ОСОБЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ В СТРАНАХ
ИСЛАМСКОГО КОНГРЕССА
Самех Хамед Ахмед
Кафедра гражданского и трудового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117138 Москва, Россия
Среди финансовых учреждений в странах исламского конгресса 1 в последнее время возникло новое финансовое учреждение, называемое исламский банк. Обстоятельство возникновения этого нового явления исламский банк стало возможно только благодаря образованию у нефтеэкспортирующих государств региона огромных валютных запасов, которые позволили направить часть, притом весьма незначительную, этих средств через каналы исламских банков. Как известно, господствующая в странах исламского конгресса религия ислам, которая отрицательно относится к взиманию процентов по займам, а ведь именно в форме процента в странах развитого капитализма происходит присвоение банками прибавочной стоимости. В последние годы, как верно подчеркивается в востоковедческой литературе, стало очевидным увеличение роли ислама в общественном развитии стран мусульманского мира, его воздействия на общественно-политическую жизнь стран Азии и Африки, на всю мировую политику. Этот «исламский взрыв» нашел свое отражение и в праве ряда мусульманских стран. Так в ст. 2 Конституции Кувейта 1962 г. провозглашено, что мусульманское право является основным источником законодательства. 2
В некоторых государствах, таких как Египет, были образованы комиссии с целью изучения соответствия действующего законодательства основным началам мусульманской религии. Но дело не ограничилось лишь доктринальными изысканиями. В Ливии, Ираке, Иордании, Йемене и в ряде других государств арабского Востока были приняты новые законодательные акты, в том числе и в области регулирования имущественных отношений, которые преподносятся общественному мнению как законы, воскрешающие дух и букву мусульманского права.
Явное противоречие между реально существующей целью деятельности банковских предприятий в этих странах - “извлечением прибыли” и догматами ислама, запрещающего даже добровольные обязательства по уплате процентов за предоставленный кредит, заставило мусульманских правоведов искать приемлемые теоретические объяснения и оправдания деятельности банков.
Было предложено несколько способов обхода названного религиозного запрета. По утверждениям одних исследователей мусульманского права, ислам запрещает взимание только ростовщических процентов “риба ”, а получение обычных коммерческих процентов не противоречит его духу. Другие авторы подчеркивали, что взимать плату за кредит можно, но лишь с немусульман.
Ряд правоведов настаивали на правомерности взимания процентов со всех клиентов банка, но при условии, что полученная таким образом прибыль будет распределяться среди неимущих слоев населения. Иными словами, плата за кредит выступала бы как одна из разновидностей известного в мусульманских странах налога в пользу бедных “закята”3. Однако наибольшей поддержкой и авторитетом пользуется точка зрения, высказанная в 1965 году второй научной конференцией общества исламских исследователей. В выводах, сформулированных на этой конференции, говорится, что взимание процента за предоставление любого кредита является ростовщичеством, запрещенным шариатом.
Вместе с тем, получение банком вознаграждения за совершение тех или иных операций не противоречит исламу, поскольку указанные операции выполняют банковские служащие и посредники, имеющие право требовать вознаграждение за своей труд. 4
Толкование понятия ростовщического процента “рибы”, согласно мнению египетского исследователя Саида Хамуда 5 : “риба - это увеличение количества денег путем предоставления отсрочки в уплате долга, иными словами, ростовщичество здесь сводится лишь к одной из его разновидностей как “риба Ал-Гахлия, Ал-Фадел, Ал-Нисия””. Другой египетский исследователь Гариб Аль Джамаль, касаясь вопроса о допустимости получения банковской прибыли, пишет: “Там, где есть превращение денег в товар и опять в деньги, мусульманское
право разрешает получение прибыли. И, наоборот, гам, где нет превращения денег в товар, рост денег запрещен.” 6
Как видно из приведенного высказывания, автор фетишизирует роль и сущность денег. Он наделяет их способностью к самовозрастанию. Несколько ранее мы отмечали, что сама возможность возвращения денежного долга с процентом объясняется тем, что эта денежная сумма используется как функционирующий капитал. Стало быть любой банковский кредит предполагает превращение капитала из денежной формы в товарную и обратную трансформацию. На практике эта концепция оправдывает в глазах приверженцев ислама практически любые банковские операции.
В уставах таких исламских банков как (Дубай, Йемен, Ал-Такфа) торжественно провозглашается, что они не применяют в своих операциях ростовщический процент, (ст. 10 Устава исламского банка (Дубай) 1975 г.7 Такие банки принимают вклады, осуществляют финансирование торговой и промышленной деятельности, т.е. по своим функциям мало чем отличаются от коммерческих и инвестиционных банковских учреждений.
Исламские банки по общему правилу, не выплачивают процентов по бессрочным вкладам, т.е. вкладам до востребования, но точно такой же является практика большинства крупных западных банков. Специфика их проявляется прежде всего в регулировании активных операций, таких как “открытие банковского счета, инкассовые операции, банковские переводы, открытие аккредитивов, выдача гарантийных писем и др.”
Обычно в уставах таких исламских банков как (Иордания, Дубай, Нассир,) предусматривается, что они предоставляют ссуды на беспроцентной основе. Однако отказ от взимания процента скажем по кредитным операциям, не означает, что эти банки вообще не получают вознаграждения за свои услуги от клиентов. Например, в уставе исламского банка (Дубай) в ст. 15 прямо говорится, что банку разрешено получение определенной прибыли, которая может быть использована для оплаты труда банковских служащих.
Порядок присвоения этой прибыли, способы определения ее размера заметно отличаются от механизма получения дохода в обычных банках.
Рассмотрим особенности инвестиционных операций исламских банков на примере деятельности исламского банка (Иордания) учрежденного законом № 13 1978 г. Согласно уставу этого банка инвестиционные операции исламских банков могут осуществляться договорами нескольких видов, например, 1) “Договор мудараба”, 2) “Договор мушарака”, 3) “Договор мурабаха”.
1) Согласно ст. 2 Закона об исламском банке (Иордания) мудараб определяется как договор в силу которого банк предоставляет необходимые денежные средства для финансирования определенных коммерческих операций, которые осуществляет какое-либо лицо, а эго последнее совместно с банком получает прибыль и несет убытки, которые могут иметь место в результате указанной операции. Прибыль распределяется сторонами в заранее оговоренной пропорции “процента”. Доля банка тем выше, чем продолжительнее срок кредита. Прибыль банка зависит также от характера кредитуемой торговой операции. Следует оговориться, что по классическому определению операции мудараба, даваемому в доктринальных исследованиях, риск убытков несет только тот, кто предоставил деньги. 8
Рассмотрим наиболее распространенный случай мудараба. Допустим, что исламский банк договорился с коммерсантом об импорте ткани на сумму 9330 йеменских реалов. Предположим также, что доля банка в прибыли согласно договору составляет 25 %, а коммерсанта - 75 %. Банк полностью финансирует покупку, а обязанность реализации приобретенной ткани возлагается на коммерсанта. Если ткань будет продана в течение трех месяцев, а прибыль от ее продажи составит 1600 йеменских реалов, то банку в виде дохода от операции будет передано 400 йеменских реала. Такой же по величине доход неисламские банки могут получать, предоставив кредит на указанную сумму из расчета 18,5 % годовых.
Договор мудараба, как это вытекает из анализа его содержания, больше напоминает договор
о совместной деятельности или товариществе, известный праву большинства стран, нежели договор займа. В гражданском праве капиталистических государств под товариществом обычно понимают соглашение, в силу которого стороны взаимно обязуются установленным в договоре способом содействовать достижению общей цели. Участники товарищества делят между собой прибыль и совместно несут убытки, возникшие в ходе ведения общего дела. Мудараба по-сути своей выступает как разновидност ь договора товарищества, в котором на одну из сторон (банк)
всегда возлагается обязанност ь финансирования определенной торговой операции, а на другую сторону - обязанность осуществить данную операцию.
2) Согласно ст. 3 Закона об исламском банке (Иордания) мушарака охватывает различные договоры, в которых банк финансирует приобретение или строительство другой стороной какого-либо объекта, (чаще всего предприятия) приносящего прибыль.
В договоре указывается, что вплоть до погашения кредита объект является собственностью банка. Банк имеет право на заранее установленную долю от чистой прибыли, из остальной части дохода данного объекта происходит постепенное погашение капитальной суммы долга.
1 [риведем пример договора мушарака. Предположим, что банк предоставляет коммерсанту 20000 йеменских реалов для строительства завода. После ввода его в эксплуатацию завод начинает приносить ежегодный доход, скажем, 2000 йеменских реалов, из которых 1000 реалов - чистая прибыль. На практике в договорах мушарака обычно оговаривается, что банк будет получать 25 % чистой прибыли, а коммерсант 75 %. Конечно, стороны могут договориться и о ином распределении прибыли. В нашем случае банк ежегодно будет получать 250 реалов, а коммерсант 750 реалов, остальная часть дохода от деятельности завода будет выплачиваться банку, но уже в качестве платежей по капитальной сумму долга. Следовательно, в приведенном примере, долг будет погашен через 20 лет. За этот период времени прибыль банка составит 5000 йеменских реала; при условии, естественно, неизменности доходов предприятия.
Договоры мушарака существенно отличаются от сходных институтов в праве европейских стран. Несмотря на внешнее сходство, договор мушарака нельзя квалифицировать как договор продажи с рассрочкой платежа, ибо при продаже покупатель становится собственником вещи с момента достижения соглашения, либо с момента передачи вещи.
В договоре мушарака коммерсант будет собственником объекта лишь после уплаты всей суммы долга банку. Нельзя свести договор мушарака к договору аренды или лизинга, поскольку у арендатора по договору аренды есть лишь право при определенных условиях требовать его возобновления, а у пользователя но договору лизинга - право па приобретение предмета договора на льготных условиях с зачетом лизинговых платежей по истечении срока договора. В договоре же мушарака право собственности на объект переходит автоматически после выплаты коммерсантом долга.
3) В ст. 4 Закона об исламском банке (Иордания) мурабаха определяется как соглашение между банком и его клиентом, согласно которому банк обязуется приобрести для клиента указанный последним товар, а клиент обязуется принять этот товар, выплатить в течение оговоренного срока его цену и передать банку определенную долю прибыли, полученную от использования данного товара.
Во всех трех перечисленных выше операциях исламских банков прибыль банка заранее неизвестна по своему абсолютному размеру. Ее величина определяется в зависимости от доходов кредитуемого коммерсанта, как определенная их часть.
Однако специфика установления размера банковской прибыли не может изменять саму природу этой прибыли. Можно смело утверждать, что и в исламских банках происходит присвоение прибавочной стоимости, но в своеобразных формах.
Ст. 6 Закона об исламском банке (Иордания)говорит о том, что основной целью учреждения данного банка является удовлетворение экономических и социальных интересов в сфере банковских услуг, а также деятельность по финансированию и инвестированию. Иными словами, законодатель различает банковские услуги и деятельность по финансированию и инвестированию. Последняя осуществляется в форме рассмотренных уже нами договоров мудараба, мушарака и мурабаха.
Если за проведение данных операций получение прибыли в той или иной форме допускается, то предоставление банковских услуг должно производиться лишь за символическое вознаграждение. К банковским услугам относятся: открытие банковского счета, инкассовые операции, банковские переводы, открытие аккредитивов, выдача гарантийных писем, осуществление операции по обмену валюты, учет векселей, дача различного рода консультаций по осуществлению операций и т.д.
Ст. 7 того же закона: “на самом же деле вознаграждение за предоставление указанных услуг банк все же получает. Отличие от обычных банков состоит только в том, что исламские банки не вправе начислять проценты за кредит, предоставляемый клиенту в ходе реализации той или иной услуги, но большинство из названных операций представляет собой расчетные,
посреднические операции, в которых кредитные отношения либо отсутствуют вовсе, либо выступают как дополнительный элемент. Причем, кредитование в этом случае происходит на очень короткое время.
Следует подчеркнуть, что появление в исламских странах исламских беспроцентных банков не привело к сколько-нибудь существенной перестройке кредитно-банковской системы этих исламских государств.
Исламские банки отличаются от обычного типа банков тем, что их деятельность дополняет функции иных банковских предприятий, в частности, в сфере льготного финансирования и кредитования местных предприятий.
Литература:
1. В состав исламского конгресса входит (арабские, азиатские, африканские исламские страны)
2. Сходные положения содержатся в ст. 3 Конституции Сирии 1973 г. и в ст. 9 Конституции Судана 1973 г.
3. Следует обратить внимание на попытки теоретиков шариата.
4. См.: Общество исламских исследователей. Вторая конференция 1965 г. - Каир, 1965, с. 401-402 (на араб. яз.).
5. Хамуд С. Развитие банковских операций в соответствии с мусульманским правом. - Каир, 1976, с. 166 (на араб. яз.).
6. Гариб Аль Джамаль. Банки и банковские операции в шариате и законе. - Каир, 1972, с. 115 (на раб. яз.).
7. См., например: Устав исламского банка Дубайи, 1975.
8. См. Садр МБ. Исламские неростовщические банки. - Бейрут, 1978, с. 25 (на араб. яз.).