Научная статья на тему 'Некоторые аспекты деятельности исламских банков'

Некоторые аспекты деятельности исламских банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ШАРИАТА / PRINCIPLES OF SHARIAH / ИСЛАМСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ISLAMIC FI NANCE / ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ISLAMIC BANKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибадов Эмин Салимханович, Шмырева Александра Ивановна

В статье представлен краткий обзор деятельности банков, основанных на исламских принципах и исламских финансовых инструментов. Рассмотрены исламские банковские продукты и техника финансирования, их соотнесение с принципами шариата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of islamic banks

The article provides a brief overview of the activities of banks, based on Islamic principles of Islamic financial instruments. Considered are Islamic banking products and equipment financing, financing techniques, their correlation with the principles of Shariah.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты деятельности исламских банков»

УДК 336.71

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ

Э.С. Ибадов, А.И. Шмырева

Новосибирский государственный университет экономики и управления — «НИНХ»

mondigonsk2007@rambler.ru

В статье представлен краткий обзор деятельности банков, основанных на исламских принципах и исламских финансовых инструментов. Рассмотрены исламские банковские продукты и техника финансирования, их соотнесение с принципами шариата.

Ключевые слова: принципы шариата, исламское финансирование, исламский банкинг.

Исламский банк. Это словосочетание для большинства людей представляется необычным — настолько далеки друг от друга в их представлении понятия «ислам» и «банк», а вот на Востоке, да и на Западе, этот термин становится уже привычным. В последние годы даже зазвучало предположение, что исламские банки вполне могут составить конкуренцию традиционному типу ведения банковского дела. В чем же принципиальные различия между ними? Это складывалось исторически: когда в странах Ближнего Востока началось внедрение западной банковской системы, оказалось, что принципы банковского дела во многом не согласовывались с законами шариата, что породило идею о формировании своей, т. е. отвечающей принципам шариата, банковской системы. С момента возникновения более чем три десятилетия тому назад число исламских финансовых учреждений во всем мире возросло с одного в 1975 году до 200 организаций, действующих в настоящее время в более чем 40 странах. Они расположены в основном в странах Ближнего

Востока и Юго-Восточной Азии (при этом крупнейшими центрами являются Бахрейн и Малайзия), но создаются также в Европе и США.

Большинство операций коммерческих банков с традиционным устройством делятся на активные, пассивные и комиссионно-посреднические.

Что же касается исламской банковской системы, здесь деятельность должна соответствовать канонам шариата, главные принципы которого (в части деятельности банков) следующие:

— отсутствие какого бы то ни было процента по вкладам и кредитам. Любое взимание процента понимается шариатом как ростовщичество (риба — всякая выгода, независимо от ее формы и размера, полученная от долга) и, следовательно, греховно;

— строгая дифференциация сфер инвестиционных вложений банка на халяльные и нехаляльные;

— запрет наложен на майсир, т. е. получение прибыли благодаря случаю, поэтому исламский банк не вкладывается в ценные

бумаги, курс которых зависит от неэкономических факторов;

— запрещен гарар, т. е. намеренный риск, и исламский банк занимается только сделками, имеющими реальное обеспечение. Он не признает фьючерсных сделок и сделок с деривативами;

— и конечно же исламский банк не касается операций с «греховными» товарами и услугами (алкоголь, табак, свинина, азартные игры и т. п.).

Таким образом, банки, действующие на исламских принципах, не имеют ключевого источника прибыли обычных коммерческих банков — разницы между процентом по выданным ссудам и процентом по привлеченным средствам. Доход исламский банк получает из других источников, финансовых, но не противоречащих шариату. Подобные запреты иногда негативно сказываются на размерах прибыли, но это компенсируется надежностью вложений. Во время последнего глобального кризиса именно исламский банкинг с его принципом инвестирования средств только в сделки, имеющие реальное обеспечение, оказался наиболее устойчивой финансовой системой. Противники этой системы утверждают, что быстрый рост и распространение исламских банков во многом обусловлены высокими ценами на нефть и, следовательно, избытком ликвидности в странах Ближнего Востока. Однако резкие колебания на нефтяном рынке слабо сказались на темпах роста исламского банкинга. Развитие продолжается, а наглядность его преимуществ, проявившаяся в годы кризиса, стала главным козырем сторонников этой си-стемы1. Сейчас общий мировой оборот де-

1 Шмырева А. И. Некоторые аспекты функционирования мировой валютной системы// Вестник НГУЭУ. - 2012. - № 2. - С. 212-217.

нежных средств, задействованных в операциях согласно исламским принципам финансирования, составляет свыше $ 1 трлн, и исламские банки все больше привлекают вкладчиков-немусульман.

Для всех своих клиентов (независимо от их вероисповедания) такой банк предлагает ряд весьма оригинальных продуктов. Так, текущий счет в исламском банке предполагает получение вкладчиком своих денег в любой момент, но исключает для него возможность получения прибыли. При открытии сберегательного или инвестиционного счета вкладчик дает согласие на использование своих средств в проводимых банком финансовых операциях и по истечении оговоренного срока получает не установленный процент, а часть прибыли по этим операциям в зависимости от доли своего вклада в общем обороте. При этом клиент всегда информируется, в каких именно операциях задействованы его средства, что создает более тесное, «партнерское» взаимодействие клиента и банка. Также банк может выступать в качестве агента инвестора, получая плату за свои услуги.

Теперь рассмотрим непосредственно исламские банковские продукты и техники исламского финансирования.

Депозиты на условиях, предусмотренных для каждого из нижеследующих типов счетов: 1) беспроцентные (карз ал-хассане; араб. кард ал-хасан), которые, делятся на текущие и сберегательные; 2) инвестиционные депозиты на определенных условиях. При этом держателям как текущих, так и сберегательных счетов гарантируется сохранность депонированных средств. Подобная гарантия, как нам представляется, не вполне соответствует представлениям большинства исламских

ученых о необходимости банка и вкладчика делить риск2.

Кредиты, выдаваемые исламским банком, также не имеют процента. Выдавая кредит на предпринимательство (мушара-ка), банк становится партнером заемщика. Он получает долю прибыли от этого дела, но и берет на себя долю убытков в случае его неудачи. При кредите на покупку чего-либо (мурабаха), банк по сути сам покупает этот товар, а потом перепродает клиенту с оговоренной наценкой3. Рассматривая такие способы исламского финансирования как мушарака или мурабаха, остановимся на оценке других финансовых инструментов, основанных на исламских принципах.

Исламское финансирование в широком смысле включает в себя любые финансовые операции, позволяющие мусульманам вкладывать свои свободные средства, соблюдая при этом нормы шариата. Большинство способов исламского финансирования основываются либо на передаче-лежащих в основе сделки материальных активов, либо на принятии на себя коммерческих активов.

Инструменты участия в прибылях и убытках

Мушарака — договор на участие в акционерном капитале, по которому банк и его клиент совместно вносят средства на финансирование проекта. Право собственности распределяется в соответствии с долей каждой из сторон в финансировании. К этой же категории относится мудараба — договор о финансировании по типу траста,

2 Закон «О Беспроцентной банковской деятельности». — Центральный Банк Исламской Республики Иран. 1983 г.

3 Постоянный комитет по фетвам Королевства Саудовская Аравия (фетва № 2020, т. 13, с. 154. Сборник фетв постоянного комитета

(2-е изд.). - Эр-Рияд, 2000.

при котором одна из сторон предоставляет капитал для проекта, а другая обеспечивает рабочую силу. Участие в прибылях определяется по соглашению между двумя сторонами договора, а убытки несет поставщик средств, за исключением случаев ненадлежащих действий, небрежности или нарушения условий, согласованных с банком.

Мушарака (совместный бизнес) по структуре похожа на обычное партнерство или совместную деятельность. Она используется при реализации долгосрочных инвести-

4

ционных проектов .

Обычно финансовая организация вносит денежные средства, а покупатели (клиенты) — имущество в совместную деятельность или предприятие, которое может быть создано как с учреждением, так и без учреждения юридического лица. Партнеры мушарака распределяют между собой доходы в согласованных пропорциях, а убытки распределяются пропорционально первичным инвестициям.

Управляющим мушарака, как правило, назначается клиент, ответственный за инвестирование и управление имуществом. Он вправе за это взимать плату, но она является символической. Один из видов данного финансового инструмента — убывающая-мушарака, названная так потому, что участие финансовой организации со временем уменьшается, поскольку клиент выкупает долю совместного предприятия у организации за фиксированную цену на протяжении определенного периода времени. При осуществлении программ, аналогичных жилищным ипотекам, иногда используются структуры, включающие в себя убы-

4 Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламские финансы и банковская система. Философия и принципы. — Казань: Линова-Медиа, 2012. — С. 125.

вающую мушарака, по аналогии со сделками с оборотными фондами и предэкспорт-ным финансированием.

К этой же категории относится мудара-ба - договор о финансировании по типу траста, при котором одна из сторон предоставляет капитал для проекта, а другая обеспечивает рабочую силу. Участие в прибылях определяется по соглашению между двумя сторонами договора, а убытки несет поставщик средств, за исключением случаев ненадлежащих действий, небрежности или нарушения условий, согласованных с банком.

Мудараба (участие в прибылях и убытках) - это инвестиционные соглашения, по которым инвестор или группа инвесторов (раб-аль-маль) передают денежные средства управляющему (мудареб), который проводит экспертизу и управляет инвестиционным фондом за вознаграждение, исчисляемое обычно на основе распределяемого дохода.

Мудараба может быть использована для объединения в синдикаты других финансовых соглашений, таких как мурабаха или иджара. Члены синдиката назначают раб-аль-маль и агента, действующего в качестве мудареба, заключающего договор напрямую с покупателем. Однако на практике традиционный агентский договор по использованию инвестиций обычно соответствует требованиям шариата, и синдикат предпочитает его использование. Мудараба широко используется для учреждения инвестиционных фондов. Счета розничных банков, соответствующие требованиям шариата (например, текущий счет в Исламском банке Британии), часто конструируются как мудараба, при этом клиенты выступают в качестве раб-аль-маль, а банк - мудареб.

Долговые инструменты. Мурабаха — договор на покупку и перепродажу, согласно которому банк по поручению клиента приобретает у поставщика материальный актив, причем цена перепродажи определяется на основе стоимости плюс норма прибыли. Данная схема часто применяется для обеспечения финансирования торговли и получения финансовых средств с целью приобретения контрольного пакета акций компании за счет кредита. Простая мурабаха предполагает, что финансовая организация приобретает у поставщика активы и продает их покупателю на условиях отсроченного платежа с фиксированной датой его погашения. Взамен на качественно предоставленные услуги по финансированию приобретения активов организации выплачивается денежная сумма, состоящая из цены покупки и вознаграждения, которое обычно рассчитывается на основе базового показателя, такого как ставка LIBOR5.

Бай-салям — договор на покупку с отсроченной поставкой товаров, который по большей части используется при финансировании сельского хозяйства. Данная сделка походит на мурабаха, поскольку они обе позволяют приобретать оборотный капитал. Основным отличием является то, что финансовая организация оплачивает полную стоимость обусловленных активов авансовым платежом до согласованной даты поставки. Как правило, организация получает скидку при предварительной оплате. Одновременно с этим она может заключить параллельную сделку бай-салям с третьими лицами, чтобы продать активы по повышенной цене или просто продать их после доставки.

5 Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Указ. соч. — С. 127.

Среди специалистов нет единого мнения относительно того, должны ли обусловленные в сделке бай-салям активы быть в наличии на момент заключения соглашения или же достаточно того, что они будут в наличии на оговоренную дату поставки. Но стоимость активов должна быть полностью оплачена авансом, а дата поставки — точно установленной.

Как и в случае заключения сделок му-рабаха и обратная мурабаха документы будут сходными с традиционными кредитными соглашениями.

Истисна — инструмент финансирования до поставки и лизинговый инструмент, который применяется для финансирования долгосрочных проектов (фьючерсы, соглашения на срок)6.

Такая сделка используется для предоставления предварительного финансирования по проектам строительства и развития. На начальном этапе вместо покупки законченного объекта финансовая организация оплачивает стоимость производства, разработки, сборки, упаковки и строительства объекта в соответствии с согласованной спецификацией и приобретает такой актив уже после его завершения. Затем она, как правило, продает его покупателю или сдает в аренду девелоперу посредством механизма иджара. Истисна не предполагает выполнения обязательного требования по оплате в полном размере и не устанавливает фиксированного срока доставки.

Таким образом, ключевым отличием исламского банка является механизм определения прибыли, в данном случае — доля в будущем доходе, а возможно и убытке заемщика. В случае же с банковским процентом кредитор не имеет интереса в хозяйствен-

6 Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Указ. соч. — С. 137.

ной деятельности заемщика, который обязан вернуть фиксированную сумму вне зависимости от результатов своей деятельности. Исламское финансирование, отказываясь от ссудного процента, отказывается и от денег как товара. Следствием чего являются более активные инвестиции исламских банков в реальный сектор экономики, что более предпочтительно для развивающейся экономики. С другой стороны, внедрение исламского банковского опыта помимо изменений в законодательных актах, разработки особой бухгалтерской отчетности, подготовки кадров, преодоления стереотипов и других проблем требует определенной прозрачности предприятий, что порой и представляет главное препятствие для деятельности такого рода банков. Но тот факт, что ведущие банки мира открывают у себя исламские подразделения («АБН-Амро», «Сосьете-Женераль», «Номура-Секьюритиз», «Ситибэнк» и целый ряд других), свидетельствует о перспективности исламского банкинга.

Литература

Закон «О Беспроцентной банковской деятельности» — Центральный Банк Исламской Республики Иран, 1983.

Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламские финансы и банковская система. Философия и принципы. — Казань:. Линова-Медиа, 2012. — 536 стр.

Постоянный комитет по фетвам Королевства Саудовская Аравия (фетва № 2020, т. 13, с. 154. Сборник фетв постоянного комитета (2-е изд.). — Эр-Рияд, 2000.

Шмырева А.И. Некоторые аспекты функционирования мировой валютной системы / А.И. Шмырева // Вестник НГУЭУ. — 2012. — № 2. — С. 212—217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.