Научная статья на тему 'Проблема внедрения здоровьесберегающих инноваций в систему профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в России'

Проблема внедрения здоровьесберегающих инноваций в систему профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / EDUCATIONAL INNOVATIONS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ИННОВАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / ПСИХОСОМАТИКА / PSYCHOSOMATICS / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИННОВАЦИИ / PERSONALITY-ORIENTED INNOVATIONS / HEALTH-SAVING INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красностанова Мария Вячеславовна, Манжикова Айса Валентиновна, Федорова Александра Марковна

Статья посвящена анализу эффективности системы профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в России. Приводятся результаты исследования эффективности профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей в контексте традиционных и инновационных методов подготовки, здоровья (в том числе психологического), профессиональной успешности, востребованности и удовлетворенности. Обосновывается необходимость внедрения личностно ориентированных и здоровьесберегающих образовательных инноваций в практику профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, рассматриваются условия их реализации, предлагается методика оценки эффективности образовательных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красностанова Мария Вячеславовна, Манжикова Айса Валентиновна, Федорова Александра Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Implementation of Health-System Innovations in system of Musicians training in Russia

This article analyzes the effectiveness of the system of professional education of musicians in Russia. There are the results of research on the effectiveness of professional activity of performing musicians in the context of traditional and innovative methods of training, health (including psychological), professional success, and demand satisfaction. The article substantiates the necessity of introduction of personality-oriented and health-saving educational innovations in the practice of training musicians, deals with the conditions for their implementation and offers a method of assessing the effectiveness of educational innovations.

Текст научной работы на тему «Проблема внедрения здоровьесберегающих инноваций в систему профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в России»

20/6-

М. В. Красностанова,

А. М. Федорова, А. В. Манжикова

УДК 159.9.07

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ИННОВАЦИЙ

В СИСТЕМУ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

МУЗЫКАНТОВ-

ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

В РОССИИ

истема профессионального музыкального образования в России развивается более двухсот лет. К 70-м годам XX века была сформирована гигантская упорядоченная музыкально-образовательная структура, не имеющая аналогов в мире. В ее основу легли исторически сложившиеся традиции обучения детей на базе классической музыки. Современный этап развития системы музыкального образования характеризуется бурной реорганизацией [6]. Вследствие изменения социального запроса, наличной экономической и культурной ситуации трансформации подвергаются как цели, ценности и смыслы, так и методическая и технологическая часть обеспечения системы. Налицо присутствие некоторого кризисного момента, связанного с ростом вариативности в социальном запросе и отсутствием методической и практической базы, удовлетворяющей данному запросу. Важное место в этом процессе занимают проблемы профессионального здоровья музыкантов и учащихся. Обращает на себя внимание факт полного отсутствия системы психологического и медицинского сопровождения профессионального музыкального образования в современной России. Это приводит к росту числа профессиональных заболеваний как соматического, так и психологиче-

ского спектра, нарушению направленности на воспитание гармоничной и здоровой личности профессионала как цели образовательного процесса, трансляции иррациональных и стрессогенных установок следующим поколениям творческих работников страны.

В данной статье предпринимается попытка системного анализа актуального состояния структуры музыкального образования в России, его социальных, экономических, инновационных, психологических и медицинских аспектов. Основной целью данной статьи является обоснование необходимости введения здоровьесберегающих инноваций в современную отечественную систему музыкального образования.

Для осуществления поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:

- анализ организационных факторов системы музыкального образования;

- анализ социальных факторов, влияющих на систему подготовки музыкантов-исполнителей;

- анализ состояния профессионального здоровья музыкантов в современной России, а также отношения к нему;

- анализ возможностей внедрения инноваций в образовательный процесс;

- освещение методов оценки эффективности внедрения инновационных и здоровье-сберегающих технологий в системе музыкального образования.

Материалами исследования послужили отечественные и зарубежные источники в области теории и методики музыкального образования, психологии творчества, экстремальной и клинической психологии, образовательных инноваций, профессиональных заболеваний музыкантов, здоровьесберегаю-щих технологий в образовании. Данная статья опирается на магистерское исследование Манжиковой А. В., выполненное на экономическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством кандидата психологических наук, доцента Красностановой М. В., -«Оценка эффективности инноваций в образовательном процессе» (2016).

Таблица 1

Сравнительная таблица систем музыкального образования в СССР и России

СССР Россия

7 000 начальных музыкальных школ (свыше 1 млн. учащихся), 278 муз. училищ (свыше 105 тыс. учащихся) и 30 вузов (22,3 тыс. учащихся) 5 261 детских музыкальных школ (1,5 млн. учащихся), 275 муз. училищ (68 тыс. учащихся) и 61 вуз (73,3 тыс. учащихся)

Доступность образования, наличие музыкальных учреждений в небольших городах и сельской местности Снижение доступности образования, закрытие ДШИ, переориентация в досуговые центры

Престижность профессии музыканта Непрестижность профессии музыканта

Консервативный стиль преподавания: - воспроизведение заданных образцов; - узкоспециализированная подготовка; - традиционные методы, технологии обучения Современный стиль преподавания: - гуманизация обучения; - развитие профессиональных компетенций; - компьютеризация, инновационные методы обучения

Унифицированные учебно-образовательные структуры: - ограничение творческой активности педагогического состава; - отношение к ученику как к «объекту» обучения, обучение без учета его личности; - обилие теоретического материала, не связанного с практикой Диверсификация образовательных структур: - регулярное повышение квалификации учителей музыки, творческое развитие; - практика местного самоуправления в регионах; - личностно ориентированный подход к ученикам; - переход к практической применимости знаний

Обособленность музыкальной педагогики от других наук Попытки интеграция муз. педагогики с др. науками: психологией, антропологией, культурологией, историей, литературой и т. д.

Отсутствие согласованности между уровнями системы музыкального образования Попытки установления взаимосвязей между уровнями

Источник: составлено авторами на основе открытых данных

Анализ системы музыкального На сегодняшний день сложилась опреде-

ленная динамика по количеству музыкальных образовательных учреждений, численности учащихся и педагогов (Таблица 2).

Налицо тенденция к снижению количества Детских школ искусств на 5 % и педагогических работников школ почти на 10 %, при увеличении количества обучающихся на 18 %. Несмотря на рост общего количества специальных профессиональных училищ и вузов на 9 %, число как студентов СПОУ и вузов, так и преподавателей упало на 13 %. Общее сокращение преподавательского состава за последние 9 лет на 16 567 человек составляет 10,7 %. Такой сильный спад количества педагогов вызван, в первую очередь, низким престижем профессии и уровнем заработной платы преподавателя музыкальной школы.

образования в современной России

С переходом России в сферу рыночных отношений культурно-образовательная парадигма претерпевает ряд изменений. Необходимость учета экономических факторов при выборе профессиональной траектории, которая в музыкальной системе образования определяется довольно рано [4] (чаще всего в раннем детстве и во многом под влиянием родительских установок), поднимает проблему эффективности образовательного и затем -музыкально-исполнительского процесса. Гуманизация образовательной парадигмы, ориентация на индивидуальный подход в обучении, учет интересов и потребностей личности ученика требуют серьезных изменений профессионально-личностных установок у преподавателей [5].

20/6//-

Таблица 2

Динамика количества учебных заведений, учащихся и педагогов за 2005-2014 гг.

2005 год 2009 год 2013 год 2014 год Изменение за 9 лет

Школы 5 555 5 402 5 233 5 262 -293

Училище 250 249 235 275 25

Вуз 57 57 58 61 4

Всего ОУ 5 862 5 708 5 526 5 598 -264

Школа 1 280 882 1 408 611 1 458 559 1 515 013 234 131

Училище 75 763 67 660 67 096 67 981 -7 782

Вуз 87 718 97 594 79 543 73 372 -14 346

Всего учащихся 1 444 363 1 573 865 1 605 198 1 656 366 212 003

Школа 119 591 124 554 109 885 107 959 -11 632

Училище 23 356 22 646 19 222 19 608 -3 748

Вуз 11 554 12 855 11 055 10 367 -1 187

Всего педагогов 154 501 160 055 140 162 137 934 -16 567

Источник: данные Министерства культуры РФ

Диаграмма 1. Динамика музыкально-образовательных учреждений за 2011-2015 гг.

На текущий момент в России функционирует развитая сеть музыкально-образовательных учреждений, которая включает в себя 3 089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями, 176 средних и 45 высших учебных заведений. Данные учреждения находятся в ведении Министерства культуры, Министерства образования.

С 2011 года общая численность студентов в высшем музыкально-образовательном

Источник: данные Министерства культуры РФ

учреждении снизилась на 20,3 %. При этом по статистике Министерства образования и науки РФ спрос на высшее музыкальное образование составил 6 926 поданных заявлений, тогда как были приняты 2 684 абитуриента, то есть соотношение 3:1 показывает наличие спроса на высшее музыкальное образование. С другой стороны, на диаграмме 1 видно уменьшение количества высших учебных образовательных учреждений в сфере музыки. Такая тенденция к закрытию

учебных заведений может быть связана с недавним переходом на нормативно-подушевое финансирование [3].

И здесь возникает противоречие между тенденцией к гуманизации и индивидуализации образования и поиском экономической эффективности, когда у учебного заведения единственной возможностью получить финансирование является привлечение максимального количества учащихся, что требует от образовательного процесса стандартизации, унификации и своего рода «конвейеризации» -по сути, того, что было реализовано в советской системе музыкального образования.

Одновременно остаются нерешенными множество проблем российского музыкального образования:

- отсутствие осознания обществом огромной роли творчества, музыкального искусства в воспитании определенных компетенций и самое главное - ценностных ориен-таций у подрастающего поколения, особенно не в мегаполисах;

- непродуманная вертикальная связь между федеральными, региональными и муниципальными уровнями органов управления культурой в сфере музыкального образования;

- низкий престиж профессии;

- низкое предложение на рынке труда, в частности в регионах, преподавателей, профессиональных музыкантов-оркестрантов и, как следствие, острый дефицит преподавателей детских школ искусств не в мегаполисах;

- постепенное уменьшение числа учащихся на основополагающих дисциплинах, отмирание определенных классов: при общем увеличении числа детей в ДШИ на 150 тыс. человек за последнее десятилетие число детей, занимающихся в хоровых отделениях ДШИ, уменьшилось на 11 тыс. человек, на струнных инструментах - на 35 тыс.;

- переориентация ДШИ в досуговые кружки, центры; в результате - уменьшение общего количества абитуриентов в музыкальных училищах, на музыкальных педагогических специальностях и высших исполнительских факультетах;

- недостаточная развитость дополнительного музыкального образования на базе общеобразовательных школ.

В связи с этим современное состояние музыкально-исполнительской и педагогической практики нуждается в серьезном осмыслении в контексте повышения ее эффективности посредством образовательных инноваций [12].

Проблема готовности к инновациям в му зыкальном образовании

Анализ многочисленных трактовок термина «педагогическая инновация» приводит к следующему определению - это любые изменения по применению теоретических, практических, теоретико-практических нововведений, таких как формирование новых методик преподавания, разработка нового содержания и форм обучения, воспитание, применение новых подходов к организации и управлению персоналом в образовательной системе и т. д., приводящих к повышению эффективности деятельности [11].

Текущее положение в системе музыкального образования требует сбалансированного применения инноваций, среди которых лич-ностно ориентированные и здоровьесбере-гающие являются приоритетными. Главная их цель - усиление интеграции практической и теоретической направленности обучения [5; 10]. Однако для реализации инновационного подхода в образовательном процессе необходимо решение следующих задач:

- поиск и поддержание сбалансированного соотношения между традиционными и инновационными методами обучения [2];

- вовлечение традиционных и консервативных педагогов в обновление образовательного процесса;

- изменение методик преподавания от воспроизведения жестко заданных образцов к инновационной методике преподавания, направленной не столько на получение определенного портфеля знаний, сколько на формирование навыков и компетенций познания, рефлексии и саморазвития.

Однако, как показывает исследование музыкально-педагогической практики, многие преподаватели и сами музыканты-исполнители, обученные этими преподавателями, даже не задумываются об измерении эффективности своей работы и о способах ее повышения, предпочитая этому традиционную опору на заучивание по привычным алгоритмам и воспроизведение материала с минимальной долей творческого поиска. Одна из немногих попыток выявления критериев эффективности музыкально-исполнительской деятельности в контексте профессионального образования была предпринята в диссертационном исследовании А. М. Гальберштам (Федоровой) в 2001 г. [1].

В 2016 г. специалистами экономического факультета МГУ было проведено анкетирование среди профессиональных музыкантов. Вопросы анкеты были направлены на определение интереса к личностно ориентированным и здоровьесберегающим инновациям, выявление готовности к развитию и повышению профессиональной эффективности и определение критериев этой эффективности, а также основные мотивы профессиональной деятельности. Анкетирование прошли 200 человек (объем выборки определяется при доверительном интервале 95 % и допустимой ошибке 10 % при вероятности 50 %, что респондент - педагог - «активатор» музыки, генеральная совокупность = 137 934 чел. (данные Министерства культуры РФ, см. табл. 2)

1,96® * 50%*

п = ■

10*

Средний возраст, с которого респонденты начинали заниматься музыкой, - 4-6 лет. Положительным моментом является то, что более 80 % ответивших считают профессию музыканта любимой и видят в ней свой дальнейший рост. Остальные 20 % респондентов, среди которых 8 % - мужчины и 12 % - женщины, ответили, что просто «ничего другого делать не могут» и продолжают по инерции работать по данной профессии. При этом 56 % из всех прошедших анкетирование имеют награды, премии, лауреатство, грамоты и

медали, однако не все из них считают профессию музыканта своим призванием.

В нашем исследовании 30 % респондентов подтвердили желание развивать свои профессиональные компетенции и расширять индивидуальные подходы к ученикам. Отношение респондентов к инновациям в музыкальной педагогике довольно неоднозначное: чуть меньше половины (43 %) принимают инновации положительно; другая часть (37 %) высказывается против, говоря о том, что «нужно просто больше заниматься»; 17 % от общего числа опрошенных вообще не используют никакие инновации в процессе подготовки.

По большей части в музыкальном образовании используются информационные технологии (52 %), хотя многие респонденты оценивают эффективность от их использования на уровне 1-4 баллов по десятибалльной шкале. Эта информация подтверждает то, что использование компьютерно-информационных технологий не является достаточным условием повышения эффективности образовательного процесса. С другой стороны, эффективность учебного процесса при использовании информационных технологий вместе с личностно ориентированными или здоровье-сберегающими технологиями оценивалась респондентами значительно выше: 8-10 баллов по десятибалльной шкале.

При оценке эффективности своей деятельности 47 % респондентов ориентируются на несколько показателей. Среди них многие (60 %) ориентируются, прежде всего, на удовлетворенность от занятий музыкой, 42 % также учитывают академическую успеваемость или количество концертов, и наи-мень-шая доля (14 %) смотрит на доход от профессиональной деятельности, причем толь-ко в совокупности с другими показателями.

Одним из результатов использования инноваций в учебном процессе практически единогласно всеми респондентами было названо повышение мотивации и интереса к учебно-познавательной деятельности.

Еще одним важным результатом анкетирования является тот факт, что половина

респондентов, из которых 90 % - женщины, независимо от возраста и уровня дохода готовы инвестировать в свое профессиональное развитие. Также анкетирование позволило выявить, что желанию профессионально расти, развиваться препятствует несколько факторов, среди которых низкий уровень здоровья, наличие профессиональных заболеваний, недостаточный уровень дохода, отрицательный опыт поиска и применения новых методов подготовки.

Проблема охраны профессионального здоровья музыкантов

По данным Фрайбургского института музыки (Германия), специализирующегося на исследованиях профессиональных заболеваний музыкантов, примерно 90 % музыкантов страдают от профессиональных заболеваний [18]. Тип профессионального заболевания напрямую зависит от специализации. В нашем исследовании больший процент респондентов, имеющих профессиональные заболевания, приходится на музыкантов со специализацией фортепиано (50 % из всех имеющих профессиональные заболевания, кроме того, 60 % пианистов не удовлетворены уровнем своего здоровья). Основными причинами развития заболеваний пианистов и большинства музыкантов являются долгое пребывание в одной позе, перенапряжение мышц, подверженность сценическому стрессу, социальное давление. Отдельной темой стоит вопрос психосоматического здоровья музыкантов-исполнителей (половина музыкантов испытывает страх перед сценой). Большая нервная нагрузка приводит как к общему утомлению, так и к нервному истощению.

Уровень профессиональных заболеваний и, как следствие, профнепригодность, высоки, но слишком часто музыканты предпочитают игнорировать симптомы пока еще не выявленного заболевания. Физическое недомогание связано с психологическим состоянием, и это следует учитывать, проводя полную физиологическую, неврологическую и психологическую диагностику.

Одно из исследований, проведенных среди музыкантов-оркестрантов, свидетельствует о том, что 82 % исполнителей столкнулись с физическими (медицинскими) проблемами, а 76 % музыкантов отметили хотя бы одну серьезную проблему, существенно мешающую их профессиональной деятельности [9].

Наши наблюдения подтверждаются исследованиями, проведенными в условиях психиатрической клиники г. Лейден, Голландия. Музыканты находятся в группе риска по психическим расстройствам и психологическим проблемам, наиболее частое из которых -тревожное расстройство, вызванное сценическим стрессом. Среди наиболее вероятных причин - высокий уровень стресса, связанный с профессиональной деятельностью; индивидуальные особенности характера и нехватка навыков совладания со стрессом [17].

Вопросам профилактики профессиональных заболеваний много внимания уделяется на Западе. Проведенный анализ показал, что во многих учебных заведениях высшего профессионального образования музыкантов существуют целые центры, специализирующиеся на профессиональном психологическом сопровождении карьерного роста музыкантов. Ведется активная работа по обучению музыкантов базовым способам самопомощи в стрессовых ситуациях, проводятся групповые психотерапевтические занятия, индивидуальное консультирование и психотерапия. Обратим внимание на некоторые из них.

Центр искусств и профессионального здоровья, созданный на базе Колледжа визуального и сценического искусства Университета Джорджа Мэйсона (Center for Arts & Wellness George Mason University, Fairfax, VA USA,), своей миссией видит подготовку студентов колледжа в области медицинских знаний и здоровьесберегающих технологий, направленных на профилактику профессиональных заболеваний и карьерный рост будущих профессионалов. Специальные образовательные дисциплины интегрированы в образовательные программы подготовки бакалавров и магистров, являются обязательными

20/6/f-

к изучению с акцентом на то, что полученные знания помогут музыкантам достигнуть и сохранить высокий профессиональный исполнительский уровень [15; 16].

В Университете Висконсина (University of Wisconsin-Eau Claire Counseling services) была создана и функционирует Консультативная служба. Студентам университета предоставляется ряд услуг, среди которых -индивидуальное консультирование по вопросам сценического волнения и повышенной тревожности музыкантов. В штате консультантов - доктора наук, специализирующиеся по направлениям профессиональной ориентации и психологической помощи. Услуги консультантов оплачиваются из средств медицинского страхования, что немаловажно для студентов [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дженифер Франколи (Jennifer Roig-Fran-coli) является основателем и директором Центра «Искусство свободы» (The Art of Freedom, LLC, in Cincinnati, Ohio), целью которого является помощь музыкантам в освобождении от боли, напряжения и тревожных состояний. Являясь штатным преподавателем Консерватории музыки г. Цинциннати (Cincin-nati/ College-Conservatory of Music), она преподает курс Техники Александера для музыкантов.

Приведенные примеры являются лишь незначительной частью той работы, которая ведется в области профилактики профессиональных заболеваний и профессионального становления музыкантов за рубежом. В отечественной системе профессионального музыкального образования фактически отсутствует такое направление работы с будущими музыкантами. Исключение составляют программы психологического сопровождения и курсы практической психологии для музыкантов, разработанные О. А. Лучининой (Астрахань), А. М. Федоровой (Москва), авторские реабилитационные и профилактические курсы для музыкантов И. Э. Сафаровой (Уфа), Г. Е. Минскер (Санкт-Петербург).

Данные обстоятельства определили приоритет здоровьесберегающих инноваций, используемых в музыкальном образовании. Ко-

нечно, наиболее эффективным будет создание здоровьесберегающей педагогической системы, формирующей у учеников, преподавателей и родителей практические знания, умения и компетенции профилактики профессиональных заболеваний как общего характера, так и в зависимости от специализации.

Критерии оценки эффективности здоровьесберегающей инновации

На базе проведенных исследований можно предложить критерии оценки эффективности данной инновации (оценка основана на результатах анкетирования)

Собрав статистическую информацию по данным критериям и используя метод интегральной оценки эффективности инноваций чъ^ь), можно определить уровень эффективности здоровьесберегающей деятельности оцениваемой системы [8].

Внедрение инновации должно сопровождаться постоянным мониторингом изменений результатов и обратной связью между участниками образовательного процесса, что должно дополнительно стимулировать улучшение результатов.

Таким образом, проведенное исследование выявило следующие тенденции в системе подготовки профессиональных музыкантов-исполнителей:

- преподаватели и музыканты-исполнители преимущественно не задумываются об улучшении своих педагогических навыков и компетенций;

- музыкальные педагоги удовлетворены своим родом деятельности; по их мнению, они помогают в духовном совершенствовании детей - будущего страны, развивают у них социально значимые компетенции;

- музыкальное образование как вид творческой деятельности требует личностно ориентированных и здоровьесберегающих инноваций;

- музыканты оценивают свою профессиональную эффективность по удовлетворенности от занятия музыкой и академической успеваемости;

Таблица 3

Критерии оценки эффективности здоровьесберегающей инновации

Критерии Показатели Источник

Критерий состояния здоровья учеников - число пропущенных дней по болезни 1 учеником; - уровень физического здоровья; - уровень психологического здоровья Классный журнал; Результаты медицинских осмотров

Воспитательный критерий - компетенции педагога по профилактике профессиональных заболеваний; - отношение педагога к инновационной деятельности Наблюдение

Критерий успеваемости - результаты контрольных выступлений; - уровень усвоенных знаний Тестирование

Мотивационный критерий - удовлетворенность педагога работой; - удовлетворенность учащимися от учебного процесса Опрос

Критерий результата - уровень здоровьеведческой компетенции учеников; - уровень здоровьеведческой компетенции педагогов; - уровень здоровьеведческой компетенции родителей Анкетирование

Таблица 4

Уровни эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного

учреждения

Диапазон Уровень

90 % < к < 100 % Высший уровень

75 % < к < 89 % Высокий уровень

60 % < к < 74 % Средний уровень

45 % < к < 59 % Достаточный уровень

25 % < к < 44 % Непродуктивный уровень

0 % < к < 24 % Низкий уровень

- женщины-педагоги более мужчин готовы инвестировать в свое профессиональное развитие;

- основными факторами, препятствующими развитию и применению новых подходов в обучении музыкантов, являются низкий уровень здоровья, особенно психического; наличие профессиональных заболеваний; низкий доход;

- большая часть инноваций, приведшая к увеличению количества уроков, не дала резуль-

татов. В то же время увеличение соотношения самоподготовки учащихся и уроков с преподавателем дало повышение академической успеваемости и общего удовлетворения от занятий.

Одной из форм реализации здоровье-сберегающих и личностно ориентированных инноваций в системе профессиональной подготовки и реабилитации музыкантов-исполнителей мог бы стать специализированный центр, ориентированный на профилактику

20/6/f-

профессиональных заболеваний и повышение квалификации педагогов и музыкантов. Проведенное анкетирование свидетельствует о готовности профессионального сообщества двигаться в этом направлении, что позволяет предполагать успешность предпринимательской инициативы по этому направлению. С учетом серьезного недофинансирования этой отрасли со стороны государства есть предположение, что такая инициатива могла бы быть успешно реализована на базе профессиональной ассоциации, фонда либо некоммерческой образовательной структуры, работающей на повышение квалификации преподавателей и музыкантов, а также реабилитацию профессиональных музыкантов, нуждающихся в ней.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу эффективности системы профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в России. Приводятся результаты исследования эффективности профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей в контексте традиционных и инновационных методов подготовки, здоровья (в том числе психологического), профессиональной успешности, востребованности и удовлетворенности. Обосновывается необходимость внедрения личностно ориентированных и здоровьесберегающих образовательных инноваций в практику профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, рассматриваются условия их реализации, предлагается методика оценки эффективности образовательных инноваций.

Ключевые слова: образовательные инновации, эффективность, профессиональное музыкальное образование, психологическое здоровье, психосоматика, личностно ориентированные инновации, здоровьесберегаю-щие инновации.

SUMMARY

This article analyzes the effectiveness of the system of professional education of musicians in Russia. There are the results of research on the effectiveness of professional activity of performing musicians in the context of traditional and innovative methods of training,

health (including psychological), professional success, and demand satisfaction. The article substantiates the necessity of introduction of personality-oriented and health-saving educational innovations in the practice of training musicians, deals with the conditions for their implementation and offers a method of assessing the effectiveness of educational innovations.

Key words: educational innovations, efficiency, professional music education, psychological health, psychosomatics, personality-oriented innovations, health-saving innovations.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальберштам А. М. Взаимосвязь рефлексии и эффективности музыкально-исполнительской деятельности студентов: дис. ... канд. психолог. наук. - М., 2001.

2. Заболотская И. В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: дис. ... канд. педагог. наук. - СПб., 2000. -С. 196.

3. Ивлева Г. А. Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России: сб. статей международ. науч.-практич. конф. МИГСУ РАНХиГС. - Изд-во «Проспект», 2014. - 488 с.

4. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. - М.: Таланты XXI века, 2004. -С. 403.

5. Макарушина Е. Н. Педагогические условия эффективного применения модели креативной направленности обучения студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1.

6. Манжикова А. В. Оценка эффективности образовательных инноваций: магистерская диссертация // МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016.

7. Музыкально-педагогическое образование на рубеже XX-XXI веков: материалы VII Международ. науч.-практич. конф. - М., 2004.

8. Пожарский Д. А., Пожарская Е. Н., Молчанов А. А. Математическая модель системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Современные научные исследования и иннова-

ции [Электронный ресурс]. - Октябрь, 2011. -URL: http://web.snauka.ru/issues/2011 (дата обращения: 27.06.2016).

9. Рязанцев А. А. Профессиональные заболевания музыкантов и их профилактика средствами физической культуры [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusnauka.com/ 33_DWS_2010/33_DWS_2010/Pedagogica/742 37.doc.htm (дата обращения: 14.07.2016).

10. Савников Ю. А. Формирование универсальных учебных действий современными средствами обучения / Ю. А. Савников, Т. В. Дубовицкая // Alma mater. - 2014. -№ 1. - С. 74-79.

11. Сергеев В. А., Кипчарская Е. В., Подымало Д. К. Основы инновационного проектирования: учеб. пособие. - Ульяновск, 2010. - С. 92.

12. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическая наука и образование. -2006. - № 4.

13. Торкунова Ю. В. Информационно-аналитический подход к развитию инновационной образовательной деятельности вуза // Высшее образование сегодня. - 2010. -№ 12. - С. 2-5.

14. Coping with Music Performance Anxiety // UW-Eau Claire Counseling Services [Электронный ресурс]. - URL: http://www. uwec.edu/Counsel/pubs/selfhelp/musicanxiety.ht ml (дата обращения: 30.09.2016).

15. Goals for the Center for Arts and Wellness // George Mason University Center for Arts and Wellness [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gmu.edu/centers/ artswellness/ goals. html (дата обращения: 30.09.2016).

16. Overuse Injury in Musicians // George Mason University Center for Arts and Wellness [Электронный ресурс]. - URL: http://www. gmu.edu/centers/artswellness/overuseinjury.html (дата обращения: 30.09.2016).

17. Fenema, E. Van, J. Julsing, I. Carlier. Musicians Seeking Psychiatric Help: a Closer Look at Performance Anxiety // European Psychiatry. - 2012. - № 27. - P. 156.

18. Hochschule fur Musik Freiburg [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.mh-frei burg.de/start/ (дата обращения: 10.08.2016).

Р. Ф. Хайбуллина

УДК 378.016:78

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ КООРДИНАТ

многосторонней профессиональной деятельности учителя музыки особое место занимает музыкальное исполнительство. Оно является, пожалуй, наиболее действенным средством музыкального развития школьников и их приобщения к музыкальной культуре. Не случайно музыкально-исполнительская деятельность рассматривается в настоящее время как неделимая часть музыкально-педагогической профессии [1; 7]. Своеобразно преломляясь сквозь призму профессиональных задач, решаемых учителем-музыкантом, музыкальное исполнительство приобретает педагогическую направленность, в чем и состоит его главное отличие от деятельности профессионального исполнителя. Такая обусловленность исполнительской деятельности учителя музыки закономерностями музыкально-образовательного процесса предполагает ее детерминацию определенной системой ценностных координат.

В то же время, как показал проведенный нами обзор музыкально-педагогической литературы, на сегодняшний день проблема музыкально-педагогических ценностей является мало разработанной. Наиболее значительные труды в данной области принадлежат А. И. Щербаковой, разработавшей теорию ориентации личности в мире музыкальных и музыкально-педагогических ценностей [11]. Однако следует признать, что содержание музыкально-педагогических ценностей остается не до конца определенным, и какая-либо организованная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.