Научная статья на тему 'Интерактивные игры как одна из форм продуктивных педагогических технологий в фармацевтическом образовании'

Интерактивные игры как одна из форм продуктивных педагогических технологий в фармацевтическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / АПТЕЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INTERACTIVE TECHNOLOGY / THE GAME BUSINESS / EFFECTIVE COMMUNICATION / PHARMACY ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аджиенко Всеволод Леонидович, Котовская Оксана Вениаминовна, Попова Екатерина Александровна, Таран Олег Леонидович

В данной статье приводится описание интерактивной игры «Эффективные коммуникации в фармации». Основной целью данной деловой игры является всестороннее глубокое понимание студентами форм, методов и технологий эффективных коммуникаций, а также формирование коммуникационных умений и развитие навыков вербальных и невербальных коммуникаций в фармацевтической деятельности. Игра проводится в одной учебной группе, длительность проведения два академических часа и состоит из 6 этапов. Деловая игра «Эффективные коммуникации в фармации» основывается на лекционном материале по теме «Служебные коммуникации и конфликты в аптечных организациях». Деловая игра снабжена комплектом документации, в состав которого входят: проспект игры, сценарий, инструкции игрокам, руководство администратору, руководство экспертной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аджиенко Всеволод Леонидович, Котовская Оксана Вениаминовна, Попова Екатерина Александровна, Таран Олег Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive games as a form of productive pedagogical technologies in pharmaceutical education

This article describes the interactive game “Effective communication in the pharmacy”. The main purpose of this simulation game is a comprehensive deep understanding of students of forms, methods and effective communication technologies, as well as the formation of communication skills and the development of skills of verbal and nonverbal communication in the pharmaceutical business. The game is played in the same study group, the duration of the two academic hours and consists of 6 stages. Business Game “Effective communication in pharmacy” is based on lecture material on “Tools of communication and conflicts in pharmacy organizations”. The business game is equipped with a complete set of documentation, which includes: Avenue of the game, the script instructions to players, management administrator, expert group leadership.

Текст научной работы на тему «Интерактивные игры как одна из форм продуктивных педагогических технологий в фармацевтическом образовании»

УДК 615.12+005.311.7

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОДУКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В.Л. Аджиенко, О.В. Котовская, Е.А. Попова, О.Л. Таран

Пятигорский медико-фармацевтический институт —

филиал ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» г. Пятигорск, Россия

Аннотация. В данной статье приводится описание интерактивной игры «Эффективные коммуникации в фармации». Основной целью данной деловой игры является всестороннее глубокое понимание студентами форм, методов и технологий эффективных коммуникаций, а также формирование коммуникационных умений и развитие навыков вербальных и невербальных коммуникаций в фармацевтической деятельности. Игра проводится в одной учебной группе, длительность проведения — два академических часа и состоит из 6 этапов. Деловая игра «Эффективные коммуникации в фармации» основывается на лекционном материале по теме «Служебные коммуникации и конфликты в аптечных организациях». Деловая игра снабжена комплектом документации, в состав которого входят: проспект игры, сценарий, инструкции игрокам, руководство администратору, руководство экспертной группе.

Ключевые слова: интерактивные технологии, деловая игра, эффективные коммуникации, аптечная организация.

Требования новых профессиональных стандартов в фармации ориентируют вузы на использование более продуктивных форм организации учебного процесса. Интерактивные технологии позволяют полностью вовлечь в учебный процесс всех студентов, повысить их познавательный интерес через проектирование конкретных ситуаций. Интерактивная игра является наиболее действенной формой адаптации к профессиональной деятельности будущих провизоров. Данная форма создает условия экономических взаимоотношений, в которых правила игры могут быть различными в зависимости от тех конечных целей, которые должны быть достигнуты в процессе игры [1; 2].

С помощью игр улучшаются взаимоотношения студентов и преподавателей, причем это относится не только к преподавателям, проводящим деловые игры, но и к преподавателям многих дисциплин, знание которых помогает успешному участию в играх [3]. В качестве примера ниже приводится описание интерактивной игры «Эффективные коммуникации в фармации».

Основной целью данной деловой игры является всестороннее глубокое понимание студентами форм, методов и технологий эффективных коммуникаций, а также формирование коммуникационных умений и развитие навыков вербальных и невербальных коммуникаций в фармацевтической деятельности.

ИНСТРУКЦИИ ИГРОКАМ

Для успешного проведения данной игры требуется, чтобы все участники предварительно прослушали лекции по теме «Служебные коммуникации и конфликты в аптечных организациях», а также изучили соответствующую литературу.

Игра проводится в одной учебной группе, длительность проведения — два академических часа.

Деловая игра состоит из 6 этапов:

— формирование команд, назначение экспертов (3—5 мин);

— передача сообщения (10—15 мин);

— выдача задания для представления товара или выдача задания для составления ргошо-статьи (20—25 мин);

— выдача задания на составление сообщения или выдача задания на объяснение термина «коммуникация» (10—15 мин);

— конкурс зрительских симпатий (5 мин);

— подведение итогов.

На 1-м этапе формирования команд ведущий (преподаватель) предлагает студентам делегировать двух человек в экспертный совет. Затем каждому из участников предлагается выбрать карточку с одной из геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, ромб). По принципу геометрических фигур формируются команды. Объединившись, участники выбирают капитана и название команды.

На 2-м этапе: «Испорченный телефон» каждой команде необходимо расположиться так, чтобы образовалась цепочка. Игроки, возглавляющие цепочку, получают у администратора карточку с сообщениями, читают, отдают задание администратору и возвращаются в свою команду для дальнейшей передачи послания в устной форме от одного участника к другому. Замыкающий сеть полученное сообщение записывает и отдает администратору. Когда все сообщения полечены администратором игры, он зачитывает первоначальный вариант послания и результат коммуникативного процесса.

На третьем этапе «Презентация» каждой игровой команде предлагается провести презентацию схожих товаров аптечного ассортимента. Презентация должна включать приветствие и опираться на основные моменты: свойство (что это за товар (ЛП, средства гигиены, медицинская техника и т.п.), польза (для чего товар применяется), выгода (в чем его преимущества для клиента). Необходимо убедить потенциального покупателя в правильности выбора.

Для проведения успешной презентации желательно помнить о следующих основных принципах: избегать преувеличений, использования превосходной степени, модных слов; прилагать все усилия к превращению слабых сторон предложения в сильные (шансы продать повысятся, если

Сводный перечень

представить посетителю недостаток, о котором он сам хочет сказать или спросить, снизив вероятность возражений и повысив доверие к продавцу); необходимо доказывать все аргументы; не злоупотреблять специальными и техническими терминами (этим продавец настраивает против себя посетителя, который зачастую боится признать, что не понимает, о чем идет речь, задевает его самолюбие); проявлять изобретательность, использовать яркую и образную речь, рисуя посетителю картину тех выгод, которые он получит от товара;

На четвертом этапе «Общественное признание» командам выдаются товары различных производителей и предлагается подготовить статью, которая будет содержать информацию о производителе, направленную на повышения рейтинга фирмы, создания ореола грандиозности, с элементами фандрайзинга (меценатство) и обоснования необходимости приобретения товаров данного производителя.

Пятый этап «Я — провизор» предполагает, что по одному игроку из каждой команды выходят из аудитории. Затем, по очереди они возвращаются в аудиторию, где им предлагается сделать сообщение на заданную тему.

На заключительном этапе «Химики-лирики» командам предлагается составить два четверостишия, содержащих слова: коммуникация, успех, организация, помехи.

На этапе «Конкурс зрительских симпатий» всем командам предлагается выбрать 2-х игроков из конкурирующих команд, которые, на их взгляд, были наиболее компетентны, корректны в поведении.

РУКОВОДСТВО ДЛЯ АДМИНИСТРАТОРА

Деловая игра «Эффективные коммуникации в фармации» основывается на лекционном материале по теме «Служебные коммуникации и конфликты в аптечных организациях». Администратор готовит и предоставляет всем участникам игры методические и инструктивные указания по проведению игры.

Таблица 1

игровых материалов

Игровые материалы и формы Число экземпляров Примечание (ссылка на образец и методику изготовления)

Проспект 1

Сценарий 7

Инструкции игрокам 4 (по количеству игровых команд)

Инструкции экспертам 2

Аджиенко В.Л. и др. Интерактивные игры как одна из форм продуктивных педагогических технологий...

----—

Таблица 2

Инструкция по проведению игры

Действия и их последовательность Краткое содержание Примечание

1 2 3

Определение места изучаемой темы в процессе обучения и ее актуальность Изучение теории и практики коммуникаций позволяет улучшить процесс адаптации организации с изменяющейся внешней средой и повысить эффективность использования внутренних ресурсов

Обозначение целей игры Цели занятия: — определить понятия «коммуникация», «коммуникационная сеть», «обратная связь», «вербальные и невербальные коммуникации», — изучение форм, методов и технологий эффективных коммуникаций; — тренировка навыка аналитического мышления, связанного с системным подходом к решению управленческих проблем; — развитие коммуникативных умений

Назначение (выбор) экспертов Экспертов могут рекомендовать команды или назначить администратор

Формирование команд Каждому из участников предлагается выбрать карточку с одной из геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, ромб). По принципу геометрических фигур формируются команды. Объединившись, участники выбирают капитана и название команды Можно использовать любые другие методы формирования команд

Выдача инструкций игрокам Каждой команде выдается инструкция, перед каждым этапом игры администратор выдает задание с подробными пояснениями

Подведение итогов игры (выводы, обобщения) После оглашения результатов экспертами администратор комментирует правильность ответов, выделяет наиболее активных игроков и подводит итоги игры

В данной деловой игре минимальное число игроков в команде — пять, максимальное — восемь. Один из игроков выполняет роль капитана команды.

На первом этапе администратор в общих чертах знакомит участников с игрой. Затем назначаются эксперты и формируются команды, распределяются роли между игроками. Далее администратор передает участникам материалы игры.

Так, каждая команда должна иметь соответствующую инструкцию. Задания командам выдаются администратором в ходе игры.

На этапе «Испорченный телефон», после сопоставления первоначального сообщения и результатов обратной связи, администратор выделяет основные причины искажения информации, т.е. возникшие барьеры.

Для проведения данного этапов «Презентация» и «Общественное признание» администратору необходимо заранее подготовить раздаточный материал: макеты рекламируемых товаров Резуль-

таты данных этапов комментируются после объявления итогов экспертами.

Этап «Я провизор» предполагает, что из каждой команды один участник (желательно молодой человек) выходит из аудитории. Затем, по очереди, они возвращаются в аудиторию, где им предлагается сделать сообщение на заданную тему: первому — представить, что он проходит собеседование при трудоустройстве в рецептурный отдел и его просят рассказать, как определить соответствие бланка рецепта; второму — представить, что он находится на съемках передачи о профессиях, и он должен коротко рассказать о специфике профессии провизора; третьему — представить, что его пригласили в среднюю школу на урок профориентации для старшеклассников. Игроки должны заходить после окончания предыдущего сообщения.

Перед началом сообщений всем игрокам дается указание хлопать в ладоши при каждом жесте коммуникатора, ничего не комментируя.

После выступления всех участников им предлагается дать свои объяснения поведению аудитории (хлопкам). Администратору следует обратить внимание игроков на значимость невербальных символов как носителей дополнительной информации о коммуникаторе.

В заключении администратору необходимо подвести общий итог, дать оценку проведенной игре, обсудить отдельные моменты и положение темы, в рамках которой проводилась игра.

РУКОВОДСТВО ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЕ

Экспертам выдается сценарий игры, который включает подробное описание этапов, заданий, эталонных ответов, а также критерии оценок для каждого этапа.

Каждый эксперт самостоятельно оценивает все этапы игры. По окончании основных этапов, эксперты суммируют результаты, оглашают общий итог и комментируют свое решение.

Деловая игра снабжена комплектом документации, в состав которого входят: проспект игры, сценарий, инструкции игрокам, руководство администратору, руководство экспертной группе.

После окончания игры обязательно проводится групповое обсуждение — как самого процесса игры, так и ее результата. Преподаватель должен проанализировать успешные и неуспешные стратегии, которые использовали студенты; поддержать тех игроков, которые были близки к цели, но из-за неуверенности в себе отказались от выгодной стратегии; подчеркнуть сильные стороны игроков.

Таким образом, изучение темы «Служебные коммуникации в аптечной организации» в форме деловой игры способствует овладению студентами навыков профессионального общения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Активные и интерактивные образовательные (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.

2. Пашковская И.Н. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО. Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава / И. Н. Пашковская, Н.И. Королева. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской и др. М.: КНОРУС, 2010.

INTERACTIVE GAMES AS A FORM OF PRODUCTIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN PHARMACEUTICAL EDUCATION

V.L. Adzienko, O. V. Kotovskaya, E.A. Popova, O.L. Taran

Pyatigorsk medico-pharmaceutical Institute — branch of Volgograd State Medical University Pyatigorsk, Russia

Annotation. This article describes the interactive game "Effective communication in the pharmacy". The main purpose of this simulation game is a comprehensive deep understanding of students of forms, methods and effective communication technologies, as well as the formation of communication skills and the development of skills of verbal and nonverbal communication in the pharmaceutical business. The game is played in the same study group, the duration of the — two academic hours and consists of 6 stages. Business Game "Effective communication in pharmacy" is based on lecture material on "Tools of communication and conflicts in pharmacy organizations". The business game is equipped with a complete set of documentation, which includes: Avenue of the game, the script instructions to players, management administrator, expert group leadership.

Key words: interactive technology, the game business, effective communication, pharmacy organization.

REFERENCES

1. Active and interactive learning (forms of employment) in high school: a tutorial. Comp. T.G. Mukhina. Nizhny Novgorod, NNGASU, 2013.

2. Pashkovskaya I.N., Koroleva N.I. Development and implementation of innovative educational technologies in the

educational process with the introduction of the new FGOS VPO. Guidelines for faculty. St.Petersburg, Pab. SPbSUSE, 2011.

3. Modern educational technology: the manual. Ed. N.V. Bordovskoy etc. Moscow, KNORUS, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.