Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КЫРГЫЗСТАНА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КЫРГЫЗСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / опыт / личность / философия / культура / народ / сказка / эпос / педагогика / education / experience / personality / philosophy / culture / folk / fairy tale / epic / pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чынгызбек Кызы Нурпери

В статье рассматриваются особенности воспитательных традиций народной педагогики в формировании экологического мировоззрения студентов колледжа. Народная педагогика охватывает трудовое, физическое, патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, умственное, эстетическое воспитание. Элементы народной педагогики способствуют формированию гармонично развитой личности. Значение экологического воспитания была связана с укреплением физического и психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ELEMENTS OF FOLK PEDAGOGY IN THE PROCESS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION OF STUDENTS IN KYRGYZSTAN

The article deals with the peculiarities of educational traditions of folk pedagogy in the formation of environmental outlook of college students. Folk pedagogy covers labour, physical, patriotic, spiritual and moral, ecological, mental, aesthetic education. Elements of folk pedagogy contribute to the formation of a harmoniously developed personality. The importance of environmental education was connected with the strengthening of physical and mental health.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КЫРГЫЗСТАНА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КЫРГЫЗСТАНА

Чынгызбек кызы Нурпери, преподаватель

Ошский технологический университет имени М.М. Адышева

(Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-3-217-220

Аннотация. В статье рассматриваются особенности воспитательных традиций народной педагогики в формировании экологического мировоззрения студентов колледжа. Народная педагогика охватывает трудовое, физическое, патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, умственное, эстетическое воспитание. Элементы народной педагогики способствуют формированию гармонично развитой личности. Значение экологического воспитания была связана с укреплением физического и психического здоровья.

Ключевые слова: воспитание, опыт, личность, философия, культура, народ, сказка, эпос, педагогика.

Воспитание подрастающего поколения - чрезвычайно сложный, трудный, многообразный и многогранный процесс. Обращение к традициям народной педагогики, содержащим много ценного и положительного опыта, накопленного веками, -один из путей воспитания полноценной личности, любящей свой народ и свою страну, заботящейся о ее настоящем и будущем.

Необходимость внедрения культурно-ориентированной практики преподавания становится все более очевидной в современной многообразной образовательной среде. Исследователи и практики в области образования признают важность признания и оценки различных культурных особенностей и опыта студентов в процессе преподавания и обучения. Традиционная педагогика во многих учебных заведениях часто игнорирует уникальные знания, практику и способы познания, которые студенты приносят из своего сообщества [1].

Такой контроль может помешать учащимся вникнуть в содержание учебного материала, что приведёт к ограниченному усвоению материала и неуспеваемости. Народная педагогика, которая опирается на культурные традиции, обычаи и методы обучения, передающиеся из поколения в поколение в различных сообществах, является ценным ресурсом для преодоления

этого разрыва. У преподавателей есть возможность создать более инклюзивную и культурно отзывчивую учебную среду, включив примеры народной педагогики в учебники по чтению.

Народное образование - древнейшее явление в человеческой культуре. Оно старо, как само человечество. Отбирая лучшее из народного опыта, фиксируя искры народной духовно-нравственной мудрости и передавая их из поколения в поколение, оно вело человечество по ступеням роста. Иными словами, народное воспитание основано на народном мировоззрении и народной философии.

Народная педагогика пронизывает все этапы жизни человека: она начинается с рождения ребёнка и сопровождает его на протяжении всей взрослой жизни, отбирая все самое лучшее, контролируя его поведение в обществе.

Народная педагогика охватывает все стороны воспитания: трудовое, физическое, патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, умственное, эстетическое и др. Элементы народной педагогики пронизывают все стороны жизни каждого человека в обществе, дополняют друг друга и тем самым способствуют формированию личности.

Народная педагогика включает в себя множество неформальных образовательных практик, основанных на культурных

верованиях, ценностях и традициях общества. Эти методы, которые веками использовались для передачи знаний от поколения к поколению, часто включают в себя рассказы, устные традиции, практическое обучение и общественную деятельность. Учителя могут использовать эти методы обучения с учетом культурных особенностей, чтобы сделать содержание более доступным и актуальным для учащихся, включив примеры народной педагогики в учебники по чтению [2].

Материал и методы исследования

Происхождение термина «традиция» происходит от латинского «tradition» - передача. Сегодня под этим понятием принято понимать определенные ценности, установки, нормы и правила поведения, то есть элементы социального опыта, исторически сложившиеся формы поведения людей, которые передаются из поколения в поколение и оказывают длительное и определяющее влияние на все сферы общественной жизни. Традиции и обычаи играют важную роль в формировании нравственных качеств молодёжи.

Если мы обратим внимание на литературное наследие, историческую память, обычаи и игры любого народа, то поймём, что воспитание молодёжи имеет первостепенное значение. Особенно ярко это проявляется в устном народном творчестве: народных пословицах, сказках, легендах и эпосах. Устное народное творчество, являющееся основой народного воспитания, занимает важное место в истории культуры кыргызского народа. В связи с этим устное народное творчество всегда служило важным средством воспитания.

Воспитание кыргызов начинается с колыбельной песни. Ребёнок, воспитанный матерью под колыбельные песни, вырастет мудрым, порядочным, сообразительным, смелым и преданным Родине [3].

Эпосы на протяжении многих веков являются мощной духовной пищей для кыргызского народа. В них отражены образы, традиции и обычаи, обряды и религиозные верования исторической жизни народа. Кыргызские народные эпосы, передаваемые из поколения в поколение с начала веков, являются одним из самых

мощных произведений, имеющих экологическое воспитательное значение. В кыргызских семьях воспитание детей издавна основывалось на народных эпосах, таких как «Манас», «Кожожаш», «Эр тештук», которые служили средством духовно-нравственного и экологического воспитания молодёжи [4].

Сказки - одна из важнейших частей кыргызского устного народного творчества, это также одно из первых и важнейших творений духовной жизни кыргызского народа. Великий писатель Чингиз Айтматов поднимал в своих произведениях экологические проблемы. Например, в своем произведении «Ак Кеме» он показывает окружающую среду. Другой простой пример, в том же рассказе, он рассказывает о рыбе в озере Арал. Кроме того, в его работах можно встретить верблюдов, лисиц и оленей. Это показывает их единство. В произведении «Прощай, Гульса-ры!» он изображает крепкую связь человека и лошади. Если лошадь убрать, то образ человека будет неполным. В его произведениях отражены трудолюбие, преданность родине, мужество, доброта и лучшие качества народа [5].

Результаты и обсуждение

Современный глобальный кризис коренится не только в социально-политической и экономической сферах, но и является экологическим кризисом. Его предотвращение возможно только при условии изменения системы ценностей образования. Это будет успешно. Особенно если использовать научные знания, основанные на народной педагогике. Термин «экология» происходит от греческого слова «оТкод» -дом, родина, но он не в полной мере показывает суть проблемы, потому что все шаги, предпринимаемые для защиты окружающей среды, определяются поведением людей, их отношением к природе.

Экологическая культура студентов колледжа основывается на научных и народных экологических знаниях. Эти знания можно использовать на уроках страноведения или естествознания. Можно посмотреть на такие меткие высказывания кыргызского народа о взаимодействии человека и природы: «Табият менен таттуу ма-

миледе болуу», «Бир дарак бакча эмес, бир таш дубал эмес», «Жер байлыгы - эл бай-лыгы» как народные экологические знания. Такие национально-педагогические знания отражают основные закономерности и взаимосвязи компонентов географической оболочки (литосферы, атмосферы, гидросферы, антропосферы), существующих в природе и обществе, нарушение которых порождает негативные и необратимые процессы. Они способствуют формированию творческого мышления. Мышление - это высший уровень человеческого познания. Учащийся мысленно взаимодействует не только с ближними, но и с дальними природными явлениями и социальными объектами в пространстве и времени. Люди говорят: «Ой жеткен менен кол жетпейт». На основе экологического мышления формируется экологическое сознание. Сознание - это высшая форма психического отражения реальности мира. У нас есть все основания повторять народную поговорку: «Адамдын кер^ - акыл».

Труд играет ключевую роль в их материальной и духовной жизни. В кыргызском народе говорят: «Эл эмгегин жер жебейт», «Эмгектин наны татуу, жалко-онун жаны таттуу». Источником трудовой деятельности учащихся в кыргызской национальной школе является «помощь» (жардам). Это организованный коллективный труд людей, обычай взаимопомощи кыргызов. Все виды «помощи» непосредственно связаны с природой. Иногда они организовывались по решению совета аксакалов для помощи вдовам. Аксакалы помогали вдовам, сиротам, погорельцам, содержали в порядке местные дороги, улицы, места общего пользования, родники и т.д. Многие из них проводились как молодежные праздники. Они сопровождались песнями, играми и обрядовыми действиями [6]. У кыргызов до сих пор сохранилась традиция взаимопомощи, которая тесно связана с природными явлениями и способствует формированию экологиче-

ской культуры у подростающего поколения.

Кроме того, народные песни связаны с древними календарными праздниками, например, с весенним равноденствием - 21 марта - «Нооруз». Праздник имеют географическое содержание и являются частью развития экологической культуры людей.

Приобщение молодого поколения к миру прекрасного - один из путей преодоления экологического и духовного кризиса подрастающего поколения. Поэтому показать студентам колледжа красоту окружающей среды - задача каждого педагога. В народе говорят: «Ар кимдин туулган жери - Мисир», «Айылы бYTYн аман жYрет». Поэтому географические знания и умения народа содержат нравственно-эстетическую основу и способствуют формированию экологической культуры личности. Нравственность - основа жизни. Известный американский общественный деятель Б. Вашингтон однажды написал: «Воспитать интеллектуального человека без нравственности - значит воспитать угрозу для общества».

Выводы

Экологическое воспитание учащихся средствами народной педагогики позволило нам сделать вывод о том, что пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни, передаваемые из поколения в поколение, создают наглядные образы экологической деятельности. У людей всегда было особое отношение к местам, где они живут, они всегда уважали родники, поэтому существовали особые правила поведения в мире природы. Такой образ жизни имел особое значение для сохранения природы. Фольклор региона содержит экологическое воспитание не только у кыргызов, но и других народов региона. Поэтому народное воспитание заслуживает самого пристального внимания, глубокого изучения и творческого использования в экологическом воспитании подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Атабиев З.А., Желиготова Р.М., Кушхова А.Ф. Традиции как основа социального воспитания молодежи в социальной работе // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 8 - С. 11-16.

2. Кулназаров Б. Жалпы экология / ЖОЖдун студенттери YЧYн окуу куралы. - Бишкек: Кыргызстан-Сорос фонду, 1999. - 364 б.

3. Мурсалиев А., Чоров М., Усенгазиева Г., Мурсалиев М. Экологиянын фундаменталдык негиздери / Окуу куралы. - Бишкек, 2014. - 206 б.

4. Гачев Г.Д. Чингиз Айтматов и мировая литература. - М., 1982. - 286 с.

5. Акматалиев А. Космос Айтматова - человек и Вселенная. - Бишкек, 1995. - 83 с.

6. Оразбаева Г. Роль народной педагогики в трудовом воспитании подрастающего поколения // Наука мира. - 2018. - № 3 (12). - С. 103-106.

USING ELEMENTS OF FOLK PEDAGOGY IN THE PROCESS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION OF STUDENTS IN KYRGYZSTAN

Chyngyzbek kyzy Nurperi, Lecturer

Osh Technological University named after M.M. Adyshev

(Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The article deals with the peculiarities of educational traditions of folk pedagogy in the formation of environmental outlook of college students. Folk pedagogy covers labour, physical, patriotic, spiritual and moral, ecological, mental, aesthetic education. Elements of folkped-agogy contribute to the formation of a harmoniously developed personality. The importance of environmental education was connected with the strengthening of physical and mental health.

Keywords: education, experience, personality, philosophy, culture, folk, fairy tale, epic, pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.