свода. Для этого он проштудировал нотные материалы В.А. Успенского, досконально изучил воззрения Фитрата, прослушал все исполнительские версии Шашмакома записанные в Узбекистане, Таджикистане, в Израиле и Америке. В результате этого получился критический текст Бухарского Шашмакома, опубликованный в Германии, где он в настоящее время проживает [2].
Список литературы / References
1. Матякубов О. Истоки и принципы хорезмской танбурной нотации. Ташкент, 2018.
2. Jung Angelika. Der Shashmaqam aus Buchara. Notirt von Ari Babakhanov. Printed in Germany, 2010.
О ТВОРЧЕСТВЕ ХАДЖИХАНА БОЛТАЕВА Мамадолимова М.М. Email: [email protected]
Мамадолимова Маликахон Маматисак кизи - магистрант, кафедра макомного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: Хаджихан Болтаев (1902-1987) - выдающийся мастер узбекского макомного искусства ХХ века. Он, яркая творческая натура, хранил в памяти наиболее полную, после мастеров «Академии макома» Феруза, музыкальную модель вокальной сферы Танбурных макомов и десятков других классических мелодий и духовных песнопений Хорезма «Сувора». Вместе с тем, он хранил в памяти сотни поэтических текстов классической макомной поэзии. В ранней юности Хаджихан попал в поле зрения известного духовного наставника Машарипджана Пира, который привил ему любовь к суфийской поэзии и обучил основам «тариката» - пути к духовному совершенствованию. Вот откуда у него несгибаемая вера и любовь к макомам и духовным песнопениям «сувара». Единственное, может быть, чего ему недоставало, это - научной базы макомов, получаемой непосредственно от мастера -хранителя канонов, как в свое время обучал основам «тариката» его духовный наставник Машарипджан Пир.
Ключевые слова: музыка, поэзия, культура, традиция, талант, канон, сочинение, правление, мастер.
ABOUT THE WORK OF HADJIKHAN BOLTAEV Mamadolimova MM.
Mamadolimova Malikakhon Mamatisak qizi - Undergraduate, DEPARTMENT MAQAM SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: Hadjikhan Boltaev (1902-1987) - an outstanding master of Uzbek macomic art of the twentieth century. He, a vibrant creative person, kept in his memory the most complete, after the masters of the "Makom Academy " Feruza, musical model of the vocal sphere of the Tanbour Makom and dozens of other classical melodies and spiritual chants of Khorezm "Suvora ". At the same time, he kept in his memory hundreds of poetic texts of classical macomic poetry. In his early youth, Hadjikhan fell into the field of vision of the famous spiritual mentor Masharipjan Pir, who instilled in him a love for Sufi poetry and taught the basics of "tariqa"- the path to spiritual perfection. That's where he got an unshakable faith and love for maqoms and spiritual songs of the Suwara. Perhaps the only thing he lacked was the scientific base of the Makom, obtained directly from the master - keeper of canons, as his spiritual mentor Masharipjan Pir had taught the basics of the "tariqa " at one time. Keywords: music, poetry, culture, tradition, talent, canon, composition, board, master.
УДК 078
Богатое и самобытное музыкальное наследие узбеков много веков развивалось как искусство, передаваемое «из уст в уста», из поколения в поколение, от мастера к ученику, то есть поколениями народных музыкантов, певцов, сказителей. Совершенствуясь на
протяжении веков, оно сложилось как развитая монодическая культура, обладающая разнообразием форм, видов и жанров, музыкально-выразительных средств и своеобразием исполнительства. Музыка узбеков во всех своих проявлениях - продукт жизнедеятельности в прошлом оседлого и кочевого общества. Жизненный уклад наложил специфический отпечаток на формирование и функционирование основных составляющих любой музыкальной цивилизации - традиционной музыки [1, 13].
С конца XVIII века в Хорезме к власти приходит династия «кунградов», которые способствовали укреплению государственности, торгово-экономическому развитию страны и возрождению ее культурных традиций. На волне этого подъема культуры особую роль играла музыка и поэзия. В этом можно усматривать и возрождение былых духовных ценностей Хорезма, как своеобразной «Музыкальной Мекки». Удивительно, но факт, что в XIX веке страной правили три Хана, которые играли на музыкальных инструментах, сочиняли музыку и увлекались поэзией: Мухаммад Аминхан (время правления 1844-1853), Саид Мухаммадхан (1855-1864) и Мухаммад Рахимхан II Феруз (1864-1910).
И другие Правители, хотя непосредственно и не занимались музыкой, но страстно увлекались ею и поэзией. Это - Мухаммад Рахимхан I (время правления 1806-1825) и Аллакулихан (1827-1842). Во время правления Мухаммада Рахимхана I Ниязджан Хаджа был направлен gослом в Бухару. Думается, что эта была далеко не случайная акция, и она имела специальные цели изучения традиций высокой музыкальной классики для украшения придворного этикета. А Аллакулихана Агахи называл «шеършунос» (буквально «знаток поэзии») за его особые склонности в этой области. А музыка и поэзия - родные сестры, имеющие общие корни [2, 65].
Однако большого и пышного расцвета музыкальное искусство Хорезма достигает в период правления Мухаммада Рахимхана II Феруза, который правил страной более сорока шести лет. Помимо других нововведений, которые учредил Феруз в области массового музыкального увлечения, например, поощрения специальных музыкальных собраний - маджлисов среди демократических кругов с приглашением профессиональных музыкантов за определенную плату и регулирования деятельности «музыкальных групп» с точки зрения художественного совершенства их репертуара.
Время правления Феруза стало своеобразным «золотым веком» макомов Хорезма. Вокруг покровителя и лидера Феруза, собираются талантливые музыканты и поэты. Для Феруза, просвещенного поэта и музыканта, макомы, синтезирующие высокую поэзию и музыку, становятся не пустым развлечением, а делом творческой страсти и самовыражения. Так, он замышляет нечто монументальное и художественно совершенное, которое как память о нем останется в истории, для возведения Музыкального свода «Шести с половиной макомов Хорезма».
Из истории узбекской музыки известно то, что прославленные певцы и музыканты, которые служили при дворе и были живыми носителями теории и практики великих музыкальных традиций. Из-за своего почета и уважения, а так же популярности в народе, большие мастера были под бдительным надзором органов новой власти. Ими пренебрегали и их не допускали к ключевым должностям государственного музыкального строительства. При удобной возможности, по сфабрикованным обвинениям чинили физическую расправу. Ярким примером тому является жестокая расправа над великими музыкантами Матякубом Харратом, Камилем Девани и другими, которые всей силой своего таланта и мастерства исправно служили советской власти.
Приверженность отдельного певца какому-либо поэту была известна слушателям и становилась особенностью его творчества. Такие певцы обычно не только наизусть знали поэзию своих кумиров, но были и хорошо осведомлены об их жизни и деятельности, религиозных и философских воззрениях. На сей счет в обиходе певцов даже имеется специальный термин - куллиётий. Смысл его сводится к тому, что певец сполна (соответственно этимологическому значению слова куллиёт) владеет творчеством своего поэта. По свидетельству современников, знаменитый хорезмский певец Хаджихан Болтаев наизусть знал все доступные стихи Машраба и Огахи. Их газели и мухаммасы он мог петь несколько дней, не повторяясь.
Авторские и народные стихи классического свода, прошедшие определённый этап естественного отбора в живой практике бытования, составляют нечто целое, вроде «открытой книги» поэтических текстов макомов, которая через уста певцов становится доступной различным социальным слоям. Свод этот вбирает в себя творения именитых и безымянных поэтов разных эпох и языков. Среди них имена Джалалиддина Руми, Пахлавона Махмуда,
Хофиза Шерази, Абдурахмана Джами, Алишера Навои, Боборахима Машраба, Абдулкадыра Бедиля и других. Это не просто мастера изящной словесности, но и величайшие авторитеты исламской идеологии. Стихи их воспринимаются как мудрость высокого философско-этического смысла.
В 1964 году, уже под руководством самого Хаджихана, при Доме культуры Ургенча был создан новый макомный ансамбль, вызвавший к жизни новую плеяду певцов и музыкантов, продолжателей традиций. И среди них новая знаковая фигура - Рузмат Джуманиязов (1934— 2002). Уже через двадцать лет, будучи уже зрелым мастером, он повторил правое дело своего учителя Хаджихана, создав в 1984 году макомный ансамбль при областном телевидении Хорезма. Итак, традиция устной передачи макомов в модели Хаджихана, воссозданная талантом этого мастера, продолжает свой жизненный путь до нашего времени.
В 1958 году Матнияз Юсупов (1924—1995) тоже начальные навыки макомов получил в 1943 году из рук того же Матпана Худайбергенова. Однако, наполнение целостной модели Танбурных макомов жизненными соками у зрелого мастера Хаджихана, который никогда не отрывался от животворных корней, и у молодого «композитора», только окончившего консерваторию, но не кипевшего в котле реального музыкального процесса, имеют существенные расхождения.
Практическая версия Хаджихана, благодаря его активной и востребованной исполнительской деятельности, обрела художественно отточенную форму. Она получила широкое признание у слушателей и профессионалов. За время выхода версии Хаджихана на историческую арену, она не имела альтернативы, никакую другую школу нельзя было поставить рядом с ней. Следовательно, именно эта версия практически считается общепринятой и наиболее оптимальной.
В противоположность этому, нотный вариант в записи Матнияза Юсупова представляется нежизнеспособным и оторванным от реальной практики звучания. Хорезмские макомы в нотной записи М. Юсупова были опубликованы дважды.
Истина эта многократно доказана жизнью. Можно привести множество убедительных примеров того, что нотный текст — это всего лишь условные знаки. А в музыке устной традиции они вообще служат только средством восстановления в памяти.
Список литературы / References
1. Абдуллаев Рустамбек. Узбекская традиционная музыка как часть совремнности / Узбекская
музыка на стыке столетий (ХХ — XXI вв.): тенденции, проблемы. Ташкент, 2008.
2. Матёцубов Отаназар. Макомот. Тошкент, 2004.