Научная статья на тему 'Использование деловых игр при изучении курса "основы рыночной экономики"'

Использование деловых игр при изучении курса "основы рыночной экономики" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / BUSINESS GAME / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ACTIVATION OF TEACHING AND LEARNING ACTIVITIES / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / GAME MODELING / БИЗНЕС-ПЛАН / BUSINESS PLAN / ІСКЕРЛіК ОЙЫН / ОқУ-ТАНЫМДЫЛЫқ қА-БіЛЕТТіН БЕЛСЕНДіЛЕНДіРУ / ОЙЫНДЫқ МОДЕЛДЕУ / БИЗ-НЕС-ЖОСПАРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жантемирова А.Б.

Рассматривается деловая игра, как активная форма повышения качества подготовки специалистов. Описаны преимущества деловой игры в образовательном процессе, приведен пример деловой игры по составлению бизнес-плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of business games in the study course “Fundamentals of a market economy"

Itis considered the business game as an active form of raising the quality of training. Itis written about the advantages of the business game in the educational process, an example of a business game on business plan.

Текст научной работы на тему «Использование деловых игр при изучении курса "основы рыночной экономики"»

шИ

Вестник «Oрлеу»-kst

Жантемирова А.Б.,

КГКП «Костанайский колледж бытсервиса», г. Костанай

Os S

PQ

0

1 О

о о w X О

CL С

ш

-Q

X

X О X

PQ О х

X S

Неггзгг свздер: ¡скерлгк ойын, оцу-танымдылыц ца-бглеттгн белсендглендгру, ойындыц моделдеу, биз-нес-жоспары.

Ключевые слова: деловая игра, активизация учебно-познавательной деятельности, игровое моделирование, бизнес-план.

Keywords: business game, activation of teaching and learning activities, game modeling, business plan.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»

Ацдатпа

Мамандарды дайындау сапасын арттырудьщ бел-сендi формасы, юкерлш ойын тYрiнде карастырылады. Бiлiм беру жYЙесiндегi iскерлiк ойынныц тиiмдiлiгi суреттелген, бизнес-жоспарын к¥ру бойынша iскерлiк ойынга мысал келтiрiлген.

Аннотация

Рассматривается деловая игра, как активная форма повышения качества подготовки специалистов. Описаны преимущества деловой игры в образовательном процессе, приведен пример деловой игры по составлению бизнес-плана.

Annotation

Itis considered the business game as an active form of raising the quality of training. Itis written about the advantages of the business game in the educational process, an example of a business game on business plan.

В современном мире повышаются требования к подготовке выпускников средне-специальных и высших учебных заведений. Специфическими особенностями специалистов становится творческий подход к своей деятельности, готовность к изменению профиля работы или полной переподготовке в соответствии с изменениями сферы труда и занятости, личностные характеристики, мотивация, командное взаимодействие. Возникла прямая зависимость между качеством подготовки специалиста, его трудоустройством, дальнейшей профессиональной карьерой. Поэтому при создании модели подготовки специалиста предполагается использование методов обучения, способствующих эффективному развитию имеющихся у студентов способностей к формированию навыков самостоятельности, системности мышления, умению перестраиваться в соответствии с изменениями в обществе.

Актуальность данной проблемы в том, что активное внедрение в практику преподавания метода деловых игр способно повлиять на качество знаний и умений. В отличие от традиционных форм обучения, использование данного метода позволяет формировать профессиональные умения и деятельную реализацию приобретенных

Вестник «Oрлеу»-kst

ИШ

знаний, моделировать целостное содержание самостоятельной работы. При этом смещается центр значимости с процесса передачи, переработки и усвоения информации на самостоятельную творческую деятельность[1]. Решить обозначенные проблемы хотя бы частично, можно, используя активные методы в обучении. Методы активного обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты [2].

Важность применения учебных деловых игр в том, что это способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умение сравнивать, сопоставлять, соединять воедино, развивает творческие способности, умение находить оптимальные решения поставленных задач, предсказывать ожидаемый результат, находить способ варьирования или перестройки каких-либо компонентов. Кроме того, позволяют упростить приобщение к нормам и ценностям социума, адаптироваться к условиям среды, осуществлять контроль, саморегуляцию, обучение общению, психотерапии, умение выразить свою мысль в устной и письменной форме, умение установить и поддерживать психологический контакт, умение слушать собеседника, понимать его мотивы поведения, психологию, умение доказать или убедить в чем-либо. Основываясь на синтезе педагогических, философских, психологических, социологических, управленческих и организационных аспектов игровой деятельности и ряда практических занятий по игровому моделированию, деловые игры все ближе продвигаются к появлению единой методологической концепции.

Педагогическая суть деловой игры - активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, подготовить к профессиональной практической деятельности. Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совмест-

ной деятельности с другими участниками. В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе игры. Если превращать работу в игру с помощью своей фантазии, изобретательности, то вместо усталости можно получить удовольствие.

Мы на уроках при изучении курса «Основы рыночной экономики» играем с учащимися в игру «Планирование бизнес-плана». Н. Назарбаев сказал: «Стратегическое планирование в XXI веке является правилом номер один. Ибо никакой ветер не будет попутным, если страна не знает маршрута и гавани прибытия» [3]. Бизнес-план - это изложенная на бумаге модель того, что вы хотите достигнуть вашим бизнесом, а также способ, которым вы планируете использовать имеющиеся ресурсы для достижения Ваших целей. Чтобы разработать жизненно важный бизнес-план необходимо знать как можно больше о вашей предстоящей деятельности и тех обстоятельствах, в которых она будет разворачиваться. Необходимо четко определить свою деятельность, чем вы занимаетесь. Рынок - кто будут ваши клиенты, где они находятся, что они хотят, кто ваши конкуренты. Финансы - можете ли вы удовлетворить нужды потенциальных клиентов и получить прибыль. ^

Цели урока - научить обучающихся пла- § нировать бизнес-план и применять полученные знания в реальной жизни; развивать у об- р^ учающихся мыслительную и познавательную ^ деятельность, умение действовать в команде, 2 делать обобщающие выводы; развивать твор- о ческие способности, инициативу, уверенность в себе и в своих силах. 9

Ь

Во время проведения игры, применяют- щ

и

ся методы ведения: словесные, наглядные, ^

ж

задания с решением проблемных ситуаций. ® Используются слайды на интерактивной до- & ске, место действия, таблица бизнес цикла, 3 карточки для хранения денег с карманами § «Бизнес, Расходы, Сбережения», плакат «Су- § пермаркет Майка» (продуктовые карточки и

щН

Вестник «Орлеу»-к81

промышленные), карточки «Непредвиденные жизненные обстоятельства», 3 карточки «Что мы купили», деньги (купюры разного номинала - у.д.е (условные денежные единицы).

В ходе урока все учащиеся делятся на 3 группы. Преподаватель дает разъяснения, что каждая группа становится производителем шляпок. Цель игры - при получении кредита, наличии контракта со шляпным магазином, получить прибыль при выпуске стандартной и нестандартной продукции в течение месяца. При этом надо учитывать еженедельные затраты на покупку сырья, непредвиденные расходы, аренду помещения, выплату кредита с процентами, выдачу зарплаты рабочим, отбракованные материалы. В процессе игры оговариваются некоторые элементы игры:

• банк, где выдают купюры разного номинала в кредит с выплатой процента;

• оптовый магазин, где группы покупают сырьё для шляп;

• супермаркет, куда все группы сдают готовую продукцию по установленным ценам;

• карточки «Что мы купили», «Бизнес», «Расходы», «Сбережения» с карманами для хранения денег. Карточки «Непредвиденные жизненные обстоятельства» представляют собой реальные ситуации, которые проверяют, как были отложены деньги. Каждая группа должна сразу же решить проблему, поставленную данной карточкой.

Таблица бизнес цикла - это главный эле-дч мент деловой игры для всех групп, представ-S ляющий собой период в один месяц. Она щ контролирует ежедневную деятельность уча-§ щихся на протяжении всей игры, чтобы ис-^ пользовать ее в качестве календаря и системы 2 планирования и ведения учета, а также для ^ вычисления прибыли в конце игры.

В процессе игры учащиеся покупают 9 сырье в оптовом магазине, арендуют поме-щ щение, нанимают рабочих, изготавливают tig шляпки, продают продукцию в Супермаркет, ^ получают затраченные деньги плюс прибыль,

t планируют, выплачивают зарплату и аренду. ю В конце игры подсчитывают прибыль, она § должна совпадать с суммой наличных денег. § Далее группы должны подсчитать общий

объем продаж и прокомментировать свои результаты.

На заключительном этапе преподаватель сообщает о достижении целей урока, отмечает активность групп, сообщает оценки обучающимся, выдает домашнее задание [4].

Все деловые игры в той или иной степени решают три основные задачи: воспитательную, образовательную и развлекательную. Благодаря рассмотренному методу, становится возможным легкое и глубокое погружения студентов в реальные условия получаемой им профессии. Полученные после участия в деловых играх навыки особенно ценны для студентов, поскольку позволяют не только укрепить имеющийся теоретический фундамент, но и послужить отправной точкой для приобретения других более сложных профессиональных умений. Знакомство с активными методами обучения способствует формированию новых форм управления персоналом организации, становлению в обществе и на отдельных предприятиях системы непрерывного образования, поскольку именно активные, игровые методы обучения и развития человека являются основой большинства форм и видов послеколледжевского обучения, а также систем повышения квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горелова, И.Н. Деловые игры в экономике и управлении [Текст]: учебное текстовое электронное издание локального распространения/И.Н.Горелова. - Омск: ОмГТУ, 2014.

2. Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий, 2004 г.

3. Казахстан 2050: Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 г.// http://www. akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/ page_215750_poslaшe-prezidenta-respuЫiki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-17-уапуагуа-2014^

4. Методическая разработка урока «Планирование Бизнес-плана», знакомство с бизнесом (обучение основам предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.