Научная статья на тему 'Террористы-смертники в движении джихада'

Террористы-смертники в движении джихада Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3917
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Террористы-смертники в движении джихада»

новый толчок к развитию в Турции и в Германии. С появлением двух партий внутри Общества Национального взгляда, Партии справедливости и развития Реджепа Эрдогана и Партии счастья Реджаи Кутана - естественно встает вопрос: кто на самом деле выражает идеологию Общества? Как заявил сам Р. Эрдоган, «мы сняли рубашку Национального взгляда». Аналогичные процессы происходят и в организации в Германии. Отход от Эрбакана и консерваторов в сторону Эрдогана и обновленцев отмечает важное событие в эволюции Общества. Это существенно для понимания, что партийные коллизии в Турции отражаются в Германии на Национальном взгляде и его поведении в вопросе об условиях интеграции турок-мусульман в немецкое общество.

«Ломоносовские чтения». Востоковедение», М., 2010 г., апрель, с. 39-41.

Д. Нечитайло,

востоковед

ТЕРРОРИСТЫ-СМЕРТНИКИ В ДВИЖЕНИИ ДЖИХАДА

Теракты с использованием террористов-смертников (СИС) -явление не новое. С ним сталкивались различные европейские и мусульманские страны в прошлом. Атаки смертников стали наиболее опасным modus operandi современного терроризма. Людей, которые приводят на себе в действие взрывной механизм, называют еще «умными (живыми) бомбами», вместе с тем смертники -это средство доставки взрывного механизма к цели. Оно может мыслить, выбирать подходящий момент для нанесения удара с максимальным количеством жертв и разрушений. Во многих странах осознают, что необходимы новые методы для предотвращения этих видов терактов, так как в последнее время все чаще звучат призывы радикальных исламистов для усиления поражающего эффекта использовать отравляющие химические вещества. Смертниками могут стать представители различных социальных групп. Акции смертников стали проводиться в регионах, где до недавнего времени это было нехарактерной практикой борьбы: в Алжире, Афганистане, Пакистане. Соотношение затрат и поражающего эффекта от этих акций говорит о том, что использование смертников будет продолжаться, так как всемирный исламизм старается опираться на рациональные, не требующие высоких затрат методы ведения борьбы.

Среди специалистов-психологов существуют различные подходы к исследованию процесса создания так называемых «живых бомб». Профессор А. Мерари из Университета Тель-Авива провел исследование террористов-смертников. Он пишет, что их нельзя подвести под единый демографический или психологический профиль, и утверждает, что не из каждого человека можно сделать смертника. Задача рекрутеров состоит в том, чтобы обнаружить тех, кто склонен к самопожертвованию, а затем усилить эту склонность. При этом могут быть использованы религиозные, патриотические мотивы. Мерари считает, что смертник - это почти всегда последнее звено в длинной организационной цепочке. Когда принято решение о проведении теракта, требуется совершить несколько операций: выбрать цель, собрать информацию, найти кандидата на теракт, обеспечить его физическую и «духовную» подготовку, создать взрывное устройство. Профессор Мера-ри пишет, что хотя изучение феномена террористов-смертников может стать увлекательным академическим занятием, тем не менее бороться со смертниками легче, чем понять их modus operandi. Как правило, смертники - это не фанатики, а инструмент в руках лидеров группировок для получения ощутимой пользы. Датский исследователь М. Таарнби из Университета Ааркус считает, что в подготовке террориста-смертника религиозные предписания, политические заявления, социальные условия находятся на втором месте. Он делит смертников на две категории. Первая - это идеалисты, которые похожи на тех, в отношении кого у общества сложился термин «фанатики». Смертники второй категории мотивированы персонально. Это два противоположных типа террористов. Второй, в отличие от первого, является искусственно созданной конструкцией. Однако использование религии усиливает воздействие на сознание смертников обоих типов.

Другой западный исследователь, В. Лакор, пишет, что «нет единой мозаики, куда можно было бы отнести смертников. Их действия и психотип зависят от социокультурных условий». Профессор Я. Росс из Университета Балтимора, напротив, придерживается мнения, что тип террориста-смертника формируется группой социальных и психологических факторов. Социальные условия включают политический и экономический уровни развития общества, историко-культурные условия, степень недовольства и обид граждан, вектор направленности обид, эффективность контртеррористических мероприятий спецслужб. Я. Росс считает, что модернизация, демократия и социальные проблемы создают структурные условия, способствующие терроризму. Он полагает,

что города создают и накапливают серьезный потенциал социальных проблем, здесь доступны оружие и взрывчатые вещества. Эти структурные факторы взаимодействуют с психологическими факторами предрасположенности отдельных лиц к совершению акций самопожертвования, все это провоцирует терроризм. Я. Росс выделяет несколько факторов, способствующих экстремизму: боязнь остаться невостребованным, сильное эго, депрессия, чувство вины, агрессия - кризис общества, рост числа тех, чья личность пострадала. В обществе происходит рост ненависти к определенным лицам или символам. Я. Росс уверен: кризис в обществе способствует росту уровня насилия. Он пишет, что степень проведения терактов смертников выше там, где в обществе более развиты ассоциативные стремления: склонность людей объединяться в группы, которым легче повлиять на человека и укрепить его желание совершить теракт; более того, человек соотносит себя с ценностями, превалирующими в данной группе. Профессора Б. Хоровиц и Л. Веллс из Университета Вирджинии считают, что «социальная база, из которой опытным вербовщикам лучше всего набирать смертников, - круг друзей семьи. Также легче получать в ряды смертников того, кто стремится отомстить своим обидчикам в лице властей, оккупантов».

Палестинский психолог доктор Ахмад Наджем Мухи ад-Дин опубликовал в лондонской газете «Аш-Шарк аль-Авсат» статью, темой которой стало явление терактов-самоубийств. Подобные акции приобрели большую популярность среди мусульманской молодежи, это одно из наиболее опасных социальных и психологических явлений. После всестороннего анализа подобных акций, их причин и психологических факторов, занимающих главное место в существовании этого явления, психолог пришел к выводу, что молодых людей, осуществляющих теракты-самоубийства, можно разделить на две категории: к первой принадлежат молодые люди, которые открыто заявляют о своем намерении совершить самопожертвование для достижения политических целей или во имя мести. Автор называет их группой «людей, готовых к смерти». Ко второй группе он относит людей, находящихся в травматическом состоянии, в котором они постоянно желают смерти. Он их так и называет: «ищущие смерть». Это желание смерти и некоторые другие политические и социальные обстоятельства превращают их в дешевое оружие в руках других людей, политических группировок или движений, использующих это желание больных людей в своих целях.

Доктор Мухаммад Хафез, исследующий феномен смертников, в книге «Создание живых бомб» пишет о трех факторах, способствующих распространению этого явления. Во-первых, историко-культурная традиция (рассказы, народные песни, легенды), восхваляющая проведение таких акций; во-вторых, одобрение терактов смертников со стороны властей или авторитетных религиозных деятелей; в-третьих, когда группа или сообщество видит непреодолимую угрозу и огромное количество жертв в результате агрессии внешнего врага. Например, лидер движения ХАМАС X. Машаль в недавнем интервью поблагодарил авторитетного исламского теоретика Ю. Кардави за его позицию относительно акций смертников. «Поддержка, которую мы получили от человека такого уровня, как Кардави, больше, чем от кого-либо другого. Наши братья в Палестине вынуждены проводить такие операции... Дайте им самолеты, танки, ракеты, тогда бы не понадобились смертники. Причина только в этом. Они вынуждены превращать себя в "живые бомбы"».

Исследования показали, что понять феномен террористов-смертников только на основе социально-психологических факторов невозможно. Большинство ведущих специалистов в этой области сходятся во мнении, что в процессе радикализации определяющими являются прежде всего дружеские и родственные связи, групповая динамика. Примером может служить социально-психологический портрет участников терактов в Лондоне в 2005 г. Хан и Танвир выросли в вестернизированных семьях и не проявляли особого интереса к исламу. Л. Дюмо, недавно арестованный во Франции исламист, стал радикалом под влиянием своего харизматичного приятеля. Под впечатлением от гибели товарища члены дворовой футбольной команды в палестинском квартале стали смертниками и совершили семь терактов.

Эксперты отмечают, что растет число смертников среди коренных европейцев, которые формируют нижний эшелон воинов джихада. По мнению известного французского исследователя ислама О. Руа, «для "Аль-Каиды" новообращенные мусульмане - не просто инструмент для запутывания спецслужб, это способ стать глобальным движением. За последние восемь лет практически в каждой ячейке "Аль-Каиды" присутствовали так называемые новообращенные мусульмане. Это структурная особенность, а не случайность». Например, Г. Линдсэй, один из участников теракта в Лондоне в 2005 г., был именно из этой категории мусульман с Ямайки.

Аресты причастных к подготовке терактов в Лондоне и аэропорту Глазго показали рост радикальных настроений среди всех секторов британского мусульманского сообщества. До недавнего времени арабская община считалась преуспевающей и интегрированной по сравнению с бангладешцами, пакистанцами, сомалийцами. Раньше террористические операции в Великобритании проводились бангладешцами и пакистанцами, арабы при этом занимали лидирующие позиции в радикальных группировках. Например, сириец Омар Бакри, известный идеолог, основал отделения «Хизб ут-Тахрир» и «Аль-Мухаджирун». Последняя пользовалась наибольшей популярностью среди этнических пакистанцев, бангладешцев и чернокожих британцев (Асиф Ханиф, пакистанского происхождения, смертник, совершивший теракт в Тель-Авиве в 2003 г., был членом «Аль-Мухаджирун»). Следует также упомянуть Абу Хамзу аль-Масри, «арабского афганца», проповедовавшего радикальные идеи в мечети в Финсбери-парке. Известным его последователем был Ричард Рейд, арестованный при попытке совершить теракт в пассажирском самолете в 2003 г. Мухаммад аль-Массари, саудовский радикальный идеолог, скрывался на территории Великобритании от спецслужб КСА. Известным его сторонником является Мухаммад Сухайл, пакистанского происхождения, основатель группировки «Фонд всемирного джихада», занимающейся вербовкой молодых людей для участия в войне в Ираке, Афганистане и Кашмире.

Отличие неудавшихся терактов в Лондоне и Глазго в июне 2007 г. заключается в том, что они осуществлялись без технической помощи со стороны членов группировок, связанных с «Аль-Каидой». Это начало нового этапа в проведении терактов, вдохновителем которого является теоретик современного джихада Абу Мусаб ас-Сури. В своей книге «Призыв к всемирному исламскому сопротивлению» он инструктирует мусульман, как создавать ячейки, «которые должны быть связаны никак иначе, кроме как идеологически, они должны быть автономны в принятии решения о проведении акции». Новый этап террористической активности, по мнению этого радикального идеолога, должен проходить под лозунгом: «Низам! Ля Танзим» («Система! Не организация»).

Психологи Б. Салих и К. Берреби провели исследование среди палестинских смертников. Они выяснили, что большинство из них имеют образование и только 15% происходят из бедных семей (хотя У населения живет за чертой бедности). Что касается саудовских смертников, то их образовательный уровень еще выше, среди них часто встречаются лица с высшим образованием и даже

ученой степенью, многие происходят из влиятельных и известных семей. Стало очевидно, что смертники не проходят через ту же систему рекрутирования, что и обычные муджахеды. «Живые бомбы» также называют «бродячими добровольцами», которые ранее не имели никакого отношения к террористической деятельности. Юсуф аль-Аири, бывший лидер «Аль-Каиды» в Саудовской Аравии, телохранитель бен Ладена, призывает к распространению «военной культуры» среди молодежи с целью заполнения вакуума, созданного врагами ислама (имеются в виду уничтожения или аресты многих видных идеологов и активистов радикальных исламистских группировок). Он говорит, что «мусульмане сегодня любят этот мир, ненавидят смерть, отказываются от джихада, Аллах сделал так, что неверные покорили мусульман, унижали ислам, это наказание за то, что мусульмане отказались от джихада». Член «Аль-Каиды» в Саудовской Аравии Иса бен Саид аль-Ошан несколько лет был инструктором в летнем молодежном лагере. В июле 2004 г. в радикальном исламистском журнале «Савт уль-Джихад» было опубликовано «открытое письмо к молодежи»: «Разве вы не понимаете, что враги, которые убивают ваших братьев в Ираке, Афганистане, Палестине, чувствуют себя в безопасности в Саудовской Аравии. Сегодня джихад следует вести, не спрашивая разрешения родителей и заимодателей, так как "сегодня в Багдаде, а завтра в Эр-Рияде"».

Известный исследователь радикального исламизма Дж. Стерн пишет, что в настоящее время процесс вербовки смертников основывается на формальном принятии в организацию и так называемом психологическом контракте между сторонами. Постепенно человек вводится в такое состояние, в котором он не чувствует ничего двусмысленного и неопределенного, он испытывает психологический комфорт. Египетский социолог Худа Закарийя считает, что человек перенастраивается на новый лад, новая группа заменяет ему семью, старых друзей, то общество, которое ранее окружало его, подрываются устоявшиеся принципы, нарушаются привычный порядок вещей, мировосприятие. Ценности новой группы внедряются в сознание с помощью «священных принципов», которые не подвергаются никакому сомнению. Самое опасное - подавление личности и самоосмысления, групповые интересы начинают доминировать над личными. Человека подводят к точке, откуда уже нет возврата. Перед тем как совершить теракт, смертник составляет послание. Группа восхваляет его, сопровождая лозунгами, песнями о джихаде, призывами к продолжению подобных акций. Смертник объясняет причины, побудившие его к

проведению акции террора, в которой он знает, что погибнет. Смертник пишет письмо своим близким, друзьям. «Это и есть та черта, перейдя которую, смертник не может повернуть обратно, чтобы не потерять уважение своих друзей. Теперь у него одна дорога».

Группа выражает личную преданность «Аль-Каиде», принадлежность к «вселенскому движению джихада» и желание пожертвовать собой. Свое обращение группа записывает на видео, которое служит доказательством существования организации, твердости ее намерений. Затем видеообращение распространяется по информационным каналам. Таким образом, группа работает на опережение, чтобы избежать каких-либо попыток со стороны властей страны преуменьшить или исказить пропагандистский или информационный эффект этих акций, масштабность вселенской борьбы против неверия. Видеообращение также призвано служить средством пропаганды, создавая новые поколения воинов джихада. В процессе подготовки будущих смертников эти обращения будут активно использоваться. Таким образом, заверение в преданности общим идеологическим целям и готовности к самопожертвованию является своего рода «психологическим контрактом», основанным на принципе товарищества и едином эмоциональном фоне участников радикальной группы, с одной стороны, и вселенского движения джихада - с другой.

Исследователь радикального исламизма Роберт Пэйп в книге «Умереть, чтобы победить» на основе статистических данных пишет, что атаки смертников из «Аль-Каиды» в 12 раз более смертоносны, чем любые иные военные операции. Поэтому от них радикальному исламизму трудно отказаться. Автор утверждает, что 3% всех мировых терактов - это взрывы «живых бомб», однако именно на них приходится 48% жертв. По различным оценкам, так называемый пояс смертника стоит не более 150 долл. Чтобы противостоять хорошо вооруженным коалиционным силам, требуются опытные бойцы, подготовка которых стоит на несколько порядков больше. Р. Пэйп пишет, что большинство подобных терактов, произошедших за последние 20 лет, призваны были принудить правительства стран вывести свои войска с территории какого-либо государства. Теракты с участием смертников будут оставаться важным элементом стратегии радикального исламизма, однако в тех или иных регионах они будут иметь свою специфику.

Современные технологии манипуляции сознанием способны разрушить в человеке знание, полученное благодаря реальному историческому опыту, заменить его искусственно сконструиро-

ванным «режиссером» знанием. Искусственно сформированная картина исторической действительности передается отдельным индивидам с помощью книг, лекций, радио и телевидения, прессы, театральных представлений, кинофильмов и т.д. Таким образом, строится иллюзорный мир, который воспринимается как настоящий. В результате всю окружающую действительность человек может воспринимать как неприятный сон, а ту идеологию, которую ему внушает пропаганда, введя его в транс, воспринимает как реальность. В воображении зрителя генерируется иллюзорная картина мира в идеализированном виде. В соответствии с авторским замыслом кино может произвольно создавать у зрителя ощущение «справедливости» и моральной правоты тех или иных персонажей, независимо от их действительной роли в истории.

При этом пропагандистское влияние на человека происходит скрыто, на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля. Никакие рациональные контраргументы в этом случае не срабатывают. В зависимости от контингента методы работы исламистских проповедников носят избирательный характер. В контактах с лицами, имеющими или получающими высшее образование, которые, в принципе, способны к критической оценке радикальной проповеди, применялся метод «муджадаля» (диспут). При этом собравшиеся свободно высказывают свое мнение. Находящиеся среди них опытные «муджахеды» объясняют преимущества догм «чистого ислама». Слушателя постепенно подводят к тому, чтобы он самостоятельно пришел к пониманию преимуществ радикальных методов борьбы против неверных. Демонстрируются видеофильмы о подвигах «муджахедов» с кадрами, которые фиксируют убитых неверных, разбитую вражескую технику. Это сопровождается бравурными арабскими песнями про джихад. Фильмы сняты в различных горячих точках мира с помощью новейшего оборудования. Во время психологической обработки учитывается специфика аудитории. Пропагандисты исходят из того, что одна и та же вещь имеет много сторон. Истинная вера некоторыми своими сторонами чрезвычайно притягательна для людей, даже если они не имеют к ней никакого отношения. И если подать ее именно этими сторонами, то они воспримут все ее части и аспекты.

Брат известного террориста З. Муссауи, приговоренный США к пожизненному тюремному заключению, так описывает процесс психологической обработки: «Однажды человек полностью меняет свое поведение... Наряду с преподаванием навыков обращения с оружием, муджахед проходит физическую подготовку. Интенсивность физических нагрузок постоянно увеличивается,

задания по тактике проведения операций становятся сложнее. При этом по мере увеличения нагрузок инструкторы уменьшают рацион питания. Постепенно молодого человека целенаправленно доводят до психического и физического истощения. Нагрузки продолжают увеличиваться. Начинается следующий этап. Теперь на молодого человека начинают давить психологически, ему постоянно внушают мысль о том, что «от него ожидали большего». Молодой человек испытывает чувство вины и замешательство. Инструкторы специально говорят будущему муджахеду, что все те, кто проходил подготовку до него, отлично справлялись со всеми заданиями и нагрузками и теперь ведут войну против врагов ислама, «продолжают великое дело джихада», а он - самый отстающий и подводит всех, именно такие, как он, являются причиной всех неудач исламской «уммы». Автор пишет, что чаще всего все это заканчивается печально, в результате подобной психологической обработки некоторые молодые люди «готовы на все, чтобы оправдать возлагавшиеся на них надежды...».

Известный исследователь современного радикального исламизма, в прошлом сотрудник ЦРУ, М. Сейджман пишет о современных методах вербовки смертников:

1) рекрутеры в различных странах выявляют потенциальных смертников;

2) проводится анкетирование молодого человека, изучается, насколько он готов к совершению теракта-самоубийства;

3) начинается подготовка смертника (основная задача - создать у него ощущение принадлежности к «братьям по оружию», идеям вселенской борьбы против врагов ислама);

4) в процессе обучения в зависимости от интеллекта того или иного «шахида» направляют на определенную цель;

5) делается видеозапись смертника, где он выражает готовность провести акцию самопожертвования и личную преданность бен Ладену;

6) инструктор сопровождает смертника до места предполагаемого совершения теракта.

По мнению М. Сейджмана, для понимания процесса подготовки смертника также следует исходить из понимания групповой динамики и индивидуальной психологии. Маленькая группа создает определенный тип поведения. Обычно группы по численности не превышают восьми человек и довольно однородны по составу (возрасту, происхождению, образованию, социальному статусу, даже вкусовым предпочтениям). Вместе с тем ситуация заключается в том, что террорист полностью осознает, что если он

не погибает, планируемая атака не будет совершена. Он не может выполнить свою миссию и остаться при этом в живых. Радикальным организациям очень выгодно использовать смертников по ряду причин.

1. Исполнитель способен контролировать время и место атаки для причинения максимального ущерба.

2. Как правило, акция смертника привлекает повышенное внимание СМИ, что позволяет той или иной группировке заявить о себе.

3. Современный терроризм - это прежде всего психологическая борьба, и смертники усиливают психологический эффект этих акций. СМИ создают у каждого гражданина ощущение уязвимости и незащищенности перед опасностью, которая подстерегает их практически повсеместно. Ведь пояс смертника может привести в действие с виду вполне успешный, респектабельный человек, который несколько минут назад вам улыбался.

4. Атака смертника технологически, как правило, примитивна. Компоненты, необходимые для взрывного устройства, дешевые и легкодоступные.

5. Спецслужбам очень сложно сорвать атаку смертника. Опасность начинает исходить от смертника тогда, когда он уже на пути к цели. Даже если удастся его вычислить, он может взорвать себя, не достигнув объекта, но среди людей. Поэтому предотвратить жертвы можно только на стадии подготовки теракта.

6. Во время планирования террористических акций большое значение отводится путям отхода. В случае со смертниками этого не требуется.

7. В силу того, что смертник гибнет во время теракта, сводится к минимуму риск того, что он будет задержан спецслужбами и во время допроса выдаст ценную информацию о членах группировки.

8. Так как акция смертника привлекает повышенное внимание международной общественности, она заставляет громадную аудиторию задуматься по поводу тех причин, которые вынудили его взорвать себя, «его акция - это итог тех унижений и зверств, которым подвергся исполнитель».

В настоящее время теракты с использованием смертников стали одним из главных методов борьбы исламистов в различных странах. Радикальный теоретик Абу Бакр Наджи в книге «Управление варварством» пишет, что США - это страна материализма, и в этом ее слабость. Поэтому он предлагает сосредоточить усилия прежде всего на борьбе против экономических интересов стран

Запада. Он считает необходимым наносить удары (дословно: «пускать кровь до банкротства») до тех пор, пока западные страны не смогут справляться с экономическим бременем от военных кампаний. В рамках этой долгосрочной стратегии Наджи предлагает проводить теракты против стран, которые в союзе с США участвуют в оккупации мусульманских земель, принуждая их выводить свои войска. Тем самым США придется отправлять больше своих военных, а значит, нагрузка на их экономику становится сильнее. Этой цели можно достичь путем проведения терактов на территории стран-союзниц либо похищения граждан этих государств (инцидент с южнокорейскими заложниками в Афганистане). Акции смертников, по мнению радикальных идеологов, должны получать мощную медиаподдержку, чтобы возложить ответственность за многочисленные жертвы среди мирного населения Запада на правительства государств, поддерживающих США в их всемирной борьбе с терроризмом.

Прежний руководитель ХАМАС Абд аль-Азиз ар-Рантиси заявлял: «Враги Аллаха и нашего народа любят жизнь, в то время как мусульмане желают принести себя в жертву. Акции смертников вселяют ужас в сердца врагов, который является одной из причин поражения... Подобные акции служат самым коротким путем в рай».

Однако между теоретиками исламизма есть некоторые разночтения относительно тех, кого считать «шахидами». Так, известные идеологи радикального исламизма Абд аль-Азиз бен Са-лих аль-Джарбоу и Юсуф бен Салих аль-Аири призывают к проведению акций смертников в интересах исламской уммы. Первый заявляет, что «убийство души» (суицид) разрешено, если это происходит в интересах ислама. Известный радикальный исламский теоретик шейх, аль-Джарбоу в 1998 г. опубликовал книгу «Избранные отрывки по самоуничтожению во избежание утечки секретов», в которой заявляет, что самоубийство разрешено, если существует вероятность ареста. Он ссылается на бывшего муфтия Саудовской Аравии шейха Мухаммада бен Ибрагима Ааля, который во время войны за независимость в Алжире (1954-1962) издал фетву, где мусульманам разрешалось совершать самоубийство, чтобы не попасть в руки спецслужб, так как под воздействием пыток муджахед мог выдать важную информацию и тем самым навредить другим воинам джихада. В то же время шейх Ааль выступал против убийства мусульманами своих единоверцев.

Известный саудовский мусульманский богослов шейх Му-хаммад Усаймин по поводу совершения акций самопожертвований

говорит, что «тот, кто надевает на себя взрывчатку, а затем направляется к неверным и взрывает себя среди них, не является павшим за веру (шахидом) - это обыкновенное самоубийство, и такой человек после смерти попадает в огонь ада и остается там навсегда. Даже если этот человек убивает себя вместе с десятками или сотнями людей, от этого нет никакой пользы исламу; людей, принявших ислам, от этого больше не станет. Наоборот, враги веры становятся более решительными, это рождает ненависть и злобу в сердцах врагов ислама, а среди мусульман приводит к смуте». Шейх Усаймин также не считает шахидами палестинцев, взрывающих себя среди израильтян, так как это не приносит пользы ни исламу, ни мусульманам. Единственное, что может спасти такого человека от мук ада, если он, приводя в действие взрывной механизм, основывался на неверных интерпретациях Корана и Сунны и ложных «тафсирах» (толкованиях). Салафитский богослов шейх аль-Албани по поводу свершения подобных акций придерживается аналогичной позиции: «С точки зрения "даава" (в данном случае пропаганды ислама) подобные операции бесперспективны и никогда не приведут к желаемому результату... Скажите молодежи: берегите свою жизнь, правильно понимайте ее». Он считает, что молодежь совершает акции самопожертвования из-за ложного понимания ислама.

Айман аз-Завахири, призывая к нанесению максимального ущерба Западу, в своем труде «Рыцари под знаменем Пророка» пишет, что операции с использованием смертников являются самыми эффективными методами причинения максимального вреда неверным и не требуют больших затрат и потерь. «Те, кто проводит акции самопожертвования, не безнадежные и нищие, это лучшие из наших людей, они образованные и успешные». Известный исламский идеолог Ю. Кардави считает, что атаки смертников в Палестине следует считать законными, так как они применяются в оборонительных целях против израильтян, захвативших территорию мусульман. Более того, этот теолог говорит, что можно уничтожать и мирных граждан Израиля, так как они являются резервистами. Он называет палестинских смертников именно «ша-хидами», а не самоубийцами. В то же время Кардави осуждает участников терактов 11 сентября. По его мнению, теракты следует проводить не на территории США, а против их военнослужащих, оккупировавших земли мусульман, а следовательно, участников акции 11 сентября нельзя считать «шахидами».

В различных странах практика применения «живых бомб» неодинакова. Относительно Афганистана стоит заметить, что его

жители издавна известны как стойкие и отважные воины. Проведение акций с использованием смертников чуждо их менталитету. Во время войны против советских войск не было отмечено таких случаев. Первая атака смертника была проведена в 1992 г., когда египтянин по заказу Г. Хекматьяра в Кунаре взорвал себя вместе с Мавлади Джамилем Рахманом, возглавлявшим группировку «Джамаа ад-Даава ва-ль-Куран ва-с-Сунна». 9 сентября 2001 г. в результате атаки смертников погиб лидер Северного альянса А. Ш. Масуд. По некоторым данным, заказчиком этого теракта был бен Ладен. В первые пять лет правления X. Карзая исламисты в Афганистане редко использовали смертников. Однако с конца 2005 г. теракты с использованием смертников стали применяться исламистами все чаще. Присутствие коалиционных сил затрудняет исламистам ведение открытых боевых действий. Поэтому талибам приходится приспосабливаться к новой ситуации и использовать новые методы. Главный редактор «Кабул Викли» Фахим Дашти считает, что волна подобных терактов свидетельствует об изменении тактики талибов. «Умные бомбы» призваны сеять хаос, талибы стремятся настроить народ против присутствия американцев, вызвать против них ненависть еще большую, чем к устроителям терактов.

Известный афганский политолог Мухтар Пидран говорит, что талибы ищут рычаги для распространения религиозного влияния на народ, который отвергает их идеологию. Большинство афганцев неграмотно, у них часто скудные знания о том, что такое джихад и самопожертвование. Таким образом, по мнению Пидра-на, их «легко обмануть и втянуть в эту фабрику смерти». При этом, используя «живые бомбы», та или иная группировка талибов получает возможность заявить о себе на международном уровне. По мнению этого афганского политолога, такая тактика в Афганистане дает талибам и другим группировкам возможность идентифицировать себя с международным исламистским движением. Напомню, что 80% потерь в Ираке американцы несут от безоболочных взрывных устройств. Однако в Афганистане, по мнению военных, ситуация несколько иная. В 2008 г. в 43% случаев (26 из 57 взрывов) погибал только смертник. За последние два года 90 смертников погибли, не причинив вреда кому-либо другому. Представители коалиционных сил даже стали называть афганских смертников «любителями». Объяснением этому может служить особая тактика, которой придерживаются талибы. Они стараются ориентировать смертников на атаки военных объектов, патрулей, подразделений афганской армии. В то же время в Ираке

обычной практикой стало использование «живых бомб» целенаправленно против мирных жителей. Безусловно, и в Афганистане в результате таких акций также гибнут мирные жители. Однако здесь их не всегда совершают коренные афганцы. В большинстве случаев «живыми бомбами» становились арабы или пакистанцы. Талибы стараются избегать массовых жертв в подконтрольных им районах и, соответственно, негативной реакции местных жителей. Например, после теракта в пуштунском городе Спин Болдак люди вышли на улицы с лозунгами: «Смерть "Аль-Каиде", смерть Пакистану, смерть талибам».

Известно, что лидер движения «Талибан» с настороженностью относится к практике применения «живых бомб». Представитель талибов Забиулла Муджахед недавно даже заявил: «Мы стараемся избегать жертв среди мирных жителей при совершении терактов, это наши мусульмане-соотечественники, мы проливаем кровь, чтобы принести им свободу. И конечно, их жизни дороги нам». Забиулла также отметил, что исламисты сталкиваются с нехваткой исполнителей акций смертников, способных выбрать нужную цель. Исламские радикалы вербуют молодых людей в низших слоях афганского общества, часто не способных отличить афганские силы безопасности от коалиционных сил, военное транспортное средство от гражданского. Тем не менее этим «материалом» манипулируют, чтобы молодежь взрывала себя в качестве «ракеты муллы Омара». Полковник британского контингента в Афганистане М. Гриффитс заявил: «Нет сомнения, и сейчас есть прямые доказательства того, что практика применения смертников пришла из Ирака. Некоторые из этих вещей мы уже видели в Багдаде, и теперь это начинается здесь». Генерал полиции Кабула Али Шах Пактиаваль в отношении смертников говорит, что в своем большинстве это молодые люди из Пакистана. Они психологически обрабатываются в медресе, религиозных учебных заведениях в течение двух-трех месяцев, а затем их отправляют сюда. «Я бы смог многих из них остановить, если бы у меня было больше денег. В 90-х годах мы знали, где наши друзья и враги... сейчас мы не представляем, кто хочет убить вас», - говорят рядовые жители Кабула о последствиях атак смертников.

В течение 2006 г. в Афганистане было совершено 139 акций смертников. Следует отметить, что с октября 2001 г. по январь 2007 г. в Афганистане погибли 520 иностранных солдат - 356 американцев, 46 британцев, 44 канадца, 19 испанцев, 18 немцев. При этом только 17 из них погибли в результате терактов смертников в 2006 г., 153 - в результате боев. Жертвами смертников среди

мирных граждан и афганских сил безопасности в 2006 г. стали 170 человек.

На начальном этапе вторжения американских войск в Афганистан лидеры движения «Талибан» не уделяли внимания медиа-поддержке своих акций. К концу 2002 г. они активизировали усилия в этом направлении, стали распространять кассеты, книги, листовки и т.д. с призывами к джихаду против оккупантов. В настоящее время информационная поддержка вышла на другой уровень. Помимо печатных изданий в качестве рычага пропаганды стали активно использоваться электронные средства информации. «Талибан» создал свою собственную медиаорганизацию «Амат» по образцу «Ас-Сахаб», подконтрольной «Аль-Каиде». Интервью лидеров талибов, отчеты о военных операциях, репортажи об акциях смертников отличаются высоким качеством, распространяются по различным информационным агентствам транслируются чуть ли не в режиме реального времени.

По сообщениям афганской полиции, жители Кабула неоднократно находили брошенные «пояса смертников» тех, кто в последний момент отказался привести в действие взрывной механизм. Отмечаются также случаи, когда террорист приближался к полиции или американским военным, затем откреплял от себя взрывное устройство и бросал его в военных в расчете на то, что механизм сам сработает в нужный момент. Отмечаются случаи, когда террористы совершают акцию под воздействием лекарственных и наркотических веществ. Не свойственный афганскому менталитету подобный характер борьбы не вызывает удивления, почему среди «живых бомб» нередко встречаются инвалиды, для которых это единственная возможность прокормить свои семьи. За большинством терактов стоит чисто финансовая мотивация, причем смертники не подготовлены психологически в должной мере и часто стараются остаться в живых. Для них это единственный способ заработать. Например, в 2005 г. в Кабуле исполнитель зашел в интернет-кафе. Вместо того чтобы произвести взрыв в людном месте, он вышел в умывальную комнату, снял с себя пояс и при помощи другого взрывного устройства взорвал первое. В результате жертвами стали два человека. Исполнитель остался жив. Как правило, на рынках у талибов есть точки, где можно купить взрывчатые вещества. Транспортные средства, как правило, приобретаются в провинции, так как там цена ниже, нежели в афганской столице. Жители приграничных провинций Хост, Пактия и Пактика в интервью рассказывают, что талибы набирают в ряды смертников детей. При этом родители узнают, что их сын погиб,

только когда талибы приносят им сумму денег за проведенный теракт. Влиятельный лидер одного из кланов в провинции Хост узнал, что его сына забрали с собой талибы для совершения теракта, и пригрозил исламистам, что в случае его невозвращения атакует их позиции вместе со своими многочисленными сторонниками. Ребенок был возвращен, но это исключение, а не правило.

Президент Афганистана X. Карзай, касаясь проблемы роста терактов с использованием «живых бомб», заявил, что сегодня в стране сложилась ситуация, когда молодого человека отправляют в школу за знаниями, а там из него делают смертника. Большинство таких медресе расположено вдоль пакистанской границы - в Северо-Западной приграничной области. Например, талибы пришли в школу в г. Танке и стали набирать ребят под предлогом священной обязанности участия каждого мусульманина в джихаде. По отзывам очевидцев, талибы прибыли с определенной целью -забрать с собой как можно больше молодых людей. Они заявили, что джихад должны вести все, и тот, кто от него отречется, будет наказан. Таким образом, силой или обманом, талибы увели с собой до 30 человек. Возраст ребят был от 11 до 15 лет. При этом родителям не было ничего сообщено о судьбе детей. В последующем в военно-тренировочных лагерях они проходили психологическую обработку и практику вождения автомобиля. Один из оставшихся в живых ребят затем рассказывал, что тем, кто находился в лагере, постоянно говорили, чтобы они сражались против Израиля, Америки и немусульман. По его словам, курсанты живут в тяжелых условиях: «Нам не нравилось жить там, мы только читали о джихаде и хотели уехать в медресе в г. Муридке, так как там лучше условия...» Влиятельный лидер талибов в Вазиристане мулла На-зир недавно призвал своих сторонников прекратить вербовку детей. В одной афганской деревне талибы прикрепили пояс смертника шестилетнему мальчику и сказали, чтобы он нажал на кнопку, когда приблизится к американцам, и «тогда вылетит много цветов». Поравнявшись с американским патрулем, ребенок попросил о помощи. Эти факты объясняют, почему более половины терактов «живых бомб» заканчиваются только гибелью исполнителя.

Несмотря на то что ведение боевых действий с использованием смертников чуждо менталитету афганцев, тем не менее это стало неотъемлемым элементом борьбы против правительственных войск и сил коалиции; чаще всего исполняли этого вида терактов являются иностранцы. Школы по подготовке смертников в Пакистане еще называются «фабриками ненависти», а их выпускники - «детьми бен Ладена», «гуляющими мертвецами». Руково-

дитель по проведению военных операций талибов мулла Додалла, убитый весной 2008 г., часто выступал перед студентами медресе и призывал их участвовать в джихаде против оккупантов.

В Ираке исламисты продолжают «совершенствовать» тактику проведения терактов с использованием смертников. Здесь даже отмечались случаи использования хлора. Специалисты склонны полагать, что это последствия многочисленных публикаций во Всемирной сети, призывающих к усилению поражающего эффекта за счет химических, биологических веществ. Так, 28 января 2007 г. в Рамади от отравления хлором погибли 16 человек. В Ираке в качестве пропаганды радикальные исламисты стараются обратиться к потенциальным смертникам внутри и за пределами Ирака. Абу Дуджана аль-Ансари, руководитель «Бригады аль-Бара бин Малика» (эскадроны смертников в составе «Аль-Каиды»), говорит, что бригада смертников следует приказу бен Ладена терроризировать врага для того, чтобы деморализовать его солдат. Что касается акций против иракских сил безопасности, то они рассматриваются радикалами в качестве придатка оккупационных сил в Ираке. «США использовали бойцов Северного альянса в Афганистане против талибов, это же они делают в Ираке, полагаясь на шиитскую милицию и сформированные иракские силы безопасности. Поэтому нанесение ударов по этим союзникам оккупационных сил то же самое, что удары по самим коалиционным силам».

В Ираке в процессе вербовки смертников особенно актуальна тема унижения. Широко известны кадры из тюрьмы Абу Грейб. Совершающие теракты-самоубийства зачастую руководствуются внутренними мотивами - ответить обидчику, даже если это убьет его самого. Они чувствуют, что должны сделать это иррационально, без учета последствий, цель выбирается архаично. Такие операции смертников представляют собой своего рода возмездие. Человек не может жить с унижением внутри себя - не отомстив, он никогда не обретет душевный покой.

Радикальные исламистские группировки стараются опровергнуть мнение о том, что смертниками становятся представители маргинальных социальных групп. Существует журнал, издаваемый «Аль-Каидой», где приводятся подробные биографии смертников, в которых рассказывается о том, как многие мусульмане распродают свое имущество, чтобы отправиться и провести акцию, взорвав себя в автомобиле, продают земельный участок, оставляют бизнес и т.д. Например, Абу Осама аль-Магриби из Танжера, владелец ресторана с доходом 3 тыс. долл. в месяц, в течение шести лет у него не было детей. Появление на свет первен-

ца, успех в делах не остановили его - он отправился в одну из арабских стран и из мечети в мечеть стал искать кого-нибудь, кто бы взял его с собой в Ирак. В конце концов он присоединился к группе марокканцев. Эта история очень напоминает историю Абу Вада аль-Квейти (Мансура аль-Хаджари), Абу Хамзы аль-Квейти, саудовца Абу Анас аль-Кахтани, которые оставили благополучную жизнь и отправились в Ирак, где взорвали себя. В журнале часто рассказывается о снах будущих смертников, где они, например, видят реку, которая течет в пещеру, над которой написано: «В рай». Они плывут по ней, затем видят прекрасных дев и своих друзей, погибших ранее, подорвавших себя, которые зовут их за собой. После этого они решают повторить то, что сделали их друзья, и т. д. Далее приводится интервью одного из смертников, который опровергает то, что молодые люди становятся смертниками в результате депрессии и бедности: «Я понимаю, что означает операция самопожертвования. Я студент из состоятельной семьи. У меня нет проблем с психикой и т.д. Я мог закончить обучение и стать врачом».

Акции смертников в Алжире не являются характерной тактикой вооруженных исламских группировок. В этой стране имеет место традиция партизанской войны, но не атак смертников. Происходит изменение характера борьбы. Только в текущем году 150 алжирцев были обнаружены в Сирии и выдворены обратно на родину. По сообщениям сирийских спецслужб, они собирались пересечь иракскую границу.

Мусульманскую молодежь пакистанского происхождения, проживающую в европейских странах, проходящую обучение в учебных заведениях на исторической родине, можно разделить на две категории: во-первых, те, кого родители отправили на историческую родину, чтобы оградить от западной культуры и образа жизни; во-вторых, те, кто желает углубить свои знания по исламской религии. Часть студентов еще до поступления в учебные заведения придерживается крайне радикальных взглядов. Другие становятся радикалами в процессе обучения. В Пакистане около 20% из 11 221 религиозного учебного заведения контролируются радикальными исламистскими группировками, в которых помимо религиозных дисциплин преподается и военное дело. Существуют специальные центры, где обучают изготовлению взрывчатых веществ, но эти центры находятся при мечетях. Известный лидер «Аль-Каиды» Абу аль-Хади аль-Ираки, который, по данным спецслужб, планировал теракт с использованием террористов-смертников 7 июля в Лондоне (арестован американскими спец-

службами), заявил, что исполнители этих терактов из Великобритании первоначально собирались отправиться воевать в Афганистан или Ирак, однако в Пакистане инструкторы «Аль-Каиды» решили, что им лучше совершить теракт у себя на родине. Было принято в расчет то, что у них британские паспорта, они знают язык и страну. После этого в Пакистане (территории племен) было принято решение об отправке их в специальные лагеря.

Сегодня инициатива перешла к молодому поколению исламистов. В связи с ослаблением организационной структуры новое поколение руководствуется общими задачами «всемирного джихада», современные структуры в высшей степени автономны, руководствуются общими принципами и идеологическими установками во вселенской борьбе против общего врага. Одно из важных требований в исламистских группировках: члены ячейки не должны знать о существовании других групп, не должны обладать большей информацией, чем им необходимо для выполнения операции. Значительным фактором в трансформации методов вербовки и идеологической подготовки явилась война в Ираке. Еще никогда «дальний враг» (США) не был так близко, как там. Ирак стал главной темой для дискуссий в мусульманской молодежной среде. Вторжение в Ирак воспринималось как предлог для осуществления замыслов Запада по овладению природными ресурсами. Антиамериканские проповеди в мечетях вызвали широкий резонанс как в мусульманских странах, так и в Европе. Наиболее активно исламисты-радикалы действуют в Великобритании, Германии, Испании, Италии и Нидерландах. В марте 2003 г. власти Германии арестовали шесть человек, которые посещали мечеть «Ан-Нур» в Берлине. Несмотря на то что мечеть расположена в районе, населенном преимущественно турками, «Ан-Нур» не пользуется популярностью у турецких иммигрантов. Известная своими радикальными проповедями, «Ан-Нур» часто посещается выходцами из арабских стран. Арестованным было предъявлено обвинение в том, что они занимались вербовкой студентов для совершения акций самопожертвования. Ихсан Гарнауи, 32-летний тунисец, пять лет провел в Афганистане и имел связи с бен Ладеном. При обыске у него были обнаружены взрывчатые и токсичные вещества, видеоматериалы с изображением некоторых районов Германии с воздуха, паспорта, оружие.

Организации «Ансар аль-Ислам» и «Аль-Каида» объединили усилия для вербовки добровольцев для войны в Ираке. Аз-Заркауи искал добровольцев на Ближнем Востоке для проведения терактов в Европе. Ячейки «Ансар аль-Ислам» в Италии отправляли смерт-

ников в Турцию, Сирию для последующей переправки в Ирак. Есть предположение, что совершившие теракты у отеля «Ар-Рашид», миссии ООН в Багдаде в октябре 2003 г. были смертниками европейского происхождения, завербованными муллой Фуа-дом из Сирии, который подчинялся аз-Заркауи. В мае 2004 г. итальянские спецслужбы арестовали алжирца Маамари Рашида, нескольких тунисцев - все они входили в группировку «Ансар аль-Ислам». Из перехваченных телефонных разговоров стало ясно, что подготовленные для переправки в Ирак 40 человек были готовы совершить акции самопожертвования. Теракты в Касабланке в мае 2003 г., в Мадриде, Лондоне показывают, что их исполнители не проходили обучение в Афганистане, были «доморощенными» исламистами-радикалами, занимались подготовкой в свободное время. Инструкции по производству взрывчатых веществ террористы получали в Интернете.

Исламистские интернет-форумы играют важную роль в пропаганде радикализма. На одном из форумов рассказывается о последних минутах жизни смертника, а затем размещен номер телефона его родителей, чтобы из разных стран их поздравили после совершенного их сыном теракта. В мае 2007 г. ведущий известного радикального форума по прозвищу «Муджахед 1988» обратился к многочисленным посетителям со словами: «Прощайте. Я люблю вас всех. Молитесь все за меня, чтобы я стал шахидом». Через некоторое время на форуме были размещены подробности гибели «Муджахеда 1988». Безусловно, обращение популярного ведущего одного из форумов находит отклик в молодежной среде и обладает пропагандистским эффектом.

Акции смертников, по мнению радикалов от ислама, призваны сеять ужас и провоцировать общественное мнение, чтобы заставить правительство того или иного государства изменить свою политику по определенной проблеме. После взрывов в октябре 2002 г. на Бали бен Ладен в своем обращении выступил с угрозами в адрес австралийского правительства, которое поддерживает политику США. После терактов в Мадриде в марте 2004 г. бен Ладен обвинил испанские власти в том, что они поддерживают США и отправляют свои войска в Ирак. Эти террористические акты призывают граждан европейских государств заставить правительства выводить свои войска, в обмен на это они получают «худну» -временное прекращение боевых действий. По инициативе бен Ладена была создана компания «Ас-Сахаб», производящая профессиональные видеоклипы, продвигающие «культуру джихада». Эти клипы передаются предпочтительно западным СМИ, активно ис-

пользуются интернет-каналы. Эксперт в области терроризма М. Рэнсторп говорит, что террористические сети мутируют и адаптируются с большой скоростью.

«"Живые бомбы" - это в настоящее время единственный способ заставить трепетать Запад, это то оружие сдерживания, перед которым Запад уязвим, "живые бомбы" могут взрываться в определенном месте и в назначенное время», - так радикальный теоретик Яхья Фиргал заканчивает свою статью «Раскрытие сущности акций террора с использованием самоубийств». Необходимо добавить, что теракты с использованием смертников обладают мощным разрушительным эффектом, и при этом подготовка смертника не требует больших затрат и необходимости создавать специально оборудованные военные базы. Поэтому прививанию культуры смерти радикалы от ислама уделяют особое внимание. Акции смертников, как показали последние события, приводят к смещению правительств, они способны вызвать потрясения на финансовых рынках, парализовать транспортные системы. Увеличился «неструктурированный рост» желающих вступать в радикальные исламистские организации, «виртуальные университеты джихада» дают координаторам неисчерпаемые ресурсы для проведения террористических операций. Различные способы манипуляции сознанием позволяют террористам использовать интеллект хорошо образованных молодых людей и направлять их на самые сложные объекты для нанесения максимального ущерба. Опасным является и то, что «архитекторам» «всемирного воинства джихада» удается путем рекомендаций, памфлетов, книг, через Интернет формировать единую стратегическую линию для совершения акций террора в различных регионах мира (Египет, Ирак, Европа, Нигерия, Афганистан, Саудовская Аравия и т.д.). В свою очередь, руководствуясь общей идеологической линией, нижние звенья, исходя из обстановки, принимают решения о нанесении удара по тому или иному объекту. При этом чаще всего они не получают прямого приказа о совершении теракта.

«Ближний Восток и современность», М, 2009 г., № 40, с. 162-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.