Общая педагогика. Теория и методика профессионального образования, обучения и воспитания
GENERAL PEDAGOGY, THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION, LEARNING AND UPBRINGING
Научно-практическая статья
УДК 378 © Овчинников О. М., 2023
doi: 10. 24412/1999-6241-2023-293-202-209
5.8.7. Методология и технологии профессионального образования
Использование естественных полигонов как индикатор сформированности правовой культуры курсантов вузов ФСИН России
Олег Михайлович Овчинников доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности юридического факультета; omo33@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-6144-1315
1 Владимирский юридический институт ФСИН России, 600020, Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67Е, Россия Реферат
Введение. Происходящие изменения в обществе и государстве предъявляют новые требования к качеству подготовки начинающего сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Формирование правовой культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы является залогом его успешной профессиональной деятельности, отвечающей вызовам современных реалий. Цель — обосновать необходимость подготовки обучающегося ведомственного вуза через призму формирования отдельных компонентов правовой культуры. Материалы и методы. Использованы общетеоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, а также практические: беседа, наблюдение. Исследованием охвачено 96 курсантов Владимирского юридического института ФСИН России. Результаты и обсуждение. Обзор научных источников позволил уточнить сущность, совокупность, понятие и содержание основных компонентов базовых свойств феномена правовой культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы. Исследованы проблемы наполнения компетенций обучающихся, определенных образовательным стандартом, через призму сформированных знаний, умений и навыков, которые не всегда отражают деятельностью, волевые и рефлексивные аспекты деятельности обучающихся. Дан анализ стрессовых факторов, влияющих на эффективность образовательного процесса, с которыми сталкиваются курсанты в ходе проведения учебных занятий на базе естественного полигона. Выводы. Исследование ошибок, допущенных обучающимися, позволило уточнить их взаимосвязь с несформированностью поведенческого, волевого и рефлексивного компонентов правовой культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы. Решением может стать корректировка методического обеспечения и практической реализации правоприменительной и преддипломной практик обучающихся, учитывающих индивидуальные проблемные места профессиональной подготовленности каждого курсанта.
Ключевые слова: профессиональная подготовленность, сотрудник уголовно-исполнительной системы, компоненты правовой культуры, исправительные учреждения, стрессовые факторы, осужденные
Для цитирования: Овчинников О. М. Использование естественных полигонов как индикатор сформированности правовой культуры курсантов вузов ФСИН России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 2(93). С. 202-209. Шр*/Ш.огд/10. 24412/1999-6241-2023-293-202-209
Scientific and Practical Article
UDC 378 © Ovchinnikov O. M., 2023
doi: 10. 24412/1999-6241-2023-293-202-209
5.8.7. Methodology and Technology of Professional Education
The Use of Natural Training Grounds as the Indicator of the Formed Legal Culture of Cadets of Universities of the Russian Federal Penitentiary Service
Оleg М. Оvchinnikov \ Doctor of Science in Pedagogy, Associate-Professor, Professor at the chair of Operational Crime Detection of the Law Faculty; omo33@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-6144-1315
1 the Vladimir Law Institute of the Russian Federal Penitentiary Service, 67E Bolshaya Nizhegorodskaya st., Vladimir, 600020, Russia
Abstract
Introduction. Current changes in the society and the state set new requirements to the quality of training of a novice officer of the penitentiary system of the Russian Federation. The formation of legal culture of an officer of the penitentiary system is the guarantee of his effective professional activity, which meets the challenges of the modern reality. The objective is to substantiate the urgency of training the student of the departmental institute through formation of separate components of legal culture. Materials and Methods. General theoretical methods of research are used, including analysis, synthesis, comparison, summarizing, as well practical ones — interview and observation. The study covers 96 cadets of the Vladimir Law Institute of the Russian Federal Penitentiary Service. Results and Discussion. The review of scientific sources made it possible to specify the essence, ensemble, concept and content of the main components of the basic properties of the phenomenon of legal culture of an officer of the penitentiary system. Under consideration are the problems of completing the students' competencies determined by the educational standard through the formed knowledge, abilities and skills, which do not always reflect activity, volitional and reflexive aspects of the students' work. The author analyzes stressful factors, which influence the effectiveness of the educational process, faced by the cadets at the lessons on the natural training grounds. Conclusions. Studying the students' mistakes enabled the author to clarify their relationship with behavioural, volitional and reflexive components of legal culture of a penitentiary officer. The solution could be the correction of the students' methodical maintenance and practical implementation of law enforcement and pre-graduation practice with consideration of individual problem areas in professional readiness of every cadet.
Keywords: professional preparedness, an officer of the penitentiary system, components of legal culture, correctional facilities,
stressful factors, convicts
Citation: Оvchinnikov О. IVl. The Use of Natural Training Grounds as the Indicator of the Formed Legal Culture of Cadets of the Russian Federal Penitentiary Service Universities. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 2(93). Pp. 202-209 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-293-202-209
Основные положения
1. Складывающаяся ситуация в пенитенциарной системе Российской Федерации обусловливает особую необходимость формирования устойчивой правовой культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы, детерминирующей их готовность к эффективному выполнению служебных обязанностей и устойчивость к провоцирующим и деструктивным факторам внешней среды.
2. Проведение учебных занятий в условиях естественных полигонов позволяет определить недостаточную сформированность деятельностного, волевого и рефлексивного компонентов правовой культуры обучающихся, которые не могут быть компенсированы другими компонентами.
3. Обеспечить надлежащий уровень формирования деятельностного, волевого и рефлексивного компонентов правовой культуры обучающихся позволит организация прохождения правоприменительной и преддипломной практик обучающихся на основе дифференцированных заданий и индивидуальных программ, учитывающих текущую степень профессиональной подготовленности курсанта.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Функционирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС) показывает, что в современных условиях социально-экономического развития перед ней стоят серьезные вызовы, в том числе выражающиеся в необходимости повышения уровня мотивации при прохождении службы и создании оптимальных условий, исключающих противоправное поведение
сотрудников УИС. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в качестве ключевых целей не случайно предусматривает повышение ее эффективности, предполагающее совершенствование организации ее деятельности, оптимизацию учреждений, обеспечение безопасности, развитие производства и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала.
Происходящие процессы в местах лишения свободы демонстрируют неослабевающие попытки осужденных и заключенных под стражу дестабилизировать обстановку в учреждениях УИС, в том числе путем распространения норм криминальной субкультуры среди общей массы спецконтингента, осуществления демонстративно-шантажных акций членовредительства, установления неслужебных связей с сотрудниками администрации, стремлением вовлечь их в преступную деятельность, используя различные манипулятивные способы воздействия.
Кроме того, приходится констатировать, что в деятельности органов и учреждений УИС продолжают сохраняться негативные тенденции. За 2020-2021 гг. в территориальных органах Федеральной службы исполнения наказания выявлено 629 преступлений коррупционной направленности, признаны виновными и осуждены 115 сотрудников УИС за совершенные коррупционные деяния. При этом наиболее распространенные: получение взятки — 203, мелкое взяточничество — 88, дача взятки — 74, превышение должностных полномочий — 68, злоупотребление должностными полномочиями — 63 [1]. Основные результаты прокурорской деятельности в сфере осу-
ществления надзора за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний свидетельствуют о росте числа выявленных нарушений закона — 147 179 фактов в 2022 г. (АППГ — 135 797), увеличилось количество вынесенных протестов — 7926 в 2022 г. (АППГ — 7258), отмечается рост внесенных представлений об устранении нарушений законности — 32 349 (АППГ — 31 014). Как следствие, повысилось число лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам прокурорских проверок, — 50 963 человека (АППГ — 47 943) *.
Изложенное делает неизбежным предъявление особых требований государства и общества к уровню профессиональной подготовленности сотрудника УИС, способного эффективно выполнять свои служебные задачи в условиях новых вызовов.
Цель — обосновать необходимость подготовки обучающегося ведомственного вуза через призму формирования отдельных компонентов правовой культуры.
Материалы и методы
Исследованием было охвачено 96 курсантов Владимирского юридического института ФСИН России, обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, специализация — Оперативно-розыскная деятельность. Использовались общетеоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и практические (беседа, наблюдение) методы.
Результаты и обсуждение
Определение сущностных свойств, понятия и компонентов правовой культуры сотрудника УИС. Как известно, ФГОС ВО по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность ставит в зависимость качество подготовки специалиста от уровня сформированности у него универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Каждая компетенция включает в себя индикаторы сформированности, выражающиеся в знаниях, умениях и навыках обучающегося. Однако полагаем, что указанные индикаторы в силу своих особенностей не всегда могут свидетельствовать о качестве сформированности поведенческих, волевых и рефлексивных способностей обучающихся, которые вместе с тем являются важным показателем профессиональной подготовленности выпускника и его полноценного соответствия возрастающим требованиям государства к сотруднику пенитенциарной системы.
Представляется, что качество и системность сформированности необходимых способностей у обучающихся образовательных организаций уголовно-
исполнительной системы России могут найти отражение в понятии «правовая культура сотрудника УИС».
Вопросам формирования правовой культуры было посвящено немало работ, в том числе рассматривавших ее через тождество с политической культурой [2; 3], демонстрирующих ее взаимосвязь с правосознанием человека [4-8] и его правовой активностью [9], с психологическими аспектами правоприменения [10], через призму социологического начала [11], раскрывающих ее в качестве неотъемлемого элемента исторического развития социума [12].
Сегодня можно констатировать сохраняющуюся тенденцию, отражающую стремление исследователей рассмотреть отдельные разновидности правовой культуры [13-16].
Изучение научных трудов по данной проблематике позволило заключить, что правовая культура, будучи интегративным и междисциплинарным феноменом, обладает рядом базовых свойств, включающих взаимосвязь аксиологического и поведенческого начал, учет мотивационной сферы индивида, опору на готовность субъекта [17-20].
Из вышеизложенного следует, что правовая культура сотрудника УИС — сложное системное личностное образование, характеризующееся сформированным правосознанием и правовым мышлением, ценностным отношением к праву, отражающее устойчивую способность и готовность индивида обеспечивать защиту прав и интересов общества и государства в процессе осуществления служебной и повседневной деятельности.
Анализ позиций профильных специалистов показал разнообразие и полиаспектность подходов к содержанию и структуре правовой культуры обучающихся. Полагаем, что будет целесообразным представить содержательное наполнение правовой культуры курсантов образовательных организаций ФСИН России через систему взаимообусловленных компонентов, позволяющих отразить особенности их будущей профессиональной деятельности.
Знаниевый — включает в себя имеющиеся у курсанта теоретические знания, определенные ФГОС ВО по специальности 40.05.02, примерным учебным планом, а также самим вузом.
Оценочный — определяет степень сформированности способности индивида давать правовую оценку происходящим событиям.
Аксиологический — отражает личное отношение индивида к правовым предписаниям, понимание их необходимости и справедливости, признание уважения к закону в качестве одной из ключевых человеческих ценностей наряду с другими.
* Результаты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации // Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result (дата обращения: 20.02.2023).
Эмоциональный — отражает уровень положительного восприятия личностью процесса правоприменения, а также защиты и восстановления нарушенных прав других людей, в том числе спецконтингента.
Деятельностный — включает в себя конкретные действия сотрудника, связанные с реализацией правоприменительной и правоохранительной функций в профессиональной и бытовой деятельности.
Волевой — отражает качество сформированно-сти устойчивости правовых ценностей и установок, степень готовности к полноценной реализации своих должностных обязанностей и гражданских прав.
Рефлексивный — отражает умение понимать последствия своего поведения, способность прогнозировать различные векторы развития складывающейся ситуации.
Последовательное, системное и всестороннее развитие указанных компонентов правовой культуры у курсантов вузов ФСИН России должно иметь особую значимость в образовательном процессе и позволять подготовить профессионала, отвечающего актуальным потребностям общества и государства.
В целом образовательный процесс, организованный в вузах ФСИН России, позволяет сформировать у обучающихся высокий уровень компетенций, необходимых для эффективного осуществления служебной деятельности в условиях мест лишения свободы. Однако залогом подготовки полноценного профессионала является активное использование в образовательном процессе практико-ориентированного подхода, дающего возможность не только сформировать знания, умения и навыки, необходимые в будущей служебной деятельности, но и апробировать имеющиеся в конкретный временной отрезок профессионально значимые способности в реальных условиях исправительного учреждения. Проведение учебных занятий на базе естественных полигонов, в качестве которых выступают исправительные колонии, СИЗО и тюрьмы, позволяет определить качество и устойчивость сформированных компетенций, оценить иные личностные свойства курсанта, который должен их продемонстрировать по отношению к реальному осужденному, в условиях, максимально приближенных к будущей служебной деятельности. При всей значимости учебных занятий, проводимых в вузе, важно понимать, что они не помогут сформировать полноценное представление курсанта об особенностях будущей профессиональной деятельности. Идеально оборудованный в учебной аудитории служебный кабинет оперативного сотрудника исправительного учреждения может не соответствовать реальным рабочим условиям, он не позволит курсанту почувствовать атмосферу исправительного учреждения, его особый запах. Многократно отработанные кейсы, деловые и ролевые игры в учебной
аудитории не дадут опыта общения с осужденными, которые могут иметь внешний вид и манеру поведения, повергающие в ступор неподготовленного человека. Иными словами, учебные занятия, проводимые в условиях исправительных учреждений, служат своеобразным индикатором степени сфор-мированности у курсантов профессионально значимых качеств, позволяют показать истинную цену теоретическим знаниям и умениям, полученным в отрыве от практики.
Использование естественных полигонов в образовательном процессе как индикатор качества сформированности компонентов правовой культуры сотрудников УИС. В этом контексте достаточно интересными и показательными стали учебные занятия, проведенные в 2020-2021 гг. с курсантами Владимирского юридического института ФСИН России, обучающимися по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, специализация — Оперативно-розыскная деятельность, на базе исправительных колоний г. Владимира. В рамках таких занятий, длившихся не менее четырех академических часов, курсанты имели возможность изнутри ознакомиться с обстановкой учреждения УИС, осмотреть его основные объекты. Вторая составляющая данных занятий — это беседы курсантов с осужденными, проходившие в служебном кабинете сотрудников учреждения, в процессе которых обучающиеся должны были выполнить определенное задание. На этапе прибытия к исправительному учреждению у отдельных обучающихся наблюдалось значительное повышение негативного эмоционального фона, вызванное неизбежным предстоящим контактом с лицом, отбывающим наказание, которое они пытались маскировать равнодушием либо беззаботными разговорами с однокурсниками. Однако по своеобразной эмоциональной утечке, нашедшей отражение в мимике, движениях тела и рук, высказываниях, можно было сделать вывод о растущей нервозности. В процессе обхода учреждения и осмотра его основных объектов у ряда курсантов, по их словам, периодически возникали ипохондрические настроения и тоскливые
Таблица 1. Стрессовые факторы, отмеченные курсантами в условиях учреждения уголовно-исполнительной системы (ТаЬ1е 1. Stressful factors marked by cadets under conditions
of penitentiary institutions)
Негативный фактор Количество обучающихся, указавших фактор
Тягостная атмосфера учреждения 21
Внешний вид осужденных, их поведенческие реакции 15
Внешний вид локальных участков и объектов учреждения 10
Наличие решеток и колючей проволоки 7
Лай служебных собак 6
Иное 3
чувства, обусловленные атмосферой и внешними факторами исправительного учреждения. Проведенные беседы с 96 курсантами позволили систематизировать данные негативные детерминанты в определенной иерархии. Каждому курсанту предлагалось указать только один, значимый для него, основной стрессовый (негативный) фактор.
Несмотря на то что к четвертому курсу обучающиеся уже имеют определенное представление об исправительных учреждениях, сформированное в процессе выездных ознакомительных занятий и учебной практики, анализ их эмоций показал, что для значительной части из них посещение учреждения является непростым испытанием. Из 96 опрошенных 34 человека сообщили об отсутствии у них каких-либо эмоциональных проблем, связанных с прибытием и нахождением в учреждении УИС. Однако 62 обучающихся отметили значимые для них факторы, негативно повлиявшие на эмоциональное состояние во время нахождения в учреждении. Наибольший негативный эффект для курсантов имеет общая тягостная атмосфера исправительного учреждения, в котором принудительно содержатся лица, совершившие серьезные преступления, обязанные провести в нем длительное время, в ряде случаев исчисляемое десятилетиями. Весьма значимыми негативным факторами стали внешний вид осужденных, их взгляды, направленные на обучающихся, демонстрируемые экспрессивные реакции. По словам части курсантов, осужденные очень внимательно рассматривали их во время обхода объектов, от пристальных взглядов становилось не по себе. Внешний вид локальных участков и объектов учреждения, наличие решеток, колючей проволоки и лай служебных собак тоже выступили негативными стрессовыми факторами. На отдельных обучающихся негативный эффект произвели запахи, присутствующие на территории учреждения, а также строго регламентированный правилами внутреннего распорядка процесс общения между осужденными и сотрудниками.
Указанные факторы, кроме усиления негативных и тягостных эмоций у обучающихся, частично способствовали появлению у них чувства неуверенности в предстоящих встречах с осужденными, снижению психологической устойчивости.
Как отмечалось ранее, учебные занятия на базе исправительного учреждения, кроме его обхода, включали проведение специальных бесед с осужденными. Курсанту перед беседой преподаватель давал задание. Это могло быть ведение непрерывного разговора с осужденным в течение конкретного промежутка времени; получение оперативно значимой информации об осужденном либо обстановке в отряде или учреждении; по косвенным (внешним, поведенческим, вербальным) признакам опреде-
лить неформальный статус осужденного и т. д. Перед прибытием осужденного в кабинет для беседы преподаватель инструктировал каждого из них о выборе конкретной линии поведения в предстоящем общении (развязная, панибратская, пренебрежительная, доверительная, замкнутая и т. д.). Общение происходило под контролем преподавателя и сотрудника учреждения, а также с соблюдением мер безопасности (обыск осужденного перед прибытием в кабинет сотрудника учреждения). Такое общение с осужденным позволяет обучающемуся понять, что перед ним живой человек со своими проблемами и переживаниями; отработать навыки установления и поддержания психологического контакта с лицом (в том числе с тем, кто не испытывает желания общаться); апробировать на практике техники, способствующие установлению доверительных отношений с осужденным. После таких бесед с курсантами проводится тщательный разбор состоявшегося общения с акцентированием внимания на ключевых моментах разговора, полноты выполненного задания.
Анализ проблемных областей в практической подготовке обучающихся. Обобщение результатов проведенных курсантами бесед с осужденными позволило выявить характерные проблемные моменты, допущенные обучающимися.
Таблица 2. Ошибки, допущенные обучающимися в процессе беседы с осужденными (ТаЬ1е 2. Mistakes made by trainees in interviews with convicts)
Допущенные ошибки Распространенность ошибок, количество
Утрата инициативы в общении 48
Неумение преодолеть возникший психологический барьер, поддерживать беседу 39
Оставление без внимания нарушений правил внутреннего распорядка, допущенных осужденным в ходе общения 32
Упоминание обучающимися в беседе своих личных данных, подробностей службы в вузе 27
Описание обучающимися в разговоре имеющихся сильных пристрастий, увлечений 12
Как правило, курсанты совершали несколько ошибок, которые приведены в таблице с учетом частоты их совершения. Из 96 курсантов, посещавших исправительные учреждения и проводивших беседы с осужденными, ошибки допустили 80%, что не является чем-то критическим. Изучение отмеченных ошибок позволяет выделить из них недочеты, не обладающие особой потенциальной опасностью, например, такие как утрата инициативы в общении и неумение преодолеть возникший психологический барьер, поддерживать беседу. Эти ошибки имеют общеизвестную природу и устраняются (коррек-
тируются) регулярной практикой. Более значимы другие ошибки.
Во-первых, это оставление без внимания нарушений требований правил внутреннего распорядка, допущенных осужденным в ходе общения. В ряде случаев осужденные позволяли себе входить в служебный кабинет без разрешения обучающегося, не представляясь, используя грубые высказывания в ходе разговора, переходя на «ты» и т. п.
Указанные нарушения дисциплины в обязательном порядке должны пресекаться сотрудниками УИС (которыми являются и обучающиеся ведомственных вузов), следует напоминать осужденным о необходимости соблюдения установленных правил общения с персоналом учреждения и формировать уважительное отношение к сотруднику. Это требуется делать корректно, доброжелательно, но твердо и уверенно.
Во-вторых, упоминание обучающимися в беседе своих личных данных, подробностей службы в вузе, а также описание в разговоре имеющихся у них пристрастий, увлечений. Озвучивая о себе такие подробности в разговоре с осужденным, сотрудник УИС дает ему возможность детально изучить свою личность и определить наиболее значимые, сензитивные «струны», воздействуя на которые осужденный постепенно будет играть роль манипулятора, вовлекая сотрудника в неслужебные связи.
Данная ошибка характерна для молодых сотрудников УИС, которые в силу объективных причин не обладают достаточным опытом общения с осужденными, не в полной мере понимают потенциальную опасность установления с ними доверительных отношений и ухищрения, которые осужденные могут использовать для вовлечения молодых сотрудников в свою противоправную деятельность. Осужденные внимательно изучают личности сотрудников, работающих в учреждении: оценивают их психологическую устойчивость, находят слабые и чувствительные стороны, определяют взаимоотношения с персоналом учреждения, уточняют состав семьи, финансовые потребности и достаток, наличие кредитных обязательств, тяжело больных родственников, увлечения и пристрастия. Изучение, как правило, происходит в процессе повседневного общения с сотрудником, но может дополняться сведениями, полученными через других осужденных или работников учреждения, путем подслушивания разговоров сотрудников, чтения документов, оставленных в поле зрения посетителей служебного кабинета, и т. д. На основе проведенного общего анализа выстраиваются наиболее результативные варианты по постепенному или интенсивному вовлечению сотрудника учреждения УИС в противоправную деятельность [21, с. 58].
Полагаем, что вторая категория ошибок, допущенных обучающимися в разговоре с осужденными, принимая во внимание недостаточный опыт общения со спецконтингентом, все-таки в большей степени стала следствием неполной сформированности дея-тельностного, волевого и рефлексивного компонентов правовой культуры, при том что знания, умения и навыки, предусмотренные соответствующими компетенциями, у них в целом имелись. Это выразилось в отсутствии настойчивых и решительных попыток пресечь нарушения правил внутреннего распорядка, допущенных осужденным в ходе общения, и обозначить нормативные границы, которых последнему надлежит придерживаться в дальнейшей беседе. Слабый уровень сформированности у обучающихся рефлексивного компонента проявился в отсутствии самоконтроля и аналитичности, следствием которого стало упоминание в разговоре с осужденным своих личных данных, подробностей службы в вузе, а также описание в разговоре имеющихся у обучающегося пристрастий, увлечений. Непонимание курсантами возможностей дальнейшего использования данных сведений осужденными для достижения своих противоправных целей есть результат неразвитой правовой рефлексии.
Выводы
Изложенное дает основание заключить, что проведение учебных занятий в условиях естественных полигонов, роль которых играют исправительные учреждения, позволило определить ряд ключевых моментов, присутствующих в подготовке обучающихся, требующих особого осмысления:
— сформированность у курсантов индикаторов соответствующих компетенций не в полной мере является отражением наличия у них способностей поведенческого, волевого и рефлексивного профиля, необходимых для эффективного противостояния манипулятивным воздействиям осужденных;
— сбалансированность и полноту сформированности необходимых знаний, умений и навыков обучающихся отражает такое понятие, как правовая культура сотрудника УИС, представляющая сложное системное личностное образование, характеризующееся сформированным правосознанием и правовым мышлением, ценностным отношением к праву, отражающее устойчивую способность и готовность индивида обеспечивать защиту прав и интересов общества и государства в процессе осуществления служебной и повседневной деятельности;
— многообразие и вариативность содержания правовой культуры сотрудников УИС отражают ее структурные компоненты: знаниевый, оценочный, аксиологический, эмоциональный, деятельностный, волевой и рефлексивный;
— на эффективность выполнения обучающимися заданий преподавателя влияют негативные факторы,
связанные со спецификой функционирования исправительного учреждения;
— ошибки, допущенные обучающимися в разговоре с осужденными, в большей степени стали следствием недостаточной сформированности дея-тельностного, волевого и рефлексивного компонентов правовой культуры, при том что знания, умения и навыки, предусмотренные соответствующими компетенциями, у них в целом имелись.
Отмеченные компоненты правовой культуры должны акцентированно подвергаться развитию и укреплению у обучающихся в ходе систематических постоянных непосредственных контактов со спецконтингентом. Однако в силу объективных причин в рамках учебных занятий обеспечить ежедневное общение обучающихся с осужденными не представляется возможным.
Рекомендации
Полагаем, что в контексте рассматриваемой проблематики ключевой практико-ориентированной площадкой должны выступить правоприменительная и преддипломная практики, которые обучающиеся
проходят на 4-м и 5-м курсах соответственно. Продолжительность практик составляет от четырех недель (правоприменительная) до шести недель (преддипломная), что для решения выделенных нами дидактических задач является достаточным. Необходимым методическим базисом должна стать разработка индивидуального задания каждому обучающемуся, убывающему на практику, включающего в себя акцентирование служебной деятельности на компонентах правовой культуры, требующих особого внимания, а также последующее составление наставником обучающегося индивидуальной программы прохождения практики для укрепления деятельностного, волевого и рефлексивного компонентов, качество сформированности которых будет контролироваться в условиях учреждения УИС.
Перспективы. Дальнейшее развитие полученных результатов исследования может быть представлено в форме совершенствования методологического базиса организации и проведения правоприменительной и преддипломной практик курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Список источников / References
1 Ибрагимов Р. Н. УСБ ФСИН России в борьбе с коррупцией в учреждениях и органах УИС // Пермский период : сб. мат-лов IX междунар. науч.-спортивного фестиваля курсантов и студентов образовательных организаций, Пермь, 16-20 мая 2022 года: в 2 т. Пермь, 2022. Т. 1. С. 125-127.
2. Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура (методологические проблемы). М., 1983. 231 с.
3. Мартышин О. В. О некоторых особенностях правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10. С. 24-30.
4. Керимов Д. А. Философские проблемы права. М., 1972. 471 с.
5. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. 342 с.
6. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. 142 с.
7. Щербакова Н. В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1992. 173 с.
8. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2000. 50 с.
9. Кожевников В. В. Оценочная функция правосознания и правовая активность личности в правоохранительной сфере // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 17-20.
10. Лазарев В. В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1988. 144 с.
11. Щегорцев В. А. Социология правосознания. М., 1981. 174 с.
12. Сапунков А. А. Генезис кулачного боя как элемента правовой культуры древнего, античного и средневекового общества: историко-правовое исследование // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 2(85). С. 226-233. Ы1^:/Моьо^/10. 24412/1999-6241-2021-2-226-233.
13. Семенова М. В. Проблемы соотношения понятий «культура», «правовая культура» и «европейская правовая культура» // Закон. Право. Государство. 2020. № 4-1(28). С. 217-224.
14. Тимакина Е. А. Проблемы управления процессом формирования правовой культуры будущих сотрудников УИС : монография. Самара, 2006. 260 с.
15. Тимофеева Е. А. Историко-педагогический анализ опыта отечественного профессионального образования сотрудников УИС в сфере формирования правовой культуры // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. 2012. № 4(25). С. 177-186.
16. Griffin M. L., Hepburn J., Lambert E. G. A Gendered Career Stage Model to Explore Turnover Intent Among Correctional Officers. The prison Journal. 2020. Vol. 100, No. 3. Pp. 332-354.
17. Lambert E. G., Hogan N. L., Griffin M. L. Research Note: A Career-Stage Analysis of Correctional Staff Outcomes. The prison Journal. 2017. Vol. 97, No. 4. Pp. 411-430.
18. Rocque M., Snellings Q. The new disciplinology: Research, theory, and remaining puzzles on the school-to-prison pipeline. Journal of Criminal Justice. 2018. Vol. 59. Рр. 3-11.
19. Головченко Г. А. Понятие и основные цели стратегии формирования правовой культуры личности в современной России // Очерки новейшей камералистики. 2016. № 1. С. 16-19.
20. Нор К. Е. Правовая культура современной молодежи: понятие, принципы, направления развития // Право и образование. 2023. № 2. С. 50-56.
21. Овчинников О. М. Совершенствование профессионального образования курсантов вузов ФСИН России как ответ на вызовы современных реалий // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 56-59.
Поступила 26.02.2023; одобрена после рецензирования 26.02.2023; принята к публикации 28.02.2023.