Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
РЕЧЬ / ТЕМПО-РИТМИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ОНР / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликова М.В.

В работе представлено теоретическое изучение двигательных практик и дано обоснование использованию двигательных практик в процессе формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в рамках логопедических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куликова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MOTOR PRACTICES IN THE FORMATION OF TEMPO-RHYTHMIC SIDE OF SPEECH IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The paper presents a theoretical study of motor practices and provides justification for the use of motor practices in the process of forming the tempo-rhythmic side of speech in older preschool children with ONR in the framework of speech therapy classes

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 376

Куликова М.В.

учитель-логопед МКУ "Детский дом «Родник» (г. Таштагол, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация: в работе представлено теоретическое изучение двигательных практик и дано обоснование использованию двигательных практик в процессе формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в рамках логопедических занятий.

Ключевые слова: речь, темпо-ритмическая сторона речи, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, ОНР, двигательные практики, общая и мелкая моторика, межполушарное взаимодействие, координация речи с движением, высшие психические функции.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что темпо-ритмическая сторона речи является важной составляющей для дальнейшего успешного речевого и физического развития ребенка. Одним из необходимых качеств правильной речевой активности является ее темпо-ритмическая выразительность. Темп и ритм речи играет важную роль в ее формировании и восприятии. Полноценное и своевременное овладение речью считается важным условием становления полноценной психики у ребенка и дальнейшего правильного её развития.

Нарушение развития темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи принято считать достаточно

распространенным явлением, которое возникает у детей в раннем возрастном периоде, в момент активного формирования и развития речи.

Речь и движение неразрывно связаны между собой. При неполноценной двигательной активности происходит замедление развития речевой деятельности, а также всех высших психических функций ребенка [1]. Формирование темпо-ритмической стороны речи, развитие тонкой мелкой моторики и общей моторики имеет огромное значение при обучении ребёнка с ОНР.

По мнению Т. Б. Филичевой, несовершенства в развитии мелкой и общей моторики детей с общим недоразвитием речи влияют на точность и плавность движений, их быстроту, дифференцированность и переключаемость [2]. Такие дети не способны к быстрой и точной переключаемости движений, имеют трудности при дифференцировании движений рук и ног, движения неловкие, скованные, несинхронные. У них отмечается слабый речевой выдох, темп речи ускоренный или замедленный, речь таких детей невнятна и прерывиста, модуляции голоса слабые. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в нахождении отдельных поз, проявляется неустойчивость во время прыжков на одной ноге, присутствует трудность удержания равновесия, ограничен объём активных движений, несформированность чувства ритма и темпа, нарушена пространственная организация, нарушается контроль за собственными действиями, недостаточно сформирована мимическая моторика.

В связи с этим, возникает проблема дополнительного изучения особенностей формирования темпо-ритмической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, посредством дополнительной стимуляции и развития двигательной сферы ребенка.

При коррекции и развитии темпа и ритма речи важно выполнять специальные упражнения на мелкую и общую моторику с использованием слухового контроля и ритмических движений, необходимо тренировать способность различать разнообразные ритмические рисунки и сознательно

подчинять им свои движения, на этом и выстраивается качество речевой активности ребенка.

В работу следует включать упражнения на межполушарное взаимодействие, которые в свою очередь отвечают за синхронизацию работы полушарий, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, физические элементы, направленные на нахождение отдельных поз, удержание равновесия, координацию движений (в том числе координацию речи с движением), на способность переключения с одного движения на другое, на зрительно-пространственную ориентацию, оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела и тп. А также использование танцевальных элементов, сюжетно-образных движений, игр со звуками направленных на развитие слухового восприятия и фонематического слуха, воспроизведение стихотворных текстов в сочетании с двигательными практиками сопряжённые с рифмовкой. Наряду с этим необходимо осуществлять работу над правильным речевым и неречевым дыханием, развитием двигательных артикуляционных навыков, эмоционально-волевой сферой и речью ребенка.

Для результативности работы необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, следовать принципу подачи упражнений «от простого к сложному», занятия осуществляются строго в режиме, упражнения проводятся по специально разработанным комплексам с учетом диагностики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: уч. пособие / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2016. - 151 с.

2. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - 5-е. изд. - М.: Айрис-пресс. 2008. - 224 с.

Kulikova M.V.

teacher-speech therapist Children's Home «Rodnik» (Spring) (Tashtagol, Russia)

THE USE OF MOTOR PRACTICES IN THE FORMATION OF TEMPO-RHYTHMIC SIDE OF SPEECH IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Abstract: the paper presents a theoretical study of motor practices and provides justification for the use of motor practices in the process offorming the tempo-rhythmic side of speech in older preschool children with ONR in the framework of speech therapy classes.

Keywords: speech, tempo-rhythmic side of speech, senior preschool age, general underdevelopment of speech, motor practices, general and fine motor skills, interhemispheric interaction, coordination of speech with movement, higher mental functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.