УДК 008:378(470-924.16)
Терещенко Елена Юрьевна
кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики Мурманского арктического государственного университета
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ
Tereshchenko Elena Yuryevna
PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Cultural Studies and Intercultural Communication, Theory of Language and Journalism Department, Murmansk Arctic State University
METHODOLOGY OF MARITIME CULTURE RESEARCH IN THE SYSTEM OF CULTURAL STUDIES IN THE KOLA NORTH
Аннотация:
В статье описан опыт реализации образовательных программ культурологического профиля на базе Мурманского арктического государственного университета и представлена методология изучения курса «Морская культура», в основу которого положен принцип трехуровневого познания с точки зрения философии культуры, культурологии и истории культуры.
Ключевые слова:
культурологическое образование, Кольский Север, морская культура, образовательные программы культурологического профиля.
Summary:
The article deals with the experience of implementation of cultural studies programs at the Murmansk Arctic State University. The author presents the methodology of study of the "Maritime Culture" course, which bases on the principle of three-level learning in the framework of philosophy of culture, cultural studies and history of culture.
Keywords:
degree in cultural studies, Kola North, maritime culture, cultural studies programs.
Культурологическое образование - «это трехсторонний процесс обучения, воспитания и развития» [1, с. 254], направленный на освоение человеком знаний о культуре. Ученые констатируют, что «необходимы систематические усилия, чтобы знания о культуре распространялись и помогали людям более адекватно понимать мир и себя, перспективы своего существования. Одним из целенаправленных и системных способов распространения этих знаний является образование» [2, с. 4].
Подготовка специалистов-культурологов на Кольском Севере продиктована потребностью в кадрах данного профиля. Пограничное положение со странами Северной Европы способствует созданию единого культурного пространства Баренц-региона и активному сотрудничеству Мурманской области с Норвегией, Швецией и Финляндией. Этот процесс можно поддержать, в том числе, посредством подготовки профессиональных кадров в области культурологии.
Специализированное культурологическое образование в Мурманской области начинает развиваться с 2001 г., когда в Мурманском государственном педагогическом университете (в настоящее время - Мурманском арктическом государственном университете) началась подготовка студентов по специальности «Культурология», а с 2014 г. - реализация магистерской программы «Эт-нокультурологическое североведение». В рамках регионального компонента студенты изучают такие предметы, как «Баренц-регион», «Феномены северной российской культуры».
С 2010 г. в программы для культурологов введен курс лекций «Морская культура». «Цель освоения дисциплины - рассмотреть методологические и историко-культурные особенности формирования и развития морской культуры. В результате освоения дисциплины студент должен знать: роль и значение региональной морской культуры как части мировой культуры; семиотику, топонимику, символику, типологию, феноменологию морской культуры. Уметь использовать полученные знания в профессиональной и педагогической деятельности. Владеть методологией изучения явлений, форм, процессов и закономерностей развития морской культуры» [3].
Методологически важным принципом изучения морской культуры явился принцип ее трехуровневого познания: мировоззренческий; историко-фактологический и культурологический. На мировоззренческом уровне морская культура рассматривается как подсистема в строении культуры. На историко-фактологическом уровне в рамках курса используется обширный материал о развитии морской деятельности с древнейших времен до настоящего времени. Феноменологический подход позволяет рассмотреть и обобщить разнообразные артефакты и явления, связанные с материально-практическим и духовным освоением морского пространства, выявить их специфику в общем массиве культурных реалий. Исследование семиотики морской культуры
основано на концепции Ю.М. Лотмана, в рамках которой культура рассматривается как текст, который представляет собой комплекс информации. Культурологический уровень в изучении морской деятельности конкретизируется в применении теоретической, исторической и прикладной культурологии (морфологического, историко-типологического и проектного методов).
Изучение морских регионов в рамках курса проводится на общем и локальном уровнях. Свою специфику на каждом историческом этапе развития имеют Средиземноморской, Балтийский, Баренцев Евро-Арктический регионы. Изучение морских макрорегионов в современной культуре осложняется геополитическими факторами. В то же время существует немало примеров эффективного межкультурного сотрудничества: в 1993 г. был образован Баренцев совет, объединивший страны Баренцева Евро-Арктического региона; в 1995 г. в рамках Евросоюза была образована Евро-Средиземноморская ассоциация сотрудничества (ЕСА); в 1996 г. в Оттаве была подписана декларация о создании Арктического совета; в 1998 г. с целью развития юго-восточного региона Балтийского моря основан Еврорегион «Балтика». Создание международной институциональной системы морских регионов началось с принятия в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву.
В курсе лекций «Морская культура» акцентируется внимание на российских морских регионах, актуальность изучения которых обусловлена следующими причинами: необходимостью рассмотрения морской деятельности в общекультурном контексте и выявления доминантных точек ее развития в древний период, Средние века, Новое и Новейшее время.
В изучении морской культуры используются историографические методы: историко-гене-тический и сравнительно-исторический. В целом все труды о морской культуре можно условно разделить на две группы: историография морской практической деятельности и историография духовного познания морской стихии.
В России с середины XIX в. начинается активное изучение истории морской культуры: ученые исследуют зарождение и развитие судостроения и судоходства, морской хозяйственной и военной деятельности. Среди обобщающих историко-культурных исследований следует отметить труды Н.П. Боголюбова, Ф.Ф. Веселаго, А.В. Висковатова, Н.П. Загоскина [4]. В данных работах ученые обращаются к общей характеристике судов, судоходной тактике и основным видам морской деятельности.
В изучении морей с середины ХХ в. большое значение уделяется достижениям отечественных мореплавателей. Это работы Н.Н. Зубова, А.В. Ефимова, В.М. Пасецкого [5] и обобщающая фундаментальная работа М.И. Белова и Д.М. Пинхенсона «История открытия и освоения Северного морского пути» (1956-1962 гг.). Данные историографические источники способствуют реализации антропологического подхода в изучении морской культуры.
В конце ХХ в. ученые обращаются к детальному исследованию разнообразных видов морской деятельности в материальной и духовной сферах. История военно-морского флота рассмотрена в работах В.А. Золотарева, В.П. Кузина, В.Н. Никольского, история морского торгового флота представлена в коллективной монографии «Под флагом России: История зарождения и развития морского торгового флота» [6]. Научное изучение морей произведено в работе
A.В. Плахотника, военно-морское образование охарактеризовано в коллективной монографии
B.П. Еремина, Н.Д. Закорина, В.П. Кобзева, Н.В. Махрова [7]. Традиции взаимодействия православной церкви и флота изучены в сборнике «История флотского духовенства», морские храмы -в работе В.Д. Доценко и В.В. Клавинг, морская культура в философско-религиозном контексте представлена в работе Н.М. Теребихина «Метафизика Севера» [8]. В научной литературе также уделяется внимание развитию художественной сферы: корабельной архитектуры, скульптуры, морской фотографии, литературной маринистики (работы Д. Васильева, В.П. Вильчинского, Т.М. Матвеевой, Ю.Н. Павлюченко) [9]. Деятельность морских музеев рассмотрена в работах А.Н. Гусева, С.Ю. Курносова [10].
В последние десятилетия в научной литературе получили развитие комплексные, междисциплинарные исследования морской культуры. В книге Н.М. Адрова «Исследования Баренцева моря за 1000 лет» представлена развернутая характеристика морских научных исследований; энциклопедия «Баренцево море» содержит около 700 статей о природных и культурных объектах, о деятельности научно-исследовательских институтов и известных ученых [11]. Духовная сфера морской культуры рассматривается в статьях ежегодного сборника научных статей «Поморские чтения по семиотике культуры»; Российским институтом культурологии изданы две обобщающие работы, посвященные истории и современному состоянию поморов; историко-куль-турологический анализ основных этапов развития регионов России, в том числе морской деятельности, представлен в фундаментальном издании, подготовленном научным коллективом под руководством доктора искусствоведения, профессора Л.М. Мосоловой, - «Поликультурное пространство Российской Федерации» [12].
Таким образом, применение методологических подходов в рамках философии культуры, культуроведческих дисциплин и культурологии дает возможность комплексного изучения морской культуры как особой подсистемы в эволюции культуры, а методы историографического анализа направлены на формирование у студентов и магистрантов навыков самостоятельной работы в рамках данного курса. Теоретическая значимость курса «Морская культура» заключается в развитии культурологических аспектов регионоведения и опыта системного осмысления динамики морской культуры.
Ссылки:
1. Токарев С.Н. Культурологическое образование в системе непрерывного образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. Т. 5, № 10.
2. Культурология : учебник / под ред. Л.М. Мосоловой. М., 2013.
3. Аннотация к рабочей программе дисциплины Б1.В.ДВ.2.2 Морская культура [Электронный ресурс] / авт.-сост. Е.Ю. Терещенко. URL: http://qps.ru/7xAwJ (дата обращения: 12.01.2016).
4. См.: Боголюбов Н.П. История корабля : в 2 т. Т. 1. М., 1879 ; Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. СПб., 1875 ; Висковатов А.В. Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия. СПб., 1864 ; Загоскин Н.П. Русские водные пути и судовое дело в допетровской Руси. Казань, 1910.
5. См.: Зубов H.H. Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов. М, 1954 ; Ефимов A.B. Из истории великих русских географических открытий. М., 1971 ; Пасецкий В.М. Первооткрыватели Новой Земли. М., 1980.
6. См.: История флота государства Российского : в 2 т. / под ред. В.А. Золотарева. М., 1996 ; Кузин В.П., Никольский В.Н. Военно-морской флот СССР 1945-1991. СПб., 1996 ; Под флагом России: история зарождения и развития морского торгового флота / Е.П. Пузырев [и др.]. М., 1995.
7. Военно-морское образование в России / В.П. Еремин [и др.]. М., 2000 ; Плахотник А.В. История изучения морей российскими учеными до середины ХХ в. М., 1996.
8. Доценко В.Д., Клавинг В.В. Морские храмы России. М., 1995 ; История флотского духовенства / сост. А.Б. Григорьев. М., 1993 ; Теребихин Н.М. Метафизика Севера : монография. Архангельск, 2004.
9. Васильев Д. 100 лет российской морской фотографии // Море. 1996. № 6 ; Вильчинский В.П. Советские писатели-маринисты. Л., 1979 ; Матвеева Т.М. Убранство русских кораблей. Л., 1979 ; Павлюченко Ю.Н. Основы художественного проектирования судов. Л., 1985.
10. Гусев А.Н. Подводные лодки - музеи, памятники, экспонаты. СПб., 2007 ; Курносов С.Ю. Становление и развитие морских музеев России. СПб., 2003.
11. Адров Н.М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. Мурманск, 2002 ; Зонн И.С., Костяной А.Г. Баренцево море : энциклопедия. М., 2011.
12. Культура русских поморов: историко-культурологический анализ / В.В. Ануфриев [и др.]. М., 2013 ; Культура русских поморов: опыт системного исследования / Э.Л. Базарова [и др.]. М., 2005 ; Поликультурное пространство Российской Федерации. Культура Северо-Запада России. Кн. V / науч. ред. Л.М. Мосолова. СПб., 2013 ; Поморские чтения по семиотике культуры / отв. ред. проф. Н.М. Теребихин. Вып. 10. Архангельск, 2014.
References:
1. Tokarev, SN 2005, 'Culturological education in continuing education', News RGPU. AI Herzen, vol. 5, no. 10.
2. Mosolova, LM (ed.) 2013, Cultural Studies: Textbook, Moscow.
3. Tereshchenko, EY (comp.) 2016, The summary to the working program of discipline B1.V.DV.2.2 Marine culture, retrieved 12 January 2016, <http://qps.ru/7xAwJ>.
4. See: Bogolyubov, NP 1879, The history of the ship: in 2 vols., vol. 1, Moscow; Veselago, FF 1875, Outline of Russian naval history, part 1, St. Petersburg; Viskovatov, AV 1864, A brief historical overview of the Russian sea voyages and navigation at all to the outcome of the XVII century, St. Petersburg; Zagoskin, NP 1910, Russian waterways and marine business in pre-Petrine Russia, Kazan.
5. See: Zubov, NN 1954, Domestic explorers - explorers of seas and oceans, Moscow; Efimov, AV 1971, From the history of the great Russian geographical discoveries, Moscow; Pasetsky, VM 1980, Discoverers of the New Earth, Moscow.
6. See: Zolotarev, VA (ed.) 1996, History of the Navy of the Russian state: 2 vols., Moscow; Kuzin, VP & Nikolsky, VN 1996, Naval Fleet of the USSR 1945-1991, St. Petersburg; Puzyrev, EP et al. 1995, Under the flag of Russia: the history of the origin and development of the merchant marine, Moscow.
7. Eremin, VP et al. 2000, Naval Education in Russia, Moscow; Plakhotnik, AV 1996, History of the study of the seas by Russian scientists to the middle of the twentieth century, Moscow.
8. Dotsenko, VD & Klaving, VV 1995, Marine temples Russia, Moscow; Grigoriev, AB (comp.) 1993, The history of naval clergy, Moscow; Terebikhin, NM 2004, Metaphysics of the North: a monograph, Arkhangelsk.
9. Vasiliev, D 1996, 100 years of Russian Maritime photos, Sea, no. 6; Vilchinskiy, VP 1979, Soviet writers seascape, Leningrad; Matveeva, TM 1979, The decoration of the Russian ships, Leningrad; Pavlyuchenko, YN 1985, Basics art ship design, Leningrad.
10. Gusev, AN 2007, Submarines - museums, monuments, exhibits, St. Petersburg; Kurnosov, SY 2003, Formation and development of Russian maritime museums, St. Petersburg.
11. Adrov, NM 2002, Studies of the Barents Sea for 1000 years, part 1, Murmansk; Zonn, IS & Kostyanoy, AG 2011, The Barents Sea: Encyclopedia, Moscow.
12. Anoufriev, VV et al. 2013, Culture of Russian coast-dwellers: the historical and cultural analysis, Moscow; Bazarov, EL et al. 2005, Culture Russian coast-dwellers: the experience of system research, Moscow; Mosolov, LM (ed.) 2013, Multicultural space of the Russian Federation. The culture of the North-West of Russia, bk. V, St. Petersburg; Terebikhin, NM (ed.) 2014, Pomor reading on semiotics of culture, vol. 10, Arkhangelsk.