Научная статья на тему 'Использование дистанционных образовательных технологий при подготовке будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних'

Использование дистанционных образовательных технологий при подготовке будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционные образовательные технологии / образовательный процесс / смешанное обучение / сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних / деструктивные интернет-сообщества / distance learning technologies / educational process / blended learning / juvenile affairs unit employee / destructive online communities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарья Андреевна Харламова

В настоящее время в рамках образовательного процесса использование дистанционных образовательных технологий является значимым компонентом. Данный аспект связан с широким распространением Интернета и передачей информации через онлайн-платформы. Автором рассмотрены основные преимущества и недостатки использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. Рассмотрены элементы, необходимые при подготовке будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, а именно онлайнкурсы, виртуальные классы, видеолекции, интерактивные задания, обратная связь, групповые проекты. Обозначены актуальные деструктивные интернет-сообщества. Описана суть смешанного обучения в рамках образовательного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Также раскрыт аспект внедрения авторского электронного курса «Подготовка курсантов к профилактической деятельности в соцсетях» в образовательный процесс будущего сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних. Представлено описание данного курса и экспериментальные данные. Обозначены компетенции, формируемые у будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних при использовании электронного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дарья Андреевна Харламова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of distance learning technologies in the training of future employees of juvenile affairs units

Currently, within the framework of the educational process, the use of distance learning technologies is a significant component. This aspect is associated with the widespread use of the Internet and the transmission of information through online platforms. The author considers the main advantages and disadvantages of using distance learning technologies in the educational process. The elements necessary for the training of future employees of juvenile affairs units, namely online courses, virtual classes, video lectures, interactive tasks, feedback, group projects, are considered. Actual destructive Internet communities are designated. The essence of blended learning within the educational process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ is described. The aspect of the introduction of the author’s electronic course «Preparation of cadets for preventive activities in social networks» into the educational process of a future juvenile affairs unit employee is also disclosed. A description of this course and experimental data are presented. The competencies formed by future employees of juvenile affairs units when using an electronic course are indicated.

Текст научной работы на тему «Использование дистанционных образовательных технологий при подготовке будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних»

PEDAGOGICAL SCIENCE

УДК 378

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-263-268 EDN: https://elibrary.ru/zrhafh

2015-0066-2/24-991 MOSURED: 77/27-011-2024-02-190

Использование дистанционных образовательных технологий при подготовке будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних

Дарья Андреевна Харламова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

kharlamova.dashulya@yandex.ru

Аннотация. В настоящее время в рамках образовательного процесса использование дистанционных образовательных технологий является значимым компонентом. Данный аспект связан с широким распространением Интернета и передачей информации через онлайн-платформы. Автором рассмотрены основные преимущества и недостатки использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. Рассмотрены элементы, необходимые при подготовке будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, а именно онлайн-курсы, виртуальные классы, видеолекции, интерактивные задания, обратная связь, групповые проекты. Обозначены актуальные деструктивные интернет-сообщества. Описана суть смешанного обучения в рамках образовательного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Также раскрыт аспект внедрения авторского электронного курса «Подготовка курсантов к профилактической деятельности в соцсетях» в образовательный процесс будущего сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних. Представлено описание данного курса и экспериментальные данные. Обозначены компетенции, формируемые у будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних при использовании электронного курса.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, образовательный процесс, смешанное обучение, сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних, деструктивные интернет-сообщества

Для цитирования: Харламова Д. А. Использование дистанционных образовательных технологий при подготовке будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 263-268. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-263-268. EDN: ZRHAFH.

Darya A. Kharlamova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, kharlamova.dashulya@yandex.ru

Abstract. Currently, within the framework of the educational process, the use of distance learning technologies is a significant component. This aspect is associated with the widespread use of the Internet and the transmission of information through online platforms. The author considers the main advantages and disadvantages of using distance learning technologies in the educational process. The elements necessary for the training of future employees of juvenile affairs units, namely online courses, virtual classes, video lectures, interactive tasks, feedback, group projects, are considered. Actual destructive Internet communities are designated. The essence of blended learning within the educational process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' is described. The aspect of the introduction of the author's electronic course «Preparation of cadets for preventive activities in social networks» into the educational process of a future juvenile affairs unit employee is also disclosed. A description of this course and experimental data are presented. The competencies formed by future employees of juvenile affairs units when using an electronic course are indicated.

Keywords: distance learning technologies, educational process, blended learning, juvenile affairs unit employee, destructive online communities

For citation: Kharlamova D. A. The use of distance learning technologies in the training of future employees of juvenile affairs units. Bulletin of economic security. 2024;(2):263-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-263-268. EDN: ZRHAFH.

© Харламова Д. А., 2024

Original article

The use of distance learning technologies in the training of future employees of juvenile affairs units

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Использование дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в образовательном процессе стало все более распространенным в современном мире. Это связано с широким распространением Интернета и передачей информации через онлайн-платформы.

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [1] государство также заинтересовано в развитии информационного общества. В следствии чего, в настоящее время расширяются сферы применения информационных и коммуникационных технологий. Широкая популяризация, освоение и внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные сферы общества и профессиональной деятельности порождают потребность и в подготовке квалифицированных кадров, в том числе и в органах внутренних дел.

Значимым компонентом, способным реализовать полноценную готовность к информационному взаимодействию является система образования. Так, в рамках Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2] закреплены такие понятия как «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии».

«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [2].

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [2].

ДОТ предоставляют уникальные возможности для участия в образовательном процессе, когда обучающиеся и преподаватели находятся в разных местах. Одним из преимуществ использования дистанционных образовательных технологий является гибкость. Обучающиеся могут заниматься в удобное для них время и в удобном темпе, не ограничиваясь расписанием занятий. Другим преимуществом является доступность образования. ДОТ позволяют обучающимся получить образование, не выезжая из своего региона или даже страны. Это особенно важно для тех, у кого ограничены финансовые или физические ресурсы для проживания в другом месте.

В дистанционных образовательных технологиях применяются различные инструменты, такие как он-лайн-лекции, интерактивные задания, видеоматериалы и форумы обсуждения. Эти инструменты помогают обучающимся активно участвовать в образовательном процессе, задавать вопросы преподавателям и общаться со всеми субъектами образовательного процесса.

В рамках образовательного процесса при подготовки будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних (далее сотрудник ПДН), по нашему мнению, актуальным будет использовать следующие элементы:

1. Онлайн-курсы, которые могут быть разработаны для обучения сотрудников по работе с несовершеннолетними, включая юридические аспекты, психологию и т. д. Также онлайн-курсы, которые могут быть направлены на изучение определенной темы, например, профилактика вовлечения подростков в деструктивные интернет-сообщества; профилактика подростковой интернет-зависимости; кибербуллинг и т. д.

2. Виртуальные классы, которые будут позволять проводить учебные занятия в режиме реального времени с помощью интернет-ресурсов. Виртуальные классы могут быть организованы через интернет-платформы, такие как Zoom, Meet.

3. Видеолекции, которые могут быть использованы для предоставления обучающимся доступа к учебным материалам. Видеолекции могут включать в себя презентации, видеоуроки и другие материалы, которые поспособствуют лучше понять ту или иную тему, связанную с работой в подразделении по делам несовершеннолетних.

4. Интерактивные задания, могут быть включены в онлайн-курсы или виртуальные классы, чтобы помочь обучающимся закрепить полученные знания и развить навыки. Задания могут включать в себя тесты, практические задания и т. д.

5. Обратная связь, которая, по нашему мнению, является ключевым элементом обучения, и ДОТ могут обеспечить ее. Например, можно создать свой канал, группу в социальных сетях (Telegram, ВКонтакте, WhatsApp). В данных мессенджерах можно обмениваться полезной информацией, создавать опросы и т. д.

6. Групповые проекты, которые могут быть организованы для обучающихся, чтобы они могли работать вместе над решением ситуационных задач, связанных с деятельностью сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних. Это поспособствует развитию коммуникативных навыков.

Важно помнить, что каждый обучающийся имеет свой собственный тип восприятия информации, например, некоторым легче запоминать и понимать учебный материал, когда он представлен аудиально (через звук), другим визуально (через зрение), третьим кинестетически (через осязание и движение), а также есть те, кто предпочитает цифровые форматы (через использование компьютеров и интерактивных инструментов). Для успешного обучения важно использовать разнообразные методы обучения. В связи с чем, лучшим подходом будет использование смешанных методов обучения, адаптированных к разным типам восприятия, чтобы обучающиеся могли выбирать наиболее эффективные для них способы обучения. Использование разнообразных подходов и инструментов поспособствует вовлечению в

PEDAGOGICAL SCIENCE

образовательный процесс обучающихся, вне зависимости от их индивидуальных типов восприятия.

Рассмотрим преимущества использования ДОТ:

- гибкость, обучающиеся могут изучать учебный материал в удобное для них время и месте. В данном аспекте гибкость обучения позволяет обучающимся более эффективно планировать свое время и совмещать обучение с другими занятиями;

- доступность, что позволяет обучающимся изучать учебный материал, не выезжая из своего региона или даже страны. Это особенно важно для тех, у кого ограничены финансовые и физические ресурсы для проживания и обучения в другом месте;

- разнообразные учебные материалы, дистанционные образовательные платформы предоставляют доступ к разнообразным учебным материалам и ресурсам, таким как электронные учебники, видеолекции, интерактивные задания и другие цифровые инструменты. Обучающиеся могут использовать различные источники информации, чтобы изучать учебный материал более полно и глубже. Это способствует обогащению образовательного процесса и повышению мотивации студентов;

- отслеживание и оценка прогресса, дистанционные образовательные платформы обычно предоставляют инструменты для отслеживания и оценки прогресса обучающихся. Преподаватели и обучающиеся могут просмотреть, какие материалы были изучены, какие задания выполнены и какие темы требуют дополнительной работы, что способствует обучающимся оценивать своей прогресс и настраиваться на достижение поставленных целей.

Однако, несмотря на все преимущества, использование ДОТ также имеет свои недостатки, такие как:

- ограниченный контакт со сверстниками и преподавателями;

- сложность в освоении учебного материала. Некоторые обучающиеся могут испытывать трудности в понимании учебного материала при отсутствии прямого контакта с преподавателями.

Также, некоторые обучающиеся могут испытывать трудности с самоорганизацией и мотивацией без прямого контакта с преподавателями и однокурсниками. Кроме того, некоторые дисциплины могут требовать более практического подхода, который сложно реализовать в полностью онлайн-формате. Тем не менее, современные дистанционные образовательные технологии продолжают развиваться, и их использование становится все более распространенным. Преподаватели и обучающиеся находят новые способы взаимодействия в образовательном процессе, что помогает сделать образование более доступным и гибким для всех.

Относительно сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних необходимо отметить, что главной их обязанностью является защита прав и законных интересов несовершеннолетних. В соответствии с приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об

утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних обязаны незамедлительно информировать территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций -о выявлении страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», пропагандирующий суицид, а также противоправные действия, представляющие опасность для жизни и здоровья несовершеннолетнего [3].

Так же, в настоящее время достаточно разное количество деструктивных интернет-сообществ, при этом в основном в социальных сетях, таких как ВКонтакте, Телеграмм, Одноклассники и т. д.

Президент компании InfoWatch Наталья Касперская в своем интервью привела данные статистики системы мониторинга и анализа социальных медиа «Крибрум»: деструктивному воздействию подвергаются в Интернете семь миллионов подростков, а прирост вовлеченности, например, по теме наркотиков, убийств, травли и суицида, составляет два миллиона пользователей в год. Эксперт подчеркнула, что система считает вовлеченными участниками групп тех, кто поставил лайк, сделал репост или прокомментировал опасный контент [4].

Относительно деструктивных групп, формируемых в соцсетях можно выделить следующие: движения «Колумбайн» («Скулшутинг»); движения, пропагандирующие аутодеструктивное поведение; неформальные околофутбольные движения; движения криминальной направленности; поклонники различных культов (сатанисты, готы, анимэ); националистические движения (скинхеды).

В результате чего, одна из задач высших образовательных организаций высшего образования системы МВД России является подготовка квалифицированных специалистов, способных осуществлять профилактическую деятельность по вовлечению несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества.

Дистанционные образовательные технологии могут быть эффективными при подготовки будущих сотрудников ПДН в данном аспекте и реализации смешанного обучения [5].

Смешанным обучением обычно называют сочетание очного и онлайн-обучения. Метаанализ смешанного обучения показал, что в среднем оно несколько эффективнее традиционного обучения, а обучающиеся оценивают его как настолько же привлекательнее, но считают когнитивно более сложным.

Оценки эффективности, привлекательности и воспринимаемых требований в разных исследованиях значительно различаются. Модерационный анализ показывает, что использование онлайн-обучения положительно влияет на эффективность и привлекательность смешанного обучения - вероятно, потому что помогает учащимся самостоятельно управлять своим обучением.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Одним из актуальных типов смешанного обучения является «перевернутый класс». Это смешанный подход, при котором теоретическая информация (обычно предлагаемая на занятии) предоставляется вне учебной аудитории (онлайн), а в учебной аудитории идет работа над прикладными ситуациями (для которой традиционно отводились бы домашние задания).

В процессе деятельности кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя для слушателей 5 курса, обучающихся по направлению подготовки 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» (будущие сотрудники ПДН), в рамках дисциплины «Тренинг комплексного моделирования профессионально-служебной деятельности», был разработан электронный курс «Подготовка курсантов к профилактической деятельности в соцсетях» [6].

Данный электронный курс предназначен для подготовки к практическим занятиям (в количестве 3-6 ч).

Разработанный курс позволил обучающимся ознакомиться с материалом самостоятельно, после чего, на практических занятиях, актуализировать свои знания и решать учебные задачи.

Данный курс предлагает изучение следующих аспектов: актуальные в современных реалиях деструктивные группы; негативные феномены в Интернете, которым может быть подвергнут несовершеннолетний в Сети; алгоритм действий сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних по профилактике влияния негативного контента сети Интернет на несовершеннолетних; цифровые ресурсы, использование которых будет способствовать эффективной профилактической деятельности сотрудника ПДН.

Вспомогательная информация для слушателей предоставлялась онлайн, а непосредственная работа над учебными заданиями реализовывалась очно. В педагогическом процессе это означает, что обучающиеся готовятся к выполнению заданий самостоятельно в режиме онлайн и используют запланированные контактные часы для работы над учебными заданиями под руководством преподавателя. После чего предусматривается работа над учебными заданиями в смоделированной обстановке.

Необходимо отметить, что тематическим планом учебной дисциплины «Тренинг комплексного моделирования профессионально-служебной деятельности» предусмотрено проведение только практических занятий (18 часов) и самостоятельная подготовка (48 часов).

Перед проведением практического занятия, обучающимся предлагалось ознакомиться с разделами 1-7 модуля 1 электронной разработки, в рамках которых

слушатели самостоятельно изучали информацию об актуальных деструктивных группах, основных их характеристиках, а также знакомились с практическим заданием, которое непосредственно в последующем выполнялось на практических занятиях в аудитории.

В начале практического занятия озвучивалась тема, цель и задачи. После чего слушатели задали вопросы, которые возникли при самостоятельном изучении материала. Следующим этапом слушателям давалось разработанное практическое задание (табл. 1), которое необходимо выполнить.

Далее, в рамках самостоятельной подготовки, давалось задание по изучению 1-3 раздела второго модуля электронной разработки. В рамках следующего практического занятия моделировалась профессиональная ситуация по пройденному разделу. Давалось следующее задание по группам: разработать алгоритм действий сотрудника ПДН по профилактике негативного влияния контента сети Интернет на несовершеннолетнего или же разработать проект (буклет, памятка), в рамках которого необходимо было отобразить информацию, необходимую для предоставления родителям на родительском собрания по теме «Профилактика вовлечения несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества». В конце практического занятия давались рекомендации по изучению 4-5 разделов электронной разработки.

На 3-м практическом занятии давалось задание, предусмотренное разделом 5 второго модуля.

Практическое задание заключалось в следующем: разработать интерактивную презентацию (Google презентации), памятку с помощью инфографики (графический способ передачи информации, информации в виде картинок) для родителей (законных представителей) по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества. Так же в данном разделе представлены цифровые ресурсы, с которыми можно ознакомиться и использовать для выполнения данного задания.

В завершении электронной разработки сформирован итоговой тест, по результатам которого производился анализ уровня базовой готовности слушателей к реализации профессиональной деятельности, в аспекте осуществления профилактически вовлечения несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества.

Проведение занятий с использованием данного электронного курса было направлено на формирование следующих компетенций:

- способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8);

- способностью выявлять и пресекать правонарушения и антиобщественные действия, в том числе

Таблица 1

Таблица признаков вовлеченности несовершеннолетних в деструктивные группы

Криминальные субкультуры Футбольные хулиганы Скулшутинг («Колумбайн») Аутодеструктивное поведение М.К.У

Психологические маркеры

Маркеры внешнего вида

PEDAGOGICAL SCIENCE

экстремистской направленности, совершаемые несовершеннолетними, либо в отношении них (ПК-22);

- способность осуществлять профилактику, предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе (ОПК-4);

- способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-12).

Подчеркнем, что также нами был создан Те^гаш-канал с помощью которого мы получали обратную связь, а также транслировали актуальную учебную информацию. С помощью данного канала также создавались опросы. Перед проведением практических занятий нами был проведен опрос (рис. 1).

Также создавались опросы, для анализа уровня вовлеченности слушателей и готовности к практическим занятиям. А именно, с каким настроением слушатели пришли на занятие, какое настроение после занятия, как слушатели оценивают содержание занятия по десятибалльной шкале и т. д.

В конце проведенных практических занятий был разработан опрос, для анализа уровня ожиданий слушателей от курса (рис. 2).

В заключении необходимо отметить, что дистанционные образовательные технологии становятся все более актуальными в современном обучении. Они позволяют учащимся получать знания и навыки удаленно, а также возможность актуализации своих знаний в любой промежуток обучения.

Одно из возможных применений дистанционных образовательных технологий - это создание онлайн-платформы для обучения. На такой платформе учащиеся могут получать доступ к видеоурокам, интерактивным заданиям, тестам и другим материалам. Еще одно преимущество дистанционных образовательных технологий - это гибкость в выборе времени и темпа обучения.

Обучающиеся могут изучать материалы в удобное для них время и в своем собственном темпе.

Однако, необходимо учитывать, что использование дистанционных образовательных технологий требует самодисциплины и организации со стороны обучающихся. Они должны быть мотивированы и готовы работать самостоятельно, без постоянного присутствия преподавателя. Также важно обеспечить качественную поддержку со стороны педагогов и техническую поддержку для обучающихся, чтобы они могли эффективно использовать дистанционные образовательные технологии.

В связи с чем, важно, использовать как традиционные формы обучения, а именно прямой контакт преподавателя и обучающихся, так и современные дистанционные образовательные технологии (смешанное обучение). Данный подход способствует разнообразию образовательного процесса и его продуктивности.

В целом, использование дистанционных образовательных технологий имеет много преимуществ и может быть очень актуальным в современном обучении. Они позволяют расширить доступ к образованию, повысить гибкость и эффективность обучения.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы // Официальный сайт Президента Российской Федерации URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 10.07.2023).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №2 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень

ВАШИ ОЖИДАНИЯ ОТ КУРСА?

100% 80% 60% 40% 20% 0% -20%

70%

Результаты

Узнать новую информацию, необходимую для

будущей профессиональной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70%

Познакомиться с новыми цифровыми инструментами

40%

Сформировать навыки проведения профилактической работы с несовершеннолетними по

вовлечению их в деструктивные интернет-сообщества 50%

Считаю, что данная тема мне хорошо известна и нового я ничего не узнаю ответило

0%

Рис. 1. Результаты опроса слушателей

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОПРАВДАЛИСЬ ЛИ ВАШИ ОЖИДАНИЯ ОТ КУРСА?

Нет

Да

0%

20%

40%

60%

80% 100%

I Оправдались ли ваши ожидания от курса?

Рис. 2. Результаты опроса слушателей

нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 11, 17.03.2014 г.

4. Цифра дня: Сколько подростков вовлечены в деструктивные группы в соцсетях? [Электронный ресурс] // Рамблер. URL: https://news.rambler. ru/internet/41961699-tsifra-dnya-skolko-podrostkov-vovlecheny-v-destruktivnye-gruppy-v-sotssetyah/ (дата обращения: 29.07.2022).

5. Ерофеева М. А. Цифровые сервисы и инструменты для организации эффективной подготовки будущих сотрудников МВД России // Противодействие преступности: актуальные проблемы теории и практики» [Электронный ресурс]: материалы XXVI Междунар. науч.-практ. конф. (21-22 мая 2021 г.) / редкол. : Н. Г. Ка-нунникова, М. М. Ардавов, М. М. Хамгоков, Б. А. Тар-чоков, Х. А. Аккаева, Р. Р. Карданов, В. А. Хажироков, Л. А. Геляхова, А. Х. Арипшев, Т. М. Шогенов, И. Г. Гу-тиева, И. Х. Мешев, Л. А. Бураева. Электрон.дан. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2022. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

6. Харламова Д. А. Подготовка курсантов к профилактической деятельности в соцсетях [Электронный ресурс] // Stepik. URL: https://stepik.org/course/132423/ syllabus?auth=login (дата обращения: 05.08.2023).

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of 09.05.2017 On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030 // Official website of the President of the Russian Federation URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (accessed: 10.07.2023).

2. Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 «On Education in the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 845 dated 10/15/2013 «On approval of the Instructions on the organization of the activities of the juvenile affairs units of the Internal Affairs bodies of the Russian Federation» // Bulletin of Normative Acts of Federal Executive Authorities, No. 11, 03.17.2014.

4. Figure of the day: How many teenagers are involved in destructive groups in social networks? [Electronic resource] // Rambler. URL: https://news.rambler.ru/internet/41961699-tsifra-dnya-skolko-podrostkov-vovlecheny-v-destruktivnye-gruppy-v-sotssetyah/ (accessed: 29.07.2022).

5. Erofeeva M. A. Digital services and tools for organizing effective training of future employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Countering crime: actual problems of theory and practice [Electronic resource]: materials of the XXVI International Scientific and Practical Conference (May 21-22, 2021) / Editorial board: N. G. Kanunnikova, M. M. Ardavov, M. M. Khamgokov, B. A. Tarchokov, H. A. Akkaeva, R. R. Kardanov, V. A. Khazhirokov, L. A. Gelyakhova, A. H. Aripshev, T. M. Shogenov, I. G. Gutieva, I. H. Meshev, L. A. Buraeva. Electron.dan. Krasnodar: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. 1 electron.opt. disk (CD-ROM).

6. Kharlamova D. A. Preparation of cadets for preventive activities in social networks [Electronic resource] // Stepik. URL: https://stepik.org/course/132423/ syllabus?auth=login (accessed: 05.08.2023).

Информация об авторе Д. А. Харламова - адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author D. A. Kharlamova - Adjunct of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 22.09.2023; одобрена после рецензирования 20.11.2023; принята к публикации 10.01.2024.

The article was submitted 22.09.2023; approved after reviewing 20.11.2023; accepted for publication 10.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.