УДК 336.7
Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2013. Вып. 1
Н. А. Львова
ИСЛАМСКИЕ БАНКИ:
ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Рынок исламских финансовых услуг развивается стремительными темпами: в период с 2006 по 2011 г. среднегодовой прирост глобальных исламских финансовых активов составил 18,82% [1]. Лидирующие позиции занимают исламские банки, аккумулируя в настоящее время от 900 млрд до 1 трлн долл. [2, p. 57], или более 90% исламских финансовых активов [3, p. 2]. Мировой финансовый кризис поставил под сомнение преимущества западной финансовой системы. Вместе с тем традиционные финансовые институты и инструменты по-прежнему преобладают. Примечательно, что даже на финансовых рынках мусульманских стран доля исламских банков в среднем относительно невелика (менее 20% банковских активов мусульманских стран [4, p. 25] и порядка 1% глобальных банковских активов [5, p. 78]).
Значение рынка исламских финансовых услуг в целом и исламских банков в частности оценивается неоднозначно. Противники исламской финансовой системы отмечают не только ее конкурентные недостатки [6, с. 205], но и возможную социальную опасность [7, с. 298]. Апологеты исламских финансовых принципов, наоборот, рассматривают институт ссудного процента как источник социальной несправедливости, концентрации капитала, сокращения спроса, несбалансированности экономики [8]. В качестве альтернативы предлагается концепция участия в прибылях и убытках (prof-it-and-loss sharing mode, PLS), которая, по их мнению, создает условия для более равномерного распределения прибыли и тем самым снижает дифференциацию доходов в обществе, способствует более эффективному распределению ресурсов, предполагает более полный контроль за бизнесом со стороны финансового посредника — исламского банка, который принимает на себя большинство финансовых, инвестиционных и деловых рисков, что в совокупности снижает риск финансовых кризисов и создает предпосылки для устойчивого экономического роста.
Каковы же возможные перспективы развития исламских банков и какие вызовы стоят перед исламской банковской индустрией? Настоящая статья посвящена исследованию данных вопросов с учетом особенностей функционирования исламских финансовых институтов. В связи с этим необходимо проанализировать организационно-правовые и финансовые основы функционирования исламских банков: сущность исламских финансовых принципов, структуру и модели регулирования исламской банковской системы, операции и особенности исламских банков как финансовых посредников, их конкурентные преимущества и недостатки.
Надежда Алексеевна ЛЬВОВА — канд. экон. наук, доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента СПбГУ В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию. В 2008 г. стажировалась в Стокгольмском университете. Принимала участие в научно-исследовательских разработках: «Финансовая диагностика российских эмитентов» (грант СПбГУ, 2012), «Исследование закономерностей развития инструментов и технологий валютного и кредитного сегментов глобального финансового рынка» (грант СПбГУ, 2011), «Финансовая диагностика преднамеренного банкротства» (грант НИИ Счетной палаты РФ, 2006). Сфера научных интересов — финансовые основы антикризисного управления, особенности функционирования национальных финансовых систем. Автор более 30 научных и учебно-методических публикаций; e-mail: [email protected]
© Н. А. Львова, 2013
Принципы и организационно-правовые основы функционирования
исламских банков
Исламский банк является финансовым институтом, принимающим депозиты и размещающим привлеченные средства в соответствии с принципами, которые выражаются в запретах ссудного процента, спекуляций и таких контрактных условий, по которым возникает неопределенность и (или) одна сторона получает чрезмерные преимущества за счет другой [9]. Эти принципы соответствуют представлениям мусульман о справедливом (не допускающем эксплуатации) распределении дохода в обществе: лицо, получающее доход, должно принимать участие в трудовом процессе и (или) рисковать своим имуществом [10, с. 332], а зарабатывать деньги на деньгах недопустимо1. С организационно-правовой точки зрения необходимыми условиями работы исламских банков выступают следующие: наличие шариатского наблюдательного совета, призванного обеспечивать соответствие всех операций требованиям шариата2; возможность осуществлять банковские операции на основе исламских финансовых принципов (в том числе соблюдая запрет ссудного процента3); отсутствие законодательных ограничений на участие банков в торговых операциях и на распределение прибыли (убытка) с клиентами.
Очевидно, что обеспечение подобных условий требует особого подхода к регулированию исламских банков — на практике реализуются три модели, в которых: 1) банковское законодательство построено в соответствии с требованиями шариата (Судан и формально Иран и Пакистан); 2) деятельность традиционных банков регулируется общим банковским законодательством, а исламских — специальными законами (подобные банковские системы функционируют в Малайзии, Бахрейне, Турции, Киргизии, Казахстане и др.); 3) деятельность исламских банков регулируется в рамках общего банковского законодательства (такая модель характерна для большинства западных стран, в которых представлены исламские банки, например Великобритании, Швейцарии, США) (подробнее см. [13]).
В структуре исламской банковской системы выделяют два следующих уровня:
1) межнациональных некоммерческих организаций, содействующих развитию исламских банков (ключевым институтом данного уровня является Исламский банк развития (ИБР), который оказывает разнообразную поддержку исламским финансовым институтам, в том числе выступает финансовым посредником, принимая депозиты и размещая средства в соответствии с требованиями шариата);
2) коммерческих организаций, который, в свою очередь, представлен: а) коммерческими исламскими банками, имеющими главной целью получение прибыли за
1 Отметим, что споры о социальном значении ссудного процента имеют весьма давнюю историю и в западной цивилизации [10, с. 103-122]. По мнению средневековых схоластов, считалось непростительным грехом, когда посредники наживались за счет эксплуатации общественных нужд. Впоследствии эти идеи получили развитие в трудовой теории стоимости.
2 Шариат (араб. шариа, букв. — надлежащий путь) — свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Шариат часто называют мусульманским правом [11, с. 1362].
3 Обратим внимание: в исламе запрещается не любой процент, а ростовщичество. Как отмечает Р. И. Беккин, «исламская экономическая наука ... не имеет ничего против так называемой естественной процентной ставки, или чистой производительности капитала, выраженной в процентах и находящейся в прямой зависимости от прибыльности инвестиций» [12, с. 84].
счет оказания соответствующих шариату банковских услуг; б) специализированными исламскими банками, создаваемыми для решения конкретных задач (сельскохозяйственные, промышленные банки и т. д.); в) исламскими окнами в традиционных банках (важным условием работы подобных подразделений является «самодостаточность как исламского финансового посредника» [14]: управляемые фонды инвестируются в соответствующие шариату активы) [15, с. 116].
Финансовые особенности исламских банков
В отличие от традиционных банков, финансовое посредничество исламских банков основано на доле в прибыли (убытке) от сделок с реальными активами. Исламский банк предоставляет и привлекает средства на специфических условиях: процентные ставки как по ссудам, так и по депозитам не допускаются.
В наибольшей степени концепции участия в прибылях и убытках соответствуют инструменты долевого проектного финансирования мудараба и мушарака, срочный характер которых не позволяет отнести их к долевым финансовым инструментам в строгом смысле слова [16, р. 4]. Активные операции исламских банков по долговому беспроцентному финансированию оформляются такими основными финансовыми инструментами, как мурабаха, салам, истисна'. Они не связаны с концепцией участия в прибылях и убытках столь непосредственным образом, но основаны на сделках с реальными активами и, следовательно, исключают обмен денег на деньги.
Охарактеризуем особенности основных финансовых инструментов, используемых в активных операциях исламского банка, более подробно.
Мудараба: договор доверительного финансирования, по которому исламский банк: финансирует инвестиционный проект, но не имеет права участвовать в управлении данным проектом; получает причитающуюся долю прибыли от реализации проекта, при этом прибыль делится в заранее установленных пропорциях между ним и партнером, управляющим привлеченными средствами; несет все риски, связанные с неполучением прибыли по проекту.
Мушарака: договор о совместной деятельности, по условиям которого для реализации инвестиционного проекта создается совместная компания, и одним из ее собственников является исламский банк. В отличие от мударабы, в этом случае банк имеет право участвовать в управлении проектом наряду с другим партнером (партнерами), что отчасти снижает его риски. Финансовый результат (как прибыль, так и убыток по проекту) распределяется в соответствии с долей участия.
Мурабаха: договор коммерческого кредита, по которому исламский банк, действуя как посредник, за свой счет, но от имени клиента, приобретает определенный актив (товар) согласно описанию, предоставленному клиентом в заявке. В описании указываются существенные характеристики актива, его цена, наличие на рынке. Договор вступает в силу после того, как товар переходит в собственность посредника. Далее товар реализуется клиенту по цене, которая включает надбавку (маржу), как правило, на условиях отсрочки или рассрочки платежа.
Салам: договор коммерческого кредита, предусматривающего куплю-продажу актива (товара) на условиях предоплаты. Согласно договору, исламский банк предоставляет исполнителю некоторую сумму, равную стоимости товара, а тот обязуется поставить товар к оговоренному сроку. Салам заключается одновременно с другим до-
говором. Как правило, это параллельный салам, по которому исламский банк, в свою очередь, выступает исполнителем, получающим прибыль за счет разницы в ценах, по которым он покупает и продает товар.
Истисна'-. договор выполнения работ на условиях предоплаты, по которому исламский банк предоставляет подрядчику определенную сумму, равную стоимости работ по изготовлению товара, а тот обязуется выполнить работы к установленному сроку. Заключается в сочетании с другим договором, по которому исламский банк реализует товар клиенту. Прибыль банка, выступающего посредником между изготовителем и конечным покупателем товара, образуется за счет заранее установленной разницы в ценах купли-продажи. цена, по которой он оплачивает выполнение работ, заведомо ниже цены, по которой он реализует полученный товар. Чаще всего истисна' применяется для финансирования крупных проектов, а также в целях ипотечного кредитования.
Пассивные операции исламских банков преимущественно проводятся на основе договоров долевого проектного финансирования и беспроцентного займа; наиболее популярные финансовые инструменты — мудараба, кард хасан.
Мудараба: договор, в результате которого средства вкладчика поступают на инвестиционный счет исламского банка, используемый для финансирования инвестиционного проекта (проектов). Доля вкладчика в финансировании проекта существенна (до 90%) [15, с. 98], а его прибыль зависит от финансового результата по проекту. Мудара-ба может быть ограниченной (связанной с конкретным проектом) и неограниченной (банк сам определяет, куда вложить средства).
Кард хасан4: договор беспроцентного займа, по которому исламский банк привлекает денежные средства на безвозмездной основе, может использовать их по своему усмотрению, но обязан вернуть по первому требованию. Средства, полученные таким образом, поступают на сберегательные счета. При этом исламские банки стараются поощрять клиентов, например предоставляя им скидки по своим услугам. Другие механизмы формирования сберегательных счетов предусматривают следующее: а) банк имеет право использовать привлеченные средства, гарантируя их возврат в установленный срок, но по своему усмотрению может выплачивать вкладчику дополнительный доход; б) привлеченные средства могут быть инвестированы банком, а полученная прибыль — разделена с вкладчиком в заранее установленных пропорциях.
Как следует из вышесказанного, наиболее принципиальные различия в деятельности исламских и традиционных банков связаны с концепцией управления рисками и методами привлечения и размещения средств (таблица).
Деятельность исламских банков характеризуется, безусловно, специфическими принципами. Поэтому довольно интригующими представляются результаты эмпирических исследований, согласно которым различия между исламскими и традиционными банками не носят столь критического характера, как это обычно предполагается. Так, Т. Бек, А. Демиргуч-Кунт и О. Меррош, проанализировав за период 1995-2007 гг. деятельность 2857 традиционных и 99 исламских банков из 141 страны мира, не выявили каких-либо существенных особенностей исламских банков ни в отношении бизнес-модели, ни в отношении эффективности, качества активов или уровня стабильности
4 Кард хасан (добрый заем — пер. с араб.) используется исламскими банками в основном для решения социально ориентированных задач: широко применяется для развития малого предпринимательства, а также для поддержки клиентов, испытывающих финансовые затруднения [17, с. 133].
Ключевые различия в деятельности исламских и традиционных банков
Характеристики деятельности Банки
исламские традиционные
Концепция управления рисками Концепция разделения рисков Концепция передачи рисков
Особенности привлечения средств Как правило, инвесторы (вкладчики) разделяют риски и прибыли с банком. Финансовый результат вкладчиков не гарантирован и зависит от финансовых результатов банка Инвесторы (вкладчики), как правило, передают риски банку, получая определенный и гарантированный процент. При этом процентная ставка напрямую не зависит от доходности инвестиций банка
Участие вкладчиков в прибылях и убытках банка Есть Практически нет
Гарантированные выплаты по депозитам до востребования Есть Есть
Гарантированные выплаты по инвестиционным депозитам Нет Есть
Особенности инвестирования В процессе инвестирования используются механизмы разделения рисков. Основной объем активных операций связан с долевым финансированием инвестиционных проектов, финансированием купли-продажи продукции, товаров и услуг Инвестирование средств преимущественно осуществляется на долговой основе. Заемщики выплачивают процент вне зависимости от результата вложения полученных средств. Используются инструменты передачи риска
Право банка выносить решение о выдаче кредита в зависимости от обеспечения Чаще всего нет права дискриминировать клиентов в зависимости от имеющегося у них залога Есть всегда
Составлено по: [18, р. 46; 19, с. 7].
[4, р. 9, 21]. В то же время участие исламских банков в торговых операциях позволяет относить их, скорее, к финансовым компаниям, чем к учреждениям депозитного типа [20, с. 123-125]. Впрочем, нельзя не отметить, что понятие «традиционный (обычный, светский) банк», в свою очередь, трактуется весьма неоднозначно [10, с. 273].
Проблемы и перспективы развития исламских банков
Одними из наиболее значимых проблем, сдерживающих развитие исламских банков, являются их конкурентные недостатки, неразвитая инфраструктура рынка исламских финансовых услуг, высокая степень региональной фрагментации, несовершенная система банковского надзора и регулирования.
Конкурентные недостатки исламских банков, как правило, исследуются в контексте особенностей развития рынка исламских финансовых услуг, а также в сравнении с традиционными финансовыми институтами. По мнению Я. М. Миркина, «в рамках исламских финансов (с учетом иерархичности, присущей исламскому обществу) сложно ожидать массового розничного инвестора в ценные бумаги, принимающего
высокие риски, ориентированного на масштабные и ликвидные фондовые рынки» [6, с. 205]. В результате структура рынка становится упрощенной, доля банков — чрезмерной, наблюдается преобладание крупных фамильных инвесторов в акционерные капиталы. Т. Куран еще более категоричен, утверждая, что на данном этапе развития — в условиях слабой организации и недостатка соответствующих навыков — исламская банковская модель в принципе нежизнеспособна [21, p. 35].
Насколько критика исламских банков соответствует результатам эмпирических исследований? Анализ конкурентоспособности исламских банков, проведенный «Эрнст энд Янг» в 2012 г., позволил сделать выводы об относительно более существенном спаде рентабельности их бизнеса на фоне глобальной финансовой нестабильности и о недостаточном, по сравнению с традиционными банками, уровне «аппетита к риску». Кроме того, подчеркивается, что практика управления риском, применяемая исламскими банками, требует серьезного совершенствования [22, p. 29, 61]. Первый вывод звучит довольно неожиданно: в условиях мирового финансового кризиса исламские банки в целом оказались более устойчивыми, чем традиционные, продемонстрировав как более высокий рост объемов кредитования, так и более существенное увеличение активов. В период с 2001 по 2009 г. средний темп роста активов исламских банков более чем в два раза превысил аналогичный показатель традиционных банков [18, p. 46]. Впрочем, подобная ситуация объясняется не только и не столько более высокой эффективностью деятельности исламских банков, сколько более низким уровнем интеграции в мировую финансовую систему, что, очевидно, препятствует и их развитию. Доля исламских банков в глобальной банковской системе относительно невелика и неравномерно распределена, что позволяет говорить о региональной фрагментации бизнеса.
Неразвитая рыночная инфраструктура препятствует эффективному управлению ликвидностью исламских банков. Уровень их ликвидности превышает аналогичный показатель традиционных банков на 40%, что объясняется как незначительной глубиной денежного рынка в связи с небольшим количеством его участников, так и недостаточным количеством инструментов, которые могли бы быть использованы в соответствующих операциях с центральным банком [18, p. 41]. В целях решения этой проблемы в 2010 г. была учреждена Международная исламская корпорация по управлению ликвидностью (International Islamic Liquidity Management Corporation, IILM), которая осуществляет выпуск высоколиквидных краткосрочных финансовых инструментов, соответствующих требованиям шариата. Важную роль в развитии инфраструктуры исламского финансового рынка играет организация «Международный исламский финансовый рынок» (International Islamic Financial Market, IIFM), основанная 2001 г. и начавшая работу в 2002 г.
Несовершенство банковского надзора и регулирования отмечается как один из наиболее серьезных вызовов для исламской банковской индустрии [23, p. 32]. Наиболее существенную работу в этом направлении проводят Совет по исламским финансовым услугам (Islamic Financial Services Boards, IFSB), разрабатывающий общие стандарты деятельности исламских финансовых институтов, и Организация бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (Accounting and Auditing Organisation for Islamic Financial Institutions, AAOIFI), утверждающая как специализированные (бухгалтерские, аудиторские), так и общие стандарты деятельности исламских финансовых институтов. Однако введение международных стандартов деятельности исламских финансовых институтов вызывает у многих экспертов серьезные опасения,
поскольку исламский финансовый рынок в разных странах развит очень неравномерно [24, p. 2].
В целом, несмотря на серьезные инфраструктурные и организационные вызовы, с которыми сталкивается исламская банковская индустрия, перспективы ее развития весьма позитивны. По самым осторожным прогнозам, опубликованным Moody's Investor Service еще в 2008 г., глобальный потенциал исламского банковского рынка составлял 4 трлн долл. [16, p. 1], что в несколько раз превышало его сегодняшние объемы. В связи с этим нельзя обойти вниманием демографический фактор: численность мусульманского населения в мировом масштабе увеличивается. К 2030 г. доля мусульман превысит 25% мирового населения [25] (в 1950 г. соответствующий показатель не превышал 13-14% [26]). Демографический фактор имеет большое значение, поскольку особенностью мусульманской цивилизации выступает ее «тесная сопряженность с религией, которая есть и образ жизни, и система ценностей, и социально-политические и экономические институты» [27, с. 129]. И, следовательно, исламизация финансовых отношений в мусульманской цивилизации становится вполне закономерным явлением. В этих условиях объем предложения исламских финансовых услуг не соответствует возрастающему спросу: лишь 12% мусульман пользуются исламскими финансовыми продуктами [3, p. 2] и 14% — банковскими услугами вообще, тогда как в США и Великобритании аналогичный показатель составляет для домохозяйств соответственно 92 и 95% [5, p. 73].
Весьма показательно, что в последние годы растет число западных компаний, которые обращаются к исламским финансовым институтам и инструментам не только в целях диверсификации вложений, но и для привлечения иностранных инвестиций, а также в рамках сотрудничества с партнерами из мусульманских стран. В результате стремительно развиваются не только исламские финансовые институты, но и «исламские подразделения» традиционных финансовых институтов, конкурирующих за отечественных и иностранных клиентов. Считается, что в дальнейшем основные тенденции развития исламских банков будут связаны с процессами упрощения и стандартизации предлагаемых продуктов, а также с консолидацией отрасли [28; 2, p. 57].
Подытоживая вышесказанное, следует отметить социальную роль исламских банков, участвующих в финансировании низкорентабельных инфраструктурных проектов, стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства, повышающих доступность финансовых ресурсов, в том числе для беднейших групп населения, с помощью специальных программ микрокредитования [2, p. 62]. В конечном итоге «нельзя не видеть», что в основе исламской банковской модели изначально заложена и решается задача преодоления ряда социальных проблем общества [20, с. 125].
Литература
1. Top 500 Islamic Financial Institutions by The Banker. URL: http://top500islamic.thebanker.com/index. cfm?fuseaction=top500.home&CFID=1277573&CFTOKEN=93128769 (дата обращения: 20.09.2012).
2. Islamic Development Bank 37th Annual Report, 1432Н (2011-2012). URL: http://www.isdb.org/irj/go/km/ docs/documents/IDBDevelopments/Internet/English/IDB/CM/Publications/Annual_Reports/37th/AnnualRe-port37.pdf (дата обращения: 20.09.2012).
3. Islamic Finance. March 2012. London: The UK Islamic Finance Secretariat (UKIFS). URL: http://www.lon-donstockexchange.com/specialist-issuers/islamic/downloads/city-uk-if-2012.pdf (дата обращения: 20.09.2012).
4. Beck T., Demirgüg-Kunt A., Merrouche O. Islamic vs. Conventional Banking: Business Model, Efficiency and Stability. WB Policy Research Working Paper № 5446. 2010. URL: http://econ.worldbank.org/ex-
ternal/default/main?pagePK=64165259&theSitePK=469372&piPK=64165421&menuPK=64166093&entity ID=000158349_20101018092550 (дата обращения: 20.09.2012).
5. Islamic Development Bank 36th Annual Report, 1431Н (2010-2011). URL: http://www.isdb.org/irj/go/km/ docs/documents/IDBDevelopments/Internet/English/roB/CM/Publications/Annual_Reports/36th/AnnualRe-port36.pdf (дата обращения: 20.09.2012).
6. Миркин Я. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М.: Альпина Паблишер, 2002. 624 с.
7. Куран Т. Исламская экономическая мысль и исламская экономика // Христианство и Ислам об экономике / под ред. М. А. Румянцева, Д. Е. Раскова. СПб., 2008. С. 279-304.
8. AriffM. Islamic Banking. URL: http://www.islamicity.com/finance/IslamicBanking_Rationale.htm (дата обращения: 20.09.2012).
9. Bijur D. Islamic Finance: From niche to Mainstream. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/business/6483343.stm (дата обращения: 20.09.2012).
10. Иванов В. В., Канаев А. В., Соколов Б. И., Топровер И. В. Теории кредита. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 410 с.
11. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия. СПб.: Норинт, 2004. 1456 с.
12. Беккин Р. И. Исламская модель беспроцентной экономики и современность // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2007. № 2. С. 79-89.
13. Беккин Р. И. Исламская экономическая модель: перспективы реализации в мусульманском и немусульманском сообществах. URL: http://www.takafol.ru/arts.php?art=29 (дата обращения: 20.09.2012).
14. IFSB-5 Guidance on key elements in the supervisory review process of institutions offering Islamic financial services, 2007. Cl. 56. URL: http://www.ifsb.org/standard/ifsb5.pdf (дата обращения: 20.09.2012).
15. Беккин Р. И. Исламская экономика: краткий курс. М.: АСТ Восток—Запад, 2008.
16. Baele L., Farooq M., Ongena S. Of Religion and Redemption: Evidence from Default on Islamic Loans. 2010. URL: http://www.istfin.eco.usi.ch/ongena-139141.pdf (дата обращения: 20.09.2012).
17. Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламская финансовая и банковская система: философия, принципы и практика. Казань: Линова-Медиа, 2012. 536 с.
18. Hasan M., Driddi J. Put to the test // Finance & Development. December 2010. URL: http://www.imf.org/ external/pubs/ft/fandd/2010/12/Hasan.htm (дата обращения: 20.09.2012).
19. Трунин П. В., Каменских М. В., Муфтяхетдинова М. Исламская финансовая система: состояние и перспективы развития. М.: Институт экономики переходного периода, 2009.
20. Финансы: учебник / С. А. Белозеров, Г. М. Бродский, С. Г. Горбушина [и др.]; отв. ред. В. В. Ковалев. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. 928 с.
21. Kuran T. Islam and Mammon: The Economic Predicaments of Islamism. Princeton: Princeton University Press, 2004. 224 p.
22. The World Islamic Banking Competitiveness Report 2011-2012. URL: http://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/IBCR_Report/$FILE/IBCRReport2011(LR)%20Final.pdf (дата обращения: 20.09.2012).
23. Hasan M., Driddi J. The Effects of the Global Crisis on Islamic and Conventional Banks: A Comparative Study IMF Working Paper WP/10/201. 2010. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2010/wp10201.pdf (дата обращения: 20.09.2012).
24. Shayerah I. Islamic Finance: Overview and Policy Concerns // CRS Report for Congress. 2010. November 30. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/misc/RS22931.pdf (дата обращения: 20.09.2012).
25. The Future of the Global Muslim Population. Projections for 2010-2030. Pew Research Center Publications. 2011. URL: http://pewresearch.org/pubs/1872/muslim-population-projections-worldwide-fast-growth (дата обращения: 20.09.2012).
26. Белокреницкий В. Исламский мир: демографическая бомба. URL: http://www.stoletie.ru/geopolitika/ islamskiy_mir_demograficheskaya_bomba_2009-04-24.htm (дата обращения: 20.09.2012).
27. Кирабаев Н. Мусульманская цивилизация: вызовы глобализации // Диалог цивилизаций и международные отношения в условиях глобализации / под ред. Р. Г. Стронгина. М.; Н. Новгород; Бейрут, 2008. 247 с.
28. Шелгунов Р. В. Исламские финансовые институты в мировой экономике // Мировое и национальное хозяйство. 2010. № 3. URL: http://www.mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=163 (дата обращения: 20.09.2012).
Статья поступила в редакцию 17 декабря 2012 г.