Научная статья на тему '"на афганских фронтах" без перемен'

"на афганских фронтах" без перемен Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы —

По материалам Центра стратегического развития "Азия и Африка сегодня", М., 2004 г., № 3, с.26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"на афганских фронтах" без перемен»

"НА АФГАНСКИХ ФРОНТАХ" БЕЗ ПЕРЕМЕН

В конце декабря 2003—начале января 2004 г. в Кабуле состоялась Лоя Джирга ("Великое собрание") — всеафганское собрание, на котором обсуждался проект новой афганской Конституции. После долгих и трудных дебатов Лоя Джирга приняла новый Основной закон, в котором удалось сохранить демократические тенденции Конституции 1964 г., отстоять унитарный характер (вопреки требованиям национальных меньшинств, выступавших за федеративное устройство) афганского государства и сильную президентскую власть (опять-таки вопреки стремлению части делегатов передать всю полноту власти премьер-министру, а президенту оставить лишь исключительно представительские функции). Принятие новой Конституции отнюдь не означает, что отныне ситуация в стране будет развиваться согласно Закону, а Конституция станет для переходного правительства необходимым рычагом воздействия на все еще непокорных местных полевых командиров и лидеров джихада (Раббани, Дустум, Сайаф и др.), препятствующих созданию сильной армии, подконтрольной центральным властям. И это помимо тех социально-экономических и других проблем, которые необходимо решить правительству Х.Карзая.

Несмотря на решение Лоя Джирги, ситуацию в Афганистане иначе как кризисной не назовешь. Видимость внутриполитического равновесия наблюдается только в крупных административных центрах страны и обеспечивается главным образом силой иностранного оружия и создаваемых опять же на иностранные деньги афганских силовых структур.

Факторы, способствовавшие в течение последних двух десятилетий сползанию Афганистана на задворки мировой цивилизации и превращению его в территорию острой межнациональной вражды, перманентной борьбы различных групп за выживание, а также господства мракобесия и преступного промысла, были только временно несколько приглушены. В последнее время они снова начинают все более активно проявлять себя. С момента начала администрацией США антитеррористической операции, основной целью которой был разгром экстремистского режима талибов, превративших Афганистан в базу международного терроризма, и уничтожение пустившей глубокие корни на афганской территории международной террористической организации "Аль-Каида" и ее лидера Усамы бен Ладена, про-

шло два года. Поспешность, с которой Дж.Буш и британский премьер-министр Тони Блэр готовили ответ на теракт 11 сентября 2001 г., привела к тому, что итоги афганской кампании оказались далеко не такими, на которые, возможно, рассчитывали в Вашингтоне и Лондоне. В начале 2004 г. это достаточно очевидно.

Во-первых, союзникам по антитеррористической коалиции в Афганистане не удалось достигнуть главной цели — выкорчевать корни движения талибов, ликвидировать их политико-идеологическую основу и материально-техническую базу, разгромить террористические структуры "Аль-Каиды" и изолировать — взять в плен или уничтожить — лидеров преступного альянса — духовного лидера талибов муллу Омара и "террориста номер один" Усаму бен Ладена. Быстрое овладение осенью 2001 г. Кабулом и установление контроля над страной в целом — в большей степени результат действий вооруженных формирований афганского Северного альянса, а также военно-дипломатических усилий американских сил специальных операций и разведки (имеются в виду выплаты полевым командирам "премиальных" за несопротивление), нежели массированных бомбардировок позиций сил талибов стратегической авиацией. Уместно заметить, что факты войны при помощи долларов подтверждены вышедшей недавно в свет книгой американского журналиста Боба Вуд-варта "Буш на войне". Автор пишет, что США выиграли войну в Афганистане не столько благодаря подавляющему превосходству в военной мощи, сколько подкупу полевых командиров талибов, израсходовав на это порядка 70 млн. долл. (общие расходы на войну составили 10 млрд. долл.). 110 сотрудников ЦРУ и 316 спецназовцев с тугими кошельками наносили противнику ущерб не меньший, чем стратегические бомбардировщики. Деньги платили и Северному альянсу. Но подобная "материальная заинтересованность" все же не помогла поймать Усаму бен Ладена и муллу Омара.

Во-вторых, американцам и их союзникам не удалось установить эффективный контроль над периферийными провинциями Афганистана, а именно они — главные базовые районы и опора талибов и других неправительственных вооруженных группировок. Именно этот фактор начинает все более явно заявлять о себе появлением в приграничных и ряде центральных провинций Афганистана новых вооруженных групп и отрядов талибов, террористов "Аль-Каиды" и других неправительственных сил. Даже регулярно проводимые американцами военные операции по уничтожению выявленных сил экс-

тремистов и террористов эту ситуацию не исправляют. Афганцы на протяжении двух последних веков приобрели огромный опыт выживания и сохранения сил в борьбе с неприятелем, особенно чужеземным. В этом отношении весьма показательно мнение бывшего начальника межведомственного управления разведки Пакистана (ISI — Inter-Service Intelligence) генерал-лейтенанта Хамида Гула, высказанное им еще до начала военной операции США в Афганистане. Генерал тогда сказал: "США смогут быстро овладеть Кабулом и посадить там угодный режим. Однако только после этого и начнется настоящая война, поскольку талибы партизанскими методами будут уничтожать коммуникации и объекты новых властей, и гражданская война не будет иметь конца". Х.Гул в свое время сыграл ключевую роль в создании и вооружении движения талибов и поэтому хорошо знает предмет, о котором говорит.

В-третьих, Вашингтон сознательно ограничил содержание своих стратегических задач в отношении Афганистана, не приняв достаточных политических и военных мер по пресечению поддержки талибов и "Аль-Каиды" извне — главным образом с территории Пакистана. Возможно, американцы учли афганский опыт Советского Союза и поняли, что для этого у них не хватит сил — даже несмотря на то, что пакистанский президент Первез Мушарраф вынужденно поддержал действия США в Афганистане. Реально же поддержку талибам, к созданию движения которых в свое время приложила руку пакистанская разведка, до сих пор оказывают радикальные исламские партии Пакистана и часть пакистанских военных, которые до начала антитеррористической операции США предоставляли непосредственную помощь армии талибов. О том, что такая поддержка существует до сих пор, свидетельствует и сделанное в середине сентября 2003 г. нынешним президентом Афганистана Хамидом Карзаем обращение к пакистанским улемам с просьбой "пожалеть Афганистан", "с целью дестабилизации Афганистана". Призыв Хамида Карзая едва ли был услышан в кругах радикального пакистанского духовенства, которое традиционно находится в оппозиции к официальным пакистанским властям. Борьба за установление контроля над Афганистаном и усиление влияния на умонастроения мусульман этой страны — это долгосрочная стратегическая задача как для радикально настроенных пакистанских мусульман, так и, возможно, для военно-политического режима Пакистана. Афганистан является по существу стратегическим жизненным пространством для Пакистана, уже более полуве-

ка пребывающего в состоянии жесткой политической и военной конфронтации с Индией. Давление, испытываемое Пакистаном изнутри из-за быстрого роста населения, ограниченности ресурсов развития и следующих друг за другом волн радикализации настроений собственного мусульманского населения, может быть снижено только открытием "афганского клапана". На иранском и индийском направлениях, где существуют сильные и решительные власти, это сделать невозможно — в этом все дело. Более того, долгосрочной стратегией государственной политики Пакистана предусматривается постепенное расширение пакистанских позиций и влияния в государствах Средней Азии — Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Киргизии. Не случайно Афганистан стал прибежищем экстремистских мусульманских групп из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, а также Чечни. Поэтому без Афганистана Пакистану никак не обойтись, и никакие призывы "пожалеть Афганистан" эту ситуацию не изменят.

В-четвертых, администрации Джорджа Буша пока не удается решить вопрос с Афганистаном в принципе — что делать с этой страной дальше? Имеются, по меньшей мере, три сценария действий, которые только и могли бы "запечатать" Афганистан как .источник террористической угрозы и главную базу международной наркомафии.

Существуют три сценария борьбы с терроризмом.

Первый сценарий. Попытаться чисто военными средствами ликвидировать основу терроризма и жесткими силовыми методами в течение многих лет контролировать ситуацию как на афганской территории, так и на территориях, где могли бы укрыться нынешние афганские террористические структуры и наркодельцы. Но для реализации этого сценария американцам и их союзникам потребовалось бы приложить слишком много усилий и израсходовать много средств. При этом риск расширения зоны опасной нестабильности и военного противоборства далеко за пределы Афганистана был бы для США и их союзников по антитеррористической коалиции достаточно велик.

Второй сценарий. Вложить в Афганистан огромные средства, которые подняли бы экономику этой страны до такого уровня, чтобы населению стало выгодно заниматься созидательной работой и зарабатывать себе на жизнь обычным мирным трудом, а не вооруженными грабежами, выращиванием опийного мака, контрабандой и получением "грантов" от спонсоров международного терроризма. Но состояние экономики, инфраструктуры и самого общества в Афганистане таковы, что для нормализации внутриэкономического положе-

ния и социальной ситуации требуется слишком много ресурсов (в частности, тех же денег — десятки миллиардов долларов) и многих лет кропотливой созидательной работы самих афганцев. Но именно от этого они в значительной мере отвыкли.

Третий сценарий — комбинированный. Использование военной силы для подавления активных структур и групп талибов и "Аль-Каиды", осуществление продолжительной и многосложной миротворческой операции и решение первоочередных и наиболее острых внутриафганских социально-экономических проблем при параллельном восстановлении в Афганистане институтов государственной власти. Это, возможно, позволит прийти к положению, когда негативные факторы формирования общей ситуации в стране будут приглушены или блокированы, а новые афганские власти при достаточно широкой международной поддержке приобретут внутреннюю легитимность и способность решать стоящие пред страной задачи нормализации жизни населения и развития. Сегодня в отношении Афганистана реализуется третий сценарий.

Военно-политическое руководство США, судя по всему, переоценило свои способности быстро решить проблемы талибов и "Аль-Каиды" в Афганистане и недооценило всю глубину тех процессов, благодаря которым экстремизм и терроризм на афганской территории пустили такие глубокие корни. По-видимому, американское руководство к моменту принятия решения по Афганистану еще не отошло от эйфории в связи с успехами в Югославии, где ситуация была совершенно иной: там США и НАТО фактически действовали на стороне исламских фундаменталистов и экстремистов албанского происхождения. К тому же американские политики в общем легкомысленно попытались использовать повод 11 сентября не только для наказания непосредственных виновников американской трагедии, но и для попутного решения других своих стратегических задач в мире. Внимание американского народа и международного сообщества быстро переключилось с реальных вдохновителей и спонсоров международного терроризма на ложные цели — Ирак, Иран и Северную Корею, которые услужливыми спичрайтерами президента Джорджа Буша были объединены в некую "ось зла". Таким образом США сами лишили себя союзников — потенциально лояльных или нейтральных по отношению к их антитеррористическим акциям государств на Среднем Востоке. Не решив главных задач в Афганистане, поспешно ввязавшись в драку в Ираке и уже подумывая о походе на Иран, ад-

министрация США все больше загоняет свою страну и ее вооруженные силы в серьезный военно-политический тупик, для самостоятельного выхода из которого у американцев может не хватить сил. Афганистан тому пример.

Один из механизмов стабилизации военно-политической ситуации в Афганистане — размещение на территории этой страны специальных сил ООН, получивших название Международных сил поддержания безопасности (International Security Assistance Force — ISAF). Мандат Совета Безопасности ООН на размещение сил ISAF в Афганистане был получен в конце 2001 г. Соглашение о размещении этих сил на афганской территории подписали первый командующий международными силами британский генерал Джон Макколл и министр внутренних дел временного правительства Афганистана Юнус Кануни. Первоначально в состав этих сил свои воинские континген-ты предоставили 17 государств — Австрия, Бельгия, Болгария, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Голландия, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Румыния, Испания, Швеция и Турция. После продолжительных дебатов общая численность этого контингента была определена в количестве 5,5 тыс. солдат и офицеров. На середину октября 2003 г. число стран, направивших своих военнослужащих в состав сил ISAF, достигло уже 25.

Цель развертывания в Афганистане сил ISAF — это попытка разорвать цикл непрерывной гражданской войны в этой стране, длящейся почти 25 лет. Большинство афганских политиков, принимавших осенью 2001 г. в Бонне участие в переговорах по стабилизации обстановки в Афганистане, не захотели отдать власть Северному альянсу, поскольку боялись повторения того, что происходило в стране после захвата власти в Кабуле в 1992 г. группировкой "Джамаате ис-лами" Бурхануддина Раббани (в 1992—1993 гг. в междоусобицах погибло до 10 тыс. афганцев). "Международное сообщество не собирается повторять своих ошибок десятилетней давности, когда мир просто отвернулся от Афганистана. Посмотрите, к чему это привело: Афганистан сегодня — разрушенное государство — экспортер терроризма", — заявил представитель Великобритании осенью 2001 г. в Бонне на переговорах по будущему устройству Афганистана. Именно поэтому контингенты ISAF размещены в основном в зонах Кабула и некоторых других крупных политико-административных центров, и в числе их задач — наблюдение за ситуацией, патрулирование в городах, недопущение междоусобных столкновений. Активную боевую работу

против сохранившихся сил талибов и "Аль-Каиды" ведет международный оперативный контингент численностью 12,5 тыс. военнослужащих, из которых 10,5 тыс. человек — американцы.

Командование силами 1SAF по очереди осуществляли представители стран — участниц этой операции. Однако с августа 2003 г. командование контингентом взял на себя блок НАТО. Церемония передачи полномочий от германо-нидерландского командования (генерал-лейтенант Норберт ван Хейст) представителю командования НАТО (немецкий генерал Гоц Глимерот и его заместитель — канадский генерал Эндрю Лесли) прошла в Кабуле в присутствии заместителя Генерального секретаря НАТО Алессандро Минуто Риззо, президента Афганистана Хамида Карзая, министра обороны ФРГ Петера Штрука, американского генерала Джеймса Джоунса из НАТО, представителей ООН и дипкорпуса. НАТО будет руководить операциями ISAF "столько, сколько потребуется", — сказал замгенсека Североатлантического союза. НАТО взяла контроль в свои руки в основном для того, чтобы положить конец сложной процедуре ротации стран во главе миротворческой миссии. Министр обороны Германии Петер Штрук заявил: "Недопустимо, чтобы Афганистан снова погрузился в анархию и хаос и снова стал прибежищем для террористов".

Первоначально Международные силы по обеспечению безопасности в Афганистане решали задачу поддержания мира и спокойствия в кабульской зоне. Президент Хамид Карзай обратился в ООН с просьбой расширить зону ответственности ISAF на всю территорию страны из-за того, что талибы и боевики "Аль-Каиды" буквально повсеместно активизировали свои действия. Совет Безопасности ООН принял решение о расширении зоны ответственности сил ISAF на всю территорию Афганистана и продлил мандат этих сил еще на год. ООН с помощью ISAF предстоит реализовать программу разоружения афганских нерегулярных формирований. Однако на этом изменения статуса и задач ISAF, похоже, не завершились. Уже поступают сведения о том, что подразделения ISAF в некоторых случаях проводят боевые операции против вооруженных формирований антиправительственных сил. Если такая практика примет более широкий и регулярный характер, это будет означать, что страны, направившие своих военнослужащих в состав по существу миротворческого контингента ООН, втянутся в войну в Афганистане наряду с США, Великобританией и некоторыми другими государствами. Такая перспектива в принципе реальна, так как тень гражданской войны в Афгани-

стане становится все гуще. Видимо, не случайно в октябре 2003 г. президент Афганистана Хамид Карзай в беседе с немецкими журналистами в Кабуле заявил, что иностранные войска должны находиться в Афганистане еще много лет: "Афганистан не может обойтись без иностранной военной помощи на период формирования собственной армии, полиции, судебной системы и дееспособных органов государственной власти". Хамид Карзай одобрил планы расширения зоны ответственности международных сил по стабилизации в Афганистане за пределы Кабула, а также размещение подразделений бундесвера и немецких гражданских экспертов на севере страны в Кундузе.

Кстати, США и Франция уже ведут подготовку военнослужащих для новой афганской армии. Задача состоит в том, чтобы к 2009 г. иметь в Афганистане новую армию в 60 тыс. человек. Уже сформировано шесть батальонов, по 300—500 человек каждый. Для ускорения решения задачи предполагается подготовить инструкторов из афганцев, которые уже сами продолжат эту работу под наблюдением иностранцев.

Возникает вопрос, насколько справедливо утверждение, что военно-политическая обстановка в Афганистане снова приобретает кризисный характер. Реалии современной ситуации в этой стране таковы, что она уже фактически поделена примерно на десять зон влияния различных военно-политических группировок — как тех, которые формально находятся на стороне президента Карзая, но продолжают соперничать между собой за контроль над территориями и ресурсами, так и тех, которые составляют непримиримую оппозицию режиму, приведенному к власти в Кабуле Вашингтоном и Лондоном. Ряд уездов приграничных с Пакистаном провинций страны фактически уже находятся под полным контролем талибов и их союзников. И этот процесс, судя по всему, будет развиваться и дальше.

Весьма настораживающий факт развития военно-политической ситуации в Афганистане — заключение союза между движением талибов и Гульбеддином Хекматьяром — лидером "Исламской партии Афганистана", вооруженные отряды которой попортили немало крови афганским властям во времена Тараки, Бабрака Кармаля и Над-жибуллы, а заодно с ними — и советским войскам в Афганистане. Теперь Гульбеддин решил взяться за своего бывшего покровителя в лице США, объявив ему священную войну — джихад. Вооруженные формирования талибов начинают оживать и проявлять активность фактически на всей территории страны, а наиболее активно — в при-

граничных с Пакистаном провинциях, так как помощь и поддержка их с пакистанской стороны возобновились и, похоже, наращиваются. Боевая деятельность талибов и боевиков "Аль-Каиды" проявляется в совершаемых ими диверсионно-террористических актах на коммуникациях и в населенных пунктах, нападениях на небольшие подразделения и патрули ISAF и американских войск, в фактах террора в отношении афганцев, сотрудничающих с оккупационными военными властями. Периодически совершаются вооруженные нападения на представителей международных гуманитарных организаций. Возобновлена практика обстрела баз расположения международных сил неуправляемыми ракетами — то, что широко применялось моджахедами все годы гражданской войны в Афганистане.

Поступают сообщения о том, что "Аль-Каида" возобновила на территории Афганистана работу лагерей по подготовке боевиков. Курс подготовки длится две недели. Учат обращению со стрелковым оружием, гранатометами, минами и взрывчаткой. Имеется неподтвержденная информация о формировании "Аль-Каидой" "женского батальона" смертниц для организации терактов на территории США. Одновременно с активизировавшейся партизанской и диверсионно-террористической деятельностью антиправительственных сил в Афганистане наращиваются и масштабы их морально-психологического воздействия на население и военнослужащих. В частности, в очередном послании муллы Омара по случаю годовщины начала международной антитеррористической операции в Афганистане утверждается, что американцы уже потеряли в Афганистане 700 человек убитыми, 100 военных попали в плен, а среднемесячные потери США в Афганистане составляют 60 человек убитыми и ранеными. Сопротивление идет в восьми провинциях. "Афганцы никогда не прими -рятся с правительством неверных, а будут судить их и повесят на всех площадях и главных улицах Кабула", — говорится в послании муллы Омара.

Наряду с явной активизацией подрывной деятельности деструктивных сил в Афганистане не прекращаются междоусобицы среди проправительственных группировок, что также осложняет ситуацию. Хотя скорее всего не для самих афганцев, для которых это норма.

Наконец, следует отметить, что проведение антитеррористической операции на территории Афганистана не решило еще одной важной задачи — ликвидации наркоугрозы с афганской территории. После разгрома режима талибов и оккупации Афганистана США и их

союзниками объем производства мака в Афганистане резко возрос (на 1400%) и составляет более трети его мирового производства. Урожай 2003 г. достигнет 4 тыс. т (против 3422 т — в 2002 г.). Афганистан производит практически весь героин, продающийся в России, и более 75% героина, поступающего на европейский рынок. При этом присутствие США не способствует уменьшению производства наркотиков в Афганистане.

Таким образом, развитие военно-политической обстановки в Афганистане по-прежнему идет в неблагоприятном для мирового сообщества направлении, и потому руководителям ведущих стран мира пора хорошо задуматься над тем, каким путем Афганистану идти дальше и как ему помочь встать на этот путь.

По материалам Центра стратегического развития "Азия и Африка сегодня", М., 2004г., № 3, с. 2—6.

Юрий Плешаков,

публицист

НОВЫЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ИНДИИ ОБЕЩАЕТ РАЗРЯДИТЬ НАПРЯЖЕННОСТЬ МЕЖДУ РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЩИНАМИ

Очередное состязание двух наиболее влиятельных партий Индии на выборах закончилось триумфом Индийского национального конгресса (ИНК). Победа конгрессистов над джанатистами (религиозно-националистическая партия "Бхаратия Джаната", БДП) в Индии стала сенсацией, поскольку на протяжении целого ряда лет ИНК хронически терпел поражение. Как известно, нынешний лидер ИНК Соня Ганди от кресла премьера отказалась. Вместо нее этот пост занял 72-летний Манмохан Сингх. Известие о его назначении было встречено ликованием, прежде всего среди сикхов. Во-первых, еще никогда в истории Индии главой правительства не был сикх. Кроме того, 20 лет назад именно сикхи убили Индиру Ганди. Это было местью за ее приказ штурмовать главную святыню сикхов — Золотой храм в Амритсаре (Пенджаб), занятый сикхскими сепаратистами. В ходе той военной операции "Голубая звезда" погибли тысячи человек, в том числе ни в чем не повинные паломники. Вступление сикха на пост главы правительства должно означать окончательное примирение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.