Научная статья на тему 'Исламисты меняют методы борьбы'

Исламисты меняют методы борьбы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нетесова Юлия

«Смысл», М., 2007 г., июнь, с. 62-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламисты меняют методы борьбы»

шестью военными тренировочными лагерями в Пакистане и Кашмире. Кроме того, у организации есть около 2200 ячеек по всей стране.

Итак, кризис секуляризма очевиден, индуизация государства набирает ход, а политическое и экономическое положение в стране во многом определяется динамикой отношений между религиозными общинами. В этих непростых условиях особое значение приобретает толерантность. Но и эта проблема понимается в Индии весьма своеобразно. Юридическое измерение толерантности невозможно без признания законности притязаний другого на те права и свободы, на которые претендуешь сам. Конституция Индии закрепляет такое понимание. Более того, она предусматривает особые права и привилегии для религиозных меньшинств. Однако эта проблема не исчерпывается одним лишь законодательным аспектом. Ни в санскрите, ни в современных языках Индии нет слова «толерантность». Оно было просто заимствовано из английского языка вкупе с западной концепцией этого понятия. Но если нет слова, то, как оказывается, нет и явления, которое это слово обозначает. Что же думают о западном концепте толерантности и о его реализации на практике проповедники хиндутвы? Прислушаемся к словам М.С. Голвалкара. Он пишет: «Слово "толерантность" слишком мягко и слабо, чтобы выразить древнюю индусскую мудрость... Это всего лишь еще одно слово, созданное для попустительства и вседозволенности, оно несет в себе изрядную долю эго, которое склонно просто допустить иную точку зрения без любви или уважения к ней». Такая позиция чревата межобщинной рознью и кровавыми погромами, уносящими до сих пор ежегодно тысячи жизней как мусульман и христиан, так и самих ревнителей хиндут-вы.

«Мировая экономика и международные отношения»,

М., 2007 г., № 5, с. 87-95.

Юлия Нетесова,

журналистка

ИСЛАМИСТЫ МЕНЯЮТ МЕТОДЫ БОРЬБЫ

Мустафа бен Абд аль-Кадыр Сетмариам Насер (известный как аль-Сури) родился в Сирии. Проучившись какое-то время на инженера, присоединился к местным «Братьям-мусульманам».

Прошел военную подготовку в Иордании, Ираке и Египте. После неудачного восстания «Братьев-мусульман» в Сирии в начале 80-х годов ушел из организации. В 1985 г. переехал в Испанию, где женился и получил европейское гражданство. Через два года переехал в Афганистан, завязав тесные отношения с Абдаллой Аззамом -крестным отцом всех джихадистов, - и вошел в состав Совета Шуры «Аль-Каиды». В 1992 г. вернулся в Европу. Создал медиа-центр «Бюро по изучению конфликтов в исламском мире», через который распространял литературу о джихаде. В 1997 г. после победы талибов использовал свой опыт для подготовки будущих «воинов ислама» в Афганистане. После возвращения в Европу, по некоторым данным, присутствовал на знаменитой «Таррагонской встрече», во время которой обсуждались последние детали терактов 11 сентября. Этот факт он всегда отрицал, о чем даже написал письмо в Госдепартамент США. После антитеррористической кампании аль-Сури, за голову которого США объявили награду в 5 млн. долл., ушел на дно, осев в Иране или в Пакистане, и объявился лишь в 2005 г., опубликовав в Интернете сочинение «Призыв к глобальному исламскому сопротивлению». По неподтвержденной информации, он был арестован в пакистанской провинции Белуджистан в октябре-ноябре 2005 г.

Из-за его европейской внешности ни у кого в Старом Свете не возникало подозрений, что этот человек мог входить в главный орган «Аль-Каиды» Совет Шуры. Однако именно он написал одну из самых серьезных книг по стратегии современного джихада. Объемный труд «Призыв к глобальному исламскому сопротивлению» стал результатом жизненного опыта аль-Сури. Свои заключения аль-Сури делал, основываясь на ошибках, совершенных различными джихадистскими группировками за последние 40 лет. Он понимал, что исламистское движение 1980-х отличалось от движения 1990-х и не имело ничего общего с джихадом формата 11 сентября. В 80-е годы исламисты организовывались в национальные движения, боровшиеся против светских режимов в своих странах. 1990-е были временем халифата талибов в Афганистане, в котором моджахеды мира получали боевой опыт и применяли его там, где мусульманам была нужна военная помощь (в Боснии, Чечне, Косово). Аль-Сури осознал, что в формате классической войны победить будет невозможно, и приступил к формированию новой стратегии джихада. Ключевым ее пунктом стала идея о том, что мест-

ные секретные организации должны распасться на мириады не связанных друг с другом маленьких ячеек.

Аль-Сури считает, что в однополярном мире в условиях масштабной антитеррористической кампании и прямой оккупации мусульманских стран (как в случае с Палестиной, Ираком, Афганистаном) невозможно вести эффективную организованную борьбу из фиксированных точек. Так родился его знаменитый лозунг «низам, ля танзим» - «система, а не организация». «Джихадисты третьего поколения», как их называет аль-Сури, должны избегать прямых организационных связей и привязки к конкретной территории и действовать автономно и спонтанно. Аль-Сури заявляет, что в условиях антитеррористической кампании наиболее эффективной формой борьбы стал индивидуальный джихад. Причем если раньше теракты совершались там, где мусульманам причиняли страдания, то теперь теракты необходимо совершать где угодно. При выборе своей цели, согласно аль-Сури, необходимо руководствоваться двумя мотивами: бить надо туда, где это нанесет наибольший ущерб врагу, и туда, где это поднимет дух джихада и сопротивления. При этом цель сменить правящее правительство откладывается на некоторое время. Как и многие «революционеры», он делает большую ставку на идеологическую подготовку будущих воинов. Эту подготовку аль-Сури считает обязательной, поскольку она должна развить в воинах желание сражаться.

Помимо предварительной идеологической подготовки воины должны также изучить теорию ведения «партизанского джихада», которую аль-Сури разработал на основе американской книги о технике партизанской войны «Война угнетенных». Такую литературу, по его словам, нужно распространять в исламских странах всеми возможными способами, потому что это необходимо для индивидуального джихада. Именно поэтому лекция аль-Сури под названием «Основы ведения партизанского джихада в свете современных американских военных кампаний» была опубликована его учениками на различных Интернет-сайтах. Первым важным этапом является секретное обучение на конспиративных квартирах, во время которого акцент делается на идеологическую подготовку, обретение навыков изготовления взрывчатки и работу с легким оружием. Вторым этапом может стать подготовка в небольших секретных лагерях, которые располагаются в местах потенциальных операций. В таких операциях может принимать участие не более 12 человек. Если условия позволяют, то можно заняться откры-

той подготовкой в странах, поддерживающих джихадистов. Однако аль-Сури рассматривает этот вариант как нежелательный, поскольку после 11 сентября таких стран почти не осталось. Одним из вариантов может быть открытая деятельность в местах, где исламистское сопротивление достигло большого размаха (в Боснии, Чечне и Афганистане). Такого рода подготовка является эффективной с точки зрения приобретения военного опыта, а ее недостатки заключаются в том, что в условиях боевых действий не хватает времени на идеологическую работу. Последний этап - полуоткрытая деятельность в регионах со слабым государственным контролем и нестабильной внутренней ситуацией (Йемен, Сомали, Пакистан, район Африканского Рога и страны Сахары). Однако в условиях антитеррористической кампании США деятельность в подобных регионах значительно осложнилась. Главная опасность труда аль-Сури заключается в том, что он соответствует реальности - это не религиозная проповедь и не фантазирование, а конкретный учебник по военному джихаду. Проанализировав прежние ошибки и новые международные условия, аль-Сури предлагает джихадистам вариант борьбы, способный сделать их практически неуловимыми для служб безопасности. Теракты 2005 г. в Англии, когда один из террористов владел небольшим магазином, а другой был учителем начальных классов, наглядно продемонстрировали, чем чреват индивидуальный джихад, организаторы которого обсуждали все детали за невинными встречами в спортзале.

«Смысл», М., 2007 г., июнь, с. 62-63.

Александр Мелихов,

журналист

ЧЕГО ХОЧЕТ ТЕРРОРИСТ?

В Ираке, Израиле, в Чечне взлетают на воздух автомобили, а то и люди, нагруженные взрывчаткой, - «народ борется с оккупантами». Но Лондон, Мадрид, где вроде бы никто никого не оккупирует... «Чего же ты хочешь?» - взывает цивилизованный мир к террористу: если он ищет комфорта, дадим ему комфорт, если ему нужен социальный рост - откроем ему все пути. А может быть, он просто запуган своими вождями, и тогда нужно внушить ему еще больший ужас?..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.