Научная статья на тему 'Исполнение международно-правовых обязательств по передаче осужденных компетентными органами Российской Федерации'

Исполнение международно-правовых обязательств по передаче осужденных компетентными органами Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / INTERNATIONAL LEGAL OBLIGATIONS / ПЕРЕДАЧА ОСУЖДЕННЫХ ЛИЦ / TRANSFER OF SENTENCED PERSONS / КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ В СФЕРЕ ПЕРЕДАЧИ ОСУЖДЕННЫХ ЛИЦ / THE COMPETENT AUTHORITIES IN THE FIELD OF TRANSFER OF SENTENCED PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабанов Вячеслав Борисович

В статье автор анализирует правовое регулирование исполнения международно-правовых обязательств РФ, полномочия компетентных органов в сфере передачи осужденных лиц. Предметом данной статьи выступают общественный отношения в сфере международного сотрудничества в уголовном судопроизводстве по вопросам передачи осужденных лиц. Целью работы является совершенствование уголовно-процессуальной деятельности компетентных органов РФ в стадии исполнения приговора в процессе реализации процедуры передачи осужденных. Автор использовал такие методы, как индукция, дедукция, анализ, синтез и другие для выявления и изучения проблем, связанных с передачей осужденных лиц. В действующем законодательстве достаточно подробно регламентирована процедура исполнения международных обязательств по передаче осужденных компетентными органами России. Вместе с тем, исходя из логики международных стандартов по обращению с осужденными, требуется разработка дополнительных нормативно-правовых актов и методических рекомендаций об исполнении международных обязательств РФ в данной сфере с учетом особенностей передачи различных категорий осужденных (к наказанию в виде лишения свободы, к наказаниям без изоляции от общества, несовершеннолетних, осужденных к пожизненному лишению свободы и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fulfillment of international obligations on the transfer of sentenced persons, the competent authorities of the Russian Federation

In the article the author analyzes legal regulation of execution of international obligations of the Russian Federation, powers of the competent authorities in the field of transfer of sentenced persons. the Subject of this article are the social relationships in the sphere of international cooperation in criminal proceedings transfer of convicted persons. the Aim is the improvement of criminal-procedural activity of the competent authorities of the Russian Federation at the stage of execution in the process of implementing procedures for the transfer of convicted persons. The author used such methods as induction, deduction, analysis, synthesis, and others to identify and study the problems associated with the transfer of sentenced persons. In the current legislation is regulated in details the procedure of execution of international obligations on the transfer of sentenced persons, the competent authorities of Russia. However, based on the logic of international standards for treatment of convicted persons requires the development of additional normative legal acts and methodical recommendations on execution of international obligations of the Russian Federation in this sphere taking into account peculiarities of different categories of convicts (to the punishment of deprivation of liberty to punishment without isolation from society, minors sentenced to life imprisonment, etc.).

Текст научной работы на тему «Исполнение международно-правовых обязательств по передаче осужденных компетентными органами Российской Федерации»

3. Примак А. А. О некоторых факторах латентности пенитенциарной преступности // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском федеральном округе. — Красноярск, 2008. — С. 22-26.

4. Хохрин С. А. К вопросу о особенностях характеристик пенитенциарной преступности Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. — 2014. — № 3. — С. 218-225.

Сведения об авторе

Хохрин Сергей Александрович: управление охраны и конвоирования ФСИН России (г. Москва), заместитель начальника отдела организации службы охраны, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: hohrinsa@mail.ru

Information about the author

Hokhrin Sergey Aleksandrovich: the Department of protection and convoy of the FPS of Russia (Moscow), Deputy chief of department of the organization of security service, candidate of jurisprudence, associate professor. E-mail: hohrinsa@mail.ru

УДК 343.8

В. Б. Шабанов

ИСПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЕРЕДАЧЕ ОСУЖДЕННЫХ КОМПЕТЕНТНЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье автор анализирует правовое регулирование исполнения международно-правовых обязательств РФ, полномочия компетентных органов в сфере передачи осужденных лиц. Предметом данной статьи выступают общественный отношения в сфере международного сотрудничества в уголовном судопроизводстве по вопросам передачи осужденных лиц. Целью работы является совершенствование уголовно-процессуальной деятельности компетентных органов РФ в стадии исполнения приговора в процессе реализации процедуры передачи осужденных. Автор использовал такие методы, как индукция, дедукция, анализ, синтез и другие для выявления и изучения проблем, связанных с передачей осужденных лиц. В действующем законодательстве достаточно подробно регламентирована процедура исполнения международных обязательств по передаче осужденных компетентными органами России. Вместе с тем, исходя из логики международных стандартов по обращению с осужденными, требуется разработка дополнительных нормативно-правовых актов и методических рекомендаций об исполнении международных обязательств РФ в данной сфере с учетом особенностей передачи различных категорий осужденных (к наказанию в виде лишения свободы, к наказаниям без изоляции от общества, несовершеннолетних, осужденных к пожизненному лишению свободы и т. д.).

Ключевые слова: международное сотрудничество; международно-правовые обязательства; передача осужденных лиц; компетентные органы в сфере передачи осужденных лиц.

© Шабанов В. Б., 2016.

V. B. Shabanov

THE FULFILLMENT OF INTERNATIONAL OBLIGATIONS ON THE TRANSFER OF SENTENCED PERSONS, THE COMPETENT AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the author analyzes legal regulation of execution of international obligations of the Russian Federation, powers of the competent authorities in the field of transfer of sentenced persons. the Subject of this article are the social relationships in the sphere of international cooperation in criminal proceedings transfer of convicted persons. the Aim is the improvement of criminal-procedural activity of the competent authorities of the Russian Federation at the stage of execution in the process of implementing procedures for the transfer of convicted persons. The author used such methods as induction, deduction, analysis, synthesis, and others to identify and study the problems associated with the transfer of sentenced persons. In the current legislation is regulated in details the procedure of execution of international obligations on the transfer of sentenced persons, the competent authorities of Russia. However, based on the logic of international standards for treatment of convicted persons requires the development of additional normative legal acts and methodical recommendations on execution of international obligations of the Russian Federation in this sphere taking into account peculiarities of different categories of convicts (to the punishment of deprivation of liberty to punishment without isolation from society, minors sentenced to life imprisonment, etc.).

Keywords: international cooperation; international legal obligations; transfer of sentenced persons; the competent authorities in the field of transfer of sentenced persons.

В настоящее время Российская Федерация на многостороннем уровне ратифицировала большинство международных договоров по вопросам передачи осужденных для дальнейшего отбывания наказания в государство их гражданства или постоянного места жительства. Среди основополагающих документов следует назвать вступившие в силу для России: в 2007 г. — Конвенцию о передаче осужденных лиц от 21.03.1983 и Дополнительный протокол к ней от 18.12.1997 [14, с. 370-379], а также в 2009 г. — Конвенцию о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 06.03.1998 [4].

Сегодня также становится очевидным расширение договорной практики России на двустороннем уровне: ратифицировано более 10 двусторонних договоров, касающихся вопросов передачи осужденных с такими странами, как: Финляндия (1990 г.), Латвия (1993 г.), Азербайджан (1995 г.), Туркменистан (1995 г.), Кипр (1998 г.), Испания (1998 г.), Литва (2001 г.), Китай

(2002 г.), Франция (2003 г.), Афганистан (2005 г.), Ангола (2006 г.) [12, с. 4-5]. В 2008 г. Россия ратифицировала Конвенцию между Российской Федерацией и Королевством Марокко о передаче лиц, осужденных к лишению свободы [6].

В 2014-2015 гг. Российская Федерация ратифицировала два двусторонних договора о передаче осужденных лиц с Республикой Египет и с Республикой Индией [7, 8]. Кроме того, подписаны и ожидают вступления в силу двусторонние договоры, регламентирующие вопросы передачи осужденных к лишению свободы, с Албанией (1995 г.), Грузией (1996 г.), Кубой (2000 г.), Эстонией (2002 г.) [2, с. 1332].

В учреждениях уголовно-исполнительной системы России находится до 27 тыс. иностранных граждан из чуть более 587 тыс. осужденных в России. За последние три года их количество практически не поменялось. Около половины из осужденных иностранцев — выходцы из стран Средней Азии: Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии. Есть также

граждане Украины, Белоруссии, Азербайджана, Молдавии, Грузии, стран Балтии — практически всего постсоветского пространства. Среднесписочная численность осужденных из дальнего зарубежья не превышает 350 человек и представлена выходцами из Китая, Нигерии, Афганистана, Вьетнама, Камеруна, Монголии — всего более 40 стран [1].

В настоящее время компетентными органами по вопросам передачи таких осужденных лиц являются Министерство юстиции РФ, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний — Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России). В структуре Минюста России полномочия в сфере передачи осужденных лиц осуществляются Департаментом международного права и сотрудничества [11]. В рамках Департамента функционирует отдел по вопросам передачи осужденных в государства их гражданства [5].

Департамент международного права и сотрудничества, который в рамках исполнения обязательств и реализации прав, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о передаче осужденных к лишению свободы, или из договоренностей на основе принципа взаимности в данной сфере, организует рассмотрение соответствующих предложений ФСИН России и других органов государственной власти, взаимодействует по вопросам передачи осужденных с компетентными органами иностранных государств, а также организует рассмотрение обращений компетентных органов иностранных государств по вопросам передачи осужденных, за исключением принятия решения о передаче осужденных иностранных граждан в государства гражданства для дальнейшего отбывания наказания. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в УПК РФ в 2003 г., полномочия принятия окончательного решения о передаче осужденного возложены в Российской Федерации на

суды общей юрисдикции [3, с. 45-46].

Департамент международного права и сотрудничества, рассматривая отнесенные к его компетенции вопросы передачи осужденных лиц, осуществляет взаимодействие с компетентными органами иностранных государств в порядке, установленном международными договорами или Уголовно-

процессуальным кодексом Российской Федерации [9]. Целью такого взаимодействия является предварительное согласование на условиях договора или на принципе взаимности вопросов передачи для дальнейшего отбывания наказания осужденного в Российской Федерации иностранного гражданина либо осужденного в другом государстве российского гражданина.

Департамент международного права и сотрудничества направляет представленную ФСИН России копию постановления суда по вопросу передачи осужденного лица соответствующему компетентному органу иностранного государства в качестве основания для передачи осужденного в России гражданина этого государства либо в качестве гарантии исполнения приговора суда этого государства в отношении российского гражданина.

Компетенция Департамента международного права и сотрудничества в этой сфере достаточно объемна: обобщает и анализирует практику исполнения обязательств и реализации прав, отнесенных к компетенции Минюста России в сфере правовой помощи по уголовным делам и передачи осужденных, и координирует деятельность территориальных органов Министерства и ФСИН России по этим направлениям [10].

Департамент международного права и сотрудничества организует проверку материалов ФСИН России и запросов компетентных органов других государств на соответствие положениям международных договоров и законодательства Российской Федерации. В случае выявления такого несоответствия в представленных материалах или

запросах иностранных государств Департамент международного права и сотрудничества информирует запрашивающую сторону, ФСИН России о невозможности предварительного согласования вопроса о передаче осужденного лица на предлагаемых условиях.

При согласии договаривающихся сторон на передачу и наличии всех необходимых документов данные материалы направляются в компетентный российский суд, поскольку в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством окончательное решение о передаче осужденных в государство их гражданства принимается в судебном порядке.

Учреждения и органы, исполняющие наказание (ФСИН России) по ходатайству осужденного по вопросу передачи для дальнейшего отбывания наказания должны в установленный срок подготовить материалы на передаваемого иностранного гражданина или лица без гражданства, имеющего постоянное место жительства, что является весомой гарантией их дальнейшего статуса при отбывании наказания в новом государстве [13, с. 48-52].

В пакет документов, подготавливаемых на осужденного, подлежащего передаче, входят следующие документы: копии приговора и других судебных решений по делу осужденного; справки о вступлении судебных решений в законную силу; справка об исполнении дополнительного наказания, если оно назначалось; справка о части отбытого наказания и той части наказания, которую надлежит отбыть осужденному; документы, подтверждающие применение в отношении осужденного актов амнистии или помилования (постановление или уведомление), либо справка о неприменении в отношении осужденного указанных актов; копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство осужденного, с указанием его постоянного места жительства (в случае отсутствия паспорта — протокол опроса осужденного

с указанием его места и даты рождения, гражданства, постоянного места жительства в государстве его гражданства и места проживания, а также где и когда получал паспорт и местонахождение паспорта в настоящее время, другие сведения, позволяющие компетентному органу иностранного государства идентифицировать его как гражданина этого государства; заключение Федеральной миграционной службы России по вопросу установления наличия российского гражданства).

Кроме того, для данной процедуры необходимы тексты статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых лицо осуждено; сведения о состоянии здоровья и особенностях поведения осужденного (характеристика); сведения о наличии или отсутствии ущерба, причиненного преступлением, и о его возмещении (при наличии задолженности по гражданскому иску, постановленному по приговору суда, — протокол опроса осужденного о возможности дачи им либо его родственниками или иными лицами конкретных гарантий погашения гражданского иска, с разъяснением требований п. 3 ст. 471 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в действующем законодательстве достаточно подробно регламентирована процедура исполнения международных обязательств по передаче осужденных компетентными органами России. Вместе с тем, исходя из логики международных стандартов по обращению с осужденными, требуется разработка дополнительных нормативно-правовых актов и методических рекомендаций об исполнении международных обязательств РФ в данной сфере с учетом особенностей передачи различных категорий осужденных (к наказанию в виде лишения свободы, к наказаниям без изоляции от общества, несовершеннолетних, осужденных к пожизненному лишению свободы и т. д.)

Литература

1. Интервью начальника управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России С. А. Есипова «ФСИН: каждый третий осужденный иностранец в России сидит за наркотики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://фсин.рф/news/mdex.php?ELEMENT_ID=75059 (дата обращения 10.02.2016).

2. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / науч. ред. В. Т. Томин, М. П. Поляков. — М., 2012. — 1370 с.

3. Крымов А. А. Уголовно-процессуальная деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2015. — 59 с.

4. Международные соглашения и рекомендации, определяющие стандарты обращения с правонарушителями и основные направления подготовки персонала исправительных учреждений : сб. международных документов / сост. И. В. Слепцов. В 3-х ч. — Костанай: Академия КУИС МВД РК, 2012. — Ч. 3. — 216 с.

5. Отдел по вопросам передачи осужденных в государства их гражданства [Электронный ресурс] / отдел по вопросам передачи осужденных в государства их гражданства — Режим доступа: http://фсин.рф/structure/execution_department /OVPOG/index.php (дата обращения 10.02.2016).

6. О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Марокко о передаче лиц, осужденных к лишению свобод: Федеральный закон от 04.03.2008 № 22-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 10. — Ст. 897.

7. О ратификации Договора между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы: Федеральный закон от 27.05.2014 № 133-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 22. — Ст. 2767.

8. О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы: Федеральный закон от 03.02.2015 № 2-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 6. — Ст. 880.

9. Об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации: приказ Минюста России от 14.12.2005 № 242 // Бюллетень Минюста Российской Федерации. — 2006. —№ 1.

10. Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи по уголовным делам и передаче осужденных: приказ Минюста России от 12.09.2007 № 185 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2007. — № 12. — С. 47-50.

11. Об утверждении Положения о Департаменте международного права и сотрудничества: приказ Минюста России от 04.06.2009 № 173 (ред. от 16.09.2013) // Бюллетень Минюста России. — 2009. — № 7.

12. Санташова Л. Л. Институт передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства : монография / под ред. А. А. Крымова. — Вологда, 2015. — 224 с.

13. Санташов А. Л., Санташова Л. Л. Процессуальные гарантии реализации прав осужденных к лишению свободы на различных этапах передачи для отбывания наказания в государство их гражданства // Вестник института: преступление. наказание, исправление. — 2015. — № 2. — С. 48-52.

14. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / сост.: Жданов Ю. Н., Зимин В. П., Москалькова Т. Н., Овчин-ский В. С., Слюсарь Н. Б., Черников В. В. — М.: Спарк, 1998. — 388 с.

Сведения об авторе

Шабанов Вячеслав Борисович: Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь (г. Минск), начальник кафедры специальных дисциплин, доктор юридических наук, профессор. E-mail: shabanov@list.ru

Information about the author

Shabanov Vyacheslav Borisovich: State Institute of qualification improvement and retraining of personnel of customs authorities of the Republic of Belarus (Minsk), head of the Department of special disciplines, doctor of law, professor. E-mail: shabanov@list.ru

УДК 343.821

С. Х. Шамсунов, С. Н. Лосева

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

В статье рассмотрены основные нормативно-правовые документы по обеспечению законности в деятельности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы России. Несмотря на схожесть по степени изоляции от общества лиц, заключенных под стражу, с осужденными к лишению свободы, правовая природа предварительного заключения иная по сравнению с уголовным наказанием, в связи с чем нормы, регулирующие эти правоотношения, носят двойственный характер. Основным местом содержания под стражей являются СИЗО УИС России, в которых создаются специальные условия для выполнения задач уголовного судопроизводства, обеспечения правового статуса обвиняемых и подсудимых, изоляции заключенных от общества и предотвращения от побегов. Их деятельность по поддержанию правопорядка и законности носит властно-принудительный характер и нуждается в наличии определенных юридических гарантий, связанных с соблюдением прав и законных интересов субъектов, участвующих в осуществлении рассматриваемого вида деятельности. Подозреваемые и обвиняемые по своему правовому статусу считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Особым правовым статусом обладают женщины и несовершеннолетние заключенные под стражу, в силу чего у них особые улучшенные условия содержания. Одной из ключевых гарантий обеспечения законности по данному направлению правоохранительной деятельности является дифференциация правового положения подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в СИЗО, и осужденных, непосредственно отбывающих там назначенное судом наказание. Наиболее характерными нарушениями законодательства в местах принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений остаются недостатки в сферах коммунально-бытового и медико-санитарного обеспечения, на

© Шамсунов С. Х., Лосева С. Н., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.