Научная статья на тему 'Особенности культурного пространства выпускника технического учебного заведения'

Особенности культурного пространства выпускника технического учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности культурного пространства выпускника технического учебного заведения»

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Р.Н. ГАЛИАХМЕТОВА, КАНД. ПЕД. НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ НИЖНЕКАМСКОГО ХИМИКО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА.

Культура - одно из фундаментальных научных понятий социально -гуманитарного познания. Сегодня она выступает как реальная практическая проблема. Культурный нигилизм, пренебрежение к культурному наследию прошлого, с одной стороны, или к новаторству в культуре, с другой, недостаточное внимание общества и государства к созданию условий для расширения межкультурных контактов - всё это может самым пагубным образом отразиться на завтрашнем дне человечества.

Что касается России, то у нас проблема культуры стала одной из самых больных точек общества. Кризисное состояние, которое Россия переживает сейчас, - это кризис не только экономики, но и (даже, по-видимому, в большей мере) кризис культуры.

Культурное пространство включает три области: духовную, социальную и технологическую. [1, С. 227] Духовная, техническая и социальная культура - не обособленные друг от друга «секторы» или «части» культурного пространства. Однако каждая культура имеет свои особенности.

В системе технического образования актуальной становится проблема личностно-ориентированного обучения, расширяющая социокультурные и профессиональные компоненты личности.

Системообразующим ядром в процессе построения социальнопрофессиональной модели инженера XXI века являются теоретические и практические достижения в области инженерной педагогики.

Социально воспитанный выпускник технического учебного заведения уверен в себе и самоорганизован. Самоорганизованность личности, как известно, ведет к самостоятельности, а последняя -одна из важнейших условий эвристического подхода к профессиональной деятельности. Под эвристичностью понимается готовность обучающихся к творческой самоактуализации. К сожалению, проблема развития творческих способностей у большинства обучающихся на сегодня не решена ни в одной системе образования мира. [2, С. 10] В этом и кроется причина кризиса в культуре. Насколько выпускники технических учебных заведений окажутся социокультурно-компетентными, зависят негативные или позитивные последствия разработки и функционирования технических новшеств.

Равноправная технико-гуманитарная подготовка требует пересмотра соотношения объема часов по специальным и гуманитарным дисциплинам. И тогда инженер-правовед, инженер-экономист будет востребован больше, чем

инженер. Результаты наших исследований, проведенных в учебных заведениях технического и гуманитарного профиля подтверждает, что за последние 5 лет из 560 выпускников гуманитарного вуза востребованными оказались лишь 26 %, а из 483 выпускников технического вуза востребованными оказались 58,8 %.

Система профессионально-технической подготовки должна найти ключ к личности через систему её ценностей. Единство истины, добра, справедливости, нравственности, творчества -символ, к которому должно стремится образование.

В средней технической школе необходимо делать акцент на совершенствование социальной зрелости выпускника, что послужит стартовой площадкой в формировании профессиональной зрелости выпускника высшей школы.

Для полноценного совершенствования социальной культуры в средних технических заведениях необходимо активизировать преподавание дисциплин «Психология и педагогика», «Правоведение» с применением эвристических средств, обеспечивающих дисбалансирующий эффект.

Процесс становления социального знания весьма длительный, сложный и противоречивый. Поэтому в условиях технического вуза также необходима активизация преподавания дисциплин нравственно - правовой

направленности («Педагогика» и

«Правоведение») наряду с дисциплинами общепрофессиоанльного и специального профиля.

Социальная культура (культура социальных отношений) определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обуславливающими поведение людей в обществе и их социальные взаимоотношения. Основными формами социальной культуры являются нравственная, правовая и политическая культура.

Социальная культура в отличие от духовной включает в себя не только ценности, но и направленные на их реализацию и охрану регулятивы, нормы, правила поведения и взаимодействия людей в обществе. Причем соблюдение этих норм и правил контролируется общественным мнением, правоохранительными органами, государством.

Следует отметить, что социальная культура отличается и от духовной и технологической тем, что она не нацелена на «когнитивную» ось. Это, однако, не значит, что она не требует никаких знаний. Но знания здесь - лишь средства для социально-культурной деятельности.

Социальная культура формируется и развивается в условиях средней технической школы, а в условиях вуза социальная культура, закрепляясь в структуре индивида, оказывает активизирующее воздействие на совершенствование профессиональной культуры.

Технологическая культура включает в себя, главным образом, знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Это её смысловая, информативная, содержательная сторона. Но, как и во всех областях культуры, в ней имеется также и материальная сторона - знаковый

материал, в котором кодируются, объективируются её смыслы. Технологическая культура складывается из трех компонентов -техники, науки и инженерии. Следует подчеркнуть очень важную особенность социальной и технологической культур - они выполняют регулятивную функцию.

Профессиональному воспитанию в учебной деятельности должно предшествовать социальное воспитание. Социально воспитанный обучающийся увереннее включается в профессиональную деятельность, активно организует самого себя к деятельности, проявляет самостоятельность и эвристический подход к выполнению последней.

Развитие технологической культуры действительно приводит к созданию технических систем, функционирование которых снимает многие социальные противоречия. Продуманная технология взаимодействия человека и машины позволяет, например, устранить у работников соблазн работать нечестно и обеспечить соблюдение ими элементарных моральных норм.

Социальная инженерия заключается в том, чтобы создавать эффективные технологии для решения отдельных назревших социальных проблем, вместо того чтобы искать способы достижения величайшего конечного общественного блага. Проекты «поэтапной» инженерии предусматривают внесение улучшений, как правило, в какую-то одну частную зону общественной жизни, например, в здравоохранение, образование, обеспечение занятости, составление государственного бюджета в условиях экономического спада и т.д. Возникновение социальной инженерии результат интеграции образовательной и научно-технической мысли. В дальнейшем, усиление интеграции гуманитарно-технического образования привело к образованию социальнопрофессиональной культуры.

Становление социально-профессиональной культуры просматривается при анализе этапов становления инженерной профессии.

1. Этап Возрождения. Он характеризуется применением научных знаний, авторитетом науки.

2. Этап слияния инженерного дела и науки (XVN-XVШ века). В этот период

происходит развитие технического знания и основанной на нем инженерной деятельности: появляются профессиональные

исследования по технике, основанные на достижениях математики и механики, а также первые учебники. Слияние инженерного дела и науки привело к появлению в XVIII веке нового класса наук -технических, таких как строительная механика, гидравлика, сопротивление материалов и др. С этого времени и начинаются изменения в требованиях к профессиональной компетентности технических специалистов, которые в дальнейшей профессиональной динамике только нарастали: в нее включаются не только практические навыки, но и теоретические знания.

3. Этап массовой профессионализации (XVШ-XIX века).

Профессионализм в науке и технике был следствием многогранности

личности ученого. Требования к инженерной деятельности в еще большей мере отражали степень практических навыков и сноровки, приобретаемых путем индивидуального ученичества, чем применение специальных научных знаний. Перелом в критериях инженерного профессионализма произошел в XIX веке с появлением массового машинного производства, расширением масштабов инженерной деятельности: стала необходимой институционализированная

профессиональная подготовка инженеров различных специальностей по единым учебным программам, опирающимся на фундаментальное научное знание.

4. Этап учета социальных факторов в инженерии (XX век). Этот этап -этап усложнения структуры технических объектов и технологических процессов, обусловлен дифференциацией инженерной деятельности, меняющей соотношение между познавательной и проектировочной деятельностью. Нарастает так называемая спецификация техники. Применение научных знаний и методов расчетов становится единственно возможным условием и средством успешной деятельности инженера, что поставило задачу соединения естественно - научных, математических и научно-технических знаний с инженерной практикой. Кроме того, наряду с техническими науками классического типа появились нетрадиционные комплексные научно-технические дисциплины, такие, как схемотехника, теория автоматического регулирования, теория дизайна, информатика, эргономика и др. Для такого типа научного знания характерно отсутствие единственной базовой теории, так как объекты, которые оно изучает и описывает, являются сложными техносистемами, включающими как саму технику, так и инфраструктуру, обеспечивающую ее функционирование в определенных социокультурных условиях.

5. Современный этап - этап социализации профессиональной культуры, обусловлен сменой требований к содержанию инженерно-технической деятельности. Учет социальных факторов при проектировании технических систем, становится структурным требованием к инженерной деятельности. Новая техника становится не только побочным продуктом фундаментальных исследований, но и следствием развития целого спектра инженерно-технических и технологических направлений, имеющих прикладной характер. Инженерная деятельность определяется социально-научными знаниями.

Приоритет профессии инженера во всех сферах жизнедеятельности человека, социализация инженерии закономерно ведут к появлению четвертого компонента технологической культуры -социально-профессионального.

Таким образом, существующую структуру социокультурного пространства можно дополнить ещё одним компонентом: социально-профессиональная

культура (СПК), под которой нами понимается совокупность социальных и профессиональных требований к выполнению творческой инженерной деятельности, которая обеспечит подготовку социально и профессионально компетентного специалиста, готового в любых условиях к самоактуализации.

Особенности социально-профессионального культурного пространства выпускника технического учебного заведения представляются следующим образом:

1. социальная культура проявляется в практической деятельности в процессе управления производства;

2. эвристичность социальных и профессиональных отношений;

3. соционально-профессиональные отношения строятся на научной основе;

4. динамизм и разнообразие социальных и профессиональных отношений, обусловленных особенностью инженерной профессии (разнообразие специальностей, чем в других профессиях);

5. конверсия социальных и профессиональных отношений.

Социально-профессиональная культура личности это результат:

• непрерывной интеграции гуманитарного и профессионального образования;

• общих усилий общества и конкретной личности. Процесс

формирования СПК детерминирован внешними и внутренними

факторами. В качестве внешних детерминант инновационной инженерно-технической деятельности выступают: социально-

экономические проблемы, политические интересы, промышленные технологические нужды, общественные запросы на новые товары и услуги, социальный заказ на новые продукты инженерной

деятельности, культурные ценности, связанные с обновлением производственной инфраструктуры общества. Эти факторы влияют на формы и содержание деятельности инженера. Что касается внутренних факторов, определяющих творческую активность, то они представляют собой развертывание субъективного профессионального потенциала выпускника технического учебного заведения.

Успех в овладении инженерной профессиональной культурой обеспечивается навыками профессиональной деятельности, развиваемыми всем комплексом естественно-научных, социально-научных, гуманитарных и специальных инженерных дисциплин в процессе организованного обучения. [3, С. 33]

В системе профессиональной технической подготовки необходимо усилить воспитание социально-профессиональной культуры, что неизбежно требует глубокой взаимосвязи гуманитарного и технического образования. При

этом профессиональная подготовка приобретает новые импульсы своего развития под влиянием личностного фактора, а общекультурная подготовка решительно меняется, совершенствуется и обогащается, испытывая воздействие профессионального раздела образования как целостности. [4,С. 66]

Механизм функционирования культурного пространства заключается в следующем: духовная и политическая культуры получают развитие в

индивидуальной деятельности, социальная и технологическая в коллективной. Причем, условием эффективного функционирования структуры является активизация социальной культуры, так как результат развития последней является необходимым условием развития профессиональной культуры. Условием же эффективного развития социальных отношений является последовательное развитие нравственно-правовой культуры.

Список литературы

1. Кармин А.С. Культурология. - СПб.: Изд-во «Лань», 2001. - 832 с.

2. Лихолетов В. Инвариантные компоненты деятельностных знаний в профессиональном образовании // Alma mater. - М., 2002. - № 2. -С. 10-16.

3. Багдасарьян Н.Г., Тихая-Тищенко И.Г. Этический императив профессиональной культуры инженера // Тезисы XI международной конференции «Логика, методология, философия науки». - М.; Обнинск, 1995. - С. 30-35.

4. Волович Л.А. Образовательная логика государственной научно-технической политики: монография. - Казань: ЗАО «Новое знание»,

2001. - 82 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.