Научная статья на тему 'Исполнительская деятельность учителя музыки в системе профессионально-ценностных координат'

Исполнительская деятельность учителя музыки в системе профессионально-ценностных координат Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / MUSIC TEACHER / ИС-ПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬ-НЫЕ ЦЕННОСТИ / PROFESSIONAL VALUES / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERFORMANCE ACTIVITY / VALUE-ORIENTED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбуллина Рашида Файзеловна

В статье показана обусловленность исполнительской деятельности учителя музыки закономерностями музыкально-образовательного процесса. В соответствии с выдвинутым положением через взаимное преломление аксиологических характеристик педагогической деятельности и аксиологической трактовки функций искусства раскрыто содержание музыкально-педагогических ценностей. В связи с исполнением музыкального произведения в условиях образовательного процесса представлено содержание ценностно-ориентационной деятельности учителя музыки. Дана технологическая модель, отражающая этапы этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайбуллина Рашида Файзеловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performing Activity of Teacher of Music in System of Professional-Valuable Coordinates

The article is devoted to teacher's of music performance activity depended on the principles of musical-educational process. In accordance with the set propositions, interlinked interpretation of axiological characteristics of pedagogical activity and axiological representation of art functions showed the contents of musical-pedagogical values. In connection with musical composition performance within the framework of pedagogical process, teacher's of music value-oriented activity presented. Technological model, representing stages of such activity, represented in the article.

Текст научной работы на тему «Исполнительская деятельность учителя музыки в системе профессионально-ценностных координат»

ции [Электронный ресурс]. - Октябрь, 2011. -URL: http://web.snauka.ru/issues/2011 (дата обращения: 27.06.2016).

9. Рязанцев А. А. Профессиональные заболевания музыкантов и их профилактика средствами физической культуры [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusnauka.com/ 33_DWS_2010/33_DWS_2010/Pedagogica/742 37.doc.htm (дата обращения: 14.07.2016).

10. Савников Ю. А. Формирование универсальных учебных действий современными средствами обучения / Ю. А. Савников, Т. В. Дубовицкая // Alma mater. - 2014. -№ 1. - С. 74-79.

11. Сергеев В. А., Кипчарская Е. В., Подымало Д. К. Основы инновационного проектирования: учеб. пособие. - Ульяновск, 2010. - С. 92.

12. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическая наука и образование. -2006. - № 4.

13. Торкунова Ю. В. Информационно-аналитический подход к развитию инновационной образовательной деятельности вуза // Высшее образование сегодня. - 2010. -№ 12. - С. 2-5.

14. Coping with Music Performance Anxiety // UW-Eau Claire Counseling Services [Электронный ресурс]. - URL: http://www. uwec.edu/Counsel/pubs/selfhelp/musicanxiety.ht ml (дата обращения: 30.09.2016).

15. Goals for the Center for Arts and Wellness // George Mason University Center for Arts and Wellness [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gmu.edu/centers/ artswellness/ goals. html (дата обращения: 30.09.2016).

16. Overuse Injury in Musicians // George Mason University Center for Arts and Wellness [Электронный ресурс]. - URL: http://www. gmu.edu/centers/artswellness/overuseinjury.html (дата обращения: 30.09.2016).

17. Fenema, E. Van, J. Julsing, I. Carlier. Musicians Seeking Psychiatric Help: a Closer Look at Performance Anxiety // European Psychiatry. - 2012. - № 27. - P. 156.

18. Hochschule fur Musik Freiburg [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.mh-frei burg.de/start/ (дата обращения: 10.08.2016).

Р. Ф. Хайбуллина

УДК 378.016:78

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ КООРДИНАТ

1 многосторонней профессиональной деятельности учителя музыки особое место занимает музыкальное исполнительство. Оно является, пожалуй, наиболее действенным средством музыкального развития школьников и их приобщения к музыкальной культуре. Не случайно музыкально-исполнительская деятельность рассматривается в настоящее время как неделимая часть музыкально-педагогической профессии [1; 7]. Своеобразно преломляясь сквозь призму профессиональных задач, решаемых учителем-музыкантом, музыкальное исполнительство приобретает педагогическую направленность, в чем и состоит его главное отличие от деятельности профессионального исполнителя. Такая обусловленность исполнительской деятельности учителя музыки закономерностями музыкально-образовательного процесса предполагает ее детерминацию определенной системой ценностных координат.

В то же время, как показал проведенный нами обзор музыкально-педагогической литературы, на сегодняшний день проблема музыкально-педагогических ценностей является мало разработанной. Наиболее значительные труды в данной области принадлежат А. И. Щербаковой, разработавшей теорию ориентации личности в мире музыкальных и музыкально-педагогических ценностей [11]. Однако следует признать, что содержание музыкально-педагогических ценностей остается не до конца определенным, и какая-либо организованная

20/6-

система их классификации затруднена. В связи с этим обозначилась необходимость в раскрытии аксиологических характеристик исполнительской деятельности учителя музыки и в разработке технологической модели, задающей этой деятельности определенные ценностные ориентиры.

Отмечая определенную вариативность в толковании понятия «ценности», мы остановились на их трактовке как того, что люди признают самым главным, стоящим над всем остальным, что они уважают и к чему стремятся, что считают значимым для своей жизни, что определяет их представление о нормах поведения и о критериях успешности жизнедеятельности [9]. Из данного определения следует, что каждый человек имеет собственную иерархически упорядоченную систему ценностей. Она формируется в его сознании в течение всей жизни с позиции удовлетворения его индивидуальных интересов и потребностей и под влиянием различных социальных факторов. Одним из таких факторов выступает профессиональная группа, в рамках которой продуцируются присущие ей ценности. Таким образом, рассматривая систему профессиональных ценностей учителя музыки, можно говорить о ее объективно-субъективном характере. Это значит, что в каждом конкретном случае ее содержание будет определяться тем, насколько существующие в виде общественно принятого идеала музыкально-педагогические ценности приобретут для учителя музыки личностный смысл.

Их определение как эталонного ориентира в исполнительской деятельности учителя музыки мы сочли возможным через взаимное преломление аксиологических характеристик педагогической деятельности и аксиологической трактовки функций искусства, рассматриваемых как «...те ценности, которыми руководствуется художник при создании произведения и которые принимает во внимание аудитория, воспринимая это произведение» [6, с. 176]. Основанием для такого подхода к рассмотрению ценностной составляющей исполнительской деятельности учителя музыки является признание ее целостности, реализуе-

мой в единстве педагогической и художественной сторон.

Проведенный нами теоретический анализ работ Ю. Б. Борева, И. Ф. Исаева, М. С. Кагана, И. П. Никитиной, В. А. Сластёнина, Г. И. Чи-жаковой и др. [2; 3; 4; 6; 8] позволил отнести к числу профессиональных ценностей учителя музыки следующие:

- самобытная развивающаяся личность ученика как высшая педагогическая ценность;

- музыка как средство его духовного обогащения;

- Добро, Красота, Свобода, Воспитание как общечеловеческие ценности музыкально-педагогической деятельности;

- общие музыкально-теоретические знания, осведомленность в теории музыкального исполнительства, представление об исполнительских традициях как ценности-знания учителя музыки;

- качества личности учителя-музыканта, производные от целого ряда не только общепрофессиональных, но и специальных музыкально-исполнительских способностей как ценности-качества;

- владение музыкально-исполнительскими навыками и способами действий как ценности-умения и ценности-навыки учителя музыки;

- возможность саморазвития исполнительских способностей и художественно-творческого потенциала; свобода художественного творчества; приобщенность к творчеству композитора, радость сотворчества, возможность собственного творчества; самовыражение в исполнительстве; возможность художественного общения; познание мира и себя в нем (самопознание) как ценности, раскрывающие личностное значение и смысл музыкально-педагогической исполнительской деятельности;

- функциональные ценности: социализация индивида, приобщение его к мировой и национальной музыкальной культуре; коммуникативная; оректическая (внушающая); когнитивная (познавательная); духовно-преобразующая [10].

Овладение музыкально-педагогическими ценностями происходит в процессе профес-

сиональной подготовки специалиста и осуществления им соответствующей деятельности через механизм превращения внешних стимулов в профессионально-личностную ценность. Сложившаяся таким образом у учителя музыки индивидуальная система профессиональных ценностей образует базу для цен-ностно-ориентационной деятельности в музыкально-педагогическом процессе, включающем музыкальное исполнение в качестве своей неделимой части.

При рассмотрении ценностно-ориентаци-онной деятельности учителя музыки мы используем две основные опорные позиции.

Одна из них базируется на положении, согласно которому ценностно-ориентацион-ная деятельность, связанная с художественной культурой, предполагает оценку произведений искусства, а вместе с ними и различных творческих методов, стилей, направлений художественного развития [5]. Из этого следует, что ценностно-ориентационная деятельность учителя-музыканта по отношению к исполняемому произведению должна быть направлена, во-первых, на оценку данного сочинения как произведения искусства и, во-вторых, самого исполнения как способа реализации творческого метода.

Фундаментом второй позиции является принцип целеполагания в педагогической деятельности, реализация которого в музыкальном исполнительстве учителя имеет свои особенности. Это обусловливается тем, что любая исполнительская деятельность опирается на продукт авторского творчества и им предопределяется. Но если в самом общем плане целью исполнительской деятельности профессионала-музыканта, в первую очередь, является донесение авторского замысла до слушателя, то конечная цель исполнительской педагогической деятельности - оптимальное развитие личности подрастающего гражданина. Поэтому оценка музыкальных произведений с целью их отбора в соответствии с поставленными задачами играет в исполнительской деятельности учителя музыки особенно важную роль.

Мы предлагаем технологическую модель, отражающую этапы ценностно-ориентацион-

ной деятельности учителя музыки, направленной на исполняемое им произведение.

В данной модели непосредственной оценке произведения предшествует этап постановки педагогических задач, которые должны быть решены в процессе музыкально-педагогического взаимодействия. Ориентация учителя при этом на исполнительскую деятельность основывается на вхождении музыкального исполнительства в его индивидуальную систему педагогических ценностей.

Начальный этап оценки произведения включает соотнесение его с критериями художественности и педагогической целесообразности.

Оценка по первому критерию необходима потому, что бедность содержания или несовершенство формы музыкального произведения неминуемо будут служить препятствием для проявления в полной мере тех функций искусства, использование которых позволило бы учителю достичь желаемых педагогических результатов.

Оценка произведения по критерию педагогической целесообразности определяет его значение (ценность) для субъекта педагогической деятельности. При этом он опирается на имеющуюся у него индивидуальную систему профессиональных ценностей, в первую очередь, - на функциональные ценности, так как именно через них раскрывается роль исполнительства в профессиональной деятельности учителя музыки.

Еще один аспект оценки на данном этапе - самооценка, позволяющая музыканту установить наличие у него исполнительских средств, необходимых для достижения поставленных целей.

На основе полученных оценок устанавливается связь между оцениваемыми объектами (авторским произведением и исполнительским «Я» музыканта) и потребностями деятельности субъекта (учителя музыки).

Необходимым в исполнительской деятельности музыканта является этап разучивания произведения, создания собственной исполнительской версии. Данный этап, как правило, отличается определенной продолжитель-

20/6-

ностью. В процессе освоения произведения музыкант опирается на ключевые исполнительские ценности, одной из которых является мастерство, необходимое для художественно полноценного воплощения исполнительского замысла. Поскольку исполнительская деятельность отличается от других совпадением процесса и результата, то ценностно-ориентацион-ная деятельность на рассматриваемом этапе направлена на сопоставление реального звучания с имеющимися на данный момент в сознании музыканта исполнительскими ценностями.

Результатом ценностно-ориентационной деятельности на данном этапе является установление связи между используемыми музыкантом методами и средствами исполнительской деятельности и теми ценностями, к достижению которых он стремится.

Основным по значению этапом в исполнительской деятельности учителя музыки является исполнение произведения на школьном уроке. Музыкально-исполнительская деятельность служит учителю средством для решения стоящих перед ним воспитательных задач. М. С. Каган дает «самое краткое и точное определение воспитания - формирование системы ценностей человека». Он видит «суть воспитания - в приобщении воспитуемого к ценностям воспитателя, а не в информировании о ценностях, не в их изучении и не в их навязывании» [4, с. 472]. Такой подход к воспитанию позволяет считать исполнительскую деятельность учителя музыки важным фактором формирования системы ценностей ученика через приобщение его к ценностям учителя, которое достигается благодаря возникающему в музыкально-педагогическом взаимодействии диалогу, а точнее, полилогу между музыкальным произведением (как субъективированным объектом), исполнителем-учителем и слушателями-учениками. Поэтому результатом исполнительской деятельности учителя музыки при рассмотрении ее с аксиологических позиций следует считать достижение ценностей, постигаемых учащимися в процессе музыкально-педагогического взаимодействия.

Информацию о ценностях, достигнутых в результате исполнительской деятельности, учитель музыки получает через механизм специально организуемой им обратной связи. Возможно и спонтанное возникновение последней в виде непосредственной эмоциональной реакции слушателей.

Таким образом, ценностно-ориентацион-ная деятельность на данном этапе протекает как установление того, были ли достигнуты необходимые ценности в исполнительской деятельности учителя музыки. Механизмом оценки служит сопоставление информации, полученной при помощи обратной связи, с ориентирами, намеченными на начальном этапе деятельности.

Реализация данной технологии осуществляется как в процессе ценностно-ориента-ционной деятельности в целом, так и на каждом из основных ее этапов по схеме: потребности // цель - содержание - метод - результат. Потребности формируют цель, цель достигается через усвоение содержания, усвоение содержания происходит через метод. Следуя этой схеме, учитель-музыкант ориентируется в своей исполнительской деятельности, последовательно отвечая на вопросы:

1. «Для чего?» (Достигаемая ценность, цель).

2. «Что?» (Осваиваемое содержание).

3. «Как?» (Способ освоения содержания, метод).

4. «Что должно получиться (получилось)?» (Прогнозируемый или достигнутый результат).

Содержание данной технологической цепочки отражено в таблице 1.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в исполнительской деятельности учителя музыки система сложившихся у него ценностных ори-ентаций играет основополагающую и направляющую роль. Данная система отражает сложную природу исполнительской деятельности учителя музыки, протекающей в двух пересекающихся плоскостях - педагогической и художественной. Ценностно-ориентационная деятельность по отношению к исполняемому

Таблица 1

Ценностные ориентиры инструментально-исполнительской деятельности учителя музыки

Этапы Цель Содержание Метод Результат (планируемый или достигнутый)

Предшествующий Воспитание (общечеловеческая ценность) Музыка (общечеловеческая и эстетическая ценность) Музыкальное исполнительство (ценность - средство) Преобразование внутреннего образа ученика (высшая ценность)

I этап Постановка педагогической задачи (достижение педагогической ценности) Музыкальное произведение как фрагмент мира музыкальных ценностей 1. Оценка по критерию художественности и педагогической целесообразности. 2. Самооценка на основе ценностей-качеств, ценностей-знаний, ценностей-умений, ценностей-навыков Решение педагогической задачи (приобщение ученика к определенным ценностям)

II этап Исполнительское освоение произведения (достижение художественной ценности исполнения) Собственное исполнение как художественная и педагогическая ценность Самооценка исполнения по критериям художественности и исполнительского мастерства Достигнутый уровень исполнения (достигнутая художественная ценность)

III этап Достижение педагогических ценностей Исполнительская версия авторского сочинения (ценность-средство; ценность, раскрывающая личностное значение и смысл музыкально-педагогической исполнительской деятельности) Интерпретация информации, получаемой по каналам обратной связи. Самооценка исполнения по критериям педагогической целесообразности и исполнительского мастерства Преобразование внутреннего образа ученика (высшая ценность)

произведению является сознательно направляемым процессом, в основе которого лежит художественно-педагогический ценностно-ориентационный анализ. В процессе его проведения у учителя музыки формируется личностное, а не навязанное со стороны ценностное отношение к исполняемому произве-

дению, к собственной исполнительской деятельности и к самому себе как ее субъекту.

АННОТАЦИЯ

В статье показана обусловленность исполнительской деятельности учителя музыки закономерностями музыкально-образовательного процесса. В соответствии с выдвинутым

20/6/f-

положением через взаимное преломление аксиологических характеристик педагогической деятельности и аксиологической трактовки функций искусства раскрыто содержание музыкально-педагогических ценностей. В связи с исполнением музыкального произведения в условиях образовательного процесса представлено содержание ценностно-ориентационной деятельности учителя музыки. Дана технологическая модель, отражающая этапы этой деятельности.

Ключевые слова: учитель музыки, исполнительская деятельность, профессиональные ценности, ценностно-ориентационная деятельность.

SUMMARY

The article is devoted to teacher's of music performance activity depended on the principles of musical-educational process. In accordance with the set propositions, interlinked interprettation of axiological characteristics of pedagogical activity and axiological representation of art functions showed the contents of musical-pedagogical values. In connection with musical composition performance within the framework of pedagogical process, teacher's of music value-oriented activity presented. Technological model, representing stages of such activity, represented in the article.

Key words: music teacher, performance activity, professional values, value-oriented activity.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004.

2. Борев Ю.В. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Асстрель, 2005.

3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

4. Каган М. С. Философская теория цен-но-сти: Избранные труды в 7 томах. - СПб.: Петрополис, 2006. - Т. 2. Теоретические проблемы философии. - С. 327-499.

5. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа Избранные

труды в 7 томах. - СПб.: Петрополис, 2006. -Т. II. Теоретические проблемы философии. -С. 9-163.

6. Никитина И. П. Философия искусства: учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2008.

7. Салитова Ф. Ш. О подготовке музыкально-педагогических кадров высшей квалификации в республике Татарстан: история, современное состояние, перспективы // Образование и саморазвитие. - 2013. - № 1 (35). -С. 202-207.

8. Сластёнин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2003.

9. Тезаурус для педагогов-экспериментаторов [Электронный ресурс]. - URL: http:// didacts.ru/dictionary/1038 (дата обращения 14.10.2016).

10. Хайбуллина Р. Ф. Методологическое обоснование аксиологической модели исполнительской культуры учителя музыки: матер. VII Международ. науч.-практ. конф. Этноди-дактика народов России: от национальных образовательных систем - к глобальному образовательному пространству. Нижнекамск, 28 апреля 2009 г. / науч. ред. Ф. Г .Ялалов. -Нижнекамск: НМИ, 2009.

11. Щербакова А. И. Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.