ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ
2016/3(6) Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582
THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL
Морское наследие УДК-355.75: 327+37+7.01
Мозговой С.А.
К вопросу определения статуса морского культурного наследия
Аннотация. Статья посвящена выработке рекомендаций по определению статуса морского культурного наследия. В соответствии с международным и российским законодательством, научным и правовым опытом выделены критерии отнесения объектов культурного наследия к морскому наследию, показана их значимость и иерархия. Также затронут вопрос охранного статуса.
Ключевые слова: морское наследие, культурное наследие, всемирное наследие, морское всемирное наследие (Marine World Heritage), Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, объекты морского культурного наследия, виды объектов морского культурного наследия, памятники, ансамбли, достопримечательные места, признаки культурного наследия, признаки морского наследия, статус морского культурного наследия, статус выявленного объекта культурного наследия.
В последнее время всё большее число государственных и политических руководителей, деятелей культуры и науки начинают понимать важность сохранения и популяризации морского наследия России. Ведь не случайно морское наследие является визитной карточкой государства на международной арене и в Мировом океане. Объекты морского наследия на карте мира являются свидетельством успешной морской политики государства, его национальными символами и важным элементом присутствия в акваториях морей и прибрежных территориях. Они являются наглядными индикаторами приоритета государства в освоении Мирового океана, в них воплощена история отечественных морских свершений. Это прекрасно понимали все успешные правители России, начиная от великих Петра 1и Екатерины II, добившихся выхода России на морские просторы. Все развитые государства мира добились своего военного и экономического могущества благодаря успешной морской деятельности и господству на море. Сегодня поддержанию особого международного статуса, определяющего ведущее место ряда государств в мировой политике и экономике служат их выдающиеся успехи в морских научных исследованиях, развитых технологиях судостроения, военного кораблестроения, морского образования. Этому в
полной мере способствует внимание ведущих государств мира к сохранению и популяризации морского наследия, выделяя его в специальную категорию культурного наследия и наделяя особым государственным и общественным статусом. Не случайно в ряде ведущих стран мира приняты специальные законы об охране морского наследия [5][6][7][8[9][10], а для их реализации созданы специальные государственные органы. В Европе морское наследие объявлено одним из факторов, которое объединяет народы, её населяющие. В США военным ведомством ведется огромная работа по сохранению и популяризации военно-морского наследия. Сохранением военно-морского наследия занимается командование по военно-морской истории и наследию (Naval History And Heritage Command), который является подразделением Министерства ВМС США (Department of the Navy).
В основе статуса морского культурного наследия лежит понятийно-категориальный аппарат, связанный с терминами «морское наследие», «культурное наследие», видами и категориями объектов культурного наследия.
Термин «морское наследие» является производным от терминов «всемирное наследие» и «культурное наследие», которые имеют широкое распространение в международной и национальной практике, и применяется в зарубежном и российском законодательствах.
Под морским наследием понимается: культурное наследие (движимые и недвижимые материальные объекты) [15][17][18][21]:
- морские памятники и мемориальные комплексы (морские храмы, святилища, мемориальные памятники, бюсты, стелы, захоронения и т.д.);
- исторические, традиционные суда и их реплики;
- исторические прибрежные фортификационные сооружения, порты, исторические маяки и гидротехнические сооружения;
- достопримечательные места (исторические морские поселения и города, исторические водные пути, места морских сражений, дислокации флотов, места, связанные с историей освоения новых территорий и с жизнью выдающихся мореплавателей и первопроходцев);
- места кораблекрушений и объекты подводной археологии, элементы морского культурного ландшафта, связанного с традиционным природопользованием, морские исследовательские станции,
- морские коллекции, морские архивы и библиотеки.
- культурное (нематериальное) наследие: морские традиции, исторические технологии судостроения, опыт мореплавания и природопользования, историческая память, фольклор, традиционные знания и др.;
- природное наследие (морские и приморские уникальные природные объекты): исторически значимые и/или особо охраняемые территории (акватории), острова и прибрежные территории, охраняемые виды морских животных и растений [15][18].
Ключевую роль в определении статуса недвижимых объектов культурного наследия на территории нашей страны играет Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Далее № 73-Ф3) [24].
Согласно Закону № 73-Ф3 к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры. При этом к объектам культурного наследия относятся не все объекты, а только возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций.
В современной классификации [11] объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:
- памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи; объекты науки и техники, включая военные.
- ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары);
- достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты.
Такая классификация в целом соответствует Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (принятой ЮНЕСКО, Париж 1972 г. и ратифицированной Российской Федерацией в 1992 г.) [6].
Статус же памятника определяется категорией историко-культурного значения объектов культурного наследия [11]:
- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Кроме того, в настоящее время, до определения категории, объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия. Категория историко-культурного значения присваивается им после издания соответствующего постановления Правительства РФ или исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного в сфере охраны объектов культурного наследия.
Законом также предусмотрена и еще одна категория - особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации.
Обособленную группу объектов культурного наследия представляют объекты, включенные в «Список всемирного наследия ЮНЕСКО [11]. Эта категория имеет наивысший приоритет, так как представляет собой объекты, имеющие ценность для всей мировой культуры (универсальную ценность по терминологии ЮНЕСКО) [1][2][3]. Внесение памятников истории и культуры в «Список всемирного наследия» происходит на основе его соответствия одному из 6 культурных критериев и таким образом строго регламентировано:
Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.
Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.
Объект является уникальным или по крайней мере исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или
человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.
Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность. (По мнению Комитета ЮНЕСКО этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо ещё критерием или критериями) [2].
Таким образом, наивысший статус памятника культуры достаточно четко определен.
Для работы с морским наследием весьма важным является присвоение объекту статуса объекта морского культурного наследия.
Будучи составной частью культурно-исторического наследия, морское культурное наследие также относится к всемирному и национальному наследию.
Существуют следующие виды объектов морского культурного наследия [15][18]:
Памятники, связанные с историей морской деятельности:
- исторические плавсредства (корабли, экранопланы и др.);
- архитектурные и инженерные сооружения (здание морского образовательного учреждения, здание морского порта, администрации, морская исследовательская станция, спасательная станция, рыболовецкая/зверобойная база, верфь, эллинг, слип, плаз, заводское сооружение, испытательная станция и др.;
- гидротехнические сооружения (каналы, доки, причалы, молы, боны, шлюзы, плотины, мосты, акведуки, мельницы и др;
- навигационные знаки, исторические маяки;
- береговые объекты фортификации (морские крепости, форты и др.);
- мемориальные памятники (бюст, стела и др.);
- культовые сооружения (морской храм, часовня и др.);
- отдельные захоронения;
- подводные объекты;
- памятники археологии, связанные с
Ансамбли, связанные с историей морской деятельности:
- комплексы архитектурных и инженерных сооружений (порты, военно-морские базы и др.);
- комплексы гидротехнических сооружений (системы шлюзов, каналов и др.);
- комплексы навигационных сооружений (маяки, знаки, створы и др.);
- мемориальные комплексы (усадьбы и др.);
- комплекс захоронений (некрополь);
- комплексы культовых сооружений. Морские достопримечательные места:
- Места морских боев и сражений, участия флота в сухопутных операциях, дислокации войск и сил флота, штабов и др.;
- мемориальные места на море, связанные с гибелью судов, места отдания воинских почестей;
- места, связанные с историей освоения новых территорий и с жизнью выдающихся мореплавателей и первопроходцев;
- элементы морского и прибрежного культурного ландшафта, связанного с традиционным природопользованием; традиционные районы промысла;
- историческое морское поселение, порт;
- система исторических водных и волоковых путей, каналов, обеспечивающих связь между морями;
- культовый комплекс, связанный с морской историей в окружающей природной среде. Место не сохранившегося морского храма, часовни, культового сооружения.
Объекты морского культурного наследия подразделяются наследующие категории историко-культурного значения:
- объекты морского культурного наследия федерального значения;
- объекты морского культурного наследия регионального значения;
- объекты морского культурного наследия местного (муниципального) значения;
К объектам морского культурного наследия федерального значения относятся объекты морского наследия, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также
объекты археологического наследия, которые также включают в себя объекты подводного наследия.
К объектам морского культурного наследия регионального значения относятся объекты морского наследия, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
К объектам морского культурного наследия местного (муниципального) значения относятся объекты морского наследия, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Необходимо помнить, что в соответствии с российским законодательством, объекты археологического наследия (в нашем случае, как правило, это объекты подводного наследия) являются объектами культурного наследия федерального (общегосударственного) значения.
В свою очередь, отдельные объекты морского культурного наследия общегосударственного (федерального) значения могут быть отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации и/или включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Таким образом, статус объектов морского культурного наследия по своей иерархии может быть представлен следующим образом:
1. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2. Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации.
3. Объекты морского культурного наследия федерального значения (первые две категории также относятся к объектам культурного наследия федерального значения, но кроме того, имеют еще ряд характеристик их ценности и особенности).
4. Объекты морского культурного наследия регионального значения;
5. Объекты морского культурного наследия местного (муниципального) значения;
Полномочиями принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации обладают Президент и Правительство Российской Федерации. Присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки и охраны, и включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В настоящее время сложилась практика, когда в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации включаются, как правило, учреждения, учебные заведения, музеи и редко памятники. К сожалению, до настоящего времени в Свод не был включен ни один объект морского культурного наследия, не считая Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей -заповедник, обладающий некоторыми признаками морского культурного наследия. Положительным является внесение в Свод объектов военно-исторического наследия, к коим относятся
Ледокол -Красин-. Фото С.А.Моэгового «РОССИЙСКИЙ ГОСуДЭрСТВвННЫЙ ВОвННО-ИСТОрИЧвСКИЙ ЭрХИВ»
(Москва), «Государственный Бородинский военно-исторический музей - заповедник» (Московская область), «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» (Тульская область), памятник истории и культуры «Общенациональный мемориал воинской славы» (Москва), Военно-медицинская академия (Санкт-Петербург) и др. Тем не менее, Россия стала великой державой благодаря выходу к морю и в результате усиленной морской деятельности. Посему было бы логичным и справедливым включить в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации такие выдающиеся объекты морского наследия как Адмиралтейство, Российский государственный архив военно-морского флота (РГА ВМФ), Федеральное государственное казенное учреждение культуры и искусства «Центральная военно-морская библиотека» Министерства обороны Российской Федерации, Центральный военно-морской музей (ЦВММ), Центральный музей Вооружённых Сил, Музей мирового океана, ряд исторических морских фортификационных сооружений, крейсер «Аврора», ледокол «Красин», атомный ледокол «Ленин», спасательное судно Черноморского флота «Коммуна» и др.
Присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учёта, предполагающей особые формы государственной поддержки, и включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации [8].
В соответствии с п.1. Положения «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», утверждённого Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487, «к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуются -особо ценные объекты) относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства».
Отнесение объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента или Правительства Российской Федерации. «Правительство Российской Федерации может принять решение о
признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации» (ст. 24 п.1 Ф3-73) [11].
Объекты, включенные в Государственный свод, могут быть представлены в ЮНЕСКО для их включения в Список всемирного наследия от имени Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.22 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект культурного наследия, включённый в реестр и Список всемирного наследия, признаётся особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации в первоочередном порядке [11].
Основания для включения объекта культурного наследия в Список всемирного наследия и порядок представления соответствующей документации определены в ст.25 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Объект культурного наследия, включенный в реестр и Список всемирного наследия, признается особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации в первоочередном порядке [11].
К объектам всемирного культурного и природного наследия относятся объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность. Высокий мировой статус им присваивается в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия».[12]
В настоящей Конвенции под "культурным наследием" понимаются: памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; достопримечательные места: дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.
Это положение к полной мере относится к объектам морского наследия. Специфика морского наследия требует его особого выделения внутри культурно-исторического наследия в особую категорию с приданием соответствующего статуса добавлением к названию объекта слова «морской» - объект морского культурного наследия. В связи с этим необходимо отметить наличие большого международного и зарубежного опыта. Между тем, международный опыт присвоения морского статуса связан, как правило, с природными объектами всемирного наследия.
Признание морского всемирного наследия (Marine World Heritage) началось только в 1981 году с включения Большого Барьерного Рифа (Австралия) в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это стало важной вехой в миссии Всемирной морской программы наследия человечества по защите морских экосистем и уникального морского биоразнообразия, защите наиболее знаковых несравненной красоты природных и культурных объектов для будущих поколений.
В настоящее время ЮНЕСКО формально выделяет и признаёт 49 объектов морского всемирного наследия (Marine World Heritage), находящихся в 37 странах мира. Эти объекты покрывают пока площадь менее 10 процентов поверхности всех существующих морских охраняемых районов. Их исчезновение было бы необратимой потерей для всего человечества.
В абсолютном большинстве это природные объекты (Большой Коралловый Риф (Австралия), Галапагосские острова (Эквадор), Природный комплекс заповедника Остров Врангеля (Россия) и др. Между тем, в России, кроме острова Врангеля существуют природные объекты всемирного наследия, которые по всем признакам являются морскими объектами всемирного наследия. Это такие природные объекты как Озеро Байкал и Природный парк «Ленские столбы» (Россия) (Необходимо сказать, что в России также имеется Дальневосточный морской биосферный заповедник ДВО РАН в заливе Петра Великого Японского моря (учреждён 24 марта 1978 года как объект морского природного наследия, не являющимся всемирным - Прим.автора.).
Куршская коса. Фото САМозгового Куршская коса Фото С.Мозгового
Однако постепенно морскими объектами наследия стали объявляться не только природные объекты, но и объекты, имеющие признаки культурного наследия. Таким образом, появились природно-культурные (смешанные) объекты морского наследия (Mixed cultural and natural Marine World Heritage site). К ним ЮНЕСКО относит всего 4 объекта: Остров Ибиса (Балеарские острова, Испания), Острова Сент-Килда (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), Национальный морской парк «Папаханаумокуакеа» (США) и Южная лагуна островов Рок-Айлендс (Палау). Между тем, смешанным культурно-природным объектом всемирного
наследия является Куршская коса (Россия, Литва), которую также по праву можно отнести к объекту морского наследия, так как своим появлением и сохранением, она обязана природе (морю и ветру) и человеку (населяющим её семьям рыбаков).
Между тем, учитывая изначальную нацеленность именно на сохранение природного наследия мирового океана, существующая программа сохранения морского наследия обходит стороной объекты культурного наследия. Но это не означает, что они отсутствуют. Если внимательно проанализировать Список объектов всемирного наследия, то мы увидим множество объектов, которые своим появлением обязаны морской и военно-морской деятельности человека.
К их числу относятся такие объекты всемирного наследия (культурные) как Верфь Антигуа и связанные с ней археологические объекты (Антигуа и Барбуда), Четыре судоподъемника на канале Дю-Сантр и их окружение, Ля-Лувьер и Ле-Рейкс, провинция Эно (Бельгия), Ливерпуль -город мореходов и торговцев (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), «Морской Гринвич» (Лондон, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), Исторический город Сент-Джордж и его укрепления, Бермудские острова (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), Канал Ридо (Канада), Порт, укрепления и памятники города Картахена (Колумбия), Старая Гавана и ее укрепления (Куба), Крепость Сан-Педро-де-ла-Рока в городе Сантьяго-де-Куба (Куба), Португальская крепость Мазарган, город Эль-Джадида (Марокко), Линия оборонительных сооружений Амстердама (Нидерланды), Старый портовый квартал Брюгген (город Берген, Норвегия), Национальный парк Крепость Бримстон-Хилл (Сент-Китс и Невис), Крепость и историческая часть города Сан-Хуан на острове Пуэрто-Рико (США), Укрепления на карибском побережье Панамы: Портобело и Сан-Лоренцо (Панама), Древний город Корфу (Греция), Форт Иисус, Момбаса (Кения), Исторический портовый город Левука (Фиджи), Крепость Суоменлинна (Хельсинки, Финляндия), Каналь-Дю-Миди (Южный канал, Франция), Порт Луны (Франция), Природный и культурно-исторический район Котор (Черногория), Военно-морской порт Карлскруна (Швеция), которые хотя некоторые в официальных международных документах формально не называются морскими, но по своей сути такими являются и обладают необходимыми признаками объекта морского наследия.
В России к ним относятся Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников, а также Историко-культурный комплекс Соловецких островов. Петербург, с его множеством каналов и более чем 400 мостами, Адмиралтейством и ростральными колонами, морскими фортами и Никольским морским собором в Кронштадте называется «Северной Венецией» и является морским фасадом России [16].
ЭиотепИппа. Фото ЮНЕСКО
В этой связи вызывает обеспокоенность политика Минобороны РФ в отношении отдельных объектов морского культурного наследия и в частности бывшего здания Центрального Военно-Морского Музея (ЦВВМ) - здание бывшей фондовой Биржи, в котором музей располагался с 1939 года. Здание ЦВВМ являлось центральным строением архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге, своей красотой и мощью оно символизировало мощь отечественного Военно-Морского Флота, внимание к нему государства. Вывод экспозиции музея в казарму - наглядное свидетельство недопонимания роли морского наследия, признак ограниченности лиц, принявших и одобривших это решение, их неспособность мыслить по государственному.
На почтовой марке, вышущенной к 300-летию Центрального Военно-Морского музея изображено здание на Стрелке Васильевского острова, где музей располагался с 1939 по 2012 год.
Также значимым же городом морской Славы является Севастополь, который при настойчивой работе может быть номинирован в качестве объекта всемирного наследия (как вариант, расширение содержания и границ Херсонеса).
В связи с этим необходима изыскательская научно-исследовательская работа по изучению возможностей отнесения к объектам всемирного наследия объектов морского наследия южного побережья Крыма (Севастополь, Балаклава и др.) и других морских акваторий и прибрежных территорий.
Анализ объектов всемирного наследия и отнесения их к морским может служить определенным образцом для раскрытия понятия «морское наследие» применительно к национальным объектам культурного наследия.
Присвоить объекту статус морского культурного наследия позволяют ряд специфических признаков, связанных с историческими факторами и морской историей объекта. К ним относятся наличие исторических морских портов, фортификационных сооружений (фортов, крепостей), навигационных (маяки) и гидротехнических сооружений (доки, каналы), архитектурных комплексов зданий морских администраций (адмиралтейств), морских академий, флотских казарм, а также морской (военно-морской, торговой, рыболовецкой, пиратской) деятельностью населения, как правило, мореходов, в прошлом.
Эти и другие, названные в данной работе признаки вполне подходят для отнесения российских объектов к объектам морского наследия пусть даже на национальном уровне.
Как видим, мировой опыт дает нам немало образцов включения в список объектов всемирного наследия объектов появившихся в результате морской деятельности и/или на которых лежит печать деятельности человека по освоению и защите морских пространств.
Морские объекты всемирного наследия дают исследователю и специалисту в сфере выявления, изучения и сохранения морского наследия большой информационно-методический материал для принятия решения по отнесению тех или иных объектов к морским.
Соответствующий общественный статус объекту культурного наследия придаёт также практика вручения объекту, например историческому кораблю памятного знака Ассоциации морского наследия России на котором изображена эмблема Ассоциации «Морское наследие: исследуем и сохраним». (Примечание: На эмблеме памятного знака Ассоциации «Морское наследие: исследуем и сохраним» изображена картушка компаса, обвитая морским канатом, который снизу затянут узлом. Северный румб компасной картушки украшен стилизованным изображением лилии. В центре картушки - стилизованное изображение парусного корабля, напоминающее кораблик-флюгер на шпиле здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге).
Кроме вышеперечисленных категорий объектов морского культурного наследия по своему статусу (объекты всемирного наследия, федеральные, включая особо ценные, региональные и местные) они могут иметь статус выявленного объекта культурного наследия.
В п.8 ст. 18 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» записано, что «выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране» в соответствии с требованиями данного Закона [11]
Рассматривая статус объекта морского наследия необходимо помнить, что объекты культурного наследия также обладают правовым статусом. В соответствии с Федеральным законом № 73-Ф3, независимо от категории историко-культурного значения объекты культурного наследия могут находиться:
- в федеральной собственности;
- в собственности субъектов РФ;
- в муниципальной собственности;
- в частной собственности;
- а также в иных формах собственности.
Эмблема Ассоциации «Морское наследие: исследуем и храним»
Забота о морском наследии — важнейший элемент имиджа государства как морской державы и показатель отношения государства к своей геополитической роли в мировом сообществе.
Мы считаем, что высокий статус морского наследия в системе культурного и природного наследия России будет способствовать формированию морского сознания нации для достижения важных прорывных результатов морской деятельности, в развитии и укреплении государства в целом.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М.: Логос, 1993.
[2] Основные документы и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного наследия. Международное право и охрана культурного наследия (документы, библиография). - Афины, 1997.
[3] Конвенция «Об охране Всемирного культурного и природного наследия» от 16 ноября 1972 г. -URL: http://nasledie.org.ru/legalbase/konvencziya-ob-ohrane-vsemirnogo-kulturnogo-i-prirodnogo-naslediya (дата обращения: 10.10.2016).
[4] World Heritage Marine Programme// UNESCO, http://whc.unesco.org/en/activities/13
[5] National Maritime Heritage Act of 1994. Public Law 103-451 (Законодательство США).
[6] Historic Shipwrecks Act 1976. Act No. 190 of 1976 as amended (Законодательство Австралии).
[7] National Marine Conservation Areas Act, S.C. 2002 (Законодательство Канады).
[8] Heritage Lighthouse Protection Act 2008.,
[9] Protection of Wrecks Act 1973,
[10] UK Marine Conservation (Marine Parks) Regulations (2007 Revision) (Законодательство Великобритании)
[11] Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - URL: http://base.garant.rU/12127232/4/#friends#ixzz4LUnqOEP9 (дата обращения: 10.10.2016).
[12] Указы Президента Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 1360, от 25 февраля 2003 г. N 250 от 17 декабря 1998 г. N 1595.
[13] Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление. -2001.
Кемерово, 14
[14] Мартыненко И.Э. Международная и национальные правовые системы охраны историко-культурного наследия государств-участников СНГ: учеб. Пособие / И.Э.Мартыненко. - М.: ЗеркалоМ, 2012. - С.487.
[15] Мозговой С.А. Морское наследие: сущность, содержание, структура // Морской сборник - 2013. - № 9г.
[16] Мозговой С.А. Морская звезда Никольского собора // Росая. Наследие. 2016. № 1. - URL: http://russianasledie.ru/dostovanie/zodchestvo/kronshtadt-morskava-zvezda-nikolskogo-sobora.html (дата обращения: 10.10.2016).
[17] Мозговой С.А., Окороков А.В. Морское наследие // Российское культурное наследие за рубежом: анализ состояния и сохранения, актуальные проблемы использования и доступности: Материалы Всерос. научн.-практ. конф. 14 окт. 2015 г. / Мин-во культуры РФ; Рос. НИИ культурного и природ. наследия им. Д.С. Лихачёва; ред.-сост. - Т.А. Пархоменко. - М.: 2015. - С. 21-30.
[18] Мозговой С.А., Филин П.А. Опросные листы для выявления и описания морского наследия. -М.: Институт наследия, 2011.
19. Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО: энциклопедия // Новая Элита. - 2012. - 515 с.
[19] Кисель В. П. Памятники всемирного наследия: популярный энциклопедический справочник // Минск: Белорусская энциклопедия, 2001. - 287 с.
[20] Морское наследие России / Сивкова С., Мартусь В., Наумов Ю., Филин П21. // Морская политика России. Сентябрь. - М., 2009. - С. 22-27.
[22] Санкт-Петербург. Объекты культурного наследия федерального и регионального значения : Справочник.. - СПб., 2005.
[23] Филин П.А., Фоломеева-Вдовина С.Б. Морское наследие - национальное достояние // Морское наследие. - 2012. - № 1. - С. 8-9.
[24] Шухободский А.Б. Статус памятника истории и культуры. - URL:http://iso-museum.ru/blog/post 1359928731 .html (дата обращения: 10.10.2016).
© Мозговой С.А., 2016. © Мозговой С.А., фото, 2016. © UNESCO фото, 2016. Статья поступила в редакцию 10.10.2016.
Мозговой Сергей Александрович,
кандидат исторических наук,
руководитель Центра военного и морского наследия
Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва), e-mail: [email protected]
Mozgovoy S.
On the question of determining the Status of the Marine cultural heritage
Abstract. Article is dedicated to the development of recommendations for the definition of maritime cultural heritage status. In accordance with the international and Russian legislation, scientific and legal expertise highlighted the criteria for inclusion of cultural heritage to the maritime heritage, shows its importance and hierarchy. Also raised the issue of security status.
Key words: maritime heritage, cultural heritage, world heritage, Marine World Heritage, UNESCO World Heritage Sites, especially valuable objects of cultural heritage of the peoples of Russia, the objects of marine cultural heritage, types of maritime cultural heritage, monuments, ensembles, attractions, signs of cultural heritage features of maritime heritage, the status of the marine heritage, the status of the detected object of cultural heritage.
Mozgovoy Sergey Aleksandrovich,
head of the Center for Military and Naval Heritage,
Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev (Moscow),
e-mail: [email protected]
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/99.html