Научная статья на тему 'Значение печатных СМИ в формировании морской культуры Кольского Севера'

Значение печатных СМИ в формировании морской культуры Кольского Севера Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
216
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНЫЕ СМИ / КОЛЬСКИЙ СЕВЕР / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ФОРМЫ МОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PRINT MEDIA / KOLA NORTH / INFORMATION AND COMMUNICATIVE FORMS OF MARITIME CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Терещенко Елена Юрьевна

Статья посвящена изучению исторической эволюции и современному состоянию печатных СМИ, освещающих морскую деятельность Кольского Севера. Морская культура представлена как системная модель форм самоорганизации социальных групп, осваивающих морское пространство. На основе анализа работ М. Маклюэна, М. Кастельса, П. Бурдье, Н.Б. Кирилловой, О.Н. Астафьевой, а также эмпирического исследования, проведенного в рамках научно-исследовательского проекта «Культурные индустрии современного Кольского региона: состояние, способы обновления и практики», сделан вывод, что региональные печатные издания (газеты и журналы), освещающие морскую деятельность, представляют собой уникальные информационно-коммуникативные формы морской культуры исторически изменяющиеся формы трансляции и восприятия информации о морской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PRINT MEDIA IN FORMATION OF MARITIME CULTURE OF THE KOLA NORTH

The article studies historical evolution and current state of the print media covering the maritime activities of the Kola North. The maritime culture is considered as a system model of self-organization forms implemented by the social groups developing the sea space. On the basis of the analysis of works of M. McLuhan, M. Castells, P. Bourdieu, N.B. Kirillova, O.N. Astafyeva, and the empirical research carried out as a part of the research project "The cultural industries of the modern Kola region: state, ways of updating and practice", it is concluded that the regional print editions (newspapers and magazines) covering the maritime activities represent unique information and communicative forms of maritime culture as historically changing forms of transition and reception of information about maritime activities.

Текст научной работы на тему «Значение печатных СМИ в формировании морской культуры Кольского Севера»

УДК 008(470-924.16)

Терещенко Елена Юрьевна

кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики Мурманского арктического государственного университета

ЗНАЧЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ МОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА

Tereshchenko Elena Yuryevna

PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Cultural Studies and Intercultural Communication, Theory of Language and Journalism Department, Murmansk State Arctic University

THE ROLE OF PRINT MEDIA IN FORMATION OF MARITIME CULTURE OF THE KOLA NORTH

Аннотация:

Статья посвящена изучению исторической эволюции и современному состоянию печатных СМИ, освещающих морскую деятельность Кольского Севера. Морская культура представлена как системная модель форм самоорганизации социальных групп, осваивающих морское пространство. На основе анализа работ М. Маклюэна, М. Ка-стельса, П. Бурдье, Н.Б. Кирилловой, О.Н. Астафьевой, а также эмпирического исследования, проведенного в рамках научно-исследовательского проекта «Культурные индустрии современного Кольского региона: состояние, способы обновления и практики», сделан вывод, что региональные печатные издания (газеты и журналы), освещающие морскую деятельность, представляют собой уникальные информационно-коммуникативные формы морской культуры - исторически изменяющиеся формы трансляции и восприятия информации о морской деятельности.

Ключевые слова:

печатные СМИ, Кольский Север, информационно-коммуникативные формы морской культуры.

Summary:

The article studies historical evolution and current state of the print media covering the maritime activities of the Kola North. The maritime culture is considered as a system model of self-organization forms implemented by the social groups developing the sea space. On the basis of the analysis of works of M. McLuhan, M. Castells, P. Bourdieu, N.B. Kirillova, O.N. Astafyeva, and the empirical research carried out as a part of the research project "The cultural industries of the modern Kola region: state, ways of updating and practice", it is concluded that the regional print editions (newspapers and magazines) covering the maritime activities represent unique information and communicative forms of maritime culture as historically changing forms of transition and reception of information about maritime activities.

Keywords:

print media, Kola North, information and communicative forms of maritime culture.

В рамках исторической культурологии морскую культуру можно определить как систему форм самоорганизации социальных групп, осваивающих морское пространство [1]. Процесс освоения моря человеком имеет длительную историю. Среди разнообразных форм освоения (хозяйственных, научных, художественных и др.) с ХХ в. особое развитие получили массовые формы трансляции и восприятия информации о морской деятельности (печатные и аудиовизуальные СМИ).

В современном обществе средства массовой информации оказывают большое воздействие на развитие культуры, активно участвуют в общественных процессах, влияют на общественное сознание, выступая посредником между аудиторией и реальностью. Отличительные характеристики СМИ - публичность, неограниченная аудитория, опосредованное взаимодействие коммуникантов.

Влияние СМИ на культуру описано в работах М. Маклюэна, П. Бурдье, М. Кастельса, отечественных исследователей Н.Б. Кирилловой, О.Н. Астафьевой. М. Маклюэн в книге «Понимание Медиа: Внешние расширения человека» показывает, что средства информации, создавая свой язык общения, преобразуют реальный мир в информационный мир символов [2]. М. Кастельс, характеризуя информационно-коммуникативную систему, говорит о новой культуре реальной виртуальности [3]. В работе французского социолога П. Бурдье выявляются скрытые механизмы невидимого символического мира, который конструирует реальность процессов массовой коммуникации [4].

СМИ являются каналом распространения информации и ценностных установок. Ученые констатируют перемены в способах кодировки и передачи социального опыта, трансляции культурных образов, стереотипов, формировании идентичности и культурной картины мира. Эти процессы обусловили появление нового медиапространства и нового типа культуры - медиакультуры [5].

Морские СМИ выступают объектом исследований в разных областях знания - журналистике, социологии, истории. В учебном пособии Г.В. Жиркова «Журналистика русского зарубежья Х1Х-ХХ вв.» представлен обзор военно-морской печати русского зарубежья [б]. В диссертациях

Э.Д. Днепрова, Е.И. Лагутиной, О.П. Половенко изучен журнал «Морской сборник» как исторический источник [7]. В то же время с позиций культурологии данная тема изучена недостаточно. В частности, не исследована эволюция морских СМИ в контексте истории культуры и не проведена содержательная интерпретация морской деятельности в СМИ.

Начало морской печати в России отсчитывается с 1800 г., когда впервые были опубликованы «Морские записки, или Собрания всякого рода касающихся вообще до мореплавания сочинений и переводов». С 1807 г. выходят в свет «Записки, издаваемые Государственным Адмиралтейским департаментом, относящиеся к мореплаванию, наукам и словесности», а с 1828 г. начинают издаваться «Записки Ученого комитета морского штаба». С 1879 по 1880 г. в Петербурге публикуется «Морская Газета». Она выходила еженедельно и охватывала все отрасли морского дела, главным образом торговую и промышленную.

В конце XIX - начале XX в. выходят разнообразные журналы по военно-морской тематике: по минному делу, гидрографии, подводному плаванию [8]. Значительным событием в истории морской печати является издание первого номера «Морского сборника» в 1848 г. - официального органа военно-морского ведомства.

В настоящее время в России активно работают разнообразные СМИ, специализирующиеся на освещении морской тематики, в частности газета «Морские вести России», «Морская газета», журналы «Морские порты», «Морской флот», «Вести Морского Петербурга». Большую популярность приобретают интернет-издания: Центральный военно-морской портал, отраслевой портал «Российское судоходство», информационно-издательская компания «Морской Петербург», сайт «Флот - XXI век». В частности, в электронном журнале «Наш морской Петербург» можно познакомиться с рубриками: «Судостроение», «Морское образование», «Культурные события», «Наука», «История» и др.

Первая газета на Кольском Севере «Мурман», освещавшая, в том числе, морскую деятельность региона, была напечатана в 1907 г. в Норвегии издательством «Помор». С февраля 1920 г. издавалась газета «Известия Мурманского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», с 1921 г. переименованная в «Полярную правду». В данном издании на протяжении почти ста лет представлено наиболее полное освещение проблем, связанных с морской деятельностью. В частности, в 30-е гг. в рубрике «Передовая» освещались актуальные вопросы промысловой деятельности (например, статьи «Первый день нового промыслового года» (03.01.1936 г.), «Сельдь над Териберкой» (04.01.1936 г.), «Стахановские сутки на судоремонтном заводе» (08.01.1936 г.)) [9].

В 1932 г. начинает издаваться газета Мурманского морского пароходства «Мурманский портовик», в 1939 г. переименованная в «Моряк Заполярья», а в 1953 г. в «Арктическую звезду». На страницах газеты освещались будни советских моряков, публиковались отчеты о проделанной работе, планы по освоению морских рубежей, рассматривались проблемы производства. В частности, в выпуске газеты от 26.03.1946 г. представлены статьи «Порту - постоянные кадры», «Больше внимания подготовке штурманов и механиков», «На партийном собрании Мурманского государственного морского порта», «Шире соревнование в ответ на речь Сталина» [10].

С 1934 г. выходит еженедельная газета работников рыбной отрасли «Тралфлот», с июня 1939 г. получившая название «Рыбный Мурман». В газете публикуются материалы о рыбных промыслах и зарождении тралового флота на Кольском Севере, очерки об организаторах рыбного хозяйства Севера, капитанов, чьи суда выходили на промысел в открытое море, воспоминания рыбаков-ветеранов.

С 1935 по 1941 г. выходит журнал «Советская Арктика», где представлены уникальные источники по истории региона, материалы о деятельности полярных станций и освоении Северного морского пути.

Особая страница морской печати - газеты Северного флота. В 1935 г. выходит первый номер газеты «Краснофлотец», с 1946 г. получившей название «На страже Заполярья». На страницах газеты обсуждались темы военной службы, образования, досуга моряков. В частности, в номере от 08.01.1941 г. представлены статьи «Помогаем командиру крепить воинскую дисциплину», «На строевых занятиях», «Плюсы и минусы в организации культурного досуга» [11]. Во время войны Новоземельная и Беломорская базы Северного флота издавали газеты «На страже Севера» и «Северная вахта».

После войны активно стала развиваться корпоративная печать: Мурманское морское пароходство продолжает издавать «Арктическую звезду», Мурманский траловый флот - «Рыбный Мурман». Более того, с 1955 по 1959 г. отдельные выпуски газеты «Рыбный Мурман» печатались в специально оборудованных типографиях на плавбазах «Памяти Ильича», «Памяти Ленина» в районах промысла.

В 60-е гг. газеты во многом сохранили специфику довоенной рабочей прессы: писали об успехах предприятий, о тружениках моря, рассказывали о проблемах организации труда и досуга.

С 1991 г. начинают издаваться новые газеты «Вечерний Мурманск» и «Советский Мурман» (с 1993 г. - «Мурманский вестник»). Их учредителями стали городская и областная администрации. В то же время отсутствие финансирования, изменившаяся политическая обстановка привели к ликвидации в 1990-х гг. корпоративных морских газет. Так, с 1996 по 1999 г. была приостановлена деятельность газеты «Арктическая звезда», в 2000 г. перестала выходить газета «Рыбный Мурман», закрылась газета «Шельф Арктики».

В настоящее время морскую деятельность на Кольском Севере освещают региональные газеты: «Мурманский вестник», «Вечерний Мурманск». Актуальные вопросы рыбной промышленности рассматриваются в электронной газете «Рыбный Мурман (новости Мурманской области и рыбной отрасли)», где представлены новости в рубриках «Аквакультура», «Браконьерство», «Законопроекты», «Образование», «Экология» и др., а также в печатной газете «Рыбный Мурманск», где публикуются новости, статьи о промысле, оперативная информация.

Продолжает свою работу корпоративная газета Мурманского морского пароходства «Арктическая звезда». В постоянной рубрике газеты «Энциклопедия пароходства» можно прочитать очерки о сотрудниках предприятия, об истории флота, о культурных событиях в регионе, связанных с морем.

В Североморске издается еженедельная газета Северного флота «На страже Заполярья». Работа редакции отмечена дипломами правительства Мурманской области 2006, 2008 и 2009 гг. за победу в конкурсе СМИ «На Мурманском рубеже».

С 2012 по 2014 г. в Мурманске проходила реализация научно-исследовательского проекта «Культурные индустрии современного Кольского региона: состояние, способы обновления и практики» [12], одним из направлений которого было исследование содержательного компонента печатных СМИ. Объектом изучения были выбраны статьи газеты «Мурманский вестник» за 2013 г. (с января по сентябрь), метод исследования - дискурс-анализ.

На основании проведенного эмпирического исследования были сделаны выводы, что развитие морской деятельности на Кольском Севере обсуждается преимущественно с точки зрения политики, экономики и экологии, большое значение имеют научная проблематика и развитие туризма (основные жанры - информационные и публицистические; основные темы - освоение, изучение и развитие арктических территорий, международное сотрудничество и победа в территориальных спорах за Арктику). В статьях очень кратко описываются темы морского спорта, искусства и изучения морского наследия, Мурманск в публикациях газеты представлен как начало Северного морского пути, форпост российской Арктики, центр международного сотрудничества. Другие города области в информационной битве за Арктику не участвуют. Участники диалога: представители власти, реализующие арктическую политику страны, региона, руководители организаций и предприятий, а мнение молодежи, горожан, моряков, туристов, художников и т. д. практически не представлено. Результаты исследования были опубликованы в коллективной монографии [13].

Таким образом, печатные СМИ Кольского Севера, освещающие морскую деятельность, представляют собой уникальные информационно-коммуникативные формы морской культуры. С точки зрения содержания морская проблематика в большинстве случаев сохраняет свой официальный характер, представлена в основном информационными и публицистическими жанрами. С институциональной точки зрения наиболее полно специфика информационно-коммуникативного пространства морской культуры отражена на страницах специализированных печатных СМИ военно-морского ведомства и корпоративных изданий морских предприятий.

Ссылки и примечания:

1. См.: Флиер А.Я. Морфология культуры // Флиер А.Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие. М., 2000. С. 64-66.

2. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

4. Бурдье П. Практический смысл. М. ; СПб., 2001.

5. См.: Астафьева О.Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства // Медиакультура новой России: методология, технологии, практики. Екатеринбург ; М., 2007. Т. 2. С. 927 ; Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2006.

6. Журналистика русского зарубежья Х1Х-ХХ вв. : учеб пособие / под ред. Г.В. Жиркова. СПб., 2003.

7. См.: Днепров Э.Д. «Морской сборник» в общественном движении периода первой революционной ситуации в России : дис. ... канд. ист. наук. М., 1968 ; Лагутина Е.И. Журнал «Морской сборник» как источник по истории русского военно-морского флота (1848-1905 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. М., 1982 ; Половенко О.П. «Морской сборник» как источник по истории отечественного Военно-морского флота: 1905-2005 гг. : дис. ... канд. ист. наук. М., 2007.

8. См.: журналы «Известия по минному делу» (СПб., 1886-1916 гг.), «Записки по гидрографии» (СПб., 1887-1917 гг.), «Вестник общества морских инженеров» (СПб., 1898-1915 гг.), ежегодный сборник «Известия по подводному плаванию» (Либава, 1907-1916 гг.).

9. Полярная правда [Электронный ресурс] : газета. 1936. 3, 4, 8 янв. URL: http://kolanord.ru/html_public/col_periodi-cals/Pol_pravda/Pol_pravda_1936_yanvarj/index.html#7/z (дата обращения: 24.03.2016).

10. Моряк Заполярья [Электронный ресурс] : газета. 1946. 26 марта. URL: http://kolanord.ru/html_public/col_periodi-cals/Moryak_Zapolyarjya/Moryak-Zapolyarjya_1946_mart/index.html (дата обращения: 24.03.2016).

11. Краснофлотец [Электронный ресурс] : газета. 1941. 8 янв. URL: http://kolanord.ru/html_public/col_war/Kras-noflotec_1941_yanvarj/index.html (дата обращения: 24.03.2016).

12. Научно-исследовательский проект «Культурные индустрии современного Кольского региона: состояние, способы обновления и практики» (при поддержке РГНФ, № 12-03-00394а, 2012-2014 гг.). Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Л.М. Мосолова.

13. Культурные индустрии Кольского Севера: социолого-культурологическое исследование : коллектив. моногр. / под общ. ред. Л.М. Мосоловой. СПб., 2013.

References and notes:

1. See : Flier, AY 2000, 'The morphology of culture', AY Flier Cultural for cultural studies: studies, Moscow, pp. 64-66.

2. Maklyuen, M 2003, Understanding Media: External Expansion man, Moscow.

3. Castells, M 2000, The Information Age: Economy, Society and Culture, Moscow.

4. Bourdieu, P 2001, Practical sense, Moscow; Bourdieu, P 2001, Practical sense, St. Petersburg.

5. See: Astafieva, ON 2007, 'Media culture and some of the principles of formation of information-communication space', Media Culture of the new Russia: methodology, technologies and practices, Ekaterinburg ; Astafieva, ON 2007, 'Media culture and some of the principles of formation of information-communication space', Media Culture of the new Russia: methodology, technologies and practices, Moscow, vol. 2, pp. 9-27; Kirillova, NB 2006, Media culture: from modern to postmodern, Moscow.

6. Zhirkov, GV (ed.) 2003, Journalism Russian abroadXIX-XXcenturies : textbook, St. Petersburg.

7. See : Dneprov, ED 1968, "Sea Collection" in the social movement period of the first revolutionary situation in Russia: PhD thesis, Moscow; Lagutina, EI, 1982, Magazine "Sea collection" as a source for the history of the Russian Navy (1848-1905 gg.): D.Phil. thesis, Moscow; Polovenko, OP 2007, "Sea collection" as a source for the history of Russian Navy: 1905-2005 gg: PhD thesis,Moscow.

8. See : journals "Izvestiya in mine case" (SPb., 1886-1916 gg.), "Notes on hydrography" (SPb., 1887-1917 gg.), "Bulletin of Marine Engineers Society" (SPb., 1898 -1915 gg.), the annual collection "Proceedings of diving" (Libau, 1907-1916 gg.).

9. The polar truth: newspaper 1936 3, 4, 8 January, retrieved 24 March 2016, <http://kolanord.ru/html_public/col_periodi-cals/Pol_pravda/Pol_pravda_1936_yanvarj/index.html#7/z>.

10. Sailor Polar: newspaper 1946, March 26, retrieved 24 March 2016, <http://kolanord.ru/html_public/col_periodicals/Mor-yak_Zapolyarjya/Moryak-Zapolyarjya_1946_mart/index.html>.

11. Krasnoflotec: newspaper 1941, January 8, retrieved 24 March 2016, <http://kolanord.ru/html_public/col_war/Kras-noflotec_1941_yanvarj/index.html>.

12. Research Project "Cultural industries modern Kola: status, update methods and practices" (supported by RHF, number 12-03-00394a, 2012-2014.). Supervisor - Doctor of Arts, Professor RGPU. AI Herzen LM Mosolov.

13. Mosolov, LM (ed.) 2013, Cultural industries in the Kola North: sociological and cultural studies: monograph, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.