ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Р.Н. ГАЛИАХМЕТОВА, КАНД. ПЕД. НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ НИЖНЕКАМСКОГО ХИМИКО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА.
Культура - одно из фундаментальных научных понятий социально -гуманитарного познания. Сегодня она выступает как реальная практическая проблема. Культурный нигилизм, пренебрежение к культурному наследию прошлого, с одной стороны, или к новаторству в культуре, с другой, недостаточное внимание общества и государства к созданию условий для расширения межкультурных контактов - всё это может самым пагубным образом отразиться на завтрашнем дне человечества.
Что касается России, то у нас проблема культуры стала одной из самых больных точек общества. Кризисное состояние, которое Россия переживает сейчас, - это кризис не только экономики, но и (даже, по-видимому, в большей мере) кризис культуры.
Культурное пространство включает три области: духовную, социальную и технологическую. [1, С. 227] Духовная, техническая и социальная культура - не обособленные друг от друга «секторы» или «части» культурного пространства. Однако каждая культура имеет свои особенности.
В системе технического образования актуальной становится проблема личностно-ориентированного обучения, расширяющая социокультурные и профессиональные компоненты личности.
Системообразующим ядром в процессе построения социальнопрофессиональной модели инженера XXI века являются теоретические и практические достижения в области инженерной педагогики.
Социально воспитанный выпускник технического учебного заведения уверен в себе и самоорганизован. Самоорганизованность личности, как известно, ведет к самостоятельности, а последняя -одна из важнейших условий эвристического подхода к профессиональной деятельности. Под эвристичностью понимается готовность обучающихся к творческой самоактуализации. К сожалению, проблема развития творческих способностей у большинства обучающихся на сегодня не решена ни в одной системе образования мира. [2, С. 10] В этом и кроется причина кризиса в культуре. Насколько выпускники технических учебных заведений окажутся социокультурно-компетентными, зависят негативные или позитивные последствия разработки и функционирования технических новшеств.
Равноправная технико-гуманитарная подготовка требует пересмотра соотношения объема часов по специальным и гуманитарным дисциплинам. И тогда инженер-правовед, инженер-экономист будет востребован больше, чем
инженер. Результаты наших исследований, проведенных в учебных заведениях технического и гуманитарного профиля подтверждает, что за последние 5 лет из 560 выпускников гуманитарного вуза востребованными оказались лишь 26 %, а из 483 выпускников технического вуза востребованными оказались 58,8 %.
Система профессионально-технической подготовки должна найти ключ к личности через систему её ценностей. Единство истины, добра, справедливости, нравственности, творчества -символ, к которому должно стремится образование.
В средней технической школе необходимо делать акцент на совершенствование социальной зрелости выпускника, что послужит стартовой площадкой в формировании профессиональной зрелости выпускника высшей школы.
Для полноценного совершенствования социальной культуры в средних технических заведениях необходимо активизировать преподавание дисциплин «Психология и педагогика», «Правоведение» с применением эвристических средств, обеспечивающих дисбалансирующий эффект.
Процесс становления социального знания весьма длительный, сложный и противоречивый. Поэтому в условиях технического вуза также необходима активизация преподавания дисциплин нравственно - правовой
направленности («Педагогика» и
«Правоведение») наряду с дисциплинами общепрофессиоанльного и специального профиля.
Социальная культура (культура социальных отношений) определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обуславливающими поведение людей в обществе и их социальные взаимоотношения. Основными формами социальной культуры являются нравственная, правовая и политическая культура.
Социальная культура в отличие от духовной включает в себя не только ценности, но и направленные на их реализацию и охрану регулятивы, нормы, правила поведения и взаимодействия людей в обществе. Причем соблюдение этих норм и правил контролируется общественным мнением, правоохранительными органами, государством.
Следует отметить, что социальная культура отличается и от духовной и технологической тем, что она не нацелена на «когнитивную» ось. Это, однако, не значит, что она не требует никаких знаний. Но знания здесь - лишь средства для социально-культурной деятельности.
Социальная культура формируется и развивается в условиях средней технической школы, а в условиях вуза социальная культура, закрепляясь в структуре индивида, оказывает активизирующее воздействие на совершенствование профессиональной культуры.
Технологическая культура включает в себя, главным образом, знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Это её смысловая, информативная, содержательная сторона. Но, как и во всех областях культуры, в ней имеется также и материальная сторона - знаковый
материал, в котором кодируются, объективируются её смыслы. Технологическая культура складывается из трех компонентов -техники, науки и инженерии. Следует подчеркнуть очень важную особенность социальной и технологической культур - они выполняют регулятивную функцию.
Профессиональному воспитанию в учебной деятельности должно предшествовать социальное воспитание. Социально воспитанный обучающийся увереннее включается в профессиональную деятельность, активно организует самого себя к деятельности, проявляет самостоятельность и эвристический подход к выполнению последней.
Развитие технологической культуры действительно приводит к созданию технических систем, функционирование которых снимает многие социальные противоречия. Продуманная технология взаимодействия человека и машины позволяет, например, устранить у работников соблазн работать нечестно и обеспечить соблюдение ими элементарных моральных норм.
Социальная инженерия заключается в том, чтобы создавать эффективные технологии для решения отдельных назревших социальных проблем, вместо того чтобы искать способы достижения величайшего конечного общественного блага. Проекты «поэтапной» инженерии предусматривают внесение улучшений, как правило, в какую-то одну частную зону общественной жизни, например, в здравоохранение, образование, обеспечение занятости, составление государственного бюджета в условиях экономического спада и т.д. Возникновение социальной инженерии результат интеграции образовательной и научно-технической мысли. В дальнейшем, усиление интеграции гуманитарно-технического образования привело к образованию социальнопрофессиональной культуры.
Становление социально-профессиональной культуры просматривается при анализе этапов становления инженерной профессии.
1. Этап Возрождения. Он характеризуется применением научных знаний, авторитетом науки.
2. Этап слияния инженерного дела и науки (XVN-XVШ века). В этот период
происходит развитие технического знания и основанной на нем инженерной деятельности: появляются профессиональные
исследования по технике, основанные на достижениях математики и механики, а также первые учебники. Слияние инженерного дела и науки привело к появлению в XVIII веке нового класса наук -технических, таких как строительная механика, гидравлика, сопротивление материалов и др. С этого времени и начинаются изменения в требованиях к профессиональной компетентности технических специалистов, которые в дальнейшей профессиональной динамике только нарастали: в нее включаются не только практические навыки, но и теоретические знания.
3. Этап массовой профессионализации (XVШ-XIX века).
Профессионализм в науке и технике был следствием многогранности
личности ученого. Требования к инженерной деятельности в еще большей мере отражали степень практических навыков и сноровки, приобретаемых путем индивидуального ученичества, чем применение специальных научных знаний. Перелом в критериях инженерного профессионализма произошел в XIX веке с появлением массового машинного производства, расширением масштабов инженерной деятельности: стала необходимой институционализированная
профессиональная подготовка инженеров различных специальностей по единым учебным программам, опирающимся на фундаментальное научное знание.
4. Этап учета социальных факторов в инженерии (XX век). Этот этап -этап усложнения структуры технических объектов и технологических процессов, обусловлен дифференциацией инженерной деятельности, меняющей соотношение между познавательной и проектировочной деятельностью. Нарастает так называемая спецификация техники. Применение научных знаний и методов расчетов становится единственно возможным условием и средством успешной деятельности инженера, что поставило задачу соединения естественно - научных, математических и научно-технических знаний с инженерной практикой. Кроме того, наряду с техническими науками классического типа появились нетрадиционные комплексные научно-технические дисциплины, такие, как схемотехника, теория автоматического регулирования, теория дизайна, информатика, эргономика и др. Для такого типа научного знания характерно отсутствие единственной базовой теории, так как объекты, которые оно изучает и описывает, являются сложными техносистемами, включающими как саму технику, так и инфраструктуру, обеспечивающую ее функционирование в определенных социокультурных условиях.
5. Современный этап - этап социализации профессиональной культуры, обусловлен сменой требований к содержанию инженерно-технической деятельности. Учет социальных факторов при проектировании технических систем, становится структурным требованием к инженерной деятельности. Новая техника становится не только побочным продуктом фундаментальных исследований, но и следствием развития целого спектра инженерно-технических и технологических направлений, имеющих прикладной характер. Инженерная деятельность определяется социально-научными знаниями.
Приоритет профессии инженера во всех сферах жизнедеятельности человека, социализация инженерии закономерно ведут к появлению четвертого компонента технологической культуры -социально-профессионального.
Таким образом, существующую структуру социокультурного пространства можно дополнить ещё одним компонентом: социально-профессиональная
культура (СПК), под которой нами понимается совокупность социальных и профессиональных требований к выполнению творческой инженерной деятельности, которая обеспечит подготовку социально и профессионально компетентного специалиста, готового в любых условиях к самоактуализации.
Особенности социально-профессионального культурного пространства выпускника технического учебного заведения представляются следующим образом:
1. социальная культура проявляется в практической деятельности в процессе управления производства;
2. эвристичность социальных и профессиональных отношений;
3. соционально-профессиональные отношения строятся на научной основе;
4. динамизм и разнообразие социальных и профессиональных отношений, обусловленных особенностью инженерной профессии (разнообразие специальностей, чем в других профессиях);
5. конверсия социальных и профессиональных отношений.
Социально-профессиональная культура личности это результат:
• непрерывной интеграции гуманитарного и профессионального образования;
• общих усилий общества и конкретной личности. Процесс
формирования СПК детерминирован внешними и внутренними
факторами. В качестве внешних детерминант инновационной инженерно-технической деятельности выступают: социально-
экономические проблемы, политические интересы, промышленные технологические нужды, общественные запросы на новые товары и услуги, социальный заказ на новые продукты инженерной
деятельности, культурные ценности, связанные с обновлением производственной инфраструктуры общества. Эти факторы влияют на формы и содержание деятельности инженера. Что касается внутренних факторов, определяющих творческую активность, то они представляют собой развертывание субъективного профессионального потенциала выпускника технического учебного заведения.
Успех в овладении инженерной профессиональной культурой обеспечивается навыками профессиональной деятельности, развиваемыми всем комплексом естественно-научных, социально-научных, гуманитарных и специальных инженерных дисциплин в процессе организованного обучения. [3, С. 33]
В системе профессиональной технической подготовки необходимо усилить воспитание социально-профессиональной культуры, что неизбежно требует глубокой взаимосвязи гуманитарного и технического образования. При
этом профессиональная подготовка приобретает новые импульсы своего развития под влиянием личностного фактора, а общекультурная подготовка решительно меняется, совершенствуется и обогащается, испытывая воздействие профессионального раздела образования как целостности. [4,С. 66]
Механизм функционирования культурного пространства заключается в следующем: духовная и политическая культуры получают развитие в
индивидуальной деятельности, социальная и технологическая в коллективной. Причем, условием эффективного функционирования структуры является активизация социальной культуры, так как результат развития последней является необходимым условием развития профессиональной культуры. Условием же эффективного развития социальных отношений является последовательное развитие нравственно-правовой культуры.
Список литературы
1. Кармин А.С. Культурология. - СПб.: Изд-во «Лань», 2001. - 832 с.
2. Лихолетов В. Инвариантные компоненты деятельностных знаний в профессиональном образовании // Alma mater. - М., 2002. - № 2. -С. 10-16.
3. Багдасарьян Н.Г., Тихая-Тищенко И.Г. Этический императив профессиональной культуры инженера // Тезисы XI международной конференции «Логика, методология, философия науки». - М.; Обнинск, 1995. - С. 30-35.
4. Волович Л.А. Образовательная логика государственной научно-технической политики: монография. - Казань: ЗАО «Новое знание»,
2001. - 82 с.