Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЙ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ'

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЙ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ДЕТИ / СТРАДАЮЩИЕ ДИЗАРТРИЕЙ / КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА / SOUND REPRODUCTION / CHILDREN SUFFERING FROM DYSARTHRIA / CORRECTION OF SOUND REPRODUCTION / SPEECH THERAPY RHYTHMICS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Гамаюнова Д.А.

В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с коррекцией звукопроизношения у детей страдающих дизартрий, с использованием средств логоритмики. Автор доказывает, что, используя элементы логопедической ритмики, у дошкольников отрабатываются: ритмическая структура слова, четкое произношение доступных по возрасту звуков и поставленных звуков в процессе логопедической работы, обогащается словарь, развиваются все компоненты речевой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Гамаюнова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION SOUND PRONUNCIATION IN CHILDREN SUFFERING OF DYSARTHRIA, USING TOOLS LOGARITMICA

The article deals with an actual problem related to the correction of sound reproduction in children suffering from dysarthria, using means of logorhythmics. The author proves that using elements of speech therapy rhythmics, preschoolers work out: the rhythmic structure of the word, clear pronunciation of age-appropriate sounds and set sounds in the process of speech therapy, enriches the vocabulary, develops all components of the speech system.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЙ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 376.44

Гамаюнова Д. А. студент магистратуры кафедра «Дефектология и инклюзивное образование» Донской Государственный технический университет

Россия, г. Ростов-на-Дону КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЙ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ

Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема, связанная с коррекцией звукопроизношения у детей страдающих дизартрий, с использованием средств логоритмики. Автор доказывает, что, используя элементы логопедической ритмики, у дошкольников отрабатываются: ритмическая структура слова, четкое произношение доступных по возрасту звуков и поставленных звуков в процессе логопедической работы, обогащается словарь, развиваются все компоненты речевой системы.

Ключевые слова: звукопроизношение, дети, страдающие дизартрией, коррекция звукопроизношения, логопедическая ритмика.

Gamajunova D.A. master's degree student of the Department "Defectology and inclusive education» Don State technical University Rostov-on-don

CORRECTION SOUND PRONUNCIATION IN CHILDREN SUFFERING OF DYSARTHRIA, USING TOOLS LOGARITMICA

Abstract: the article deals with an actual problem related to the correction of sound reproduction in children suffering from dysarthria, using means of logorhythmics. The author proves that using elements of speech therapy rhythmics, preschoolers work out: the rhythmic structure of the word, clear pronunciation of age-appropriate sounds and set sounds in the process of speech therapy, enriches the vocabulary, develops all components of the speech system.

Keywords: sound reproduction, children suffering from dysarthria, correction of sound reproduction, speech therapy rhythmics.

В современном мире проблема коррекции дизартрии с каждым годом становится наиболее актуальной, так как в дошкольные образовательные учреждения всё чаще поступают дети с данным речевым нарушением. Чистая и красивая речь - это важное условие всестороннего и полноценного развития детей дошкольного возраста. Самым распространенным нарушением у детей дошкольного возраста с дизартрией является неправильное произношение звуков. При несвоевременном устранении дефектов звукопроизношения они приобретают стойкий характер.

Недоразвитие звуковой стороны речи у детей приводит к нарушению коммуникативной функции. Ограниченность речевого общения вызывает вторичные специфические наслоения, способствует развитию отрицательных качеств характера (замкнутости, негативизма, неуверенности в себе), что впоследствии может сказаться на школьном обучении, успеваемости в целом, менее успешной социализации. Поэтому очень важно начать коррекционную работу своевременно, так как преодоление речевых расстройств требует длительной, систематической и кропотливой работы [2;3].

Благодаря исследователям (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова, М.Ф. Фомичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.) известно, что коррекция звукопроизношения состоит из нескольких этапов: постановка, автоматизация и дифференциация звуков. Для того, чтобы процесс автоматизации и дифференциации звуков проходил наиболее эффективно можно включить в логопедические занятия логоритмику [1;3;6].

Логопедическая ритмика - это форма активной терапии, основной целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Многие авторы (О.А. Полозова, А.Е. Воронова, М.Ю. Картушина, Г.В. Дедюхина Н.В. Микляева, Н.Ш. Макарова, Н.А. Рычкова, Н.А. Лукина, Е.С. Анищенкова и т.д.) занимались изучением логоритмики, разработкой рекомендаций и обширного практического материала. Также, ученые доказали тесную связь между развитием движений рук и формированием звукопроизношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга [4;5].

Практика показывает, что благодаря занятиям логоритмикой у детей с дизартрией эффективнее проходит процесс автоматизации и дифференциации звуков. Такой положительный эффект происходит в связи с тем, что на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, а ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма.

Исследователь Л.С. Волкова в своих работах писала, что ритм помогает улучшить работу двух полушарий головного мозга. Ритм упорядочивает слуховые и зрительные впечатления, развивает координацию движений. Любые ритмические движения помогают активизировать деятельность коры головного мозга. С помощью ритмизации слов и предложений легче автоматизируются звуки в стихах, поговорках и чистоговорках, тем самым вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, совершенствуется речевая память и закрепляются звуки в повседневной речи детей [1].

Также, логоритмика развивает координацию, общую и мелкую моторику, что способствует развитию коры больших полушарий, так как речевые и двигательные зоны находятся близко друг от друга. Важно учитывать данный факт, так как речь тесно связана с высшими психическими функциями

Автор А.Е. Воронова отмечает, что на занятиях по логопедической ритмике развивается артикуляционная и мимическая мускулатура. Мышцы артикуляционного аппарата укрепляются, развивается четкость выполнения движений органами речи, их выносливость и ритмичность, совершенствуется переключаемость от одного упражнения к другому. Сильные и подвижные мышцы важны при постановке звуков.

Кроме этого, у детей дошкольного возраста с нарушенным звукопроизношением имеются отклонения в психомоторном развитии. Г.А.Волкова в своем учебном пособии «Логопедическая ритмика» пишет о том, что исследователь В.А. Гиляровский утверждает, что логоритмика оказывает положительное влияние на общий тонус, на моторику, настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активизирует кору головного мозга [1].

Таким образом, используя элементы логопедической ритмики, отрабатываются: ритмическая структура слова, четкое произношение доступных по возрасту звуков и поставленных звуков в процессе логопедической работы, обогащается словарь детей. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых и речевых навыков. Занятия по логоритмике помогают не только автоматизировать звук и ввести его в речь, но и способствуют развитию всех компонентов речевой системы, слуховые функции, речевую функциональную систему, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику, внимание, память, познавательные процессы, творческие способности детей, а также воспитание нравственно -эстетических и этических чувств. Логоритмические занятия являются комплексными занятиями по компенсации дефектов речи. Логоритмические приемы являются дополнительными и эффективными средствами в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, страдающих дизартрией.

Использованные источники:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.-М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб.: Акцидент, 1995. - 64 с.

3. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.

4.Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 80с.

5. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. - М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.-123с.

6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. — М.: Просвещение, 1989, - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.