УДК 008:7
Терещенко Елена Юрьевна кандидат культурологии,
доцент кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики Мурманского арктического государственного университета
ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ МОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Tereshchenko Elena Yuryevna
PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Cultural Studies and Intercultural Communications, Theory of Language and Journalism Department, Murmansk Arctic State University
ART IN THE SYSTEM OF MARITIME CULTURE
Аннотация:
В статье рассмотрена методология изучения искусства в системе морской культуры. Морская культура определяется как исторически изменяющиеся способы освоения морского пространства в материальной, духовной и художественной сферах. На основе феноменологического материала и работ М.С. Кагана, Т.М. Матвеевой, Ю.Н. Павлюченко, В.Н. Топорова, С.Ф. Крившенко проанализированы и обобщены образы моря и морской практики в изобразительном искусстве, музыке, литературе, архитектуре и выявлена специфика духовно-содержательного, морфологического и институционального анализа.
Ключевые слова:
искусство, формы художественного творчества, морская культура, корабельная архитектура, ма-ринистика.
Summary:
The article deals with the methodology of studying the art in the system of maritime culture. The maritime culture is defined as historically changing ways of development of the maritime space in material, spiritual and art spheres. Based on the phenomenological materials and the works of M.S. Kagan, T.M. Matveeva, Y.N. Pavlyuchenko, V.N. Toporov, S.F. Krivshenko, the author has analysed and summarized the images of sea and maritime practices in the fine art, music, literature, architecture. The specific features of the content, morphological and institutional analysis are discussed.
Keywords:
art, forms of art creativity, maritime culture, ship architecture, maritime art.
Морская культура как исторически изменяющиеся способы освоения морского пространства неразрывно связана с культурой всего человечества. Эволюция способов мореплавания, строительство кораблей, маяков - важная часть истории материальной культуры. Морские мифы и религиозные символы составляют богатство духовного мира человека. Среди разнообразных форм морской культуры (хозяйственных, научных, образовательных, рекреационных и др.) особое положение занимают художественные формы, в обобщенном виде представляющие запечатленные в разные исторические эпохи образы моря и морской практики.
Художественные формы морской культуры представлены практически во всех видах искусства: в архитектуре, живописи, скульптуре, музыке, литературе. Поэтов, художников, писателей, музыкантов на протяжении многих столетий завораживала морская стихия, олицетворяющая свободу. В искусстве бушующее море противопоставляется спокойной земле, его сравнивают с мятежной человеческой душой, бурей мирских страстей, вечным и непостижимым божественным началом. Художественный образ человека в море воплощает идею противостояния стихии, силу воли.
Несмотря на то что во всех видах искусства морская специфика представлена широко, историография данного феномена достаточно ограничена. Среди работ обобщающего характера необходимо отметить исследования Т.М. Матвеевой «Убранство русских кораблей» (1979), Ю.Н. Павлюченко «Основы художественного проектирования судов» (1985) и «Развитие архитектуры судов» (2002), В.Н. Топорова «О "поэтическом" комплексе моря и его психофизиологических основах» (1995), С.Ф. Крившенко «Плавать по морю необходимо. Русские мореплаватели в жизни и литературе» (2001).
Теоретическим основанием в изучении искусства в системе морской культуры является концепция М.С. Кагана о трех уровнях в строении художественной культуры: духовно-содержательном, морфологическом и институциональном [1, с. 33-37]. Духовно-содержательный анализ художественных произведений на морскую тематику направлен на выявление образного представления о морском пространстве, его месте и роли в общей картине мира человека, общества. Духовное содержание порождает необходимые для его воплощения способы художественного освоения действительности - стили и направления. Смена стилей (барокко, классицизма, романтизма, реализма, конструктивизма, модернизма и др.) в корабельной архитектуре и скульптуре, в жанрах художественной маринистики обусловлена культурными процессами конкретной исторической эпохи.
Второе направление анализа - морфологическое, связанное с выявлением форм художественного освоения морского пространства в разных видах искусства. Данное направление рассмотрим на основе архитектуры, изобразительного искусства, музыки и литературы, привлекая примеры из мирового и отечественного искусства.
В архитектоническом искусстве образы морской культуры нашли выражение в архитектурных формах кораблей, морских храмов, маяков, адмиралтейств, зданий в виде морских судов, архитектурных ансамблях набережных портовых городов. В частности, в церковной архитектуре распространен архитектурный тип «корабль», где расположенные в одну линию храм, трапезная и колокольня напоминают корабль; в отделке Кронштадтского Морского собора использованы стилизованные украшения в виде якорей, кораблей, спасательных кругов и рыб. В виде футуристического корабля построен Музей современного искусства Гуггенхайма в испанском городе Бильбао (1997, архитектор Ф. Гери), в виде океанского лайнера - здание Морского технического университета в Санкт-Петербурге (1978, архитекторы Э.С. Белят, Л.И. Копыловский, Н.З. Мату-севич). Среди многочисленных примеров маячной архитектуры: Александрийский маяк на о. Фа-рос (III в. до н. э.), Ростральные колонны в Санкт-Петербурге (1810), Херсонесский маяк (1916). Адмиралтейства - памятники архитектуры и центры военного кораблестроения, где расположены верфи, мастерские, склады. Самым ярким архитектурным примером является здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (архитекторы И.К. Коробов и А.Д. Захаров).
История судостроения наглядно демонстрирует, что применение новых материалов при изготовлении корпуса судна приводит к коренному изменению конструкции корпуса, технологии постройки, сопровождается изменением внешнего вида судна. Главными архитектурными элементами корабля являются: корпус, палубы, поперечные и продольные переборки, надстройки и рубки. В корабельной архитектуре можно проследить эволюцию разнообразных архитектурных стилей. Черты стиля барокко нашли отражение в пышном декоре парусных кораблей XVII в., черты классицизма - в черно-белой окраске, графической ясности и изысканной простоте резного декора парусников конца XVIII в., конструктивизма - в подчинении формы технической целесообразности пароходов XIX в., модернизма - во внимании к форме и объему надстроек и открытым плоскостям ледоколов и военных кораблей, черты постмодернизма - в дизайне интерьера туристических лайнеров и яхт [2]. В настоящее время большую актуальность приобрело историческое (аутентичное) судомоделирование (воссоздание судов в соответствии с подлинными размерами и материалами), в котором большое внимание уделяется корабельной архитектуре.
Марина - жанр в изобразительном искусстве, изображающий морской пейзаж или сцены морских сражений. Изображения кораблей, лодок встречаются начиная с древнейшего времени. В частности, петроглифы Канозера на Кольском полуострове изображают развернутые сцены охоты на морского зверя. Как самостоятельный жанр морской пейзаж появился в Европе в начале XVII в. В Голландии морские образы эпохи барокко воплощает в своем творчестве Якоб ван Рейсдал («Радуга в штормовом море», 1655; «Волнорез», 1670-1672). Во Франции морские пейзажи, проникнутые духом гармонии, появляются в творчестве классициста Клода Лоррена («Отплытие царицы Савской», 1648). Рубеж XVIII-XIX вв. - время романтического морского пейзажа, нашедшего свое наиболее яркое выражение в творчестве английского художника Джозефа Уильяма Тёрнера («Последний рейс корабля "Отважный"», 1839). Пленэрные пейзажи французских импрессионистов К. Моне, К. Писсарро, А. Сислея открывают для зрителей изменчивую свето-воздушную среду. Так, на картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), давшей название всему направлению, изображены окутанная розовым туманом гавань и очертания утреннего солнца.
Развитие жанра маринистики в России начинается в XVIII в., когда Петр I пригласил из Голландии корабельного мастера и художника Адама Сило. При Главном морском штабе в XIX в. было учреждено звание художника штаба, которое впервые было присвоено И.К. Айвазовскому. Многие блестящие победы русского флота художник воспел в своих полотнах: «Чесменский бой» (1848), «Наваринский бой» (1848), «Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями» (1892) и др. Ко второй половине XIX в. относится творчество российских художников-маринистов А. Боголюбова и А. Беггрова. В 1850-1870-х гг. по заказу Главного морского штаба А. Боголюбов создал серию картин, посвященных морским сражениям Крымской и Русско-турецкой войн и историческим битвам XVIII в. Александр Беггров в 1873 г. за картины «Императорская яхта "Держава"» и «Пароход "Великий князь Константин"» был удостоен малой серебряной медали Императорской Академии художеств. Арктическая тематика воплотилась в творчестве А. Борисова («В Мурманской гавани в марте», 1896; «Весенняя полярная ночь», 1897). Арктика стала главной темой художника Н.В. Пинегина, который в 1912-1914 гг. участвовал в экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу на шхуне «Святой Фока». Его картины «Новая Земля. В бухте Святого Фоки» (1912-1914), «Северное сияние» (1912-1914) передают холодную красоту сурового края.
Морская тематика нашла отражение не только в пейзажном жанре. Портрет - жанр, который сохранил в веках образы адмиралов, моряков, рыбаков (портрет адмирала П.С. Нахимова работы художника В.Ф. Тимма, «Рыбак, чистящий сети» В. Верещагина). Морская тематика представлена также в жанре натюрморта («Рыбная лавка» Ф. Снейдерса), жанровой живописи (Ж. Сёра «Рыбаки») и анималистическом жанре.
Среди графических работ можно отметить романтические морские пейзажи французского художника-графика Гюстава Доре. Он создал более двадцати гравюр, иллюстрирующих «Поэму о старом моряке» (1797) английского поэта Сэмюэла Колриджа. Целое направление - документальный рисунок (рисунки путешественников и экспедиционных художников). Они создавались с научными целями, однако, выполненные профессиональными художниками прошлых веков, в настоящее время приобретают не только историческую, но и художественную ценность.
Скульптура представлена в морской культуре корабельной (носовой) скульптурой, морскими мемориалами и памятниками, скульптурными изображениями моряков, рыбаков, кораблей. Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древнейших времен (голова лося на петроглифах Кольского полуострова, священные птицы на египетских судах, голова лошади на судах финикийцев, разъяренный кабан у греков и римлян, голова дракона у викингов). В XVII в. скульптурный декор был у многих парусных кораблей. Например, эскизы внутренней отделки корабля «Ройял Соверэн» созданы фламандским художником Ван Дейком, носовая скульптура в виде поясного портрета Петра I для фрегата «Не тронь меня» в 1724 г. была заказана скульптору Бартоломео Растрелли. Корабельная скульптура представлена в творчестве Н. Пиме-нова, М. Чижова, М. Микешина, П. Клодта и др. [3]. В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, в Гринвичском национальном музее собраны самые большие коллекции носовой скульптуры. Сегодня искусство корабельной скульптуры опять востребовано в связи с развитием исторического судомоделирования. В частности, копию государевой яхты XVII в. «Святой Петр», спущенную на воду в 2013 г., украшает фигура двуглавого орла; на воссозданном британском броненосном фрегате «Warrior» («Воин») установлена копия носовой скульптуры античного война, выполненная английским скульптором Норманом Гейчесом в 1983-1984 гг.
Море, постоянно меняющееся и бескрайнее, переливающееся разными красками и звучащее, неизменно притягивает музыкантов. Среди примеров: оперы А.А. Алябьева «Буря» (1830-е), «Рыбак и русалка» (1841-1843); опера Р. Вагнера «Летучий Голландец» (1843); концертная увертюра Ф. Мендельсона «Морская тишь и счастливое плавание» (1834); вторая симфония А.Г. Рубинштейна «Океан» (1851); симфоническая фантазия А.К. Глазунова «Море» (1889); симфоническая поэма «Море» К. Дебюсси, симфоническая фантазия П.И. Чайковского «Буря» (1873), симфоническая поэма «Море» М.К. Чюрлёниса (1903-1907), симфоническая картина «Шехерезада», оперы «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. В опере «Садко» образ моря то холодный и грозный - для варяга, то таинственный и нежный -для гостя из Индии, то динамичный и сияющий солнечными бликами - у берегов Венеции.
Подвижнический труд мореплавателей и романтика моря запечатлены в литературе. Это самые разные жанры (очерки, рассказы, мемуары, романы). Среди наиболее известных литературных произведений на морскую тему: «Остров погибших кораблей» А. Беляева (19261927), «Алые паруса» А. Грина (1916-1922), «Морской волк» Д. Лондона (1904) и многие другие. В литературе особое место занимает документальная литературная маринистика: очерки, мемуары, дневники (В.А. Римского-Корсакова, И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, А.И. Гончарова и др.). Эта литература воссоздает живые образы русских и зарубежных мореплавателей, их мужество, стойкость, их мысли и надежды. Рассматривая документальную литературную марини-стику, доктор филологических наук С.Ф. Крившенко пишет: «Наблюдениям мореходов и землепроходцев свойственны историческая достоверность, подлинный документализм. Русская документальная маринистика познакомила читателя с морским пейзажем. Она нарисовала картины борения человека со стихией, показала героизм мореходов» [4, с. 26].
Многие поэты обращались к теме моря. Среди наиболее известных стихов: «Мореходец» Г.Р. Державина, «Море. Элегия» В.А. Жуковского, «К морю» А.С. Пушкина, «Море и утес» Ф.И. Тютчева и многие другие. В книге «Миф, ритуал, символ, образ» В.Н. Топоров, анализируя геософские основания поэтического комплекса моря (море, волны, дно, берег, небо) в стихах Д. Байрона, Ш. Бодлера, А. Мицкевича, А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, Б. Пастернака, показывает, что «море - более емкий и сильный образ, отсылающий к экзистенциальным глубинам человеческого сознания» [5, с. 604].
Духовно-содержательный и морфологический уровни анализа искусства в системе морской культуры необходимо дополнить изучением институциональных форм художественной культуры (объединений писателей, художников-маринистов, отделов судовой архитектуры, разнообразных событийных и проектных форм и т. д.). В частности, в XVIII в. в Навигацких школах
началась подготовка съемщиков для морских экспедиций, владеющих техникой рисунка. В советское время на судостроительных заводах создавались специальные архитектурные бюро и отделы: с 1939 г. в Центральном проектном бюро Министерства ВМФ СССР работала архитектурная мастерская под руководством М.А. Шепилевского, в 1956 г. на Адмиралтейском заводе для проектирования интерьеров атомного ледокола «Ленин» было создано первое Бюро судовой архитектуры под руководством О. Арнольда. Сегодня активно развивается направление корабельного (яхтенного) дизайна: работают дизайнерские фирмы, вручаются премии. В частности, журналом Boot с 2005 г. во время ежегодной яхтенной выставки в Дюссельдорфе (Германия) вручается премия «Европейская парусная яхта года», где учитываются ходовые качества и дизайн яхт. В 2013 г. состоялась персональная выставка члена Санкт-Петербургского Союза дизайнеров России А.И. Веснина «Корабельная архитектура и дизайн», где были представлены модели пассажирских, туристических и прогулочных судов. Большую популярность приобретают морские музыкальные фестивали. В частности, с 2003 г. ежегодно проводится Музыкальный фестиваль Балтийского моря. Он является совместным проектом В. Гергиева, финского дирижера Э.-П. Са-лонена и директора главного концертного зала в Стокгольме «Бервалдхаллен» М. Тидена. В 2013 г. впервые в рамках Недели классических яхт прошел Петербургский фестиваль морской музыки «Шанти», в программе которого были исполнены народные английские песни. В 2013 г. в Анапе состоялся IV Международный творческий фестиваль-конкурс «Музыка моря». Большое значение сегодня придается просветительской и издательской деятельности. В конце ХХ в. в Москве была образована Международная ассоциация писателей баталистов и маринистов. В 1999 г. издательство Ассоциации выпустило полное собрание сочинений В. Пикуля, в 1996 г. -шеститомник «Российская маринистика». В 2011 г. было создано издательство «Морское наследие», которое освещает разнообразные проекты по изучению и сохранению морского наследия.
Таким образом, разнообразие художественных феноменов и форм морской культуры показывает сложный и многоаспектный характер изучаемого явления. Духовно-содержательный, морфологический и институциональный анализ искусства в системе морской культуры позволяют выявить специфику художественного освоения морского пространства как целостной системы. Искусство в системе морской культуры представлено в архитектурных формах морских храмов, маяков, адмиралтейств, зданий в виде морских судов, во всех жанрах и формах изобразительного искусства, музыки, литературы. Специфика художественного освоения морского пространства нашла особое выражение в жанре марины, в документальной литературной марини-стике, в формах корабельной архитектуры и скульптуры.
Ссылки:
1. Основы теории художественной культуры : учеб. пособие / под общ. ред. Л.М. Мосоловой. СПб., 2001.
2. См.: Павлюченко Ю.Н. Развитие архитектуры судов : дис. ... д-ра техн. наук. Владивосток, 2002 ; Павлюченко Ю.Н. Основы художественного проектирования судов. Л., 1985.
3. См.: Матвеева Т.М. Убранство русских кораблей. Л., 1979.
4. Крившенко С. Плавать по морю необходимо. Русские мореплаватели в жизни и литературе: документально-исторические очерки. Владивосток, 2001.
5. Топоров В.Н. О «поэтическом» комплексе моря и его психофизиологических основах // Миф, ритуал, символ, образ. М., 1995.
References:
1. Mosolova, LM (ed.) 2001, Fundamentals of the theory of artistic culture: Textbook, St. Petersburg.
2. See: Pavlyuchenko, YN 2002, Development of architecture ships, D.Phil. thesis, Vladivostok; Pavlyuchenko, YN 1985, Basics art ship design, Leningrad.
3. See: Matveeva, TM 1979, The decoration of the Russian ships, Leningrad.
4. Krivshenko, S 2001, Swim in the sea is necessary. Russian sailors in life and literature: documentary and historical essays, Vladivostok.
5. Toporov, VN 1995, 'On the "poetic" complex sea and its psychophysiological basics', Myth, ritual, symbol, image, Moscow.