УДК 336
О. Е. Гордеева, Н. А. Львова ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Тему исламских финансов вряд ли можно назвать малоисследованной. Довольно подробно изучены концептуальные основы исламских финансов, особенности и преимущества исламских финансовых институтов, рынков и инструментов. Наиболее популярным направлением является исламское банковское дело. Первые значимые исследования в этой области относятся к началу 80-х годов XX в. К этому времени в мире уже функционировало 30 исламских банков, представляющих 15 мусульманских стран [6, с. 33]. Начиная с 90-х годов XX в. исламские финансовые институты демонстрируют устойчивый качественный и количественный рост. В настоящее время, по данным Исламского банка развития (ИБР), насчитывается более 300 исламских финансовых институтов (Islamic Financial Institutions, IFIs), представленных в 75 странах (преимущественно в странах Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии). Совокупный объем их активов составляет 500 млрд долл. США, увеличиваясь в среднем на 15% в год. Однако доля исламских финансовых институтов в мировой финансовой системе по-прежнему незначительна: так, активы исламских банков составляют менее 1% совокупных банковских активов [19, р. 91].
Высокий интерес к исламским финансам проявляют не только мусульманские, но и западные страны. С одной стороны, это обусловлено позитивной динамикой развития исламских финансовых институтов, с другой — популярностью таких научных направлений, как «поведенческая экономика» и «поведенческие финансы». Классическое и неоклассическое направления экономической мысли анализируют поведение абстрактного индивида — «экономического человека». Однако экономические решения в значительной
Ольга Евгеньевна ГОРДЕЕВА — ассистент и соискатель кафедры теории кредита и финансового менеджмента Экономического факультета СПбГУ. В 2005 г. окончила Экономический факультет СПбГУ. Автор 7 научных публикаций. Сфера научных интересов — финансовые рынки, рынок ценных бумаг.
Надежда Алексеевна ЛЬВОВА — канд. экон. наук, доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента Экономического факультета СПбГУ. Окончила Экономический факультет СПбГУ (2003) и аспирантуру (2006). Стажировалась в Стокгольмском университете (2008). Автор более 30 научно-методических работ. Сфера научных интересов: финансовые основы антикризисного управления, национальные финансовые системы.
© Н. А. Львова, О. Е. Гордеева, 2009
степени определяются поведенческими, в том числе этническими факторами. Национальная экономическая модель всегда имеет социокультурные и религиозные особенности (так называемый этно-экономический подход*). В нашей стране фундаментальные исследования исламских финансов носят единичный характер. В результате практически не изучена такая ключевая категория, как «исламская финансовая система», что создает трудности в изучении исламских финансовых механизмов в рамках традиционных экономических дисциплин.
В этой связи нашей целью является определение особенностей исламской финансовой системы. Для этого, прежде всего, необходимо обратиться к таким базовым понятиям, как «исламская экономика» и «исламские финансы».
Исламская экономика и исламские финансы
Считается, что термин «исламская экономика» в значении идеальной экономической системы, соответствующей исламу, появился в 1947 г. С 1970-х годов этот термин получил широкое применение, однако он понимается по-разному. Существуют две основные трактовки исламской экономики2*:
• традиционная: исламская экономика — экономическая система, соответствующая нормам и принципам исламского права (шариата), развивающаяся исключительно в интересах мусульманской общины. Изучение исламской экономики не должно выходить за рамки богословских дисциплин;
• прикладная: исламская экономика — универсальная экономическая система, соответствующая шариату. Исламские экономические отношения выступают предметом отдельной научной дисциплины, а теоретические основы исламской экономики — одним из направлений мировой экономической мысли.
Последняя трактовка позволяет перейти к более широкому определению исламской экономики. На наш взгляд, она может быть определена как универсальная система хозяйствования, ориентированная на определенные этические принципы. Главными из этих принципов являются удовлетворение основных потребностей (в пище, одежде, крове, медицинском уходе и образовании) всех людей; обеспечение равенства возможностей; недопущение концентрации богатства и неравенства во избежание того, чтобы богатство стало средством господства одного человека над другим; предоставление всем возможностей для духовного самосовершенствования; обеспечение стабильности и экономического роста для реализации этих целей3*.
Исламские финансы можно определить как совокупность некоторых специфических финансовых объектов и способов управления ими. Специфика исламских финансовых отношений заключается в том, что они должны соответствовать требованиям шариата. С финансовой точки зрения такое соответствие выражается: в узком смысле — в недопущении ссудного процента (рибы) [21]; в широком смысле — в запрете не только ссудного процента, но также спекуляций и таких контрактных условий, по которым возникает неопределенность (гарар) и одна сторона получает чрезмерные преимущества за счет другой стороны [13]. Данные требования направлены на недопущение «эксплуатации»: лицо, получающее доход, должно принимать участие в трудовом процессе и (или) рисковать своим имуществом [4, с. 332].
Обратим внимание на то, что в исламе запрещается не любой процент. Как отмечает Р. И. Беккин, «исламская экономическая наука ... не имеет ничего против так называемой естественной процентной ставки, или чистой производительности капитала, выраженной в процентах и находящейся в прямой зависимости от прибыльности инвестиций»
[1, с. 84]. Споры по этому вопросу имеют весьма древнюю историю [4, с. 103-122]. Христианская церковь долгое время осуждала ссудный процент, руководствуясь такой же логикой: деньги не имеют той творческой силы, какую имеют, например, земля, человеческий труд. По мнению средневековых схоластов, считалось непростительным грехом, когда посредники наживались за счет эксплуатации нуждающихся. Впоследствии эти идеи получили развитие в трудовой теории стоимости. По словам Р. Г. Тоуни, последним из схоластов в этом смысле был К. Маркс [9, с. 765].
Исламские финансовые отношения оформляются следующими основными договорами:
• Кард хасан — договор безвозмездного займа, по которому финансовый посредник привлекает денежные средства на безвозмездной основе и может использовать их по своему усмотрению, но обязан вернуть по первому требованию.
• Амана — договор ответственного хранения, по которому финансовый посредник распоряжается средствами клиента только по его поручению, получая за свои услуги комиссионное вознаграждение. Как правило, посредник не может использовать эти средства на свои цели, т. е. обязан поддерживать 100%-ный резерв под эти счета (очевидно, что такой механизм непопулярен). Однако в некоторых случаях предусматривается возможность использования средств с согласия клиента.
• Мудараба — договор доверительного финансирования, по которому финансовый посредник: а) привлекает средства и инвестирует их в различные проекты, прибыль от которых делится в заранее установленных пропорциях; б) финансирует конкретный проект, получая причитающуюся долю прибыли, неся все риски, связанные с неполучением этой прибыли, но не имея права участвовать в его управлении.
• Мушарака — договор о совместной деятельности, по которому создается компания, где одним из дольщиков является финансовый посредник. В отличие от договора мударабы, данный инвестор имеет право участвовать в управлении, что отчасти снижает его риски. Финансовый результат, кроме прочего, распределяется в соответствии с долей участия.
• Мурабаха — договор купли-продажи товара на условиях отсрочки (рассрочки) платежа, по которому финансовый посредник, действуя за свой счет, но от имени клиента, приобретает определенный товар в соответствии с описанием (характеристики товара, цена, наличие на рынке), предоставленным клиентом в заявке. Договор вступает в силу после того как товар переходит в собственность посредника. Далее он реализуется клиенту по цене, которая включает надбавку (маржу) и, как правило, на условиях рассрочки платежа.
• Салам — договор купли-продажи товара на условиях предоплаты, по которому финансовый посредник предоставляет другой стороне (исполнителю) некоторую сумму, равную стоимости товара, а та обязуется поставить товар к оговоренному сроку. Салам заключается одновременно с другим договором. Как правило, это параллельный салам, где финансовый посредник уже выступает исполнителем, получающим прибыль за счет разницы в цене, по которой он покупает и продает товар. Салам может носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер.
• Истисна’ — договор выполнения работ на условиях предоплаты, по которому финансовый посредник предоставляет другой стороне (подрядчику) определенную сумму, равную стоимости работ по изготовлению товара, а та обязуется выполнить работы к установленному сроку. Применяется в сочетании с другим договором. Прибыль посредника образуется из-за разницы в цене, по которой он приобретает работы и реализует товар клиенту. Истисна’ применяется для финансирования крупных проектов, а также в целях
ипотечного кредитования. Данный договор заключается только в отношении рукотворных изделий, определенных индивидуальными признаками.
• Иджара — договор финансовой аренды, по которому финансовый посредник покупает, а затем сдает в аренду имущество, за что получает вознаграждение в виде арендных платежей, размер которых согласовывается сторонами заранее. Собственность на имущество остается у финансового посредника. Возможна аренда с правом выкупа (иджа-ра-ва-иктина), когда клиент обязуется к концу арендного срока выкупить имущество по согласованной с финансовым посредником цене. Иджара-ва-иктина часто используется для приобретения дорогостоящего оборудования, а также финансирования жилищного строительства.
• Сукук — договор, оформляемый долгосрочной или среднесрочной ценной бумагой, обеспеченной материальными активами, соответствующей требованиям шариата. Доход инвесторов или держателей сертификатов сукук представляет собой реализуемое через реальные инвестиции право получения платежей по торговой сделке в качестве собственника определенных активов или участника совместного предприятия.
Исламская финансовая система
Понятие «финансовая система» используется в разных смыслах. В отечественной научной литературе она, как правило, определяется как форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта [11, с. 11]. В западной литературе преобладает узкая трактовка, согласно которой финансовая система понимается как совокупность организаций, действующих в финансовом секторе экономики.
Оценка особенностей финансовых систем, прежде всего, предполагает их классификацию. В нашем случае целесообразно выделить исламские финансовые системы (Islamic Financial Systems), в которых широко представлены исламские финансовые институты и традиционные финансовые системы (Conventional Financial Systems), в которых исламские финансовые институты играют незначительную роль.
Термин «исламская финансовая система» наиболее применим к тем странам, в которых исламские финансовые институты являются мировыми лидерам по объему финансовых активов: Иран (с размером активов 154,9 млрд долл.), Саудовская Аравия (70,1 млрд долл.) и Малайзия (65,2 млрд долл.) [7]. Западным исламским финансовым центром по праву считается Великобритания (10,4 млрд долл., что включает ее в десятку лидеров). В Великобритании исламские финансовые услуги предоставляют 23 банка, что в несколько раз больше, чем в любой другой европейской стране. Для сравнения: в Швейцарии исламские финансовые услуги предоставляют 5 банков, во Франции и Люксембурге — по 4 банка. При этом в Великобритании уже работают три финансовые компании, полностью соответствующие требованиям шариата: «Islamic Bank of Britain», «European Investment Islamic Bank» и «Bank of London and the Middle East». Также Великобритания находится на 3-м месте в мире по числу управляющих исламскими инвестициями компаний, уступая только Саудовской Аравии и Малайзии. Выдвижение Великобритании как мирового исламского финансового центра связано как с развитием соответствующей законодательной базы, так и с увеличением мусульманского населения страны (более 2 млн человек).
Структура финансовой системы определена структурой финансовых институтов. Как правило, исламские финансовые институты делятся на три основные группы: банковские институты, институты рынка капитала и страховые институты. Четвертой, весьма
значимой, на наш взгляд, группой выступают международные исламские финансовые институты, играющие важную роль в национальных исламских финансовых системах (Исламский банк развития, Азиатский банк развития и др.)4*. Международные финансовые институты следует отличать от специализированных регулирующих организаций, разрабатывающих стандарты, оказывающих консультационную поддержку и проч., но не выполняющих функции финансовых посредников.
Стандарты деятельности исламских финансовых институтов устанавливаются Советом по исламским финансовым услугам (Islamic Financial Services Board, IFSB) — международной нефинансовой организацией, образованной в 2002 г. и начавшей работу в 2003 г. Членами Совета являются: а) международные межправительственные организации (АБР, БМР, ВБ, ИБР, Исламская корпорация развития частного сектора, МВФ); б) 42 национальных регулирующих и надзорных органа; в) 130 участников рынка и профессиональных фирм из 34 стран (преимущественно страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии). Главная цель Совета — обеспечивать стабильное развитие исламских финансовых институтов, для чего им разрабатываются стандарты, проводятся конференции, семинары, консультации и т. д.
Стандарты и рекомендации в отношении исламского финансового рынка разрабатываются организацией «Международный исламский финансовый рынок» («International Islamic Financial Market», IIFM). Данная организация, основанная 2001 г. и начавшая работать в 2002 г., способствует структурированию исламского финансового рынка, налаживанию сотрудничества между финансовыми институтами, связанными с исламскими финансами, устойчивому развитию исламских финансовых систем, параллельно решая проблемы управления ликвидностью в отрасли и создания новых исламских финансовых продуктов. Так, в 2007 г. IIFM подписала соглашение о развитии свопов на основе сукук с Ассоциацией международных рынков капитала («The International Capital Market Association», ICMA), а также выпустила рекомендации по выпуску и торговле сукук и другими исламскими финансовыми инструментами.
Разработкой методологии и стандартов для оценки рисков исламских финансовых институтов занимается Международное исламское оценочное агентство («Islamic International Rating Agency», IIRA), которое было учреждено в Бахрейне в 2005 г. Одной из его основных задач является содействие потенциальным инвесторам при выборе различных исламских финансовых продуктов, представленных на рынке.
Международные исламские финансовые институты
Ключевым финансовым институтом межнационального уровня является Исламский банк развития (Islamic Development Bank, IDB) — международный финансовый институт, образованный в 1973 г. и начавший работу в 1975 г. На сегодняшний день членами ИБР являются 56 стран. ИБР уполномочен принимать депозиты и размещать средства в соответствии с принципами шариата. Главная цель — способствовать экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских сообществ в странах, не являющихся членами. Наибольший объем финансовой поддержки со стороны группы ИБР5* приходится на страны Ближневосточного региона, далее в порядке убывания идут азиатские страны, страны Африки к югу от Сахары и страны с переходной экономикой. Примечательно, что на долю наименее развитых стран приходится меньший объем средств, чем на остальных [22, р. 94].
Важную роль на исламском финансовом рынке играет Центр управления ликвидностью, учрежденный в 2002 г. исламскими банками «Kuwait Finance House», «Dubai Islamic Bank» и «Bahrain Islamic Bank» для доступа к качественным финансовым активам,
имеющим вторичное обращение. Число акционеров данной компании расширяется, что увеличивает ее капитал, а также позволяет говорить о формировании исламского денежного рынка. Центр аккумулирует активы, которые приобретает у правительств и финансовых институтов, секьюритизирует их в форме сукук и предлагает для инвестирования временно свободных денежных средств финансовым посредникам.
Исламские банки
Базовая практика и принципы работы исламских банков сложились еще в начале VII в. В средние века исламские финансовые отношения доминировали в исламских странах, однако с ними были также знакомы в Испании, Средиземноморье и Скандинавии. Считается, что многие исламские концепции и финансовые инструменты были адаптированы к европейской практике. Появление современных исламских банков обычно связывают с нефтяным бумом и относят к 70-м годам XX в. Согласно популярной точке зрения, первый полноценный исламский банк был образован в ОАЭ в 1975 г. Однако первые исламские банки появились еще в 60-х годах и не в странах — экспортерах нефти. Например, в 1963 г. в Египте был образован «Мит Гамр Банк». В том же году в Малайзии была учреждена Сберегательная корпорация для мусульманских паломников. Начиная с 1990-х годов исламские банки перестали быть региональным явлением. В настоящее время во многих странах наблюдается не только существенный интерес к их деятельности, но и успешное развитие их бизнеса. Несколько иначе складывается ситуация в нашей стране: единственный исламский банк, зарегистрированный в России, прекратил свое существование в 2006 г.
Исламскую банковскую систему наиболее часто определяют как банковскую систему, соответствующую требованиям шариата [17, 18]. Это означает, что в основе инвестиционно-финансовых операций должен быть не ссудный процент, а доля в прибыли (убытке) от сделок с реальными активами. Активные операции исламских банков преимущественно представлены операциями по долевому (мудараба, мушарака) и долговому беспроцентному финансированию (мурабаха, салам, истисна’). Пассивные операции, как правило, проводятся на основе договоров ответственного хранения, безвозмездного займа и долевого финансирования (амана, кард хасан, мудараба соответственно).
С организационно-правовой точки зрения необходимыми условиями работы исламских банков являются: а) наличие шариатского наблюдательного совета (согласно Стандартам IFSB, любые финансовые институты, предлагающие исламские финансовые продукты, обязаны иметь шариатские советы, призванные обеспечивать соответствие всех операций требованиям шариата); б) возможность осуществлять банковские операции на «беспроцентной основе»; в) отсутствие законодательных ограничений на участие банков в торговых операциях и распределение прибыли (убытка) с клиентами. Очевидно, что обеспечение данных условий требует особого подхода к регулированию исламских банков. На практике реализуются три модели регулирования: 1) банковское законодательство построено в соответствии с требованиями шариата (например, в Пакистане запрет ростовщичества в финансово-кредитной сфере был установлен на конституционном уровне); 2) деятельность традиционных банков регулируется «традиционным» банковским законодательством, а исламских банков — специальными законами (так, в Малайзии, наряду с традиционным банковским законодательством, действует Закон об исламском банковском деле 1983 г.); 3) деятельность исламских банков регулируется в рамках общего банковского законодательства (большинство западных стран, в которых представлены исламские банки) [3; 8].
Следует отметить, что помимо исламских банков существуют так называемые «исламские окна». В Стандартах IFSB «исламское окно» определяется как часть традиционного финансового института, которая в совокупности осуществляет управление фондами, финансирование и инвестирование на принципах шариата. Важным условием работы «исламских окон» является их «самодостаточность как исламского финансового посредника»: управляемые фонды инвестируются в соответствующие шариату активы [16, р. 12]. Они работают в таких западных банках, как HSBS, UBS, «Citigroup», «Deutsche Bank», «Royal Bank of Canada» и др. Также «исламские окна» имеют традиционные банки таких стран, как Бангладеш, Бруней, Индонезия, Малайзия, Казахстан [15].
Институты исламского рынка капитала
Исламский рынок капитала — один из самых быстроразвивающихся секторов исламской финансовой системы. К настоящему времени в мире насчитывается около 100 исламских паевых фондов. Общая стоимость имущества, управляемого этими фондами, превышает 5 млрд долл. и ежегодно увеличивается на 12-15%. Большинство исламских паевых фондов ориентировано на крупных индивидуальных или корпоративных инвесторов с минимальными инвестициями от 50 тыс. до 1 млн долл. [20].
Целевые рынки для данных фондов разнообразны. Исламские ценные бумаги, номинированные в долларах США или другой иностранной валюте, размещаются на международных торговых площадках (так, в 2005 г. Всемирный банк осуществил выпуск исламских обязательств MYR760). В структуре международного рынка исламских ценных бумаг можно выделить государственный (включая квазигосударственный) и корпоративный рынки. Ценные бумаги, выпущенные государством или корпоративными инвесторами, являются среднесрочными и имеют характеристики, соответствующие традиционным ценным бумагам. Исламские ценные бумаги, номинированные в национальной валюте, размещаются на внутренних рынках (Малайзия, страны Персидского залива) [14].
Основными международными площадками выпуска сукук являются: Дубайская международная финансовая биржа, Лабуанская биржа в Малайзии и Третий рынок в Вене. На Лондонской фондовой бирже в 2008 г. зарегистрирован первый активно управляемый исламский паевой фонд закрытого типа (Family Shari'ah Fund — бахрейнский фонд, зарегистрированный на Каймановых островах). Главная цель фонда — обеспечить стабильный долгосрочный прирост капитала путем создания общего диверсифицированного фонда инвестиций, включая инструменты денежного рынка, лизинг и сукук с фиксированной прибылью, частные акции и др.
На исламском рынке капитала присутствуют агентства по ценообразованию ценных бумаг (Pricing Agencies) (например, «Rating Agency Malaysia Berhad» производит классификацию исламских обязательств и публикует их рейтинги), а также исламские индексные фонды (Exchange-traded Funds) (первые исламские индексные фонды были образованы в 1999 г. компанией «Dow Jones»). Следует отметить, что исламский рынок капитала играет важную роль и для исламской банковской системы, поскольку позволяет получить доступ к значительно большему количеству инструментов, обращающихся на исламских финансовых рынках.
Исламские страховые институты
Среди мусульманских правоведов нет однозначного мнения, разрешено или нет исламом традиционное страхование. Объясняется это тем, что в договоре страхования могут присутствовать такие элементы, как гарар (неопределенность), мейсир (азарт) и риба
(ростовщичество). В основе исламской модели страхования лежит концепция табару' (дар, пожертвование), определяющая механизм распределения прибыли и выплаты возмещения. Взнос, по которому участник получает доход (мусахама — взнос, доля), — это право на получение как прибыли, не зависящей от наступления страхового случая, так и компенсации при наступлении случая — за счет вложения собственных средств. Как правило, исламское страхование определяется как финансовая сделка между двумя участниками, страхователем и страховщиком, где страхователь выплачивает некоторую сумму, а страховщик обеспечивает защиту первого от непредвиденного материального риска в течение оговоренного периода [14].
Существуют три базовые модели исламского страхования:
1. Кооперативная модель, в основе которой — классический договор мудараба. Такафул (оператор) управляет средствами участников, при этом фонд собранных взносов и доход по ним принадлежат исключительно участникам. До распределения оговоренной доли прибыли между участниками компания не может производить какие-либо вычеты. Все издержки компании погашаются из ее доли прибыли. Данная модель получила распространение в Судане и Саудовской Аравии.
2. Коммерческая модель — в ее основе модифицированная мудараба. Между оператором и участниками в оговоренных пропорциях делятся не только прибыль, но и убытки. Понесенные издержки оператор вычитает до разделения долей между участниками. Получила распространение в Малайзии.
3. Агентская модель — в ее основе договор вакала (агентский договор), а при инвестировании взносов участников оператор может воспользоваться механизмом мудараба. Страховая компания выступает по отношению к участникам как агент. Оператор получает от участников фиксированную сумму (комиссию), которая покрывает понесенные им операционные расходы и взимается со взносов участников. Если сумма страховых выплат превысит сумму страховых взносов, то участники должны компенсировать разницу путем внесения дополнительных платежей. Участники несут на себе все риски, а прибыль распределяется между компанией и теми участниками, которые в течение действия договора не предъявляли требований по возмещению ущерба [2, с. 116-138].
Первая исламская страховая компания в мире была учреждена в Судане в 1979 г., при активном участии исламского банка Faisal Islamic Bank of Sudan. Однако первый специальный закон о деятельности исламских страховых компаний (Закон о такафул) был принят в Малайзии лишь в 1984 г. До этого времени законодательство предусматривало, что исламские страховые компании либо исключались из сферы действия традиционного страхового законодательства, либо рассматривались в рамках действующих законов.
Мировой финансовый кризис заставляет еще раз задуматься о недостатках традиционной финансовой системы. Апологеты исламской экономической модели зачастую рассматривают «институт процента» как источник концентрации капитала, сокращения спроса, несбалансированности экономики и т. д. [12]. В качестве основной альтернативы предлагается концепция участия в прибылях и убытках, которая: а) создает условия для более равномерного распределения прибыли и тем самым снижает дифференциацию доходов в обществе (социальная функция); б) способствует более эффективному распределению ресурсов (капитал при прочих равных условиях перетекает в те отрасли и предприятия, которые характеризуются наиболее высокой доходностью вложений); в) предполагает более полный контроль за бизнесом со стороны финансового посредника, который принимает на себя большинство финансовых, инвестиционных и деловых рисков, что в совокупности снижает риск финансовых кризисов и создает предпосылки для
устойчивого экономического роста. В то же время, как отмечают некоторые исследователи, в условиях исламской финансовой системы трудно ожидать возникновения массового розничного инвестора, принимающего высокие риски, ориентированного на масштабные и ликвидные фондовые рынки. Следствием становится упрощенная структура исламских финансовых рынков, повышенная доля банков, преобладание крупных фамильных инвесторов в акционерные капиталы и т. д. [5, с. 205].
Нельзя не согласиться с тем, что развитие исламских финансов на практике опережает теоретическое осмысление многих актуальных экономических проблем [2, с. 21]. Однако исламские финансовые механизмы находятся еще только в стадии становления. Поэтому о преимуществах и недостатках исламской финансовой системы сложно судить однозначно. На наш взгляд, действительно бесспорным достоинством исламских финансовых институтов является возможность привлекать финансовые ресурсы тех лиц, которые не участвуют в традиционных финансовых отношениях по религиозным соображениям. Поэтому любая финансовая система в странах со значительным мусульманским населением должна строиться на эффективном сочетании исламских и традиционных финансовых механизмов.
* Этноэкономику следует рассматривать как важный раздел общей экономической теории, посвященный изучению особенностей экономического поведения этнических общностей [10, с. 13].
2* Согласно Р. И. Беккину, можно выделить три основные группы мусульманских исследователей в зависимости от их взглядов на проблему создания соответствующей исламу хозяйственной системы: 1) «консерваторы», считающие, что все необходимые экономические принципы изложены в Коране и Сунне, и «скептики», полагающие, что ислам и экономика - две абсолютно не связанные межу собой вещи; 2) богословы и правоведы-традиционалисты, воспринимающие исламскую экономику всего лишь как одну из исламских наук наряду с мусульманским правом и др.; 3) ученые третьей группы, рассматривающие исламскую экономику как одно из направлений мировой экономической мысли [2, с. 9-11].
3* Базовые принципы исламской экономики сформулированы индийским ученым Муххамадом Нджатулла Сиддики (цит. по: [2, с. 15]).
4* При определении структуры исламской финансовой системы сложно ограничиться национальным уровнем. Во-первых, многие международные финансовые корпорации учреждают дочерние структуры, которые соблюдают требования ислама, во-вторых, важное значение в исламских финансовых системах имеют такие международные финансовые институты, как ИБР, АБР и др.
5* В группу ИБР входят: Исламский банк развития, Исламский научно-практический институт, Исламская корпорация развития частного сектора, Исламская корпорация страхования и инвестирования экспортных кредитов и Международная исламская корпорация по финансированию торговли.
1. Беккин Р. И. Исламская модель беспроцентной экономики и современность // Вестн. С-Петерб. ун-та. Серия 5: Экономика. 2007. № 2. С. 79-89.
2. Беккин Р. И. Исламская экономика: Краткий курс. М., 2008. 288 с.
3. Беккин Р. И. Исламская экономическая модель: перспективы реализации в мусульманском и немусульманском сообществах. URL: Ьир://да^»^ака£о1.ш/ай8.рЬр?агі=29 (дата обращения: 16.03.2009).
4. Иванов В. В., Канаев А. В., Соколов Б. И., Топровер И. В. Теории кредита. СПб., 2007. 410 с.
5. Миркин Я. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М., 2002. 624 с.
6. Павлов В. В. Исламские банки в исламском финансовом праве. М., 2003. 256 с.
7. Петров Г. Б. Банковский бизнес по исламским правилам // Управление в кредитной организации. 2008. № 3. [электронный ресурс]. СD-ROM.
8. Прудникова Ю. О. Исламские банки и правовое регулирование их деятельности в немусульманских странах (на примере Великобритании). URL: Ьир://^да^ака£о1.ш/агі8.рЬр?агі=35 (дата обращения: 16.03.2009).
9 . Рассел Б. История западной философии: 6-е изд., стереотипное. М., 2008. 1008 с.
10. Рязанов В. Т. Роль религиозной этики в формировании этно-экономических (национальных) систем хозяйствования // Христианство и Ислам об экономике / Под ред. М. А. Румянцевой, Д. Е. Раскова. СПб., 2008. С. 8-21.
11. Финансы: Учебник / Под ред. В. В. Ковалева. М.: Проспект, 2004. 512 с.
12. Courtesy of Mohamed Ariff. Islamic Banking: Rationale. URL: http://www.islamicity.com/finance/ IslamicBanking_Rationale.htm (дата обращения: 16.03.2009).
13. Darshan Bijur. Islamic finance: from niche to mainstream. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/business/6483343. stm (дата обращения: 16.03.2009).
14. URL: http://asianbondsonline.adb.org/islamic_finance_levels/islamic_finance_levels.php (дата обращения: 16.03.2009).
15. URL: http://www.islamicfinancenews.com (дата обращения: 16.03.2009).
16. IFSB-5: Guidance on key elements in the supervisory review process of institutions offering Islamic financial services, 2007. URL: http://www.ifsb.org/standard/ifsb5.pdf (дата обращения: 16.03.2009).
17. Islamic Banking Definition / Investopedia. URL: http://www.investopedia.com/terms/i/islamicbanking.asp (дата обращения: 16.03.2009).
18. Islamic Banking Definition / Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Islamic_banking (дата обращения: 16.03.2009).
19. Islamic Development Bank 33rd Annual Report 1428H (2007-2008). URL: http://www.isdb.org/irj/ go/km/docs/documents/IDBDevelopments/Internet/English/IDB/CM/About%20IDB/Annual%20Reports/ AnnualReport_33.html (дата обращения: 16.03.2009).
20. Islamic Equity Funds. URL: http://www.failaka.com/Library/Articles/List of Islamic Founds 2006.pdf (дата обращения: 16.03.2009).
21. Khan M. Fahim. Islam and Economic Development: Need for Discovering the Underlying Model. URL: http:// www.takafol.ru/arts.php?art=33 (дата обращения: 16.03.2009).
22. Statistical Monograph N. 28 (1429H) 2008: Key Socio-Economic Statistics on IDB Member Countries. URL: http://www.isdb.org/irj/portal/anonymous?NavigationTarget=navurl://96d97a5309160dc3af80a8b1744db35a (дата обращения: 16.03.2009).
Статья поступила в редакцию 25 мая 2009 г.