Научная статья на тему 'Исламская финансовая система'

Исламская финансовая система Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламская финансовая система»

ращать на это внимания и заявляют о необходимости разработать долгосрочную стратегию, которая должна предотвратить массовое воздействие радикальных исламских движений и идеологий на мусульманскую молодежь, а также позволила бы максимально нивелировать значение культурных, социальных и других различий между учащимися-мусульманами и представителями коренного населения.

«Ближний Восток и современность», М., 2009 г., № 40, с. 189-207.

Ольга Гордеева,

экономист,

Надежда Львова,

кандидат экономических наук

(Санкт-Петербургский государственный университет) ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Тему исламских финансов вряд ли можно назвать малоисследованной. Довольно подробно изучены концептуальные основы исламских финансов, особенности и преимущества исламских финансовых институтов, рынков и инструментов. Наиболее популярным направлением является исламское банковское дело. Первые значимые исследования в этой области относятся к началу 80-х годов XX в. К этому времени в мире уже функционировали 30 исламских банков, представляющих 15 мусульманских стран. Начиная с 90-х годов XX в. исламские финансовые институты демонстрируют устойчивый качественный и количественный рост. В настоящее время, по данным Исламского банка развития (Islamic Development Bank, IDB), насчитывается более 300 исламских финансовых институтов (Islamic Financial Institutions, IFIs), представленных в 75 странах (преимущественно в странах Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии). Совокупный объем их активов составляет 500 млрд. долл. США, увеличиваясь в среднем на 15% в год. Однако доля исламских финансовых институтов в мировой финансовой системе по-прежнему незначительна: так, активы исламских банков составляют менее 1% совокупных банковских активов.

Высокий интерес к исламским финансам проявляют не только мусульманские, но и западные страны. С одной стороны, это обусловлено позитивной динамикой развития исламских финансо-

вых институтов, с другой - популярностью таких научных направлений, как «поведенческая экономика» и «поведенческие финансы». Классическое и неоклассическое направления экономической мысли анализируют поведение абстрактного индивида - «экономического человека». Однако экономические решения в значительной степени определяются поведенческими, в том числе этническими факторами. Национальная экономическая модель всегда имеет социокультурные и религиозные особенности (так называемый этно-экономический подход). В нашей стране фундаментальные исследования исламских финансов носят единичный характер.

Считается, что термин «исламская экономика» в значении идеальной экономической системы, соответствующей исламу, появился в 1947 г. С 1970-х годов он получил широкое применение, но понимается по-разному. Существуют две основные трактовки:

- традиционная: исламская экономика - экономическая система, соответствующая нормам и принципам исламского права (шариата), развивающаяся исключительно в интересах мусульманской общины. Изучение исламской экономики не должно выходить за рамки богословских дисциплин;

- прикладная: исламская экономика - универсальная экономическая система, соответствующая шариату. Исламские экономические отношения выступают предметом отдельной научной дисциплины, а теоретические основы исламской экономики - одним из направлений мировой экономической мысли.

Последняя трактовка позволяет перейти к более широкому определению исламской экономики. На наш взгляд, она может быть определена как универсальная система хозяйствования, ориентированная на определенные этические принципы: удовлетворение основных потребностей (в пище, одежде, крове, медицинском уходе и образовании) всех людей; обеспечение равенства возможностей; недопущение концентрации богатства и неравенства во избежание того, чтобы богатство стало средством господства одного человека над другим; предоставление всем возможностей для духовного самосовершенствования; обеспечение стабильности и экономического роста для реализации этих целей.

Исламские финансы можно определить как совокупность некоторых специфических финансовых объектов и способов управления ими. Специфика исламских финансовых отношений заключается в том, что они должны соответствовать требованиям шариата. С финансовой точки зрения такое соответствие выража-

ется: в узком смысле - в недопущении ссудного процента (рибы); в широком - в запрете не только ссудного процента, но также спекуляций и таких контрактных условий, по которым возникает неопределенность (гарар) и одна сторона получает чрезмерные преимущества за счет другой. Данные требования направлены на недопущение «эксплуатации»: лицо, получающее доход, должно принимать участие в трудовом процессе и (или) рисковать своим имуществом. Обратим внимание на то, что в исламе запрещается не любой процент. Как отмечает Р.И. Беккин, «исламская экономическая наука... не имеет ничего против так называемой естественной процентной ставки, или чистой производительности капитала, выраженной в процентах и находящейся в прямой зависимости от прибыльности инвестиций».

Исламские финансовые отношения оформляются следующими основными договорами:

1. Кард хасан - договор безвозмездного займа, по которому финансовый посредник привлекает денежные средства на безвозмездной основе и может использовать их по своему усмотрению, но обязан вернуть по первому требованию.

2. Амана - договор ответственного хранения, по которому финансовый посредник распоряжается средствами клиента только по его поручению, получая за свои услуги комиссионное вознаграждение. Как правило, посредник не может использовать эти средства на свои цели, т.е. обязан поддержать 100%-ный резерв под эти счета (очевидно, что такой механизм непопулярен). Однако в некоторых случаях предусматривается возможность использования средств с согласия клиента.

3. Мудараба - договор доверительного финансирования, по которому финансовый посредник: а) привлекает средства и инвестирует их в различные проекты, прибыль от которых делится в заранее установленных пропорциях; б) финансирует конкретный проект, получая причитающуюся долю прибыли, неся все риски, связанные с неполучением этой прибыли, но не имея права участвовать в его управлении.

4. Мушарака - договор о совместной деятельности, по которому создается компания, где одним из дольщиков является финансовый посредник. В отличие от договора мударабы данный инвестор имеет право участвовать в управлении, что отчасти снижает его риски. Финансовый результат, кроме прочего, распределяется в соответствии с долей участия.

5. Мурабаха - договор купли-продажи товара на условиях отсрочки (рассрочки) платежа, по которому финансовый посредник, действуя за свой счет, но от имени клиента, приобретает определенный товар в соответствии с описанием (характеристики товара, цена, наличие на рынке), предоставленным клиентом в заявке. Договор вступает в силу после того, как товар переходит в собственность посредника. Далее он реализуется клиенту по цене, которая включает надбавку (маржу) и, как правило, на условиях рассрочки платежа.

6. Салам - договор купли-продажи товара на условиях предоплаты, по которому финансовый посредник предоставляет другой стороне (исполнителю) некоторую сумму, равную стоимости товара, а та обязуется поставить товар к оговоренному сроку. Салам заключается одновременно с другим договором. Как правило, это параллельный салам, где финансовый посредник уже выступает исполнителем, получающим прибыль за счет разницы в цене, по которой он покупает и продает товар. Салам может носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер.

7. Истисна - договор выполнения работ на условиях предоплаты, по которому финансовый посредник предоставляет другой стороне (подрядчику) определенную сумму, равную стоимости работ по изготовлению товара, а та обязуется выполнить работы к установленному сроку. Применяется в сочетании с другим договором. Прибыль посредника образуется из-за разницы в цене, по которой он приобретает работы и реализует товар клиенту. Истисна применяется для финансирования крупных проектов, а также в целях ипотечного кредитования. Данный договор заключается только в отношении рукотворных изделий, определенных индивидуальными признаками.

8. Иджара - договор финансовой аренды, по которому финансовый посредник покупает, а затем сдает в аренду имущество, за что получает вознаграждение в виде арендных платежей, размер которых согласовывается сторонами заранее. Собственность на имущество остается у финансового посредника. Возможна аренда с правом выкупа (иджара-ва-иктина), когда клиент обязуется к концу арендного срока выкупить имущество по согласованной с финансовым посредником цене. Иджара-ва-иктина часто используется для приобретения дорогостоящего оборудования, а также финансирования жилищного строительства.

9. Сукук - договор, оформляемый долгосрочной или среднесрочной ценной бумагой, обеспеченной материальными активами, соответствующей требованиям шариата. Доход инвесторов или держателей сертификатов сукук представляет собой реализуемое через реальные инвестиции право получения платежей по торговой сделке в качестве собственника определенных активов или участника совместного предприятия.

Термин «исламская финансовая система» наиболее применим к тем странам, в которых исламские финансовые институты являются мировыми лидерами по объему финансовых активов: Иран (с размером активов 154,9 млрд. долл.), Саудовская Аравия (70,1 млрд. долл.) и Малайзия (65,2 млрд. долл.). Западным исламским финансовым центром по праву считается Великобритания (10,4 млрд. долл., что включает ее в десятку лидеров). В Соединенном Королевстве исламские финансовые услуги предоставляют 23 банка, что в несколько раз больше, чем в любой другой европейской стране. Для сравнения: в Швейцарии исламские финансовые услуги предоставляют пять банков, во Франции и Люксембурге -по четыре банка. При этом в Великобритании уже работают три финансовые компании, полностью соответствующие требованиям шариата: «Islamic Bank of Britain», «European Investment Islamic Bank» и «Bank of London and the Middle East». Также Великобритания находится на третьем месте в мире по числу управляющих исламскими инвестициями компаний, уступая только Саудовской Аравии и Малайзии. Выдвижение Великобритании как мирового исламского финансового центра связано как с развитием соответствующей законодательной базы, так и с увеличением мусульманского населения страны (более 2 млн. человек). Структура финансовой системы определена структурой финансовых институтов. Как правило, исламские финансовые институты делятся на три основные группы: банковские институты, институты рынка капитала и страховые институты. Четвертой, весьма значимой, на наш взгляд, группой выступают международные исламские финансовые институты, играющие важную роль в национальных исламских финансовых системах (Исламский банк развития, Азиатский банк развития и др.). Международные финансовые институты следует отличать от специализированных регулирующих организаций, разрабатывающих стандарты, оказывающих консультационную поддержку и прочее, но не выполняющих функции финансовых посредников.

Ключевым финансовым институтом межнационального уровня является Исламский банк развития - международный финансовый институт, образованный в 1973 г. и начавший работу в 1975 г. На сегодняшний день членами ИБР являются 56 стран. ИБР уполномочен принимать депозиты и размещать средства в соответствии с принципами шариата. Главная цель - способствовать экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских сообществ в странах, не являющихся членами. Наибольший объем финансовой поддержки со стороны группы ИБР приходится на страны Ближневосточного региона, далее в порядке убывания идут азиатские страны, страны Африки к югу от Сахары и страны с переходной экономикой. Примечательно, что на долю наименее развитых стран приходится меньший объем средств, чем на остальных.

Базовая практика и принципы работы исламских банков сложились еще в начале VII в. В Средние века исламские финансовые отношения доминировали в исламских странах, однако с ними были также знакомы в Испании, Средиземноморье и Скандинавии. Считается, что многие исламские концепции и финансовые инструменты были адаптированы к европейской практике. Появление современных исламских банков обычно связывают с нефтяным бумом и относят к 70-м годам XX в. Согласно популярной точке зрения, первый полноценный исламский банк был образован в ОАЭ в 1975 г. Однако первые исламские банки появились еще в 60-х годах и не в странах - экспортерах нефти. Например, в 1963 г. в Египте был образован «Мит Гамр Банк». В том же году в Малайзии была учреждена Сберегательная корпорация для мусульманских паломников. Начиная с 1990-х годов исламские банки перестали быть региональным явлением. В настоящее время во многих странах наблюдается не только существенный интерес к их деятельности, но и успешное развитие их бизнеса.

Несколько иначе складывается ситуация в нашей стране: единственный исламский банк, зарегистрированный в России, прекратил свое существование в 2006 г.

Исламскую банковскую систему наиболее часто определяют как банковскую систему, соответствующую требованиям шариата. Это означает, что в основе инвестиционно-финансовых операций должен быть не ссудный процент, а доля в прибыли (убытке) от сделок с реальными активами. Активные операции исламских банков преимущественно представлены операциями по долевому (му-

дараба, мушарака) и долговому беспроцентному финансированию (мурабаха, салам, истисна). Пассивные операции, как правило, проводятся на основе договоров ответственного хранения, безвозмездного займа и долевого финансирования (амана, кард хасан, мудараба соответственно).

С организационно-правовой точки зрения необходимыми условиями работы исламских банков являются: а) наличие шариатского наблюдательного совета (согласно Стандартам 1Р8Б, любые финансовые институты, предлагающие исламские финансовые продукты, обязаны иметь шариатские советы, призванные обеспечивать соответствие всех операций требованиям шариата); б) возможность осуществлять банковские операции на «беспроцентной основе»; в) отсутствие законодательных ограничений на участие банков в торговых операциях и распределение прибыли (убытка) с клиентами. Очевидно, что обеспечение данных условий требует особого подхода к регулированию исламских банков. На практике реализуются три модели регулирования: 1) банковское законодательство построено в соответствии с требованиями шариата (например, в Пакистане запрет ростовщичества в финансово-кредитной сфере был установлен на конституционном уровне); 2) деятельность традиционных банков регулируется «традиционным» банковским законодательством, а исламских банков - специальными законами (так, в Малайзии, наряду с традиционным банковским законодательством, действует Закон об исламском банковском деле 1983 г.); 3) деятельность исламских банков регулируется в рамках общего банковского законодательства (большинство западных стран, в которых представлены исламские банки).

Исламский рынок капитала - один из самых быстроразви-вающихся секторов исламской финансовой системы. К настоящему времени в мире насчитывается около 100 исламских паевых фондов. Общая стоимость имущества, управляемого этими фондами, превышает 5 млрд. долл. и ежегодно увеличивается на 12-15%. Большинство исламских паевых фондов ориентировано на крупных индивидуальных или корпоративных инвесторов с минимальными инвестициями от 50 тыс. до 1 млн. долл. Целевые рынки для данных фондов разнообразны. Исламские ценные бумаги, номинированные в долларах США или другой иностранной валюте, размещаются на международных торговых площадках (так, в 2005 г. Всемирный банк осуществил выпуск исламских обязательств

MYR760). В структуре международного рынка исламских ценных бумаг можно выделить государственный (включая квазигосударственный) и корпоративный рынки. Цепные бумаги, выпущенные государством или корпоративными инвесторами, являются среднесрочными и имеют характеристики, соответствующие традиционным ценным бумагам. Исламские ценные бумаги, номинированные в национальной валюте, размещаются на внутренних рынках (Малайзия, страны Персидского залива).

Среди мусульманских правоведов нет однозначного мнения, разрешено или нет исламом традиционное страхование. Объясняется это тем, что в договоре страхования могут присутствовать такие элементы, как гарар (неопределенность), мейсир (азарт) и риба (ростовщичество). В основе исламской модели страхования лежит концепция табару (дар, пожертвование), определяющая механизм распределения прибыли и выплаты возмещения. Взнос, по которому участник получает доход (мусахама - взнос, доля), - это право на получение как прибыли, не зависящей от наступления страхового случая, так и компенсации при наступлении случая - за счет вложения собственных средств. Как правило, исламское страхование определяется как финансовая сделка между двумя участниками - страхователем и страховщиком, где страхователь выплачивает некоторую сумму, а страховщик обеспечивает защиту первого от непредвиденного материального риска в течение оговоренного периода. Первая исламская страховая компания в мире была учреждена в Судане в 1979 г., при активном участии Faisal Islamic Bank of Sudan. Однако первый специальный закон о деятельности исламских страховых компаний (Закон о такафул) был принят в Малайзии лишь в 1984 г. До этого времени законодательство предусматривало, что исламские страховые компании либо исключались из сферы действия традиционного страхового законодательства,

либо рассматривались в рамках действующих законов.

* * *

Мировой финансовый кризис заставляет еще раз задуматься о недостатках традиционной финансовой системы. Апологеты исламской экономической модели зачастую рассматривают «институт процента» как источник концентрации капитала, сокращения спроса, несбалансированности экономики и т.д. В качестве основной альтернативы предлагается концепция участия в прибылях и убытках, которая:

а) создает условия для более равномерного распределения прибыли и тем самым снижает дифференциацию доходов в обществе (социальная функция);

б) способствует более эффективному распределению ресурсов (капитал при прочих равных условиях перетекает в те отрасли и предприятия, которые характеризуются наиболее высокой доходностью вложений);

в) предполагает более полный контроль за бизнесом со стороны финансового посредника, который принимает на себя большинство финансовых, инвестиционных и деловых рисков, что в совокупности снижает риск финансовых кризисов и создает предпосылки для устойчивого экономического роста.

В то же время, как отмечают некоторые исследователи, в условиях исламской финансовой системы трудно ожидать возникновения массового розничного инвестора, принимающего высокие риски, ориентированного на масштабные и ликвидные фондовые рынки. Следствием становятся упрощенная структура исламских финансовых рынков, повышенная доля банков, преобладание крупных фамильных инвесторов и акционерные капиталы и т.д.

Нельзя не согласиться с тем, что развитие исламских финансов на практике опережает теоретическое осмысление многих актуальных экономических проблем. Однако исламские финансовые механизмы находятся еще только в стадии становления. Поэтому о преимуществах и недостатках исламской финансовой системы сложно судить однозначно. На наш взгляд, действительно бесспорным достоинством исламских финансовых институтов является возможность привлекать финансовые ресурсы тех лиц, которые не участвуют в традиционных финансовых отношениях по религиозным соображениям. Поэтому любая финансовая система в странах со значительным мусульманским населением должна строиться на эффективном сочетании исламских и традиционных финансовых механизмов.

«Вестник Санкт-Петербургского университета», СПб., 2009, сер. 5, вып. 3, с. 124-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.