Библиографический список
1. Бурлюкина, Е.В. Маркетинговое управление востребованностью специалистов в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Пенза, 2006.
2. Харитонова, Е.В. Социально-профессиональная востребованность личности на этапах жизненного и профессионального пути: монография. - Краснодар, 2011.
3. Клинкова, Е.В. Трудовая мобильность человеческих ресурсов: социальный механизм формирования трудового потенциала промышленных предприятий: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Волгоград, 2009.
4. Чернявская, В.С. Опыт разработки критериев и показателей метамышления, как категории востребованности выпускника, в условиях реализации кросс-технологий / В.С. Чернявская, А.К. Самойличенко, С.Г. Несмеянов // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6.
5. Самойличенко, А.К. Развитие метакомпетенций студентов как психологическая основа будущей востребованности рынком труда / А.К. Самойличенко, В.Р Малахова // Современные исследования социальных проблем. - Красноярск. - 2012. № 12(20).
6. Тихомиров, О. К. Психология мышления: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2007.
7. Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко. - СПб., 2007.
8. Гингер, С. Гештальт: искусство контакта. - М.; Культура, 2010.
9. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) // Т.В. Румянцева. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб., 2006.
Bibliography
1. Burlyukina, E.V. Marketingovoe upravlenie vostrebovannostjyu specialistov v sisteme vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ehkonom. nauk. - Penza, 2006.
2. Kharitonova, E.V. Socialjno-professionaljnaya vostrebovannostj lichnosti na ehtapakh zhiznennogo i professionaljnogo puti: monografiya. -Krasnodar, 2011.
3. Klinkova, E.V. Trudovaya mobiljnostj chelovecheskikh resursov: socialjnihyj mekhanizm formirovaniya trudovogo potenciala promihshlennihkh predpriyatiyj: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. - Volgograd, 2009.
4. Chernyavskaya, V.S. Opiht razrabotki kriteriev i pokazateleyj metamihshleniya, kak kategorii vostrebovannosti vihpusknika, v usloviyakh realizacii kross-tekhnologiyj / V.S. Chernyavskaya, A.K. Samoyjlichenko, S.G.Nesmeyanov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 6.
5. Samoyjlichenko, A.K. Razvitie metakompetenciyj studentov kak psikhologicheskaya osnova budutheyj vostrebovannosti rihnkom truda /
A.K. Samoyjlichenko, V.R. Malakhova // Sovremennihe issledovaniya socialjnihkh problem. - Krasnoyarsk. - 2012. № 12(20).
6. Tikhomirov, O. K. Psikhologiya mihshleniya: ucheb. posob. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2007.
7. Burlachuk, L.F. Psikhoterapiya: uchebnik dlya vuzov / L. F. Burlachuk, A.S. Kocharyan, M.E. Zhidko. - SPb., 2007.
8. Ginger, S. Geshtaljt: iskusstvo kontakta. - M.; Kuljtura, 2010.
9. Test Kuna. Test «Kto Ya?» (M. Kun, T. Makpartlend; modifikaciya T.V. Rumyancevoyj) // T.V. Rumyanceva. Psikhologicheskoe konsuljtirovanie: diagnostika otnosheniyj v pare. - SPb., 2006.
Статья поступила в редакцию 13.05.13
УДК 378
Telegina N.O. PERFORMING WILLINGNESS AS A BASE OF MUSICIAN'S FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY.
The notion of willingness to musical and performing activity deduced on the basis of willingness definition in Psychological and Pedagogical sciences; the author develops its structure, suggests educational methods of its formation.
Key words: willingness, activity, musical and performing activity, willingness to musical and performing activity.
Н.О. Телегина, ст. преп. ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА
Основываясь на определении готовности в психологической и педагогической науках, теории деятельности выводится понятие готовности к музыкально-исполнительской деятельности, разрабатывается её структура, предлагаются соответствующие методы обучения, направленные на её формирование.
Ключевые слова: готовность, деятельность, музыкально-исполнительская деятельность, готовность к музыкально-исполнительской деятельности.
В наши дни ценностное отношение к культуре и искусству утрачено. Становиться музыкантом-исполнителем не престижно. Учащиеся профессиональных музыкальных учебных заведений, не чувствуя актуальности исполнительской деятельности, не понимают своего предназначения и со временем уходят из профессии музыканта, так как не готовы самостоятельно поднимать это искусство на должный уровень. Связано это с тем, что многие студенты во время обучения недостаточно четко понимают, что такое музыкально-исполнительская деятельность и что необходимо для того, чтобы стать востребованным профессионалом. Требования же к профессионализму и мастерству музыкантов-исполнителей постоянно растут. В данной ситуации особенно остро встает вопрос формирования готовности к исполнительской деятельности в процессе профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов.
Проблема формирования готовности к музыкально-педагогической деятельности являлась предметом некоторых музыкально-педагогических исследований, направленных на общепрофессиональную готовность учителя к музыкально-педагоги-
ческой деятельности (З.В. Румянцева), к художественно-педагогической деятельности (И.В. Прокофьева), а также отдельных исследований исполнительских направлений - музыкально-инструментальной деятельности будущих учителей начальных классов (О.В. Воробьева), работы с хором (Т.А. Первушина), подготовки будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности (О.Н. Лысакова).
Исследований, посвященных формированию готовности к исполнительской деятельности музыкантов-инструментали-стов на этапе высшего профессионального образования не проводилось.
Готовность является необходимой составляющей человеческой жизнедеятельности и показателем его профессионализма. В настоящее время количество работ и направлений исследований, связанных с данным вопросом, особенно в отношении различных видов профессиональной деятельности, значительно возросло. Это объясняется повышением требований к качеству результата трудовой деятельности.
Выявление структуры и особенностей формирования готовности изначально предполагает осмысление и конкретизацию понятия готовности. Существует множество дефиниций готовности, характеристика структуры, содержания, основных параметров готовности, а также условий, влияющих на ее развитие. Эти вопросы изучены в работах ученых: В.И. Байденко, М.И. Дьяченко, С.В. Завицкой, Г.И. Ибрагимова, Ю.Е. Калугина, Л.А. Кандыбович, О.М. Краснорядцевой, Н.В. Кузьминой,
A.К. Марковой, Л.А. Одинцовой, Б. Оскарссон, И.В. Прокофьевой, З.В. Румянцевой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Д.Н. Узнадзе, А.Э. Штейнмеца и др.
Понятие «готовность» многогранно и в широком смысле означает «согласие сделать что-нибудь» или «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [1].
Готовность к трудовой деятельности является сложным структурным образованием. Некоторые исследователи предлагают модели готовности к деятельности, включающие следующие структурные компоненты: знания о предстоящей деятельности и о пути достижения результата, умения и навыки, необходимые для достижения поставленных целей, осознание актуальности деятельности, нравственная зрелость, максимальное использование своих возможностей, творческое отношение и подход к работе, а также физическая и моральная устойчивость [2].
Некоторые ученые понимают готовность не только как основу осуществления любой деятельности, но и как фундаментальное условие выполнения деятельности (А.Г. Асмолов, М.И. Дьяченко, Н.Д. Левитов, Л.А. Кандыбович и др.).
Подробно вопросы готовности разработаны современной психологической наукой. Готовность определяется психологами как ведущая составляющая деятельности. А.К. Маркова отмечает, что «психологическая готовность к труду - установка на труд, состояние мобилизации всех психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» [3, с. 106]. Всякому труду предшествует готовность к профессиональной деятельности. Такая готовность характеризуется как психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осмысление человеком своих целей, оценку имеющихся условий, нахождение способов действий, прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей.
В современнойпедагогической наукепонятие готовностиин-терпретируетсядовольно обширно. Следует отметить, что
B.А. Сластенин считает, что, с точки зрения педагогики, профессионализм является единством теоретической и практической готовности.Теоретическая готовность рассматривается как совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Формой проявления теоретической готовности является теоретическая деятельность, проявляющаяся вобобщенном умении мыслить, что предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений. Теоретическая готовность является основой для практической готовности и без практического применения фактически не имеет ценности. Формой практической готовности являются внешне наблюдаемые умения и действия, организаторские и коммуникативные [4].
Г.И. Ибрагимов определяет готовность к педагогической деятельности как параметр оценки качества подготовки специалиста. Он с сожалением отмечает, что выпускники учебных заведений часто оказываются неконкурентоспособными [5].
В.В. Сериков определяет два подхода к изучению готовности: аналитический и личностный. В первом анализируются свойства, характеризующие деятельность. Во втором - комплекс разнородных свойств личности, направленных на деятельность.
В.В. Сериков характеризует готовность как систему качеств личности, сформированных индивидуально, готовность, по его мнению, проявляется в положительном отношении к деятельности и стремлении к качеству достигаемых результатов [2].
Ю.Е. Калугин рассматривает готовность как качество личности, умеющей соотносить знания и реальность, способной находить ответы и ориентироваться в источниках информации. Готовность отражает состояние, в котором человек способен приступить к чему-либо в любой момент. В структуру данного понятия, по мнению Ю.Е. Калугина, входят следующие компоненты: мотивационно-деятельностный, специальные знания и умения, самоуправленческие умения, и компонент, благодаря которому поддерживается связь объекта с выделенными компонентами [6].
Как видим, готовность имеет множество значений и понимается ученымипо-разному:согласие, состояние, основа, условие, установка, профессионализм, качество, направленность, параметр, процесс, совокупность, результат... Несмотря на разнообразные определения, общим моментом для них является личность, обладающая знаниями, умениями и навыками, которая выполняет или собирается выполнить какую-либо деятельность.
Ученые, занимающиеся изучением готовности,связывают ее в первую очередь с деятельностью. В отечественной психологии разработан ряд продуктивных концепций деятельности и методических подходов к ее изучению. Это, прежде всего, работы общетеоретического плана А.Н. Леонтьева, В.И. Петрушина
С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова, а также исследования, выполненные в русле психологии труда и инженерной психологии Б.Ф. Ломова и др.
С.Л. Рубинштейн писал, что действие всегда связано с деятельностью человека. Ход деятельности обусловливается рядом задач, решение которых и является деятельностью. Из задач вытекают мотивы деятельности, которые являются импульсом к действию. Мотивы связаны с целью, так как мотивом является стремление ее достигнуть [7].
Для нас практический интерес в разработке структуры готовности к исполнительской деятельности представляют модель деятельности В.Д. Шадрикова и структура деятельности В.И. Петрушина.
В.Д. Шадриков предложил представить деятельность в виде модели. Эта модель рассматривается как теоретическое обобщение, где отражаются общие для любой деятельности компоненты и их связи. Такой моделью можно пользоваться при анализе любой деятельности. Основными её компонентами явля-ютсяфункциональные блоки: мотивы деятельности; цели деятельности; программы деятельности; информационная основа деятельности; принятие решений; подсистема деятельностно важных качеств. Все блоки взаимосвязаны и взаимопроникаемы, и представляют собой отдельные аспекты функционирования психологической системы деятельности. Предложенная модель несколько громоздка, однако, она может служить основой в рассмотрении процессов, реализующих практически любой вид деятельности [8].
Структура человеческой деятельности, разработанная В.И. Петрушиным, состоит из четырех компонентов: опыт эмоционально-ценностного отношения к миру; постоянно накапливающиеся и изменяющиеся знания; способы деятельности и опыт их осуществления; опыт творческой деятельности.
Рассмотрим специфические особенности музыкально-исполнительской деятельности. Вопросы музыкально-исполнительской деятельности освещены в трудах выдающихся зарубежных ученых и музыкантов: А. Корто, Э. Курта, Л. Маккиннона, К. Мартинсена, Г. Римана, К. Сишора, А. Швейцера, К. Штум-пфа и др.; отечественных исследователей в области общей и музыкальной психологии (Б.Г. Ананьева, Л.Л. Бочкарева, Л.С. Выготского, А.Л. Готсдинера, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе и др.); музыковедов (М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкин-ского, Б.В. Яворского); музыкантов-педагогов (Л.А. Баренбойма, М.М. Берлянчика, В.Ю. Григорьева, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Когана, С.М. Майкапара, Я.И. Мильштейна, Г.Г. Нейгауза, В.И. Петрушина, В.Г. Ражникова, Г.М. Цыпина).
Музыкально-исполнительская деятельность, по мнению М.Д. Корноухова,заключается в исполнительской демонстрации музыкальных произведений, владении исполнительским репертуаром из произведений разнообразных жанров и стилей, концертмейстерском и ансамблевом музицировании, «носит ярко выраженный личностный характер, объединяя в себе и творческий процесс, и продукт этого процесса», и «обладает художественной ценностью» [9, с. 21].
Сфера исполнительства охватывает всё музыкальное искусство. Искусство делится на исполнительское и неисполнительское. Причем исполнительство существует не во всех видах искусств. Существует мнение, что в неисполнительском искусстве произведения считаются законченными, а в исполнительском - их досоздает исполнитель (Ю. Кремлев, Р. Здобнов, Г. Коган, Е. Гуренко и др.). Другое мнение состоит в том, что законченное произведение создает композитор, исполнитель же является не соавтором, а лишь проводником между композитором и слушателем (Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель). Некоторые исследователи делают разделение в самом музыкальном искус-
стве, считая, что существует «композиторское произведение» и «исполнительское» (Б. Кузнецов, Ю. Капустин, Е. Бодина) [10].
Г.М. Коган определяет музыкальное исполнительство как умение повторно воссоздавать музыкальное произведение. Б.В. Асафьев определяет исполнительство как триединый процесс: композитор - исполнитель - слушатель, причем он впервые ввел в этот процесс слушателя. Н.П. Корыхалова в своем исследовании выводит формулу музыкально-исполнительского искусстваиз четырех звеньев: «композитор - произведение -исполнитель - слушатель». Г.Г. Нейгауз определяет музыкальное исполнительство как единство трех элементов: исполняемое (музыкальное произведение), исполнитель и инструмент. Исполнитель в этом триединстве занимает центральное место. Д.А. Башкиров очень коротко и по-исполнительски точно определил четыре составляющих процесса исполнения: разум, слух, пальцы и сердце. Причем, от того, в каком порядке расставить эти компоненты, зависит творческий облик музыканта.
Задачей исполнительского искусства является раскрытие музыкального образа произведения, передача глубокого художественного содержания и его воспроизведение. Композиторский текст - это лишь «чертеж, архитектурный каркас» (А. Б. Гольденвейзер). Именно исполнитель дает жизнь музыкальному произведению, поднимая его до уровня искусства. Это очень сложный процесс, обладающий неповторимыми особенностями, ведь задачи в искусстве отличаются тем, что не только решения, но и ответы у них бесконечно разнообразны. П. Казальс писал, что искусство подлинной интерпретации заключается в том, чтобы играть то, что не написано в нотах.
Деятельность музыканта-исполнителя очень многогранна и многообразна. Для художественно-творческого воплощения внутреннего содержания музыки исполнитель должен обладать всесторонними и глубокими знаниями об исполняемом произведении, истории его создания, об эпохе, в которую творилось сочинение, о стиле композитора и стиле времени написания, владеть художественной техникой, дающей возможность исполнителю воплотить свой художественный замысел, стремиться к совершенному воплощению своей интерпретаторской идеи.
Исследований о готовности к исполнительской деятельности музыкантов-инструменталистов на сегодняшний день нет. Теоретическое осмысление данного понятия и разработка его структуры помогут педагогу сформировать исполнительскую готовность в процессе профессионального обучения.
Исходя из особенностей музыкально-исполнительской деятельности и с учетом ее специфики, мы даем следующее определение: готовность к музыкально-исполнительской деятельности - это совокупность профессионально-важных качеств, проявляющихся в мотивационно-ценностном отношении к исполнительскому искусству, владении исполнительскими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для творческого процесса интерпретации музыкального произведения.
Нами была разработана структура готовности к музыкально-исполнительской деятельности. В основу разработанной структуры положены аксиологический, деятельностный и личностный подходы к творчеству (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский). Опираясь на модель деятельности В.Д. Шад-рикова и структуру человеческой деятельности, разработанную
В.И. Петрушиным, выделяем четыре компонента: мотивационный, когнитивный, технологический и творческий. Все компоненты структуры взаимосвязаны, взаимопроникаемы и взаимодополняемы.
Мотивационный компонент готовности к исполнительской деятельности включает в себя потребность в творческом самовыражении, интерес к исполнительскому мастерству музыкантов и стремление к достижению более высокого уровня собственного исполнительского мастерства.
Когнитивный компонент готовности к исполнительской деятельности включает в себя общепрофессиональную образованность исполнителя, позволяющую ориентироваться в ра-
Библиографический список
боте с произведениями различных стилей, жанров; сформированную систему знаний по теории и истории музыки и исполнительства, знание специальной литературы, знание форм и методов работы над интерпретацией музыкального произведения, а также знание о творчестве выдающихся исполнителей.
Технологический компонент направлен на звуковое воплощение музыкального произведения. Он формируется на основе когнитивного компонента. Технологический компонент включает в себя комплекс звукодвигательных представлений и частично автоматизированных игровых действий, направленных на воплощение интерпретаторского замысла.
Творческий компонент является центральным и связующим в структуре готовности к исполнительской деятельности. Творчество является необходимым условием музыкально-исполнительской деятельности. Формирование готовности к исполнительской деятельности опирается на творческую составляющую. Умение находить оригинальные интерпретаторские решения в процессе работы над музыкальным произведением наглядно демонстрирует сформированность музыканта как исполнителя-профессионала. Этот компонент готовности к исполнительской деятельности включает в себя формирование навыков творческой работы исполнителя, которая выражается в особом характере мышления и в поиске средств выразительности, необходимых для воплощения интерпретаторского замысла.
Алгоритм действий педагога должен быть направлен на разработку последовательности действий формирования готовности к исполнительской деятельности музыканта-инструмен-талиста. Основываясь на выделенных компонентах, мы предлагаем следующие методы и приёмы:
Метод наблюдения и сравнения - прослушивание записей одного произведения в исполнении разных исполнителей и последующий анализ особенностей исполнительского творчества.
Приём эмоционального воздействия связан с психологическим стимулированием интереса средствами исполнительского педагогического показа, эмоциональным жестикулированием, мимикой и изобразительным тембром голоса.
Контекстные методы: метод создания стилевого контекста характеризуется анализом творчества композитора в контексте эпохи; метод художественных параллелей - обращение к смежным видам искусств с целью понимания двух стилей - исторического и индивидуального.
Метод взаимокомпенсации(Е.Я. Либерман) основывается на взаимозависимости и обратно пропорциональной степени использования исполнительских средств в процессе создания исполнительской интерпретации. Этот метод дает возможность создания разных вариантов трактовок.
Приём дифференциации фактуры дает возможность раскрыть выразительность пластов музыкальной ткани. Суть данного приёма состоит в поиске оптимальных средств для воплощения образно-смыслового содержания музыкального произведения.
Особенности компонентов исполнительской готовности определяются свойствами всей структуры и особенностями ее функционирования. Взаимодействие структуры и ее компонентов происходит по принципу действия целого на его части и обратного воздействия частей на целое. В процессе становления и развития компонентов готовности к исполнительской деятельности развивается и повышается общий уровень готовности к исполнительской деятельности.
Теоретическое осмысление вопроса формирования готовности к исполнительской деятельности, понимание ее компонентов чрезвычайно важны для правильной ориентации процесса профессиональной подготовки исполнителя. Формирование готовности предполагает установку на овладение всеми ее составляющими для раскрытия творческого потенциала будущего исполнителя. Готовность к музыкально-исполнительской деятельности должна стать основным критерием профессиональной подготовки музыканта-исполнителя.
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1996.
2. Сериков, В.В. Формирование у учащихся готовности к труду (Педагогическая наука - реформе школы). - М., 1988.
3. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
4. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред.
В.А. Сластёнина. - М., 2007.
5. Ибрагимов, Г.И. Оценка качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ в вузе: практико-ориен-тир. моногр. / Г.И. Ибрагимов, Ю.Л. Камашева. - Казань, 2010.
6. Калугин, Ю.Е. Профессиональное самообразование, содействие профессиональному самообразованию: моногр. - Челябинск, 2009.
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999. - Сер. «Мастера психологии».
8. Шадриков, B^. Bведение в психологию: способности человека. - М., 2002.
9. Корноухов, М.Д. Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект: автореф. ... дис. д-ра пед. наук. - М., 2011.
10. Корыхалова, Н.П. Интерпретация музыки: теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. - Л., 1979.
Bibliography
1. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: 80000 slov i frazeologicheskikh vihrazheniyj I S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 1996.
2. Serikov, V.V. Formirovanie u uchathikhsya gotovnosti k trudu (Pedagogicheskaya nauka - reforme shkolih). - M., 1988.
3. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.
4. Slastyonin, V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj I V.A. Slastyonin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; pod red. V.A. Slastyonina. - M., 2007.
5. Ibragimov, G.I. Ocenka kachestva uchebno-metodicheskogo obespecheniya osnovnihkh obrazovateljnihkh programm v vuze: praktiko-orientir. monogr. I G.I. Ibragimov, Yu.L. Kamasheva. - Kazanj, 2010.
6. Kalugin, Yu.E. Professionaljnoe samoobrazovanie, sodeyjstvie professionaljnomu samoobrazovaniyu: monogr. - Chelyabinsk, 2009.
7. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 1999. - Ser. «Mastera psikhologii».
8. Shadrikov, V.D. Vvedenie v psikhologiyu: sposobnosti cheloveka. - M., 2002.
9. Kornoukhov, M.D. Fenomen ispolniteljskoyj interpretacii v muzihkaljno-pedagogicheskom obrazovanii: metodologicheskiyj aspekt: avtoref. ... dis. d-ra ped. nauk. - M., 2011.
10. Korihkhalova, N.P. Interpretaciya muzihki: teoreticheskie problemih muzihkaljnogo ispolniteljstva i kriticheskiyj analiz ikh razrabotki v sovremennoyj burzhuaznoyj ehstetike. - L., 1979.
Статья поступила в редакцию 18.05.13
УДК 37.017.4
Amanova L.M. FEATURES OF CIVIC EDUCATION IN THE POLITICAL CULTURE OF FRANCE AND RUSSIA.
The article reveals the correlation of the notion «civic education» with the concepts of «political education», «political socialization» and «political culture»; considers the relationship of civic education with moral and Patriotic education; discovers opportunities of civic education in overcoming the crisis of globalization; describes the peculiarities of implementation the civic education in France and Russia since the 18th century to the present days.
Key words: the civil education, political culture, correlation of civic education with moral and Patriotic one, crises of globalization and civil education, features.
Л.М. Аманова, канд. пед. наук, н.с. Южно-Уральского гос. ун-та, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ФРАНЦИИ И РОССИИ
В статье выявляется соотношение понятия «гражданское воспитание» с понятиями «политическое воспитание», «политическая социализация» и «политическая культура». Рассматривается связь гражданского воспитания с нравственным и патриотическим воспитанием. Выявляются возможности гражданского воспитания в преодолении кризисов глобализации. Раскрываются особенности реализации гражданского воспитания во Франции и России с 18 века до наших дней.
Ключевые слова: гражданское воспитание, политическая культура, связь гражданского воспитания с нравственным и патриотическим, кризисы глобализации и гражданское воспитание, особенности гражданского воспитания во Франции и России.
Политическая культура - неотъемлемая составная часть общенациональной культуры любого государства, которая отражает политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических и государственных институтов, придает значимость политическим процессам. «Политическая культура - уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения» [1, с. 239].
Одной из функций политической культуры является воспитательная функция. О.В. Суровова отмечает, что до 1959 г. в научном обороте использовалось понятие «гражданское воспитание», которое включало социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на формирование личности [2, с. 26]. Американский ученый Г. Хаймен предложил более широкое понятие «политической социализации», включающее как целенаправленные, так испонтанные, стихийные процессы воздействия на личность, и которую следовало понимать не только как политическое образование, но и как практическую деятельность по преодолению негативных явлений в сознании и поведении людей в сфере политики [2, с. 26]. Политическая энциклопедия под политической социализацией понимает «ус-
воение индивидом выработанных обществом политических ценностей, ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества» [3].
Возникает вопрос: а нужно ли сегодня гражданское воспитание? Ведь понятие политической социализации полностью включает в себя и содержание воспитания гражданина? Кроме того, для достижения эффективной политической социализации любой конкретной личности в обществе необходимо выстроить соответствующий воспитательный процесс, а это может быть не гражданское воспитание, а политическое. Сущность политического воспитания в любом обществе и государстве состоит в формировании и развитии определенного отношения индивида к политической системе и в обеспечении такой степени вовлеченности человека в политические отношения (в настоящем и/или будущем), которая желательна с точки зрения общественно-политической силы, выступающей субъектом политического воспитания [4]. Понятие же «гражданское воспитание» однозначно не определено в политологии, а в педагогике под гражданским воспитанием понимают формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным [5, с. 224; 6, с. 59].