Г.Ж. ТАЖИБАЕВА,
младший научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области бюджетного, финансового, налогового и таможенного права Института законодательства РК
ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА, ВИДЫ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Рамки научного исследования обусловливают необходимость рассмотрения этимологии «исламских финансовых инструментов» посредством сравнительно-правового анализа с традиционными банковскими инструментами. Это позволит определить понятие исламских финансовых инструментов, выделить их специфику, правовую природу, а также провести их классификацию.
Этимология выражения «исламские инструменты» означает способы, методы финансовых услуг, строго соответствующие Корану.
Таким образом, в исламской банковской системе деятельность должна строго соответствовать канонам шариата [1]. Поэтому исламские банки строят свою экономическую деятельность исключительно на основе следующих принципов, провозглашенных Кораном:
1. Человек не может быть собственником полученных им богатств (денежных средств, товаров, недвижимости, новаторской идеи, управленческого опыта) и природных ресурсов. Реально любое богатство принадлежит лишь Аллаху.
2. Человек является лишь поверенным Аллаха по распоряжению этими ресурсами. Таким образом, он считается только доверенным лицом и пользователем богатства в течение всего срока своей жизни.
3. Человек должен разумно использовать богатства, данные ему Аллахом, не злоупотреблять ими, не разрушать и не обращать их в сокровища.
4. Любое достояние должно использоваться на благо общества и в том числе удовлетворять интересы и потребности его непосредственного распорядителя.
Соответственно, исламские инструменты характеризуются покорностью религиозным законам.
Главное отличие исламского способа финансирования от общепринятой модели банковского кредитования - отказ от ссудного процента. Обычный банк, по сути дела, покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента. Исламский банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвести-
ционную. Банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами банк финансирует предпринимателей. Однако вместо традиционного процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот, в свою очередь, с вкладчиком. В зависимости от конкретных механизмов и инструментов исламской банковской системы распределяются и убытки. Основной же принцип таков: вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса.
Итак, главным принципом, положенным в основу исламских финансовых инструментов является беспроцентное кредитование. Запрет на риба (ростовщичество, выплата и получение процентов, дача денег под проценты) и гарар (намеренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности) - основа исламской банковской системы. Таким образом, из экономического оборота полностью выводится основа господствующей банковской системы - ссудный процент. Банки, действующие на исламских принципах, не имеют одного из основных источников прибыли обычных коммерческих банков (разница между процентом по выданным ссудам и процентом по привлеченным средствам). Основной источник получения дохода для исламских банков состоит как раз из других операций, нг противоречащих шариату.
В связи с этим следует отметить, что в основе деятельности исламских банков и используемых банковских инструментов лежат не принципы личной финансовой выгоды, а социально-этические принципы.
Так, наиболее распространенными исламскими финансовыми инструментами являются:
1. Кард-уль-Хасан - беспроцентная ссуда;
2. Мурабаха - перепродажа с торговой наценкой;
3. Мушарака - партнерство;
4. Мудараба - участие в прибылях и убытках;
5. Иджара - лизинг;
6. Иджара Тумма Аль Бай - аренда с правом выкупа;
176 7 № 3 (19) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
7. Сукук - исламские ценные бумаги;
8. Истисна - фьючерсы - соглашения на срок;
9. Закят - обязательный налог;
10. Салям - авансовое финансирование:
11. Иджар ва-иктина;
12. Бей-би-силаа - форвардная сделка;
13. Такафул - страхование;
14. Вадиа - хранение ценностей в банке.
Анализ финансовых услуг, предоставляемых
исламскими банками, позволил провести их классификацию по предметному содержанию на три категории:
а) партнерские займы по соглашениям о разделе прибыли;
б) средства, предоставляемые по контрактам продаж или аренды;
в) беспроцентные займы.
А. Партнерские займы
Мушарака (партнерство) - совместная реализация проекта силами банка и предпринимателя. В рамках этой операции банк кредитует определенный проект. Фактически речь идет о специфическом виде проектного финансирования. Корни этих операций уходят в караванную торговлю, когда одни купцы предоставляли товар, другие доставляли его до места назначения и продавали.
При мушараке банк осуществляет финансирование, не связанное с взиманием определенного процента, а участвует в полученной прибыли. Распределение прибыли осуществляется следующим образом: определенная доля выделяется партнеру в оплату за его труд, управленческий опыт или иное участие в сделке или проекте. Оставшаяся часть распределяется между партнером и банком, предоставившим финансирование, в соотношении, пропорциональном вкладу каждого участника в совокупные расходы по проекту. При убытках потери распределяются пропорционально участию в финансировании.
В системе мушарака капитал должен предоставляться обеими сторонами, при этом равенство вложенных средств не обусловливается. Не возбраняется консолидация денег партнеров в единый капитал. В соответствии с традицией, доля каждого партнера в количественных категориях не определяется, но устанавливается в процентном соотношении. По характеру используемого капитала мушарака может быть текущей, т.е. иметь целью краткосрочный инвестиционный проект. В зависимости от сроков финансирования,
мушарака делится на перманентную и временную, а в зависимости от размера привлекаемых банком средств и их распределения во времени она может быть пролонгированной или регрессирующей (убывающей).
Таким образом, данный исламский инструмент предусматривает подписание банком с клиентом соглашения о партнерстве, где стороны совместно финансируют проект. При этом заключается особый договор, в соответствии с которым клиенту банка отчисляется часть прибыли, полученной в результате его предпринимательской деятельности, а оставшаяся часть делится между ним и банком в соответствии с их долями финансирования. Потери подлежат распределению пропорционально участию сторон в финансировании проекта. Управление проектом может осуществляться как обеими сторонами, так и одной из них. Преимущество продукта мушарака заключается в том, что он включает гибкие соглашения, где особенности партнерства, доли при распределении прибылей и формы управления могут быть заранее согласованы сторонами.
Мудараба (участие в прибылях и убытках) исламский банк, владелец денежных средств, доверяет предпринимателю с возможностями, опытом и репутацией (мударибу) свои средства для их эффективного использования. Доход от средств, запущенных в оборот, распределяется между банком и мударибом в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Убытки несет обладатель средств (банк), а мудариб в таком случае не получает вознаграждения за свою деятельность и усилия. Банк не вмешивается в повседневное управление проектом.
Итак, мудараба - это договор, согласно которому клиент банка передает деньги банку для последующего вложения этих денег в определенный проект или вид деятельности. Прибыль, полученная в ходе реализации проекта, делится в оговоренной пропорции. Эта операция представляет собой аналог пассивной банковской операции - привлечение денег. Исламская уникальность в том, что клиент знает, куда идут его деньги. Банк не может вкладывать деньги в некоторые запрещенные виды деятельности: производство и продажу алкоголя, организацию игорных домов и домов терпимости. Также му-дараба исключает получение процентов в чистом виде.
В рамках договора мудараба функции партнеров четко разделены. Владелец капитала огра-
ничивается его предоставлением и не принимает участия в производственной деятельности, которая целиком возлагается на пользователя денежными средствами. При этом финансист должен создать своему партнеру благоприятные условия для пользования капиталом, обеспечив нормальный доступ к денежным ресурсам.
Вадиа (хранение ценностей в банке) соглашение, согласно которому вкладчики хранят свои ценности в исламских банках также без получения процентов. При подписании соглашения с банком вкладчики отмечают свое согласие или несогласие на использование своих средств банком на инвестирование. При получении доли прибыли банком от заемщика часть этой прибыли начисляется вкладчику. При получении убытка делится убыток. Строятся партнерские отношения, основанные на взаимной поддержке и помощи.
Б. Средства, предоставляемые по контрактам продаж или аренды
Мурабаха (перепродажа с торговой наценкой) сопровождается договором купли-продажи товаров между банком и его клиентом по согласованной цене, включающей прибыль от реализации товара. Банк покупает товар (сырье, комплектующие детали и т.д.) от имени клиента и впоследствии перепродает ему же, но по завышенной стоимости. Стороны заранее согласовывают разницу, которая является вознаграждением банка. Клиент выплачивает требуемую сумму, как правило, постепенно в виде частичных платежей.
Таким образом, мурабаха - это финансирование коммерческих операций, разновидность договора купли-продажи. Банк приобретает определенный товар с целью перепродажи. Такая деятельность не противоречит шариату, поскольку торговля предполагает определенное личное участие и усилия. Банк берет на себя организацию продаж, хранение, перевозку и т.д. К примеру, банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. При этом банк принимает на себя весь риск торговой операции. В последующем банк перепродает товар клиенту по цене, которая включает в себя оговоренную в договоре наценку. Эта наценка и становится доходом банка.
Иджара (лизинг) предусматривает соглашение между банком и клиентом, по которому банк покупает, а затем сдает в аренду оборудование по требованию клиента. Продолжительность аренды и размер арендной платы согласуются сторонами. Собственность на оборудование остается у банка. Другими словами, банк продает
право пользования своей собственностью и доходами от нее и без причинения ей ущерба (ма-нифа) своему клиенту для среднесрочных и долгосрочных операций. Данный банковский продукт используется при финансировании производства и строительных работ.
Иджара Тумма Аль Бай (аренда с правом выкупа). Данный вид продукта очень близок к иджаре, его особенностью является обязательство со стороны клиента банка выкупить имущество к концу арендного срока. При этом стороны заранее договариваются, что клиент к концу срока аренды выкупит имущество по цене, согласованной с банком. Сюда включается выплачиваемая до этого клиентом арендная плата. Клиент выплачивает банку арендную плату и частично выплачивает стоимость имущества и к концу срока аренды становится полноправным владельцем имущества. Другой вариант предусматривает выплату арендной платы в согласованные сроки и выкуп у банка имущества по договоренной цене к концу срока аренды.
Истисна (фьючерсыг - соглашения на срок) - банковский продукт, специально созданный для финансирования значительных и продолжительных проектов, таких как создание отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества, строительство капиталоемких объектов и т.д. Расчеты по Истисне производятся по цене, установленной на дату заключения соглашения. Выплаты производятся в заранее определенные промежутки времени по ходу и окончанию проекта.
Одной из особенностей данного финансирования является составление детального графика выполнения работ (срок выполнения, сумма, качество и т.д.) и неукоснительное его осуществление в ходе производства. Клиент имеет право назначить субподрядчика - третью сторону для выполнения работ. Стороны могут договориться между собой о сроках оплаты, а также на оплату после завершения работ, но сумма должна остаться неизменной, как она была установлена на день заключения соглашения.
Этапы в рамках Истисны:
- Клиент обращается в Банк с заказом произвести, построить, приобрести определенное имущество по определенной цене, с учетом требуемого качества, а также представляет банку четкое описание желаемого продукта, которое подвергается исламской и экономической экспертизе.
178 7 Ns 3 (19) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
- Банк соглашается (одобряет финансирование) произвести, построить или соорудить, а далее доставить продукт клиенту в указанное время.
- Далее банк вступает в соглашение с производителем, строительной организацией или заводом, который соглашается выполнить работы в указанный срок.
- Результаты работы сдаются или клиенту, или банку, как договорено в контракте между банком и клиентом.
- Клиент оплачивает услуги банка в соответствии с соглашением с банком.
Салям - авансовое финансирование, преимущественно в аграрном секторе, схожее с договором контрактации;
Иджар ва-иктина - соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятые в аренду оборудование, сооружения производственного назначения;
Бей-би-силаа - форвардная сделка, при которой покупатель платит частично авансом за товары.
Такафул (страхование). В такафуле страхователи (в исламском страховании они именуются участниками) делают взнос из собственных средств в специальный страховой фонд. В случае наступления неблагоприятного события у кого-либо из участников договора, из фонда производится выплата страхового возмещения. Если же по итогам деятельности фонда в нем останется положительный остаток, то он может возвращаться участникам в денежной форме или в виде скидки, так как в отличие от обычных страховых компаний такафул-оператор (исламская страховая организация) является лишь управленцем данного фонда. Также одной из отличительных черт такафула является обязательное присутствие шариатских экспертов в структуре компании, которые отвечают за легитимность с точки зрения шариата всех операций организации.
К другим финансовым инструментам, также используемым в исламской банковской системе, относят: хибу (премиальное участие); бай битха-ман аджил (сделка с отсрочкой платежа); бай уль-ина (продажа с правом выкупа); http:// en.wikipedia.org/wiki/Islamic_banking вакала (агентские услуги) [2].
В. Беспроцентные займы
Кард-уль-Хасан (беспроцентная ссуда) обеспечивает клиенту предоставление банком определенной суммы денег, которую клиент обязуется вернуть по истечению определенного
срока. Клиент, возвращая основной долг, может выплатить банку исключительно по своему желанию определенную сумму в виде добровольных премиальных (Хиба). Сам банк никогда не требует премиальных. Это особенность взаимоотношений исламских банков со своими клиентами, основанных на дружбе и доверии. На самом деле этот вид финансирования - возвратная материальная помощь нуждающимся лицам, организациям, регионам или беспроцентная ссуда на конкретную хозяйственную деятельность фирмы, часто являющейся партнером банка. Итак, банк предоставляет лицу или организации беспроцентную ссуду, возвращаемую в оговоренный срок. Банк может выделить беспроцентную ссуду правительству или организации для осуществления общественных проектов (строительство заводов, фабрик, дорог, жизненно важных объектов) [3].
Сукук (исламские ценные бумаги). Особого внимания заслуживают так называемые «суку-ки» (беспроцентные исламские облигации), выпускаемые под определенный материальный актив, где эмитент рассматривается в качестве долевого собственника данного актива. Доходность сукуков зависит от прибыли на базовый актив, а эмитент дает инвестору безотзывное право выкупа актива по фиксированной стоимости. Преимущество данного вида облигаций заключается также в низкой волатильности и тенденции инвесторов удерживать эти бумаги до наступления срока погашения. Эмиссия ценных бумаг позволяет участвовать в прибылях от предпринимательской деятельности [4].
Закят - обязательный налог (2,5%), в соответствии с Кораном взимаемый с имущества состоятельных мусульман и направляемый на обеспечение бедных, неимущих слоев мусульманского общества, обеспечение проектов улучшения быта и общественных работ. По законам ислама состоятельные граждане должны выплачивать закят. Это так называемый налог с богатства, только установлен он не государством, а Всевышним. Средства от закята направляются на нужды несостоятельных граждан или на благие мероприятия. Таким образом, пополняется казна исламского государства. Богобоязненные граждане исламского государства, движимые благими намерениями с целью заслужить награду перед Всевышним, самостоятельно уплачивают закят, без всякого принуждения.
Анализ понятия, правовой природы и видов исламских инструментов показал, что привлече-
ние клиентов осуществляется на основе этических норм в сочетании с принципами разделения прибыли и рисков.
Исламские банки не получают процентов (на арабском языке - риба), не могут вести дел в условиях неопределенности майсира (азартная игра), получать доходы, возникшие из случайного стечения обстоятельств; а также финансировать производство и торговлю товарами, которые ислам определяет как нечистые (свинина, алкоголь, табак, наркотики и др.). Исламские банки участвует как в прибылях, так и в убытках клиента. Их деятельность регулируется многочисленными религиозными запретами (харам). Но исламские банки выполняют те же функции в экономике, что и обычные: осуществляют платежи в стране и за рубежом, а также являются финансовыми посредниками. При этом деятельность исламского банка в качестве финансового посредника резко отличает его от обычного. Если обычный банк при получении денег своих вкладчиков и последующей передаче их другим клиентам назначает цену денег в форме ссудного процента, то исламский банк вместо получения процента делит с кредитором полученную последним
прибыль, а потом делит ее со своими вкладчиками. Если предпринимательская деятельность кредитора принесла убытки, они также делятся между кредитором, банком и его вкладчиками. В итоге вознаграждение исламского банка или вкладчика, является результатом предпринимательской прибыли, а нг гарантированным с самого начала и фиксированным по абсолютной величине ссудным процентом, который полностью выведен исламом из экономического оборота. При этом исламская банковская деятельность становится полностью инвестиционной. Это связано тем, что ссудный процент (риба) категорически запрещен Кораном, как и многие другие инструменты.
Проведенный анализ свидетельствует о нэоб-ходимости постепенного, поэтапного, альтернативного взаимствования исламских инструментов в экономику Республики Казахстан, поскольку деятельность исламской финансовой системы в условиях экономического кризиса подтвердила свою эффективность и жизнеспособность.
Заимствование ряда исламских инструментов будет способствовать дальнейшему укреплению, интеграции национальной финансовой ситемы.
Использованная литература
1. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М.: Наука, 1978. -224 с.
2. Филоник А.О., Исаев В.А., Федорченко А.В. Финансовые структуры Ближнего Востока. - М., 1996. - 164 с.
3. Никитенко Н.П. Исламский рынок банковских услуг: сущность, развитие, опыт. - Минск., 2009. - С. 68-70. - 142 с.
4. Аль Харран, Саад. Исламские финансы: финансирование предпринимательства. - 247 с.
Осы мацалада ислам банктерг угымдары баяндалып, олардыц сипаттамасы, ислам царжы цуралдарыныц турлерг, ислам банк жуйеЫ цызметтерШц цагидаттары керсетыген.
В настоящей статье изложены понятия исламских банков, их описание, перечислены виды исламских финансовых инструментов, принципы деятельности исламской банковской системы.
In this article the concept of Islamic banks, their description, lists the types of Islamic financial instruments, the principles of Islamic banking system.