающегося из относительного равновесия, естественно, обусловлена инвариативной составляющей содержания образования (первичная образовательная среда, набор фундаментальных образовательных объектов, культурно-исторический аналог).

В нашем исследовании к инвариативной составляющей мы относим: стандарт образования, рабочую программу педагога, учебные пособия и методические указания. Анализ педагогических условий формирования НПК позволили нам сформулировать 5 закономерностей нравственно -

правового самодвижения личности. Первая закономерность заключается в том, что личность испытывает самоуважение и одновременно самодвижение только в том случае если он не допускает нарушения нравственных и правовых норм поведения и не идет на компромисс с людьми нарушающих эти нормы. Из этой закономерности следует первый принцип: Не нарушать нравственные и правовые нормы и не идти на компромисс с теми, кто их нарушает. Компромисс с людьми, которые нарушают нравственные и правовые нормы ведет к деградации личности в нравственном и правовом плане.

Вторая закономерность отражает то, что свобода приводит к нравственному и правовому самодвижению, только в том случае, если она сочетается с ответственностью. Понимание свободы как вседозволенности ведет к нарушению нравственных и правовых норм, а значит и нравственноправовой деградации личности. Из этой закономерности следует второе правило: Помнить, что свобода без ответственности неизбежно ведет личность к нравственной и правовой деградации.

Если социальная среда склонна к нарушению нравственных и правовых норм, то ее воздействие может отрицательно сказаться в самовосхождении личности по нравственно-правовой «лестнице». Исходя из этой закономерности можно сформулировать третье правило: Умейте определить свою траекторию в социальной (нравственно-правовой) ориентации и не сходите с нее ни при каких обстоятельствах. Победа над самим собой лучшая из всех побед. Одна победа за другой приумножит вашу уверенность в самовосхождении.

Нравственно-правовое самодвижение личности наиболее эффективно осуществляется в учебной деятельности, которая ориентирована на коллективное решение творческих задач нравственно-правового характера (учебные суды, образовательный проект). Из этой закономерности следует правило: Помните, что активное участие в коллективном решении задач нравственного и правового характера ведет к самопораждению своего нравственно-правового содержания.

Социально ориентированная личность увереннее действует в ситуациях решения профессионально значимых задач. Из этой закономерности следует пятое правило: Социальная ориентированность личности залог успеха в профессиональной самоактуализации.

Список литературы

1. Хуторской А.В. Взаимодействие эвристического и нормативного компонентов образования : анализ экспериментальных данных // Воспитательно-образовательный процесс : устремление к идеалу (Сб. н. тр.). - М.; Серпухов, 1996. - С. 154-158.

2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М., 1999.

3. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетическое движение в языке // Самоорганизация и наука:

опыт философского осмысления. - М., 1994. - С. 33-48.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб. : Евразия, 1999.

5. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика: эволюционный аспект // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. - М., 1994. - С. 229-243.

6. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. - М. : Просвещение, 1997. - 93 с.

7. Волович Л.А. Образовательная логика государственной научно-технической политики : монография.

- Казань : ЗАО «Новое знание», 2001. - 82 с.

8. Лихачёв Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 1979.

9. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского. - М. : Педагогика, 1987. - 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.