Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ'

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА / SOUND PRONUNCIATION / CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / CORRECTION OF SOUND PRONUNCIATION / SPEECH THERAPY RHYTHM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Акимова О.С.

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с коррекцией звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. Автор доказывает, что, используя элементы логопедической ритмики, у дошкольников отрабатываются: ритмическая структура слова, четкое произношение доступных по возрасту звуков и поставленных звуков в процессе логопедической работы, обогащается словарь, развиваются все компоненты речевой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Акимова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF SOUND PRONUNCIATION IN CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH BY MEANS OF SPEECH THERAPY RHYTHMICS

The article deals with the actual problem associated with the correction of sound pronunciation in children with General underdevelopment of speech. The author proves that, using the elements of speech therapy rhythmics, preschoolers practiced: rhythmic structure of the word, a clear pronunciation of age-appropriate sounds and set sounds in the process of speech therapy, enriched vocabulary, develop all components of the speech system.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 376.44

Акимова О. С. студент магистратуры кафедра коррекционной педагогики Академия психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный Федеральный университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

РИТМИКИ

Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема, связанная с коррекцией звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. Автор доказывает, что, используя элементы логопедической ритмики, у дошкольников отрабатываются: ритмическая структура слова, четкое произношение доступных по возрасту звуков и поставленных звуков в процессе логопедической работы, обогащается словарь, развиваются все компоненты речевой системы.

Ключевые слова: звукопроизношение, дети с общим недоразвитием речи, коррекция звукопроизношения, логопедическая ритмика.

Akimova O. master student of the Department correctional pedagogy of the Academy of psychology and pedagogy «Southern Federal University»

Rostov-on-don

CORRECTION OF SOUND PRONUNCIATION IN CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH BY MEANS OF

SPEECH THERAPY RHYTHMICS

Abstract: the article deals with the actual problem associated with the correction of sound pronunciation in children with General underdevelopment of speech. The author proves that, using the elements of speech therapy rhythmics, preschoolers practiced: rhythmic structure of the word, a clear pronunciation of age-appropriate sounds and set sounds in the process of speech therapy, enriched vocabulary, develop all components of the speech system.

Key words: sound pronunciation, children with General underdevelopment of speech, correction of sound pronunciation, speech therapy rhythm.

В современном мире проблема общего недоразвития речи с каждым годом становится наиболее актуальной, так как в дошкольные образовательные учреждения всё чаще поступают дети с данным речевым нарушением. Чистая и красивая речь - это важное условие всестороннего и полноценного развития детей дошкольного возраста. Самым

распространенным нарушением у детей дошкольного возраста с ОНР является неправильное произношение звуков. При несвоевременном устранении дефектов звукопроизношения они приобретают стойкий характер [2].

Недоразвитие звуковой стороны речи у детей приводит к нарушению коммуникативной функции. Ограниченность речевого общения вызывает вторичные специфические наслоения, способствует развитию отрицательных качеств характера (замкнутости, негативизма, неуверенности в себе), что впоследствии может сказаться на школьном обучении, успеваемости в целом, менее успешной социализации. Поэтому очень важно начать коррекционную работу своевременно, так как преодоление речевых расстройств требует длительной, систематической и кропотливой работы [3].

Благодаря исследователям (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова, М.Ф. Фомичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и т.д.) известно, что коррекция звукопроизношения состоит из нескольких этапов: постановка, автоматизация и дифференциация звуков. Для того, чтобы процесс автоматизации и дифференциации звуков проходил наиболее эффективно можно включить в логопедические занятия логоритмику.

Логопедическая ритмика - это форма активной терапии, основной целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Многие авторы (О.А. Полозова, А.Е. Воронова, М.Ю. Картушина, Г.В. Дедюхина Н.В. Микляева, Н.А. Рычкова, Н.А. Лукина, Е.С. Анищенкова и т.д.) занимались изучением логоритмики, разработкой рекомендаций и обширного практического материала. Также, ученые доказали тесную связь между развитием движений рук и формированием звукопроизношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга [5].

Практика показывает, что благодаря занятиям логоритмикой у детей с общим речевым недоразвитием эффективнее проходит процесс автоматизации и дифференциации звуков. Такой положительный эффект происходит в связи с тем, что на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, а ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма [4] .

Исследователь Л.С. Волкова в своих работах писала, что ритм помогает улучшить работу двух полушарий головного мозга. Ритм упорядочивает слуховые и зрительные впечатления, развивает координацию движений. Любые ритмические движения помогают активизировать деятельность коры головного мозга. С помощью ритмизации слов и предложений легче автоматизируются звуки в стихах, поговорках и чистоговорках, тем самым вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, совершенствуется речевая память и закрепляются звуки в повседневной речи детей. Также, логоритмика развивает координацию, общую и мелкую моторику, что способствует развитию коры больших полушарий, так как

речевые и двигательные зоны находятся близко друг от друга. Важно учитывать данный факт, так как речь тесно связана с высшими психическими функциями [1].

Автор А.Е. Воронова отмечает, что на занятиях по логопедической ритмике развивается артикуляционная и мимическая мускулатура. Мышцы артикуляционного аппарата укрепляются, развивается четкость выполнения движений органами речи, их выносливость и ритмичность, совершенствуется переключаемость от одного упражнения к другому. Сильные и подвижные мышцы важны при постановке звуков.

Кроме этого, у детей дошкольного возраста с нарушенным звукопроизношением имеются отклонения в психомоторном развитии. Исследователь В.А. Гиляровский писал, что логоритмика оказывает положительное влияние на общий тонус, на моторику, настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активизирует кору головного мозга [1].

Таким образом, используя элементы логопедической ритмики, отрабатываются: ритмическая структура слова, четкое произношение доступных по возрасту звуков и поставленных звуков в процессе логопедической работы, обогащается словарь детей. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых и речевых навыков. Занятия по логоритмике помогают не только автоматизировать звук и ввести его в речь, но и способствуют развитию всех компонентов речевой системы, слуховые функции, речевую функциональную систему, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику, внимание, память, познавательные процессы, творческие способности детей, а также воспитание нравственно -эстетических и этических чувств. Логоритмические занятия являются комплексными занятиями по компенсации дефектов речи. Логоритмические приемы являются дополнительными и эффективными средствами в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР.

Использованные источники:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 2002.

2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПБ., 1995.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990.

4. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

5. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. - М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ. и доп. М. «Просвещение», 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.