ХХ века Поливановым, Самойловичем и другими, он воспринял от них новые методы европейской лингвистики и этнографии.
Мухаммад Юсуф Деван зада (по советским источникам Матюсуф Харратов) - потомственный музыкант (сын придворного певца и музыканта Матякуба Харрата), известный поэт, музыкант и общественный деятель. К моменту создания книги он был признанным мастером и знатоком музыки, организатором и первым директором музыкальной школы в Хиве в 1921 году.
Виктор Успенский к своей заветной цели - нотной записи Шашмакома относился равнозначно скрупулезно и как истинный музыкант, и как этнограф-исследователь. Этнография, призванная изучать живую народную память и информационные ценности, хранимые в ней, в то время считалась одной из вершин гуманитарных наук. Непременным правилом этнографии являлось: сбор, систематизация и фиксация объективной информации, добываемой из памяти народа. Он внимательно слушал и фиксировал все, что исполняли и говорили ему именитые мастера.
Этот маленький штрих, замеченный чутким взором этнографа В. Успенского, проливает свет на два существенных момента, связанных с взаимоотношениями Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов. Во-первых, нотация, созданная в Хиве, уже тогда имела хождение среди музыкантов Бухары. Во-вторых, это обстоятельство лишний раз подтверждает, что канонические основы Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов их носителями воспринимались как общие.
Список литературы / References
1. Успенский В.А. Шашмаком. Шесть музыкальных поэм. Москва, 1924; Гулом Зафари ва Махмуд Юнус. Эл ашулалари (Песнопения страны). Тошкент, 1925; Мулла Бекджан Рахман угли, Мухаммад Юсуф Деван заде. Хоразм мусикий тарихчаси (Очерки истории музыки Хорезма). -Москва, 1925 (на узбекском языке, в арабской графике; новое издание на кириллице. Ташкент, 1998); Фитрат. Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи. Ташкент-Самарканд, 1927.
2. Успенский В.А. Классическая музыка узбеков // Советский Узбекистан. Ташкент, 1927.
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ИСХАКА РАДЖАБОВА Омонов Х.С. Email: Omonov17145@scientifictext.ru
ОмоновХасан Сулайманович - заведующий кафедрой, кафедра теории и методики музыкального образования, Джизакский государственный педагогический институт им. А. Кадыри, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: Исхак Раджабов (1927 - 1982 гг.) - ученый-востоковед и музыкант, имя которого, в известном смысле, можно поставить в один ряд с такими мастерами-знатоками и исследователями макомов 1920 - 1930 годов, как Матюсуф Харратов и Абдурауф Фитрат. После резкого свертывания национальной школы макомоведения И. Раджабов стал первым зачинателем возрождения идеи макомоведения на новом витке истории. Его уникальная личность, сочетающая в себе филолога-востоковеда и зрелого музыканта, позволили в известной мере восстановить прервавшуюся цепь преемственности традиций мысли о макоме.
Ключевые слова: маком, музыка, искусство, танбур, дутар, традиция, школа, исследование, история.
SCIENTIFIC HERITAGE ISHAK RADJABOV Omonov H.S.
Omonov Hasan Sulaymanovich - Head of Department, DEPARTMENT THEORY AND METHODS OF THE MUSIC FORMATION, DJIZAKH STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE OF THE NAME A. KADYRI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: Ishak Radjabov (1927 - 1982) - a scientist-orientalist and musician, name which, in the known sense, possible put (deliver) in one row with such master-connoisseur and researcher макомов 1920 - 1930, as Matyusuf Harratov and Abdurauf Fitrat. After cutting the rolling up of the national
school макомоведения I. Radzhabov became first зачинателем rebirths to ideas макомоведения on new whorl of the histories. His unique personality, combining in itself philologist-orientalist and mature musician, have allowed to some extent to restore the abortive chain to receivership tradition to thoughts about макоме.
Keywords: makom, music, art, tanbur, dutar, tradition, school, study, history.
УДК 078
И. Раджабов родился в Ташкенте в семье прославленного музыканта-танбуриста Рихси Раджаби (1887 - 1978 гг.), старшего брата академика Юнуса Раджаби. К музыке он приобщился с детства. Уже в ранней юности владел игрой на танбуре и дутаре, выступал рядом с отцом в различных ансамблях. Но самое главное - слух его был воспитан в духе классических традиций узбекской музыки.
И. Раджабов закончил восточный факультет Ташкентского государственного университета по специальности «Иранская филология» и продолжил учебу в аспирантуре Ленинградского государственного университета. Его кандидатская диссертация была посвящена исследованию музыкальных трактатов, являющихся наиболее достоверным источником в изучении истории и теории Шашмакома [1].
Научную деятельность Исхака Раджабова можно разделить на два периода: первый - когда он работал сотрудником Института языка и литературы Академии наук Узбекистана, второй - в должности заведующего сектора «Истории музыки» Научно-исследовательского института искусствознания. В качестве филолога И. Раджабов опубликовал три книги текстологического, архивно-библиографического и музыкально-филологического направления.
В музыковедческом плане ученый опубликовал две масштабные монографии - «Трактаты средневековых ученых о музыке в фондах Института востоковедения Академии наук Узбекистана», и «Макомы», а также ряд значительных исследований источниковедческого и исторического характера.
В 1972 году, когда в Ташкентской государственной консерватории открылась кафедра «Восточной музыки», И. Раджабов занялся активной педагогической работой. Он преподавал «Источниковедение» музыковедам-востоковедам и «Основы макомов» певцам и инструменталистам традиционного стиля. Учитывая острейшую нехватку учебно-методической литературы для исполнителей традиционной музыки, И. Раджабов написал учебное пособие по курсу «Основы макомов», и распространил его в ротапринтном варианте [2].
Таким образом, книга «К вопросу о макомах» и учебное пособие «Основы макомов» составляют два издания макомоведческих трудов И. Раджабова, изданных при его жизни. Они стоят особняком в творческом наследии ученого и, на наш взгляд, более объективно отражают его воззрения. Во-первых, потому что книга «К вопросу о макомах», опубликованная как литературно-художественное издание, оказалась свободным от догм официального музыковедения того времени. В свою очередь, текст учебного пособия, рассчитанного для внутреннего пользования, был лишен цензуры и «редактирования». Во-вторых, оба этих исследования написаны живым и естественным языком, что, несомненно, свидетельствует о литературном даровании автора. Все эти качества делают И. Раджабова самобытным явлением в истории развития узбекского музыковедения мысли ХХ века.
При всем сходстве его интересов сМулла Бекджаном, Матюсуфом Харратовым и Фитратом он избрал свой самостоятельный путь. Абдурауф Фитрат был ученым теоретиком в прямом смысле этого слова. Его концепция «узбекской классической музыки» (сам термин является синонимом Раджабовского понятия «маком»), основывается на дедуктивно-логических предпосылках от общего к частному, в то время как в своих индуктивно-логических воззрениях И. Раджабов исходит от практики к научному обобщению. Причем ученый, прежде всего, опирается на личный опыт осмысления бытия макомов.
Как профессионал И. Раджабов отчетливо осознавал значение нотных записей в создании целостного представления о макомах. Судя по содержанию книги «К вопросу о макомах», им тщательно изучены все нотные сборники, составленные в Узбекистане и Таджикистане, начиная от В. Успенского до последнего издания Хорезмских макомов в записи Матнияза Юсупова. Наряду с нотными текстами, весьма ценным источником он считал пластинки с записью макомов в исполнении старых мастеров. Аналитические суждения И. Раджабова о Бухарском Шашмакоме, Хорезмских макомах и Фергано-Ташкентских макомных мелодиях, представленные в его книге «Макомлар масаласига доир», - это удивительные примеры проникновения в интонационный мир макомата. Тем не менее, зная музыку макомов более, чем кто-либо другой, он делал оговорку о том, что «Шашмаком изучен еще весьма слабо», что «в
отношении Хорезмских макомов необходимо более детальное исследование танбурной нотации» и так далее.
Как исследователь, И. Раджабов, прежде всего, основывается на собственном знании рукописных источников: начиная от самых ранних музыкальных трактатов (Кутбиддина Шерази (1236 - 1311 гг.)) до музыкальных баязов, составленных в Бухаре в XIX веке. Сведение письменных источников и реальной музыкальной практики в единое целое оказалось оригинальным и актуальным научным подходом.
И. Раджабов впервые в отечественном музыкознании дает определение макома в контексте живых музыкальных традиций. Оно имеет важное значение в осмыслении практики макомов всего региона Центральной Азии и Шашмакома, в частности. И. Раджапов характеризует маком, как «свод инструментальных и вокальных мелодий, соответствующих определенной ладовой основе». На наш взгляд, это наиболее ясное и лаконичное определение макома в контексте музыки Центральной Азии, несущее четкую смысловую нагрузку.
Маком (букв. «место», «местоположение») - это исходное и вместе с тем всеобъемляющее понятие. В широком смысле маком - синоним термина «классическая музыка». В истории музыки это слово употребляется сомножеством значений. Но в данном определении выделяются три ключевых смысла этого синкретического понятия: лад - система организации тонов, логическая основа музыкального целого; определенная мелодия (сочинение, композиция); совокупность или свод мелодий (сочинений, композиций).
Лад имеет исходное значение в многозначном понятии маком. Примечательно, что из множества других узбекских, таджикских и арабских синонимов этого слова (куй, парда, нагма, джам, дойра и других), широко используемых в традиционной науке и в практике, мы (кто?) предпочитаем именно термин «лад», имеющий в современном музыкознании более универсальное значение. Словосочетание «ладовая основа» в принципе тоже идет из обихода и довольно верно отражает суть явления.
Мелодия - куй (мелодия), такое же универсальное понятие, как маком и лад. Однако в контексте данного определения лад и мелодия предстают как две стороны одного явления. Лад подразумевает абстрагированную музыкально-логическую основу системы связей тонов. А мелодия - живой интонационный процесс, движение по этим тонам, организованное посредством лада и ритма. То есть в макомах лад и мелодия представляют две неразрывные стороны единого процесса.
Что касается множественности мелодий (многочастность сочинений, композиций) на определенной ладовой основе - это устоявшаяся традиция, важная стилевая черта Шашмакома как жанра. Шашмаком в собственном смысле слова (то есть основное каноническое ядро без прилегающего) в музыкальной практике Центральной Азии - это замкнутая система, устоявшаяся, канонизированная самой практикой многочастная композиция.В этом смысле Шашмаком, по определению Фитрата, шесть рядов макомов-ладов. Говоря иначе, ладовая система. Она и есть основа устоявшейся многочастной инструментальной и вокальной композиции. В определении И. Раджабова, этот уровень макомного целого передается понятием свод - мажмуа.
В настоящее время макомоведческие воззрения И. Раджабова чрезвычайно актуальны с точки зрения так называемой «устной теории». Это понятие было введено в научный обиход в начале прошлого века Г.Дж. Фармером, хотя устный метод изучения музыки имеет весьма старые корни. Например, к традициям устной теории можно отнести музыкальные взгляды Исфагани, термины и понятия которого рассредоточены в огромном массиве текстов «Книги песен», а также учения Фараби о «практической науке о музыке», воззрения «Кабуснаме», «Трактат о музыке» Мухаммада Нишапури (XIII в.), стихотворный трактат «О двенадцати макомах» Кавкаби и другие источники о музыке.
Список литературы / References
1. Раджабов И.Р. Рукописные источники по истории музыкальной культуры народов Средней Азии из собрания восточных рукописей Академии наук Узбекской ССР. Автореф. дис... канд. филолог. наук. Ленинград, 1955.
2. Раджабов И. Маком асослари. Методическое пособие для средних и высших учебных заведений. Ташкент, 1992.