Научная статья на тему 'Исламские банки: принципы, услуги и различия с традиционными банками'

Исламские банки: принципы, услуги и различия с традиционными банками Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
1167
131
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Исламские банки: принципы, услуги и различия с традиционными банками»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

Укрепление рубля также влияет на уменьшение оттока капитала. Несмотря на снижение курса доллара ЦБ РФ, по состоянию на 29.03.2016 г. - 67,78 рубля, сохраняющиеся санкции отрицательно влияют как на рубль, так и на инвестиционную привлекательность страны.

Чистый отток капитала из России за январь-февраль 2016 года по сравнению с данными за тот же период прошлого года уменьшился с 29,2 млрд. до 5,9 млрд. долларов, говорится в сообщении Банка России. По прогнозам российских экономических ведомств - Центробанка и Минфина, отток капитала из РФ в 2016 году может сократиться до 30-40 млрд. при цене на нефть в районе 35 долларов за баррель. В качестве основных причин уменьшения оттока капитала стало резкое сокращение вынужденных выплат по внешнему долгу из-за финансовых санкций и укрепление рубля на фоне обнищания населения, переставшего скупать доллары. Кроме того, за последние полтора года из страны уже было выведено все, что можно [1].

Сокращение объемов вывоза капитала из России не должно вызывать преувеличенно позитивных ожиданий. Уменьшение номинального объема оттока капитала из России за рубеж говорит об уменьшение деловой активности в условиях кризиса. Также сокращение оттока капитала объясняется тем, что уже «утекло» слишком много, и мало что осталось. Уменьшение иностранных инвестиций отвечает этой тенденции: экономика по-прежнему находится в кризисе и остается инвестиционно непривлекательной. Уменьшение иностранных инвестиций в российские компании параллельно сопровождалось сокращением инвестирования россиян за рубеж. Из-за колебания валютных курсов инвестирование за рубеж оказалось не самым выгодным делом. Поэтому значительная часть российских компаний - например, Сбербанк, Роснефть, Газпром - несколько сократили внешнюю активность: уменьшились перетоки, осуществлявшиеся между материнскими и дочерними компаниями.

Уменьшение зарубежного финансирования, иностранных инвестиций и кредитов настоятельно требует замещения их внутренним финансированием. Однако пока ЦБ не торопится с позитивными шагами в этой сфере. Без финансовых ресурсов компании будут серьезно «подрезать» свои проектные программы. Сегодня потребности корпоративного сектора в финансировании также высоки. Однако условия, которые сейчас предоставляет РФ, значительно проигрывают тем, которые ранее предоставляли в США и ЕС. Поэтому формирование новой финансовой системы в долгосрочной перспективе произойдет, только если ЦБ наладит эффективный кредитный механизм [4, с. 140-148]. Список использованной литературы:

1. Ведомости - электронная газета - Электронный ресурс: http://www.vedomosti.ru/economics/news/ 2016/03/10/633078-chistii-ottok-kapitala

2. Калабеков И.Г. Россия, Китай и США в цифрах. - М.: РУСАКИ, - 2015. - С. 60-62.

3. Сайт «Центральный банк РФ» - Электронный ресурс: http://www.cbr.ru

4. Семенов К.А. Международное движение капиталов и Россия. - М.: 2013. - С.140-148.

5. Смородинская Н. Бегство капиталов как объект международных исследований // Вопросы экономики. 2012.- С.83-85.

© Курганова З.С., Хуртаева З.С., 2016

УДК 338.994

Лазарев Александр Дмитриевич

магистрант

Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова,

г.Оренбург, РФ E-mail: alexlz56@me.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСЛАМСКИЕ БАНКИ: ПРИНЦИПЫ, УСЛУГИ И РАЗЛИЧИЯ С ТРАДИЦИОННЫМИ БАНКАМИ

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

С конца 2008 года многие ректоры ведущих западных вузов отмечали увеличение числа абитуриентов, желающих обучаться по профилям, связанным с исламской финансовой системой и исламским банкингом. Такой спрос был преимущественно связан с кризисом традиционной финансовой системы. Сбой её функционирования привёл к банкротствам многих предприятий и потере колоссальных средств инвесторами - от домохозяйств, которые потеряли часть своих сбережений в результате банкротства традиционных банков, до крупнейших транснациональных корпораций и государств. При этом наименьшие потери понесла именно исламская банковская система.

Первые исламские банки появились в Египте в 1960-х годах и развивались только в странах Лиги Арабских Государств. Сейчас данные банки всё чаще появляются в странах Европы и в США. Это связано с тем, что если первоначально исламские банки пользовались популярностью из-за религиозного аспекта (запрет ссудного процента, осуждение получения прибыли «из воздуха» и т.д.) и пользовались ими исключительно «правоверные» мусульмане, то сейчас данный банкинг широко развивается благодаря именно своей особой системе: работе только с реальным сектором экономики, обязательным пожертвованиям на благотворительность, запрету рисков, которые могут привести к утрате даже минимальной части капитала, отсутствию финансовых спекуляций и спекулятивных ценных бумаг (фьючерсов и опционов) и «справедливому» перераспределению ресурсов в результате выполнения операций.

С постепенным развитием исламской банковской системы всё больше клиентов отдают предпочтение именно ей. На данный момент клиентами исламских банков являются такие компании, как General Motors, IBM, Alcatel, Daewoo и другие. [7]

В основном инфраструктура исламской финансовой системы схожа с традиционной системой. В частности в исламскую финансовую систему, как и в традиционную входят:

• платёжная система;

• торговые и клиринговые системы;

• система интернет-бизнеса;

• контролирующие и регулирующие органы;

• рейтинговые и статистические агентства;

• научно - исследовательские организации.

Однако исламская система финансов полностью основана на шариате - совокупности правил и законов, касающихся всех сфер исламского общества. Например, в исламском обществе, как и в любом другом, приветствуется получение прибыли, хотя осуждается использование для этого ссудного процента, так как в результате такой деятельности не происходит производства какого-либо продукта и улучшения благосостояния общества. Также перераспределение рисков между собственником финансового капитала (кредитором) и управляющим капиталом (заёмщиком) происходит совсем иначе, чем в традиционной системе. Вследствие того, что в исламской финансовой системе запрещён ссудный процент, при передаче финансовых ресурсов их владелец становится инвестором, а не кредитором. Т.е. он получает не только прибыль от одалживания денег, но и долю ответственности за деятельность управляющего (заёмщика). Деньги в исламской финансовой системе сами по себе рассматриваются как потенциальный капитал. Реальными активами они становятся только тогда, когда вкладываются в производственную деятельность. В связи с запретом по шариату любых высокорискованных и неопределённых действий с целью наживы (например, участие в азартных играх), спекулятивные и фондовые сделки не проводятся. При выполнении сделки основными обязательствами являются чёткое и неукоснительное соблюдение условий договора, даже если их невыполнение не повлечет за собой никаких последствий и потерь. Более того, условия договора нельзя изменить, даже если все стороны - участники договора не возражают. Также запрещены сделки с неизбежным проигрышем или убытком, выходящие за рамки неизбежной случайности.

В целом, применение вышеперечисленных принципов во многом зависит от политики Центрального банка: если тот или иной исламский банк находится под влиянием исламского Центрального банка, то исламский банк будет функционировать с теми принципами шариата (или с их трактовкой), которые будет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проводить Центральный банк. Однако, если исламский банк находится под влиянием традиционного Центрального банка (например, если банк находится в России), то исламский банк сам определяет свои принципы, как и в какой степени их можно соблюдать при взаимодействии с традиционным Центральным банком и другими традиционными банками. В некоторых исламских банках существуют различия между практикой и интерпретацией принципов, регулирующих банковскую деятельность. [3]

Как показала практика, исламская банковская система в силу ряда факторов не может функционировать при использовании услуг традиционных банков. Это связано с двумя факторами. Во-первых, в Исламе есть свой строгий экономический порядок, задуманный как альтернатива светскому, который мог опираться только на силы и возможности стран «исламской солидарности». Такие силы и возможности выражались преимущественно через большое количество нефтедолларов, а не через производственные силы и комплексный характер экономики. Во-вторых, исламские банки представляют собой один из наиболее удобных средств дифференцирования политики. Теоретики исламского банковского дела осуждают подход традиционных (западных) банкиров не только к принципам и операциям традиционных банков, но и к целям их функционирования. Муса Камаль, редактор журнала Islamic Financial News, выделяет из всех факторов три основных. Первый: из-за религиозного осуждения ссудного процента и любых процентных платежей исламская финансовая система не может строиться на работе с процентными выплатами, которые являются неотъемлемой частью традиционной банковской системы. Второй: исходя из запрета процентных платежей любой депозитный вклад является инвестиционным либо расчётным (на который никакие начисления банком не предусмотрены). Процесс обработки счёта является максимально прозрачным, т.е. клиент банка, положивший деньги на счёт, в большинстве случаев знает, куда конкретно направлены его деньги (за исключением банков в Иране, Пакистане и Турции). Третий: как и первые два исходит из принципов Шариата, который говорит, что всё богатство и капитал, которые имеют люди, является собственностью Аллаха и предоставляется людям взаймы, только для благих деяний. Именно поэтому и осуждаются рисковые операции, которые могут привести к потере имущества, которое, по сути, принадлежит не мусульманам, а Аллаху. [8]

Говоря о функциях исламских банков, то они являются теми же, что и в традиционных (западных) банках, а именно: выполнение функций финансовых посредников и обеспечение бесперебойного функционирования национальной платёжной системы. Но несмотря на всю свою схожесть, подходы к выполнению данных функций имеют достаточно весомые различия. Что касается проведения платежей и перевода денег, то здесь исламские банки по принципам работы не отличаются от традиционных. Однако в том, что касается функции финансового посредника, исламские банки имеют кардинально иной подход. [2]

Важную роль в исламской банковской системе играет и то, что исламские банки, в отличие от традиционных, практически не имеют специальных инструментов для хеджирования рисков. Тотальный запрет шариата на процентные платежи (риба) и проблемы исламской юриспруденции, касающихся границ чрезмерных рисков (гарар) приводят к тому, что многие традиционные инструменты хеджирования рисков, такие как фьючерсы и опционы, в исламской финансовой среде не могут быть использованы.

Ислам полностью запрещает ростовщичество. Основными причинами этого запрета являются:

• отсутствие равенства между трудом и результатом, так как ростовщик получает деньги без труда и не несет ответственности и не терпит потери;

• разрушение общественной экономики из-за ленивых ростовщиков, которые сидят без работы и ожидают прибыль от их богатства;

• распад общественной морали, так как сотрудничество между членами в обществе отсутствует, и последовательно это ведет к разрушению общества и распространению эгоизма вместо самопожертвования и привязанности;

• разделение общества на два класса: класс эксплуататоров со своим богатством и класс эксплуатируемых и бедных, которые трудятся без выгоды для себя.

Осуждая ростовщичество, исламская банковская система предпологает полный запрет ссудного процента в любом его виде. Чаще всего, для определения понятия процента, в общем его смысле, используется термин «риба». Риба, исходя из шариатского контекста, может быть определена, как

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

незаконный доход, полученный из количественной разницы компенсации, имеющей место в сделках, которые предполагают обмен двух или более вещей, принадлежащих одному и тому же виду и регулируемых одной и той же действующей причиной. Отсроченное завершение обмена такого рода вещами или вещами, при- надлежащих к разным видам, но регулируемые одной и той же действующей причиной, тоже считаются рибой; или если отсутствие отсрочки сопровождается увеличением одной из компенсаций». Ар-риба большинством ученых делятся на два вида:

• Риба ан-насиша. Ан-насиша в арабском языке обозначает от- ложение и замедление. Риба ан-насиша — это увеличение за отложение уплаты долгов.

• Риба аль-фаддл. Аль-фаддл в арабском языке обозначает антоним слова аннакс, т.е. нехватка. Риба аль-фаддл — это увеличение в одной из обмениваемых, одинаковых по сорту вещей, например, обменять золото на золото с добавкой, пшеницу на пшеницу с добавкой и т.п.

Современные экономисты разделяют ар-риба на два вида: потребительский и производительный. Потребительский вид ар-риба — это надбавка, которая берется за заем при покупке товаров потребления, таких как продукты питания, лекарства и т.д. Производительный ар-риба — это надбавка, которая берется за долги, употребленные в производительных операциях: при постройке завода, фермы или в чисто коммерческих операциях. Этот вид разделяется также на два подвида: а) двойной, в котором берется большой процент; б) простой, в котором берется маленький процент. Запрет ислама охватывает все вышеназванные виды ар-риба. Ислам рассматривает несколько путей прекращения распространения ар-риба:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ислам разрешил создать специальные компании, Аль-Муддараба, между людьми, один из которых имеет вклад капитала, а другой работает со следующими условиями: разделить прибыль между ними по договоренности; финансовую потерю несет хозяин; работающий не несет никакой финансовой потери, так как он потратил свои усилия;

• ислам разрешил Ас-Салим, т.е. продать урожай заранее по под- ходящей цене тому человеку, которому деньги нужны с названными в книгах шариата условиями;

• ислам разрешил продать в кредит с целью помочь людям в удовлетворении своих потребностей и избавиться от ар-риба;

• ислам призвал к созданию людьми организаций и государства мероприятий благотворительного займа ради взаиморучательства;

• ислам принял закон об отдаче аз-закята задолжникам, нищим бедным и т.п. с целью удовлетворения их потребностей.

Именно в соответствии с данными принципами исламские банки выполняют свои операции. [6]

Основным отличием исламских банков от традиционных является то, что при выдаче кредитов и в депозитных вкладах не применяется начисление процентов. Из этого следует, что исламские Центральные банки также без взимания процентов кредитуют коммерческие банки и различные инвестиционные проекты, в отличие от традиционных Центральных банков, которые выдают коммерческим банкам кредиты под проценты, определяемые ставкой рефинансирования. Центральный исламский банк функционирует в основном так же, как и местные банки, то есть ведет текущие, инвестиционные и кредитные счета. Но он наделен и рядом дополнительных функций, к которым относятся общий мониторинг и контроль над банками, контроль за соблюдение ими норм и правил, обеспечение фондовой безопасности при наступлении чрезвычайных обстоятельств и т.д.

Услуги Исламских банков базируются на следующих принципах: следование нормам шариата, указанным в Коране и Сунне Пророка Мухаммада; запрет процентов; запрет на финансирование неисламских кредитных организаций, а также проектов, связанных с алкогольной индустрией, свиноводством, развлекательной индустрией и всего подобного, что противоречит правовым и этическим нормам Ислама. [2]

Можно сказать, что банки, функционирующие в соответствии с принципами Ислама, не пользуются источником прибыли, который является основным для традиционных коммерческих банков: разницей между

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

процентной ставкой по размещенным ссудам и привлеченным средствам. Для исламских банков источниками доходов являются другие операции, не противоречащие шариату. [2]

Что касается финансирования бизнеса, то здесь исламские банки используют два вида предоставления средств: краткосрочное и долгосрочное финансирование. Первый тип финансирования, как правило, требуется для пополнения оборотного капитала, в то время как долгосрочное финансирование покрывает капитальные затраты или расходы, связанные с долгосрочными проектами. Финансирование, предлагаемое частным лицам, включает финансовую помощь в виде жилищных и потребительских кредитов. Так как исламским банкам запрещено предоставлять займы иначе, чем на основе принципа кард хассан, все операции финансирования основаны либо на принципе участия в прибылях и убытках, либо на принципе сборов, комиссий и фиксированных платежей.

Нет четкого разграничения при выборе приоритета в использовании принципов для предоставления услуг как физическим, так и юридическим лицам. Однако, принципы мудараба и мушарака широко используются в финансировании кредитов на пополнение оборотного капитала, в то время как принципы мурабаха, и иджара используются для приобретения клиентами основных средств. Принципы финансирования, используемые исламскими банками, во многом зависят от законодательства, регулирующего их деятельность.

Мушарака представляет собой регулярное партнерство. Суть данного инструмента состоит в том, что все участники выступают как партнеры по бизнесу и делят между собой как прибыли, так и убытки пропорционально вложенным средствам, а также согласовывают сроки и условия всех проводимых операций.

Соглашение о партнерстве вырабатывается и подписывается всеми заинтересованными сторонами. Оно включает такие детали, как вид бизнеса или торговли, сроки и условия, график распределения прибылей и убытков (например, ежеквартально, раз в полгода и т.д.), доля прибыли для каждого партнера, льготы и ответственность. Важно отметить, что фиксированной заранее суммы прибыли ни для кого из партнеров не устанавливается. [1]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно принципам ислама, регулярное партнерство можно условно разделить на несколько категорий. Для банковского дела наиболее характерно партнерство по контракту, при котором отношения сторон определяются договорными обязательствами. В рамках этого типа, в свою очередь, существуют два вида - партнерство на равенстве и партнерство на коммерции.

При партнерстве на равенстве обе стороны пользуются одинаковыми правами и привилегиями и несут одинаковую ответственность в отношении прибылей и убытков, инвестиций, прав собственности, посреднических услуг и поручительства. Здесь на первый план выступает взаимность. Стороны должны консультироваться и согласовывать все деловые операции. Если участвуют более двух партнеров, сохраняются те же условия равенства. Партнеры могут непосредственно участвовать в работе либо использовать наемную рабочую силу. [4]

Партнерство на коммерции не предполагает равенства. Здесь стороны выполняют конкретные деловые задачи. Они могут инвестировать различные суммы, а прибыли и убытки распределяются пропорционально инвестициям. В большинстве случаев стороны ведут дела раздельно, но объединяются для проведения конкретной ограниченной во времени торговой или коммерческой операции (например, с партией зерна, одежды и т.п.) и становятся партнерами. В результате они действуют как взаимные агенты, но не как поручители. [4]

Мудараба, то есть доверительное финансирование, предполагает, что поставщик капитала с одной стороны предоставляет капитал, а оператор - с другой стороны - осуществляет инвестирование. И с той, и с другой стороны может участвовать одно лицо или несколько, организации, финансовые группы или банки. Например, физическое лицо вносит деньги на банковский депозит, предназначенный для инвестиций по системе мудараба, а банк вкладывает эти средства в бизнес.

В системе мудараба поставщик капитала и оператор участвуют в прибыли в соответствии с оговоренной долей или ставкой. Какая-либо абсолютная сумма не может быть оговорена. Обычно распределение долей между поставщиком капитала и оператором составляет 60:40. Однако в случае убытка

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

поставщик капитала принимает его на себя в полном объеме, а оператор не получает от сделки ничего. Если нет ни прибыли, ни убытка, то результат для оператора также нулевой (поставщик капитала в этом случае возмещает первоначальный капитал).

Говоря о вкладах, почти все исламские банки предлагают на выбор только три вида счетов для вкладов: текущие счета, сберегательные счета и инвестиционные счета (в Турции предусмотрены только первые два вида счетов). Хотя по своей сути сберегательные счета также считаются инвестиционными. Например Кувейт, Бахрейн и Бангладеш рассматривают сберегательный счёт как разновидность инвестиционного счёта. В целом инвестиционные счета можно разделить на три вида: вклады, основанные на сроке использования банком в инвестиционных целях; бессрочные вклады, основанные на уведомлении банка о желании вкладчика снять средства; вклад для финансирования конкретных проектов или целей. В зависимости от страны, например, в ОАЭ и Саудовской Аравии возможно участие в прибылях и убытках проекта, под финансирование которого открывается определённый инвестиционный счёт. Особенностью данных счетов является то, что банк сам предлагает инвестиционные проекты, под которые можно открыть тот или иной вид счетов.

Мурабаха представляет собой финансирование коммерческих операций, разновидность договора купли-продажи. Банк приобретает определенный товар с целью перепродажи. Такая деятельность не противоречит шариату, поскольку торговля предполагает определенное личное участие и усилия. Банк берет на себя организацию продаж, хранение, перевозку и т.д. К примеру, банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. При этом банк принимает на себя весь риск торговой операции. В последующем банк перепродает товар клиенту по цене, которая включает в себя оговоренную в договоре наценку. Эта наценка и становится доходом банка. [10]

В исламской банковской системе свои особенности имеют кредитные счета. Их цель - предоставление средств на краткосрочной или долгосрочной основе. Любой исламский банк предоставляет клиентам кредитные счета, на который лица, обладающие излишком денежных средств, могут вкладывать краткосрочные и долгосрочные депозиты. При использовании такого счета вкладчик осуществляет благотворительную деятельность на основе Кардуль Хасана, то есть беспроцентной ссуды. Вкладчику гарантируется полное рефинансирование в соответствии с оговоренными сроками и на определенных условиях. А в конце срока ссуды он получает лишь первоначально вложенную сумму и ничего сверх этого.

Концепцию государственного казначейства обеспечивают фонды для удовлетворения общественных потребностей. Важнейшим источником поступлений здесь служат налоги, взимаемые согласно законодательству уполномоченным ведомством исламского правительства. Средства могут направляться и на удовлетворение индивидуальных потребностей. Так, если задолженность не погашена по той или иной причине (например, из-за смерти заемщика), погашение ссуды может быть осуществлено за счет государственного казначейства. Преимущество такой гарантии в том, что кредитор не утрачивает стимулы к кредитованию других лиц в будущем. Государственное казначейство также обладает правом предоставлять ссуды в качестве кредитора последней инстанции при отсутствии других источников. Оно обеспечивает права вдов, сирот, бедных, нуждающихся, больных и инвалидов, удовлетворяя какую-то часть их потребностей. [5]

Перечень услуг исламских банков не заканчивается депозитами и финансированием. Другие услуги зависят от возможностей и потенциала конкретного банка. Что касается вновь создаваемого банка, существует высокая вероятность того, что он будет оказывать только базовые услуги. Например, некоторые исламские банки не выдают своим клиентам аккредитивы. В Индонезии, например, только некоторые банки могут проводить международные торговые операции. Другие не проводят операции с иностранной валютой. Тем не менее, большинство исламских банков предлагают такие услуги, как аккредитивы для международной и внутренней торговли, гарантийные письма, обмен валюты, внутренние и зарубежные денежные переводы, выпуск чеков и векселей, выпуск и андеррайтинг исламских ценных бумаг, синдицированные кредиты и консультационные услуги. Аккредитивы, как правило, выдаются клиентам, которые желают импортировать товары из-за рубежа, и большинство аккредитивов используют принцип мудараба. [5; 9]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

На данном этапе развития исламской банковской системы можно сделать вывод, что банковские продукты исламских банков в настоящее время пользуются популярностью у клиентов, принадлежащих различным конфессиям. Современные исламские банки отвечают потребностям клиентов, предлагая схожие с традиционными банками услуги, но в соответствии с требованиями Шариата. Отсюда следует, что все операции в исламской'банковской системе должны быть основаны на принципах Шариата. Тем не менее, исламская банковская система все еще нуждается в упорядочении, так как в деловых операциях исламских банков существуют различия в шариатской практике. В основном, финансовые продукты и услуги, предлагаемые исламскими банками, аналогичны продуктам и услугам традиционных банков, особенно с точки зрения вкладов, услуг финансирования и прочего. Почти все исламские банки предлагают депозиты, такие как текущие счета, сберегательные счета и инвестиционные счета. Единственное отличие касается добавленной стоимости каждого предлагаемого продукта. То же самое относится к финансированию. Различия, которые могут возникнуть в отношении суммы вклада, вносимого клиентами, и типа выданного финансирования, выбранного конкретным банком, возникают в результате различия в экономических, социальных и культурных факторах среди мусульманских стран, в которых работают банки. Следовательно, различия возникают и в плане концентрации финансирования, методах управления фондом и предоставляемых услугах.

Проведя анализ традиционной и исламской финансовой системы, основанной на религии, мудрости и справедливости распределения средств, очевидным является тот факт, что несмотря на максимально открытость данной системы, её нацеленность на помощь людям, а не на обогащение самих банкиров, исламская система предлагает современные и весьма удобные банковские услуги, отвечающие потребностям как частных лиц, так и предпринимателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы:

1. Автурханов Э.М. Ислаские инвестиционные модели / РУДН, 2010 - 213 с.

2. Шибанова-Роенко Е.А., Саидов А.А. Современная исламская банковская система / РАЕ, 2014.

3. Зауддин А. Переход от процентного банковского дела к исламскому беспроцентному / БИКИ №139, 1996.

4. Музаффар А., Джерард А. Кэхилл. Основные принципы организации беспроцентного банковского дела. / Проблемы Теории и Практики, №6, 1999.

5. Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика». // Казань: «Линова-Медиа» 2012 - 536 с.

6. Белов В.А. Финансово-правовые институты зарубежных стран // М.:ИНФРА - М, 2013 - 290 с.

7. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Финансы / М.:ИНФРА-М, 2012 - 320 с.

8. Musa Kamal, Rahayu. «Standartization: The Password to Progress» / Islamic Finance News, August / September 2008: 28-30 p.

9. Khan Sh.Rafi. Profit and Loss Sharing: An Islamic Experimentin Finance and Banking. Oxford University Press, 1988.

10.Bruce N.C. Islamic Banking moves east // Euromoney, July 1986.

© Лазарев А.Д., 2016

УДК 004.05 + 001.895

Ларин Сергей Николаевич,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Центральный экономико-математический институт РАН,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: sergey77707@rambler.ru Юдинова Валентина Васильевна, начальник правления по работе с клиентами АНО ДПО Институт международных стандартов учета и управления,