ИСКУССТВО СУВОРЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХОРЕЗМА
Шеримматов Ж.Ш.
Шеримматов Журатбек Шухратович - преподаватель, кафедра музыкального образования, Ургенчский государственный университет, г. Ургенч, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена роли и значению хорезмской музыки в истории узбекской музыки. Обсуждается своеобразие этого местного стиля, его мелодии, макомы, суворы, искусство эпоса. Это роль сувар в хорезмском музыкальном искусстве, их порядок и некоторые другие вопросы.
Узбекские макомы исторически возникли в результате упорядочения различных музыкальных форм и жанров как единой системы. Кроме того, многие из инструментальных и певческих приемов ряда современных макомных серий являются в точности особенностями режима и метода, которые имеют приоритет, и определенные формы формируются посредством их взаимодействия.
Ключевые слова: узбекская музыка, Хорезм, сувора, макомное искусство, гоянды, музыковедение, хорезмские инструменты, хорезмская культура.
THE ART OF SUVORA IN THE MUSICAL CULTURE OF KHOREZM
Sherimmatov Zh.Sh.
Sherimmatov Zhuratbek Shukhratovich - Lecturer, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, URGENCH STATE UNIVERSITY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article is devoted to the role and significance of Khorezm music in the history of Uzbek music. The originality of this local style, its melodies, maqoms, suvors, and the art of the epic are discussed. These are the role of Suvars in the Khorezm musical art, their order and some other issues.
The Uzbek maqoms historically arose as a result of the ordering of various musical forms and genres as a single system. In addition, many of the instrumental and chanting techniques of a number of modern maqom series are precisely the features of the regime and method that take priority, and certain forms are formed through their interaction.
Keywords: uzbek music, Khorezm, suvora, maqom art, goands, musicology, khorezm instruments, khorezm culture.
УДК 078
Узбекская национальная классическая музыка отличается широким диапазоном и богатым наследием. В частности, макомы, являющиеся высшей формой национального музыкального наследия, - редкие мелодии, лапары, ялла-оланы, различные эпосы-пляски уникальны и неповторимы своим композиционным строем, традициями исполнения.
По мнению учёных прошлого, земли Хорезма - одно из древнейших мест человечества. Именно поэтому история Хорезма, его традиции, их архитектура и искусство, и в общем к образу жизни вызывал сильный интерес.
Как известно, по сей день по различным направлениям узбекской национальной музыки проведена большая научная работа и исследования. Однако масштаб узбекской музыки широк и сложен. В узбекской национальной классической музыке и народной музыке с точки зрения каждого жанра и стиля требуется изучение своебразных особенностей и научное обоснование.
Земля Хорезма актуальна и сегодня своей музыкальной основой. Хорезмские макомы, дуторские макомы, народные мелодии и танцы лазги, которые связаны с древними формами музыки, любимы и лелеемы музыкантами и сохраняются на протяжении веков.
Много ценных сведений и свидетельств о хорезмском музыкальном искусстве, в том числе о его прошлом, мы можем почерпнуть из брошюры «Музыкальная история Хорезма» муллы Бекжона Рахмон оглу и Мухаммада Юсуфа Девонзода [1].
Мухаммад Рахим-хан, сменивший Сайида Мухаммад-хана в 1864 году, был увлечён цифровой музыкой и поощрял развитие музыкальных произведений. В результате произошло возрождение хорезмской музыки, а развитие пышных дворцовых макомных традиций вышло на уровень государственного значения. Кроме того, постепенно развиваются классические мелодии и песни, дутарные макомы, эпические стихи, макомные сувары, которые издавна пользовались спросом в народе.
В общем, если обратиться к истории хорезмских макомов, то развитие наших макомов достигло своего пика со времён Мухаммада Рахимхана до времён Мухаммад Рахимхана Сони (Феруз). Его успех отражён в нескольких исторических источниках, что Феруз Хан искренне любил музыку и спонсировал певцов и музыкантов.
Шашмаком и Шесть с половиной макомов имеют свой собственный набор правил, предписаний как высшее проявление нашей классической музыки. Статус дутора также имеет свои внутренние традиции.
В отличие от шести с половиной макомной системы, корни дутарных макомов исходят из древних принципов общности, т.е. элементы искусства - музыка, поэзия, исполнительство - не полностью отделены друг от друга. Соответственно, боковыми корнями дутарных макомов являются и божественные изречения - сувары, тесно переплетаются мелодии и песни народной музыки эпических троп, песни и пляски халфов.
Местный стиль Хорезмской музыки отличается, прежде всего, своим диалектом и музыкальным колоритом. Он показал своё влияние на интонационный мелодический строй и направление исполнения народных песен, лапаров, ялла, терма, достонов. Несомненно также, что хорезмский стиль чем-то близок туркменской и азербайджанской музыке.
Самобытность хорезмийской музыки находит отражение и в её традиционных инструментах. В частности, в этом стиле широко используются дутар, буламон, гиджак, най, сурнай, кушнай, тар, гармонь. В частности, любовь и исполнение исполнителями буламона и гармонов не характерны для других местных стилей.
В хорезмском музыкальном искусстве наше внимание также привлекает работа переводчиков и сказителей. У них свой неповторимый музыкальный стиль, который можно отметить как специфическую музыкальную форму Хорезма. В частности, пели сувары и их савты, а также другие масштабные классические песни, в мистических газелях и наставлениях таких поэтов, как Машраб, суфий Аллояр, Махтумкули. Он также написал книги, пропагандирующие ислам, такие как «Кийикнома», «Сайид Ваккас», «Мерожнома», «Султанбобо хикояти», «История пророка». Переводчики и рассказчики были протестированы в бесплатном конкурсе под названием «Дийралишма».
Одна из самых распространенных певческих исполнений в Хорезме - Сувары. Слово Сувара в переводе с таджикского означает «всадник». Сувары столь же велики по форме, как ветви макома, и их методы аналогичны методам сакынома или уфар в усулях дойры. В настоящее время широко распространены различные модели исполнения сувары.
Сувары - это божественные изречения, уникальное и ни с чем не сравнимое музыкальное и духовное сокровище, веками унаследованное от наших предков. Хорезмские суварские изречения - шедевр нашего народа и источник простых слов, слов и музыки. Древность искусства Сувары можно отнести к зарождению искусства музыкального исполнительства в Хорезме. Причина, по которой это искусство называется верховой ездой, заключается в том, что оно осуществляется в определенных кругах слушателей.
Сувары отличаются своеобразием хорезмских изречений и тем, что они являются продуктом музыкально-духовной среды Хорезмской станицы. Макомы-сувары являются одной из основных форм национальной классической музыки на бухарских шашмакомах, хорезмских макомах и Ферганско-Ташкентских макомах. Однако следует отметить, что этот жанр приобрёл иной вид в результате включения в его состав каждого местного стиля.
Известно, что на сегодняшний день существует пять основных и несколько известных композиций в исполнении наших знаменитых певцов. Первая крупная сувара называется «Она сувора» или «Узбекская сувора». Основными суварами являются:
1. Она Сувора (большая Сувора).
2. Чапандози Сувора.
3. Якпарда Сувора.
4. Кажханг Сувора.
5. Кушпарда Сувора.
6. Беш парда Сувора.
7. Кальта Сувора.
Савти Сувора: Савти Сувора делится на I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII, XIII, XIV, XV и так далее.
Учитель макомдона Ходжихон Болтаев создал ряд вариантов савти сувора. Среди них I, II, Уфори савти сувора и Гул уфор савти суворо.
Как и в случае с другими категориями макома, при исполнении рифм использовалась последовательная структура. В частности, после сувар совершаются их савты. На персидском «савт» означает «хлыст», и его следует исполнять как можно скорее. Они выполняются определённым образом и в более быстром ритме, как верховая езда. Мелодии и тексты савтов отличаются от сувар. Отличительной чертой суваров является то, что их постоянные методы образуют однородность. Суворы исполняются начиная до или после усулей.
Ещё одна характерная черта сувар — это то, что намуды (кульминации) в них похожи друг на друга. Например, похожи кульминации Она Сувора, Каджханг Сувора, Чапандози Сувора, Сувораи Камил и Годжайи Сувора. Вообще во всех суварах есть близость по интонации. По этой причине многим музыкантам и певцам также трудно отделить сувары друг от друга.
Как правило, сувары исполняются в виде поэтических весов, известных как мухаммасы. Музыкальная основа сувар, т. е. тон и усули дойры одинаковы, но развитие музыки представлено по-разному.
После инструментального вступления исполняются первые пять мухаммасов. Инструментальные партии между второй и третьей пятёркой мухаммасы почти неразличимы. Но начиная с четвёртого мухаммаса и далее, после того как произведение достигло своеё кульминации, меняется тон музыки. Пятый мухаммас исполняется в кульминации, а шестой мухаммас фуровард, т. е. нисхождение, завершает стихи произведения.
Как уже говорилось, усули дойры сувары практически одинаковы, но выполняются ли они быстро или спокойно, зависит от потребностей слушателей.
Можно заметить, что сувары хорезмского макомного ряда включаются в основном в виде мелодий после частей танимакома или насра и редко после талкинов. Мы видим, что существующая сувара и её разновидности, такие как кайханг сувор, чапандози сувор, савти сувор, уфори сувор и гулуфори сувор, включены как серия самостоятельных песен. Таким образом, следует отметить, что в Хорезмской станице наряду с божественными суварами, являющимися самостоятельным жанром, существуют сувары, являющиеся составной частью макомов.
На протяжении ближайшей истории Мадрахим Шерози, Хажихон Болтаев, Нурмухаммад Болтаев, Комилжон Отаниёзов, Рузмат Джуманиёзов, Отаджон Худайшукуров, Матёкуб Рахимов, Кувондик Искандаров, Матназар Худойназаров, Рахматжон Курбанов и другие являются известными представителями Сувары в Хорезме. Роль вышеперечисленных музыкантов в формировании и распространении суворских традиций неоценима. Представители хорезмских суварских традиций играют важную роль в продолжении традиций учитель-ученик и развитии новых талантов исполнителей сувары.
В заключение отметим, что интерес к хорезмской музыке не утратил своей актуальности и сегодня. В частности, признание ЮНЕСКО танца лазги, начиная с Навои, ещё больше повышает наш интерес к этому местному стилю. Искусство халфов и музыка сувары отражают особенности хорезмского искусства.
Не будет преувеличением сказать, что родословная исполнителей и педагогов, исполнявших и формировавших богатое музыкальное наследие Хорезма, и сегодня продолжает традиции педагогов и учеников, и по сей день сложилась определённая история.
Список литературы /References
1. Мулла Бекжон Рахмон оглу, Мухаммад Юсуф Девонзода. Музыкальная история Хорезма. Ташкент, 1998.
2. Фитрат А. Узбекская классическая музыка и ее история. Ташкент, 1993.
3. Раджабов И. Макомы. Ташкент, 2006.
4. Матякубов О. Узбекская классическая музыка. I-II том.Т., 2015.