опознать эмоции, пользовались наводящими вопросами, им требовалось время при выполнении задания. Витя преимущественно только показывал эмоции, так как отказывался вербализировать их. С заданиями всех серий не справились Андрей, Саша и Илья, они демонстрировали неадекватные эмоциональные реакции, негативизм.
По итогам методики изучения понимания эмоций, изображенных на картинках, детьми с РАС нами были сделаны следующие выводы. Выраженные трудности возникали при определении эмоциональных состояний нарисованных детей, так как достаточно много деталей изображения сбивали и «растворяли» четкие мимические контуры, по которым можно было бы судить об испытываемых эмоциях. Графические изображения эмоций узнавались с трудом, тогда как укрощенные графические изображения на черном фоне воспринимались детьми лучше всего.
По итогам проведенного исследования выяснилось, что дети старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с малой вероятно-
Библиографический список
стью определяют эмоциональные состояния изображенных на картинках детей, сталкиваются с проблемой распознания упрощенных графических изображений эмоций. Дети слабо проявляют волевые усилия при выполнении диагностических заданий или же вовсе отказываются от выполнения указаний. Наблюдалась нецеленаправленность деятельности, полевое поведение, неадекватные эмоциональные реакции у исследуемых, что необходимо учитывать при организации их учебной деятельности.
Развитие навыков эмоционально-волевой регуляции детей старшего дошкольного возраста будет способствовать проявлению самоконтроля эмоциональных поведенческих реакций на постоянно возникающие изменения в окружающем мире; целенаправленности и произвольности действий; более полному выражению ребенком в общении с людьми своих эмоций, чувств, состояний и отношений, что обеспечит лучшее понимание ребенком людей. Отдельно следует отметить, что использование педагогической диагностики возможно и в образовательном процессе детского сада.
1. Хаустов А.В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития. 2016; Т. 14, № 2 (51): 3 - 12.
2. Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: научно-практический сборник. Москва: Теревинф, 2006: 9 - 33.
3. Колоколов ГР Энциклопедия клинической психиатрии. Москва: Научная книга, 2009.
4. Штефа В.Н. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. ВестникДГТУ. 2017№ № 14: 28 - 31.
5. Психология человека от рождения до смерти. Москва: Издательство АСТ, 2015.
6. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Санкт-Петербург: Питер, 2005.
7. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция как рефлексивный процесс. Вестник Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2016; № 1 (35): 88 - 92.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Москва: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.
9. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. Санкт-Петербург: Речь, 2007.
10. Урунтаева ГА., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Москва: Просвещение: Владос, 1995.
References
1. Haustov A.V. Osobye obrazovatel'nye potrebnosti obuchayuschihsya s rasstrojstvami autisticheskogo spektra. Autizm i narusheniya razvitiya. 2016; T. 14, № 2 (51): 3 - 12.
2. Ermolaev D.V., Zaharova I.Yu. Sredovoj podhod v rabote s det'mi s narusheniyami razvitiya 'emocional'noj sfery. Osobyj rebenok. Issledovaniya i opyt pomoschi: nauchno-prakticheskij sbornik. Moskva: Terevinf, 2006: 9 - 33.
3. Kolokolov G.R. 'Enciklopediya klinicheskojpsihiatrii. Moskva: Nauchnaya kniga, 2009.
4. Shtefa V.N. Osobennosti razvitiya 'emocional'noj sfery detej starshego doshkol'nogo vozrasta. VestnikDGTU. 2017№ № 14: 28 - 31.
5. Psihologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2015.
6. Homskaya E.D. Nejropsihologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.
7. Chumakov M.V. 'Emocional'no-volevaya regulyaciya kak refleksivnyj process. Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta imeni P.G. Demidova. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016; № 1 (35): 88 - 92.
8. Rogov E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogopsihologa. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr Vlados, 1999.
9. Mamajchuk I.I. Pomosch'psihologa detyam s autizmom. Sankt-Peterburg: Rech', 2007.
10. Uruntaeva G.A., Afon'kina Yu.A. Praktikumpo detskojpsihologii. Moskva: Prosveschenie: Vlados, 1995.
Статья поступила в редакцию 30.07.20
УДК 378
Gorbunova I.B., Doct. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Belov G.G., Cand. of Sciences (History of Arts), Professor, senior researcher, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE ART OF MUSICAL SOUND ENGINEERING: HISTORICAL AND EDUCATIONAL ASPECTS. The computer era, which began in the world at the end of the
twentieth century, has made huge changes in all spheres of public life, touching on the practice of music. The article discusses features of forming training programs for sound engineers using music and computer technologies. Using concrete examples, the researchers consider the stages of training a musical sound engineer in the framework of a system developed and implemented at the level of additional professional education in the Education and Methods Laboratory Music Computer technologies at the Herzen State Pedagogical University of Russia.
Key words: music sound engineering, musical computer, music computer technologies.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] Г.Г. Белов, канд. искусствоведения, проф., ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ИСКУССТВО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Компьютерная эра, наступившая в мире в конце ХХ века, внесла колоссальные изменения во все сферы общественной жизни, коснувшись и практики музицирования. В статье рассмотрены особенности формирования программ обучения звукорежиссёров с применением музыкально-компьютерных технологий. На конкретных примерах рассматриваются этапы подготовки музыкального звукорежиссёра в рамках системы, разработанной и реализуемой на уровне дополнительного профессионального образования в Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Ключевые слова: музыкальная звукорежиссура, музыкальный компьютер, музыкально-компьютерные технологии.
Уже в самом заголовке статьи содержатся все ключевые слова, которые должны уяснить, чтобы получить некоторое представление о сути поставленной проблемы. Начнём с последнего слова: режиссура. Оно явно не русское. Открываем «Словарь иностранных слов» [1]. Такого слова там нет Но есть разъяснение слова «режиссёр» [1, с. 518]. Читаем: «Режиссёр (фр. regisseeur < regere управлять) - художественный руководитель спектакля, фильма, радио и телепередачи, эстрадных и цирковых программ; постановщик».
Нетрудно догадаться, что слово режиссура в русском языке возникло, видимо, путём его русской интерпретации по типу: культура, аспирантура, партитура, либо как управление деятельностью определённого типа, скажем, организацией слова режиссёр: режиссура - это то, чем он занимается, то есть он руководит созданием театрального спектакля (в оперном театре - режиссёр оперы, в театре драмы и комедии - театральный режиссёр, в кино - кинорежиссёр), одним словом - постановщик. Значит, режиссура - деятельность постановщика зрелища, какого-то явления, а также как зримый результат этой деятельности, который можно в известной мере квалифицировать по качеству.
Послевоенная Россия 40-е -50-е годы - то время, когда совсем не в каждой квартире был телевизор, но всегда можно было отыскать «радиоточку» (так иногда именовался аппарат, c помощью которого осуществлялась по государственной сети трансляция радиопередач (от легендарной блокадной «чёрной тарелки» до современного трёхпрограммника, который и сегодня в некоторых квартирах порой занимает своё место). Нетрудно представить, сколько незабываемых художественных впечатлений сохранилось в памяти советских людей от ярких радиоспектаклей, радиотрансляций массовых празднеств, песенных радиопремьер и концертов симфонической, хоровой и народной музыки.
Но ведь радиожанры не считаются зрелищным искусством, а скорее - звуковым. Следовательно^ звукорежиссурой можно назвать художественную деятельность мастера, результатом которой является создание многогранного звукового образа выразительными средствами звукозаписи речевого или певческого искусства артистов при помощи шумов, музыки и других элементов звучаний, совместно направленных на воплощение авторского и исполнительского замысла. Мастер в данном случае выступает как звукорежиссёр-постановщик.
Конечно, создавали в ту пору такое искусство (помимо замечательных актёров и музыкантов) в первую очередь талантливые звукорежиссёры, добиваясь различными приёмами и звуковыми эффектами отчётливости диалогов и «зримости» радиопередач. Именно в эти послевоенные годы возникло и достигло выдающихся успехов искусство звукорежиссуры. В немалой степени оно связано и с новыми техническими возможностями записи звука на магнитофонную ленту, и операциями с нею: разрезание, склеивание и монтаж (лучших по качеству фрагментов), запуски с различными скоростями движения сквозь магнитные головки, запуск ленты в обратном направлении, звукодинамические эффекты, связанные с привнесением природных и искусственных шумов. Одним из прекрасно работающих приёмов звукорежиссуры стал приём монтажного наложения фонограмм ранее записанного инструментального сопровождения «минусовки») и солирующей партии (вокала, солиста-инструменталиста и т. п.).
Не нужно забывать, что чуть ли не с конца Х1Х века в странах Европы и Америки появились фабрики грампластинок, и возникло их промышленное производство. Как происходили первые записи на пластинку? Участвовал ли в них звукорежиссёр? Данных об этом процессе пока собрать не удалось. Если иметь в виду, что запись могла бы выполняться на восковой валик фонографа (или прямо на углеродный диск), а перед собирающей звуки огромной трубы-рупора размещались музыканты-исполнители, то их рассадка, конечно, требовала опытного организатора этого процесса: он, очевидно, знал, кого выдвинуть вперёд, а кого поставить сзади. Назывался ли этот организатор музыкальным звукорежиссёром? Существует старинная запись на пластинку сольного исполнения Ф.И. Шаляпиным русской песни «Очи чёрные», которому подпевает маленький хор (вероятно, русских эмигрантов в Париже).
Позже кинопродукция со звуковыми фильмами тоже становилась действенными факторами развития, сохранения и копирования звукового искусства и, конечно, его совершенствования. Можно предположить, что звукозапись и зву-корежиссура уже тогда становилась лишь частью режиссуры театра и кино. Музыкальная звукорежиссура, в свою очередь, определилась как особая категория профессионализма, специфически связанная только с музыкальным искусством, с умением грамотно записать на звуконоситель многотембровый музыкальный ансамбль так, чтобы слухом человека отчётливо «читалась» вся многослойная палитра нотной партитуры и по горизонтали, и в глубину (как в идеале её задумал композитор, и как она была исполнена талантливыми музыкантами).
Сама профессия музыкального звукорежиссёра в России ещё сравнительно молода: она возникла в середине ХХ века. В неё пришли преимущественно музыкально одарённые исполнители-практики: это музыканты с тонким и, как правило, абсолютным слухом, с собственным артистическим опытом солиста или ансамблиста, со знанием и пониманием как бы «изнутри» великой классической музыки. В Ленинграде таким был, например, заслуженный работник культуры России, звукорежиссёр высшей категории Семён Шугаль, прежде валторнист оркестра Ленинградской филармонии. Другой пример - Виктор Динов, закончивший Ленинградскую консерваторию как пианист (на сегодня в портфеле педагога-мастера уже шесть выпусков его учебного пособия для звукорежиссёров «Звуковая картина» [2]). Хоровым дирижёром мог бы стать Феликс Гурджи,
если бы не увлёкся профессией звукорежиссёра. Все они в начале своей звуко-режиссёрской карьеры во многом интуитивно (методом проб и ошибок) создавали безупречные записи музыки (студийные, концертные и трансляционные). Они успели записать на плёнку выдающихся солистов-исполнителей своего времени, выполняли записи оркестровых концертов, оперных спектаклей, киномузыки, музыкальной эстрады. Сегодня эти записи представляют собой бесценный фонд отечественной музыкальной культуры. Некоторые из них были перенесены на граммофонные пластинки.
Выдающийся советский звукорежиссёр И.П. Вепринцев так говорит о своей профессии: «Звукорежиссура предусматривает глубокое изучение намеченного к записи произведения (партитуры, пьесы и др.), разработку совместно с дирижёром, режиссёром акустической интерпретации записи, создающей у слушателя эффект присутствия (представление о том, как и где развёртываются события, о мизансценах, действиях и др.») [3]. Рассуждая далее о музыкальной звукорежис-суре, Вепринцев добавляет: «Чтобы создать в целом задуманный звуковой образ, передать слушателю все краски живого исполнения, иногда даже подчеркнув детали, которые неизбежно теряются в театре или концертном зале, звукорежиссёр выбирает и подготавливает к записи помещение, размещает микрофоны и с помощью электроакустических устройств (управление которыми осуществляется на микшерском звукорежиссёрском пульте) подбирает уровень громкости, соотношение и окраску звуковых сигналов, получаемых с различных микрофонов» [там же].
Производство виниловых пластинок - ещё одна сфера, где заметно проявлялось молодое искусство музыкальной звукорежиссуры, которое постепенно обретало свои творческие наработки. Тиражи сравнительно недорогих долгоиграющих виниловых дисков в нашей стране были огромны. Большое значение имело появление долгоиграющих пластинок-гигантов со скоростью 33 оборота в минуту и длительностью звучания одной стороны диска более 20 минут. Для их воспроизведения должна быть высококачественная домашняя усилительная электроаппаратура. Уходили в прошлое патефоны с ручным заводом пружины для вращения пластинки со скоростью 78 оборотов в минуту. (Кстати, ограниченное лишь тремя минутами воспроизведение такой пластинки породило специфический жанр песенно-танцевальных форм музыки, где звучание записи песни или инструментальной пьесы не должна превышать заданный лимит. К нему был приучен потребитель, для которого звучание музыки более трёх минут казалось невыносимо затянутым).
Тем временем граммофонные фабрики осваивают стереоформат записи и производства пластинок, а заводы радиоаппаратуры выпускают стереопроигрыватели с двумя звуковыми колонками. Стереофоническое звучание музыки делает шаг к сближению музыкального искусства со зрелищными жанрами, такими как театр и кино. Снова возникает стимул для творческого освоения звукорежиссёрами-музыкантами новых форматов и техник (квадрофония и др.) звукозаписи.
В 60-е годы многие драматические театры вынужденно освобождаются от обязательных небольших театральных ансамблей-оркестров в оркестровой яме перед сценой, и музыкальное сопровождение спектакля всё более становится зависимым от качества звучания фонограммы в звуковых колонках по бокам сцены. Она, естественно, заранее создаётся автором музыки совместно со звукорежиссёром театра. Режиссёры-постановщики драматических спектаклей творчески взаимодействуют в решении звуковой драматургии представлений с опытными музыкальными звукорежиссёрами: приёмами монтажа различных записей, в том числе - музыкальных, качественно безупречного воспроизведения данной фонограммы в течение спектакля, решается художественно оригинальное звуковое сопровождение представления.
Профессия звукорежиссёра (особенно музыкального) давно привлекает молодёжь. В гуманитарных университетах объявляются конкурсы на вновь отрывающиеся факультеты музыкальной звукорежиссуры: туда идут, как правило, выпускники музыкальных школ и училищ. В вузах, в рамках своего факультета они продолжают изучать музыкальные дисциплины: сольфеджио, гармонию, общий курс игры на фортепиано, анализ форм, прибавляется ещё чтение партитур с инструментоведением, добавляется акустика и, наконец, аранжировка. Конечно, главным в учёбе у студентов факультета музыкальной звукорежиссуры становится постижение современных технических, аппаратных возможностей звукозаписи. Ныне такого рода специалисты - звукорежиссёры с высшим образованием - очень востребованы в многочисленных городских и сельских радиоцентрах, в радиорубках садов и парков, заводов и фабрик, в радиостудиях школ, концертных залов и театров.
Революционным событием в развитии искусства звукорежиссуры стал переход от аналоговых носителей информации к цифровым. Первые опыты в России датируются 1967 годом. Ведь ещё в 50-е годы для обеспечения звукозаписи, допустим, народных исполнителей в фольклорных экспедициях приходилось возить с собой по деревням и сёлам громадный и тяжеленный МАГ порой даже в крестьянской телеге. (Такие же, кстати, стояли неподвижно и в студиях Дома радио). Со временем и у фольклористов-собирателей плёночные магнитофоны с электропитанием от батареек становились менее громоздкими (например, знаменитый советский профессиональный «Репортёр-3» весил примерно 3 кг и легко помещался в сумке, но он не обладал устройством воспроизведения только что записанного звука: предполагалось, что дальнейшая работа с записанной в экспедиции магнитофонной лентой будет осуществляться в студийных условиях
на МАГах). А вот в быту оказываются популярными миниатюрные плееры - проигрыватели узкоплёночных магнитофонных стереокассет Но теперь новая, уже цифровая техника переносных устройств записи и воспроизведения звука стала существенно компактнее, легче и надёжнее.
Компьютерная эра, наступившая в мире в конце ХХ века, внесла колоссальные изменения во все сферы общественной жизни, коснувшись, безусловно, и практики музицирования. Конечно же, прежде всего, поменялась аппаратура, связанная с тиражированием и воспроизведением музыки: виниловые пластинки-гиганты вытесняются лёгкими, небольшими и прочными цифровыми дисками. Их большим преимуществом стало чистое звучание, свободное от технических шумов (таких как шипение вращающейся виниловой пластинки, трески и щелчки от царапин на ней); увеличилось время проигрывания (до 96 о/мин.). Реставрация аналоговых записей, их оцифровка и запись на лазерный диск - первый этап освоения музыкантами-звукорежиссёрами компьютерных программ работы со звуком.
Конечно, в атрибутах творчества студийного музыкального звукорежиссёра по-прежнему оставались необходимыми микрофоны различных функциональных назначений, элементы электрокоммутации, микшерский пульт, большие плёночные магнитофоны (МАГи), чуткие звукомониторы; по-прежнему студия и аппаратная были разделены звуконепроницаемой стеклянной перегородкой, но главным орудием производства мастера являлся теперь не магнитофон, а персональный компьютер (PC) с его «сердцем» - магнитным диском большой ёмкости. Другим обязательным условием такого компьютера стала высококачественная звуковая карта. Оснащённый программным обеспечением для различных задач звукоре-жиссёрской деятельности такой аппарат получил название «музыкальный компьютер» (МК) [4 - 7]. Он заменил собой в студии многодорожечный магнитофон.
Работая на РС с помощью различных компьютерных программ-редакторов, звукорежиссёр-музыкант теперь может успешно контролировать не только мно-годорожечную MIDI-запись музыкального ансамбля в студии, располагая её на любом количестве треков в современных версиях программах Cubace, Nuende, Sonar. Мастер, выводя каждый трек (или одновременно все треки) на экран компьютера, способен увидеть как нотное, так и графическое отражение его звучания (даже всей партитуры ансамбля), не только слухом, но и глазами обнаружить ошибки в исполнении и легко исправить их. Продолжив работу над записью треков в волновых аудиопрограммах-редакторах, таких как Wawelab, Sound Forge, Cool Edit, звукорежиссёр в соответствии с художественным замыслом способен изменить акустические условия звучания музыки: придать ей тёплый камерный характер, «изобразить», например, спортивный стадион; разместить» исполнителей на в открытом пространстве с эффектом многократного эха; перенести в их в просторный, акустически великолепный филармонический зал или в глухое тесное горное ущелье, наконец, сочинить ещё какое-то своё, необычное звучание, отразить всё это на фонограмме. Такое свойство акустического преобразования звучащей фонограммы получило термин саунддизайн. На данном треке, но уже в компьютерном формате Wave, звукорежиссёр снова может найти и исправить ошибки в фонограмме: удалить ненужный щелчок, выровнять (или уточнить) динамику, придать ей своеобразный тип звучания. Эти программы создают для современного звукорежиссёра не только возможности неограниченного контроля над качеством звукозаписи, но и художественной фантазии при её метаморфозах.
Итак, безупречный музыкальный слух, в высшей степени профессиональное владение музыкально-компьютерными технологиями (МКТ [8-12]) в звукозаписи и редактировании цифровой фонограммы, опыт студийной работы с музыкантами-исполнителями (их рассадка и установка микрофонов), глубокое изучение и знание записываемого нотного текста - первое и важное условие для современного музыкального звукорежиссёра, стремящегося к искусству в своей профессии. Быть выше элементарного ремесла, обладать фантазией художника, сообщающего слушателю конечного продукта своего творения нечто новое, оригинальное - в этом видится смысл искусства звукорежиссёра-музыканта.
Со временем такой специалист определяется в жанровых предпочтениях для своего творчества: он звукорежиссёр музыкального театра или концертного зала филармонии, развлекательной эстрады, джазового клуба; он звукорежиссёр массовых городских праздников на стадионах, в парках; наконец, он может быть поклонником только студийной работы или стать мастером-универсалом - всюду он выступает в роли творца, всюду проявляются черты искусства в его творчестве. С ним считаются, он безусловно востребован в данном жанре.
Конечно, профессия музыкального звукорежиссёра далека от сольного исполнительства: он работает, как правило, с талантливыми музыкантами (певцами, инструменталистами, композиторами, дирижёрами), с постановщиками спектакля, с режиссёром кинофильма, эстрадного представления. Для творческого общения с такими людьми музыкальный режиссёр обязан быть конгениальным, то есть сам обладать высокой общей культурой, суметь при необходимости предложить коллеге свежую, оригинальную идею звучания, интересный вариант.
Ныне, в наше время вполне достойную конкуренцию мастерству музыкального режиссёра вполне может составить автор музыки (композитор), который, виртуозно владея современными МКТ, сам может представить готовую фонограмму высокого качества.
Есть и другой пример. В ХХ веке выдающийся канадский пианист-виртуоз Глен Гульд, увлёкшийся искусством звукозаписи, перестал публично выступать
на концертной эстраде и целиком посвятил себя студийным записям своего исполнения органной, клавесинной и фортепианной классики. Он активно пользовался методом монтажа своих наиболее удачно сыгранных фрагментов записей музыки, монтируя целое за звукорежиссёрским пультом. Сегодня не все любители классики доверяют таким записям, предпочитая «живые» звукозаписи полного («сквозного») исполнения произведений от начала до конца, пусть и не безупречного по качеству
Рассмотрим особенности реализации процесса подготовки музыкального звукорежиссёра на примере деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского педагогического университета имени А.И. Герцена (г Санкт-Петербург), где разработана система профессиональной переподготовки и повышения квалификации звукорежиссёров с высшим и средним профессиональным образованием. Особое внимание профессорско-преподавательским сообществом УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» уделяется элементам данной системы, которые способствуют организации эффективного процесса обучения музыкальному творчеству в цифровой среде, рассмотрению на конкретных примерах учебных и творческих мероприятий, позволяющих последовательно формировать ключевые компетенции музыкального звукорежиссёра для ведения профессиональной деятельности в художественно-творческой и цифровой образовательной среде (см., например, работы [13 - 19]). Развитию музыкальной звукорежиссуры в значительной степени способствует становление искусства исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах - современных ЭМИ [20 - 25].
Рассмотрим особенности построения курса «Музыкальная звукорежиссу-ра» с учётом вышеприведённых критериев.
Цель и задачи программы
Цель: приобретение знаний в области программного и аппаратного обеспечения профессиональной деятельности звукорежиссера для ведения деятельности в области концертных и культурных мероприятий широкого спектра, освоение основных аспектов преподавания музыкальной звукорежиссуры.
Звукорежиссёрская деятельность музыканта и основные аспекты методической подготовки и методического сопровождения образовательного процесса для решения профессиональных педагогических и творческих задач в области концертной звукорежиссуры в современном музыкально-образовательном процессе является чрезвычайно востребованной сферой профессиональной деятельности.
Задачи:
- сформировать понимание об основных средствах художественной выразительности в творчестве звукорежиссера, работающего с применением новых многоканальных звуковых технологий;
- обосновать понимание возможностей современных технологий звукозаписи и воспроизведения звука;
- теоретически обосновать характер творческой деятельности звукорежиссера, а также определить требования к его профессиональным качествам в системе профессиональной подготовки;
- дать чёткие представления о работе в современных цифровых рабочих станциях, познакомить слушателей с основными МКТ, применяемыми в современной музыкальной индустрии;
- осветить возможности современных программ, познакомить с учебно-методическими материалами по творческому применению современных МКТ в процессе концертной звукорежиссуры.
Рабочая учебная программа учебного модуля «Музыкальная звукоре-жиссура»
Тема «Физическое, информационное и музыкальное определение звука е музыке»
Содержание. Теоретические основы: физика звука, акустические основы, электроакустика. Основные задачи композитора, аранжировщика, звукорежиссера. Физиология звука: речь и вокал, восприятие звука и основы психоакустики, профессиональная техника безопасности.
Тематика и описание практических занятий: записать голоса, в профессиональной программе рассмотреть физические основы звука, изменить громкость аудиофайла (нормализовать).
Тема «Основы музыкальной звукорежиссуры»
Содержание. Компьютерная обработка аудиосигналов. Аудиоредакторы, DAW и встраиваемые модули обработки аудиосигналов. Коррекция временных, динамических, частотных параметров аудиосигналов. Реставрация аудиозаписей. Критерии оценки качества звучания. Редактирование и монтаж фонограмм. Разрушающее и неразрушающее редактирование. Линейный и нелинейный монтаж. Сведение. Объединение звуковых фрагментов в непрерывную композицию. Баланс уровней, музыкальный баланс, эквализация, пространственное расположение. Мастеринг Многополосный компрессор. Экспандер. Лимитер. Моносовместимость. Подготовка конечного продукта для разных видов изданий: кассеты, CD, DVD, «винил», трансляция в радиоэфире, звуковая дорожка к теле-, видео-, кинофильму.
Тематика и описание практических занятий: установить плагины обработки на ПК; осуществить преднастройки плагинов для записи; создать проект; осуществить коррекцию временных, динамических, частотных параметров аудиосигналов; осуществить параномирование сигналов, отстроить по громкости
каждую аудиодорожку, выполнить mixdown; самостоятельно осуществить постобработку сведенных нескольких треков.
Тема «Общая схема звукового тракта и ее реализация в концертных условиях»
Содержание. Формирование рабочего места в концертных условиях, расстановка студийных компонентов, подготовка акустического пространства.
Тематика и описание практических занятий: описать звуковое пространство помещения; охарактеризовать его свойства; графически отобразить коммутацию звукотехнического комплекса на импровизированной концертной площадке.
Тема «Программное обеспечение, используемое в концертной звуко-режиссуре»
Содержание. Обзор музыкальных программ и актуальность выбора в зависимости от поставленных задач и возможностей концертного помещения. Эквиваленты студийного оборудования и инструментов в программной среде. Этика использования программной среды.
Тематика и описание практических занятий: произвести обзор профессиональных аудиоредакторов, применяемых в концертной практике исполнителями; обосновать выбор программных средств с учетом конкретного художественного замысла мероприятия; скоммутировать компоненты программного и аппаратного комплекса.
Тема «Профессиональное оборудование музыкального звукорежиссера»
Содержание. Обзор рынка музыкального оборудования, подбор оптимальных решений, аудио-, интерфейсы, средства акустического контроля (мониторы, наушники), контроллеры как способ тактильного взаимодействия с акустической и виртуальной средой, микрофоны.
Тематика и описание практических занятий: анализ музыкального оборудования, представленного ведущими разработчиками в области музыкальной индустрии; составление технического задания для обеспечения работоспособности в студийных и концертных условиях работы звукорежиссера; моделирование акустического пространства для записи исполнителей.
Тема «Компьютерная студия звукозаписи и работа в ней»
Содержание. Ознакомление с оборудованием современной студии звукозаписи, развитие навыков работы с оборудованием и программными средствами. Обстоятельное изучение возможностей программного обеспечения и оборудования современной компьютерной студии звукозаписи. Основные задачи обучения данной темы: сформировать навыки практического применения инструментария программных средств, сформировать навыки практического применения звуко-технического оборудования студии. Звук как физический процесс. Резонанс. Основные единицы измерения звуковых процессов. Простые и сложные колебания. Звуковой спектр. Фазовые характеристики звука. Моно- и стереозвучание. Качественные характеристики звукового файла: частота дискретизации, битность. Акустика. Акустические параметры студий и концертных залов: реверберация, назначение и акустическая отделка студийных помещений, звукопоглощение и звукоизоляция. Акустика музыкальных инструментов. Электроакустика: микрофоны, громкоговорители, акустические системы, головные телефоны. Психоакустика: бинауральный слух человека, динамические и пространственные особенности восприятия звука. MIDI. Синтез звука. Синтезаторы и ЭМИ Интерфейс MIDI: возможности, типы данных, MIDI-устройства. MIDI-стандартизация: GM, GS, XG. Основы звукового синтеза. Классификация и архитектура современных синтезаторов и ЭМИ. Микрофонный приём звуковых сигналов. Звуковая коммутация. Микшерный пульт. Процессоры эффектов. Типы микрофонов, расстановка, особенности применения. Кабели и разъемы. Микшерный пульт - назначение, устройство и принципы работы. Приборы пространственной, спектральной, динамической обработки сигналов. Запись музыкальных коллективов. Музыкальные инструменты перед микрофоном. Концертная и студийная запись. Запись речи и вокала. Одноканальная и многоканальная запись. Технологии стереозаписи. Запись с наложением. Запись малых составов. Запись больших коллективов.
Тематика и описание практических занятий: установить плагины обработки на ПК; виртуально подключить все звенья цепи; осуществить предна-стройки плагинов для записи; осуществить пробную запись голоса, инструмента; осуществить технологии стереозаписи: запись с наложением, запись малых составов, запись больших коллективов; осуществить коррекцию временных, динамических, частотных параметров аудиосигналов; осуществить параномирование сигналов, отстроить по громкости каждую аудиодорожку, выполнить mixdown; самостоятельно осуществить постобработку сведенных нескольких треков.
Тема «Работа с аудиоматериалом: запись, редактирование, обработка wave-файлов, использование эффектов на примере работы в программной среде Cubase»
Содержание: разбор основных функций и рабочих областей программы, разбор всех видов дорожек (аудио, midi, группы, return, мастер); запись, редактирование и воспроизведение звука, оцифрованного с частотой дискретизации до 96 кГц и разрядностью до 32 бит; полная поддержка нескольких многоканальных форматов звука (surround), вплоть до формата 6.0; первичная обработка записанного аудиотрека, изменение основных параметров сигнала: частотная, динамическая и временная; работа с VST-плагинами и DX-плагина-ми (аудиоэффектами и обработками звука в реальном времени); возможность подключения виртуальных синтезаторов (VST-инструментов); функция «замо-
раживания» (Freeze) для VST-инструментов, позволяющая экономить ресурсы процессора; импорт и экспорт цифрового звука в различных форматах; микширование сигналов и управление студийным оборудованием; наличие удобных средств для работы с лупами; загрузка проектов другого программного продукта фирмы Steinberg; возможность совместной работы Cubase 5 с приложениями, поддерживающими протокол ReWire.
Тематика и описание практических занятий: работа над собственным произведением или аранжировкой; подбор инструментов для аранжировки.
Тема «Концертная звукорежиссура»
Содержание. Концертный звук: подготовка, аспекты качества, мониторинг Саундчек, барабанная установка, бас-гитара, клавишные инструменты, акустическая гитара, электрогитара, лидер-вокал, бэк-вокал. Практические аспекты процесса микширования «живого» звука. Технологии и инструментарий концертной звукорежиссуры. Виды обработок: спектральная, динамическая, временная. Последовательное и параллельное подключение внешних процессоров эффектов. Практика использования процессора lexiconmx 400 на концертных программах. Комплексы звукотехнического усиления. Инсталляции в больших и малых залах. Практика концертной звукорежиссуры. Знакомство с интерфейсом программы ProTools. Организация процесса многоканальной записи. Стереофоническая запись рояля. Сведение многоканальной записи. Многопользовательский режим управления цифровыми микшерными пультами.
Тематика и описание практических занятий: освоение специализированного программного и аппаратного обеспечения МКТ в профессиональной деятельности современного специалиста; слуховой анализ аудиофайла; создать аранжировку известных произведений или создать собственные композиции любой стилевой направленности в программе-секвенсоре; доработать готовое музыкальное произведение до профессионального звучания в звукозаписывающей студии с применением необходимых аппаратных средств.
Формы и методы контроля знаний слушателей по темам
Итоговой аттестацией по модулю является зачет, состоящий из двух частей, первая из которых проходит в форме презентации музыкального проекта с базовыми обработками, сведением и мастерингом, представленного в виде MIDI или Wave-файлов, в которых:
а) содержится оригинальная творческая работа слушателя (секвенсинг камерного произведения), свидетельствующая о художественном уровне исполнительских достижений и выполняемая слушателем последовательно в ходе практических занятий;
б) исполнение камерного произведения с интерактивным участием в качестве сольного исполнителя на MIDI-контроллере.
Критерии оценки работы содержат в себе соблюдение основных правил создания музыкального проекта. При оценке исполнения работы будут учитываться: соблюдение стилевых особенностей композиции, качество обработки аудиотрека, художественная составляющая произведения.
Вторая часть - это выполнение теоретико-практического задания, выявляющего уровень сформированности соответствующих профессиональных и информационных компетенций слушателей.
В процессе обучения слушатели подготавливают музыкальные проекты, в которых демонстрируют уровень профессиональных знаний.
Примерный перечень творческих работ:
1. Разработать и организовать учебное занятие для получения практических навыков работы на профессиональном оборудовании в группе из нескольких человек, подключивших планшеты по сети Wi-Fi к одному пульту Mackie DL1608 для коллективного решения творческих задач.
2. Запись акустических инструментов по аудиоканалам средствами профессиональных музыкальных секвенсеров (Steinberg Cubase и др.).
3. Создание мультимедийной презентации ««Картинки с выставки» М.П. Мусоргского» с использованием аудио-, видео- и графических редакторов (Sound Forge, Movies Studio Platinum, Photoshop).
4. Демонстрация приемов тембрального обогащения музыкальной композиции для создания оптимально реалистичного звучания смоделированной картины (на примере классических произведений).
5. Презентация проекта с использованием мониторного микширования для создания качественного индивидуального микса каждого исполнителя и сведение в общую музыкальную картину готового произведения.
Примерный перечень вопросов к зачету:
1. Физические основы звука.
2. Акустические параметры студий и концертных залов.
3. Цифровой звук и его основные характеристики.
4. Микрофонный приём звуковых сигналов.
5. Звукозапись музыкальных коллективов.
6. Редакция и монтаж фонограмм.
7. Инструменты мастеринга.
8. Основные средства компьютерной системы звукозаписи.
9. Микшерный пульт: назначение, устройство и принципы работы.
10. Современные программно-аппаратные комплексы.
11. Виртуальные студии и виртуальные инструменты.
12. Процессоры эффектов - пространственных, динамических, спектральных.
13. Современные аудиоредакторы.
14. Раскрыть понятие терминов: аранжировка, транскрипция, обработка, парафраза, редакция и переложение.
15. Струнная группа в GM: сольные и ансамблевые пресеты, возможность их редактирования. Трактовка в МЮ1-файле.
16. Представительство деревянно-духовых тембров (пресетов) в GM и VST-инструментарии.
Приёмы аранжировки и редактирования виртуальной партитуры при использовании данной группы.
17. Отличие компьютерной аранжировки от темброво-акустической: возможность совмещённого использования в ансамбле электронного и «живого» звучания.
18. Программное обеспечение для создания музыки (с одной стороны, немузыкантами и, с другой - музыкантами-профессионалами).
19. Медная группа в GM и VST-инструментарии. Принципы представительства меди в компьютерной аранжировке и её «партитуре».
Библиографический список
20. Ударные в GM. Классификация и методы работы с пресетами ударных в музыкальных компьютерных программах.
21. Автоаранжировщики и музыкальные конструкторы: художественно-творческие возможности популярных в России музыкальных компьютерных программ.
22. Клавишные в GM и VST-инструментарии: функции в аранжировке.
23. Органно-духовые тембры в GM и VST-инструментарии: особенности их трактовки в аранжировках и композиции.
24. Гитарные пресеты в GM, VST-инструментарии, аналоговые и семлер-ные. Функциональная трактовка гитары в ансамблевых композициях.
25. Синтетические и звуковые тембры и эффекты в GM: возможности их применения в аранжировке и композиции.
26. Ансамблевое музицирование с применением MIDI-инструментов.
27. Классификация программных продуктов для музыкального образования.
1. Словарь иностранных слов. Москва: Издательство «Русский язык», 1992.
2. Динов В.Г Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. Санкт-Петербург: Издательство «Планета музыки», 2019.
3. Вепринцев И.П. Тропой музыки. Stereo&Video. 2010; № 182 - 183. Available at: http://veprintsev-ru.1gb.ru/articles.asp?ID=17
4. Белов ГГ., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер. Новый инструмент музыканта: методическое пособие. Санкт-Петербург, 2006.
5. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества и феномен музыкальной культуры. Общество: философия, история, культура. 2017; № 2: 87 - 92.
6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая обучающая и творческая среда. Современное музыкальное образование-2002: материалы Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2002: 161 - 169.
7. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № S24: 360 - 375.
8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в общем и профессиональном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование-2004: материалы Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2004: 52 - 55.
9. Gorbunova I.B. The Concept of Music Computer Pedagogical Education in Russia. International Journal of Advanced Science and Technology. 2020; Vol. 29, № S6: 600 - 615.
10. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; № 5: 15 - 19.
11. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогуманитарной теории и практике. Казанский педагогический журнал. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.
12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект). Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества. Труды Международной научно-теоретической конференции. 2014: 97 - 100.
13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество как средство формирования информационной компетентности современного музыканта-педагога. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; № 9 (80): 256 - 261.
14. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; № 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/3_4.html
15. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования. Научное мнение. 2015; № 3-2: 68 - 82.
16. Горбунова И.Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа «Soft Way to Mozart». Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; № 4 (39): 104 - 109.
17. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 10: 69 - 77.
18. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; № 3 (106): 74 - 77.
19. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.
20. Горбунова И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке. Общество: философия, история, культура. 2016; № 9: 97 - 101.
21. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926 - 2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 15 - 20.
22. Белов ГГ., Горбунова И.Б. Кибернетика и музыка: постановка проблемы. Общество: философия, история, культура. 2016; № 12: 138 - 143.
23. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments. To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary, 2018: 23 - 28.
24. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Проблемы музыкальной науки. 2018; № 4 (33): 55 - 64.
25. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18. International Conference Proceedings. Paris, France, 2018: 144 - 149.
References
1. Slovar' inostrannyh slov. Moskva: Izdatel'stvo «Russkij yazyk», 1992.
2. Dinov V.G. Zvukovaya kartina. Zapiski o zvukorezhissure. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Planeta muzyki», 2019.
3. Veprincev I.P. Tropoj muzyki. Stereo&Video. 2010; № 182 - 183. Available at: http://veprintsev-ru.1gb.ru/articles.asp?ID=17
4. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyjkomp'yuter. Novyjinstrumentmuzykanta: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.
5. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva i fenomen muzykal'noj kul'tury. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2017; № 2: 87 - 92.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obuchayuschaya i tvorcheskaya sreda. Sovremennoemuzykal'noeobrazovanie-2002: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2002: 161 - 169.
7. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № S24: 360 - 375.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2004: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2004: 52 - 55.
9. Gorbunova I.B. The Concept of Music Computer Pedagogical Education in Russia. International Journal of Advanced Science and Technology. 2020; Vol. 29, № S6: 600 - 615.
10. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; № 5: 15 - 19.
11. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.
12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O znachenii informacionnyh tehnologij dlya sovremennoj 'eksperimental'noj 'estetiki (muzykal'no-teoreticheskij aspekt). Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva. Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. 2014: 97 - 100.
13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo kak sredstvo formirovaniya informacionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 9 (80): 256 - 261.
14. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; № 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/3_4.html
15. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; № 3-2: 68 - 82.
16. Gorbunova I.B., Hajner E. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke v shkole cifrovogo veka: programma "Soft Way to Mozart". Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 4 (39): 104 - 109.
17. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 10: 69 - 77.
18. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.
19. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.
20. Gorbunova I.B. "Avtomaticheskie kompozicii" kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; № 9: 97 - 101.
21. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.
22. Belov G.G., Gorbunova I.B. Kibernetika i muzyka: postanovka problemy. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; № 12: 138 - 143.
23. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments. To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary, 2018: 23 - 28.
24. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Problemy muzykal'nojnauki. 2018; № 4 (33): 55 - 64.
25. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18. International Conference Proceedings. Paris, France, 2018: 144 - 149.
Статья поступила в редакцию 30.07.20
УДК 378
Lapteva V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, senior lecturer,
Department of Music Education and Performance, Kursk State University (Kursk, Russia), E-mail: [email protected]
THE INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECT "THE ORGANIZATION OF THE SOUND SPACE IN EDUCATION: THE PAST AND THE MODERNITY". The
article represents an analysis of features in the sound space of education. The researcher compares the modern reality with tendencies that had been formed through the history of general music education in Russia. The author discusses changes of status of sound in daily life in the first decades of the XX century, about reasons and outcomes of these changes. Nowadays, these changes cause to disappointing trends. It is necessary to have musical education for every modern person to overcome these trends. According to the author of the article, the realization of the innovative educational project "The organization of the sound space in education: the past and the modernity" in the system of the pedagogical education is the effective form of the development of the musically-pedagogical competence as a professional skill of all teachers.
Key words: sound education space, musical pedagogical competence.
В.А. Лаптева, канд. пед. наук, доц. ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», доц. ФБГОУ ВО «Курский государственный
университет», г. Курск, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗВУКОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Статья посвящена анализу особенностей звукового пространства образования и соотнесению тенденций, сложившихся в истории отечественного общего музыкального образования с современными реалиями. Автор размышляет об изменении статуса звука в жизненном укладе человека в первые десятилетия XX века, о причинах и последствиях этих изменений, приведших к настоящему времени к неутешительным тенденциям, для преодоления которых общее музыкальное образование не только как результат, но и как процесс, должно быть обязательным для каждого современного человека. Реализация инновационного образовательного проекта «Организация звукового пространства образования: история и современность» в системе педагогического образования, по мнению автора статьи, является эффективной формой развития музыкально-педагогической компетентности как профессионального качества каждого педагога.
Ключевые слова: звуковое пространство образования, музыкально-педагогическая компетентность.
Инновационный образовательный проект «Организация звукового пространства образования: история и современность», целью реализации которого является раскрытие потенциала музыкальных и других звуковых средств в осуществлении разных видов образовательной деятельности за рамками собственно музыкального образования, включен в научно-исследовательскую работу ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» с 2016 г. [1], однако идеи, послужившие основой для его инициации, имеют достаточно длительную историю развития. Например, выдающийся музыкальный деятель Н.Ф. Фин-дейзен был убежден в том, что «... художественно образованный человек и к жизни предъявляет более благородные требования, и к явлениям искусства относится более сознательно и серьезно» [2]. Эти мысли бессменного главного редактора «Русской музыкальной газеты», лектора и педагога, запечатленные в докладной записке «О введении в программу учебного плана Народной школы курса Всеобщей истории музыки» в 1918 году (более ста лет назад), вполне современны.
В любую историческую эпоху отражением жизни в звучаниях и художественных образах, создаваемых людьми, позволяющим судить о жизни общества, является искусство и в первую очередь музыка. Изначально ее роль определялась достаточно четко: каждой жизненной ситуации соответствовало определенное звучание. Чем разнообразнее становилась жизнь и деятельность людей, тем разнообразнее, интереснее, но и сложнее становились звучания, и необходимость их освоения способствовала выделению художественного образования в отдельную сферу, погружение в которую всех и каждого уже требовало специальной подготовки.
Обращаясь к традициям организации звукового пространства бытия человека, можно констатировать, что, например, в XIX веке стезю профессионального музыканта было необязательно выбирать в детстве. Уровень общего музыкального образования зачастую позволял сделать этот выбор гораздо позже. И занятия музыкой осуществлялись в разнообразной учебной деятельности, свидетельством чему является, например, содержание учебников К.Д. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово», поэтическая часть которых на уроках пропевалась.
На последующих образовательных этапах - в учебных заведениях, где студенты, учащиеся получали разные профессии, музыкальное образование продолжалось. Музыковед И.Ф. Петровская отмечает: «Роль этих заведений в распространении музыкальных знаний и подготовке любителей-исполнителей, некоторые из которых становились профессионалами, очень велика» [3, с. 13]. И среди таких учебных заведений она называет не только Академию художеств (воспитательное училище при ней) и женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии. Таким же образом дело было поставлено в учебных заведениях Военного ведомства, а также в Училище правоведения и Горном институте.
Не менее, а может быть, и более важную роль играли семейные традиции, точнее - синтез общественного и семейного воспитания. «Разумеется, - пишет музыковед и педагог Г.И. Ганзбург, - не все дети, рожденные в семьях, где родители музицировали, становились потомственными музыкантами. ... Но остальные становились потомственными культурными людьми» [4, с. 10].
Череда революций в России начала XX века внесла свои коррективы в жизненный уклад общества, а минувшее столетие совершенно изменило его, однако необходимость всеобщего музыкального образования к концу XX - началу XXI века вновь стала весьма актуальна, но теперь уже по совершенно иным причинам: статус звука в настоящее весьма неоднозначен. Современный человек регулярно попадает под влияние множества непонятных, «чужих» и даже опасных для психики и физического состояния звукосочетаний и громкостей. Можно назвать несколько сложившихся в современном мире весьма неутешительных тенденций.
• Звук научился превращаться в оружие и даже наркотики [5].
• Общество стало делиться на музыкантов (для которых музыка - это профессия) и «немузыкантов» (людей, в жизни которых звучания зачастую являются лишь удачным или неудачным фоном жизни).
• В общем образовании человека, жившего некогда в гармонии с миром музыкальных и иных звуков, не всегда замечая и осознавая это, был утрачен стержневой компонент, замена которого некачественным суррогатом увела из